Научная статья на тему 'К вопросу об обязательных требованиях при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации: в порядке дискуссии'

К вопросу об обязательных требованиях при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации: в порядке дискуссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник ВНИИДАД
ВАК
Область наук
Ключевые слова
архивные документы / Архивный фонд Российской Федерации / законодательство об архивном деле / обязательные требования / региональный государственный контроль (надзор) / archival documents / Archival Fund of the Russian Federation / legislation on archiving / mandatory requirements / regional state control (supervision)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерёмченко Владимир Александрович, Нагорная Маргарита Леонидовна

Рассматриваются правовые аспекты применения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации. В периодической печати этот вопрос рассматривается впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ерёмченко Владимир Александрович, Нагорная Маргарита Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting the mandatory requirements during the implementation of regional state control (supervision) for compliance with archival legislation in the Russian Federation: by discussion

The legal aspects of the of mandatory requirements application during the implementation of regional state control (supervision) for compliance with archival legislation in the Russian Federation are considered. This issue is being discussed for the first time in periodicals.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обязательных требованиях при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации: в порядке дискуссии»

АРХИВОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

УДК 930.25

Ерёмченко Владимир Александрович

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела г. Москва, Российская Федерация eremchenko@vniidad.ru

Нагорная Маргарита Леонидовна

Всероссийский научно-исследовательский институт

документоведения и архивного дела

г. Москва, Российская Федерация

SPIN: 3964-0310

nagornaya@vniidad.ru

Научная статья

к вопросу об обязательных требованиях при осуществлении регионального государственного

контроля (надзора) за соблюдением законодательства

об архивном деле в российской федерации: в порядке дискуссии

Рассматриваются правовые аспекты применения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации. В периодической печати этот вопрос рассматривается впервые.

Ключевые слова: архивные документы, Архивный фонд Российской Федерации, законодательство об архивном деле, обязательные требования, региональный государственный контроль (надзор).

Для цитирования: Ерёмченко В.А., Нагорная М.Л. К вопросу об обязательных требованиях при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации: в порядке дискуссии // Вестник ВНИИДАД. 2024. № 2. С. 18-27.

Поступила в редакцию: 28.02.2024 Received: 28.02.2024

Поступила после рецензирования: 10.03.2024 Revised: 10.03.2024

Принята к публикации: 15.03.2024 Accepted: 15.03.2024

© Ерёмченко В.А., Нагорная М.Л., 2024

revisiting the mandatory requirements during the implementation of regional state control (supervision) for compliance with archival legislation in the russian federation: by discussion

The legal aspects of the of mandatory requirements application during the implementation of regional state control (supervision) for compliance with archival legislation in the Russian Federation are considered. This issue is being discussed for the first time in periodicals.

Keywords: archival documents, Archival Fund of the Russian Federation, legislation on archiving, mandatory requirements, regional state control (supervision).

For citation: Eryomchenko V.A., Nagornaya M.L. Revisiting the mandatory requirements during the implementation of regional state control (supervision) for compliance with archival legislation in the Russian Federation: by discussion. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2024;2:18-27. (In Russian).

Original article

Проблема формирования (формулирования) обязательных требований по соблюдению законодательства об архивном деле тесно связана с развитием контрольной деятельности архивных органов Российской Федерации. При этом речь идет о развитии регионального государственного (межведомственного) контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в первую очередь в субъектах Российской Федерации, в организациях - источниках комплектования государственных и муниципальных архивов. Такой род деятельности осуществлялся архивными органами Российской Федерации еще в советский период и имеет более чем полувековую историю [1].

Контрольная деятельность продолжилась и в постсоветский период. Важную роль здесь сыграл Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее - Федеральный закон № 294-ФЗ). В нем получил развитие понятийный аппарат, связанный с контрольной деятельностью, в частности, появились термины «государственный контроль», «федеральный государственный контроль», «региональный государственный контроль» и др.

Здесь же впервые появился и термин «обязательные требования», который определяется как «требования, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». И хотя Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует в основном вопросы экономической (хозяйственной) деятельности, данное определение позволяет подразумевать, что обязательные требования могут быть в любой сфере деятельности, если они изложены в каких-либо федеральных, региональных

законодательных и иных нормативных правовых актах.

