Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОБУЖДЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОБУЖДЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / САМОУБИЙСТВО / СУИЦИД / СКЛОНЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ / СОДЕЙСТВИЕ САМОУБИЙСТВУ / ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА / CRIME / CRIMINAL LAW / SUICIDE / ABETMENT OF SUICIDE / ASSISTED SUICIDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверев Антон Игоревич

Статья посвящена исследованию исторического формирования отечественного уголовного законодательства об ответственности за побуждение к совершению самоубийства. Автором приведены действующие нормы уголовного закона России, направленные на противодействие суицидальному поведению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зверев Антон Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the subject of the history of the regulations providing for responsibility for incitement to suicide

The article is devoted to the study of the historical formation of the domestic criminal legislation on responsibility for inducing suicide. The author presents the existing norms of the criminal law of Russia, aimed at countering suicidal behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОБУЖДЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ»

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОБУЖДЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ

ЗВЕРЕВ Антон Игоревич,

адъюнкт кафедры уголовного права

Уральского юридического института МВД России, г. Екатеринбург. E-mail: zverfamily@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию исторического формирования отечественного уголовного законодательства об ответственности за побуждение к совершению самоубийства. Автором приведены действующие нормы уголовного закона России, направленные на противодействие суицидальному поведению личности.

Abstract: The article is devoted to the study of the historical formation of the domestic criminal legislation on responsibility for inducing suicide. The author presents the existing norms of the criminal law of Russia, aimed at countering suicidal behavior of the individual.

Ключевые слова: преступление, уголовное законодательство, самоубийство, суицид, склонение к самоубийству, содействие самоубийству, доведение до самоубийства.

Keywords: crime, criminal law, suicide, suicide, abetment of suicide, assisted suicide, abetment of suicide.

Конституция Российской Федерации закрепляет право на жизнь как основополагающее право, которым наделяется человек с момента рождения.В свою очередь, государство является гарантом создания достойных и безопасных условий существования граждан. Важная роль в борьбе с нарушением данного права отводится Уголовному закону как крайнему средству, осуществляющему реагирование на факты противоправного поведения в данной сфере.

Следует отметить, что с момента становления отечественного уголовного закона, государство стремится защитить общество с помощью криминализации наиболее опасных противоправных деяний, посягающих на жизнь человека: убийство, причинение смерти по неосторожности, а также другие преступления против личности, результатом которых является причинение вреда, либо создание угрозы его причинения. Между тем, рост суицидальных проявлений становится в ряд наиболее острых проблем современного общества.

По результатам статистического анализа Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире совершается порядка 800000 суицидальных актов. Российская Федерация по данным показателям находится на уровне выше среднего по отношению к другим государствам.

Согласно статистике каждый год в России 19,5 человек совершают самоубийства в соотношении на 100000 населения страны [1].

Сегодня самоубийство определяют как осознанное и целенаправленное лишение собственной жизни. Опираясь на труды отечественных ученых в области суицидологии, отметим, что решение покончить жизнь самоубийством принимается человеком в момент переживания им стрессовой ситуационной нагрузки [2, с. 5]. Целенаправленный и систематизированный подход к изучению феномена самоубийства

ставит целый ряд вопросов теоретического, прикладного и организационного характера. Однако их решение осложняется тем, что суицид охватывает круг проблем, связанных культурологическими, историческими и правовыми аспектами.

С целью уяснения содержания составов преступлений, предусматривающих ответственность за побуждение к суицидальному поведению в действующей редакции Уголовного кодекса России необходимо понять исторические закономерности, на основе которых формировались данные нормы. Уместно обратить внимание на то, что историко-сравнительный метод познания является одним из базовых методологических подходов при исследовании уголовно-правовой нормы. Данный метод позволяет не только уяснить сущность изучаемой нормы, но и дает возможность выявить ее особенности. Не являются исключением и нормы, предусматривающие ответственность за побуждение к совершению такого «фатального шага» как самоубийство.

Обращаясь к историческим сведениям, отметим, что вопросы ответственности за побуждение к самоубийству в России предопределялись именно отношением к данному акту. В зависимости от идеологических представлений конкретных этапов формирования общества, определение самоубийства трактовалось различно. Нам видится, что подобное отношение также менялось по причине проявления первых суицидальных актов, а также способов их совершения.

