Научная статья на тему 'К вопросу об изучении истории края как ресурса социально-культурного развития региона'

К вопросу об изучении истории края как ресурса социально-культурного развития региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
69
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КРАЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ / ТУРИЗМ / THE HISTORY OF THE REGION / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS OF LOCAL HISTORY / TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

Автор акцентирует внимание на научно-методических основах краеведения, рассматривая его как фундамент для социально-культурного развития региона. Решающая роль в решении этой важной задачи отводится продуманной и хорошо организованной актуализации локального исторического наследия, обеспечивающего, в частности, рост туристической привлекательности края. Приводятся конкретные рекомендации для исследователей, использующих историю края в организации туризма.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author focuses on the scientific and methodological bases of local history, considering it as the foundation for social and cultural development of the region. The decisive role is assigned to the sound and well-organized actualization of the local historical heritage providing, in particular, the growth of tourist attraction of the region. The specific recommendations for researchers using the history of the region to organize tourism activities are given..

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении истории края как ресурса социально-культурного развития региона»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ГОСТЕПРИИМСТВА И СЕРВИСА

УДК 908

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ КРАЯ КАК РЕСУРСА СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аманжолова Дина Ахметжановна, доктор исторических наук, профессор, ada@itig.ru, зав. кафедрой общественных наук Института туризма и гостеприимства (филиал) (Москва) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и

сервиса», Российская Федерация

The author focuses on the scientific and methodological bases of local history, considering it as the foundation for social and cultural development of the region. The decisive role is assigned to the sound and well-organized actualization of the local historical heritage providing, in particular, the growth of tourist attraction of the region. The specific recommendations for researchers using the history of the region to organize tourism activities are given. .

Автор акцентирует внимание на научно-методических основах краеведения, рассматривая его как фундамент для социально-культурного развития региона. Решающая роль в решении этой важной задачи отводится продуманной и хорошо организованной актуализации локального исторического наследия, обеспечивающего, в частности, рост туристической привлекательности края. Приводятся конкретные рекомендации для исследователей, использующих историю края в организации туризма.

Keywords: the history of the region, scientific and methodological basis of local history, tourism Ключевые слова: история края, научно-методические основы краеведения, туризм

История края является важнейшим ресурсом для духовного возрождения России, достойного представления ее образа и бренда за рубежом, повышения экономического благосостояния регионов за счет привлечения туристов из других регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Большинство мало известных, но от того не становящихся малоценными, событий, имен, событий локализовано в биографиях малых и больших городов, поселков, сел и аулов, в топонимике и всевозможных местах памяти

«малой Родины» каждого из нас. Они чрезвычайно важны для ревитализации в современном обществе традиционных ценностей наших народов - патриотизм и веротерпимость, коллективизм и трудолюбие, целомудрие и милосердие. Борьба за независимость Отечества, многовековой опыт межкультурной интеграции народов, благотворительность, гостеприимство, общественные инициативы по защите природы и организации досуга, самоуправление и т.д. - эти и другие характеристики повседневной жизни людей в родных местах составляют скрепы социального единства.

Они дают ценные примеры и уроки организации хозяйства, воспитания молодежи, быта и досуга. Целенаправленное, ответственное использование исторического наследия мест необходимо для преодоления незримого противопоставления центра и провинций, более равномерного развития регионов, привлечения внимания разных социально-демографических групп населения России и зарубежных граждан к повышению роли регионов в формировании «пакета туристских услуг», объемно и достойно отражающих общее и особенное в культуре страны. Именно история родного места, запечатленная навсегда в памяти каждого из нас с детских лет, наполнена эмоциональным теплом и интимными переживаниями чувства сопричастности к большим и малым событиям в жизни семьи и локального сообщества, совместных будней и праздников, гордостью за уникальные историко-культурные и природные достопримечательности.

Большинство местных архивов, краеведческих, мемориальных, художественных и школьных музеев, музеев на предприятиях, заповедников, библиотек, периодических изданий за длительное время своего развития накопили массу интереснейших материалов и данных, без учета которых невозможно не только воссоздание истории края, но и полноценное изучение прошлого каждого народа, обществ и государств - их социально-политической, экономической и культурной областей, природных ресурсов. Краеведческие материалы дают замечательную возможность для персонификации исторического процесса, создания «живого облика» прошлого, в том числе в ознакомлении туристов с историко-культурным наследием, для охраны окружающей среды - природной и социальной [1].

