«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2023, №4, часть 2 ISSN 2078-9661
УДК 338.2
Акопян Д.А., Петрова Е.В.
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара
К вопросу об изменении оплаты труда государственных
служащих
Аннотация. Данная статья посвящена изменениям в заработной плате государственных гражданских служащих. Проанализирован материал по должностным окладам и ежемесячном денежном поощрении федеральных государственных гражданских служащих аппарата Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда. Рассмотрено влияние инфляции на реальную заработную плату. Внесены предложения по увеличению социальных гарантий работникам. Ключевые слова: апелляционный суд, государственный служащий, оплата труда, должностной оклад, индексация, инфляция, социальные гарантии.
Akopyan D.Â., Petrova E. V. On the question of changes in payment of civil servants
Abstract. This article is devoted to changes in the salaries of state civil servants. The material on official salaries and monthly monetary incentives of federal state civil servants of the apparatus of the Eleventh Arbitration Court of Appeal is analyzed. The influence of inflation on real wages is considered. Proposals have been made to increase social guarantees for employees.
Key words: court of appeal, civil servant, remuneration, official salary, indexation, inflation, social guarantees.
Заработная плата государственных гражданских служащих Российской Федерации является проблемой, которую довольно длительный период высшие органы государственной власти пытаются решить разными средствами и методами.
Государственный служащий - это представитель государства, осуществляющий его особые функции и наделенный для этого различными по характеру и значению полномочиями.
В отношении государственных гражданских служащих применяется Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [1]. В представленном документе отражено: понятие государственного гражданского служащего, обязанности и права, ограничения и запреты, требования к служебному поведению, урегулирование конфликта интересов на гражданской службе, предоставление сведений о доходах и расходах, предоставление сведений о размещении информации в системе сети «Интернет».
В отличие от других категорий занятых, государственные служащие не имеют права вести бизнес, приобретать ценные бумаги, им запрещается получать дорогие подарки за оказанные услуги.
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2023, №4, часть 2 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
Действующий Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает принципы правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.[2]
Система должностей подразделяется на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего.
Заработная плата государственного служащего состоит из двух частей:
Денежное содержание - это основной оклад и различные надбавки. Надбавки бывают, такие как, доплаты за выслугу лет, за работу в особых условиях, за чин, за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.
Стимулирующие выплаты - это премирование за выполнение особых заданий.
У большинства государственных служащих в России до 2022 года надбавки составляли около 50-70% от общей суммы выплачиваемого вознаграждения. На заработную плату государственных служащих влияет как повышение МРОТ (минимального размера оплаты труда), так и последующие индексации зарплат.
В 2022 году в России началась реформа системы оплаты труда государственных служащих. После введения новой методики начисления процентное соотношение оклада и дополнительных надбавок значительно изменилось. Премиальная часть состоит не более 30%, а основной оклад составляет большую часть вознаграждения - около 70% зарплаты. Изменения ввелись согласно Федеральному закону № 437-Ф3 от 30 декабря 2021 года и Указам Президента РФ № 749, № 751 от 31 декабря 2021 года, устанавливающих метод расчета фонда оплаты труда государственных служащих России. [3], [4].
Государственным служащим федерального уровня оплата труда, рассчитанная по новой методике, выплачивается уже с начала 2022 года.
А для государственных служащих субъектов РФ переход начался на новую систему с 1 января 2023.
В таблице 1 нашло отражение текущего повышения размеров окладов за классный чин.
«Гуманитарный научный журнал»
2023, №4, часть 2
Электронный научный журнал ISSN 2078-9661
Таблица 1 Размеры окладов за классный чин федеральных государственных
гражданских служащих
Наименование классного чина Оклад за классный чин (руб. в мес.)
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса - 3 класса От 22 346 до 30 167
Государственный советник Российской Федерации 1 класса - 3 класса От 12 850 до 14 526
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса - 3 класса От 11 174 до 12 290
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса - 3 класса От 8939 до 10 615
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса - 3 класса От 6145 до 8381
В таблице 2 приведены должностные оклады с ежемесячным денежным поощрением исследуемой организации.
