Научная статья на тему 'К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. Xvi–xviii вв'

К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. Xvi–xviii вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3912
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТА / ЗНАК ФИТЫ / РАСПЕВ ФИТЫ / НОТОЛИНЕЙНЫЙ ИРМОЛОГИОН / ОКТОИХ / THēTA / THēTA SIGN / THēTA MELODY / STAff -NOTATED HEIRMOLOGION / OCTOēCHOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зинченко Виктория Александровна

В исследовании определяется корпус из 53-х песнопений Октоиха украинской монодической традиции, в котором была задействована 21 фита (включительно с фитными лицами). Изложены результаты атрибуции фит, уточнено их распределение по гласам, определены межгласовые фиты и функции знака

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зинченко Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCTOĒCHAL THĒTAS IN THE UKRAINIAN CHANT TRADITION IN STAFF-NOTATED HEIRMOLOGIA OF THE LATE 16TH–18TH CENTURIES

The research is written to defi ne a set of 53 Octoēchos canticles in the Ukrainian monody tradition including 21 Thētas and Thētas-«litsa». The results of their attribution as well as their mode distribution are represented and specifi ed. Thētas, whicn are common for diff erent modes, are identifi ed; functions of the sign are defi ned. Here is also shown the specifi city of Thētas’ notation in the Ukrainian staff -notated manuscripts and old printed Heirmologia of the late 16th—18th centuries

Текст научной работы на тему «К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. Xvi–xviii вв»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2013. Вып. 3(12). С. 53-66

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФИТ УКРАИНСКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

кон. XVI—XVIII вв.

В. А. Зинченко

В исследовании определяется корпус из 53-х песнопений Октоиха украинской моно-дической традиции, в котором была задействована 21 фита (включительно с фитными лицами). Изложены результаты атрибуции фит, уточнено их распределение по гласам, определены межгласовые фиты и функции знака 0. Рассматривается специфика фиксации фит в украинских рукописных и старопечатных нотолинейных Ирмологионах кон. XVI—XVIII вв.

Научный интерес медиевистов все чаще нацелен на выявление специфических музыкальных закономерностей, связанных с развитием восточнославянской церковно-певческой традиции. Гимнографические тексты многих богослужебных песнопений репрезентирует сложный мелодический рельеф, украшенный включением фит и внутрислоговыми распевами. Фиты заключают в себе разные по продолжительности и сложности мелодические построения и являются важнейшими структурно-композиционными сегментами в песнопениях восточнославянской монодии1.

Фитные начертания и розводы знаменных и нотолинейных рукописей рассматриваются исследователями монодического пения в разных аспектах. В работах российских и зарубежных медиевистов, посвященных знаменному пению, тема фит и лиц исследована на материалах музыкально-теоретических руководств («Азбуки», фитники) и церковно-певческих сборников российской традиции (преимущественно знаменной нотации)2. При этом фитные мелодии в певческой традиции Украины и Беларуси до сих пор остаются не изученны-

1 См .'.Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. JL, 1972.424 с.; Он же. Лица и фиты знаменного распева / общ. ред. Н. С. Серегиной и А. Н. Крюкова. JI., 1984. 304 с.

2 См.: Кравченко С. П. Словарь фит певческой книги «Праздники» (начертания фит, розводы, нотолинейные транскрипции, комментарии) // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. науч. трудов. JL: Изд. ЛОЛГК, 1987. С. 157—195; Гусейнова 3. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб., 2001. 188 с.; Карастоянов Б. П. Мелодические формулы знаменного ро-спева в фитнике Федора Крестьянина (Рукопись 60-х гг. XVII в., РНБ. Собр. Погодина 1925 г. Л. 183 — 194 об.). Вена, 2005. 439 с.; КройцИ. Фиты антифонов Страстей на примере двух крюковых рукописей XVI и XVIII веков Код. Виндоб. слав. 123 (ONB, Wien) и Код. слав. 33 (BSB, Miinchen) //Теория и история монодии: Доклады международной конференции. Вена, 2006 / Ред. Мартин Чернин, Мария Пишлёгер. Т. 4. Брно, 2012. С. 359—386.

ми, поэтому актуальность исследования, посвященного фитному пению ЮгоЗападной Руси, является очевидной. В данной статье остановимся на специфике фиксации и атрибуции фит в украинских Ирмологионах кон. XVI—ХУІІІ вв. Фиты рассмотрены нами в нотолинейной системе записи («киевской» нотации) монодических песнопений, заменившей крюковую в украино-белорусской традиции в кон. XVI — нач. XVII вв.3

Ирмологион в Украине (и Беларуси) с кон. XVI в. представляет собой единственный вид нотолинейного богослужебного сборника монодического пения. Это поздний вид певческого сборника, отличавшийся от древнерусского Ирмолбгия своим содержанием и структурой. В нотолинейном Ирмологионе размещались песнопения годового круга, представляющие различные жанровые циклы4.