Рыночная экономика в своих маркетинговых интересах активно привлекает различные символы и образы в интересах продвижения своих брендов и, соответственно, товаров и услуг, причем наиболее часто это используют именно туристические фирмы. Большой потенциал местной истории в расширении масштабов и практик историко- и этнокультурного, спортивного и экологического, оздоровительного и религиозного туризма сегодня более или менее осознается администрациями регионов, однако

продуктивно реализовать такой багаж удается далеко не каждому. К примеру, в красочном издании оренбургских специалистов не только приводятся историко-этнографические очерки о представителях 96 народов, составляющих население области, иностранцах и иноверцах Оренбургского казачьего войска, но и разнообразная информация об их культуре, быте и опыте сожительства, послуживших хорошим импульсом к организации в регионе всевозможных туристских практик [2].

Сегодня изучение истории края, безусловно, опирается на труды и коллекции предшественников, дополняемые конкретными материалами, артефактами и данными в ходе экспедиций, прицельных социологических обследований, фото- и видеосъемок, формирования «банка устных историй» в аудиозаписях, восстановления семейных родословных. Все эти направления требуют профессионального подхода и определенной специальной подготовки, которую на местах могут обеспечить, прежде всего, имеющие историческое образование школьные учителя, работники музеев, преподаватели истории средних и высших учебных заведений. Именно вокруг них, как правило, формируется круг энтузиастов и любителей родной истории, чьими подвижническими трудами более всего поддерживается краеведческое движение, создаются поисковые отряды, пополняются коллекции, проводятся конференции, выставки и экскурсии, издаются воспоминания, статьи, репортажи, брошюры и книги, организуются юбилейные мероприятия, устанавливаются мемориальные знаки и т.д.1

Наличная нормативная база страны и региона, социальная ответственность местных администраций и бизнеса играют существенную роль в организационно-финансовой и материально-технической поддержке таких инициатив. Вместе с тем подобная деятельность не может обеспечить быстрый и финансово значимый успех: это работа, вполне способная дать мультипликативный эффект, в том числе экономический, и не в отдаленном, а обозримом будущем, но лишь на основе социально значимых приоритетов и при комплексном подходе, в центре которого - человек и культура.

Между тем, в современных условиях объективно выросший интерес граждан к своему прошлому во всех его проявлениях нередко становится объектом манипуляций посредством публикации всевозможных скандальных или мифических историй, мало связанных с достоверными источниками. Даже при обнаружении таковых довольно распространенной стала негодная практика их непрофессиональной и конъюнктурной

1 Коллектив кафедры общественных наук Института туризма и гостеприимства ФГБОУ ВПО «РГУТиС» посвятил этой проблематике ряд статей в трех ежегодных выпусках альманаха «Туризм и сервис в панораме тысячелетий». М., 2009--2011 [3].

интерпретации, особенно со стороны журналистов и внезапно «заболевших» родной историей «борцов за правду». Противостоять новой мифологизации исторического сознания людей, ситуация с формированием которого подчас напоминает театр абсурда, можно и нужно системной, последовательной, кропотливой, ответственной научно-образовательной и просветительной работой. Руководить ею и иметь право выступать в СМИ по поводу истории края и места, событий и лиц должны специалисты, имеющие знания, опыт и общественное признание. Это предполагает мощную организационную и иную поддержку обществом и государством как самих специалистов, так и любителей-энтузиастов, группирующихся в научных, образовательных, самодеятельных добровольных организациях и культурно-просветительных учреждениях на местах. Это означает и корректную работу с первоисточниками. Остановимся на одном из видов -архивных источниках. Их выявление и изучение - неотъемлемая часть любого исследования прошлого. Но начинать сбор сведений по определенной теме из истории края следует совсем не с архивов, как бы заманчиво ни выглядела идея стать первооткрывателем чего-то никому неведомого.

