Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / мировое сообщество / угроза пандемии / безопасность мирового сообщества / безопасность государства / противодействие распространению опасных инфекций / право человека на здоровье / COVID-19 / global community / pandemic threat / global community security / state security / countering the spread of dangerous infections / human right to health

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимирзе Алимович Алимов

В предлагаемой вниманию читателя статье рассматривается история принятия и последующего становления системы глобальных международных правовых актов, обеспечивших формирование современной международной правовой основы механизма противодействия как отдельными государствами, так и мировым сообществом в целом, распространению опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний. Отдельное внимание в работе уделено ряду международных правовых актов в данной сфере, имеющих своей действие на уровне какого-либо географического региона земного шара. Анализ международных правовых документов, приведенных в статье, позволяет сформулировать ряд выводов показывающих этапы эволюции международно-правового регулирования противодействия распространению инфекционных заболеваний: от приоритета сугубо национальных экономических интересов государств до декларирования и закрепления в международных документах юридических обязательств государств по обеспечению социального равенства при реализации права на здоровье. Значимым этапом данной эволюции послужили последствия Второй Мировой войны и трагический опыт тоталитарных режимов, способствовавших качественному скачку в развитии института прав человека. В частности, в формировании восприятия международных обязательств государств по противодействию распространению опасных инфекционных заболеваний как форму реализации права на здоровье. В заключении автор обосновывает необходимость формирования, в качестве естественного продолжения, нового правового мышления направленного на восприятие права на здоровье как глобального права «без государственных границ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION TO COUNTER THE THREAT OF THE SPREAD OF INFECTIOUS DISEASES

The article brought to the attention of the reader examines the history of the adoption and subsequent formation of a system of global international legal acts that ensured the formation of a modern international legal framework for the mechanism of countering, both by individual states and the world community as a whole, the spread of infectious diseases dangerous to life and health. Special attention is paid to a number of international legal acts in this area that have their effect at the level of any geographical region of the globe. The analysis of the international legal documents cited in the article allows us to formulate a number of conclusions showing the stages of evolution of the international legal regulation of combating the spread of infectious diseases: from the priority of the purely national economic interests of states to the declaration and consolidation in international documents of the legal obligations of states to ensure social equality in the implementation of the right to health. A significant stage in this evolution was the consequences of the Second World War and the tragic experience of totalitarian regimes that contributed to a qualitative leap in the development of the institution of human rights. In particular, in shaping the perception of the international obligations of states to counteract the spread of dangerous infectious diseases as a form of realization of the right to health. In conclusion, the author substantiates the need for the formation, as a natural continuation, of a new legal thinking aimed at perceiving the right to health as a global right “without state borders”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Научная статья УДК 341

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-38-3-143-150

С. 143-150

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Алимирзе Алимович Алимов

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия alimow@mail.ru

О Ъttps://orcid.org/0000-0002-1451-9001

Аннотация. В предлагаемой вниманию читателя статье рассматривается история принятия и последующего становления системы глобальных международных правовых актов, обеспечивших формирование современной международной правовой основы механизма противодействия как отдельными государствами, так и мировым сообществом в целом, распространению опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний. Отдельное внимание в работе уделено ряду международных правовых актов в данной сфере, имеющих своей действие на уровне какого-либо географического региона земного шара. Анализ международных правовых документов, приведенных в статье, позволяет сформулировать ряд выводов показывающих этапы эволюции международно-правового регулирования противодействия распространению инфекционных заболеваний: от приоритета сугубо национальных экономических интересов государств до декларирования и закрепления в международных документах юридических обязательств государств по обеспечению социального равенства при реализации права на здоровье. Значимым этапом данной эволюции послужили последствия Второй Мировой войны и трагический опыт тоталитарных режимов, способствовавших качественному скачку в развитии института прав человека. В частности, в формировании восприятия международных обязательств государств по противодействию распространению опасных инфекционных заболеваний как форму реализации права на здоровье. В заключении автор обосновывает необходимость формирования, в качестве естественного продолжения, нового правового мышления направленного на восприятие права на здоровье как глобального права «без государственных границ».