Статья 5 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает разработку административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

Таким образом, этот федеральный закон стал правовой основой для разработки в субъектах Российской Федерации административных регламентов контрольной деятельности, в том числе в архивном деле.

Кроме регламентов, в субъектах Российской Федерации издавались и другие правовые акты по различным вопросам контрольной деятельности, утверждаемые, как правило, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела: порядки, перечни, показатели, руководства и др. Именно в таких актах и предпринимались попытки конкретизировать понятие «обязательные требования» применительно к архивному законодательству, однако единого подхода не было, и каждый регион делал это по своему усмотрению [2].

Дальнейшее развитие контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации осуществлялось в связи с принятием федеральных законов от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) и от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), а также новой редакции от 25 декабря 2023 года Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

(далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), в частности, статьи 16.

В регионах стала активно развиваться практика контрольных проверок архивными органами соблюдения законодательства в сфере архивного дела организациями - источниками комплектования государственных и муниципальных архивов. При этом под законодательством понимался не только Федеральный закон № 125-ФЗ, но и другие нормативные правовые акты по архивному делу. Эти вопросы нашли широкое освещение и в архивной литературе [3-5].

В связи с этим актуальной проблемой является разработка руководства по соблюдению обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле.

Как уже отмечалось в одной из предыдущих статей, в 2022 году Всероссийским научно-исследовательским институ-

том документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) был разработан проект Руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле (далее - Руководство)1. Руководство охватывает обязательные требования, содержащиеся в следующих нормативных правовых актах:

1 Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле, утвержденное статс-секретарем - заместителем руководителя Росархива О.В. Наумовым 13 декабря 2022 года. URL: http://archives.gov.ru/sites/default/ files/2022-08-08-rukovodstvo-knd_0.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

• Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

• Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, утвержденные приказом Росархива от 2 марта 2020 года № 24;

• Правила организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, утвержденные приказом Росархива от 9 декабря 2020 года № 155;

• Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденный приказом Росархива от 1 сентября 2017 года № 143 (в редакции приказа Росархива от 9 июня 2021 года № 51) [2].

Однако названные выше нормативные правовые акты содержат обязательные требования в отношении документов Архивного фонда Российской Федерации, уже хранящихся в государственных и муниципальных архивах. Между тем в регионах архивные органы субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в первую очередь в организациях - источниках комплектования государственных и муниципальных архивов [6].

В связи с этим в 2023 году, также в целях регионального государственного контроля, ВНИИДАД подготовил Руководство по соблюдению обязательных требований на основе Правил организации хранения,

комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Росархива от 31 августа 2023 года № 77 (далее - Правила 2023 года).

Именно здесь проявилась юридическая проблема, которая может в дальнейшем серьезно затруднить осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле, особенно в отношении документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в организациях.

Еще в июле 2023 года, на стадии утверждения Правил 2023 года, от Минэкономразвития России поступило официальное заключение о том, что они не содержат обязательные требования в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ. Как оказалось, аналогичной позиции придерживается и Минюст России, который тем не менее приказ об утверждении Правил 2023 года зарегистрировал. Что из этого следует?

Как известно, факт регистрации любого правового акта в Минюсте России делает этот акт нормативным, то есть указывает на то, что акт содержит в себе определенные нормы. При этом норма происходит от латинского слова norma - руководящее начало, правило, образец. В соответствии с Толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой норма - «узаконенное установление, признанный обязательный порядок». Иными словами, это требование, подлежащее обязательному исполнению. То есть любой нормативный акт должен содержать определенные обязательные требования. Однако в нашем случае

создается явно ненормальная ситуация, когда регистрируется нормативный правовой акт, который якобы не содержит обязательных, то есть нормативных, требований, чего в принципе быть не должно.

Значит ли это, что Минэкономразвития России допустило ошибку в своем утверждении об отсутствии в Правилах 2023 года обязательных требований? К сожалению, формально оно право. Ведь в заключении говорится не об отсутствии обязательных требований как таковых, а о том, что их нет «в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ».

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим, что такое «обязательные требования» в свете Федерального закона № 247-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 1 закон «определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования)».

