Научная статья на тему 'К вопросу об истории развития внешней политики Украины в отношении Крыма'

К вопросу об истории развития внешней политики Украины в отношении Крыма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
343
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / КРЫМ / УКРАИНА / РОССИЯ / АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мочалова Виктория Дмитриевна

Крымский полуостров имеет долгую и разнообразную историю. Расположенный на юге азово-черноморских степей, которые на протяжении тысячелетий были территорией кочевников, Крым был территорией для временного проживания для многих народов. Некоторые из них задерживались на полуострове надолго, а для крымско-татарского народа Крым стал территорией формирования его государственности. С другой стороны, Крым был объектом посягательства многих империй старых и новых. В античные времена его населяли греки и римляне, в средневековые строили свои крепости генуэзцы и турки, в новую и новейшую эпоху Крым стал частью двух империй сначала Российской, затем Советского Союза. Так как территория Крымского полуострова граничит с украинской территорией, исторические судьбы Украины и Крыма переплетались на протяжении многих веков. В статье рассматриваются политические отношения между Крымом и Киевом после провозглашения Украиной государственного суверенитета в июле 1990 г., так как именно эти отношения привели к проведению крымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий в марте 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF UKRAINE''S FOREIGN POLICY IN RELATION TO THE CRIMEA

The Crimean peninsula has a long and varied history. Located in the south of the Azov-Black Sea steppes, which for millennia were a territory of nomads, Crimea was a territory for temporary residence for many peoples. Some of them stayed on the peninsula for a long time, and for the Crimean-Tatar people Crimea became the territory of the formation of its statehood. On the other hand, Crimea was the object of encroachment of many empires old and new. In ancient times it was inhabited by Greeks and Romans, in medieval times the Genoese and Turks built their fortresses, in a new and modern era Crimea became part of two empires first the Russian, then the Soviet Union. Since the territory of the Crimean peninsula borders with the Ukrainian territory, the historical destinies of Ukraine and Crimea have been intertwined for many centuries. The article examines the political relations between Crimea and Kiev after Ukraine proclaimed state sovereignty in July 1990, as it was these relations that led to the holding of the Crimean referendum on the status of autonomy and expansion of its powers in March 2014.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории развития внешней политики Украины в отношении Крыма»

Мочалова В. Д.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИИ КРЫМА

5.2. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИИ КРЫМА

Мочалова Виктория Дмитриевна, аспирант, кафедра сравнительной политологии, факультет политологии Место учебы: МГУ им. М.В. Ломоносова

mvd3004@mail.ru

Аннотация: Крымский полуостров имеет долгую и разнообразную историю. Расположенный на юге азово-черноморских степей, которые на протяжении тысячелетий были территорией кочевников, Крым был территорией для временного проживания для многих народов. Некоторые из них задерживались на полуострове надолго, а для крымско-татарского народа Крым стал территорией формирования его государственности. С другой стороны, Крым был объектом посягательства многих империй - старых и новых. В античные времена его населяли греки и римляне, в средневековые - строили свои крепости генуэзцы и турки, в новую и новейшую эпоху Крым стал частью двух империй - сначала Российской, затем - Советского Союза.

Так как территория Крымского полуострова граничит с украинской территорией, исторические судьбы Украины и Крыма переплетались на протяжении многих веков.

В статье рассматриваются политические отношения между Крымом и Киевом после провозглашения Украиной государственного суверенитета в июле 1990 г., так как именно эти отношения привели к проведению крымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий в марте 2014 г.

Ключевые слова: внешняя политика, Крым, Украина, Россия, автономия.

ON THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF UKRAINE'S FOREIGN POLICY IN RELATION TO THE CRIMEA

Mochalova Victoria D., graduate student, Department of Comparative Political Science, Faculty of Political Science Study place: Lomonosov Moscow State University

mvd3004@mail.ru

Abstract: the Crimean peninsula has a long and varied history. Located in the south of the Azov-Black Sea steppes, which for millennia were a territory of nomads, Crimea was a territory for temporary residence for many peoples. Some of them stayed on the peninsula for a long time, and for the Crimean-Tatar people Crimea became the territory of the formation of its statehood. On the other hand, Crimea was the object of encroachment of many empires - old and new. In ancient times it was inhabited by Greeks and Romans, in medieval times - the Genoese and Turks built their fortresses, in a new and modern era Crimea became part of two empires - first the Russian, then - the Soviet Union.

