ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-177-180 NIION: 2018-0076-12/22-1205 MOSURED: 77/27-023-2022-12-1402
ЛЬВИЦЫНА Анастасия Олеговна,
Научный руководитель: д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса Российской государственной академии интеллектуальной собственности, е-mail: mail@law-books.ru
АЛИЕВ Тигран Тигранович,
Аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности, е-mail: mail@law-books.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦЕВТИКИ
Аннотация. В данной статье автор анализирует актуальные проблемы охраны и правового регулирования промышленных образцов в области фармацевтики по законодательству Российской Федерации, с выделением преимуществ получения такой охраны. Особое внимание уделено проблемным вопросам связанным с процессом получения реги-страций на промышленные образцы фармацевтическими компаниями. Представлено сравнение преимуществ патентной охраны промышленных образцов и средств индивидуализации в фармацевтической отрасли.
Ключевые слова: промышленный образец, средства индивидуализации, товарный знак, охрана интеллектуальной собственности, фармацевтика, патентные права.
LVITSYNA Anastasia Olegovna,
Supervisor: Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Department of Civil and Arbitration Proceedings
Russian State Academy intellectual property
ALIYEV Tigran Tigranovich,
Postgraduate Student of the Russian State intellectual property academies
TO THE QUESTION OF THE PROTECTION OF INDUSTRIAL SAMPLES IN THE FIELD OF PHARMACEUTICALS
Annotation. In this article, the author analyzes the current problems of protection and legal regulation of industrial samples in the field of pharmaceuticals under the legislation of the Russian Federation, highlighting the advantages of obtaining such protection. Particular attention is paid to problematic issues related to the process of obtaining registrations for industrial samples by pharmaceutical companies. A comparison of the advantages of patent protection of industrial samples and individualization means in the pharmaceutical industry is presented.
Key words: industrial design, individualization means, trademark, intellectual property protection, pharmaceuticals, patent rights.
В настоящее время вопрос становления эффективного правового регулирования охраны промышленных образцов занимает умы многих ученых юристов и практи-
ков. Не стала исключением и защита интеллектуальной собственности в фармацевтической сфере, при этом в данном случае прослеживается определенная взаимосвязь между развитием
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
инновационных разработок и их защитой. Одновременно наличие гарантий защиты исключительных прав на лекарственные препараты и способы их получения, способствует стимулированию производителей для дополнительного инвестирования финансов в разработку новых и улучшение существующих лекарств.
Следует отметить, что наибольшей популярностью в области фармацевтики пользуются такие способы защиты интеллектуальной собственности, как получение патентов на изобретения и полезные модели. Также у производителей лекарственных препаратов существует необходимость в обеспечении защиты не только технических решений, но и внешнего вида создаваемых ими конечных продуктов.
Основным инструментом, позволяющим выделить фармацевтическую продукцию на рынке и сделать ее узнаваемой посредством оригинального дизайна, является получение охраны на средство индивидуализации - упаковку продукта, но помимо этого, существует еще один, альтернативный способ, а именно получение патентной охраны на такую продукцию в качестве промышленного образца.
Так, в соответствии с п.1, ст. 1352 ГК РФ в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида промышленного или кустарно-ремесленного производства.1
Под внешним видом подразумевается форма, конфигурация, орнамент, наносимый на поверхность изделия, сочетание цветов, фактура материала изделия и прочие особенности проработки дизайна продукции.2
Во многих областях производители ставят на первое место не качество выпускаемой продукции, а зрительное впечатление от товара, а также возможность выделить его на рынке среди конкурентов благодаря яркому и оригинальному дизайну и зрительному впечатлению от него. Часто дизайн товара имеет ключевую роль в обеспечении его рыночного успеха, однако в случае с лекарственными препаратами это не совсем так.
Целью любого производителя лекарственных препаратов является уникальность производимой им продукции. Остаются высокими требования к инновационности и высокотехнологично-сти препаратов в условиях высокого уровня конку-
ренции. Это объясняет тот факт, что производители стремятся запатентовать новые химические соединения, способы их получения, фармацевтические композиции и пр.
Помимо этого, немаловажна роль рекламы, как одного из инструментов продвижения лекарственных средств. Однако не стоит забывать и о зрительном впечатлении от продукции. Оригинальный дизайн позволяет выделить любой товар среди конкурентов, в том числе и среди фармацевтических средств, поэтому дизайн стоит отнести к одному из важных аспектов влияющих на продвижение лекарственных препаратов на рынке.