Таким образом, возникает абсурдная ситуация, когда есть зарегистрированный Минюстом России нормативный правовой акт, который содержит правовые нормы, а следовательно, и обязательные требования, но, поскольку они не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то оказывается, что этих обязательных требований нет.

Анализируя содержание Федерального закона № 247-ФЗ в целом, становится впол-

не очевидно, что он полностью направлен на решение вопросов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанной с лицензированием, аккредитацией, оценкой соответствия продукции, иными формами оценки и экспертизы качества продукции. Неслучайно в соответствии с частью 2 статьи 1 из-под действия этого закона выведены почти все другие сферы деятельности, которые хотя и нуждаются в государственном контроле, но не связаны с производством продукции гражданского назначения: защита государственной тайны; оборона; оборонный заказ; государственная безопасность; правоохранительная деятельность; гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; налоги и сборы; атомная энергия; валютное регулирование; здравоохранение; образовательная деятельность; финансовая отчетность и бухгалтерский учет.

Отсюда следует, что названные сферы деятельности самостоятельно в своих нормативных правовых актах определяют обязательные требования, необходимые им для осуществления государственного контроля.

В связи с этим представляется необоснованным тот факт, что Минэкономразвития России - разработчик Федерального закона № 247-ФЗ - не включило в этот перечень такие отрасли, как культура и архивное дело. Ведь совершенно очевидно, что обязательные требования, действующие, например, в сфере охраны памятников истории и культуры, музейного или архивного дела, не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и не подходят под определение обязательных требований, данное в части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ. Здесь явно прослеживается недостаточное межведомственное взаимо-

действие в нормотворческой деятельности и чисто утилитарный подход для решения хотя и важных, но достаточно ограниченных хозяйственных задач. Между тем обязательные требования в целях осуществления государственного контроля - вопрос гораздо более широкий, который не должен быть связан только с сертификацией и качеством продукции, производимой в результате экономической деятельности.

Вместе с тем Руководство по соблюдению обязательных требований, разработанное ВНИИДАД в 2022 году, было признано действующим и утверждено Росархивом в связи с тем, что и Федеральный закон № 125-ФЗ, и другие нормативные правовые акты были приняты еще до выхода в свет Федерального закона № 247-ФЗ, а закон, как известно, обратной силы не имеет.

В связи с этим для легитимации Руководства по соблюдению обязательных требований по предложению Росархива нормы Правил 2023 года отнесли к соответствующим статьям Федерального закона № 125-ФЗ, регулирующим вопросы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Руководство утверждено приказом Росархива от 13 февраля 2024 года № 192.

Вместе с тем данная конкретная ситуация никак не решает в целом проблему правового определения обязательных тре-

2 Руководство по соблюдению обязательных требований, являющихся предметом контроля при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле, утвержденное приказом Росархива от 13 февраля 2024 года № 19. URL: http://archives.gov.ru/ sites/default/files/2024_rukovodstvo-ot-region-control.pdf (дата обращения: 14.03.2024).

бований для государственного контроля в сфере архивного дела.

В частности, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу. В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ по результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении срока действия такого акта не более чем на шесть лет.

То есть по истечении установленного срока все наши действующие правила и порядки, содержащие обязательные требования, надо будет утверждать заново. А это значит, что вновь утвержденные нормативные правовые акты будут подпадать под действие части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ. Любой новый нормативный правовой акт по архивному делу, даже федеральный закон, изданный после принятия Федерального закона № 247-ФЗ, будет признан не содержащим обязательных требований. Полагаем, что это явно противоречит логике правовой деятельности и здравому смыслу, серьезно разрушает всю правовую систему в сфере контрольной деятельности и практически парализует дальнейшую работу по государственному контролю за соблюдением законодательства об архивном деле.

В отношении Федерального закона № 247-ФЗ возникают и другие вопросы. В частности, очевидно, что два федеральных закона о контрольной деятельности -№ 247-ФЗ и № 248-ФЗ, разработчиком которых является Минэкономразвития России, - должны как минимум корреспондироваться по содержанию или хотя

бы не противоречить друг другу. На деле это не так.

Например, в соответствии с частью 3 статьи 1 действие Федерального закона № 248-ФЗ распространяется практически на все сферы деятельности, в том числе и на архивное дело, что подтверждает и ссылка на этот закон в части 3 статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ в части организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле.

