САЛЬКАЕВА Д. Ф.
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ВНУТРИГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ САРАНСКА)1
Аннотация. В статье рассматривается процесс территориальной трансформации инфраструктуры города Саранска в контексте изменения его планировки на основе генеральных планов. Выявлены основные моменты, оказывающие влияние на трансформацию функции и роли инфраструктуры города.
Ключевые слова: город, Саранск, инфраструктура, география города, трансформация, городское пространство.
SALKAEVA D. F.
ON INFRASTRUCTURE CHANGES OF INTRAURBAN SPACE: A STUDY OF SARANSK CITY
Abstract. The article considers the territorial transformation of infrastructure of Saransk city based on the changes of its general town planning scheme. The authors study the major developments that have influenced the transformation of the function and role of the city's infrastructure.
Keywords: city, Saransk, infrastructure, city geography, transformation of urban space.
Изменения во внутригородском пространстве являются постоянными в процессе функционирования и развития города. Выявление основных направлений дифференциации и территориальной организации инфраструктуры города способствует объективной оценке его социально-экономического развития. В рамках исследований инфраструктурного потенциала предметом региональных географических исследований является территориальная организация инфраструктуры разного иерархического уровня [1; 2]. Поэтому город как система является наиболее показательным объектом в плане изучения изменения его инфраструктуры.
На сегодняшний момент всё большее значение приобретают вопросы развития городского пространства, представляющего собой сложную, многогранную категорию [3]. Городское пространство - понятие широко распространенное как в научном сообществе, так и в общекультурном контексте. В то же время, территориальная организация инфраструктуры в городском пространстве является сложным и противоречивым предметом изучения [4; 5].
1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-05-02526 А).
Подход к понятию «город» в рамках системной парадигмы начал складываться в ХХ веке. Важнейшая роль в этих исследованиях принадлежит целой плеяде ученых-урбанистов. Во взглядах западных исследователей города выступают как центры концентрации сферы услуг. Так, немецкий урбанист Рудольф связывает изменения в городской среде со следующими факторами [6]:
- развитием малого и среднего предпринимательства;
- формированием новых услуг, не существовавших ранее (информационные, консалтинговые и инжиниринговые услуги);
- функционированием сектора государственных услуг.
С. Сассен акцентирует внимание на том, что основной вес в современной постиндустриальной экономике в значительной степени переместился из производственных центров в центры финансов и высокоспециализированных услуг [7]. Стефан Кратке отмечал, что для городов характерна «модель пространственного развития ... с усилением социально-экономической поляризации внутри» [8], что подтверждает изменчивость городской системы.
Среди отечественных географов-обществоведов ранее господствовала районно-планировочная концепция развития городской системы, которая предполагала жесткую регламентацию развития служб города. Но уже в то время географы отмечали, что урбанистическое пространство не является перманентным и подвержено изменениям. Впервые понятие трансформации городского пространства относительно подробно было затронуто в работе «Район и страна» В. П. Семенова-Тян-Шанского (1930-е гг.), в которой он дал схему функционально-пространственной эволюции крупного города и прилегающих к нему территорий. М. Г. Диканский (1926 г.) в своем труде «Проблемы современных городов» доказал, что город представляет собой саморазвивающуюся систему, в которой происходят изменения на основе циркуляции потоков людей. В. В. Покшишевский и С. А. Ковалев, являясь основоположниками географии сферы обслуживания, делали акцент на то, что трансформационные процессы в городах отражаются именно на сфере обслуживания.
Городское пространство Саранска в настоящее время является динамичной системой и никогда не остается в перманентном состоянии. Поэтому изменения наиболее четко прослеживаются в инфраструктуре, которые находят отражение в эволюции планировочной структуры (см. табл. 1).
Таблица 1
Эволюция планировочной структуры Саранска [3; 9-11]
Временные рамки эволюционного этапа Обоснование территориального (пространственного) развития города Особенности этапа и изменения инфраструктуры
1 2 3
1 этап XVII в. Бессистемная застройка Формирование широтной и меридиональной планировочных осей города. Селитебное освоение прилегающих территорий с бессистемной застройкой.
2 этап XVIII в. -начало XX в. 1.Первый генеральный план города 1784-1785 гг. 2. Генеральный план 1890-х гг. Развитие и формирование планировочной структуры города согласно фиксированному генеральному плану. Соблюдение квартальной планировки. Зачатки формирования торговой инфраструктуры.
3 этап 1934-1951 гг. 1. Предварительная схема планировки Саранска с размещением объектов строительства на 1937 г., Ленинградский институт проектирования городов «Гипрогор». 2. Генеральная схема планировки Саранска, 1940 г., Ленинградский институт проектирования городов «Гипрогор». Упор на развитие и строительство социальной инфраструктуры с приобретением статуса столицы республики (строительство дома связи, кинотеатров, республиканской больницы и т.д.) с небольшим расширением жилой территории на север и запад.
4 этап 1951-1967 гг. 1. Проект планировки г. Саранска, Московский институт «Горстройпроект», 1951 г. 2. Исправления в проект планировки г. Саранска Московского института «Горстройпроект» Ленинградским институтом проектирования городов «Гипрогор», 1954 г. Формирование северного и южного промышленного районов с созданием объектов производственной инфраструктуры. Освоение свободных территорий к северо-западу и юго-западу от существующей застройки со строительством объектов социальной инфраструктуры. Присоединение села Посоп к территории города и развитие производственной зоны ТЭЦ-2.