Материалом нашего исследования явилось более шестидесяти рукописных и старопечатных нотных Ирмологионов кон. XVI—XVIII вв.5 из собраний восьми библиотек Киева, Харькова и Львова (ИР НБУВ НАНУ (Киев), МККУ (Киев), ИЛ НАНУ (Киев), НКПИКЗ (Киев), ЛННБ НАНУ, ХГНБ, ЦНБ ХНУ, ХИМ). Одним из исходных пунктов нашего исследования явились указания на знак 0, приведенные львовским исследователем Ю. П. Яси нове ким в его Каталоге «Українські та білоруські нотолінійні Ірмолої 16—18 століть». Здесь в кодиколо-гическую характеристику Ирмологионов включен такой критерий, как наличие знака 0 в текстах, отмеченное в 16 сборниках кон. XVI — 1-й пол. XVIII вв. из киевских, харьковских и львовских собраний6. При этом количество знаков 0 в том или ином Ирмологионе и их местоположение в определенных песнопениях в указанном Каталоге не отмечены.

При изучении рукописей нами выявлено еще шестнадцать Ирмологионов со знаком 0 и словом «Оита» разного времени происхождения, указания на которые в каталоге Ю. П. Ясиновского отсутствуют:

— 1-й пол. и сер. XVII в.: Долы няне кий (ИЛ НАНУ, ф. 3, № 4779), западноукраинские (ИР НБУВ: ф. 28, № 788; ф. 301, № 647 п), западно-волынский Турий-ский (ИР НБУВ, ф. 28, № 790), западнобелорусского Жировицкого (ИР НБУВ, ф. 1, № 3367) и Киево-Межигорского монастырей (ИР НБУВ: ф. 120, № 30; ф. 312, № 112/645);

3 См.: Шевчук Е. Ю. Киевская нотация конца XVI — XVIII веков в зеркале современных данных // Звуковое пространство православной культуры: сб. трудов / Под ред. Ю. В. Артамоновой, Н. В. Заболотной; РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008. С. 111—151.

4 См.: Ясиновський Ю. П. Українські та білоруські нотолінійні Ірмолої 16—18 століть: каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів: Видавництво Отців Василіян «Місіонер», 1996; Шевчук Е. Ю. Ирмологион // Православная энциклопедия. Т. XXVI. М., 2011. С. 625-633.

5 Особенности фиксации фит рассмотрены нами и на материале шести Ирмологионов 1-й полXIXв. (ХГНБ, НКПИКЗ). Среди них — два, датированных 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ. Кн № 2084, 1823 г.; № 2086, 1852 г.), которые не включены в состав Каталога Ю. П. Ясиновского.

6 В статье приводим данные по материалам шести Ирмологионов кон. XVI — нач. XVIII вв. из коллекции ЛННБ: ф. 3, № 50, к. XVI — н. XVII в.; ф. 1, № 330, 1632 г.; ф. 3, № 44, сер. XVII в.; ф. 2, № 386, к. XVII - н. XVIII в.; ф. 3, № 5, к. XVII - н. XVIII в.; ф. 141, № 221,1-я пол. XVIII в.

— 1-й пол. XVIII в. (предположительно западноукраинского происхождения): ИЛ НАНУ, ф. 3, № 4780; ХГНБ: № 8193111, № 819300, № 819519, № 819531, № 819533;

— 2-й пол. XVIII в.: Киево-Межигорского монастыря (1768 г., НКПИКЗ, Кн № 20787); Ахтырского храма (ХГНБ, № 819162);

— последней четв. XVIII в.: киевского Златоверхо-Михайловского монастыря (ИР НБУВ, ф. 1, № 5586).

На основе текстологического анализа Ирмологионов кон. XVI — XVIII вв. нами установлены три принципа фиксации фит, а именно: 1) включение в нотный текст знака 0; 2) изложение фитной мелодии без знака; 3) размещение в песнопении и распева, и буквы 0.

В первом случае знак фиты определяет месторасположение в нотном тексте фитного распева, исполняемого, вероятно, по памяти. Как правило, знак фиты выписан на нотном стане киноварью (см. ил. I)8, в редких случаях начертание выполнено чернилами. Так, в двух Ирмологионах 2-й четв. XVIII в. (ИЛ НАНУ, ф. 3, № 4780; ХГНБ, 819531) чернилами выписаны все знаки фиты.

В шести Ирмологионах сер. XVII — нач. XVIII вв. (ИР НБУВ: ф. 1, № 3995, 7475, 2884; ф. 8, № 20 м; ф. 28, № 788; ф. 312, № 112/645с) знаки фиты зафиксированы как киноварью, так и чернилами. Примечательно, что знаки черного и красного цветов иногда размещаются в одном и том же песнопении. Среди немногочисленных примеров — четыре стихиры 2-го и 6-го гласов (ИР НБУВ: ф. 8, № 20 м, л. 399 об.9; ф. 1, № 7475, л. 31010, 314 об.11, 325 об.; ф. 1, № 2884, л. 25212). Так же, в ирмосе 9-й песни «Недоумеет всяк»13 2-го гласа две буквы 0 разных цветов указывают на включение фиты чудесная, распеваемой дважды. При этом при написании данного ирмоса в разных Ирмологионах цвет обоих знаков не сохраняется (например, в западноукраинском Ирмологионе14 первая из двух букв

7На данный Ирмологпон (НКПИКЗ, Кн № 2078) ссылаемся впервые, поскольку в составе Каталога Ю. П. Ясиновского он отсутствует. Описание указанной рукописи не обнаружено и в уточняющих материалах (см.: Ясіновський Ю. П. Виправлення, уточнення і доповнення до каталогу нотолінійних Ірмолоїв (2) // КАШРНОІЧІА: Науковий збірник з історії церковної монодії та гимнографії. Львів, 2008. С. 197—209).