Ключевые слова: COVID-19, мировое сообщество, угроза пандемии, безопасность мирового сообщества, безопасность государства, противодействие распространению опасных инфекций, право человека на здоровье

Для цитирования: Алимов А. А. К вопросу об истории развития международно-правового регулирования противодействия угрозе распространения инфекционных заболеваний // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 3. С. 143-150. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-38-3-143-150

© А.А.Алимов

Research article

TO THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT

OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION TO COUNTER THE THREAT OF THE SPREAD

OF INFECTIOUS DISEASES

Alimirze A. Alimov

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia

alimow@mail.ru

© https://orcid.org/0000-0002-1451-9001

Abstract. The article brought to the attention of the reader examines the history of the adoption and subsequent formation of a system of global international legal acts that ensured the formation of a modern international legal framework for the mechanism of countering, both by individual states and the world community as a whole, the spread of infectious diseases dangerous to life and health. Special attention is paid to a number of international legal acts in this area that have their effect at the level of any geographical region of the globe. The analysis of the international legal documents cited in the article allows us to formulate a number of conclusions showing the stages of evolution of the international legal regulation of combating the spread of infectious diseases: from the priority of the purely national economic interests of states to the declaration and consolidation in international documents of the legal obligations of states to ensure social equality in the implementation of the right to health. A significant stage in this evolution was the consequences of the Second World War and the tragic experience of totalitarian regimes that contributed to a qualitative leap in the development of the institution of human rights. In particular, in shaping the perception of the international obligations of states to counteract the spread of dangerous infectious diseases as a form of realization of the right to health. In conclusion, the author substantiates the need for the formation, as a natural continuation, of a new legal thinking aimed at perceiving the right to health as a global right "without state borders".

Keywords: COVID-19, global community, pandemic threat, global community security, state security, countering the spread of dangerous infections, human right to health

For citation: Alimov AA. To the question of the history of the development of international legal regulation of countering the threat of the spread of infectious diseases. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(3):143-150. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-38-3-143-150 (In Russ.)

Введение

5 мая 2023 года в соответствии с решением Комитета по коронавирусной инфекции, глава ВОЗ доктор Тедрос Гебрейесус объявил о том, что COVID-19, унесший за последние три года жизнь более 20 миллионов человек, не представляет собой чрезвычайную ситуацию международного значения. Таким образом, авторитетная международная инстанция установила новый статус данной угрозе безопасности в качестве устоявшейся и постоянной проблемы здравоохранения, а не чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение1.

1 Замбрана К. ВОЗ: COVID-19 больше не является чрезвычайной ситуацией международного значения // Официальный сайт ООН. URL: https://news.un.org/ru/ story/2023/05/1440702 (дата обращения: 22.05.2023).

Значение прав человека для развития современного цивилизованного мира трудно переоценить. По сути, им придается во многом роль локомотива социального прогресса для большинства государств. При этом ключевое значение имеет не только широта гарантированных прав в том или ином государстве, но и качество их реализации и соблюдения. При этом без гарантии защиты и соблюдения базовых прав невозможно говорить о том, что граждане государства имеют достаточно условий для развития своей личности и потенциала. Кроме того, гарантии прав и их соблюдение обеспечивают социальную стабильность и развитие экономики, поскольку люди в такой среде чувствуют себя увереннее и обладают большей способностью к самореализации.

Важно также понимать, что гарантии прав человека должны быть равными для всех

граждан вне зависимости от их пола, расы, национальности, религии, политических взглядов и других факторов. Кроме того, современное общество сталкивается с новыми вызовами, которые должны быть учтены при формировании и защите прав человека. Поэтому перманентное обновление правовых норм и механизмов защиты прав человека являются важной задачей для общества.