Since the territory of the Crimean peninsula borders with the Ukrainian territory, the historical destinies of Ukraine and Crimea have been intertwined for many centuries.

The article examines the political relations between Crimea and Kiev after Ukraine proclaimed state sovereignty in July 1990, as it was these relations that led to the holding of the Crimean referendum on the status of autonomy and expansion of its powers in March 2014.

Keywords: foreign policy, Crimea, Ukraine, Russia, autonomy.

В целом ученые и аналитики, такие как В. Соснов-ский [1], В. Богданович [2], В. Вишняков [3], Чар он А. [4] рассматривают несколько этапов развития политических отношений между Киевом и Крымом, а именно первый этап (1989-1994 гг.), когда на полуострове наступили негативные тенденции, второй этап (19951998 гг.), который характеризовался определенной стабилизацией ситуации, третий этап (после принятия новой Конституции Автономной Республики Крым (декабрь 1998 г.)), когда сохранились отдельные негативные тенденции и электоральные ориентации населения полуострова, по сравнению с общеукраинским, были смещены влево. Также выделяют четвертый этап, который начался после «оранжевой революции» и начал пророссийскую эру отношений в Крыму.

В общем, российско-украинские отношения ухудшались после распада Союза Советских Социалистических Республик. Первым фактором можно отметит то, что в сентябре 2003 года Российская Федерация в одностороннем порядке начала строительство дамбы

от береговой линии в направлении Республики Украины косы Тузла в Азовском море. Потом были «газовые войны», бесконечные «торговые войны» с различными тарифными и нетарифными ограничениями, недобросовестной конкуренцией, а также другие экономические меры и с одной, и со второй стороны.

Разногласия между Россией и Украиной особенно остро подтвердились в ходе подготовки к саммиту Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе осенью 2013 года. Несмотря на то, что Киев и Европейский Союз вели предметные переговоры о создании зоны свободной торговли в рамках инициативы Восточного партнерства, Москва отказалась рассмотреть возможность для Украины стать одновременно частью и Таможенного союза России и Европейского Союза. Таким образом, действующему на тот момент украинскому руководству не удалось подписать Соглашение об ассоциации в Вильнюсе, а в ноябре 2013 года, страна вступила в глубокий политический кризис, который привел к трагическим событиям.

Социально-политические науки

5'2018

Необходимо отметить, что законодательством Украины, в частности ст. 1 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» прописано, что «временно оккупированная территория» Украины является неотъемлемой частью территории Республики Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов РеспубликиУкраины.

Иные нормативно правовые акты относительно Крыма нижеследующие.

- Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12 августа 2014 года;

- Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 20 октября 2014 года;

- Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» от 11 декабря 2003 года;

- постановление КМУ от 1 октября 2014 года № 509 «Об учете лиц, перемещаемых с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции»;

- приказ МВД Украины «Об утверждении образца и Порядка выдачи справки, подтверждающей местонахождение граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории, или переселились из нее, и образца письменного заявления» от 26 сентября 2014 года № 997.

Принятие закона «О создании свободной экономической зоны «Крым»» на территории СЭЗ «Крым» было обусловлено необходимостью обеспечения законности хозяйственной деятельности в Крыму в новом климате. Прежде всего, закон предусматривает освобождение физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Автономной Республике Крым и в г. Севастополе от уплаты налогов в государственный бюджет Украины. Это позволило крупным компаниям Украины вернуть 20-процентный НДС на товары, поставляемые на территорию Крыма и получить прибыль от разницы между материковыми и крымскими ценами, которые пошли вверх после того, как пенсии и зарплаты на полуострове были увеличены. Однако, законодатели признают, что он «не работал, как ожидалось» - не только экономически (бюджет теряет доходы), но и политически. Так, К. Ляпина, руководитель Государственной службы по регулированию и один из соавторов закона, заметила, что «крымские татары правильно отмечают, что Украина имеет экономические отношения с территорией, которая «оккупирована». Таким образом, нормы закона должны быть пересмотрены и должна быть введена новая философия отношений, потому что мы понимаем, что не может быть никаких экономических отношений с территорией, которая находится «в условиях оккупации» [5].