8 На снимке — фрагмент песнопения из Ирмологиона 1674 г. переписчика дьяка Иоанна Залавского. Сербская АН, Институт науки и уметности. Собрание рукописей, № 64. В ирмосе 8-й песни «Тело злобы» канонов 6 гл. перед Рождеством, Крещением, в Великую Пятницу знак 0, выписанный на нотном стане киноварью, указывает на координаты размещения распева фиты чудесная. Благодарим Е. Ю. Шевчук за возможность публикации снимка.

9 В стихире на хвалитех Рождеству Христову 6-го гласа «Егда время еже на земли» в разных строках выписаны две буквы О — киноварная и чернильная.

10 В стихире свт. Николаю «Святителем оудобреніе» 6-го гласа первый из пяти знаков 0 выписан чернилами, другие — киноварью.

11В стихире перед Рождеством «Царствие Твое Христе» 2-го гласа два знака О выписаны разным цветом.

12 В стихире Воздвижению Креста «Приидите вси языци» 2-го гласа знак фиты выписан дважды. Первый — чернильный — размещен в начале распева первой фиты, второй — киноварный — указывает на координаты второй фиты.

13 Здесь и далее инципиты песнопений приводятся согласно написанию в рукописях.

14 ИР НБУВ, ф. 28, № 788, л. 16.

Ил. 1. Фрагмент песнопения из Ирмологиона 1674г. переписчика дьяка Иоанна Залавского. Сербская АН. Институт науки и уметности. Собр. рукописей, М> 64.

0 — киноварная, вторая — чернильная; в том же ирмосе другого Ирмологиона15 цветовое решение написания фиты меняется — первый знак выписан чернилами, второй — киноварью). Вероятно, различие цветовой фиксации двух знаков фиты в одном и том же песнопении из разных рукописей не связано с включением несовпадающих по распеву фит и является индивидуальной особенностью написания Ирмологиона.

В редких случаях на местоположение фитного распева указывает слово «0ита», выписанное в полном или в сокращенном виде. Так, в двух западноукраинских Ирмологионах кон. XVI — нач. XVII вв. (ЛННБ, МВ-50) и 1-й пол. XVII в. (ИР НБУВ, ф. 301, № 647 п16) — слово «0ИТА» выписано на нотном стане полностью (см. ил. 217).

* »» «•* J г Н

____2*

- І т

^5 ,,р

fJLSl

Лшш

“М /Илл f-e tu

•U1

И і ц> «И УІ М4 И { X U »д (і і cl

Ч ч г v * \ ы ^ j Г1

^ * 'Пд U “bu.il vx« ftnt* илигхи.£<> >

fgs* s v- ^ul s гнТ&У

^ тА (4e Сч u» it

СІ ні

rvoV to \

<tf|u4u.(Sr*4-«* ІабЧ

ж -4 ........-..... і,, . . _______ p »

Ж <«* с* X* f filtijktilbjit,

/2//. 2. Копия из факсимильного издания Львовского Ирмологиона кон. XVI — нач. XVIIвв.

15 ИР НБУВ, ф. 1, № 7475, л. 97 об.

16В волынском Ирмолотионе 1647—1653 гг. (ИР НБУВ, ф. 301, № 647 п) слово «вита» выписано единожды и размещено в ирмосе «Недоумеет всяк» 2-го гласа.

17 На снимке представлена копия из факсимильного издания Львовского Ирмологиона начала XVII в. (Jasinovs’kyj Jurij, Lutzka Carolina Das Lemberger Irmologion. Bohlau, Verlag, Koln, Weimar, Wien, 2008. C. 377). Слово «0ИТА» размещено на странице трижды и указывает на исполнение одной и той же фитной мелодии по памяти. На первом нотоносце слово «0ИТА» выписано в заключительной строке антифона Страстей 8-го гласа «Законеположници Израи-леви» (на слове «свет»). Два других слова «0ИТА» замещают распевы фит в антифоне 8-го гласа того же цикла «Беззаконенуюгцим и единаче кусътодия» (на 4-м нотоносце — после слова «Бог»; на 5-м — «се земен»).

Сокращение слова «0ита» обнаружено нами пока в двух рукописях. В западно-волынском Турийском Ирмологионе 2-й четв. XVII в. (ИР НБУВ, ф. 28, № 790) на размещение фиты указывает начальная часть слова «0и~» со своеобразным росчерком после второй буквы. В западноукраинском Ирмолое

1-й четв. XVII в. (ИЛ НАНУ, ф. 20, № 3) размещены единичные начертания сокращенного слова «0и» (прописным почерком) вместо распевов фит (л. 23, 23 об., 25, 25 об.).

