Научная статья на тему 'К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов'

К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прасолова Инна Анатольевна

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» были внесены существенные изменения в главу 31 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ). В частности ст. 195.1 ТК РФ изложена в новой редакции, были введены новые ст. 195.2 и ст. 195.3 ТК РФ. Прежде всего, изменилось определение понятия профессионального стандарта, закрепленного в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ. Данное понятие раскрывается в статье, вносятся предложения по его совершенствованию. При этом основной вопрос, который возникает в связи с внесением вышеуказанных изменений в ТК РФ, насколько обязательно применение профессиональных стандартов на сегодняшний день. На основе анализа норм трудового законодательства, а также разъяснений, содержащихся в актах министерств РФ, исследуются вопросы: в каких случаях обязательно применение профессиональных стандартов, а в каких работодатели могут продолжать использовать квалификационные справочники; об обязательности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях и иные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Mandatory Application of Professional Standards

Federal Law № 122-FZ of May 2, 2015 “On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" introduced significant changes to Chapter 31 of the Labor Code of the Russian Federation. In particular, article 195.1 of the Labor Code of the Russian Federation is stated in a new edition; new articles 195.2 and 195.3 have been introduced into the in the Labor Code of the Russian Federation. First of all, the changes have occurred in the definition of the concept of professional standard, fixed in part 2 of article 195.1 of the Labor Code of the Russian Federation. This concept is disclosed in the article. The author has made suggestions on how to improve it. At the same time, the main issue that arises in connection with the introduction of the amendments to the Labor Code of the Russian Federation is how much mandatory the application of professional standards is at present. In the article, based on the analysis of the norms of labor legislation, as well as the explanations contained in the acts of the Ministries of the Russian Federation, examines the following issues: in which cases the use of professional standards is mandatory, and in which cases the employers can continue using qualification guides; about the compulsion of the application of professional standards in state and municipal organizations and other issues.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов»

УДК 347.4/.5 ББК 67.404.2

К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов

И.А. Прасолова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

On the Issue of Mandatory Application of Professional Standards

I.A. Prasolova

Altai State University (Barnaul, Russia)

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» были внесены существенные изменения в главу 31 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). В частности ст. 195.1 ТК РФ изложена в новой редакции, были введены новые ст. 195.2 и ст. 195.3 ТК РФ. Прежде всего, изменилось определение понятия профессионального стандарта, закрепленного в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ. Данное понятие раскрывается в статье, вносятся предложения по его совершенствованию. При этом основной вопрос, который возникает в связи с внесением вышеуказанных изменений в ТК РФ, — насколько обязательно применение профессиональных стандартов на сегодняшний день.

На основе анализа норм трудового законодательства, а также разъяснений, содержащихся в актах министерств РФ, исследуются вопросы: в каких случаях обязательно применение профессиональных стандартов, а в каких работодатели могут продолжать использовать квалификационные справочники; об обязательности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях и иные вопросы.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовая функция, квалификация работника, квалификационные требования, квалификационный справочник.

DOI 10.14258/izvasu(2017)6-12

Federal Law № 122-FZ of May 2, 2015 "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" introduced significant changes to Chapter 31 of the Labor Code of the Russian Federation. In particular, article 195.1 of the Labor Code of the Russian Federation is stated in a new edition; new articles 195.2 and 195.3 have been introduced into the in the Labor Code of the Russian Federation. First of all, the changes have occurred in the definition of the concept of professional standard, fixed in part 2 of article 195.1 of the Labor Code of the Russian Federation. This concept is disclosed in the article. The author has made suggestions on how to improve it. At the same time, the main issue that arises in connection with the introduction of the amendments to the Labor Code of the Russian Federation is how much mandatory the application of professional standards is at present. In the article, based on the analysis of the norms of labor legislation, as well as the explanations contained in the acts of the Ministries of the Russian Federation, examines the following issues: in which cases the use of professional standards is mandatory, and in which cases the employers can continue using qualification guides; about the compulsion of the application of professional standards in state and municipal organizations and other issues.