Прежде всего, ответственному искателю документов, свидетельств и артефактов стоит начать со скучного на первый взгляд занятия - выявления и детального изучения ВСЕГО, что уже опубликовано по избранной теме. Это сборники документов и статистических данных, статьи в местных и региональных газетах и журналах, материалы конференций, брошюры и книги по истории края (часто они написаны работниками музеев и архивов, местными журналистами), мемуары и пр. При этом их изучение и анализ требуют понимания, что историческая реальность включала разные, нередко ожесточенно противостоявшие друг другу персонажи и структуры. Знать, понимать, чувствовать связь времен крайне важно, чтобы обеспечить социальную ответственность не только облеченных властью, но и каждого современника и участника событий. Это предъявляет к ученым высокие требования максимально добросовестного отношения к выявлению и анализу источников, глубокого и кропотливого изучения всей совокупности документов и материалов, умения осмысливать и учитывать не только очевидные, но и подспудные мотивы, предпочтения, ориентиры и смыслы поступков и событий, сложные внутренние взаимосвязи и отношения, динамичную корреляцию объективных и субъективных факторов революционного процесса.

Отбирать следует только научные факты. Научные факты должны быть новыми, точными (определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и

качественных определений), объективными (независимо от невозможности их объяснить или применить), достоверными (достоверность первоисточников, их цель и характер информации, мировоззрение автора в социальных науках, авторитет автора в научном мире).

Местная периодика - чрезвычайно важный и ценный источник уникальной информации для краеведов и вообще специалистов по отечественной истории. В них может быть полезно все: хроники и репортажи, интервью и юбилейные очерки, передовицы и отчеты и пр. Нередко местные периодические издания ведут многолетние рубрики, посвященные истории края с постоянными авторами публикаций. Встречи с такими корреспондентами и журналистами могут быть чрезвычайно полезными, потому что в их личных архивах, как правило, часто сохраняются уникальные рабочие записи и иллюстрации. Да и сами авторы могут рассказать немало любопытного и полезного как об описываемых ими событиях и персонажах, так и о контексте конкретных событий, возможных дополнительных каналах получения информации. Важно научиться видеть историю места в неразрывной связи с историей всей страны, потому что без понимания общих тенденций развития политической и социально-демографической ситуации, экономики и культуры, взаимосвязей регионов и общественных деятелей, механизмов деятельности организационных структур, частью которых являются местные учреждения и организации, невозможно понять причинно-следственные связи, осознать и объяснить ход и результаты развития локальных хронотопов, роль и значение родного края в судьбе народа и общем социально-историческом пространстве страны. Для этого требуется немало усердия в самообразовании, в том числе через участие в коллективных дискуссиях и проектах разного масштаба и уровня. Окупается такой кропотливый труд сторицей: начиная работать с архивными источниками, исследователь гораздо быстрее сможет сориентироваться в отношении выбора подходящих по теме фондов и в содержании их описей, «предугадывая» возможные находки нужных сведений и документов в том или ином деле, характеристика которого в описи содержит подчас лишь намеки на их наличие. То же относится и к процессу изучения самих первоисточников: правильно понять и оценить важность содержимого можно только на основе широких базовых знаний отечественной истории.

Базовые принципы историзма и объективности по-прежнему служат основными мировоззренческими ориентирами, а правильное их понимание и последовательное, осознанное следование им гарантирует, наряду с адекватно избранными и использованными методами исследования, гарантируют от ошибок в интерпретациях и

оценках. Исторический метод предполагает выявление фактов, реконструкцию исторического процесса и установление логики его развития, хронологической последовательности изучаемого явления, события и процесса. Наиболее полезны и оправданы такие подходы и методы, как проблемно-хронологический, статистический, описание, анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация. Не следует забывать и про общелогические методы, в том числе анализ - расчленение объекта на составные части, разновидности - классификация и периодизация; синтез - соединение частей объекта в единое целое; индукция - движение от частного к общему; дедукция -выделение частного, единичного из общего; аналогия - получение знания, рассуждение на основании сходства объекта с другими.

Работа в архивах предполагает знание основных принципов их создания, формирования и систематизации документов в каждом отдельном случае. В зависимости от проблемы и хронологических рамок стоит обратить внимание на разные архивные фонды - государственных органов власти и самоуправления, отраслевых структур, партий, всевозможных общественных организаций и движений, связанных с конкретными историческими событиями, личные коллекции и др. Сегодня архивы предоставляют платные услуги по выявлению и копированию на разные носители документов и материалов по определенной теме, что при наличии средств достаточно удобно, когда архив находится в другом городе или даже в другой стране. К тому же копируется в таких случаях весь документ, и его визуальный облик тоже многое может рассказать историку. Однако «въедливого» исследователя всегда будет мучить вопрос: а все ли, что есть в данном архиве, учтено его сотрудниками при выполнении моего заказа? К тому же, при глубоком владении изучаемой проблемой только сам историк может оценить, что именно важно для его изысканий, а что не имеет существенного значения.

