УДК 94(47+57):347.6 ББК Х404г(2)
И.Ю. СЕМЕНОВА
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ СЕМЬИ И БРАКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ И СОВЕТСКОМ СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ
Ключевые слова: брак, семья, формы заключения брака, супружеское сожительство, исторические семейные ценности, религиозные брачные догматы и верования, канонические брачные представления, каноны Русской Православной Церкви о браке и семье.
В статье анализируются вопросы истории становления и развития институтов брака и семьи в отечественном дореволюционном и советском семейном законодательствах. Автор рассматривает базовые религиозные постулаты и церковные догматы, много веков определявшие семейный уклад и брачные отношения на Руси. По результатам исследования высказано мнение, что в обозначенные исторические периоды были заложены основные нормы регулирования брачно-семейных отношений, соблюдение которых обеспечивалось церковной идеологией и принудительной силой светской власти; рассматриваемые узаконения сыграли значительную роль в дальнейшем развитии отечественного семейного права. Автор акцентирует внимание на том, что в современной России, где церковь отделена от государства, в брачной сфере наблюдается соработничество Русской Православной Церкви и государства в вопросах психологической помощи семье, воспитании детей и взаимном уважении супругов.
Традиционно на Руси брак заключался по нормам канонического права, рецепция которого у славянских народов произошла в связи с принятием христианства. В Византии оформление брака путем соблюдения определенной процедуры сложилось при императоре Льве Мудром, который в конце IX столетия издал закон, закреплявший положение о том, что брак считается действующим не иначе как посредством церковного венчания. Именно венчание как форма заключения брачного союза получало государственное признание и поддержку. Несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным [1. С 72]. Номоканон как собрание положений византийского семейного права на Руси дополняется актами русских царей и князей и получает название Кормчей книги. В данных узаконениях глава 50 «О тайне супружества» раскрывает порядок священного таинства брака, руководство по его совершению для священнослужителей; далее документ определяет степени кровного родства и отношения свойства, препятствующие вступлению в брак или дозволительные для его совершения. Отдельно рассматриваются отношения в состоянии крещения, усыновления и иные жизнеописания брачного права. Начиная с 1839 г. Кормчая получает название «Книга правил», представляя собой сборник единых поместных канонов Русской Православной Церкви и догматов, утвержденных на Вселенских Соборах. По сути это и есть религиозное русское право, столетиями определявшее брачно-семейные отношения.
Общеизвестно, что разные нации и народности в любую историческую эпоху считали и считают вступление в брак одним из самых серьезных событий в жизни человека. По своей природе, сущность брака в язычестве сводилась к получению благословения богов и одобрения общества на данное решение брачующихся. К теме заключения брака, его внутренней сущности и внешней стороны обращались многие историки и правоведы; в качестве объекта исследования брак и семью выбирают и психологи, и социологи, и политологи, и медики. Это объясняется значимостью семьи в жизни каждого человека и общества на любом историческом этапе развития государства и цивилизации в целом. Например, Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» указывал, что само возникновение брака было непосредственно связано с моментом общественного его признания со стороны рода, племени [4]. Современное семейное право не дает определения брака, однако анализ норм семейного закона позволяет выделить юридические признаки брака, при наличии которых союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи и порождающий для них личные неимущественные и имущественные права и обязанности, при оформлении должным образом через органы записи актов гражданского состояния можно считать таковым. Кроме того, Семейный кодекс Российской Федерации определяет условия и порядок вступления в брак, указывает на препятствия к браку и раскрывает порядок его расторжения через органы ЗАГСа и судебном порядке; раскрывает основания для признания брака недействительным1. Таким образом, обоюдное желание мужчины и женщины при соблюдении установленных законодателем условий и при отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, позволит оформить им брачный союз под контролем государства. Данный союз, несомненно, будет порождать для супругов взаимные права и обязанности; указанные положения соответствуют нормам международного права.
История брачного права достаточна интересна для исследования. Формы заключения брака, характерные для древнерусского государства: похищение, купля-продажа, договорный брак. Первой, наиболее распространенной формой брачного союза до принятия христианства считалась «умычка» [1. С 73]. Его суть сводилась к тому, что мужчины на игрищах выбирали себе невест и затем похищали их. В более поздний период умыкание невест утрачивает реальное значение и превращается в языческий обряд. Но все же одного похищения невесты для установления брака было недостаточно; для признания законным брачного союза должно было последовать примирение обоих родов (и со стороны жениха, и со стороны невесты) через само признание данного факта.
Форма заключения брака путем покупки невесты явилась продолжением обряда ее похищения. После умычки невесты племена не были довольны
1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЭ (в ред. 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
свершившимся фактом, чтобы их задобрить следовало выплатить роду невесты вознаграждение за нее. С течением времени это действие приобрело вид обычной покупки невесты.
