УДК 94(470.47)
ББК 63.3(2Рос.Кал) Я-64
М.В. Янова,
преподаватель кафедры психологии и гуманитарных дисциплин Невинномысского
института экономики, управления и права, тел. 8 961 472 41 67
К вопросу об истории восстановления автономии калмыцкого народа: по документам центральных архивов
(Рецензирована)
Аннотация. Цели: освещение вопросов, направленных на восстановление попранных прав калмыцкого народа в период сталинизма, показать комплекс мер, направленных на восстановление КАССР Предмет-реконструкция исторических событий рассматриваемого этапа. Объект - современное состояние проблемы в современной историографической ситуации. Задача статьи - показать исторический процесс восстановления республики, в освещении вопросов репатриационной политики Советского государства.
Ключевые слова: социально-экономическое положение, методология истории, репатриация, особенность периода, функции государства, основные критерии политики, комплекс мер, задачи периода, социально-гуманитарное знание.
M.V. Yanova,
Lecturer of Psychology and Humanities Department, Nevinnomyssk Institute of
Economics, Management and Law, ph. 8 961 472 41 67
On the history of reconstruction of the Kalmyk People’ Autonomy: as shown by the documents of Central Archives
Abstract. The paper discusses issues concerning restoration of the trampled rights of the Kalmyk people during the period of Stalin regime and the contemporary state of the mentioned problem in the modern historiography situation. The aim is to show a series of measures undertaken to restore the Kalmyk Autonomous Soviet Socialist Republic. On the basis of historical and legal analysis of normative legal sources the author reconstructs the historical events of the period under the analysis. The problems considered by the author belong to the urgent issues of history methodology. The author shows the disputability of this question as far as its legislation nature is concerned in the Soviet practice and theory. The task of the article is to show the historic process of the republic’s reconstruction in the light of the Soviet State’s ethnic policy.
Keywords: economic and social situation; History methodology; ethnic exile; period’s peculiarity; State functions; basic policy criteria; set of measures; tasks of the period; social knowledge and humanities.
Репатриация - наиболее малоисследованная страница истории, отражающая задачи периода по вопросу восстановления национальных республик, краев и областей в отечественной историографии. Социально-гуманитарное знание в исследовании данного направления недостаточно емко отразило социально-экономическое положение советского народа после последствий голода, нанесенного фашизмом в ходе Великой Отечественной войны. Основной функцией государства в сложившихся условиях являлся
комплекс мер, направленных на подъем экономики и обеспечение граждан предметами потребления.
24 ноября 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О восстановлении национальных автономий калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов», где впервые была дана оценка в вопросе нарушения законности в отношении репрессированных народов. Анализ постановления свидетельствует, что обвинения, на момент депортации предъявленные народам, являются необоснованными [1].
В соответствии с решениями ХХ съезда КПСС был принят целый ряд указов, в том числе Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» за подписью К. Ворошилова и А. Горкина, который гласил в пункте 1 Указа от 9 января 1957 г. о восстановлении национальной автономии калмыцкого народа, в пункте 2 рекомендовалось Президиуму Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос об образовании КАО в составе Ставропольского края, а пункт 3 отменял действие Указа Президиума Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». В тот же день, 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края», который признал необходимым восстановление национальной автономии калмыцкого народа в форме автономной области [2].
Согласно тексту Указа Верховного Совета РСФСР восстановление республики было произведено своеобразно: по содержанию Постановления Верховного Совета СССР предполагалось восстановить автономии северокавказских народов и калмыков. Главное противоречие содержания документов заключалось в принятии взаимоисключающих действий, отраженных законодательством: упразднение автономии было произведено центром, при восстановлении уже была учтена компетенция союзной республики. Указ Президиума Верховного Совета СССР в правовом отношении имел определенные противоречия: статья 2 Указа об образовании противоречила статье 1 этого же Указа; не были отмечены как законные и антиконституционные положения Указа, а были лишь признаны утратившими силу. Но главное противоречие состоит в том, что вышеназванный Указ противоречит фактам, так как Калмыцкая автономная область была образована в 1920 г., а преобразована в 1935 г. в Калмыцкую АССР, но в Указе речь идет о восстановлении государственности калмыцкого народа в форме автономной области.
25 января 1957 г. выходит Приказ МВД СССР «О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были высланы», подписанный заместителем министра внутренних дел СССР генерал-лейтенантом авиации Толстиковым, по которому репрессированные народы получали право возврата на родину [3].
Принятие данного решения позволило начать органам власти утвердить планы по возврату населения на родину, согласно которым были образованы отделы по переселению.
22 февраля 1957 г. было принято постановление СМ РСФСР «О мерах помощи КАО Ставропольского края» (5, док.№55.с.135.п.1), согласно которому по решению Оргкомитета Калмыцкой автономной области предполагалось переселить 8 тыс. семей из Калмыкии, оказав им материальную и финансовую помощь с целью восстановления республики. Именно данные исторические документы позволили начать плановое, организованное переселение репрессированных народов.