Несмотря на системный характер прав человека в тот или иной исторический период в связи с определенными объективными событиями первостепенный характер могут иметь те или иные права. Ярким примером является право на здоровье, которое приобрело значимый приоритет в период глобальной пандемии COVID-19 [1; 2; 3]. В международно-правовом плане это нашло подтверждение в реакции в целом мирового сообщества в лице такого его элемента как международные организации в сфере безопасности. Многими из них в своих правовых документах было обращено на это внимание.

Среди подобных организаций в рамках исследуемого нами вопроса в первую очередь следует обратить внимание на Организацию Объединенных Наций, как организацию на которую возложена ответственность за безопасность всего мирового сообщества на глобальном уровне [4]. В частности, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 20 апреля 2020 года с беспокойством отметила «угрозу здоровью, безопасности и благополучию людей, вызванную пандемией коронавирус-ной инфекции 2019 года (COVID-l9), которая распространилась по всему миру» и подтвердила «право каждого человека без каких-либо различий на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья»1.

В связи с глобальной пандемией ШУШ-19 было принято множество правовых мер, направленных на борьбу с распространением вируса и минимизацию его последствий. Это касается как мер, направленных на защиту здоровья населения и ограничение свобод, так и мер экономической поддержки и социальной защиты населения.

Безусловно, большинство стран мира согласились, что ШУШ-19 представляет серьезную угрозу для всех государств и что

1 Международное сотрудничество в целях обеспечения глобального доступа к лекарствам, вакцинам и медицинскому оборудованию для противодействия СОУШ-19 : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 74/274 от 21 апреля 2020 года / Официальный сайт ООН. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N20/101/45/PDF/N2010145.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.04.2023).

сотрудничество всего мирового сообщества является важным элементом борьбы с этой пандемией и ее последствиями. В специализированном Заявлении Совета глав государств-членов ШОС по вопросам противодействия COVID-19 от 10 ноября 2020 года подчеркивается, что «особо опасные инфекционные заболевания угрожают всему человечеству и являются общим вызовом для всех стран». Кроме того отмечается, что «борьба с пандемией требует решительных, согласованных и инклюзивных усилий международного сообщества при центральной роли системы ООН»2.

Однако эффективное совместное противодействие любой угрозе безопасности требует соответствующей юридической базы. Учитывая, что пандемия коронавирусной инфекции (ШУШ-19) оказалась угрозой безопасности глобального характера, то на первое место в правовом инструментарии государств выступили соответствующие международно-правовые нормы, имеющие определенную специфику своего прогрессивного развития.

Описание исследования

История международного правового регулирования, направленного на борьбу с распространением инфекционных заболеваний, является достаточно длительной. В 1851 году в Париже состоялась первая международная конференция в Европе, которая была посвящена вопросам распространения холеры, чумы и желтой лихорадки. В XIX веке было зафиксировано значительное распространение этих и других болезней [5, с. 200].

После проведения первой конференции в 1851 году были организованы еще три международных конференции вплоть до 1866 года. Это позволило разработать медико-санитарные правила, которые установили карантинные меры для сухопутных и морских эпидемий. В 1892 году, благодаря международному сотрудничеству, была принята Международная санитарная конвенция. Российская Империя на том историческом этапе, также внесла свою лепту став одним из первых государств-подписантов. В последующем соглашение неоднократно совершенствовалось, в нее вносились дополнения и изменения вплоть до последней её редакции 1926 года.

2 Заявление Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 10 ноября 2020 / Официальный сайт МИД КНР. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/20201l/ t20201110_858231.html (дата обращения: 20.04.2023).

Содержательно соглашение включало в себя закрытый перечень инфекционных заболеваний, при распространении которых государства должны были взаимодействовать друг с другом, а также накладывало ряд обязательств на государства в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Одно из условий договора предусматривало, что государства-участники и Международное бюро общественной гигиены должны незамедлительно уведомлять друг друга о случаях обнаружения инфекционных заболеваний, таких как чума, холера или желтая лихорадка, а также о случаях эпидемий тифа или оспы. Основное назначение этих мер заключалось в том, чтобы изолировать источник угрозы внутри государства. В последующем Организация здравоохранения Лиги Наций присоединилась к государствам в работе по борьбе с инфекционными заболеваниями, хотя формально подобное вовлечение международной организации не регулировалось в условиях договора. Ее деятельностью являлся мониторинг состояний сферы здравоохранения, создание экспертных комиссий по медицинским вопросам и другие информационные мероприятия.