В отличие от различных средств индивидуализации, промышленный образец тесно связан с понятием изделие. В качестве промышленного образца можно запатентовать внешний вид таких изделий, как упаковки лекарственных препаратов, таблетки или капсулы и даже блистеры для хранения таблеток.
Статьей 1352 ГК РФ установлено два критерия патентоспособности промышленного образца: новизна и оригинальность. 3 Необходимо помнить, что при оценке новизны и оригинальности во внимание принимаются все сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета заявленного промышленного образца, в том числе сведения, полученные из сети-интернет.
При этом в ходе осуществления попытки сделать свое изделие новым и оригинальным, с точки зрения внешнего вида, производители лекарственных препаратов могут столкнуться с рядом проблем.
Так, например, существуют некоторые ограничения юридического характера, а иногда они могут быть обусловлены факторами процесса эксплуатации (использования) медицинских препаратов.
В свою очередь некоторые разработчики нормативных актов предпринимают попытки на законодательном уровне запретить использование некоторых изображений в коммерческих или псевдомедицинских целях, как это было с «Красным Крестом».4 При этом в настоящее время большинство аптек, а также фармацевтических компаний, перешло на европейский стандарт использования креста в зеленом цвете. Его нали-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ статья 1352 Условия патентоспособности промышленного образца
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ статья 1352 Условия патентоспособности промышленного образца
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ статья 1352 Условия патентоспособности промышленного образца
4 Проект Федерального закона № 890109-6 "О Российском Красном Кресте" (внесен 29.09.2015 депутатами ГД С.В. Калашниковым, В.Ю. Максимовым) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/57722649/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
чие способствует запоминанию и узнаванию продукта, а равно распознаванию его как «лекарства» предназначенного для хранения и реализации, однако данный факт не приближает производителя к цели сделать свою продукцию новой и оригинальной, с точки зрения внешнего вида, в целях выделения ее на рынке среди прочих лекарственных препаратов.
Однако существует ряд примеров, когда автор, продумывающий дизайн упаковки, наносит на ее поверхность крест, при этом придавая ему такую графическую прорисовку, что наличие данного стилизованного изображения позволяет заявителю не только получить патент на оригинальное изделие в качестве промышленного образца, но и выделить свою продукцию среди ряда однотипных товаров, на поверхность которых нанесены одинаковые зеленые кресты. Так, например, наличие стилизованного креста на упаковке образует внешний вид изделия "Рисунок для упаковки" запатентованного в качестве промышленного образца под №114242.
Кроме вышеупомянутого ограничения, существует еще одно, весьма значительное, с которым может столкнуться дизайнер при создании оригинального внешнего вида «таблетки». Это ограничение обусловлено способом ее эксплуатации конечным потребителем. Для того, чтобы получить патент на внешний вид «таблетки» ее форма может быть любой, достаточно того, что бы ее внешний вид визуально отличался от уже известных, но, помимо этого, в задачу производителя входит, в том числе, и сделать максимально удобным процесс использования препарата, а это значительно ограничивает свободу мысли дизайнера.
В месте с тем в п. 75 Правил1 составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов и их формы установлено, что при оценке оригинальности заявленного промышленного образца должны учитываться ограничения возможностей авторов по разработке решения внешнего вида изделия такого назначения, связанные, в частности, с технической функцией изделия или его элемента и стандартизированными требованиями к изделию, если таковые имеются (степень свободы дизайнера). Исходя из этого положения при проведении экспертизы и
1 Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов и их формы (с изменениями на 23 ноября 2020 года) [Электронный ресурс]. URL:https://new.fips.ru/documents/npa-rf/prikazy-minekonomrazvitiya-rf/prikaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-ot-30-sentyabrya-2015-д-695.р1лр#1
сравнении общих впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и выявленными в результате информационного поиска аналогами, а также при защите прав на уже существующие объекты, по нашему мнению, следует принимать этот аспект во внимание.