Исключение в Федеральном законе № 248-ФЗ составляют только органы государственной безопасности, суды, прокуратура, правоохранительные органы, а также вопросы, связанные с расследованием причин различных аварий (часть 3 статьи 1). Но при этом в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ обязательные требования должны быть связаны только с экономической деятельностью и качеством продукции. Такое различие в сферах применения двух законов серьезно дезорганизует осуществление контрольной деятельности. Неслучайно в статье 16 Федерального закона № 125-ФЗ упоминание о Федеральном законе № 247-ФЗ вообще отсутствует.

Можно предположить, что положения Федерального закона № 125-ФЗ разработчики Федерального закона № 247-ФЗ просто не учли. Иначе они должны были изначально понимать, что действие Федерального закона № 247-ФЗ не может распространяться на контрольную деятельность в сфере архивного дела. Таким образом, позиция Минэкономразвития России, отрицающая обязательные требования в сфере архивного дела, в какой-то степени может быть оправданна.

Однако вызывает недоумение точка зрения Минюста России, который, заре-

гистрировав Правила 2023 года, также подтвердил отсутствие в них обязательных требований. Возможно, здесь сработал чисто формальный фактор: если в части 2 стати 1 Федерального закона № 247-ФЗ, где перечислены сферы деятельности, на которые закон не распространяется, отсутствует упоминание о сфере архивного дела, значит, формально архивное дело под этот закон подпадает.

В каких же нормативных правовых актах устанавливаются обязательные требования в сфере архивного дела? Полагаем, что ответ на этот вопрос дает часть 2 статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ, в которой говорится об обязательных требованиях не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а именно в сфере архивного дела.

В частности, в соответствии с данной статьей предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле являются:

«1) для федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - соблюдение архивами, музеями, библиотеками и научными организациями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, обязательных требований особого режима учета, хранения и использования уникальных документов, находящихся у них на постоянном хранении;

2) для регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле - соблюдение обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нор-

мативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

Таким образом, данная статья содержит совершенно иное, чем в Федеральном законе № 247-ФЗ, толкование обязательных требований, которое связано с основными направлениями архивной работы по организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Это толкование адаптировано для государственного контроля (надзора) именно за соблюдением законодательства об архивном деле.

Отсюда вполне очевидно что в части 2 статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ говорится, в каких нормативных правовых актах установлены эти самые обязательные требования к организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов - сам закон, различные правила, в том числе Правила 2023 года, иные нормативные правовые акты по архивному делу, утвержденные Росархивом и зарегистрированные в Минюсте России.

В результате Минюст России мог бы однозначно сделать вывод о том, что нормы части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ явно неприменимы к вопросам контроля за соблюдением архивного законодательства, то есть обязательные требования в данной ситуации должны формулироваться только с учетом норм статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ. К сожалению, Минюст России занял другую позицию.

Таким образом, в результате применения норм статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ в целях контрольной деятельности не работает и Федеральный закон № 248-ФЗ, а также практически дезавуированы нормы статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ, что серьезно подрывает законодательные основы государственного контроля. Это приводит нас к мысли о том, что архивное законодательство должно содержать свое определение термина «обязательные требования».

Как в дальнейшем может развиваться контрольно-надзорная деятельность в субъектах Российской Федерации? Очевидно, ответ на этот вопрос даст практическая деятельность архивных органов Российской Федерации. Представляется, что уже утвержденные в 2022 и 2023 годах руководства по соблюдению обязательных требований пока являются достаточно хорошей правовой основой для регионального государственного контроля.

Что касается решения вопроса о правовом определении обязательных требований, то здесь возможны различные варианты действий.

Очевидно, ситуация могла бы существенно нормализоваться в случае внесения дополнения в часть 2 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ с упоминанием об архивном деле, что вывело бы данную сферу из-под действия этого закона. В результате мы были бы правомочны в своих нормативных актах сами решать, что является обязательными требованиями.

Полагаем, что оптимальным было бы внесение дополнения в статью 16 Федерального закона № 125-ФЗ с формулировкой более четкого определения обязательных требований, не допускающего различных толкований, например: «В целях настоящего Федерального закона под

обязательными требованиями понимаются требования, установленные в соответствии с федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к организации хранения, комплектования, учета и

использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле».