Также необходимо отметить, что ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность граждан предоставлять какие-либо справки от органов власти «государства-оккупанта» об отсутствии его гражданства. Ведь органы власти «государства-оккупанта» в Крыму признаны Правительством Украины незаконными (ст. 9 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины»), как и все документы, выданные ими.

Уже в 2016 году, по словам Президента Украины, украинский суверенитет должен был восстановиться над «оккупированными территориями» Донецкой и Луганской областей, а «борьба за возвращение Крыма остается приоритетом в повестке дня» [6].

Украинские чиновники время от времени возвраща-

ются к вопросу полуострова. Так, в обращении к участникам II Всемирного конгресса крымских татар Премьер-министр Украины А. Яценюк подчеркнул, что Украина будет защищать права и свободы крымскотатарского народа. Комментируя выступление главы МИД России С. Лаврова, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А. Турчинов заверил, что вопрос Крыма может быть закрытым только после освобождения полуострова от «оккупантов». Крымский вопрос для международного сообщества, как и раньше, не закрыт, заявил Министр иностранных дел Украины П. Климкин, вхождение полуострова в Российскую Федерацию никогда не будет признано международным сообществом.

Объявляя о намерении начать гражданскую блокаду «оккупированного» Крыма с целью прекратить поставки украинских продуктов и ресурсов на полуостров, лидеры крымских татар назвали недопустимым требовать от других государств соблюдать блокаду Крыма, ведь сама Украина продолжает торговлю.

Украинское государство, не имея рычагов влияния, одновременно предоставила преференции украинскому бизнесу по торговле с полуостровом.

Согласно проведенному украинским телеканалом новостей «24» опросу, 46% граждан поддерживают блокаду полуострова, около 30% убеждены, что это может создать давление на Россию [7]. Негативно по отношению к блокаде Крыма высказались 23% опрошенных. Такой же опрос проводился «Радио Вести». Так же были получены совершенно другие результаты. Так, около 90% слушателей радио поддержали решение о блокаде [8]. Такое расхождение в оценках вполне вписывается в логику, на которую указывает социолог И. Бекешкина: в любом опросе важно то, как сформулирован сам вопрос и как его задали: так если говорить о территории, которая «оккупирована» - то большинство будет за блокаду, однако если говорить о гражданах, которые проживают на «оккупированной территории», то опрашиваемые будут против блокады.

Мировое сообщество жестко осудило действия России и не признало отделение Крыма от Украины. Так, 27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, которая признавала состоявшийся в Крыму 16 марта 2014 года референдум о присоединении Крыма и г. Севастополя к Российской Федерации незаконным. Вместе с тем, в резолюции содержится призыв к мирному урегулированию ситуации и отказу от односторонних действий, которые будут направлены на нарушение территориальной целостности Украины. Из 193 государств только 11 во главе с Россией проголосовали против.

9 апреля 2014 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию № 1988 (2014) с осуждением действий России по присоединению Крыма и г. Севастополя: «Ассамблея решительно осуждает российскую военную агрессию и аннексию Крыма, что последовала за ней, что является явным нарушением норм международного права, в том числе положений Устава ООН, акта Хельсинки ОБСЕ и Устава и основных правил Совета Европы».

Согласно резолюции, отделение Крыма от Украины было инициировано и спровоцированное властями Российской Федерации под прикрытием военного вмешательства.

Мировая реакция показывает, что присоединение Крыма к России является не локальным конфликтом, а

Мочалова В. Д.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИИ КРЫМА

событием мирового масштаба, которое будет иметь системные последствия не только для непосредственных ее участников.