Следует отметить, что рассматриваемый документ был разработан наиболее экономически развитыми государствами. Соответственно основная цель, которую они преследовали на тот момент, стояла не в достижении безопасности всех государств и граждан, а в сохранении собственных торгово-экономических отношений.

Последующим важнейшим историческим событием в глобальном масштабе повлиявшим на развитие механизма противодействия угрозе распространения инфекционных заболеваний явилось учреждение Организации Объединенных Наций как главной глобальной международной организацией ответственной за безопасность во всем мире. Устав ООН содержит положение о том, что все государства-члены обязаны принимать общие и индивидуальные меры для решения проблем сферы здравоохранения. Таким образом, создание ООН предзнаменовало важный исторический этап формирования международно-правовых основ противодействия распространению инфекционных заболеваний — принятие в 1946 году Устава такого важного специализированного учреждения системы ООН как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

ВОЗ унаследовала задачи и полномочия Международного бюро общественной гигиены, включая вытекающие из Международной

санитарной конвенции. На данный момент, в состав ВОЗ входят 194 государства, которые все являются подписантами Устава ВОЗ.

В соответствии со статьей 19 Устава ВОЗ, Ассамблея здравоохранения имеет право принимать конвенции и соглашения в любой области компетенции Организации. В 1951 году были приняты Международные санитарные правила, которые заменили Санитарную конвенцию 1892 года. Международные санитарные правила были международным договором, направленным на регулирование поведения в отношении закрытого списка инфекционных заболеваний: холеры, чумы, тифа, оспы и желтой лихорадки. Целью договора было обеспечение безопасности во время международного распространения инфекционных заболеваний с минимальным воздействием на международную торговлю и перевозки. Правила 1951 года предусматривали только уведомление и меры на местах пересечения границ. В то же время, в рамках ВОЗ был принят только один договорно-правовой документ по противодействию конкретной эпидемии — рамочная Конвенция по борьбе против табака от 21 мая 2003 года. В преамбуле Конвенции отмечалось, что распространение табачной эпидемии является глобальной проблемой, которая может нанести серьезный вред здоровью людей, а ее решение требует широкого международного сотрудничества.

Следует отметить, что с принятием в 1946 году Устава ВОЗ в сфере международно-правового регулирования противодействия распространению инфекционных заболеваний начинает возобладать подход, при котором данная сфера воспринимается как сфера реализации прав человека. В Преамбуле Устава ВОЗ акцентируется на этом особое внимание: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека». Кроме того, статья 1 описывает основную цель данной межправительственной организации, состоящую в том, чтобы достичь высшего уровня здоровья для всех народов во всем мире. А пункт 1 статьи 25 определяет право каждого человека на достойный уровень жизни, включающий в себя пищу, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, необходимое для сохранения здоровья и благополучия его и его семьи. Таким образом, фокус международно-правового противодействия инфекционным заболеваниям был перенесен на защиту права на здоровье. Этот подход широко распространен и отражен во многих международных правовых актах по правам человека, где право на здоровье занимает важное место.

Ярким примером соглашения, которое гарантирует реализацию права на здоровье, является Европейская социальная хартия, принятая в 1961 году. В соответствии с ней, чтобы обеспечить право на охрану здоровья, стороны обязуются принять соответствующие меры в сотрудничестве с государственными или частными организациями. Эти меры направлены на предотвращение причин нарушения здоровья, предоставление консультаций и просветительских услуг, поощрение личной ответственности за свое здоровье, а также на предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний и несчастных случаев.

В 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный международный документ имел наибольшее влияние на формирование права на здоровье благодаря своей глобальной территории действия и юридической обязательности для государств его подписавших. Статья 12 данного документа изложена ясно и прямо указывает: «государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». При этом для толкования положений, закрепленных в статье 12 Пакта, были разработаны «Замечания общего порядка № 14: право на наивысший достижимый уровень здоровья». Кроме того, был создан Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, который занимается мониторингом и толкованием данного договора.