При работе с первоисточниками следует учитывать многие нюансы: происхождение и время создания документа, его авторство (есть ли автограф автора), подлинность (в архивных фондах могут встретиться и подлинники, и копии - рукописные или машинописные, а также выписки), адресат и назначение, связанная с этим документом последующая переписка и другие документы о развитии описываемых событий или процессов; степень сохранности и т. д. Все эти детали следует фиксировать в собственных записях. В целом при анализе исторических документов следует учитывать следующие их характеристики: вид и форма; подлинность; авторство; время, место и обстоятельства создания; цель создания; достоверность содержащихся сведений; полнота информации; контент-анализ: выделение единиц анализа (понятия, события, имена,

устойчивые словосочетания, предложения - утверждения, поросы, оценки и т.п., совокупность высказываний на определенную тему), подсчет их количества, частоты употребления в общем объеме информации или в общем объеме имеющихся документов. Как подтверждают многолетняя практика и исследования крупных ученых, любой источник (древний артефакт, письменный текст, видео и фото, живопись и кино, музыка и скульптура, одежда и бытовые принадлежности, жилище и т.д.) неисчерпаем как текст и имеет огромный потенциал для вдумчивой и разносторонней интерпретации. Надо лишь уметь задавать вопросы источнику.

Научное изучение исторических материалов, событий и процессов требует соблюдения следующих принципов: ничего не принимать за истину, что не представляется ясным и отчетливым; трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания, постепенно переходя к трудным и сложным; останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, ничего не упуская; выявлять причинно-следственные связи: причина - явление - следствие; осознавать относительность научного знания; не оставаться равнодушным. Для сохранения информации можно использовать алфавитный словарь фамилий, адресов, телефонов и пр.; блокнот черновых записей; еженедельник или вкладыши в записную книжку для срочных записей; карточки и картотеку; полевую записную книжку в экспедиции; альбом для зарисовки с натуры; диктофон, фотоаппарат, видеокамеру и пр. Важно также правильно организовать хранение первичной документации, в частности, электронная запись дублируется на бумаге. Разделы «личного архива» могут включать: выписки из литературных и ведомственных источников и списки литературы; ксерокопии опубликованных статей, тезисов, рефератов, научных докладов и сообщений; деловую переписку по отдельным вопросам темы; записи результатов исследований; иллюстрации; первые варианты обобщений, отзывы по ним специалистов. Классификация полученных данных - следующий шаг к написанию обобщающего текста. В конце каждого раздела нужно сделать краткие выводы в виде отдельных фраз-резюме, а следующую за ней часть начинать переходом к очередному вопросу. При написании текста, как правило, автор выбирает один из вариантов: описательный, повествовательный или объяснительный. Каждый требует своей логики и структурирования. Однако всегда нужно помнить, что создаваемый текст предназначен для читателя, то есть структура текста должна отражать природу предмета изучения, а не последовательность наблюдений автора и методик. Крайне важна культура речи - как устной, так и письменной.

История края - весьма адекватное отражение истории народов, обществ и государств. Складываясь из самых неожиданных и разноплановых событий, деталей, поступков разных людей, всевозможных «остатков прошлой жизни», памятников историко-культурного наследия, административно-управленческих структур, хозяйственных предприятий и социальных учреждений, транспортной инфраструктуры и связи, она требует бережного отношения и вдумчивого, ответственного изучения. Такой подход служит добротным основанием для гражданского единения общества и воспитания молодежи, развития внутреннего и въездного туризма, подготовки кадров для этой отрасли [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Аманжолова Д.А. История Подмосковья: этнокультурный потенциал для туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. С. 53-61.

2. Мы - оренбуржцы. Историко-этнографические очерки / Под общ. ред. В.В. Амелина. Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал», 2007. 288 с.

3. Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 1, 2, 3.. М.: ИТиГ, 2009-2011.

4 Аманжолова Д. А. Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. С. 34-38.