Научная статья на тему 'К вопросу Об обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией'

К вопросу Об обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / FOOD SECURITY / REGIONAL MARKET / MEAT PRODUCTS / PROVISION / SELF-SUFFICIENCY / FORECASTING / DEMAND / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Али-аскяри Сарваз Ахмедович, Шкиренко Валерий Михайлович

Вопросы продовольственной безопасности приобретают все большую актуальность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и экономических санкций, вводимых европейскими странами и странами Североатлантического альянса. Цель исследования выявить тренды в обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией на основе авторской системы показателей, позволяющих установить прогнозные значения показателей обеспеченности собственной мясной продукцией регионов Сибирского федерального округа. Рассматриваются показатели, характеризующие обеспеченность регионов мясной продукцией, и на основе предложенных подходов даётся оценка продовольственной обеспеченности по регионам Сибирского федерального округа с учётом потенциала отрасли животноводства. Рассчитаны и изучены показатели продовольственной обеспеченности мясной продукцией для регионов: самообеспеченность, независимость, доля импорта мясопродуктов, покупательная способность, физическая доступность. На основе расчётов выявлена тенденция роста зависимости от импорта, становится очевидным, что производство мяса и мясных продуктов недостаточно для обеспечения потребности населения и не соответствует рекомендованным нормам их потребления. В результате применения методов линейно статистической экстраполяции осуществлена прогнозная оценка производства мяса и мясных продуктов по Сибирскому федеральному округу. В целом по округу к 2020 г. объём может увеличиться до 306 тыс. т, что и будет соответствовать государственной политике, в соответствии с которой к 2020 г. Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. При этом предполагается, что производство мяса возрастёт в 1,7 раза, доля импорта мясных ресурсов должно снизиться с 34 до 13% в 2020 г. Для достижения перечисленных параметров регионам Сибирского федерального округа необходимо пересмотреть инвестиционные потоки, обеспечивающие развитие агропромышленного комплекса в части развития мясного направления. Однако в основу решения вопросов самообеспеченности регионов должен быть принят комплексный подход, учитывающий денежные доходы населения, платёжеспособный спрос, стадии реализации государственных целевых программ и их результативность как для региона, так и для национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Али-аскяри Сарваз Ахмедович, Шкиренко Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT WITH MEAT PRODUCTS

Food security issues are becoming more topical in the context of Russia’s accession to the WTO and the economic sanctions imposed by the European countries and the countries of the North Atlantic Community. The research goal is to identify the trends in the provision of the regions of the Siberian Federal District with meat products. The current trends are found on the basis of the authors’ system of indicators which enables them to make forecasts for the district under analysis. The paper discusses the following indicators that characterize the provision of the regions with meat product: self-sufficiency, independence, import ratio of meat products, purchasing power and physical availability. The animal production potential of the regions is taken into consideration. The indicators are used to make calculations and assess the provision of the Siberian Federal District with meat products by the regions. The authors conclude that the dependence on imported meat is growing, that meat production in Siberian regions does not meet consumption standards and consumer needs. Statistical extrapolative methods are used to forecast meat production in the Siberian Federal District. By 2020 meat and meat products output in the Siberian Federal District may be 1.7 times larger and increase to 306 000 tons. It will meet per capita consumption standards set to be achieved in Russia by 2020. By the same year the share of imported meat is expected to decrease from 34% to 13%. To achieve the above mentioned aims the regions of the Siberian Federal District have to reconsider the investment flows that support the development of agriculture, meat production. Decisions should be made on the basis of an integrated approach that takes into account such factors as population incomes, effective demand, state target programs, their implementation stage and results for the region and for the national economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией»

УДК 332.122 (571.1 ):637.5

С.А. Али-Аскяри, В.М. Шкиренко S.A. Аli-Аskyari, V.M. Shkirenko

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА МЯСНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

PROVISION OF THE REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT WITH MEAT PRODUCTS

Ключевые слова: продовольственная безопасность, региональный рынок, мясная продукция, обеспеченность, самообеспеченность, прогнозирование, спрос, предложение.