Еще с одной проблемой может столкнуться производитель лекарственных препаратов при попытке получить правовую охрану на свое изделие в качестве промышленного образца уже на стадии проведения патентной экспертизы. Нередко эксперты выявляют наличие на заявленных изображениях изделия товарные знаки, зарегистрированные на другое лицо и имеющие более раннюю дату приоритета. Как правило, это бывает связано с тем, что товарные знаки регистрируют на наименование юридического лица, поскольку законодательством, на данный момент, не предусмотрена регистрация средств индивидуализации на физическое лицо, а на промышленный образец тот же заявитель подает заявку с указанием его в качестве физического лица. Такое лицо может иметь отношение к юридическому лицу, получившему правовую охрану на товарный знак, однако в соответствии с действующем законодательством заявителем по заявке на промышленный образец и правообладателем товарного знака, включенного в такой промышленный образец, должно являться одно и то же лицо. А промышленный образец включающий в себя графический элемент или словесное обозначение сходное до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, зарегистрированным на другое лицо не будет признан патентоспособным в соответствии с пп. 2, п.5, ст.1352 ГК РФ.2
Указанные ограничения, с которыми регулярно сталкиваются фармацевтические компании при попытке получить регистрацию на внешний вид своей продукции в качестве промышленного образца, а так же тот факт, что скорость процедуры регистрации средств индивидуализации значительно ниже вышеупомянутой, привело к тому, что в настоящее время фармацевтические компании предпочитают такой способ защиты своих прав на дизайн производимой ими продукции, как регистрация средств индивидуализации.
На наш взгляд, использование лишь одного способа защиты, такого как регистрация товарного знака, в качестве обеспечении охраны на внешний вид изделия недостаточно. Не следует пренебрегать и забывать об общем зрительном впечатлении, которое производит на конечного
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ статья 1352 Условия патентоспособности промышленного образца
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
потребителя товар и его упаковка, ведь оно позволяет выделить продукцию конкретного производителя на рынке.
Максимально эффективной, по нашему мнению, выглядит комплексная правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в фармацевтических компаниях, включающая в себя регистрацию средств индивидуализации - в качестве товарных знаков, и внешнего вида изделия (его дизайна) - в качестве промышленного образца.
Список литературы:
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64629/
[2] Проект Федерального закона № 890109-6 "О Российском Красном Кресте" (внесен 29.09.2015 депутатами ГД С.В. Калашниковым, В.Ю. Максимовым) [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/57722649/
[3] Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов и их формы (с изменениями на 23 ноября 2020 года) [Электронный ресурс]. URL:https:// new.fips.ru/documents/npa-rf/pri kazy-minekonomrazvitiya-rf/prikaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-ot-30-sentyabrya-2015-g-695.php#I
[4] Ершова И. В. Предпринимательское право : учебник для вузов. — М. : Юрис пруден-ция, 2005
[5] Мохов А. А. Правовые основы обращения лекарственных средств // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. — № 2.
[6] Сушкова О. В. Правовые проблемы реализации современных биотехнологий в сфере социального предпринимательства // Гражданское право. — 2019. — № 4. — С. 32—35.
[7] Улумбекова Г. Э., Калашникова А. В. Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ // Вестник ВШО УЗ. — 2018. — № 2
[8] Винников А.В., Коллизии, возникающие в случаях столкновения прав на товарные знаки и промышленные образцы //Академическая публицистика — 2021 — № 6
Spisok literatury:
[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_64629/
[2] Proekt Federal'nogo zakona № 890109-6 "O Rossijskom Krasnom Kreste" (vnesen 29.09.2015 deputatami GD S.V. Kalashnikovym, V.YU. Maksi-movym) [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/57722649/
[3] Pravila sostavleniya, podachi i rassmo-treniya dokumentov, yavlyayushchihsya osnovaniem dlya soversheniya yuridicheski znachimyh dejstvij po gosudarstvennoj registracii promyshlennyh obrazcov i ih formy (s izmeneniyami na 23 noyabrya 2020 goda) [Elektronnyj resurs]. URL:https://new.fips.ru/ documents/npa-rf/prikazy-minekonomrazvitiya-rf/pri-kaz-ministerstva-ekonomicheskogo-razviti-ya-rf-ot-30-sentyabrya-2015-g-695.php#I
[4] Ershova I. V. Predprinimatel'skoe pravo : uchebnik dlya vuzov. — M. : YUris prudenciya, 2005
[5] Mohov A. A. Pravovye osnovy obrash-cheniya lekarstvennyh sredstv // Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie «Pravo i Biznes». 2017. — № 2.
[6] Sushkova O. V. Pravovye problemy real-izacii sovremennyh biotekhnologij v sfere social'nogo predprinimatel'stva // Grazhdanskoe pravo. — 2019. — № 4. — S. 32—35.
[7] Ulumbekova G. E., Kalashnikova A. V. Ana-liz rynka lekarstvennyh preparatov v RF // Vestnik VSHO UZ. — 2018. — № 2
[8] Vinnikov A.V., Kollizii, voznikayushchie v sluchayah stolknoveniya prav na tovarnye znaki i promyshlennye obrazcy //Akademicheskaya publi-cistika — 2021 — №6
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022