Научная статья на тему 'К вопросу об lsp'

К вопросу об lsp Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / КУРСЫ LSP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савинова Юлия Анатольевна

В статье рассматривается Язык для специальных целей, или Lаnguаge for Specific Purposes (LSP), используемый по отношению к двум областям прикладной лингвистики: области, имеющей дело с образованием и обучением, и области, занимающейся исследованиями языковых вариаций в определенном предметном поле. Статья дает описание LSP, рассматривает его функции, обосновывает необходимость курсов LSP для обучающихся и резюмирует основные этапы разработки учебного плана LSP. Обучение студентов курсам LSP направлено в первую очередь на пополнение их профессионального словарного запаса, устойчивых лексических конструкций, развитие определенных языковых навыков, выработку умения общаться и поддерживать разговор на профессиональную тематику, обеспечение их конкретными инструментами и навыками, необходимыми для комфортной работы в будущем, налаживание профессиональных отношений с коллегами, в том числе и зарубежными, продвижение по служебной лестнице. Курс LSP способствует формированию формированию лингвистической, социокультурной, коммуникативной и профессиональной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Савинова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LSP

The paper deals with Lаnguаge for Specific Purposes (LSP), used in two fields of applied linguistics: one relating to education and teaching, and, second, relating to language variation researches in a definite subject field. The paper gives the description of LSP, its functions, substantiates the necessity of LSP courses for learners, and sums up the main stages in LSP curriculum planning. Teaching students LSP is aimed, first of all, at improving of their professional vocabulary, set lexical structures, definite linguistic and communication skills, necessary for making professional conversation, comfortable work in future, building professional relationships with foreign colleagues and promotion. Also LSP courses contribute to building students' linguistic, sociocultural, communicative and professional capacity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об lsp»

4. Магомедов А.К., Викторин В.В. Каспийско-предкавказский пограничный ислам: социально-религиозное "обновление" на периферии мусульманского мира //Центральная Азия и Кавказ. Лулео: CA&CC Press, 2005. №5. с. 147-162.

5. Мельников А. Имамы дают волю татарскому языку// Независимая газета. 2017. 15 ноября. URL: http://www.ng.ru/facts/2017-11-15/10_432_imams.html (дата обращения:

12.11.2017).

6. Мухаметзянов И. Татарская мечеть// Исламский портал. 2010. 27 октября URL: www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1177/ (дата обращения: 12.12.2017).

7. Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в 20 веке. Казань, 2005, 258 c.

8. Мухарямов Н. Ислам в Повольжье: политизация несостоявшаяся или отложенная? / Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход. Сб. статей. Под ред. К. Мацузато. М.: РОССПЭН, 2007. С. 13-70.

9. На Болгарские чтения съехались ученые и богословы со всей России и из-за рубежа. 2018. 13 февраля URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_19642.html (дата обращение:

31.01.2018).

10. Хакимов Р. Где наша Мекка? (Манифест Евроислама). Казань: Магариф, 2003.

63 с.

11. Якупов В. Мера ислама (к проблеме адекватного конкретно-исторического понимания вечных шариатских истин). Казань: Иман, 2004. 69 с.

УДК 376

К ВОПРОСУ ОБ LSP

Савинова Юлия Анатольевна

к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск

Аннотация: В статье рассматривается Язык для специальных целей, или Lаnguаge for Specific Purposes (LSP), используемый по отношению к двум областям прикладной лингвистики: области, имеющей дело с образованием и обучением, и области, занимающейся исследованиями языковых вариаций в определенном предметном поле. Статья дает описание LSP, рассматривает его функции, обосновывает необходимость курсов LSP для обучающихся и резюмирует основные этапы разработки учебного плана LSP. Обучение студентов курсам LSP направлено в первую очередь на пополнение их профессионального словарного запаса, устойчивых лексических конструкций, развитие определенных языковых навыков, выработку умения общаться и поддерживать разговор на профессиональную тематику, обеспечение их конкретными инструментами и навыками, необходимыми для комфортной работы в будущем, налаживание профессиональных отношений с коллегами, в том числе и зарубежными, продвижение по служебной лестнице. Курс LSP способствует формированию формированию лингвистической, социокультурной, коммуникативной и профессиональной компетенции студентов.

Ключевые слова: язык для специальных целей, обучение иностранному языку, формирование компетенций, курсы LSP.

TO THE QUESTION OF LSP

Yuliya A. Savinova

PhD, Associate Professor of the Chair of Foreign Languages in Engineering Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk, Russia

Abstract: The paper deals with Language for Specific Purposes (LSP), used in two fields of applied linguistics: one relating to education and teaching, and, second, relating to language variation researches in a definite subject field. The paper gives the description of LSP, its functions, substantiates the necessity of LSP courses for learners, and sums up the main stages in LSP curriculum planning. Teaching students LSP is aimed, first of all, at improving of their professional vocabulary, set lexical structures, definite linguistic and communication skills, necessary for making professional conversation, comfortable work in future, building professional relationships with foreign colleagues and promotion. Also LSP courses contribute to building students' linguistic, sociocultural, communicative and professional capacity.