Особенно важно отметить, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году, представлял собой основной международный стандарт, на который ссылались во время пандемии. Данный документ накладывает ответственность на правительства государств-участников за принятие эффективных мер для предотвращения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и других болезней и борьбы с ними. Как результат, этот стандарт является основой для обязательств государств по защите права на здоровье в масштабе всего мира.

12 сентября 1978 года в Алма-Ате под патронажем ВОЗ была организована Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи. В принятой по итогам конференции декларации было подчеркнуто, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Кроме того, декларация

подчеркивает, что здоровье является основным правом человека.

Существует множество других международных документов глобального уровня, которые следует упомянуть, когда рассматривается право на здоровье. Например, в статье 24 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года государства-участники должны признавать право ребенка на наилучшие услуги системы здравоохранения и лечения болезней, а также на восстановление здоровья. Это положение предусматривает широкий перечень требований к государствам по защите здоровья детей, включая снижение младенческой смертности, предоставление продовольствия, увеличение санитарии и повышение осведомленности населения о питании.

Право на здоровье продолжает находить отражение во многих современных международных актах глобального значения, включая те, которые содержат рекомендации для правительств. В 2011 году была принята Декларация Рио-де-Жанейро о социальных детерминантах здоровья под патронажем ВОЗ. Этот документ развивает идеи о необходимости достижения здоровья для всех и признания приоритетности равноправия в этом вопросе. Однако положения, изложенные в документе, простираются дальше, чем меры, направленные на борьбу с распространением инфекционных заболеваний, и в настоящее время ориентируются на борьбу с социальным неравенством и установление равенства прав в системе здравоохранения.

Так, за многие годы международная правовая практика на пути защиты права на здоровье насчитывает обширный перечень международных документов. Право на здоровье стало одним из фундаментальных прав каждого человека, о чем свидетельствует активная международно-правовая работа различных элементом мирового сообщества над укреплением и защитой этого права для всех.

Акцент в борьбе с распространением инфекционных заболеваний как способом реализации права человека на здоровье был сделан в упомянутых выше Международных санитарных правилах 1951 года, впоследствии переименованных в Международные медико-санитарные правила. Согласно этим Правилам, права человека представляют собой основные принципы, которыми должны руководствоваться все субъекты международного права при реализации данного соглашения. При этом право на здоровье трактуется как реализация установленного перечня обязательств государств.

На 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2005 году были приняты новые Международные медико-санитарные правила, обретшие юридическую силу 15 июня 2007 года. Они изменили акценты в сфере обеспечения медико-санитарной безопасности: с контроля на границах государств на подавление первичного очага заболевания; с ограниченного перечня опасных болезней на любые угрозы общественному здоровью; с жестко предписанных мер на гибкое реагирование с учетом конкретной ситуации.

Полагаем, что Международные медико-санитарные правила на сегодняшний день следует рассматривать в качестве основного глобального международного документа, направленного на противодействие распространению инфекционных заболеваний по всей планете. При этом для их разработки мировому сообществу потребовалось около 100 лет и проведения в общей сложности более 20 международных конференций.

В рамках рассматриваемого нами вопроса, также следует отметить, ряд иных международных правовых документов принятых при непосредственном участии Российской Федерации в рамках международных организаций и непосредственно связанных с обеспечением противодействия распространению инфекционных заболеваний.

В рамках СНГ сотрудничество между государствами-членами осуществляется на основе Межправительственного соглашения от 26 июня 1992 года1. Данный договор обеспечивает правовую основу взаимодействия государств в сфере здравоохранения населения, включая обязательства по осуществлению взаимопомощи при ликвидации эпидемий.

