СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Борисова Татьяна Николаевна
директор,
МБОУ СОШ № 13 имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла
РФ, г. Орел E-mail: borisovatn67@yandex. ru
ON THE ISSUE OF EDUCATION AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A MASS SECONDARY SCHOOL
Tatyana Borisova
Director,
MBOU Secondary School No. 13 named after Hero of the Soviet Union A.P. Maresyev
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматриваются особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы. Особое внимание уделено вопросам повышения компетентности педагогов в области инклюзивного образования.
ABSTRACT
This paper examines the peculiarities of the organization of education for children with disabilities in a mass secondary school. Special attention is paid to improving the competence of teachers in the field of inclusive education.
Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогические условия, готовность педагогов к инклюзии
Keywords: inclusive education, pedagogical conditions, teachers' readiness for inclusion.
В течение последнего десятилетия наблюдается активное изменение различных сторон жизни человека. Происходящие перемены в общественной жизни привели к пониманию в необходимости перестроения системы образования. Тенденция последних лет показывает об увеличении количества детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий. Безусловно, каждый ребенок особенный. Но за частую данным термином мы характеризуем не ряд его уникальных талантов, а индивидуальные потребности в обучении. Для удовлетворения возникающих образовательных потребностей данной категории была разработана система обучения и воспитания в условиях массовой общеобразовательной школы.
Нормативно-правовое регулирование организации мероприятий по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» (статья 79), федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также региональными документами [4].
Изучение нормативных документов позволяет охарактеризовать инклюзивное образование в качестве особой формы организации образовательного процесса, позволяющую всем учащимся, независимо от их интеллектуальных, физических, психических,
Библиографическое описание: Борисова Т.Н. К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. 2(116). URL:
https://7universum. com/ru/psy/archive/item/16652
культурно-этнических, языковых и других особенностей, стать частью общей системы образования и обучаться по месту жительства совместно с детьми, не имеющими нарушений в общеобразовательном учреждении [1. С. 56] Анализ литературы показывает актуальность и значимость данного вопроса в настоящее время, так как учителя испытывают затруднения в профессиональной и психологической готовности в момент осуществления единого образовательного процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ и школьников, имеющих нормальное развитие.
Последовательное введение и поэтапная реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ в нашей образовательной организации началась 1 сентября 2016 года.
Перед педагогическим коллективом школы возникло множество вопросов и проблем: кого считать «ребенком с ОВЗ», как организовать его обучение, какие условия необходимо создать, какие формы и методы обучения применять в урочной и внеурочной деятельности, каких специалистов сопровождения привлечь к работе с особенными детьми [3 С.20].
Для решения возникших вопросов и проблем была разработана «дорожная карта» в форме плана-графика, включающая организационно-содержательные мероприятия. Дорожной картой предусмотрены этапы введения и реализации ФГОС с ОВЗ, сроки и ожидаемые результаты. Объемным по содержанию работы и ограниченным по времени (до начала учебного года) оказался подготовительный этап. Этот этап мы назвали «принятие и включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс». Установив наличие детей данной категории, которые поступят в первый класс с 1 сентября 2016 года, педагогическим коллективом были спланированы мероприятия по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовое
2. Учебно-методическое
3. Организационное
4. Кадровое
5. Материально-техническое.
В рамках нормативно-правового обеспечения введения и реализации стандарта проводилось:
1) изучение нормативных документов федерального и регионального уровней на методическом совете, методических объединениях учителей начальных классов и учителей-предметников.
2) внесение изменения в документы, регламентирующие деятельность учреждения, прежде всего в Устав.
Согласно приказу по школе были созданы рабочие группы, в обязанности которых входила разработка одного из главных документов в организации обучения детей с ОВЗ:
1) адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также рабочих программ по учебным предметам, по внеурочной деятельности и программ коррекционно-развивающей направленности.
2) анализ имеющегося учебного фонда библиотеки и сформирован в соответствии с федеральным перечнем комплект учебников.
Следующее направление деятельности школы на подготовительном этапе реализации стандарта -организация образовательного процесса.
В соответствии с требованиями санитарных правил и норм, принятых в 2015 году, обучающиеся с ОВЗ занимаются в первую смену по пятидневной учебной неделе. Для соблюдения временного режима пребывания детей составлено и утверждено расписание учебных занятий, занятий внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих занятий.