Таблица 2
Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Одиннадцатого арбитражного _апелляционного суда_
Наименование должности Оклад (руб. в мес.) Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)
Руководитель секретариата председателя суда 22 542 0,3
Заместитель руководителя секретариата председателя суда 21 417 0,3
Начальник отдела 20 289 0,3
Помощник председателя суда 20 289 0,3
Заместитель начальника отдела 19 731 0,3
Помощник заместителя председателя суда 18 042 0,3
Помощник судьи 17 475 0,3
Ведущий консультант 16 911 0,3
«Гуманитарный научный журнал»
2023, №4, часть 2
Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ
Консультант 16 353 0,3
Ведущий специалист 3 разряда 15 786 0,3
Секретарь судебного заседания 15 786 0,3
Главный специалист 15 225 0,3
Ведущий специалист 14 100 0,3
Старший специалист 1 разряда 12 966 0,3
Специалист 1 разряда 10 716 0,3
Если сравнить осуществляемые выплаты по специальности до и после произошедших изменений, то получается, что у специалиста 1 разряда, замещающего в аппарате суда должность федеральной государственной гражданской службы, учрежденную для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения, был оклад 3324 рубля и материальное стимулирование - 2,5 оклада (8310 рублей). В сумме это составляло 11634 рублей (за счет материального стимулирования сумма превышала МРОТ).
После внесения изменения оклад составляет 10716 рублей, а поощрение составляет 0,3 оклада. Всего - 13930,80 рублей. По итогу основная часть заработной платы возросла более чем в три раза. Затем к данным суммам прибавляются доплаты за чин, выслугу, за особые условия службы, премии и другие доплаты. Особенно это будет заметно, когда государственный гражданский служащий пойдёт в очередной ежегодный отпуск, так как расчет отпускных осуществляется от суммы оклада.
Приходим к выводу, что средняя заработная плата государственных гражданских служащих значительно выросла, однако итоговые цифры зависят от должности и конкретного места работы. Такие изменения в системе оплаты труда заменяют прежнюю методику и благотворно влияют на работоспособность коллектива, социально - психологический климат, снижают коэффициента текучести кадров.
И в то же время отмечаем негативную тенденцию - инфляция быстрее растёт, чем увеличивается заработная плата. Так, например, в январе 2023 года потребительские цены выросли на 0,84%. Прирост цен увеличился до 0,39%. Повышение было связано с ускорением удорожания сезонной плодоовощной продукции и транспортных услуг. Базовый индекс потребительских цен за этот период увеличился до 0,13%.
Рассмотрим влияние инфляции на заработную плату государственных гражданских служащих:
«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2023, №4, часть 2 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661
A. При росте инфляции номинальная заработная плата увеличивается и наоборот. Для реальной заработной платы объективна закономерность: чем выше инфляция, тем она ниже.
Б. Инфляция повышает цены на разного рода услуги и товары, что затрудняет оплату потребительской корзины для среднестатистического наемного работника. Несмотря на то, что рост цен происходит постепенно, его влияние сложно не заметить людям, производящим привычные транзакции.
B. Рост инфляции способствует углублению теневой экономики, так как трудящиеся всеми возможными способами будут стремиться избежать негативных последствий печатания государственных казначейских билетов и высоких налоговых ставок.
C. Увеличение количество противоправных действий, связанных с коррупцией, личным обогащением, что негативно повлияет на имидж самих государственных служащих и соответствующих учреждений.
Необходимо отметить такое положительное изменение, как повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы с 01.10.2023 года, в которую вошли ряд категорий государственных служащих. Она проиндексировались на 5,5%, что влияет значительным образом на рост доходов работников, их удовлетворенность трудом и социальное самочувствие.
В целях роста мотивации федеральных государственных гражданских служащих аппарата Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и роста инфляционных ожиданий предлагается возможное расширение действия статьи 53 «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих» Федерального закона № 79 от 27.07.2004г.
В том числе следует добавить социальные гарантии при поступлении работника на государственную гражданскую службу:
- доплату денежными средствами;
- оплату личного транспорта (в случае использования для служебных целей) и общественного (для всех должностей государственной гражданской службы);
- предоставление на время работы жилого помещения или компенсацию за аренду жилья для иногородних;
- покрытие расходов, связанных с коммунальными платежами.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21210 (режим доступа 24 .11.2023)
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58 - ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (режим доступа 25 .11.2023)
2023, №4, часть 2
«Гуманитарный научный журнал»
Электронный научный журнал
ISSN 2078-9661
3. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 437 - ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL https://base.garant.ru/403331577/(режим доступа 28 .11.2023)
4.Указ президента РФ от 31 декабря 2021 г. N 749, №751 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» [Электронный ресурс] // URL https://base.garant.ru/403336545/(режим доступа 02 .12.2023)
Информация об авторах:
Акопян Д. А. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара. Петрова Е. В. - магистрант кафедры «Национальная и мировая экономика», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.