Научная статья на тему 'К вопросу Об общественном контроле за деятельностью представителей органов государственной власти'

К вопросу Об общественном контроле за деятельностью представителей органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богданова Светлана Юрьевна, Кушнир Светлана Ивановна

В статье анализируются понятия общественного контроля, его функции, проблемы, а также предлагаются варианты повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PUBLIC CONTROL THE ACTIVITIES OF THE REPRESENTATIVES OF PUBLIC AUTHORITIES

The article analyzes the concept of social control, its functions, problems, as well as options to improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об общественном контроле за деятельностью представителей органов государственной власти»

УДК 32.019.5 ББК 66.71

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Богданова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Воронеж)

Кушнир Светлана Ивановна, кандидат исторических наук, доцент Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Воронеж)

Аннотация. В статье анализируются понятия общественного контроля, его функции, проблемы, а также предлагаются варианты повышения его эффективности.

Ключевые слова: общественный контроль, власть, институты гражданского общества.

TO THE QUESTION OF PUBLIC CONTROL THE ACTIVITIES OF THE REPRESENTATIVES OF PUBLIC AUTHORITIES

Bogdanova S.U., Candidate of economic sciences, associate professor, Voronezh Institute of the Federal service of execution of punishments (Voronezh) Kushnir S.I., Candidate of historical sciences, associate professor, Voronezh Institute of the Federal service of execution of punishments (Voronezh)

Abstract. The article analyzes the concept of social control, its functions, problems, as well as options to improve its effectiveness.

Key words: social control, government, institutions of civil society.

Контроль общества за деятельностью представителей власти рассматривается в политической науке как основа реализации принципа народовластия и метод привлечения людей к управлению социумом и государством. Права людей на роль в муниципальном управлении и доступ к информации о работе представителей власти считаются базовыми правами, признанными международными сообществами. Открытость информации о работе общественной власти считается абсолютной составляющей демократической страны.

Специфичность становления российского общества связана с тем, что собственно Российская Федерация остается государством развивающейся демократии. И, как показывает ситуация народовластия, его развитию, как и всякому развитию вообще, в абсолютной мере присущи внутренняя противоречивость, неравномерность, чередование фаз поступательного развития и попятного отставания.

Между тем, в современном обществе все больше детально осознается необходимость

Политические науки

создания действенного механизма социального контроля за работой представителей власти. Медлительно, но непреклонно в обществе складываются механизмы социального контроля, нацеленные на увеличение открытости и подотчетности общественной власти.

Надобность в действенном социальном контроле обоснована модернизацией муниципального управления, сопровождающимся неизменным подъемом бюрократии, рисками должностных злоупотреблений, борьбой с коррупцией, увеличением свойства реализации общественных функций и предложением государственных услуг.

Прогрессивному государству все труднее откликаться на большое количество социальных запросов, что, собственно, приводит к обострению общественных инцидентов. Решить данную проблему имеют все шансы только действенные связи. Контроль общества имеет возможность стать не просто опорой, а рычагом обратной связи, способным сформировать целостные и сбалансированные процессы проводимых государством преобразований.

Поэтому для политической науки на современном этапе крайне важно сформулировать теории общественного контроля за деятельностью представителей власти, которые бы в полной мере отражали то влияние, которое способны оказать институты гражданского общества на государство.

В настоящее время имеется ряд концепций, в которых рассматривается общественный контроль. Он рассматривается как контроль со стороны социума; как конституционно-правовой институт; как функция гражданского общества, реализуемая через работу граждан в отношении органов общественной власти; как метод обеспечивания законности и правопорядка, а еще противодействия коррупции [1] и др. Такое разнообразие взглядов и мнений может объясняться широкой сферой политико-правового регулирования данного института и наличием особого признака общественной контрольной деятельности - универсальности.

Суть общественного контроля заключается в том, что он, по своему происхождению, независим от власти государства и осуществляется благодаря добровольной организации и по личной инициативе граждан.

В России представителями общественного контроля являются, как правило, некоммерче-

ские организации, включая неправительственные правозащитные организации. Что касается таких субъектов общественного контроля, как общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии и др., то их создание, как известно, инициировано государством. Для них государство создает особые условия, при этом контролируя их самоуправленческие возможности. В перспективе данная специфика развития российского общественного контроля содержит потенциальный риск их чрезмерного огосударствления и формализации, что, возможно, приведет к профанации сути общественного контроля и, как следствие, может вызвать негативную реакцию в обществе. Только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый и реальный контроль за деятельностью публичной власти.

К особенностям общественного контроля относится то, что его результаты и последствия не влекут какой-либо ответственности для должностных лиц органов публичной власти, поскольку они имеют только рекомендательный характер. Исключение составляют ситуации, когда субъектами общественного контроля обнаружены факты нарушений законодательства, которые передаются соответствующим контролирующим государственным структурам и могут быть основаниями для дальнейшей проверки законности принятых решений или изданных контролируемым органом актов, его действий (бездействия). Некоторые исследователи такие ситуации относят к основному назначению общественного контроля - выявлению нарушений действующего законодательства со стороны органов публичной власти. Однако такой подход, по нашему мнению, существенно сужает сферу действия общественного контроля.

