УДК 94[(470/571): (55)]: 339,5 Ш. С. Галбацова
К вопросу об истории политических и экономических связей России и Ирана
в XIX-XX веках
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В статье рассматриваются некоторые аспекты истории торгово-экономических отношений России и Ирана. Для России Иран во все времена имел большое значение во внешней политике, он был и остается крупным торгово-экономическим партнером России, объем торговли с которым постоянно растет. Основное внимание уделено процессу развития торгово-экономических отношений в XIX-XX веках.
Ключевые слова: сотрудничество, диалог, договор, торговля, экспорт, импорт, внешняя политика.
The article discusses some aspects of the history of trade and economic relations between Russia and Iran. For Russian foreign policy, Iran has always been of great importance. Iran was and still remains the largest trade partner of Russia, the trade volume between the two countries always increasing. The emphasis is laid on the development of trade and economic relations in the XIX-XX centuries.
Keywords: cooperation, dialogue, agreement, trade, exports, imports, foreign policy.
Для России Иран во все времена имел большое значение во внешней политике. В XIX веке российско-иранские экономические связи развивались на фоне обострения противоречий между Англией и Францией, их борьбы за новые колонии и торговые пути. Покровский М.Н. пишет, что «английская дипломатия, работая в Персии, пролагала пути туда английскому капиталу - у нее были вполне конкретные экономические задачи» [1, с. 184]. Англия стремилась не допустить Россию к рынкам Среднего Востока, потеснить ее на Кавказе, ослабить торговлю с Ираном, прервать сношения с Индией, закрыть ей путь в открытые моря.
Усиление влияния России в Иране наблюдалось после подписания в октябре 1813 г. в местечке Гулистан мирного договора. По этому договору Иран признал русское подданство над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря. Россия также получила исключительное право иметь флот на Каспии. После подписания Гули-станского мирного договора увеличилась торговля между Ираном и Россией через Астрахань. «За июнь-июль 1816 года только Бергюльский порт принял около 30 судов с иранскими товарами. Судно, прибывшее 13 июля из Энзели, доставило товары купцов Северо-Восточного Ирана (Решта, Казвина, Тебриза и др.), в т. ч. хлопчатобумажные ткани, платки, шелк-сырец, сорочинское пшено, кунжутное семя, фрукты, шали и т. д.» [2, с. 90].
Большую роль в русско-иранской торговле играли такие города, как: Решт, Баку, Тебриз, Гилян, Мазандеран, Астрабад. Так, М. Скибиневский отмечал, что «... и в Решт приезжают купцы не только из всех внутренних персидских городов, но и турецкие из Бассоры, Багдада, Диарбекира и прочих городов; также из Кашемира и из пограничных и индийских городов с разными товарами. Из Решта ежегодно вывозилось на 1,8 млн рублей товаров помимо драгоценных камней и жемчуга» [3, с. 182].
Х.А. Атаев отмечает, что в начале XIX века развивалась торговля с Россией через Мангышлак. Из Бухары и Хивы в Астрахань через Мангышлакскую пристань привозили товары -частично по воде, частично по сухопутной дороге через Гурьев [2, с. 84]. В Гиляне, Астрабаде, Азербайджане были учреждены консульства, и таким образом, торговая деятельность русских подданных находилась под постоянным присмотром официальных представителей России [3, с. 202].
Следующим договором, регулировавшим торгово-экономические отношения между Россией и Ираном, явился Туркманчайский договор, подписанный 10 февраля 1828 года. Согласно данному договору, российским купцам можно было свободно торговать на территории Персидского государства, также персидским подданным предоставлялось право перевозить свои товары в Россию через сухопутную границу и через Каспийское море [4, с. 385].
В первой половине XIX века в России сосуществовали крепостная и вольнонаемная мануфактура, фабричное производство и кустарная промышленность. Развивающаяся промышленность нуждалась в сырье, поэтому Россия старалась монополизировать транзитную торговлю шелком-сырцом [2, с. 82]. Основным шелководческим районом считался Гилян. Производство шелка в Гиляне в 30-е годы достигло 120 тыс.; по английским данным в 1842 г. из Гиляна вывезли в Россию 15 400 татских батманов шелка на 200 туманов, за что заплатили таможенный сбор в 6600 туманов [5, с. 107].
