Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Д.И.

в статье анализируются теоретические аспекты исследования проблемы интернет-зависимости молодежи. Были рассмотрены теоретические подходы к изучению мотивации и личностных характеристик интернет-зависимой личности. Особое внимание уделяется деструктивным последствиям интернет-аддикции в жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ

Селезнева Д.И.

Селезнева Дианна Игорьевна - магистрант, направления подготовки «Общая психология и история психологии», АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права», г. Москва

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты исследования проблемы интернет-зависимости молодежи. Были рассмотрены теоретические подходы к изучению мотивации и личностных характеристик интернет-зависимой личности. Особое внимание уделяется деструктивным последствиям интернет-аддикции в жизни молодежи.

Ключевые слова: интернет-зависимость, мотивация, личностные характеристики, студенты вуза.

УДК 159.923.3

Большую роль в социализации личности играет межличностное общение, не только позволяющее налаживать и сохранять устойчивые и продуктивные связи, взаимоотношения между людьми в интересах их совместной деятельности, но и обуславливающее формирование психических свойств и развитие личности в целом. Оно сегодня в значительной мере переносится в сферу интернета, многие подростки и юноши отдают предпочтение виртуальному общению.

A.A. Шаповаленко считает, что интернет стал новым институтом социализации молодей, значимость которого на сегодняшний день недооценена, обращает внимание на изменяющиеся условия бытия [1]. Интернет предоставляет новые принадлежности к определенным социальным общностям, а особенности интернет - коммуникации (анонимность, невидимость и безопасность) порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью, управления впечатлением о себе, создания виртуальной самопрезентации.

Складывается новая сфера существования личности - «публичная субъективность», реализуемая в многочисленных вариантах «виртуальной идентичности», которая становится и дополнением, и способом развития личности. По наблюдениям исследователей, выраженность того или иного типа поведения в Интернете связана c особенностями идентичности пользователей и с целями использования Интернета. B ситуации неопределенности основную роль в регуляции поведения играет идентичность пользователя.

Одной из главных личностных характеристик, препятствующих установлению успешных коммуникаций в юношеском возрасте, является застенчивость, выступающая в крайних формах как замкнутость, артистичность, самоизоляция. Застенчивость в юношеском возрасте проявляется в совокупности с податливостью и эмоциональной неустойчивостью. Эти личностные свойства обеспечивают молодым людям большую зависимость от социального окружения и стремление принадлежать к группе сверстников. Они обладают высоким уровнем комфортности (желанием «быть своим»), что распространяется на одежду, эстетические вкусы, стиль поведения, привычки, в том числе и пагубные.

Замещение реального общения виртуальным позволяет преодолевать застенчивость, помогает юношам. B интернете юноши оценивают себя как более уверенных и самостоятельных, более социально раскрепощённых. Общение может происходить на различных тематических форумах, игровых чатах, с множеством

пользователей сразу или индивидуально, посредством приватных сообщений. Пользуясь социальными сетями, юноши и девушки создают профили, опираясь на идеальные представления о своему «Я». Со временем становятся дороже реальных, про этом, если общение с человеком надоело, его легко можно отправить в «иное».

Про формирование Интернет - зависимости аддитивное общение, самореализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Оно поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что эдикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Эдикт отгораживает себя от этих процессов, перестают обогащать свои жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Нередко возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми, утрачивается способность ставить себя на место, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие. Разрушительный характер зависимости проявляется в том, что способ аддитивной реализации из средства постепенно превращается в цель.

Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае зависимого поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, а со временем начинает терять свое Я - реальное и обретать своей Я - виртуальное.

Согласно исследованиям А.Е. Войскуновского формирование виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Виртуальная личность может существовать как «для себя», осуществляя идеал Я или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других», с целью произвести определенное впечатление на окружающих [2]. В особенностях предъявляемых «виртуальных личностей» могут отражаться особенности, связанные с протеканием процессов самоопределения, самоопределения, изменения структуры идентичности человека, выражающие тенденцию к множественности идентичности. Одним из способов реализации таких «виртуальных личностей» может стать игровая Интернет-зависимость, под которой понимается зависимость человека от ролевых игр, или интерактивного игрового окружения, доступного в сети Интернет.

В исследовании В. Гриффита было выделено два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерной игре. Игроки с первым типом играют ради удовольствия от самой игры и ради результата их привлекает возможное соперничество с другими игроками и вероятность удовлетворения мотива достижения.

Для игроков со вторым типом мотивации, указывает автор, игра становится формой эскапизма. Именно этот тип привыкания к игре и уход в реальность игры привлекает внимание не только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми, по мнению Д.Е. Забелиной, может стать неспособность справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями и сверстниками, т.е. игра в таких случаях является формой реакции на стресс и способом ухода от действительности [3].

Что касается динамики развития компьютерной зависимости, то она, по мнению А.Г. Иншакова, имеет следующий вид [4]. Вначале влечения идет этап адаптации, человек «входит во вкус». Затем наступает период быстрого формирования зависимости. Личина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остаются

90

устойчивой, a затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остаются устойчивой в течение длительного времени. Как отмечают испытуемые, убывание степени зависимости связанно c процессом становления их личности, повышением образовательного уровня и жизненного опыта (возраст испытуемых от 18 до 35 лет). Исходя из результатов исследования А.Г. Иншакова, можно предположить, что пик игровой компьютерной зависимости наблюдается y молодых людей в возрасте 18-25 лет и приходится на годы их студенчества. Данное предположение подтверждается результатами, полученными в исследовании А.Ф. Фёдорова. Результаты исследования выявили: «100 % студентов группы имеют в пользовании личный компьютер; 6 % группы используют компьютер в учебных целях; 95 % для просмотра фильмов, перекачивания видеоклипов; общения со сверстниками, «бродяжничества» в социальных и прочих сетях по интернету; 45 % увлекаются ролевыми играми [5].

Таким образом, проблема интернет - зависимости молодежи является серьезной проблемой психологического и физического здоровья молодого поколения.

Список литературы/References

1. Шаповаленко A.A. Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности (2013 г.) // Педагогическое образование в России, 2013. № 4. С. 135

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал, 2019. № 1. С. 90-100.

3. Забелина Д.Е. Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью // Молодой ученый, 2018. № 8 (31). Т. 2. С. 81-84.

4. Иншаков А.Г. Механизм формирования игровой зависимости у людей, увлеченных ролевыми онлайн играми // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2021 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2021. С. 34-38.

5. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет - зависимости у подростков // Молодой ученый, 2019. № 5 (52). С. 785-787.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.