Продолжение таблицы 1
1 2 3
5 этап 70-е - середина 80-х гг. XX в. Генеральный план г. Саранска, Московский институт «Гипрогор», 1967 г. Расширение жилой многоэтажной застройки в южной и северо-западной частях города. Размещение предприятий в северной и южной индустриальной зонах. Расширение корпусов университета и пединститута. Развитие социально-бытовой инфраструктуры (объекты республиканского и общегородского назначения: Дом Совета Министров, Обком КПСС, Дом политпросвещения, Дом быта, отдельные корпуса университета и педагогического института, два стадиона, картинная галерея, кинотеатр на 800 мест, три больничных комплекса (в северозападном, юго-западном и северовосточном районах), два техникума, Дворец пионеров и др.) Тенденция к стихийному расширению города.
6 этап конец 80-х - 90-е гг. XX в. Генеральный план г. Саранска, Московский институт «Гипрогор», 1988 г. Расширение зоны жилой многоэтажной застройки из перспективной численности населения 375 тыс. чел. в 2000 г. и 400 тыс. чел. в 2010 г. (перспективная численность так и не была достигнута и после 1991 г. темпы расширения жилой зоны снизились).
Генеральный план г. Саранска, Московский институт «Гипрогор», 1998 г. Достижение точки «пределов роста» Саранска. Упор на комплексную реконструкцию городской инфраструктуры.
7 этап начало XXI в. 1. Генеральный план г. Саранска и генеральные планы рабочих поселков, поселков и сел как частей городского округа Саранск, 2008 г. 2. Генеральный план территориального планирования ГО Саранск, научно-производственный институт пространственного планирования «ЭНКО», 2014. Расширение границ населенных пунктов, входящих в городской округ Саранск. Увеличение территории многоэтажной застройки. Совершенствование экологической инфраструктуры города. Использование промышленно-коммунальной зоны для инвестиционных проектов (связано с функционированием АУ «Технопарк «Мордовия»). Строительство новых жилых районов и развитие сопутствующей инфраструктуры. Строительство стадиона «Юбилейный» и прилегающей к нему спортивной и обслуживающей зоны для проведения игр Чемпионата Мира по футболу 2018 г.
Таким образом, изменения планировочной структуры влекут за собой трансформацию функции и роли инфраструктуры города, которая зависит от следующих факторов:
- «дефицитности» свободных территорий в центральной части Саранска;
- изменения функциональной нагрузки на центральные, полупериферийные и периферийные зоны города;
- переориентации хозяйственного профиля города;
- строительства и введения в эксплуатацию новых жилых микрорайонов;
- роста инновационной активности;
- строительства спортивной и обслуживающих зон для Чемпионата мира по футболу 2018 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салькаева Д. Ф. Экономико-географический подход к изучению социальной инфраструктуры региона (на примере Приволжского федерального округа) [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2015. - № 7. - Режим доступа: http://j ournal.mrsu.ru/arts/ehkonomiko-geografi cheskijj -podkhod-k-izucheшyu-socialnojj-infrastruktury-regiona-na-primere-privolzhskogo-federalnogo-okruga.
2. Салькаева Д. Ф. Инфраструктурный потенциал в системе социально-экономического потенциала региона [Электронный ресурс] // Огарев^Ы^. -2014. - № 10. - Режим доступа: http://joumal.mrsu.ru/arts/infrastruktumyjj-potencial-v-sisteme-socialno-ehkonomicheskogo-potenciala-regiona.
3. Кузин В. Ю., Михайлова В. В. К вопросу об урбанистическом развитии Республики Саха (Якутия): на примере контент-анализа информационных источников // Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. - М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Русское географическое общество, 2016. - С. 115-120.
4. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Салькаева Д. Ф. Транспортный фактор регионального развития // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции. - Курск: Курск. гос. ун-т., 2014. - С. 345-350.
5. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Салькаева Д. Ф. Сущность и характерные черты понятия «транспортная инфраструктура» // Сборник научных трудов Sworld. -2012. - Т. 35. - № 3. - С. 41-45.
6. Салькаева Д. Ф. Трансформация городской среды и развитие инфраструктуры (на примере городского округа Саранск) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 9. - Том 3. - С. 375-381.
7. Слука Н. А. Геодемографические феномены глобальных городов. - Смоленск: Ойкумена, 2009. - 317 с.
8. Kratke S. Strukturwandel der Stadte. Stadtesystem und Grundstucksmart in der postfordistischen Ara. - Frankfurt-am-Main, New York: Campus Verlag, 1991. - P. 4.
9. Вавилин В.Ф., Моисеенко В.А., Вавилин В.В. Основные этапы развития планировочной структуры Саранска // Строительство, архитектура, дизайн. - 2009.
- № 1 (5). - С.7-11.
10. Генеральный план городского округа Саранск. Положение о территориальном планировании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adm-saransk.ru/all_docs/?ELEMENT_ID=9542
11. Долгачева Т. А., Бучацкая Н. В., Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Картографическое моделирование оценки природно-экологической комфортности проживания населения в городе // Промышленное и гражданское строительство. - 2010. - № 6.
- С. 16-19.