Необходимо отметить, что соглашение также устанавливает определенные организационно-правовые формы сотрудничества государств. В частности, оно утверждает Положение о Совете по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, состоящем из министров здравоохранения и Главных Государственных санитарных врачей государств-участников. Кроме того, на основании соглашения был создан Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий, который активно противодействует эпидемиям в странах-участниках и предотвращает распространение особо опасных инфекций.

1 Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: https:// cis.minsk.by/page/7716 (дата обращения: 24.04.2023).

Особое место среди международных организаций, в которых принимает участие Российская Федерация, играет в настоящее время ШОС. В данной организации были также приняты ряд документов, обозначающих направления сотрудничество государств в противодействии распространению инфекционных заболеваний.

14 октября 2009 года в Пекине государства-члены ШОС приняли Совместное заявление о борьбе с инфекционными болезнями на пространстве ШОС, которое отмечает важность взаимодействия соответствующих служб государств-членов в области борьбы с инфекционными болезнями и обеспечения благополучия населения. Заявление подчеркивает, что оперативный обмен информацией о вспышках инфекционных болезней согласно Международным медико-санитарным правилам является одним из ключевых элементов совместной работы по сдерживанию распространения эпидемий на пространстве ШОС. Аналогичные положения были высказаны в 2018 году в Совместном заявлении глав государств-членов ШОС2.

В заявлении глав государств-членов ШОС от 10 ноября 2020 года подчеркивается важность сотрудничества между странами в борьбе со многими медицинскими угрозами и проблемами, а также в укреплении мировой системы здравоохранения. Отдельное внимание уделяется значимости вклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая является частью ООН, а также необходимости соблюдения международных медико-санитарных правил. Таким образом, заявление подчеркивает необходимость совместных действий по укреплению здравоохранения мира и более эффективной борьбе с медицинскими угрозами.

Следует отметить, что внезапное появление и широкое распространение пандемии COVID-19, а также анализ строения самого вируса в научном сообществе породили активный спор относительно искусственного происхождения данной коронавирусной инфекции [6, с. 95]. Эти споры вновь подтвердили важность и актуальность в современных исторических реалиях международных правовых норм, направленных на полный запрет оборота биологического оружия. В этой связи необходимо напомнить, что параллельно

2 Совместное заявление глав государств-членов ШОС о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве Шанхайской организации сотрудничества от 10 июня 2018 года // Официальный сайт ШОС. иЯЬ: http://rus.sectsco.org/politics/ (дата обращения: 24.04.2023).

с формированием международной правовой основы по противодействию распространения инфекционных заболеваний, включая путем реализации права человека на здоровье, происходило принятие международных соглашений, налагающих прямой запрет на разработку биологического оружия. В частности, в 1975 году была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Она возлагает на государства-участники обязанности никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей.

В принятой в 2005 году под патронажем ЮНЕСКО Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека к государствам-участникам выдвигается требование по принятию надлежащих мер для борьбы с биотерроризмом и незаконным оборотом органов, тканей, образцов, генетических ресурсов и генетических материалов.

В свете рассмотрения международных правовых основ противодействия распространению инфекционных заболеваний определенный академический интерес представляет анализ системы международных документов рекомендательного характера. Объем подобных документов значителен. По мнению В. А. Батырь, данные правовые акты, имеющие различное содержание, могут быть классифицированы следующим образом: «1) документы, имеющие стратегическое системообразующее значение; 2) документы по биологическим веществами их преднамеренному использованию; 3) документы по коммуникации; 4) документы по пищевым продуктам; 5) документы по лабораториям; 6) документы по чрезвычайным ситуациям, связанным с радиацией; 7) документы по конкретным болезням; 8) документы по поездкам и перевозкам; 9) документы по юридическим вопросам» [7, с. 110-111].

Заключение

Система международных правовых актов, обеспечивающих регулирование противодействия угрозе распространения инфекционных заболеваний обширна по объему и разнообразна по содержанию. Однако, подводя итог проведенного исследования, можно сделать ряд следующих выводов, отражающих

особенности развития и становления международных правовых норм данной сферы.

