ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 338.2
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -290-292 NIION: 2003-0059-1/23-591 MOSURED: 77/27-003-2023-01-790
К вопросу об обеспечении экономической безопасности регионов России
Владимир Артурович Кайтмазов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Vk13289@yandex.ru
Аннотация. Обосновывается концепция обеспечения экономической безопасности регионов России. Рассматривается позиция, согласно которой экономическая безопасность региона реализуется через его способность противодействовать внутренним и внешним угрозам с целью обеспечения реализации экономических интересов региона при эффективном использовании конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: регион, региональная политика, экономическая безопасность регионов, институциональная основа Для цитирования: Кайтмазов В. А. К вопросу об обеспечении экономической безопасности регионов России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 290-292. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-290-292.
Original article
To the question of ensuring the economic security of Russian regions
Vladimir A. Kaitmazov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Vk13289@yandex.ru
Abstract. The concept of ensuring the economic security of the regions of Russia is substantiated. The article considers the position according to which the economic security of the region is realized through its ability to counter internal and external threats in order to ensure the realization of the economic interests of the region with the effective use of competitive advantages. Keywords: region, regional policy, economic security of regions, institutional framework
For citation: Kaitmazov V. A. To the question of ensuring the economic security of Russian regions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):290-292. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-290-292.
Основой обеспечения экономической безопасности является степень независимости и способность региона проводить собственную экономическую политику с учетом своих особенностей, где первым этапом является децентрализация, распределение административных функций между централизованной государственной властью и региональной администрацией.
Децентрализация дает импульс экономическому развитию регионов, повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, улучшению качества и уровня жизни населения в регионах.
Независимо от начатого реформирования государственной системы управления региональным развитием в России, внедрение новых подходов к стимулированию развития территорий и современных механизмов по-прежнему остается в основном декларативными, а отношения на уровне «центр-реги-
© Кайтмазов В. А., 2023
он-территория» устанавливаются под строгим контролем государства.
Таким образом, опыт в отношении политики укрепления экономической безопасности регионов имеет огромное значение и ценность.
Исследование теоретических и методологических основ и разработка методических и практических предложений по обеспечению экономической безопасности регионов России в настоящее время приобретают особую значимость.
Исследование проблем региональной экономической безопасности проводилось многими учеными.
Среди отечественных ученых следует выделить, в частности, тех, кто акцентирует внимание на проблемах определения и механизмах обеспечения экономической безопасности региона; изучает ряд ключевых проблем относительно оптимального механизма обеспечения экономической безопасности регионов
ECONOMIC SCIENCE
России; подчеркивает безопасность структурных и институциональных трансформаций экономики в регионе. Некоторые ученые, в частности, видят проблему в установлении экономической безопасности региона через реализацию его экономических интересов как условия обеспечения регионального развития. Процесс укрепления экономической безопасности регионов изучается в контексте перспектив социально-экономического развития регионов.
Вопрос экономической безопасности регионов рассматривается с точки зрения укрепления внешнеэкономической безопасности, международного экономического сотрудничества и т. д.
Независимо от имеющихся исследований, инициированных реформированием государственной системы управления региональным развитием в России, укреплению экономической безопасности регионов, в частности, ее правовому и финансовому обеспечению, не уделяется достаточного внимания. В этом контексте исследование проблем обеспечения экономической безопасности регионов России становится еще более актуальным.
Экономическая безопасность региона реализуется через его способность противодействовать внутренним и внешним угрозам с целью обеспечения реализации экономических интересов региона при эффективном использовании конкурентных преимуществ.
Интенсификация региональной интеграции в современных условиях сопровождается усилением влияния на состояние экономической безопасности регионов внешней среды, которая характеризуется высоким уровнем организационной сложности, нестабильности и неопределенности. Укрепление экономической безопасности региона - участника международных отношений зависит от уровня его адаптационной способности к внешним вызовам и способности максимально эффективно использовать возможности и преимущества международного сотрудничества.
Экономическая безопасность региона реализуется через изменение состояний экономической системы региона, которые характеризуют ее способность противостоять внутренним и внешним угрозам, с целью обеспечения реализации экономических интересов региона с эффективным применением конкурентных преимуществ.
Смена биполярного глобального порядка на многополярный не уменьшила количества вызовов
государствам, а лишь переформатировала систему их внешних отношений и безопасности.
Проблемы региональной безопасности в современных условиях включают в себя проблему военного и этнического характера, конфликты, политическое, экономическое и военное взаимодействие, создание и роспуск межгосударственных и международных объединений.
Безопасность субнациональных объединений включает в себя совокупность элементов национальной безопасности, факторов региональной системы международных отношений и пространственно-временных мер по их реализации.
Безопасность отдельных участников региональной системы в основном рассматривается как комплекс мер по устранению внутренних и внешних угроз. Многие европейские государства, в частности так называемые «новые демократии», обладают весьма ограниченными собственными силовыми ресурсами для обеспечения безопасности. Для организации обеспечения собственной безопасности им объективно приходится создавать определенные формы коалиций, союзов или региональных ассоциаций. Таким образом, региональная безопасность основывается на общих усилиях членов интеграционных объединений и имеет бинарный характер: с одной стороны, это фактор стабильности и безопасности региона в целом, а с другой, — гарантия безопасности каждого члена в частности.
Региональная безопасность в современных условиях предполагает одновременно определенный уровень региональной идентификации, который охватывает не только военные или политические аспекты, но и культурные и ментальные особенности сотрудничества и взаимодействия между участниками региональных образований.
Эффективность защиты интересов в рамках регионального или межрегионального объединения зависит от способности регионов-участников совместно противостоять внутренним и внешним угрозам, экономическим и институциональным противоречиям во взаимоотношениях различных уровней. Экономическая безопасность субнационального уровня зависит от уровня согласованности интересов всех участников, соответствия их интересов интересам каждого участника в отдельности и общим целям в целом.
Разрабатывая стратегию участия государства или региона в межрегиональном сотрудничестве в
№ 1 / 2023
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
291
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
области безопасности, следует согласовать ее с основными программными документами международного, национального и регионального уровня.
Такая стратегия должна стать основой для разработки среднесрочных и краткосрочных программ экономического и социального развития отдельного региона — участника ассоциации.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» // URL://http:// www.garant.ru/pro ducts/ip о/рпте/doc/71572608/
2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: официальное издание. М. : Проспект, 2016.
Bibliographic list
1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // URL://http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71572608/
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SPS «Con-sultantPlus».
3. The National Security Strategy of the Russian Federation: official publication. M. : Prospect, 2016.
ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основы
СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Учебное пособие Гриф НИИ образования и науки
Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Г. Я. Остаев, Б. Н. Хосиев, Н. Д. Эриашвили
Исследованы направления развития теории и методики судебной экономической экспертизы. В пособие включены также тестовые вопросы и задачи ситуационного характера.
Для магистров, аспирантов, преподавателей экономических специальностей, а также аудиторов, экспертов, экономистов, бухгалтеров и финансовых менеджеров организаций.
Информация об авторе
В. А. Кайтмазов — соискатель факультета подготовки научно-педагогических кадров по кафедре экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author
V. A. Kaitmazov—Applicant for the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel at the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 18.01.2023; принята к публикации 03.02.2023. The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 18.01.2023; accepted for publication 03.02.2023.