Научная статья на тему 'К вопросу об изучении этнических групп в социальной структуре общества в рамках исследований представителей Чикагской школы социологии начала XX века'

К вопросу об изучении этнических групп в социальной структуре общества в рамках исследований представителей Чикагской школы социологии начала XX века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL STRUCTURES / SOCIETY / PERSONALITY / SOCIOLOGICAL CONCEPTION / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ихисонова Варвара Валериевна

В статье автором рассматриваются теоретико-методологические аспекты вопросов исследования этнических групп и социальной структуры учеными Чикагской школы социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of ethnic groups study in the social structure of society within the researches of the representatives of the Chicago school of sociology in the early XXth century

In the article the author considers theoretical and methodological aspects of the issues on researching ethnic groups and social structure by scientists of the Chicago school of sociology.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении этнических групп в социальной структуре общества в рамках исследований представителей Чикагской школы социологии начала XX века»

УДК 316.421 © В.В. Ихисонова

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ

НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье автором рассматриваются теоретико-методологические аспекты вопросов исследования этнических групп и социальной структуры учеными Чикагской школы социологии.

Ключевые слова: социальные структуры, общество, личность, социологическая концепция, социальное развитие, социальная группа.

V.V. Ikhisonova

TO THE ISSUE OF ETHNIC GROUPS STUDY IN THE SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY WITHIN THE RESEARCHES OF THE REPRESENTATIVES OF THE CHICAGO SCHOOL

OF SOCIOLOGY IN THE EARLY XXth CENTURY

In the article the author considers theoretical and methodological aspects of the issues on researching ethnic groups and social structure by scientists of the Chicago school of sociology.

Keywords: social structures, society, personality, sociological conception, social development, social groups.

Впервые понятие социальной структуры в рамках исследования «институционального» подхода было дано французским социологом Э. Дюркгеймом. Важное значение при объяснении различных социальных явлений ученый уделял установлению причинно-следственных связей между социальной средой и индивидом, которые образовывали «социальные факты». В свою очередь, под термином «социальные факты» представляли собой различные элементы коллективного сознания - мораль, обычаи, верования и прочие. «Социальные факты» существуют объективно, обладают по отношению к индивиду принудительным воздействием и потому по своему воздействию на поведение человека, сходны с природными факторами и закономерностями. Видимым воплощением социальных фактов являются социальные институты, при помощи которых общество регулирует поведение людей в отдельных жизненно важных областях и обстоятельства. Для Дюркгейма причинный подход был тождественен структурному анализу [5, с. 91].

В настоящее время на нашей планете проживают многочисленные этнические группы. Среди стран, которые длительное время принимали и принимают эмигрантов, прежде всего отметим США и Австралию, являющихся многокультурными и многонациональными странами. Правда, сегодня и многие страны Европы явно становятся местом проживания разных этнических групп. Это прежде всего относится к странам, имевшим ранее колонии, так как это способствовало эмиграции из колоний в метрополии (например, большое количество пакистанцев и индийцев в Англии).

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно. Однако характерной чертой этнической группы является то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Расовая группа, в отличие от этнической, определяется как таковая окружением, людьми вне этой группы. Как правило, индивид, классифицированный на расовом основании, занимает подчиненную позицию по отношению к «классификатору». В этом смысле этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую; с другой - и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность.

В статье обратим внимание на теоретико-методологические аспекты исследования этнических групп представителями Чикагской школы социологии, в частности Л. Виртом, Ф. Зна-нецким, У. Томасом, Р. Парком и Э. Берджес-сом. В начале XX в. ученые данной школы уделяли большое внимание вопросам этнических групп или иначе говоря «меньшинств». Безус-

ловно, имеются причины, объясняющие столь бурный интерес американских социологов к изучению данного понятия. Во-первых, стремительный процесс урбанизации, который связан с наплывом иммигрантов из европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Большой приток мигрантов трудоспособного возраста, ищущих работу в городе, приводил к резкому обострению городских проблем. Растущий уровень бедности, безработицы, преступность, жилищный вопрос в определенной степени способствовали относительному усилению социально-политической, этнонациональ-ной напряженности в обществе.

Создавая качественно новые условия жизни, урбанизация вызывала противоречия между этими условиями и устаревающими видами и формами жизнедеятельности. Городская среда нуждалась в новых формах коллективности, мобильности, общения и социального контроля.

Эти изменения, происходившие в обществе, и вызванные ими последствия привлекли внимание социологов к изучению жизни в городах. Социологи Чикагской школы считали изучение городской проблематики необходимым условием понимания важнейших проблем современной жизни, тех изменений, которые происходят в обществе и в социальном порядке в целом.