Необходимо отметить, что, назначая референдум и объявляя о независимости Автономной Республики Крым Верховный Суд Крыма сослался на Устав ООН, в котором говорится о праве нации на самоопределение [9]

18 марта 2016 года в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН по инициативе Украины состоялось заседание Совета Безопасности оОн по «формуле Арриа», посвященное вопросу соблюдения прав человека на полуострове. Отметим, что Заседание СБ ООН по «формуле Арриа» по проблематике Крыма показало неизменность позиции международного сообщества по вопросу присоединения Крыма к России.

Также можно изучить официальное заявление высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Могерини. По его словам, «аннексия Крыма» остается прямым вызовом международной безопасности [10].

Несмотря на оптимистичные заявления крымских чиновников, что российские товары составляют около 80 процентов продукции в регионе, а также о том, что полуостров становится все меньше и меньше зависимым от Украины, эксперты по обе стороны рисуют мрачную картину. Эксперты Центра оперативно-стратегического анализа (ЦОСА) и его Экспертного Совета [5] отмечают, что в первую очередь, пищевые продукты местного происхождения в крымских магазинах должны быть помечены как российская продукция. Но сырье продолжает поступать из материковой части Украины. Эта группа продуктов питания включает в себя картофель, мясо, сахар и молоко. Как отмечают эксперты, одно дело создать новый бренд и совсем другое, чтобы создавать продукты «с нуля». Также эксперты отмечают, что поставки из России сильно ограничены низкой пропускной способностью Керченского пролива, на которую влияют непредсказуемые погодные условия в осенне-зимний период.

Ситуация усугубляется еще и тем, что скоропортящиеся украинские товары были запрещены Федеральной службой России по ветеринарному и фитосани-тарному надзору (Россельхознадзор). Черный список включает в себя кондитерские изделия, мясо, сырое молоко и молочные продукты. В результате, доля украинской молочной продукции упала до 10 процентов. И это несмотря на то, что Джанкойский молочный завод (самый большой на полуострове) опирается на товары, импортируемые из материковой части Украины на 70 % своей продукции. Отметим также, что по разным причинам местная продукция стоит больше, чем та, которая импортируется. Ярким примером может служить то, что недостаточное орошение означает, что овощи, выращенные в Крыму, в два раза дороже, чем выращенные в материковой части Украины. Таким образом, замещение импорта вряд ли удастся.

По данным Государственной налоговой службы Украины, на протяжении 11-месячного существования закона о свободной экономической зоне Крыма, на полуостров с материковой части Украины были импортированы товары на сумму более $1 млрд. В то же время, в 2015 г. наблюдается рост поставок пищевых продуктов в таких товарных группах, как мясо, сахар и овощи. Поставки молочных продуктов и алкоголя снижаются. Эти продукты явно были заменены российскими товарами. Несмотря на то, что еще слишком рано делать какие-либо дале-

ко идущие выводы о том, что ожидать от блокады, очевидно, что украинское правительство будет вынуждено изменить закон о свободной экономической зоне Крыма -вплоть до его отмены.

Но, все же европейские страны в основном с пониманием относятся к блокированию общественными организациями въезда грузового транспорта в Крым.

4 декабря 2014 года во время обращения с ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Путин подчеркнул значимость волеизъявления жителей Крыма о присоединении последнего к России [11].

Аналогичной позиции придерживается и Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев, отмечая важность референдума для народа Крыма, которое является основанием для воссоединения Крыма с Россией [12].

В январе 2016 года президент Украины П. Порошен-ко заявил, что Украина готовит предложения для создания международного механизма по возврату Крыма в состав Украины. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что для России тема Крыма закрыта. «Вопроса о Крыме как такового не существует», - цитируют представителя Кремля российские информационные агентства [13].

