УДК 347.772
Никольский Владимир Алексеевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения в сфере науки и технологий Московского политехнического университета [email protected]
Vladimir A. Nikol'skiy
candidate of taw sciences, associate Professor, associate Professor of the Department Legal support in the field of science and technology of the Moscow Polytechnic University [email protected]
К вопросу
об оборотоспособности коллективного знака в соответствии с законодательством российской федерации
To a question of
turnover ability of the collective mark according to the legislation of the russian federation
Аннотация. В статье анализируется правовой статус коллективного знака в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и делается вывод о допустимости рассматривать право на коллективный знак в качестве оборотоспособного объекта гражданских прав, что, однако, на практике не представляется возможным без уточнения правового регулирования в данной области общественных отношений.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность; средства индивидуализации; товарный знак; знак обслуживания; коллективный знак.
Annotation. The article analyzes the legal status of a collective mark in accordance with the civil legislation of the Russian Federation and the conclusion on the admissibility considered eligible for a collective mark as a transferable object of civil rights, which, however, in practice it is not possible without specifying the legal regulation in the field of public relationship.
Keywords: intellectual property; means of individualization; trademark; service mark; collective mark.
В Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ) наряду с результатами интеллектуальной деятельности также признаются и охраняются средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (далее - средства индивидуализации). При этом средства индивидуализации по своему правовому статусу приравнены к результатам интеллектуальной деятельности.
Наиболее востребованными среди и значимыми среди всех средств индивидуализации являются товарные знаки. Товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров (пункт 1 статьи 1477 ГК РФ). То есть, ключевая функция товарного знака - способность отличать товары одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При этом знаки обслуживания выполняют аналогичную функцию в отношении выполняемых работ (оказываемых услуг). Соответственно установленные ГК РФ правила в отношении товарных знаков, полностью применяются и к знакам обслуживания (пункт 2 статьи 1477 ГК РФ). Также следует отметить, что весьма часто товарный знак регистрируется одновременно в отношении как товаров, так и услуг, что предопре-
деляет необходимость применения единообразного правового регулирования.
Исходя из определения товарного знака (статья 1477 ГК РФ), а также в силу прямого указания статьи 1478 ГК РФ субъектами исключительного права, на товарный знак могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, правообладателем товарного знака выступать не могут. Таким образом, в привычном понимании обладателем исключительных прав на товарный знак является индивидуальный субъект. При этом российское законодательство не предполагает, что правообладателем исключительных прав на товарный знак одновременно могут являться несколько лиц, что само по себе является основанием для возникновения определенных проблем в правоприменительной практике. Например, когда исключительное право на товарный знак входит в наследственную массу и имеется несколько наследников, которые желают получить право на данный товарный знак и специально для этого зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, часть 1 статьи 1510 ГК РФ предусматривает понятие коллективного знака, когда
правообладателем является объединение хозяйствующих субъектов (лиц). По этому критерию традиционно разделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки, так как по своей сути коллективный знак представляет собой товарный знак, использование которого разрешено, определенному кругу лиц - члены объединения и на определенных условиях - обозначение производимых или реализуемых товаров, обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.
Коллективный знак может принадлежать только объединению лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором создано такое объединение (пункт 1 статьи 1510 ГК РФ). Указанное объединение лиц должно иметь документ, именуемый «устав коллективного знака», определяющий существенные условия использования такого знака, который разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак). Устав коллективного знака должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя; перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака; цель его регистрации; перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком; условия использования коллективного знака, порядок контроля за использованием и ответственность за нарушение устава коллективного знака.
Следует отметить, что заявителем коллективного товарного знака может быть как юридическое лицо, так и объединение, не являющееся юридическим лицом. Таким образом, предметом устава коллективного знака является его правовой режим, пересекающийся с предметом договора простого товарищества. Как отмечает Ю.Т. Гульбин, это чревато затруднением определения правовой материи для регулирования отношений, поэтому целесообразно распространить на отношения коллектива объединения режим договора о совместной деятельности (простого товарищества) [3].