Процесс капитализации, рост урбанизации, повышение уровня материального обеспечения населения наряду с положительными тенденциями вызвали большое количество локальных, конкретных проблем, к решению которых стремились присоединиться самые разные социальные и интеллектуальные силы. Одной из них оказалась эмпирическая социология.

В частности, американский ученый Луис Вирт (1956) дает определение этнической группы, которую он представляет как «меньшинство», особенно подчеркивая отношение к нему основной части населения. «Меньшинство - это группа людей, отличающаяся по своим физическим, культурным или иным свойствам от остального общества, которое и относится к этим людям как к отличающимся и особенным. Предпосылка для существования меньшинств -это наличие соответствующей, господствующей группы, которая обычно имеет более высокий статус и большие привилегии».

Причем Вирт отмечает, что меньшинство -не обязательно инородная группа. В действительности часто возникает такая ситуация, что меньшинство образуют коренные народы, тогда как пришельцы, завоеватели и новоприбывшие занимают статус доминирующих групп. В США

коренные индейцы занимают положение меньшинства. В Канаде старейшие поселенцы-французы находятся в меньшинстве по отношению к более поздним мигрантам-англичанам. Почти во всех колониальных странах доминируют именно «иноземцы», а коренные населения им подчинены [4, с. 89].

Этнические различия, существующие между меньшинством и доминантной группой, не обязательно являются препятствием для ассимиляции, пока культурные черты каждой группы не рассматриваются как несовместимые с чертами другой и пока их смешение желательно для обоих сторон. Философия «плавильного котла» в США, применявшаяся к этническим меньшинствам, но не применявшаяся к расовым, особенно к афроамериканцам, вела к развитию среди иммигрантов и коренных американцев атмосферы, способствующей появлению смешанной американской культуры, в которую доминантная группа и меньшинства вносили свой вклад. Эта новая культура, еще находящаяся в процессе формирования, содержит культурные элементы, почерпнутые из всех этнических групп, составляющих американский народ, но при этом интегрирует их в новую смесь.

Успех, с которым протекает такой эксперимент, зависит отчасти от численного соотношения вовлеченных групп и от периода времени, на который растягивается этот процесс. Хотя сначала XIX в. Соединенные Штаты Америки приняли около 38 миллионов иммигрантов из-за рубежа, их приток был относительно постепенным, обширные пространства и ресурсы континента способствовали обустройству и абсорби-ции новоприбывших. Америка была сравнительно молодой страной, в которой господствовали дух фронтира, а также комплекс законов и социальных идеалов, находившихся под сильным влиянием гуманистических, либеральных доктрин религиозной терпимости и прав человека. Это в сочетании с огромной потребностью в рабочей силе для освоения колоссальных ресурсов континента внесло свой вклад в поддержание текущего состояния американской культуры и гостеприимности американского народа к новоприбывшим и к тем наследиям, которые они привозили. Ни одна группа в Соединенных Штатах не обладала властью и гордостью своим происхождением в такой степени, чтобы суметь утвердить себя в качестве высшей по отношению ко всем остальным.

Каждая иммигрантская группа имеет не только свой язык или диалект, который служит барьером для межгрупповой коммуникации и

разделения общих идей и идеалов, но также свои религиозные, социальные и даже политические институты, которые воссоздают групповую солидарность и препятствуют социальным взаимоотношениям с членами «внешних» группы. Более того, каждая этническая группа в США, особенно на первых порах, после своего прибытия, обычно занимает характерную нишу в экономике, что порождает среди ее членов некоторые явные сходства в способах занятости, жизненном уровне, месте проживания и образе жизни.

Также значительных вклад в изучение проблем этнических групп внесли такие ученые, как Флориан Знанецкий и Уильям Томас. В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этих социологов Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918-1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863-1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882-1958). Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).

В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Также интересным для изучения считается подход к исследованию этнических групп у Р. Парка. В 1914 г. Парк впервые начал читать свой первый курс на социологическом факультете в Чикагском университете, посвященный проблемам негров в Америке (рабство и свобода, межрасовые отношения источники напряженности на пути разрешения межрасовых конфликтов). В 1916 г. Парк вел в Чикаго уже четыре курса по социологии: «Негры в Америке», «Пресса», «Толпа и публика» и «Опрос», каждый из них был подкреплен богатейшим фактическим материалом, полученным за годы репортерской работы.

В Чикаго для Парка начался период интенсивной исследовательской и преподавательской деятельности, основным итогом которой помимо многочисленных научных публикаций стало появление Чикагской школы социологии. Основными темами, которые притягивали учеников Парка, были расовые отношения и город как

социальная среда. И то, и другое Парк воспринимал как «лабораторию» для изучения коллективного поведения в его различных проявлениях [5, с. 156].