Вопросы продовольственной безопасности приобретают все большую актуальность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и экономических санкций, вводимых европейскими странами и странами Североатлантического альянса. Цель исследования — выявить тренды в обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией на основе авторской системы показателей, позволяющих установить прогнозные значения показателей обеспеченности собственной мясной продукцией регионов Сибирского федерального округа. Рассматриваются показатели, характеризующие обеспеченность регионов мясной продукцией, и на основе предложенных подходов дается оценка продовольственной обеспеченности по регионам Сибирского федерального округа с учетом потенциала отрасли животноводства. Рассчитаны и изучены показатели продовольственной обеспеченности мясной продукцией для регионов: самообеспеченность, независимость, доля импорта мясопродуктов, покупательная способность, физическая доступность. На основе расчетов выявлена тенденция роста зависимости от импорта, становится очевидным, что производство мяса и мясных продуктов недостаточно для обеспечения потребности населения и не соответствует рекомендованным нормам их потребления. В результате применения методов линейно статистической экстраполяции осуществлена прогнозная оценка производства мяса и мясных продуктов по Сибирскому федеральному округу. В целом по округу к 2020 г. объем может увеличиться до 306 тыс. т, что и будет соответствовать государственной политике, в соответствии с которой к 2020 г. Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. При этом предполагается, что производство мяса возрастет в 1,7 раза, доля импорта мясных ресурсов должно снизиться с 34 до 13% в 2020 г. Для достижения перечисленных параметров регионам Сибирского федерального округа необходимо пересмотреть инвестиционные потоки, обеспечивающие развитие агропромышленного комплекса в части развития мясного направления. Однако в основу решения

вопросов самообеспеченности регионов должен быть принят комплексный подход, учитывающий денежные доходы населения, платежеспособный спрос, стадии реализации государственных целевых программ и их результативность как для региона, так и для национальной экономики.

Keywords: food security, regional market, meat products, provision, self-sufficiency, forecasting, demand, supply.

Food security issues are becoming more topical in the context of Russia's accession to the WTO and the economic sanctions imposed by the European countries and the countries of the North Atlantic Community. The research goal is to identify the trends in the provision of the regions of the Siberian Federal District with meat products. The current trends are found on the basis of the authors' system of indicators which enables them to make forecasts for the district under analysis. The paper discusses the following indicators that characterize the provision of the regions with meat product: self-sufficiency, independence, import ratio of meat products, purchasing power and physical availability. The animal production potential of the regions is taken into consideration. The indicators are used to make calculations and assess the provision of the Siberian Federal District with meat products by the regions. The authors conclude that the dependence on imported meat is growing, that meat production in Siberian regions does not meet consumption standards and consumer needs. Statistical extrapolative methods are used to forecast meat production in the Siberian Federal District. By 2020 meat and meat products output in the Siberian Federal District may be 1.7 times larger and increase to 306 000 tons. It will meet per capita consumption standards set to be achieved in Russia by 2020. By the same year the share of imported meat is expected to decrease from 34% to 13%. To achieve the above mentioned aims the regions of the Siberian Federal District have to reconsider the investment flows that support the development of agriculture, meat production. Decisions should be made on the basis of an integrated approach that takes into account such factors as population incomes, effective demand, state target programs, their implementation stage and results for the region and for the national economy.

Али-Аскяри Сарваз Ахмедович, к.э.н., доцент, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск. Тел.: (383) 346-17-13. E-mail: arim@inbox.ru.

Шкиренко Валерий Михайлович, аспирант, Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск. Тел.: (383) 346-17-13. E-mail: arim@inbox.ru.

Аli-Аskyari Sarvaz Аkhmedov¡ch, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk. Ph.: (383) 346-17-13. E-mail: arim@inbox.ru.