В редких случаях написание буквы 0 сопровождается начертанием другого

знака к примеру, особого указания на повторение мелодических оборотов, припевов или раздела формы, который встречается в ограниченном количестве рукописей. Из наиболее показательных кодексов с начертанием данного знака укажем три сборника: з а п ад н о - в о л ы н с к и й Турийский Ирмологион (ИР НБУВ, ф. 28, № 790), Киево-Печерский Ирмологион 1629 г. (ИР НБУВ, ф. 301, № 85 л) и западнобелорусский Жировицкий (ИР НБУВ, ф. 1, № 3367). В Турийском Ирмолое данный знак не только выписывается вместо мелодии фиты или буквы 0, но и размещается перед начальным слогом «0и~». Так, в ирмосе 5-й песни

2-го гласа «Врага темнаго и скверненаго» (л. 86 об.) знак повторения замещает распев фиты чудесная. В ирмосах 6-й песни «Истинно явствуя» (л. 87), 7-й песни «Испали водою» (л. 87 об.) и 9-й песни «Недоумеет всяк» 2-го гласа (л. 88 об.) координаты включения той же фиты чудесная определяет последовательность

знака -У-: и сокращения слова «0и~», очевидно указывая на повторение той же фиты чудесная из предыдущего песнопения. Сравнительный анализ других рукописей показал, что в более чем сорока Ирмологионах Х\Ш в. в данной строке песнопения на слово «радости» размещен фитный распев или знак

фиты. В Киево-Печерском Ирмологионе 1629 г. в ирмосах 4-го гласа («Точаше

несЪком» и других — л. 213—214) знак -У/ также выписан скриптором вместо знака 0. В западнобелорусском Жировицком Ирмологионе (ИР НБУВ, ф. 1, № 3367) знак отличается особенной графикой, приближенной к абрису орнамента с растительным мотивом — точки с обеих сторон наклонной черты соединяются с ней дугообразными линиями («веточка»). Данное начертание знака выписано киноварью и указывает на завершение фитного распева в антифонах из службы Святых Страстей, при этом буква 0 размещена в начале фитного распева (ИР НБУВ, ф. 1, № 3367: л. 351 об. - 352, 356 об. - 361).

Количество знаков 0 в том или ином песнопении зависит от его жанра и от местонахождения в соответствующем разделе Ирмологиона. Изучение песнопений разных жанров обнаружило, что наибольшее количество знаков фиты размещено в стихирах. Если в составе Ирмологиона имеется завершающий календарный (минейный и триодный) раздел со значительным количеством стихир (наряду с другими песнопениями), то именно в них выявляется множество текстов с буквой 0. Некоторые образцы этого жанра включают до пяти знаков 0 (например, стихира свт. Николаю «Святителем оудобреше» 6-го гласа. ИР НБУВ, ф. 301, 85 л, л. 146 об.; ф. 1, № 3995, л. 210 об.; ф. 1, № 7475, л. 310). Подобную ситуацию видим и в антифонах из службы Св. Страстей. К примеру, в антифонах 8-го гласа «Законоположницы Израилевы» (Киево-Печерский Ирмологион

1629 г., ИР НБУВ, ф. 301, № 85 л, л. 234) и «Беззаконенующим и единаче кусъ-тодия» (там же, л. 234 об.) размещено по четыре фитных знака. Таким образом, большинство песнопений со знаками 0 представляют циклы Страстных антифонов и праздничных стихир. Степень полноты корпуса песнопений этих жанров в Ирмологионах определяет количество фитных знаков. Так, в Киево-Печерском Ирмологионе 1629 г. размещены 99 знаков в текстах 62 песнопений, в рукописи киевского Межигорского монастыря (ИР НБУВ, ф. 312, № 112/645) — 81 фита в 66 песнопениях. Большое количество знаков указывало на то, что распевы фит, вероятно, исполнялись по памяти, а также на повторение фитной мелодии, выписанной в одном из предыдущих песнопений, или ее исключение.

Что касается двойных фит, последовательность двух выписанных подряд знаков 0 в рассмотренных нами Ирмологионах не выявлена.

В песнопениях Октоиха знак 0 встречается крайне редко, что пока подтверждается двумя примерами. В Киево-Межигорском Ирмологионе 1768 г. (НКПИКЗ. Кн № 2078, л. 104) в богородичне «Творец Избавителе» 6-го гласа киноварная буква 0 замещает распев фиты перевязка, последней из пяти разных фит центонкомпозиции (чудесная, затвор, тихая, зшотная). В западноукраинском Ирмологионе в антифоне степенном «Святым Духом всяческое» 7-го гласа (ИР НБУВ, ф. 301, № 647 п, л. 42 об.) знак 0 выписан вместо фиты кудрявая. Возможно, этот знак служит для исполнителя отсылкой к той же фите в завершении богородична на стиховне «Под кров Твои В ладычице» того же гласа.