Представляется, что один вариант не исключает другого, и при желании они могут осуществляться одновременно.

Список источников

1. Афанасьева Л.П., Еремченко В.А. К истории правового обеспечения контрольной деятельности в сфере архивного дела в 1918-2004 годах // Вестник ВНИИДАД. 2022. № 5. С. 19-31.

2. Еремченко В.А., Афанасьева Л.П. Современное нормативное обеспечение и практика контрольной деятельности в Российской Федерации // Вестник ВНИИДАД. 2022. № 6. С. 18-31.

3. Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (доклад А.В. Грошева; сообщения Н.В. Тойкиной, П.Е. Тищенко, Г.И. Растягаевой, Л.Ю. Кондратовой; резолюция) // Отечественные архивы. 2022. № 1. С. 3-24.

4. Белавина О.А. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Санкт-Петербурге: особенности проведения, типичные нарушения, проблемы // Отечественные архивы. 2020. № 2. С. 12-18.

5. Лезговко С.Ю. Государственный контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Ярославской области // Отечественные архивы. 2020. № 6. С. 27-37.

6. Еремченко В.А., Нагорная М.Л. О некоторых вопросах государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации (в порядке дискуссии) // Вестник ВНИИДАД. 2023. № 6. С. 62-69.

References

1. Afanasyeva L.P., Eryomchenko V.A. K istorii pravovogo obespecheniya kontroknoj deyateknosti v sfere arxivnogo dela v 1918-2004 godax [On the history of control activities legal support in archiving in 1918-2004]. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2022;5:19-31. (In Russian).

2. Eryomchenko V.A., Afanasyeva L.P. Sovremennoe normativnoe obespechenie i praktika kontroknoj deyateknosti v Rossijskoj Federacii [Control activities actual regulations and practice in the Russian Federation]. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2022;6:18-31. (In Russian).

3. Sovet po arxivnomu delu pri Federaknom arxivnom agentstve (doklad A.V. Grosheva; soob-shheniya N.V Tojkinoj, P.E. Tishhenko, G.I. Rastyagaevoj, L.Yu. Kondratovoj; rezolyuciya) [Council on archives under the Federal archival agency (report by A.V. Groshev; information from N.V. Toikina, P.E. Tishchenko, G.I. Rastyagaeva, L.Y. Kondratova; resolution)]. Otechest-venny'e arxivy' = Domestic archives. 2022;1:3-24. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Belavina O.A. Kontrok za soblyudeniem zakonodatekstva ob arxivnom dele v Sankt-Peterburge: osobennosti provedeniya, tipichny'e narusheniya, problemyv [Control over compliance with the archival legislation in St. Petersburg: realization features, typi-

cal violations, problems], Otechestvenny'e arxivy* = Domestic archives. 2020;2:12-18. (In Russian).

5. Lezgovko S.Yu. Gosudarstvenny'j kontrok za soblyudeniem zakonodatekstva ob arxivnom dele v Yaroslavskoj oblasti [State control overcompliance with the legislation on archival affairs in the Yaroslavl region]. Otechestvenny'e arxivy' = Domestic archives. 2020;6:27-37. (In Russian).

6. Eryomchenko V.A., Nagornaya M.L. O nekotory'x voprosax gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) za soblyudeniem zakonodatekstva ob arxivnom dele v Rossijskoj Federacii (v po-ryadke diskussii) [On some issues of archiving legislation state control (supervision) in the Russian Federation: by discussion]. Vestnik VNIIDAD = Herald of VNIIDAD. 2023;6:62-69. (In Russian).

MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM lililí

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ерёмченко Владимир Александрович, заместитель заведующего отделом архивоведения Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), Москва, Российская Федерация.

Нагорная Маргарита Леонидовна, заместитель заведующего отделом архивоведения Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), Москва, Российская Федерация.

MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM Ml мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм мм

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vladimir A. Eryomchenko, deputy head of Archival Science Department of the All-Russian Scientific and Research Institute for Records and Archives Management (VNIIDAD), Moscow, Russian Federation.

Margarita L. Nagornaya, deputy head of Archival Science Department of the All-Russian Scientific and Research Institute for Records and Archives Management (VNIIDAD), Moscow, Russian Federation.

I MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM Ml MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM MM МММ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.