Shkirenko Valeriy Mikhaylovich, Post-Graduate Student, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk. Ph.: (383) 346-17-13. E-mail: arim@inbox.ru.

Введение

Вопросы продовольственной безопасности приобретают все большую актуальность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и экономических санкций, вводимых европейскими странами и странами североатлантического альянса. Мясная промышленность относится к числу специализированных отраслей пищевой промышленности, имеющих особое значение в рационе питания населения страны и, следовательно, определяющих экономическую безопасность. Однако в результате перехода отечественной экономики на рыночные отношения многие отрасли пришли в упадок, в том числе и мясная промышленность в целом. Необходимо признать, что на протяжении последних десятилетий в России органами государственной власти всех уровней использовались различные программы по поддержке развития аграрного сектора для развития мясной отрасли.

Цель исследования — рассчитать прогнозные показатели обеспеченности собственной мясной продукцией регионов Сибирского федерального округа.

Объект исследования — субъекты Сибирского федерального округа. Экспериментальная часть основывается на статистических показателях данных регионов.

Методы и результаты исследований

В соответствии с государственной политикой к 2020 г. Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза. Доля импорта мясных ресурсов должно снизиться с 34 до 13% в 2020 г. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства [1, 2].

Однако регионы развиваются неравномерно, соответственно регионы Сибирского федерального округа можно разделить на нетто потребителей и доноров, по обеспеченности мяса, т.е. регионы доноры могут обеспечить себя мясной продукцией и обеспечить вывоз в другие регионы. В связи с этим необходимо разработать на примере мясной продукции систему показателей, отражающих все грани продовольственной безопасности региона мясной продукцией.

В систему должны быть включены индикаторы самообеспеченности, характеризующие уровень продовольственной безопасности. Согласно «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) должны составлять не менее 85%. Среднедушевое потребление мясо и мясопродуктов населением России по медицинским нормам ниже рекомендуемых норм — 68 кг при норме 70-75 кг [3].

Включение этих показателей в расчет продовольственной обеспеченности региона обосновывается тем, что недостаточное производство мяса и мясных продуктов предприятиями региона приводит к увеличению ввоза из других регионов и импорта. В первый случай ввоза мы воспринимаем положительно именно на переходном периоде интеграционного объединения, второй случай, на наш взгляд, приводит к вытеснению отечественных производителей, функционирующих в Сибирском федеральном округе.

Поскольку ввоз мясной продукции в регион не приводит к освоению свободной рыночной ниши, а вытесняет товаропроизводителей, в систему показателей продовольственной обеспеченности необходимо включить показатель, характеризующий долю импортной продукции в общем объеме потребления мяса и мясной продукции.

Немаловажное значение также имеет показатель покупательной способности денежных доходов населения, который характеризует уровень экономической доступности, уровень потребления экономической доступности и уровень потребления мяса и мясопродуктов, что, следовательно, и будет формировать спрос на рынке мяса.

Необходимо отметить ограниченность информационных источников для проведения исследований по мясной продукции, так как в статических сборниках информация представлена ограниченно. Однако в мае 2014 г. вступил в силу технический регламент, принятый Советом Евразийской экономической комиссии Таможенного союза о безопасности мяса и мясной продукции. Согласно техническому регламенту, данную товарную группу «мясо» можно разделить на следующие группы с учетом массы доли мясных ингредиентов:

— мясорастительныи продукты — доля должна составлять от 30 до 60%;

— мясосодержащие продукт — консервы, доля должна составлять от 5 до 40%;

— мясосодержащий полуфабрикат — мясная продукция, доля должна составлять от 5 до 60% [4]. Предложенные технические регламенты носят декларативный характер, так как для их реализации необходимо разработать международные (региональные) стандарты.

Очевидно, что эти требования важны, так как при интеграции и создании новых отечественных предприятий необходимо будет учитывать технические требования. В общем виде алгоритм расчета коэффициента самообеспечения (Ксо) может быть представлен следующей формулой [5]:

Ксо = Vпр/Впт х 100%, (1)

где Vпр — объем производства;

Впт — внутреннее потребление.