Структуру экспорта в Иран представляли: медь, железо, сталь, металлические изделия, кожа, фарфор, хрусталь, меха, краски, марена, сандал, мука, сахар, чай, зерно. Российские купцы и правительство искали пути расширения русско-иранской торговли. Был создан Московский торговый дом по торговле с Азией. Торговый дом «Баранов, Ремизов, Елизаров и Ко» стал расширять торговые обороты в Астрабаде, установив связи с купцами Шахруда, Бастама и даже Йезда [5, с. 147].
В начале 50-х годов XIX в. из Ирана в Россию ежегодно привозилось бумажных тканей на сумму 1219787, шелковых - 335 943 и шерстяных - 73 786 руб. серебром [3, с. 221]. Первое место в экспорте Ирана в Россию в 60-е годы занимал хлопок-сырец. В 1870 г. его было вывезено из Хорасана на 844 тыс. руб. [2, с. 130].
К началу XX века в Иране обосновалось много европейских торговых фирм и их отделений (английская «Компания торговли Персидского залива», русское «Товарищество промышленности и торговли в Персии и Средней Азии», голландская фирма «Гоц и сын», швейцарская «Циг-лер и Ко» и др.). Свыше 10 % всех внешнеторговых оборотов Ирана приходилось на долю Россию и Англии [6, с. 261]. Если до 1901 г. торговые отношения регулировались статей 3 Особого акта Туркманчайского договора 1828 года, то в 1901 г. Россия заключила с Ираном таможенное соглашение, по которому таможенные пошлины на ввозимые в Иран товары либо совершенно снимались, либо значительно понижались. На все основные статьи русского вывоза были установлены пошлины меньше 5 %: на сахар - 3,4, хлопчатобумажные ткани - 3,7 % [7, с. 31].
После свержения Временного правительства II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, который провозглашал отмену всех неравноправных договоров. 24 ноября 1917 г. было опубликовано обращение Советского правительства ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, в котором говорилось, что «...договор о разделе Персии порван и уничтожен» [8, с. 108]. Советская республика возвратила Ирану все концессии и предприятия, принадлежавшие царской России.
Политическое и экономическое положение Ирана к концу 1920 г. осложнилось. Общий товарооборот внешней торговли Ирана в 1918-1919 годах составил 65 % довоенного уровня, а к 1920-1921 гг. снизился до 57 % [9, с. 21].
Важной вехой в советско-иранских отношениях явилось подписание 26 февраля 1921 г. договора, положившего начало новому этапу в отношениях между двумя странами. Так, ст. 19 предусматривала, что особая комиссия из представителей обеих сторон разработает «особую торговую конвенцию», которая определит «способы организации ввоза товаров и оплату их, равно как порядок взимания и размеры таможенных пошлин, налагаемых Персией на российские товары» [16, с. 74]. Обе стороны на основании ст. 20 предоставили друг другу «право транзита товаров через Персию или через Россию в третьи страны» [10, с. 74]. Ст. 13 договора обязывала иранское правительство не передавать возвращенные Ирану «концессии и имущество во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству и его гражданам, сохраняя все указанные права за собой на благо персидского народа» [11, с. 133]. Таким образом, в данном договоре были закреплены суверенитет и независимость Ирана. Советско-иранский договор 1921 года имел большое значение для взаимоотношений двух стран.
В годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) экономика Ирана приближалась к катастрофе. Значительно сократился экспорт, цены на сельскохозяйственное сырье. В эти трудные для Ирана годы торговля с СССР была единственным положительным фактором во внешнеэкономических отношениях Ирана [8, с. 112]. Как отмечает М. Айдогдыев, за годы действия соглашения можно заметить, что в экспорте в Иран наряду с традиционными товарами широкого потребления имелись строительные материалы, сельскохозяйственные машины, обо-
рудование для строящихся объектов. На иранском рынке все большее распространение получали советские силикаты, металлоизделия, стекло и изделия из него и т. д. [9, с. 82]. Признаки мирового кризиса выразились в Иране прежде всего в накоплении экспортных товаров. Уже в 1929-1930 годах вывоз основных экспортных статей дал значительное сокращение по сравнению с предыдущими годами, что исключительно отрицательно сказывалось и на покупательной способности народных масс. Вывоз товаров за границу, например, уменьшился на 14 % по сравнению с 1928-1929 годами [9, с. 108]. В этот период Германия активно проникала на иранский рынок. В 1929 г. в Иране действовало 16 германских торговых фирм, а в 1931-1932 годах германо-иранский товарооборот достиг около 108 млн кранов [8, с. 110]. Следует отметить, что, с одной стороны, Иран выступал за развитие советско-иранских отношений, с другой - опирался на поддержку Англии и Германии, так как боялся распространения социализма среди иранцев.