Последнее в наибольшей мере занимало Берджесса, особенно на начальных этапах исследования, и являлось для него одним из источником выдвижения гипотез и теоретических новаций. Оно было связано в первую очередь с исследованием городского сообщества в Чикаго, которое представлялось Берджессу следующим образом: «Чикаго захлестывали волны иммигрантов из Европы. Особенно велико было число прибывших в период с 1890 по 1910 г. Первая мировая война прекратила этот поток, но сразу же после войны он возобновился с еще большей силой. В то время, когда мы начинали свои исследования, многие этнические соседские общины уже прочно установились, имея свои церкви, школы, газеты, рестораны, политиков... К этому же времени настроения общественности выкристаллизовались в довольно стойкое предубеждение и неприязнь к переселенцам из Восточной и Южной Европы... Земледельцы пользовались перенаселенностью и поведением новичков, предлагая им худшее жилье по завышенным ценам. Обыденные предрассудки и желание отгородиться от потока иностранцев позволяли сохранить дефицит жилья для этих групп, несмотря на быстрое строительство в других частях города... Дети иммигрантов, оказавшись между двух культур, не разделяли ни идеалов своих родителей, ни американских, хотя и отождествляли себя с Новым Светом. Они собирались в так называемые уличные компании, которые вели себя откровенно вызывающе как в отношении требований родителей, так и в отношении социальных норм американского общества в целом» [2, с. 34].

Для характеристики развития этнических отношений в Америке предложено три типа моделей. Первая - это ассимиляция, предполагающая, что иммигранты утрачивают собственные обычаи и перестраивают поведение в соответствии с ценностями и нормами большинства. С "ассимилирующим" давлением сталкиваются дети иммигрантов, и в результате этого большая часть молодежи стала уже более или менее "стопроцентными американцами".

Вторая модель - так называемый «плавильный котел». В этом случае традиции иммигрантов не растворяются среди ценностей, доминирующих в среде оригинального населения, скорее происходит соединение старых и новых обычаев, идет процесс формирования новых об-

разцов культуры. Многие считают, что это наиболее желательный результат этнического многообразия. До некоторой степени эта модель представляет собой специфический путь американского культурного развития. Несмотря на то, что доминирующее значение по-прежнему сохраняет "англо-саксонская" культура, характер американского пути отражает влияние всех тех многочисленных этнических групп, которые составляют современное население Америки.

Третья модель - модель культурного плюрализма. Согласно этой точке зрения, оптимальное решение заключается в создании плюралистического общества в полном смысле слова, в котором за всеми многообразными субкультурами признаются равные права. США считались плюралистическим обществом и ранее, однако этнические различия всегда ассоциировались с неравенством, а не с равным, но независимым участием в жизни национального сообщества.

Таким образом, представители чикагской школы одни из первых в социологической науке предложили определенные модели, оптимизирующие процесс социальной адаптации различных этнических групп к новым условиям. Соединенные Штаты Америки являются наиболее разнородной в этническом отношении западной страной, сформировавшейся как "общество иммигрантов". Поэтому модели развития этнических отношений, выработанные здесь, могут быть основанием для оценки возможных на-

правлений изменений в мировом сообществе в целом.

Литература

1. Gordon M. Human Nature, Class and Ethnicity. -Oxford, 1978.

2. Баньковская С.П. Роберт Парк; Эрнст Берд-жесс // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. - С. 3-32.

3. Бурганова Л.А. Становление социологии как научной дисциплины в США // Наука и власть: научные школы и профессиональные сообщества в историческом измерении: материалы науч. конф. - М., 2002. - С. 63-64.

4. Вирт Л. Избранные работы по социологии: сб. перев. / пер. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Л.В. Гирко. - М.: ИНИОН, 2005. - 244 с.

5. Ихисонова В.В. Исследование этнических групп представителями Чикагской школы социологии 20-30 -х гг. XX века // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5.

6. Ихисонова В.В. К вопросу об изучении социальной структуры общества в рамках структуралистского подхода в социологии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. -С. 91-94.

7. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии //Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994.

8. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. - Сер. 11. Социология. - 1998. - №3. - С. 167176.

Ихисонова Варвара Валериевна, преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Ikhisonova Varvara Valerevna, teacher, department of theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 37.013.77 © А.Н. Мушкирова

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В данной статье рассматриваются понятия «субъект», «субъектность», «субъектность обучающегося», приведен анализ компонентного состава субъектности, выделяется аксиологическая составляющая в составе субъектности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, аксиологическая составляющая.

A.N. Musrhirova

DEVELOPMENT OF LEARNERS' SUBJECTIVENESS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE

This article examines the concepts «subject», «subjectiveness», «subjectiveness of student», the composition of subjectiveness has been analyzed, the axiological component is emphasized in the composition of subjectiveness. Keywords: subject, subjectiveness, axiological component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.