Показатели для оценки продовольственной обеспеченности, формулы и их расчеты, а также пороговые значения приведены в таблице 1.

Вышеуказанные показатели применены для оценки продовольственной обеспеченности мясом и мясной продукцией населения ре-

гионов, входящих в состав Сибирского федерального округа за 2010-2012 гг. (табл. 2).

Из данных таблицы 2 следует, что в Сибирском федеральном округе мясом и мясными продуктами обеспечены только такие регионы, как Республика Алтай, Республика Хакасия, Алтайский край, Омская область. Оставшиеся семь регионов самообеспечены на 40% или на 75%.

Следующий показатель, характеризующий независимость региона, определяется нормативом не менее 85%-ным соотношением производства и нормативным потреблением. Как отмечалось выше, по медицинским нормативам установлено потребление не менее 70-75 кг на 1 чел. По данным показателей статистики, отношением общего потребления и численность населения Сибирского федерального округа, произведем расчет в таблице 3 фактического потребление мяса и мясных продуктов за 2007-2012 гг., в среднем на 1 чел. [6].

Из данных таблицы 3 следует, что за последние три года (2010-2012 гг.) субъекты Сибирского федерального округа выдерживают норматив, за исключением Республик Тыва и Хакасия.

Показатели оценки продовольственной обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией

Таблица 1

Показатель Расчет показателя Пороговое значение показателей, %

Самообеспеченность Производство/потребление Не менее 85

Независимость Производство/нормативное потребление Не менее 85

Доля ввоза мясопродуктов Импорт/потребление Не более 1 5

Покупательная способность Месячный среднедушевой денежный доход/средняя цена мясо Динамика роста

Физическая доступность Потребление на душу/медицинские нормы Больше и равно 100

Таблица 2

Коэффициенты самообеспеченности мясом и мясопродуктами в Сибирском федеральном округе за 2007-2012 гг.

Субъекты РФ Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012

А 1 2 3 4 5 6

Сибирский федеральный округ 68 70 74 73 73 74

Республика Алтай 195 195 239 195 153 186

Республика Бурятия 56 51 51 43 41 39

Республика Тыва 75 68 65 75 68 73

Республика Хакасия 106 104 104 109 107 103

Алтайский край 102 106 119 118 117 125

Забайкальский край 50 55 55 52 56 55

Красноярский край 60 60 64 67 63 68

Иркутская область 53 51 53 51 49 48

Кемеровская область 38 38 40 39 39 39

Новосибирская область 61 63 65 65 67 70

Омская область 105 115 117 111 112 111

Томская область 62 78 82 86 85 93

Таблица 3

Потребление мяса и мясных продуктов за 2007-2012 гг. в Сибирском федеральном округе, в среднем на 1 чел., кг

Субъекты РФ 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Сибирский федеральный округ 67 70 70 74 78 80

Республика Алтай 46 51 45 58 76 70

Республика Бурятия 52 58 57 67 72 80

Республика Тыва 43 47 55 51 55 53

Республика Хакасия 55 56 57 56 58 61

Алтайский край 63 63 64 70 77 78

Забайкальский край 75 70 69 78 77 80

Красноярский край 72 77 72 74 80 78

Иркутская область 61 67 67 71 79 83

Кемеровская область 64 68 69 76 80 83

Новосибирская область 73 78 80 81 85 84

Омская область 79 78 79 84 83 87

Томская область 72 73 72 76 76 78

Таблица 4

Доля импорта в общем объёме потребления мяса и мясных продуктов в Сибирском федеральном округе за 2007-2011 гг., % [6]

Субъекты РФ в СФО 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Республика Алтай 23 22 24 22 12