Key words: professional standard, labor function, qualification of an employee, qualification requirements, qualification guide.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что трудовая функция является важнейшим и обязательным условием трудового договора. В содержание трудовой функции входят такие составляющие, как профессия, должность, специальность, квалификация. От того, каким образом в трудовом договоре

будут определены данные характеристики, зависит вся дальнейшая трудовая деятельность работника. Указанные составляющие трудовой функции раскрываются в таких нормативных правовых актах, как квалификационный справочник и профессиональный стандарт. Учитывая изменения, внесенные в главу 31

ТК РФ [1] Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) [2], весьма важным является вопрос о том, насколько обязательно при определении трудовой функции и должностных обязанностей работника руководствоваться именно профессиональным стандартом. Основной целью настоящей статьи является исследование вопроса об обязательности применения профессиональных стандартов на сегодняшний день. При написании статьи использовались труды таких авторов, как Н.Б. Болдырева, В. Воробьева, С.А. Егоров и др.

Определение понятия профессионального стандарта содержится в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, в которую Федеральным законом № 122-ФЗ было внесено весьма важное уточнение. В прежней редакции согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В действующей редакции ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимает характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Как справедливо отмечают в литературе, дополнение ст. 195.1 ТК РФ призвано устранить допущенную ранее законодателем неточность, поскольку согласно ст. 57 ТК РФ именно трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации — является условием, обязательным для включения в трудовой договор [3, с. 37-40; 4, с. 13].

Вместе с тем следует отметить, что понятие профессионального стандарта, закрепленного в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, является усеченным, поскольку сводится только к характеристике квалификации работника. В соответствии с ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Однако в профессиональных стандартах, помимо данных характеристик, закрепляются и иные. В частности, это особые условия допуска к работе (например, отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) и другие условия допуска) [5; 6], а также иные требования (например, соблюдение врачебной тайны) [7], которые не могут быть отнесены к квалификации в контексте ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ. В связи

с этим предлагается расширить понятие профессионального стандарта и изложить ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ в следующей редакции: «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, а также иные характеристики и требования, необходимые и предъявляемые к работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

Основной вопрос, который возникает в связи с внесением вышеуказанных изменений в ТК РФ, — насколько обязательно применение профессиональных стандартов на сегодняшний день.

Согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Следует отметить, что данная норма не единственная в ТК РФ, устанавливающая обязательность применения профессиональных стандартов в определенных случаях. Так, в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В Письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 [8] подчеркнуто, что профессиональные стандарты работодатели обязаны применять в этих двух вышеуказанных случаях: предусмотренных ч. 1 ст. 195.3 и ст. 57 ТК РФ.

Однако формулировки указанных норм относительно обязательности применения профессиональных стандартов различные. Так, ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ устанавливает обязательность применения профессиональных стандартов только в части тех требований к квалификации, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [9] устанавливает такие требования к квалификации главного бухгалтера открытого акционерного общества, как наличие высшего образования и определенного стажа работы. Вместе с тем в профессиональном стандарте «Бухгалтер» [10] применительно к главному

бухгалтеру помимо уровня образования и опыта работы установлены и иные требования к его знаниям, умениям и навыкам. Но поскольку Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не устанавливает требований к знаниям, умениям и навыкам главного бухгалтера, то в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ в этой части требования профессионального стандарта носят рекомендательный характер. При этом в литературе высказываются предположения, что в скором времени ТК РФ установит обязательность применения профессионального стандарта целиком, а не только в части установленных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами требований к квалификации [11, с. 152-153].