Для контроля за публичной властью необходима открытость информации о ее деятельности. Поэтому к одной из основных задач общественного контроля относится контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти. В связи с этим уместно напомнить, что основополагающим принципом организации публичной власти яв-

ляется гласность, которая обеспечивается открытостью информации о ее деятельности. Проблему открытости публичной власти необходимо рассматривать исходя из постулата, что обеспечение открытости информации - это прежде всего вопрос доверия общества и его граждан к органам власти. Очевидно, что открытость органов публичной власти позволяет ей создавать среду открытого диалога с гражданами и, таким образом, обеспечивать высокий уровень доверия со стороны граждан, привлекая широкое внимание к вопросам государственного управления и вовлекая граждан в совместный поиск решений проблем. Поэтому обеспечение открытости информации о деятельности публичной власти является одной из самых важных сфер общественного контроля.

На необходимость повышения открытости всех сфер государственного управления, а также создания эффективного общественного контроля неоднократно обращало внимание руководство нашей страны [2], была создана широкая нормативная правовая база, регламентирующая вопросы общественного контроля [3], Правительством РФ была принята Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти [4], направленная на повышение контроля за властью и увеличение удовлетворенности граждан качеством государственного управления, расширение возможностей непосредственного участия общества в разработке и экспертизе решений органов власти, качественное изменение уровня информационной открытости министерств и ведомств, развитие механизмов общественного контроля.

Но для становления и эффективной деятельности самого общественного контроля крайне важно очертить сферу его действия, прав и обязанностей общественных контролеров.

Деятельность общественного контроля должна проходить в правовом поле, на деле проверяя его адекватность интересам общественного развития, во взаимодействии с органами власти и с общественными организациями, с бизнес-предприятиями и населением. Поэтому все сотрудники должны иметь правовую подготовку, достаточную для видения правового поля и соблюдения законности, начиная с собственных действий.

Важнейшая особенность работы общественных контролеров - работа с обращениями

населения из наименее социально защищенных слоев населения, для которых организация защиты собственных интересов сопряжена с трудностями и проблемами. Специалисты-контролеры должны иметь соответствующую социально-психологическую подготовку, уметь вести переговоры с «закрытыми» в силу разных причин собеседниками.

Деятельность общественного контроля связана с постоянной работой с информацией. Это диктует необходимость освоения современных методов работы с информацией. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости междисциплинарной подготовки сотрудников высокого уровня, позволяющей им для решения вопросов защиты общественных интересов на равных беседовать с представителями государства и бизнеса, являющимися специалистами с опытом практической деятельности. С учетом того, что участие в деятельности общественного контроля научных специалистов возможно в основном как временно привлекаемых консультантов, сфера деятельности контролеров должна быть направлена в основном на поддержку основательного правоприменения. Отметим, что одновременное требование большего количества информации и более быстрой ее передачи разрушает сейчас великие иерархические вертикали, столь типичные для бюрократии, повсюду, где организации вовлекаются сегодня в поток технологических или социальных перемен, повсюду, где становятся важными исследование и проектирование, повсюду, где люди должны справляться с впервые возникающими задачами, - крах бюрократических форм наиболее очевиден [5].

Не менее важны и общие идеологические основы построения общественного контроля. События последних лет показывают, что в условиях смены типов социально-экономических систем необходимо определить, в каком соотношении находятся государство и право - теоретически и практически. Важно установить, действует ли государственная власть в рамках закона и является ли «законной властью» или же она нарушает ею же самой установленные правовые требования и ставит себя таким образом в положение «незаконной (нелегитимной) власти».

Закономерность взаимозависимости развития государства и институтов гражданского общества обусловливает существование другой закономерности - закономерности механизма

Образование и педагогика

воздействия гражданского общества на государственную власть - общественного контроля.

Степень развития, масштабы и направленность общественного контроля и механизмы его осуществления во многом зависят от типа государства и от того, насколько государственная власть имеет возможность воздействовать на разрешение социальных противоречий и на условиях равноправия взаимодействовать со структурами гражданского общества. В свою очередь, направленность и уровень развития общественного контроля во многом определяют развитость государства и раскрывают возможности гражданского общества [6].

Литература:

1. Бердникова, Е.В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. -2016. - № 3. - С. 360-365.

2. См., например: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2009 г.; Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»; Медведев Д.А. Современный суд должен быть открыт для общественного контроля и

доступен для граждан. Выступление 19 июля 2010 г. URL: http://www. kremlin.ru/news/8376.

3. См., например, федеральные законы от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

4. Утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р.

5. Тоффлер, Э. Шок будущего. Пер. с англ. / Э. Тоф-флер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.

6. Белов, В.Г. Общественный контроль и государство в России / В.Г. Белов, Л. А. Калиниченко, Н.Т. Чапарова / Учебное пособие. - Москва, 2010. - 316 с.

7. Макарова, О.В. Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти // Журнал российского права. - 2017. - № 7. - С. 54-61.

8. Пищулин, О.В. О критериях эффективности общественного контроля // Экономика образования. -2014. - № 3. - С. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.