Республика Бурятия 12 12 10 8 6

Республика Тыва 0 4 9 0 0

Республика Хакасия 4 9 18 19 24

Алтайский край 6 6 7 6 6

Забайкальский край 3 3 4 4 5

Красноярский край 14 17 23 19 19

Иркутская область 5 7 7 8 9

Кемеровская область 9 8 9 8 12

Новосибирская область 13 16 23 28 27

Омская область 1 2 8 9 11

Томская область 3 3 5 6 7

Доля импорта в общем объёме потребления характеризует развитость животноводческой отрасли в субъектах. Данные таблицы 4 характеризует показатель доли ввоза мясопродуктов в регион. Расчёт составлен с учётом ввоза колбасных изделий, а также ввоза консервов из мяса животных и птицы.

Согласно пороговому значению (15%), из данных таблицы 4 прослеживается зависимость от импорта таких субъектов, как Республика Алтай, Республика Хакасия, Красноярский край, Новосибирская область. Наблюдается тенденция роста зависимости от импорта. Становится очевидным, что производство мяса и мясных продуктов недостаточно для обеспечения потребности населения и не соответствует рекомендованным нормам их потребления.

Покупательная способность зависит от денежного дохода населения, проживающего в данном регионе, а также от цены мяса, формирующейся под влиянием различных факторов. Далее рассмотрим динамику данного показателя (табл. 5).

Предложенные показатели достаточно полно характеризуют обеспеченность Сибирского федерального округа продукцией животноводства. По показателю самообеспеченности не все регионы обеспечены продукцией, ряд регионов самодостаточны, к ним можно отнести Республики Алтай, Хакасию, а также Алтайский край и Омскую область, другие регионы обеспечены не полностью. Нормативное потребление в целом выдержано, однако в некоторых регионах также прослеживается отставание от норм потребления. К таким регионам относятся Республики Тыва и Хакасия. Доля импорта остается достаточно высокой, наблюдается тенденция к росту. К зависимым от импорта можно отнести такие субъекты, как Республики Алтай и Хакасия, Красноярский край и Новосибирскую область.

Представим в таблице 6 основные индексы потребительских цен на отдельные группы и виды товаров.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднедушевые денежные доходы по субъектам Сибирского федерального округа

за 2008-2012 гг, руб. [6]

Субъекты РФ в СФО 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Республика Алтай 10385 11081 13535 13837 14284

Республика Бурятия 11233 12956 14271 15716 17688

Республика Тыва 8084 10042 10160 10963 12014

Республика Хакасия 10304 10706 12807 14223 16012

Алтайский край 9974 9868 11029 12500 13617

Забайкальский край 11047 12704 14204 15969 17546

Красноярский край 15008 17009 18262 20146 22524

Иркутская область 13169 13910 15110 16017 17820

Кемеровская область 14670 13736 15341 16666 18511

Новосибирская область 13040 15117 16276 18244 20727

Омская область 13801 14061 15199 17247 19495

Томская область 13584 13917 15070 16516 18028

Таблица 6

Индексы потребительских цен на отдельные группы и виды товаров, за 2010-2013 гг., пп. [7]

Товары 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Мясо и птицы 105,3 109,2 107,3 108,3

Говядина 106,6 121,7 105,0 105,8

Свинина 102,6 107,9 104,7 104,6

Куры 102,8 99,6 112,9 114,8

Колбасные изделия 105,5 108,7 105 107

Нами предлагается прогнозирование производства мяса и мясопродуктов с учетом специфических региональных особенностей Сибирского федерального округа, что позволит построить тренд динамического ряда производства мяса одним из наиболее распространенных методов прогнозирования линейной статистической экстраполяции.

В процессе анализа статистических данных была выявлена монотонная тенденция изменения тренда в рассматриваемый период времени. В качестве тренда была принята линейная функция вида уt = а + Ы, где уt — значение исследуемого параметра в 1-м году; t — порядковый номер года из рассматриваемого периода; а и Ь — коэффициенты регрессии прогнозной модели.