Одним из первых памятников отечественной юридической культуры в области уголовного права является Артикул Воинский 1715 года, согласно которому в качестве наказания за самоубийство закреплялась процедура в виде посмертного унижения тела самоубийцы: «Ежели кто сам себя убьет, то надлежит... тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам...» (статья 164) [3, с. 171].

Анализируя труды отечественных ученых в области

суицидологии, необходимо отметить, что долгое время какого-либо понятия, описывающего противоправные действия, «подталкивающие» к совершению самоубийства иным лицом, в российском законодательстве отсутствовало [4, с. 12]. Одной из первых попыток изложения законодателем института пособничества при самоубийстве были предприняты в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года [5, с. 163].

Так, описание статьи 1475 Уложения предусматривало ответственность за склонение и пособничество к самоубийству. При этом данные действия рассматривались как пособничество в предумышленном убийстве. Вместе с тем, смежная норма - статья 1476 указанного законодательного акта, предусматривала наказание за побуждение к суициду, а также жесткое обращение по отношению к подчиненному лицу, либо лицу, находящемуся на попечении, результатом которого явилось самоубийство. К субъектам преступления по статье 1476 указанного Уложения относились родители, опекуны и иные лица, имеющие какую-либо власть над потерпевшим. Санкция статьи составляла тюремный срок от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев.

Последующее законодательное регулирование института пособничества в совершении самоубийства было затронуто в Уголовном уложении 1903 года [6, с. 149]. Отметим, что согласно данному Уложению ответственность за самоубийство не предусматривалась. Редакция статьи 462 данного Уложения описывала наступление уголовной ответственности в случае предоставления потерпевшему средств к самоубийству, если результатом явилось совершение им суицида. Виновный же наказывался заключением в исправительный дом сроком не свыше трех лет или заключение в крепость на срок не свыше трех лет.

Кроме того, указанное Уложение 1903 года содержало норму, диспозиция которой описывала подговор к самоубийству наиболее незащищенных слоев общества (статья 463). К ним относились лица, не достигшие 21 года, а также лица, заведомо не способные понимать значения совершаемых ими действий, либо не способных руководить своими поступками.

Следует подчеркнуть, что данная норма также пресекала содействие в совершении суицидального акта. В частности, содействия при самоубийстве путем совета или указания, предоставления средств или устранения препятствий, в случае если в результате таких действий последовало самоубийства или его покушение. Санкция статьи составляла наказание в виде каторги на срок не более 8 лет.

Особую значимость при формировании советского уголовного права внес Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, согласно которому акт самоубийства не рассматривался как

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 6(174)

наказуемое деяние. Между тем, были криминализованы содействие к самоубийству и подговор к нему несовершеннолетнего или лица, неспособного понимать значение совершаемых им действий (ст. 148 УК РСФСР) [7, с. 558].

Дальнейшим средством уголовно-правовой охраны личности от суицидального поведения, послужил Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, в соответствие с которым в главе VI Особенной части закреплялась норма, предусматривающая ответственность за доведение, содействие и подговор в самоубийстве (статья 141).

Часть 1 статьи 141 УК РСФСР описывала доведение до самоубийства или покушения на него, с акцентом на то, что потерпевший должен был находиться в материальной или иной зависимости от виновного. Либо, в случае если субъект преступления проявлял жестокое обращение по отношению к потерпевшему, а также иное подобное поведение.

В соответствии с частью 2 статьи 141 УК РСФСР законодатель криминализовал содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого и руководить своими поступками. При этом законодатель рассматривал возраст несовершеннолетнего в пределах от 14, до 18 дет, вне зависимости от умственного развития последнего. Важным условием при квалификации действий виновного являлся признак «заведомости» о возрасте несовершеннолетнего. Таким образом, законодатель не только сохранил положения статьи 148 УК РСФСР 1922 года, но и расширил сферу охраны жизни и здоровья граждан от подобных преступных посягательств.

С принятием в 1960 году нового Уголовного кодекса РСФСР, ответственность за подговор и содействие в совершение самоубийства была исключена законодателем, однако глава III Особенной части УК РСФСР «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» содержала норму, предусматривающую ответственность за доведение до самоубийства (ст. 107 УК РСФСР). Между тем, вопрос об уголовной ответственности решался только в том случае, если потерпевший находился в материальной или иной зависимости от виновного лица.