Единичные примеры размещения знака 0 в Октоихе связаны с тем, что мелодический рельеф песнопений этой книги преимущественно украшают полностью выписанные распевы фит, не сопровождаемые буквой 0, по сравнению с размещением большого количества знаков 0 в праздничных стихирах и Страстных антифонах.

Второй принцип фиксации фит — включение в текст распева фиты — наиболее часто встречается в Ирмологионах кон. XVI— XVII вв., тогда как из текстов сборников XVIII в. фитные распевы чаще всего исключены. При размещении фитной мелодии знак фиты, как правило, не выписывали. Если в одних сборниках в песнопениях размещен распев, то в других на его координаты указывает буква 0.

Запись фит иногда сопровождается заключением их в скобки (квадратные, реже круглые), обозначающие границы их распевов в центонкомпозиции. Так, в Ирмологионе кон. XVII в. (ИР НБУВ, ф. 1, № 3995, л. 99 об.) два фитных распева в 3-й песне канона Недели Ваий 4-го гласа «Точаще несекомы велешемъ» заключены в круглые скобки. В западнобелорусском Жировицком Ирмолое 2-й четв. XVII в. в ирмосах 2-го гласа распевы фит определяются по квадратным скобкам (ИР НБУВ, ф. 1, № 3367, л. 82, 83 об., 85 об., 87, 92). В старопечатном Львовском Ирмологионе 1709 г. большинство фит заключено в квадратные скобки, также обозначены начало или конец распева фиты (см. ил. З)18.

18 В старопечатном Львовском Ирмологионе 1709 г. в догматике «Иже Тебе ради бого\¥теце» 4-го гласа границы фиты мрачная в двух проведениях с обеих сторон обозначены квадратными скобками (нотные станы 3-4 и 10-11).

Д4ГМч-Г1* $•&

111

Ж1 Т1 С( рд Iи Е* г« С)

Т1 про ро

Д,а «и п^снГ

э:зл:

--5—

нш

:*3£==Я!}ЭЁ£аё£ЭЕ!£

^ » Л ■,

Ш тс ЕТ П(0 60 ГЛА ГП 61 АН II Л

ТМ «о тво рин* прГ «ТА Ц* рн ЧА

ш

А'

Щр=ЁЗе^3^9=Е£Ё=3£?

т* к» ко мд т(9 х® Л® тл н Чу жн

шщ

С( КО К! ДО ЧН ТН ГА ЧДГО п ^во АН Ег* ДА

пом со сна ан ш срд

МН Н ЗД СДВДШ1 I

ф Ср-Г НД ГО (* 1Я фММШ!

П

;Г» *» «

Ьг»|

/2//. .?. Догматик «Иже Тебе ради богомтеце» 4-го гласа из старопечатного Львовского Ирмологиона 1709 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В некоторых рукописях нотирование фиты сопровождается размещением разных указаний в вербальной строке. В нескольких Ирмологионах XVII в. под нотной строкой с мелодией фиты размещены: повтор буквы гласного звука, на который распевают фиту; одинарные и двойные черточки, фигурные прочерки (ИР НБУВ, ф. 1, № 2884, л. 185, 189 об., 273, 304 об.).

Песнопения Октоиха исследованы нами по семидесяти рукописным (кон. XVI—XVIII вв.) и двум Львовским старопечатным (1700 и 1709 гг.) нотолинейным Ирмологионам, в которых выявлены мелодические синтагмы разных масштабов. В связи с этим возникла необходимость выяснить категорию распева, который мог быть как фитным, так и лицевым. В украинских Ирмологионах фитники и словари фит не обнаружены, также не отражена южнорусская певческая традиция и в музыкально-теоретических руководствах. Для проведения атрибуции мелодических синтагм мы обратились к российским «словарям» фитных мелодий и двоезнаменному Октоиху нач. XVIII в.19 Сличение с двоезнаменником удостоверило общность принципов расположения фит в восточноелавянских песнопениях Октоиха разных жанров. Подтверждение этих же данных находим в украинских Ирмологионах разного времени происхождения.

Если два знака 0 подряд в Ирмологионах не выписывали, то последовательность двух распевов, образующих двойную фиту, встречается, хотя и крайне редко, в некоторых песнопениях Стихираря и Страстной седмицы, чаще всего в антифонах Великой Пятницы, к примеру, в богородичне на стиховне «Творец Избавителе» 6-го гл., в антифоне Страстной Пятницы 2-го гласа «Да распнет-ся вопияху» Межигорского Ирмологиона нач. XVII в. (ИР НБУВ, ф. 8, № 20 м, л. 281). Отметим, что второй распев двойной фиты размещен также в антифонах 8-го гласа «Третицею отвержеся Петр» (там же, л. 280) и «Естества оуставы пре-шедши» (там же, л. 280 об.).

Третий принцип записи фит объединяет оба предыдущих признака и состоит в том, что в тексте изложен распев фиты, сопровождаемый знаком 0. В данных случаях функция знака фиты состоит в указании на конкретный распев, хотя в рассмотренных нами Ирмологионах совмещение буквы и распева встречается крайне редко.