Для нахождения коэффициентов регрессии а и Ь были использованы следующие формулы (получены на основе имеющихся статистических данных методом наименьших квадратов):

п Ё -Ё ^ Ё

X,

ь =

1=1

1=1 1=1

п ( п ^

п Ё •?-|Ё 1.

1=1 V .=1 У

1 (Л

2 '

а = — п

Ё хц - ЬЁ11 V1=1 1=1 У

где п — число наблюдений;

i — порядковый номер наблюдения.

(2)

(3)

Для вычисления расчетных и прогнозных значений в полученное уравнение тренда следует подставить порядковый номер прогнозного года, начиная с первого года базисного периода.

Доверительные границы для наиболее вероятного прогнозного значения при небольшом числе наблюдений определяются следующим образом:

(4)

где — табличное значение ^статистики Стьюдента с п-1 степенями и уровнем вероятности р;

sy — средняя квадратическая ошибка выборки. Значение ее определяется по формуле:

=

п

Ё( - , )2

п -1

(5)

где у1 — фактические значения показателя.

Доверительный интервал, полученный как учитывает вероятность, которая связана с оценкой средней величины.

Данный подход был применен для расчета прогнозирования производства мяса с учетом региональных особенностей.

Исходные данные для моделирования приведены в таблице 7.

f=l

В качестве первого года ( = 1) рассматривался 2007 г. Во всех нижеприведенных моделях , — расчетный год.

Прогнозная модель производства мяса с учетом региональных особенностей Сибирского федерального округа составлена в ви-

де уравнения у, = а + Ы для каждого региона в отдельности, а также для СФО в целом.

На основе приведенной модели получена следующая прогнозная информация по Сибирскому федеральному округу (табл. 8).

Отобразим полученный прогнозный результат на графике (рис.).

Таблица 7

Производство мясо скота и птицы в Сибирском федеральном округе, тыс. т, в хозяйствах всех категорий, в убойном весе

Субъекты РФ 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Сибирский федеральный округ 883,0 949,0 996,8 1045,9 1090,6 1145,1

Республика Алтай 18,8 20,9 22,6 23,8 24,4 27,3

Республика Бурятия 28,3 28,7 28,2 28,0 28,7 30,2

Республика Тыва 10,0 9,9 11,1 11,9 11,6 12,0

Республика Хакасия 31,0 30,9 31,7 32,4 33,2 33,4

Алтайский край 153,6 160,2 182,3 198,8 217,0 233,1

Забайкальский край 40,8 42,2 41,8 44,6 47,5 48,4

Красноярский край 123,8 131,5 131,2 140,5 142,4 150,5

Иркутская область 77,9 83,0 85,4 88,4 93,1 97,2

Кемеровская область 67,3 70,1 75,8 81,4 84,7 87,7

Новосибирская область 120,2 133,7 141,3 142,1 155,4 158,3

Омская область 163,8 177,4 182,4 184,0 184,2 190,2

Томская область 47,2 60,5 63,0 69,9 68,4 76,8

Таблица 8

Прогнозные значения производства мяса скота и птицы Сибирского федерального округа

Год Условный номер года Фактические объемы Расчеты по уравнению тренда

Уф У,

2007 1 883,0 890,943

2008 2 949,0 941,926

2009 3 996,8 992,909

2010 4 1045,9 1043,892

2011 5 1090,6 1094,875

2012 6 1145,1 1145,858

1400,0

1-

и 1200,0

ы 1-

(0 1000,0

1-

дс о 800,0

в

600,0

о р

С м 400,0

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю 200,0

О

0,0

у = 50,983х + 839,96

3 4

Условные номера годов

Рис. График прогнозного значения производства мяса и мясопродуктов в Сибирском федеральном округе

Таблица 9

Прогнозные значения объема производства, мяса скота и птицы в Сибирском федеральном округе за 2013-2020 гг. тыс. т