Keywords: Language for Specific Purposes (LSP), foreign language teaching, capacity building, LSP courses

Эпоха всеобъемлющей глобализации обусловила значительные изменения в системе подготовки будущих специалистов. Развитие высоких технологий, создание научно-технических, экономических, образовательных групп, консорциумов и других сообществ требуют новых подходов к формированию комплекса компетенций, включающих лингвистическую, социокультурную, коммуникативную и профессиональную компетенции студентов в рамках как родного, так и иностранного языка.

В профессиональной деятельности общение обеспечивает её планирование, осуществление и контроль. Специфика профессионального общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность производственного процесса, а также особенности развития личности и формирование межличностных отношений в коллективе [1].

Язык для специальных целей, или Language for Specific Purposes (LSP), в основном используется по отношению к двум областям прикладной лингвистики: области, имеющей дело с образованием и обучением, и области, занимающейся исследованиями языковых вариаций в определенном предметном поле. LSP может использоваться в любом языке, необходимом обучающимся в качестве инструмента для выполнения специальных целей, а также может быть применим к английскому языку, или English for Specific Purposes (ESP). LSP может применяться в области прикладной лингвистики, связанной с разнообразием языков, используемых участниками определенного предметного поля, уделяя особое внимание его жанрам, стилистическим особенностям и технической лексике.

LSP - это широко распространенный подход к обучению второму иностранному языку, затрагивающий очень специфические потребности обучаемых, которые нуждаются в языке как инструменте их образования, обучения или работы. LSP - это традиционный термин для различных лингвистических вариантов, используемых в профессиональной

209

сфере. Его история представляет теоретический интерес к описанию различных подъязыков, которые существуют внутри общей языковой системы в соответствии с особыми профессиональными потребностями. Первые исследования данной темы касались письменного типа - специальной терминологии, текстов и записей. В последние годы был отмечен повышенный интерес к коммуникативным процессам и их психологическим и социологическим измерениям, с теоретическим уклоном в социолингвистику, социальный конструктивизм и критическую лингвистику. Труды описывали как устный, так и письменный дискурс. Традиции LSP развивались в основном на факультетах иностранных языков с ориентацией на анализ языковой системы. Решались проблемы, связанные с переводом, стандартизацией терминологии и разработкой технической и коммерческой документации. Эта связь между изучением иностранных языков и профессиональной коммуникацией до сих пор существует, хотя фокус проблем и был немного переориентирован. Оринина Л.В. в своей статье отмечает, что феномен профессиональной коммуникации связан как с деятельностным, так и с языковым аспектом его изучения [8].

LSP можно рассматривать как полную совокупность языковых средств, используемых в устном и письменном текстах, он тесно связан с языком для общих целей (Language for General Purposes), или обыденным языком. По мнению А.И. Комаровой, "языки для специальных целей ... могут исследоваться в двух направлениях: во-первых, в топологическом плане, когда определенная языковая особенность регистра изучается на максимально большом числе текстов ради себя самой и вне связи с детальным анализом самих текстов, и, во-вторых, в плане составления максимально подробного списка языковых характеристик, присутствующих в конкретном тексте " [2].

К функциям языка для специальных целей как одной из разновидностей национального языка относятся:

1. возможность передачи информации или коммуникативная функция;

2. способность посредством использования языка познавать мир и накапливать опыт или когнитивная функция;

3. способность сохранять и передавать накопленные знания или информативная функция. [3]

4. способность «изменять мировосприятие и мироощущение личности через информативное воздействие из вне» [5] или конативная функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием.

Существует большое количество синонимов термина LSP: "профессиональный подъязык", "профессиональный диалект", "специальный подъязык", "профессиональное арго" и т.д. Такое многообразие связано с различиями между профессиональными языками по ряду параметров: образованность занятых в профессиональном деле лиц, история развития профессии и профессионального сообщества, открытость или закрытость профессионального сообщества и социальный состав профессионалов " [4].

В целом, можно сказать, что LSP представляет собой высокоспециализированный динамически функционирующий лексический пласт, позволяющий упорядочить информационно-коммуникативные отношения в той или иной специализированной предметной области. Благодаря изучению LSP можно не только глубже понять специфику накопления и передачи научного знания, но и корректировать такие, казалось бы, далекие от образовательной сферы проблемы, как «появление негативных тенденций в развитии личности через насыщение полезной информацией» [6] и расширение арсенала используемого LSP. Таким образом, язык позволяет не только оценить уровень владения LSP на основе используемых терминологических средств, но и спрогнозировать возможные пути повышения уровня профессиональной грамотности через «системную работу со всей личностью в целом» [7].