К окончанию Второй мировой войны Иран являлся отсталой аграрной страной со слаборазвитой промышленностью и господством полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве [12, с. 8]. В 1950 г. между Ираном и СССР было достигнуто соглашение о возобновлении торговли. В июне 1953 г. состоялся обмен письмами между торговым представителем СССР в Иране и министром национальной экономики Ирана о взаимных советско-иранских поставках на очередные 1953-1954 годы, в этих письмах предусматривается увеличение товарооборота между обеими странами. Газета «Шахбаз» по этому поводу писала, что «если экономические отношения Ирана с Советским государством и демократическими странами Европы будут развиваться данным образом, то основы экономической независимости нашей страны окрепнут, и будет создано одно из главнейших условий упрочнения нашей политической независимости» [8, с. 115].
После объявления принципа «независимая национальная внешняя политика», во внешней политике Ирана произошли изменения. Так, подписание 5 марта 1959 года между Ираном и США двустороннего военного соглашения, участие Ирана в холодной войне против СССР, вхождение в состав блока СЕНТО ухудшили советско-иранские отношения. Однако, несмотря на проамериканский курс внешней политики Ирана, в начале 60-х годов наметились тенденции к улучшению советско-иранских отношений.
Кроме того, благодаря политике СССР, в 60-70 годы в Иране построены десятки промышленных объектов. Так, 13 января 1966 г. было подписано соглашение о строительстве с технической помощью СССР металлургического завода под Исфаганом, машиностроительного завода в Араке и Трансиранского газопровода от южных месторождений нефти и газа до Астары на советско-иранской границе [6, с. 466]. 70-е годы характеризуются подписанием в 1970 г. долгосрочного (на 5 лет) торгового соглашения между СССР и Ираном. С 1965 по 1973 годы торговый оборот между двумя странами возрос в 8 раз. На долю СССР приходилось около 1/4 всего иранского экспорта [6, с. 467]. Таким образом, в советский период торгово-экономические связи успешно развивались.
Следует отметить, что связующим звеном в экономическом сотрудничестве между Россией и Ираном являлся Дагестан. Важное место в хозяйственной жизни Дагестана занимала торговля.
В изучаемый период мы видим развитие торговли на внутренних и внешних рынках страны. В Дербенте население занималось выращиванием марены, шафрана, было развито ковроткачество, производство шелковых тканей, оружия, кожевенное дело. Значительного развития в Дербентском ханстве достигла и металлообработка [23, с. 135]. Помимо Дербента, роль центров торговли как внутри Дагестана, так и с Россией, Закавказьем и Ираном стали выполнять Кизляр, Тарки, Эндирей и Аксай. Как писал Равинский Н.В., «из-за границы горские кумыки и другие народы привозят хлопчатую бумагу. Куньи меха, медь и разные фрукты, кои из Кизляра отправляются по большей части в Астрахань. Притом армяне торгуют в Персию, с Дербентом, с кавказскими народами в городе Тарке и кумыкских деревнях - Индери, Брагуне, Костеке» [14, с. 159].
К примеру, активное участие в транзитной торговле принимало население Казикумухского шамхальства. Казикумухцы ездили в Иран, покупали на иранских рынках шелк, разные изделия
из шелка, продавали в Тереке, Астрахани, Кабарде, Крыму. В обмен они покупали ткани, пушнину, огнестрельное оружие, медь, железо, которые перепродавали как в самом Шамхальстве, так и на рынках Азербайджана, Грузии и Ирана. Персидские купцы приезжали в Дербент, Астрахань, российские города со своим товаром (натуральные краски, серебро, ковровые изделия и т. д.). В Дагестане имели хождение в т. ч. и иранские деньги. Вся купеческая, деловая и дипломатическая переписка Дербента до середины XIX века велась преимущественно на персидском языке [15].