Расположение буквы 0 (киноварной или чернильной) различно: она опережает или завершает запись фитной мелодии, обозначая его начало, конец или то и другое. В двух Ирмологионах XVII в. киевской традиции — Киево-Печерского монастыря 1629 г. (ИР НБУВ, ф. 301, № 85 л) и Межигорского поел, третиXVII в. (ИР НБУВ, ф. 1, № 7479) — знак 0 выписан в нескольких песнопениях в начале фитного распева, а в одном случае (буква 0 черного цвета) размещен с обеих сторон фитной мелодии.

В стихире Недели Сыропустной (вместо догматика) «Седе Адамъ прямо раю» 6-го гласа (ИР НБУВ, ф. 301, № 85 л, л. 201 об.; ф. 1, № 7479, л. 345) знак 0 выписан в начале одного из трех фитных распевов. В стихире Воздвижению Креста «Приидете вси языци» 2-го гласа из Ирмологиона нач. ХУШ в.

19 Октоих певческий XVIII в. из собрания рукописей Соловецкого монастыря, хранящихся в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга (Сол. 619/647). СПб., 1999. Л. 56.

(ИР НБУВ, ф. 1, № 2884, л. 252) этот знак также определяет начало распева. В стихире 6-го гласа Архангелу Михаилу «Сорадуйтеся с нами вся Ангелская чиноначалия» (там же, л. 155 об.) распев фиты отмечен с обеих сторон буквой 0 (черного цвета). В другой строке этого же песнопения знак фиты отмечает начало фитной мелодии.

Границы фитных распевов могут быть определены разными значками. Так, в Ирмологионе Киево-Печерского монастыря 1629 г. (ИР НБУВ, ф. 301, 85 л, л. 227, 228, 230 об., 231 об., 234 об.) в нескольких песнопениях знак 0 определяет начало фитного распева, а в его конце выписан киноварный кружок на первой линии нотного стана. В песнопениях с фитой того же Ирмологиона на полях рядом с кружком размещаются ремарки (киноварью) «конецъ 0», слово «ЗРИ», «3- ^». Слово «Зри» сопровождает и знак повтора мелодических оборотов размещенный преимущественно в текстах антифонов Страстной седмицы.

Одна из особенностей графического облика Ирмологионов состоит в том, что в редких случаях знак 0 выписывали в вербальной строке — как дополнительное указание на фитный распев, записанный нотами. В Ирмологионе нач. ХУ1П в. (ИР НБУВ, ф. 1, № 2884, л. 273) в стихире Недели Сыропустной «Седе Адам прямо раю» 6-го гласа пять знаков 0 черного цвета выписаны под нотным станом. Буква 0 указывает на границы двух фитных распевов с обеих сторон и предваряет начало третьего. Также, в антифоне 8-го гласа «Законопо-ложеници Израилевы» (там же, л. 134 об.) указание «таж ©и~» размещено в вербальной строке под нотным станом (после распеваемого слова «агнець»).

Особенности изложения текста в песнопениях некоторых Ирмологионов выявляют черты, присущие индивидуальному стилю переписчика. Так, в КиевоПечерском Ирмологионе 1629 г. (ИР НБУВ, ф. 301, № 85 л) после слова, на которое распевалась фита, всегда выписывается двоеточие или двоеточие с фигурным знаком.

В составе двойной фиты знак 0 может определять границу между первым и вторым распевами.

В результате сравнительного анализа украинских списков кон. XVI— ХУ1П вв. был определен стабильный для украинского Ирмологиона перечень воскресных песнопений Октоиха и ирмосов с фитами. Их корпус представляет четыре основных жанровых цикла, зафиксированных в порядке совершения служб: догматики, богородичны на стиховне и антифоны степенны, за которыми следует подраздел ирмосов Октоиха и Минеи. Следует объяснить рассмотрение в работе ирмосов Минеи наряду с песнопениями Октоиха. Известно, что «Осмогласником» часто называли весь сборник (напр., ХГНБ, 819536, л. 36, 52), но это определение «в контексте Ирмологиона имело более широкое значение, чем “октоих”, поскольку эта часть включала в каждом гласе и избранные тексты воскресных служб Октоиха... и ирмосы (воскресные, вседневные, праздничной Минеи и иногда Триоди)»20. Далее, согласно литургическим данным и функциям ирмосов, определяем еще два дополнительных жанра с фитными распевами:

20 Шевчук Е. Ю. Ирмологион. С. 627.

задостойники (ирмосы 9-х песней канонов), а также тропари тех праздничных канонов, которые пелись по образцу ирмосов полностью.

Общий список осмогласника в составе Ирмологиона насчитывает 53 песнопения с фитами. Это: 11 богородичнов великой вечерни, предназначенных для циклов стихир (догматики и богородичны на стиховне) всех гласов (во 2, 3 и 4 гласах — по два богородична, в других — по одному), 13 степенных антифонов — 2, 4, 6, 7 и 8 гласов (четыре — в 4 гласе, по три — в 7 и 8 гласах, два — в 6 гласе, один — во 2 гласе), 29 ирмосов всех гласов, кроме 1-го (семь — в 4, по шесть — во 2 и 6, по четыре — в 3 и 8, по одному — в 5 и 7 гласах).