Во-первых, на первоначальном этапе формирования рассматриваемого комплекса международных правовых норм отсутствовали какие-либо положения, характеризующие защиту здоровья людей от инфекционных заболеваний как обеспечение и реализацию отдельного права человека. Очевидно, что это связано со становлением и первоначальным формированием на тот момент в целом самой концепции прав человека. Заключая международные соглашения по противодействию распространению инфекционных заболеваний государства, в первую очередь преследовали сугубо национальные интересы в сфере безопасности и экономике выраженные в охране международной торговли. Таким образом, государства обеспечивали противодействие распространению инфекционных заболеваний не консолидированными силами и средствами, а за счет индивидуальных усилий. Соответственно о какой-либо совместной защите всех людей на тот момент речи не шло. Со временем подобная парадигма была смещена в сторону первоочередности защиты собственного населения в силу формирования в международном праве принципа уважения прав человека и закрепления соответствующих юридических обязательств для государств в международных соглашениях глобального действия.

Во-вторых, после окончания Второй Мировой войны были приняты ряд важнейших международных соглашений, которые не только оказали наиболее сильное влияние на формирование прав человека в целом, но и на становление права на здоровье как целостного комплекса норм. Глобальный характер данных международных соглашений способствовал появлению юридических обязательств для всех государств мира, касающихся формирования не только медицинских, но и широкого круга социальных условий для населения в сфере здравоохранения.

В-третьих, основные современные действующие международные соглашения обеспечивающие как противодействие распространению инфекционных заболеваний так и реализацию права на здоровье, были учреждены не в рамках непосредственного двухстороннего или многостороннего взаимодействия государств, а в рамках соответствующих институциональных механизмов международного сотрудничества, что позволяет судить о всеобщей заинтересованности всего мирового сообщества.

В-четвертых, многие современные международно-правовые документы формируют

тренд акцентирующий внимание при реализации права на здоровье на искоренение основ и любых проявлений социального неравенства в этой сфере. На наш взгляд в качестве следующего этапа и естественным продолжением в формировании правового мышления представляется необходимым восприятие права на здоровье как глобального права «без государственных границ». Т. е. обязательства государств в сфере права на здоровье не должны ограничиваться исключительно потребностями собственного населения, а должны также включать и все виды международного сотрудничества по защите всего

населения Земли особенно в аспекте угрозы распространения инфекционных заболеваний. Первоначальный этап распространения пандемии СОУШ-19, к сожалению, ярко продемонстрировал, что политическое руководство многих государств мира не готово к этому, и предпочло направить свои усилия на обеспечение исключительно национальных интересах. Закрепление указанного нами подхода в международных правовых документ станет юридической преградой для повторения многих негативных сценариев, которые наблюдались во время пандемии СОУШ-19 со стороны политического руководства государств мира.

Список источников

1. Василевич Г. А., Остапович И. Ю., Калинина Е. Г. Пандемия коронавируса как основание ограничения прав и свобод человека // Правоприменение. 2021. Т. 5, №2. С. 62-76.

2. Шмелева С. А. Права человека в условиях чрезвычайных обстоятельств и распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2021. № 1. С. 60-66.

3. Ястребова А. Ю. Гуляева Е. Е. Право на здоровье в системе международно-правовой защиты прав человека на универсальном и региональном уровне // Московский журнал международного права. 2021. №2. С. 99-121.

4. Алимов А. А. Роль ООН в обеспечении безопасности государства и мирового сообщества на глобальном уровне // Современное право. 2018. № 4. С. 124-129.

5. Мошников Д. К. Становление и развитие международно-правового противодействия инфекционным заболеваниям // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 198-217.

6. Магденко А. Д., Алимов А. А. Безопасность государства как элемента мирового сообщества в контексте международно-правового регулирования оборота оружия массового уничтожения // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3 (34). С. 94-100.

7. Батырь В. А. Разработка международной конвенции о борьбе с опасными инфекционными заболеваниями — требование современности. LexRussica (Русский закон) // 2020. Т.73, № 8 (165). С. 106-123.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 29.05.2023. Дата рецензирования статьи / Revised:20.08.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.