Позднее куплю-продажу невест сменяет новая форма - договорной брак, т.е. договоренность между родственниками жениха и невесты о факте брака при определенных откупных условиях. Анализ узаконений и исторических данных свидетельствует о том, что родители оговаривали будущие браки своих детей без их участия, основываясь на политических, экономических и иных интересах семьи и рода. В действительности узаконения того периода содержали требования о воли брачующихся. Так, ст. 24 Устава князя Ярослава содержала указание на запрет родителям выдавать девку замуж против ее воли; в противном случае на родителей накладывалось наказание, вплоть до тюремного. Ст. 33 Устава оговаривала учет желания брачующихся на заключение брака. Однако, по факту, эти требования скорее носили формальный характер, так как дети практически никогда не перечили своим родителям и покорно подчинялись их воле, полагая что родителям виднее, как строить их семейное счастье. Похожие примеры говорят об отношении русских к замене языческой свободы природных отношений церковным браком [2. С. 95].
В церковном браке правовое положение мужчины и женщины не отличалось друг от друга. Женщина имела такие же права на вступление в брак, как и мужчина. Поэтому все вышеуказанные формы брака, существовавшие на Руси, были заменены церковным браком, столетиями определявшим уклад семейной жизни. С течением времени параллельно церковному браку возник гражданский брак.
О формалистском заключении брака говорит его закрепление в законодательстве. В российском праве формализм начал набирать популярность в эпоху Петра I. Представляется вполне оправданной позиция И.Э. Дымбрыло-вой с соавт., что главными целями при формальном составлении актов были увеличение государственной казны и интересы государства [3].
В большинстве стран с религиозной основой даже взрослый и самостоятельный человек обязан спрашивать разрешение родителей на вступление в брак. Это не только морально-этическое требование, но и правовое. Такое правило характерно для народов, исповедующих православную веру. Для представителей евангелическо-лютеранской церкви церковным правом России были установлены несколько иные условия. Лица, исповедующие лютеранскую веру, были обязаны дать четкое объяснение запрета на брак своих детей. Законодателем были оговорены эти ограничения: если лицо, с которым хочет вступить в брак сын или дочь, приговорено к позорному наказанию или лишению чести; если доказано, что это лицо привержено пьянству, распутству и частым половым связям; если кто-то из желающих вступить в брак страдает заразной болезнью; если в возрасте между желающими вступить в брак слишком большая разница; если другая сторона исповедует нехристианскую веру (перечень оснований был закрытым). Под исключение могли попасть те лица, которые изначально имели иное вероисповедание, но приняли христианство. Именно
данным супругам венчание разрешалось без родительского согласия. Если же брак заключался лицами исламской веры, то требовалось соблюдение положений священных книг (Корана, Сунны, Иджмы и иных священных писаний). Между лицами, вступившими в брак по воле родителей и не достигшими совершеннолетнего возраста, браки должны считаться действительным и после достижения супругами совершеннолетия [2. С. 96].
Заключение брака в гражданской форме впервые было введено в Голландии в XVI в., затем распространилось в других странах: Англии, Франции, Германии и др. В России гражданская форма брачного союза впервые была применена в отношении старообрядцев по узаконению от 12 апреля 1874 г. В качестве единственно возможной и законной гражданская форма брака была утверждена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г.1 Именно данный документ упраздняет навсегда церковную форму брака и вводит заключение брака в государственных органах ЗАГС; законодательное закрепление преследовало цель - искоренить отжившие нормы и обычаи и впредь установить равенство всех граждан независимо от их вероисповедания. Однако данное нововведение по-разному оценивалось в суждениях философов и политиков, религиозных деятелей, широкой общественности страны. После революции 1917 г. церковь была отделена от государства, и вследствие этого бракосочетание было выведено из-под регулирования церкви. Принятый позднее Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 ноября 1918 г. РСФСР 2 признавал браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., т.е. те, которые оформлялись по религиозным обрядам в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Соответственно, никаких дополнительных правовых действий по приданию им государственного признания не требовалось. Это было вполне разумное правовое решение.
Ряд исследователей отмечает, что советская власть к религиозному обряду венчания относилась безразлично. Но принятый позднее новый кодифицированный семейный закон - Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 г.)3 - рассматривал зарегистрированные браки как бесспорное доказательство наличия супружеских отношений. Данный документ позволял ранее венчавшимся зарегистрировать свой брак через органы ЗАГС с указанием срока фактической семейной жизни. Такое положение дел имело место вплоть до введения в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР: «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Мате-
1 О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18.12.1917 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160.
2 Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16.11.1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818.