Судя по документам, хранящимся в ЦГА РД в фонде «Кизлярский комендант», персидские поселенцы вели активную торговлю, имели лавки, магазины, придерживались своих традиций, проводили «шахсей-вахсей» - театрализованные мистерии по поводу смерти детей Али - Хо-сейна и Хасана, отмечали новруз и другие иранские праздники [16]. Архивные источники предоставляют интересный материал о сфере деятельности иранцев в Дагестане. Некоторые из них занимались традиционным для своей страны садоводством и огородничеством. Е.И. Козубский отмечает: «В Шуре живущие персидские подданные, арендуя землю, трудолюбием и знанием достигли хороших результатов [17, с. 58]. Среди иранцев можно было встретить чернорабочих, пекарей, башмачников, шапочников, часовых дел мастеров, торговцев, купцов разных гильдий, мулл, кадиев, преподавателей [18]. Персы владели земельными наделами в Кафыр-Кумухе, Кумторкале, Чирюрте, Тарки, Дженгутае [19], имели заводы, фабрики. Так, к примеру, кирпичные заводы в Порт-Петровске [20], мыловаренный и кирпичный заводы в Темир-хан-Шуре [21] принадлежали иранцам, табачная фабрика «Дагестан» принадлежала Хаджи Алескеру Мамедо-ву, владельцем кондитерской фабрики торгово-промышленного товарищества «Фирузе» был персидский поданный Ага Аджибеков, мыловаренный завод в Порт-Петровске принадлежал Исмаил-беку Аджибекову, кирпичный завод - Джафар-Мухаммаду Хасан-оглы. В Темир-хан-Шуре держал хлебопекарню, вел обширную торговлю бакалейными и галантерейными товарами персидский подданный Ибрагим Асадов» [22].
Сегодня нет сомнения в том, что экономическое сотрудничество России и Ирана является перспективным и имеет тенденцию к росту. Иран был и остается крупным торгово-экономическим партнером России, объем торговли с которым постоянно растет. История российско-иранских экономических отношений показывает, что основной задачей наших стран является сохранение и поддержание положительного процесса двусторонних отношений, придание им устойчивого характера, так как накоплен ценный опыт совместной работы в многосторонней дипломатии и торгово-экономических отношениях.
Литература
1. ПокровскийМ.Н. Дипломатия и войны царской Росси в XIX столетии. - М., 1923.
2. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVШ-XIX вв. - М., 1991.
3. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII - 1-й пол. XIX в. - Саранск, 1977.
4. Сборник действующих трактатов конвенций и соглашений. - СПб., 1902. - Т. 1.
5. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века. - М., 1983.
6. Иванов М.С. История Ирана.
7. Атаев Х.А. Политическое и торгово-экономическое отношение Северо-Восточного Ирана и России в начале ХХ века (1900-1917 гг.). - Ашхабад, 1989.
8. КоробейниковИ.И. Иран: экономика и внешняя торговля. - М., 1954.
9. Айдогдыев М. Установление и развитие советско-иранских торговых связей (19171937 гг.). - Ашхабад, 1986.
10. Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921). - М., 1960.
11. История вешней политики СССР (1917-1945 гг.). - М., 1980. - Т. 1.
12. Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока (1946-1978 гг.). - М., 1989.
13. Магомедов Н.А. Дербентское ханство в русско-иранских и русско-турецких взаимоотношениях во второй половине XVIII-XIX в. - Махачкала, 2001.
14. Иноземцева Е.И. Дагестан и Россия в XVIII - первой половине XIХ в. - Махачкала, 2001.
15. Часть торговых писем на персидском языке, относящихся к XVШ-XIX вв., хранится в ЦГА РД. Ф. 379. «Кизлярский комендат». Оп. 1; Оп. 2. Ф. 339.
16. ЦГА РД. Ф. 379. Оп. 4. Ед. хр. № 346.
17. Дагестанский сборник. - Темир-Хан-Шура, 1904. Вып. II.
18. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 20. Посемейный список г. Порт-Петровск. Д. 23. Посемейный список жителей г. Дербент. 1886. - Ч. II.
19. Там же. Ф.21. Оп. 4. Д. 101. Список первой группы землевладельцев, не принадлежащих к туземному населению Темир-хан-Шуринского округа.
20. Там же. Ф. 21. Оп. 4. Д. 100. Список имевшихся в г. Порт-Петровске контор, агентур, пароходств, торгово-промышленных предприятий и учреждений.
21. Там же. Ф. 2. Оп. 2. Д. 183. Сведения о фабриках и заводах в Дагестанской области в Темир-Хан-Шуре. 1902.
22. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 5. Д. 33. Канцелярия военного губернатора Темир-Хан-Шуры.
Поступила в редакцию 17 января 2012 г.