Было установлено, что в указанных песнопениях размещена 21 фитная мелодия включительно с лицами (в том числе попевка кокиза, выполняющая функцию фитного лица). Из них четыре фиты являются межгласовыми и объединяют как родственные гласы одной группы (2 и 6, 4 и 8 гл.), так и гласы разных групп (1-7, 3-4).

В богородичных песнопениях подбор фитных распевов в значительной степени индивидуализирован: если в догматике 3-го гл. «Како недивимосА» фита двоечвлъная изложена четырежды, а фита мрачная в догматике 4-го гл. «Иже Тебе ради богоытеце» и в богородичне на стиховне «Подай же утешение» — дважды, то в богородичнах на стиховне 6-го гл. «Творец Избавителе мои» и 7-го гл. «Под кров Твои Владычице» размещено, соответственно, пять и четыре распева разных фит. В богородичне «Творец Избавителе мои» три распева из пяти относим к двойным фитам (затвор, зилотная, перевязка).

Благодаря сопоставительному анализу текстов песнопений Октоиха украинской и российской традиций были атрибутированы четыре группы фитных и лицевых распевов:

1) четыре фиты, совпадающие с российскими аналогами, вследствие чего на них могут быть перенесены соответствующие названия: образная (2 гл.), двое-чельная (3, 4 и 8 гл.), мрачная (4 гл.) и пятогласная (5 гл.);

2) десять мелодий, которые можно определить как украинские варианты или редакции следующих фит: кудрявой (богородичны на стиховне 1-го и

7-го гласов), чудесной (богородичен на стиховне, ирмосы 2-го и 6-го гласов, степенны антифоны 6-го гласа), обычной (ирмосы 4-го гласа), тихой, высокогласной и двоестрельной (богородичен на стиховне 7-го гласа), подчашной (ирмосы

8-го гласа), двойные фиты — затвор, зилотная, перевязка (богородичен на стиховне 6-го гласа);

3) две фиты, которые не находят соответствующих аналогов в российских музыкально-теоретических источниках, что позволяет, на наш взгляд, считать их распевы украинскими версиями фит. Это межгласовая фита парных гласов (общая для ирмосов Страстной седмицы 6-го гл. и догматика 8-го гл.) и фита 7-го гл. (третья фита богородична на стиховне, для которой вводим рабочее название «седмогласная богородичная»);

4) пять лицевых распевов, которые в нотолинейных текстах внешне сходны с фитами, но в крюковых источниках не имеют знака 0 (два — в степенных антифонах 4-го гласа, по одному — в богородичне на стиховне и степенных антифонах 7-го гл.; кроме того, функцию фитного лица выполняет попевка кокиза (ее

украинская версия)21, см. догматик 2-го гласа). Аналоги данных лицевых распевов в российских источниках на сегодня также не обнаружены.

Таким образом, текстологическое изучение украинских и белорусских ното-линейных Ирмологионов кон. XVI — XVIII вв. позволило установить три своеобразных принципа фиксации фит: размещение знака фиты, изложение распева фиты без знака и сопровождение фитной мелодии буквой 0. В разных ситуациях этот знак свидетельствует о повторении предыдущего распева фиты, исполнении фиты на память и, вероятно, об исключении фитной мелодии (в поздних рукописях).

В редких случаях на фитный распев указывала графика других знаков или ремарок писца: «конецъ 0», слово «ЗРИ», «3: ^», .0, «0и~». Дополнительные указания на распев фиты выписывали также в вербальной строке под нотным станом: знак 0, повтор буквы гласного звука, на который распевают фиту; одинарные и двойные черточки, фигурные прочерки.

В результате поиска фиты в текстах украинских рукописных и старопечатных нотолинейных Ирмологионов вводим в научный обиход шестнадцать рукописей с указанными знаками, среди них один со словом «0ита»; два с сокращенным словом «0и[та]».

Исследование фитных мелодий Октоиха по материалам разных списков Ирмологионов, во-первых, позволяет определить корпус фитных распевов, задействованных в структуре песнопений; во-вторых, вносит уточнения относительно особенностей традиции украино-белорусского фитного пения. При сопоставлении списков российских и украинских нотолинейных источников определен корпус фит отечественной традиции, который в большинстве случаев коррелирует с системой названий, размещенной в российских музыкальнотеоретических трудах. С этой позиции совокупность из 21 исследованной фиты представляет следующие группы:

— общие восточноелавянские (украинские, совпадающие с российскими);

— украинские версии (варианты, редакции) восточнославянских фит;

— украинские фиты (самобытные формы распевов), не имеющие соответствующих аналогов в российских источниках;

— фитные лица (включительно с попевкой, выполняющей функцию фитного лица).