Субъекты РФ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Сибирский федеральный округ 1196,84 1247,82 1298,81 1349,79 1400,77 1451,75 1502,74 1553,72

Республика Алтай 28,38 29,93 31,48 33,03 34,58 36,13 37,69 39,23

Республика Бурятия 29,61 29,87 30,14 30,41 30,68 30,94 31,21 31,47

Республика Тыва 12,67 13,12 13,58 14,04 14,49 14,94 15,39 15,85

Республика Хакасия 34,06 34,62 35,18 35,74 36,30 36,86 37,42 37,98

Алтайский край 249,26 265,96 282,66 299,36 316,06 332,75 349,45 366,15

Забайкальский край 49,88 51,51 53,13 54,75 56,37 57,98 59,61 61,23

Красноярский край 154,20 159,21 164,23 169,24 174,26 179,27 184,28 189,30

Иркутская область 100,48 104,19 107,89 111,61 115,31 119,02 122,74 126,44

Кемеровская область 92,97 97,29 101,62 105,95 110,28 114,60 118,93 123,25

Новосибирская область 167,46 174,79 182,12 189,45 196,77 204,09 211,42 218,75

Омская область 195,73 200,13 204,53 208,93 213,33 217,73 222,13 226,53

Томская область 82,16 87,26 92,37 97,47 102,57 107,67 112,77 117,88

Достоинством метода линейной статистической экстраполяции является отражение и использование показателей по реально протекающему процессу. Линейный тренд применяется для прогнозирования временных рядов, данные которых увеличиваются или убывают с постоянной скоростью. Результаты авторских расчетов прогнозного значения представим в таблице 9.

Таким образом, для регионов Сибирского федерального округа необходимо пересмотреть инвестиционные потоки, обеспечивающие развитие агропромышленного комплекса в части развития мясного направления. На наш взгляд, в целях устранения негативной ситуации необходимо исследовать проблему восстановления агропромышленного комплекса Сибирского федерального округа, так как существует неравномерное развитие производительных сил в регионах.

В то же время в качестве отрицательного момента нами рассматривается аккумуляция основных производительных сил в одном регионе, так как данный подход отрицательно сказывается на экологическом развитии территории. В условиях конкуренции без материальной поддержки государства и развития трехсторонних отношений Таможенного союза необходима интеграция ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности. В результате потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства, с соблюдением медицинских норм потребления. Так, в условиях реализации ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2014-2020 годы» планируется рост поголовья крупного рогатого скота по Новосибирской области в 2020 г. на 430 тыс. гол., по сравнению 2013 г. рост составит 397 тыс. гол.

Заключение

Таким образом, исследование состояния обеспеченности регионов Сибирского федерального округа мясной продукцией позволяет констатировать наличие перспектив решения проблемы продовольственной безопасности. Однако в основу решения вопросов самообеспеченности регионов должен быть принят комплексный подход, учитывающий денежные доходы населения, платежеспособный спрос, стадии реализации государственных целевых программ и их результативность как для региона, так и для национальной экономики.

Библиографический список

1. Али-Аскяри С.А., Шкиренко В.М. Особенности регионального рынка потребительских товаров в интеграционном процессе // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — 2013. — № 4 (7). — С. 67-73.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 599-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года».

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции».

5. Постановление Росстата от 25.12.2006 № 82 (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Методических указаний по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов».

6. Россия 2013: Стат. справочник / Р76 Росстат. - М., 2013 - 62 с.

7. Статистическое обозрение CURRENT STATISTICAL SURVEY. - 2013. - № 4 (87). -С.107.

References

1. Ali-Askyari S.A., Shkirenko V.M. Oso-bennosti regional'nogo rynka potrebitel'skikh tovarov v integratsionnom protsesse // Vest-nik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoi koo-peratsii. - 2013. - № 4 (7). - S. 67- 73.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 04 2012 № 599-r «Ob utverzhdenie Strategii razvi-tiya pishchevoi i pererabatyvayushchei pro-myshlennosti RF na period do 2020 goda».