Кроме того, для квалификации по статье 107 УК РСФСР, совершению акта суицида должно было предшествовать жестокое или иное обращение с потерпевшим со стороны виновного. Со всей определенностью можно утверждать, что советское законодательство не рассматривало акт самоубийства как уголовно-наказуемое деяние. Напротив, данное действие связывали с негативным поведением личности, противоречащим нормам морали общества того периода.

Последующее законодательное решение вопроса о

пресечении действий, направленных на побуждение к самоубийству, были зафиксированы в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года, а именно в статье 110 «Доведение до самоубийства». Однако, в отличие от предшествующего уголовного закона, требования материальной и иной зависимости потерпевшего от виновного лица были исключены из указанной нормы. Вместе с тем, помимо жестокого обращения или систематического унижения потерпевшего был добавлен такой способ как «угроза».

Формулировка ст. 110 УК РФ довольно продолжительное время не подлежала изменению, но в июне 2017 года отечественный законодатель существенно изменил редакцию статьи. Более того, УК РФ был дополнен новыми нормами, предусматривающими ответственность за действия, побуждающие человека к совершению самоубийства: ст. 110. 1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие в совершении самоубийства», ст. 110.2 («Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства») [8].

Уместно обратить внимание на то, что законопроект о внесении новелл в уголовный закон, был подготовлен на основе сведений о суицидальной наклонности молодого поколения России, а именно росте суицидов среди несовершеннолетних лиц. В исследуемой проблематике законодатель поставил в основу широкое распространение в сети Интернет информации, направленной на возбуждение у подросток желания совершить суицид [9].

Подчеркнем, что в случаях квалификации действий виновного по ч. 1 статье 110. 1 УК РФ (склонение к совершению самоубийства), правоприменителю необходимо устанавливать факты активного воздействия со стороны субъ-

Библиография:

екта преступления на сознание потерпевшего, в результате которого последний желал (покушался), либо совершил самоубийство. В свою очередь, содействие к совершению самоубийству (ч. 2 ст. 110.1 УК РФ) необходимо рассматривать как помощь виновного потерпевшему для совершения последним самоубийства.

Заслуживает быть отмеченной новая редакция статьи 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»). В частности, статья дополнена квалифицирующими признаками, согласно которым повышенная уголовная ответственность наступает в случаях посягательства на такие «незащищенные» категории социума как несовершеннолетние лица, женщины, находящиеся в состоянии беременности, лица, находящиеся в беспомощном состоянии, а также лица, находящиеся в материальной или иной зависимости от виновного.

Подводя итог, следует отметить, что феномен самоубийства, исторически, является одной из самых серьезных проблем современного общества. В зависимости от определенного этапа становления уголовного законодательства менялась и правовая оценка самоубийства, а также решался вопрос о неправомерности привлечения к уголовному наказанию самого суицидента, в виду отсутствия в действиях последнего состава преступления.

Безусловно, изученные автором законодательные акты внесли серьезный вклад действующий уголовный закон. Однако, на современном этапе развития общества, правоприменительная деятельность требует от научной среды наиболее всестороннего исследования в области предупреждения и пресечения действиям, побуждающим человека на сознательное лишение собственной жизни, а также эффективного регулирования данных правоотношений на практике.

1. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, Самоубийство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide (дата обращения: 21.05.2019).

2. Бозров В.М., Костовская Н.В., Яровский А.А. Криминальный суицид (психолого-психиатрические, уголовно-правовые и процессуально-криминалистические аспекты): монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 224 с.

3. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век - 1917 год) / Составитель доктор юридических наук профессор В.А. Томсинов. М., 2001. 381 с.

4. Уколова Ю.А. Проблемы квалификации доведения до самоубийства как преступного деяния: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская гос. юрид. академия, 2008. 24 с.

5. Чистяков О.И. Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М. : Юрид. Лит., 1988. 432 с.

6. Новое уголовное уложение, выс. утв. 22 марта 1903 г. СПб., 1903. 253 с.

7. Наумов А.В. Преступление и наказание в истории России : в 2 ч. М. : Юрлитинформ, 2015. Ч. I. 1408 с.

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению : Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.06.2017, № 24, ст. 3489.

9. Официальный сайт Государственной Думы РФ, 19 апреля Госдума рассмотрит в первом чтении законопроекты о противодействии суицидам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/l3546/ (дата обращения: 25.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.