Своеобразие ряда фит, а также вариантов и редакций традиционных фитных распевов Октоиха указывают на определенную автономность украинской церковно-певческой традиции, которая проявилась в формировании характерного мелодического рельефа (при этом ладовые опоры в сходных фитах сохраняют одну и ту же конфигурацию). Исходя из того, что корпус фитных распевов формировался в XV—XVI вв., можно предположить, что общие восточнославян-

21В исследовании О. П. Прилепы отмечается, что украино-белорусская форма попевки кокиза, размещенной в догматике 2-го гласа, по степени распевности и звуковому объему приближается к лицам и фитам (См.: Прилепа О. П. Функції музичного тексту у втіленні канонічного змісту богородичних піснеспівів у традиції богослужбового співу Києво-Печерської лаври (за джерелами кінцяXVI —XIXст.): дис.... канд. мистецтвознавства: спец. 17.00.03 «Музичне мистецтво». Київ, 2011. С. 123). В двоезнаменнике кокиза записана лицевым знаменем.

с кие прототипы фит кон. XV — нач. XVI в. получили дальнейшее развитие и к кон. XVI в. частично дифференцировались на Севере и Юге Руси. Атрибуция фит из украинских нотолинейных Ирмологионов является одной из важнейших проблем отечественной музыкальной медиевистики. Решение задач, связанных с идентификацией распевов фит, позволит выявить самобытность каждой из восточнославянских традиций фитного пения, проявляющейся на фоне других.

Ключевые слова: фита, знак фиты, распев фиты, нотолинейный Ирмологион, Октоих.

Список сокращений

ИР НБУВ НАНУ — Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского НАН Украины (Киев)

МККУ — Музей книги и книгопечатания Украины (Киев)

ИЛ НАНУ — Институт литературы имени Т. Г. Шевченко НАН Украины (Киев) НКПИКЗ — Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Киев) ЛННБ НАНУ — Львовская национальная научная библиотека имени В. Стефаника НАН Украины

ХГНБ — Харьковская государственная научная библиотека имени В. Г. Короленко ХИМ — Харьковский исторический музей

ЦНБ ХНУ — Центральная научная библиотека Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Кн — книги

л — описание О. И. Лебедева м — описание С. И. Маслова п — описание Н. И. Петрова

OCTOECHAL THETAS IN THE UKRAINIAN

Chant Tradition in Staff-notated Heirmologia OF THE LATE 16™—18™ CENTURIES

V. Zinchenko

(Kharkiv School of Culture)

The research is written to define a set of 53 Octoechos canticles in the Ukrainian monody tradition including 21 Thetas and Thetas-«litsa». The results of their attribution as well as their mode distribution are represented and specified. Thetas, whicn are common for different modes, are identified; functions of the sign 0 are defined. Here is also shown the specificity of Thetas’ notation in the Ukrainian staff-notated manuscripts and old printed Heirmologia of the late 16th—18th centuries.

Keywords: Theta, Theta sign, Theta melody, Staff-notated Heirmologion, Octoechos.

Список литературы

1. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. JL, 1972. 424 с.

2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева / Общ. ред. Н. С. Серегиной и

А. Н. Крюкова. Л., 1984. 304 с.

3. Вознесенский И., прот. Церковное пение православной юго-западной Руси по ното-линейным ирмологам XVII—XVIII веков. Состав, свойства и достоинство напевов, помещенных в юго-западныхирмологах. М., 1898. 70 с.

4. Гусейнова 3. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб., 2001. 188 с.

5. Гусейнова 3. М. Теория фитного пения в конце XVI века // Opera Musicologica. 2012. №3. С. 4-14.

6. Карастоянов Б. П. Мелодические формулы знаменного роспева в фитнике Федора Крестьянина (Рукопись 60-х гг. XVII в., РНБ. Собр. Погодина 1925 г. Л. 183—194 об.) / Ред. Н. Ноккерт. Вена, 2005. 439 с.

7. Кравченко С. П. Методика текстологического изучения мелизматических формул // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII—XVHI веков) / А. С. Белоненко, сост. и отв. ред. Л., 1983. С. 142—152.

8. Лозовая И. Е. Знаменная нотация // Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2009.

С. 278-285.

9. Певческий Октоих XVIII века из собрания нотированных рукописей Соловецкого монастыря, хранящихся в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга (Сол. 619/647) / Вступ, ст. Е. В. Плетневой. СПб., 1999. 56 л.

10. Шевчук Е. Ю. Ирмологион // Православная энциклопедия. Т. XXVI. М., 2011. С. 625— 633.

11. Шевчук Е. Ю. Киевская нотация конца XVI — XVIII веков в зеркале современных данных // Звуковое пространство православной культуры: сб. трудов / Под ред. Ю. В. Артамоновой, Н. В. Заболотной; РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008. С. 111—151.

12. Ясиновський Ю. П. Українські та білоруські нотолінінні Ірмолої 16—18 століть: каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів: Видавництво Отців Василіян «Місіонер», 1996. 621 с.

13. Jasinovs’kyj Jurij, rutzka Carolina. Das Lemberger Irmologion. Bohlau, Verlag, Koln, Weimar, Wien, 2008. 509 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.