В разъяснении МВД СССР от 22 мая 1956 г. говорилось: « В связи с поступающими запросами о порядке оплаты проезда к избранному месту жительства лиц, освобожденных из спецпоселений, разъясняется, что стоимость проезда с места поселения до вновь избранного места жительства оплачивается самими освобожденными. В исключительных случаях, когда отдельные лица (инвалиды, многосемейные и др.),
занятые на низкооплачиваемых работах, не имеют средств на проезд, и у них нет родственников, могущих их обеспечить средствами, оплата проезда таких производится за счет сметы МВД по разрешению министров внутренних дел республик и начальников УМВД краев и областей» [4].
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 2 сентября 1957 г. №1030 «О мероприятиях по хозяйственному и культурно-бытовому строительству 1958 г. в Калмыцкой автономной области Ставропольского края в связи с возвращением калмыков в область» (5, док.№129.с.242), калмыцкое население из Ханты-Мансийского, ЯмалоНенецкого национальных округов, Тюменской и Сахалинской областей возвращалось за счет государства. Согласно данным документа, это позволило в 1958 г. за счет выделенных государством средств (3 млн. руб.) перевезти из Сахалинской области 420 семей, или 2100 чел., на расходуемые цели было истрачено 923 тыс. руб.; ЯмалоНенецкого и Ханты-Мансийского национальных округов-700 семей, или 3 500 чел.; с севера Красноярского края-300 семей (1500чел.) [5]. В связи с рассматриваемым Постановлением, Оргкомитет по Калмыцкой автономной области в лице его председателя Утнасунова ходатайствовал перед Советом Министров о распространении на переселяющееся депортированное население из Калмыкии льгот по переселению, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР № 517 от 19 февраля 1953 г. [6]. В Постановлении говорилось о необходимости выдачи единовременного денежного пособия переселенцам коренной национальности по третьей группе, кредита на строительство домов и приобретение скота по пятой группе и распространении десятого пункта Постановления на переселяющееся калмыцкое население сроком на три года. Этот пункт предусматривал освобождение спецпереселенцев от уплаты сельскохозяйственного налога, от обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции и продуктов животноводства (кроме молока), от подоходного налога и налогов на доходы от сельского хозяйства в городских поселениях. Согласно тексту Постановления предоставлялись льготы на самостоятельное переселение в 1956 г. в Калмыцкую автономную область для тех, кто не имел переселенческих билетов.
Новым документом, подтверждающим право перевоза домашнего имущества и сопутствующих вещей, «Инструкцией о порядке переселения калмыцкого населения из Сибири в родные места» для приобретения КРС выделялось-5428тыс.руб., на ремонт домов - 157тыс.руб., на строительство17223тыс.руб. Распоряжением Совета Министров СССР от 31 января 1967 г. №214-р была списана задолженность по ссудам, выданным на индивидуальное строительство и на приобретение скота, на общую сумму 1684 тыс.руб. Совет Министров СССР распоряжением от 25 февраля 1970г. списал ссудную задолжность на общую сумму 291 тыс.руб. Следовательно, из общей суммы кредита в 80,7 млн.руб. было списано лишь 1975 тыс.руб. Согласно архивным документам, по состоянию на 22 июня 1957 г., колхозы, совхозы и предприятия района приняли 967 семей переселенцев из Калмыкии, было построено 70 новых домов, в стадии строительства -119. В соответствии с решениями ХХ съезда КПСС Верховный Совет СССР на шестой сессии в феврале 1957 г. утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР». Согласно данному Указу и Указу Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административном составе Калмыцкой автономной области» от 12 января 1957 г., Калмыцкая автономная область восстанавливалась в составе десяти районов - Западного, Яшалтинского, Приютненского, Сарпинского, Приозерного, Целинного, Каспийского, Яшкульского, Юстинского, Черноземельского с центром в г. Элиста. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1957 г. городу Степному было возвращено прежнее название - Элиста [7].
29 июля 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Калмыцкая Автономная область была преобразована в Калмыцкую автономную республику [8].
Следовательно, в результате анализа документов можно констатировать, что
положительную роль в реабилитации калмыцкого народа сыграли Указы, направленные на восстановление его национальной государственности в форме автономии, сыгравшие позитивную роль в общественно-историческом развитии, поскольку позволили возвращение калмыцких семей на их историческую родину на 1 августа 1958 г. в составе 1430 семей (7385чел.) - в Сарпинский район; 1130 семей (4512чел.) - в Западный район; 1430 семей (5735чел.) - в Яшкульский район; 1130 семей (4512чел) - в Юстинский район; 1720 семей (6962чел.) - в Каспийский район; 730 семей (2 910чел.) - в Яшалтинский район; 1110семей (4453чел.) - в Целинный район; 2230 семей (8918чел.) - в Приозерный район; 890 семей (3568чел.) - в Черноземельский район; 1310семей (5258чел.) - в Приютненский район; в г. Элиста - 2580 семей (10216чел.). Таким образом, можно сделать вывод, что всего вернулось 16247 семей, или 64 977 чел. (10,л.63). С 1957 по 1959гг. из общего количества 18 908 семей прибыло семей - 1 858, при общей численности населения-73 020 человек. В рассматриваемые данные не вошли семьи, которые остались в других областях. Общее число трудоспособных составило - 30056 чел., из которых 21923 чел. были трудоустроены для работы в сельском хозяйстве, при общих расходах - 13260 млн. руб.; в том числе на индивидуальное строительство-107,5млн. руб.; на приобретение скота - 18,5млн.; на оказание единовременной помощи и на орграсходы по переселению- 6,6 млн. руб.; построено и куплено домов - 7 609; в стадии строительства - 1 684.