Однако существенным отличием от модели простого товарищества обладателем исключительного права на коллективный знак является объединение (самостоятельный субъект гражданских прав), а не входящие в него лица. Именно объединение вправе запрещать использование такого знака третьим лицам, не входящим в него и в перечень лиц, содержащийся в уставе знака, в том числе оно уполномочено осуществлять контроль за соблюдением единых общих характеристик товаров. В то же время, коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц в качестве единственного средства для обозначения производимых реализуемых товаров/услуг либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком.
С учетом изложенного достаточно спорным представляется вопрос о признании исключи-
тельного права на коллективный товарный знак. Так, отнесение права на коллективный товарный знак к категории абсолютных и исключительных, с учетом их правового регулирования, представляется неверным ввиду того, что одновременно разные лица обладают равным по своей сути правом на использование указанного товарного знака. При этом правообладатель коллективного знака (объединение) не использует такой знак для обозначения товаров/услуг.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1510 ГК РФ право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора. Поскольку указанной нормой вводится императивное ограничение на распоряжение правом на коллективный знак, то из толкования данной напрашивается вывод о том, что право на коллективный товарный знак необоротоспособно и неотчуждаемо.
Однако, по нашему мнению, ограничение законодательством оборотоспособности коллективного знака и тем самым исключение его из рамок гражданско-правового оборота представляется не вполне оправданным, поскольку действующее правовое регулирование в определенных случаях разрешает осуществление с коллективным знаком действий, которые по своей сути являются не чем иным как разновидностью распоряжения исключительным правом. Имеется в виду преобразование коллективного знака в товарный знак. Одним из условий указанного преобразования является получение согласия на преобразование лиц, имеющих право пользования этим знаком. Поскольку в данном случае лица, использующие право на коллективный знак, выражают свою волю (согласие) на преобразование права, то есть прекращение их права на использование знака в связи с его передачей право-приобретателю. В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2015 № 703 «Об утверждении Порядка преобразования коллективного знака в товарный знак, знак обслуживания и наоборот» [2] правообладателем товарного знака, в который преобразовывается коллективный знак, может быть только лицо, входящее в состав объединения лиц - правообладателя коллективного знака и имеющее право использования этого знака.
В этой связи полагаем, что преобразование коллективного знака в обычный товарный знак, осуществляемое при соответствующих условиях, в том числе при условии согласия всех пользователей коллективного знака, следует рассматривать в качестве одного из видов распоряжения правом на товарный знак.
На основании изложенного представляется, что право на коллективный товарный знак можно рассматривать в качестве оборотоспособного объекта гражданского права, с учетом соблюдения условия, установленного в уставе коллективного товарного знака, о перечне и единых характеристиках качества или иных общих характеристиках товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. При этом необхо-
димо также учитывать, что распоряжение правом на коллективный товарный знак должно осу-
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изменениями на 04.07.2016). Первоначальный текст документа опубликован в Российской газете от 22.12.2006 № 289 // СПС «Консультант Плюс».
2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2015 № 703 «Об утверждении Порядка преобразования коллективного знака в товарный знак, знак обслуживания и наоборот» // (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 08.12.2015).
3. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М. : Статут, 2007. 284 с.
ществляться с учетом волеизъявления всех лиц, входящих в объединение.
Literature:
1. The civil code of the Russian Federation (part fourth) from 12.18.2006 № 230-FZ (with changes on 07.04.2016). The initial text of the document is published in the Russian newspaper from 12.22.2006 № 289 // Union of Right Forces «Consultant Plus».
2. The order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from 09.30.2015 № 703 «About the statement of the Order of transformation of the collective mark to the trademark, a service mark and vice versa» // (the Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru), 08.12.2015).
3. Gulbin Yu.T. The exclusive rights to means of individualization of goods - trademarks, service marks, names of places of goods origin: civil aspect. M. : Statute, 2007. 284 p.