Новым направлением работы для педагогического коллектива стали мероприятия по созданию специальных образовательных условий, при организации которых школа адаптируется к образовательным индивидуальным потребностям ребенка, а не наоборот. К числу специальных условий относятся: специальные образовательные программы, специальные индивидуальные технические средства коммуникации, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, доступная среда, специальные услуги ассистента (помощника) [2].
В целях создания оптимальной организации образовательного процесса, соотнесенного с возможностями и потребностями детей с ОВЗ, в школе осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Именно оно способствует включению ребенка в образовательную среду вместе с другими детьми, не имеющими подобных ограничений и поддержанию его социально-психологической и образовательной адаптации на протяжении всего периода обучения в школе.
Для обеспечения качественного сопровождения и координации деятельности специалистов и педагогов в рамках сетевого взаимодействия в 2016 году заключили договор о сотрудничестве с городским образовательным центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла. Наши педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации для улучшения своей профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.
Следующим направлением деятельности школы являлось кадровое обеспечение реализации стандарта. Был проведен анализ кадрового потенциала в части готовности к работе по новому стандарту. В результате был курсовую подготовку прошли: администрация - 3 человека, педагогические работники -28 человек, специалисты сопровождения - 5 человек. Также внесено изменение в штатное расписание для введения должностей тьютора и тифлопедагога.
Анализируя материально-техническое сопровождение следует отметить, что организация школьного пространства соответствует требованиям. Свободные и беспрепятственные подходы к зданию, площадка перед центральным входом в школу, широкие ступени на крыльце, кабинеты, оборудованные ростовыми партами позволяют сделать процесс обучения лиц с ОВЗ доступным. Так, например, в начальной школе оборудован кабинет с передвижным мобильным классом. Для проведения занятий используется интерактивная доска, проектор, электронные и мультимедийные материалы.
Для реализации курсов коррекционно-развива-ющей области имеются специально оборудованные помещения кабинеты логопеда и психолога, оснащенные необходимым комплектом дидактических, демонстрационных материалов. Для психологической терапии оборудован интерактивный стол-песочница. Для коррекции недостатков речевого развития в кабинете логопеда оборудован стол с экраном-зеркалом.
Следующим этапом является сопровождение. Именно это в работе с особенными детьми является первостепенным и значимым для создания оптимальной и успешной организации образовательного процесса. В нашей школе построена система сопровождения, в которой выделяются следующие направления:
1) Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения
2) Создание условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения, а также условий для развития мотивации.
Успех реализации включенности детей с ОВЗ в единый процесс обучения зависит от учителя, от его компетенций, профессионализма, умения грамотно
сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Такое равновесие обеспечивает развитие у обучающихся важных компетенций: школьной мотивации, познавательной активности, работоспособности и самостоятельности. Именно эти компетенции во многом определяют успешность обучения. Поэтому учителя при работе с особенными детьми применяют на урочных и внеурочных занятиях активные формы, методы и приемы обучения.
Заключительным этапом реализации образовательного стандарта является этап подведения итогов. Система оценки достижений обучающихся позволяет управлять образовательным процессом. В нашей школе система рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности. В соответствии с требованиями программы учету подлежат и результаты коррекционной работы, проводимой учителями и специалистами сопровождения.
Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной формы обучения - залог их адаптации на всех уровнях образования и достойной социализации. А наша задача, как педагогов, сделать все, для достижения успешности всех учеников.
Список литературы:
1. Баранова А.А, Сунцова А.С. Динамика профессиональной готовности педагогов общеобразовательных организаций к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / Баранова А.А., Сунцова А.С. // Вестник Удмуртского университета. Серия. Философия, педагогика, психология. - 2019. - № 1 - С. 55-62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36935366 Дата обращения: 17.10.2023.
2. Бобкова Т.С., Гороховицкая Т.Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования /Т.С. Бобкова, Т.Н. Гороховицкая // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2016. - № 3 - С. 61-66: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26681381- Дата обращения: 17.10.2023.
3. Разживина М.И., Яковлева Н.В. Социальные представления педагогов инклюзивного образования о реализации гуманистической парадигмы в современной школе / М.И. Разживина, Н.В. Яковлева // Психолого-педагогический поиск. - 2022. - № 4 (64). - С. 16-23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50309630 Дата обращения: 17.10.2023.
4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. -URL:http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_140174/