Таким образом, всего оставалось калмыцких семей в районах департации-750. Данный исторический процесс был отражен в переписи населения 1959 г.- коренное калмыцкое население Астраханской области составило-12687 чел., Сталинградской -4474чел., Ростовской - 2660чел., Ставропольского края - 1764 чел., всего 21 585человек, проживающих в соседних с Калмыкией областях.
На 1 января 1962 г. калмыцкое население республики составило 74547 человек.
Образование новой калмыцкой национальной автономии составило общую площадь 75,9 тыс.кв.км., с населением - 118тыс. человек, из общего состава коренное население образовывало этнический массив - 41, 3 тыс, что составляло 35,1%. Необходимо отметить, что все население Калмыкии получило подъемные ссуды с 1958 по 1959 гг. для жилья, производилась оплата билетов на подъемные для специалистов под 10% на 10 лет по 1% в год. Вместе с тем, Указ от 1942 г. заложил основу национального дисбаланса, породив волны миграции потоков населения в начале 90-х гг. без анализа полной документальной информации о происходящих процессах.
В результате репатриации в республике начинается работа по хозяйственному устройству спецпоселенцев. Это позволило получить постоянную жилую площадь, восстановить сельскохозяйственные артели. Было положено начало организованному обучению спецпоселенцев различным профессиям. Из вернувшихся назад семей население активно включалось в производственные процессы, руководство колхозов и совхозов стало заниматься трудоустройством граждан. Но последствия депортации не могли не отразиться негативным образом на общем морально-нравственном состоянии общества: многие семьи спецпоселенцев оставались продолжительное время не только без минимума продовольствия, но и без места проживания [9]. Население, большая часть которого были сельские жители, испытывало трудности переселения: не хватало одежды, обуви, других предметов первой необходимости. Пришлось пережить и второй этап переселений - перемещение в том регионе, куда они были перевезены.
Миграционные потоки, направляемые государством, регламентировались командно-административной системой. Сибирь и Дальний Восток становятся местами ссылки для многих репрессированных народов СССР Вынужденное перемещение граждан страны в послевоенный период оставило значительный след в формировании населения в целом. Депортация, как и репатриация, носили организованный, вынужденный и насильственный характер. Сотни тысяч спецпереселенцев погибли от холода, болезней, насилия, от того, что не смогли выдержать и приспособиться к суровым
природным условиям в период миграционных перемещений.
Примечания:
1. Лиджиева И.В. Восстановление автономии калмыцкого народа и его возвращение на родину // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. Ростов н/Д, 2006. № 3. С. 80-89.
2. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 207. Б/л.
3. Бугай Н.Ф., Коноцис А.Н. Обязать НКВД СССР выселить греков. М.: Инсан, 1999. Приложение.
4. Лиджиева И.В. Указ. соч. С. 83.
5. Убушаев В.Б., Убушаев К.В. Калмыки: выселение, возвращение,
восстановление. Элиста, 2008. С. 346-350.
6. Лиджиева И.В. Указ. соч. С. 84.
7. Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР: сб.
документов и материалов. Элиста, 1981. С. 23-40.
8. Янова М.В. Проблемы социально-экономического, национальногосударственного и социокультурного развития народов Калмыкии в истории Северного Кавказа в геополитике Юга России в отечественной историографии (1917-991гг.). Невинномысск, 2007. С. 682.
9. Ссылка калмыков: как это было. Т. 1, кн. 1. Элиста, 1993. С. 123-140.
References:
1. Lidzhieva I.V The restoration of the Kalmyk people’s autonomy and its repatriation // The scientific thought of the Caucasus. Special issue. Rostov-on Don, 2006. № 3. P. 80-89.
2. GARF. F. 9401. Op. 12. D. 207. B/l.
3. Bugai N.F., Konotsis A.N. To oblige the NKVD of the USSR to evict the Greeks. М.: Insan, 1999. An appendix.
4. Lidzhieva I.V. Mentioned work. P. 83.
5. Ubushaev V.B., Ubushaev K.V. The Kalmyks: eviction, repatriation, restoration. Elista, 2008. p. 346-350.
6. Lidzhieva I.V. Mentioned work. P. 84.
7. The national state building in Kalmyk ASSR: the collection of documents and materials. Elista, 1981. P. 23-40.
8. Yanova M.V The problems of socio-economic, national-state and sociocultural development of the peoples of Kalmykia in the history of the North Caucasus, in geopolitics of the South of Russia, in the national historiography (1917-991). Nevinnomyssk, 2007. P. 682.
9. The exile of the Kalmyks: as it was. V 1, Book 1. Elista, 1993. P. 123-140.