3 Кодекс законов о браке, семье и опеке от 19.11.1926 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
ринская слава» и «Медаль материнства» от 8 июля 1944 г.1, согласно которому, появилась возможность в судебном порядке признания себя супругами лицам, состоящим в фактических брачных отношениях.
Требования законодателя в брачно-семейной сфере были подвержены изменениям (по процедуре усыновления, взысканию алиментов, правам и обязанностям родителей и детей и др.), но процесс бракосочетания оставался прежним. Принятый позднее новый кодифицированный акт - Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый в 1969 г.2, установил новые правила; в частности, срок подачи заявления для вступлении в брак; брачующимся разрешалось венчаться торжественно или в соответствии с религиозным обрядом венчания, но не вместо процедуры регистрации в ЗАГСе. Семья становилась и оценивалась государством как отдельная самостоятельная ячейка общества.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в социально-идеологическом плане в стране стали критиковаться свободные половые отношения; был взят курс на оформление стабильных, постоянных, крепких семейных отношений. Обществу понадобилось несколько десятков лет социального эксперимента в брачно-семейной сфере, чтобы уяснить, что стабильность государственного устройства во многом зависит от стабильности института брака и семьи.
Проблемы обновления институтов брака и семьи, имевшие место в дореволюционной и советской России, несомненно, не теряют своей актуальности и в современной России. Определенные черты революционной модернизации и сопряженные с ней проявления кризиса брачно-семейных отношений характерны и для современного общества; они были вызваны разрушением патриархального типа семьи, искоренением церковных основ семейно-брачных отношений. Государство им на смену утвердило светский характер брачно-семейных отношений.
Опыт исторических уроков нашей страны в брачно-семейной сфере бесценен; он позволил учесть языческие верования наций и народностей России, религиозные догматы и каноны, революционные идеи безбожия и законодательные установления при оформлении семьи как базовой ячейки общества. Действующее семейное законодательство основано на конституционных положениях о свободе личности и соответствует нормам международного права.
Литература
1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
272 с.
2. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС. 1995. № 10. С. 95-99.
3. Дымбрылова И.Э., Дугарова Ж.С. Анализ брачно-семейного законодательства РФ в дореволюционный и послереволюционный периоды [Электронный ресурс] // Молодежный
1 Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и «Медаль материнства»: Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. (в ред. 07.05.1986) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.
2 Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 г. (в ред. 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969 № 32. Ст. 1397.
научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV Междунар. студ. науч.-практ. конф. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33)pdf.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/355417-proishozhdenie-semi-chastnoj-sobstvennosti-i-gosudarstva.html.
СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
Inna Yu. SEMENOVA
REVISITING THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FAMILY AND MARRIAGE INSTITUTIONS IN THE DOMESTIC PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET FAMILY LEGISLATIONS
Key words: marriage, family, form of concluding marriage, marital cohabitation, historical family values, religious marriage dogmas and beliefs, canonical marriage ideas, canons of the Russian Orthodox Church about marriage and family.
The article analyzes the issues related to the history of marriage and family institutions formation and development in the domestic pre-revolutionary and Soviet family legislations. The author examines the basic religious postulates and church dogmas that for many centuries determined the patterns of family life and marriage relations in Russia. The results of the study the author advanced the opinion that in designated historical periods the basic rules regulating marriage and family relations were laid, the observance of which was ensured by the church's ideology and coercive power of the secular authorities; the legislative regulations under consideration played a significant role in the further development of domestic family law. The author pays special attention on the fact that in modern Russia, where the church is separated from the state, in the marriage sphere, there is a co-operation of the Russian Orthodox Church and the state in matters of psychological assistance to the family, raising children and mutual respectfor spouses.
References
1. Golod S.I. Sem'ya i brak: istoriko-sotsiologicheskii analiz [Family and marriage: historical and sociological analysis]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1998, 272 p.
2. Gurko T.A. Transformatsiya instituta sovremennoi sem'i [Transforming the Modern Family Institute]. SOTsIS, 1995, no. 10, pp. 95-99.
3. Dymbrylova I.E., Dugarova Zh.S. Analiz brachno-semeinogo zakonodatel'stva RF v dorevolyutsionnyi i poslerevolyutsionnyi periody [Analysis of the marriage and family laws of the Russian Federation in the pre-revolutionary and post-revolutionary periods]. Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33)pdf.
4. Engels F. Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats. Zurich, 1884 (Russ. ed.: Proiskhozhdenie sem'i, chastnoi sobstvennosti i gosudarstva. Available at: https://e-libra.ru/read/355417-proishozhdenie-semi-chastnoj-sobstvennosti-i-gosudarstva.html).
INNA Yu. SEMENOVA - Senior Teacher of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).