Основной характеристикой обучения для специальных целей является преподавание, направленное на удовлетворение специальных потребностей обучаемых в отношении содержания определенных дисциплин, занятий и видов деятельности, с акцентом на подходящий для них язык (в синтаксисе, лексике, дискурсе, семантике и т.д.). Другими словами, LSP включает в себя как лингвистику, так и знания из содержательной области, подходящие определенному контексту в зависимости от потребностей обучаемых.

Курсы LSP особенно необходимы тем обучающимся, которым помимо общего знания иностранного языка нужны особые, специальные языковые знания. Для таких обучающихся LSP является бесценной альтернативой или дополнением к общим языковым курсам. Курсы LSP представляют собой курсы, в которых методология, содержание, цели, материалы, обучение и средства оценки обусловлены использованием специального языка на основе индивидуализированного набора специальных потребностей.

Разработка учебного плана LSP в большей степени включает в себя такие же процессы, как и разработка любого другого языкового курса, поэтому она должна быть систематичной, оправданной и начинаться с осознания потребностей обучаемых. Основными этапами в разработке учебного плана являются:

- анализ потребностей;

- цели и задачи;

- оценка;

- отбор материалов и их разработка;

- оценка программы.

При сборе информации о том, какой должна быть определенная программа или курс очень важно, чтобы информация была получена из различных источников (различных заинтересованных лиц, таких, как потенциальные или бывшие обучаемые, преподаватели, административные лица, работодатели) при помощи разнообразных взаимодополняющих методов (интервью, опросы, анализ документации, фокус группы и т.д.). [9].

Проанализировав потребности обучаемых, можно сделать вывод о том, что при изучении курса LSP студенты различных специальностей должны владеть иностранным языком в той мере, чтобы понимать любой научный текст по своей специальности, владеть технической терминологией, уметь поддержать беседу в рамках своей специализации. Обучение студентов курсам LSP направлено в первую очередь на пополнение их профессионального словарного запаса, устойчивых лексических конструкций, развитие определенных языковых навыков, выработку умения общаться и поддерживать разговор на профессиональную тематику, обеспечение их конкретными инструментами и навыками, необходимыми для комфортной работы в будущем, налаживание профессиональных отношений с коллегами, в том числе и зарубежными, продвижение по служебной лестнице.

Изучение и закрепление материала, пройденного в процессе изучения курса LSP, способствует формированию умений и навыков, способствующих формированию лингвистической, социокультурной, коммуникативной и профессиональной компетенции студентов.

Список литературы:

1) Кашуба И.В. Роль общения в развитии коммуникативного потенциала личности будущего специалиста / И.В. Кашуба // Теоретико-методологическое обеспечение развития профессионально-педагогической направленности студентов университета: сборник трудов конференции. - Магнитогорск. - 2015. - С. 52-55.

2) Комарова А.И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP). - М.: ЛКИ, 2010. - С.31.

3) Москаленко П.И. К вопросу о понятии "язык для специальных целей" и термине, его обозначающем// Молодой ученый. - 2017. - C.410-414. URL https: // moluch.ru/archive/153/432 (дата обращения 19.08.2018] [С.413].

4) Кадыров Ф.Ф. Термины языка для специальных целей: мотивационно-коммуникативный аспект (на материале русского и английского языков): дисс. ... канд. филол.наук. -Казань, 2013. - С.18.

5) Суворова Е.В. Проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка// Известия Челябинского Научного Центра Уро РАН. - 2001. № 2. -С. 171.

6) Суворова Е.В. Организационно-педагогические условия преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2001. - C.16.

7) Суворова Е.В. Организационно-педагогические условия преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2001. - C.90.

8) Оринина Л.В. К вопросу изучения феноменологических особенностей профессиональной коммуникации студентов университета // Педагогический журнал Башкортостана.- 2014. -№ 2 (52).- С.33-37.

9) Оринина Л.В. Информационно-компетентностный подход в образовании: сущность, структура, функции// Вестник МГОУ: секция «Педагогика».- 2012.- № 7.С. 124127.

УДК 316.472.4 ГРНТИ 04.51.54

РАСКРЫТИЕ НОМЕРА ТЕЛЕФОНА В ПРОФИЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

«ВКОНТАКТЕ»

Сапон Ирина Валерьевна

старший преподаватель кафедры социологии, политологии и психологии Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, (СибГУТИ) Россия, Новосибирск Леденев Дмитрий Евгеньевич студент кафедры математического моделирования бизнес-процессов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, (СибГУТИ) Россия, Новосибирск

Аннотация: Контактные данные, раскрываемые пользователями в профиле социальной сети, могут быть использованы в ряде противоправных действий: в целях социального инженеринга, кибербуллинга, мошенничества, кражи денежных средств. Это обуславливает актуальность изучения раскрытия данного типа информации. В работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.