4. Reshenie Soveta Evraziiskoi ekonomi-cheskoi komissii ot 09.10.2013 № 68 «O tekh-nicheskom reglamente Tamozhennogo soyuza "O bezopasnosti myasa i myasnoi produktsii».

5. Postanovlenie Rosstata ot 25.12.2006 № 82 (red. ot 21.10.2013) «Ob utverzhdenii Me-todicheskikh ukazanii po sostavleniyu godovykh balansov prodovol'stvennykh resursov».

6. Rossiya 2013: Stat. spravochnik / R76 Rosstat. - M., 2013 - 62 s.

7. Statisticheskoe obozrenie CURRENT STATISTICAL SURVEY. - 2013. - № 4 (87). -S. 107.

+ + +

УДК бб4.б:б58.15(450.55)

Н.Л. Наумова, А.Е. Вашецкая, В.Ф. Дружкова N.L. Naumova, A.Ye. Vashetskaya, V.F. Druzhkova

О РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБОГАЩЕННЫХ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИИ В УСЛОВИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ области

THE DEVELOPMENT OF ENRICHED BAKERY GOODS PRODUCTION IN THE CHELYABINSK REGION

Ключевые слова: хлеб, хлебобулочные изделия, объемы производства, объемы потребления, ассортимент, функциональные компоненты, обогащенные продукты питания.

Благодаря высокой питательности, отличным вкусовым и ароматическим свойствам, хорошей усвояемости и насыщаемости, сравнительной устойчивости при хранении и дешевизне, хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами наиболее массового потребления и могут служить самыми удобными объектами для обогащения их незаменимыми микронутриентами. Представлены результаты изучения статистических данных территориального органа федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. В результате установлено, что уровень производства не обеспечивает объемы потребления хлебопродуктов населением Челябинской области. При этом доля хлебных изделий для здорового питания в общем объеме производства составляет только 2,5%. При исследовании розничных торговых сетей г. Челябинска по степени обеспеченности хлебной продукцией функционального назначения установлено, что количество обогащенных хлебопродуктов, реализуемых в челябинских сетях, составляет 27 наименований. В основу группы входят хлеба (произведенные на местных предприятиях) с добавлением отрубей и (или) с использованием витаминно-минеральных премиксов, обогащающих данные изделия классическими нутри-ентами: витаминами группы В, а также железом, фосфором, кальцием, магнием. В результате установлена необходимость расширения произ-

водства и ассортимента хлебной продукции функционального назначения, в том числе булочных и сдобных изделий, обогащенных селеном и комплексом витаминов. В ходе проведения комплексных исследований по изучению влияния пищевой добавки «Селексен» и витаминных премиксов 986 и Н30305 на качество булочных изделий установлены регламентируемые показатели качества на обогащенные хлебобулочные изделия, разработана и утверждена техническая документация на производство: булки «Городская с селеном», обогащенной витаминами В3, В12, Е, РР, Н, В1, В2, ВС, В6, и сдобной булочки «Селена», обогащенной витаминами А, В3, В12, Е, РР, Н, В1, В2, ВС, В6.

Keywords: bread, bakery goods, production volumes, consumption volumes, product range, functional ingredients, enriched foodstuff.

Bread and bakery goods have high nutritional value, excellent taste and flavor properties, they are well digested and nourishing, storable and relatively low priced; they are large-scale goods and may be easily enriched with essential trace elements. The study of the statistical data for the Chelyabinsk Region has revealed that the production volumes do not match the bakery goods consumption volumes of the Chelyabinsk Region's population. At the same time the percentage of bakery goods for healthy nutrition makes only 2.5% of the total production volume. The study of the functional bakery product range in the retail trade networks of the city of Chelyabinsk revealed 27 brand names of enriched bakery products. This group consists mainly of breads

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.