Можно также отметить отношение к предложению Петра Порошенко в Государственной думе Российской Федерации: «Это, по сути, заявление о новых провокациях и неправомерных действиях в отношении граждан суверенной юрисдикции, установленной высшей формой цивилизованной демократии международного права -всенародным референдумом жителей Крыма и Севастополя», - заявила Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции И. Яровая.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,88%.

Список литературы:

1. Сосновский Д.В. Процессы формирования региональной идентичности в Крыму в контексте поляризации украинского общества (1991-2014) дис. ... канд. полит. наук. МГУ им М.В.Ломоносова, Москва, 2014

2. Богданович В., Маначинский А., Егоров Ю., Муха В., Бортник А. Конфликты и войны после распада СССР. -Киев, 2007

3. Вишняков В. Крым: право и политика. - М.: Юркомпа-ни, 2011

4. Charron A. Through the National Lens: Nationality, Territory, and the Formation of "Russian-Crimean" Identity". // Submitted to the graduate degree program in Geography and the Graduate Faculty of the University of Kansas in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts, 2013

5. What are the implications of the Crimean food blockade? // Центр оперативно-стратегического анализа (ЦОСА) и его Экспертный Совет [Электронный ресурс] URL: http://www.cosa.com.ua/ru/staty-y-kommentaryy.

6. Дорош. С. Переговори про Крим: "Женева плюс", Роая - мЫус? // ВВС УкраТна [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/ukrainian/politics/2016/01/160125_intern ational_procedures_return_crimea_sd

7. Телеканал новостей «24» [Электронный ресурс] URL: http://24tv.ua

8. Сайт Радю Свобода [Электронный ресурс] URL: http://www.radiosvoboda.org

9. United Nations Declaration on Principles of International Law Concerning Friendly Relations and Cooperation among States [Электронный ресурс]: Intern. Legal Materials. 1970 Vol. 9. N 6 P. 1296 URL: http://legal.un.org/avl/ studymateri-als/rcil-africa/2011/Book1.pdf

Социально-политические науки

52018

10. Заявление Верховного Представителя ЕС от имени Европейского Союза касательно Крыма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eeas.europa.eu/top_stories/ 2016/170316_сптеа_поп-гесодпШоп_ги.Мт

11. Послание Президента Федеральному Собранию. Сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://kremlin.ru/news/47173

12. Председатель Правительства Дмитрий Медведев о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru /пе\«в/11242/

13. Песков: Крымского вопроса не существует // ИА «Росбалт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rosbalt.ru/federal/2016/01/21/1481954.html

14. Хмелевский С.В., (2016), Метаморфозы постсоветской российской внешней политики: социально-философский, политологический анализ. Социально-политические науки, 2: 35-40.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мочаловой В. Д. «К вопросу о истории развития

внешней политики Украины в отношении Крыма» В статье рассматривается вопросы развития внешней политики Украины в отношении Крыма.

В начале статьи автор дал краткую характеристику этапов развития политических отношений между Украиной и Крымом 1989-2013 гг., сосредоточившись в дальнейшем на взаимоотношениях периода 2014-2015 гг.

Автором дана подробная характеристика принятого в 2014 г. украинского законодательства в отношении Республики Крым после ее присоединения по результатам референдума к Российской Федерации, а также представлена позиция переехавших на материковую Украину крымских татар в отношении присоединения Республики Крым к России.

Отдельное внимание в статье уделено негативной реакции мирового сообщества на вхождение Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав России как полноправных субъектов Российской Федерации, отказу мирового сообщества на различных уровнях, в том числе на уровне Генеральной Ассамблеи ООН и ПАСЕ, в признании воссоединения Крыма с Россией.

К недостаткам исследования относится использование устаревших данных (сентябрь 2015 г) о возможных последствиях продовольственной блокады для Крыма. При этом автор, возможно, не знает, но автомобильная часть Крымского моста уже построена, а 1.10.2018 по ней было открыто автомобильное грузовое движение.

Тем не менее, указанные замечания не могут являться препятствием к публикации в украинских научных журналах.

Рецензент:

к. с. н., генеральный директор научно-информационного издательского центра ООО «Ростра»

Шахов Денис Андреевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.