В свою очередь, абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ закрепляет, что все квалификационные требования, а не их часть, как это установлено ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В то же время данные требования становятся обязательными, только если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В частности это касается медицинских работников, педагогов, иных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [12]. Соответственно для данных категорий работников обязательны все требования, указанные в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах. Вместе с тем следует отметить, что данная норма дает работодателям право выбора, т.е. они могут руководствоваться как требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, так и соответствующими положениями профессиональных стандартов. Как указал Минтруд России в Письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 [8], если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, решение вопроса о том, чем же все-таки руководствоваться работодателям — квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, во многом зависит от фор-

мулировки норм, устанавливающих требования к квалификации определенных категорий работников. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам [13]. Как разъяснило Минобрнауки России, исходя из этого обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена. Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностных обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные данные Единого квалификационного справочника [14].

Иная ситуация складывается, например, в отношении аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены требования к квалификации для лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность (ст. 4, ст. 11) [15]. При этом в законе отсутствует отсылка к квалификационным справочникам или профессиональным стандартам. В связи с этим Минфин России отметил, что для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов-работодателей с 1 июля 2016 г. обязательно применение именно профессионального стандарта «Аудитор» [16]. Данная позиция представляется наиболее верной, поскольку согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ обязательность применения профессионального стандарта зависит не от того, установлена ли данная обязанность дополнительно нормативными правовыми актами, а от того, установлены ли нормативными правовыми актами требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Таким образом, если законом предусмотрена возможность выбора между квалификационным справочником или профессиональным стандартом, то работодатели вправе использовать любой из этих нормативных правовых актов. В противном случае при наличии в нормативных правовых актах требований к квалификации по умолчанию работодатели обязаны использовать профессиональный стандарт.

Что касается обязательности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях, то п. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ предусматривает, что Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по ре-

гулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Такие особенности установлены в Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 [17]. В соответствии с п. 1 данного постановления профессиональные стандарты в государственных и муниципальных организациях обязательны в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенных трудовых функций, установленных нормативными правовыми актами. Такая формулировка соответствует ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ. Следовательно, вопрос об обязательности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях решается так же, как и в отношении

организаций иных форм собственности. Это подчеркнул и Минтруд России, указав, что обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса [8].

Таким образом, на сегодняшний день применение профессионального стандарта является обязательным лишь в двух случаях: предусмотренных ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ и ст. 57 ТК РФ. Следует учитывать, что данные нормы по-разному подходят к вопросу о том, в отношении каких именно характеристик требования профессионального стандарта обязательны. При этом обязательность применения профессионального стандарта не зависит от формы собственности работодателя. Кроме того, понятие профессионального стандарта, закрепленного в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, представляется неполным, поскольку сводится только к характеристике квалификации работника и не учитывает всех характеристик и требований, необходимых и предъявляемых к работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В связи с этим предлагается внести в ТК РФ соответствующие изменения и расширить определение понятия профессионального стандарта.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. — № 18. — Ст. 2625.

3. Болдырева Н.Б. Изменения в ТК РФ: новое о проф-стандартах // Отдел кадров коммерческой организации. — 2015. — № 6.

4. Воробьева В. Ставка на профессионалов // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 21.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.01.2017.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог» : Приказ Минтруда России от 10.05.2016 № 227н // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL:http://www.pravo. gov.ru, 06.06.2016.

7. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» : Приказ Минтруда России от 27.03.2017 № 306н // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL:http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2017.

8. Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов : Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 // Официальные документы в образовании. — 2016. — № 18.

9. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7344.

10. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» : Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo. gov.ru, 27.01.2015.

11. Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 4.

12. О страховых пенсиях : Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2013. — № 52 (ч. I). — Ст. 6965.

13. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (ч. I). — Ст. 7598.

14. О рассмотрении обращения : Письмо Минобрнау-ки России от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 // СПС Консультант Плюс.

15. Об аудиторской деятельности : Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 15.

16. О профессиональном стандарте «Аудитор» : Информационное сообщение Минфина России от 16.12.2015 // СПС Консультант Плюс.

17. Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности : Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 // СЗ РФ. — 2016. — № 27 (ч. III). — Ст. 4484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.