Итак, в древнерусских двознаменниках помета зела могла выступать в двух функциях - обозначения одинаковых музыкальных фрагментов, как происходит в списках «Ключа разумения», а также корректорского сигнала для внесения поправок, как свидетельствуют Праздники ТСЛ 450.
Список литературы / References
1. Гусейнова З.М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века». - СПб., 1995. - 217 с.
2. «Книга инока Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника - В.Ю. Григорьевой. -М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 476 с.
3. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование / Общая редакция Н. Серегиной и А. Крюкова. - Л.: Музыка, 1984. - 304 с.
4. Григорьева В.Ю. К вопросу об атрибуции киноварных помет в певческих рукописях XVII века // Современные проблемы археографии. Вып. 2. Сб. ст. /Сост. М.В. Корогодина. - СПб.: БАН, 2016. - С. 131-150.
5. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А. В. Пигин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. -605 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Guseinova Z.M. «Izveschenie» Aleksandra Mezentsa i teorija muziki XVII veka» ["Izveschenie" of Alexander Mezenets and the theory of music of the 17th century] / Z.M. Guseinova. - St-Petersburg, 1995. - 217 p. [in Russian]
2. «Kniga inoka Lovzunskago, ego znaveni i pometi». Pevcheskie Prazdniki XVII veka. Publikatsia I issledovanie pamjatnika - V.Y. Grigorjevoy ["The book of monk Lovzunsky, his signs and notes". Chant holidays of the 17th century. Publication and study of the historical record -V.Y. Grigorieva]. - М.: Izdatelstvo Moskovskoy Patriarhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2014. - 476 p. [in Russian]
3. Brazhnikov M.V. Litsa i fiti znamennogo raspeva: Issledovanie [Litsa and thetes of znamenny chant: Researching] / Obschaja redaktsia N.Sereginoy i А. Ю-jukova [General editorship - N. Seriogina and A. Kriukov]. - L.: Мuzika, 1984. - 304 p. [in Russian]
4. Grigorieva V.Y. К voprosu ob atributsii kinovarnih pomet v pevcheskih rukopisjah XVII veka [On question of cinnabar notes attribution in the 17th century chant manuscripts] // Sovremennie problemi arheografii. V. 2. Sb. St. / Sost. M.V. Korogodina [Contemporary problems of archeography. Ed.2. Collection of articles /Comp. M.V. Korogodina].- St-Petersburg, BAN, 2016. - P. 131-150. [in Russian]
5. Pamjatniki knizhnoi starini Russkogo Severa: kollektsii rukopisey XV-XX vekov v gosudarstvennih hranilischah Respubliki Karelia [Book antiquities of the Russian North: collection of manuscripts of the 15th-20th centuries of the state repository of Karelia republic] / Sost., otv. red. i avtor predisl. A.V.Pigin [Compiler, chief editor and author of introduction A.V. Pigin]. - St-Petersburg: Dmitry Bulanin, 2010. - 605 p. [in Russian]
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTORY
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.033 Лобов А.В.
ORCID: 0000-0002-7276-171X, Аспирант, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1861-1917)
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов, связанных с историей подделок денежных знаков и финансовых инструментов в пореформенной Российской империи. Особое внимание уделяется анализу и систематизации способов изготовления фальшивых монет, кредитных билетов и ценных бумаг, истории развития их технологии и методов, примененных для распознавания недействительных денежных средств. В исследование также включены малоизученные источники фондов Рязанского окружного суда (Ф. 640) и Прокурора Рязанского окружного суда за 1866-1918 гг. (Ф. 641) Государственного архива Рязанской области (ГАРО), посвященных фальшивомонетчеству.
Ключевые слова: поддельная монета, кредитный билет, купон билета казначейства, денежный знак, финансовый инструмент.
Lobov A.V.
ORCID: 0000-0002-7276-171X, Postgraduate student, Ryazan State University named for S.A. Yesenin ON THE ISSUE OF FAKE MONEY HISTORY AND FINANCIAL TOOLS IN THE RUSSIAN EMPIRE
(1861-1917)
Abstract
The article is dedicated to the study of issues related to the history of banknotes falsification and financial tools in the post-reform Russian Empire. Particular attention is paid to the analysis and systematisation of counterfeit coins production methods, as well as banknotes and stocks. The paper examines the history of the technology development and methods used to recognise fake banknotes. The study also includes poorly researched sources of the Ryazan District Court funds (F. 640) and the Prosecutor of the Ryazan District Court during 1866-1918 (F. 641) of the State Archives of the Ryazan Region (SARR), related to counterfeiting.
Keywords: fake coin, banknote, treasury ticket coupon, monetary symbol, financial tool.
Подделка денежных знаков и финансовых инструментов, наносящих ущерб финансовому благосостоянию государства, является актуальной проблемой для научных исследований, начиная с дореволюционной историографии. Огромный интерес к историческому аспекту данного вопроса наблюдается и сегодня среди специалистов по бонистике и по истории денежного обращения.
По общепринятой терминологии фальшивомонетчество - преступление, заключающееся в изготовлении или сбыте поддельных металлических монет, денежных знаков или ценных бумаг под видом полноценных [1]. Многие исследователи сходятся во мнении, что качественно новый скачок в своем развитии явление получило в последние 70 лет существования Российской империи, о чем свидетельствует обширное уголовное делопроизводство по фальшивомонетчикам и огромное количество сохранившихся экземпляров подделок этого периода. Среди публикаций, посвященных вопросам технических особенностей изготовления фальшивых денежных знаков и финансовых инструментов, следует отметить работы Алямкина А.В., Баранова А.Г. [2], Андрианова Я.В. [3], Страхова В.В. [4], Узденикова В.В. [5]
Поскольку целью исследования является анализ и систематизация способов изготовления фальшивок, выделим основные предметы подделки: металлические монеты, бумажные банкноты (кредитные билеты), ценные бумаги (Государственные казначейские билеты и купоны).
Широкое хождение в денежном обращении дореволюционной России имела медная монета, которая становилась предметом подделки чаще всего в провинции среди фальшивомонетчиков - одиночек, имевших своей целью удовлетворение мелких бытовых потребностей. Поскольку масса действительных медных монет, отчеканенных до середины XIX века, почти всегда разнилась даже внутри одной партии, крайне затруднительным являлось выявление подделок по весовому параметру.
Такое сопоставление стало возможным, благодаря внедрению более строгого весового контроля со второй половины XIX века. Законодательно, нормативное значение диаметра и толщины монеты было установлено лишь в декабре 1885 года [5, С. 160].
Особо следует отметить такой вид разменной металлической монеты как биллон - сплав серебра и меди с преобладанием последней (низкопробное серебро), номинальная стоимость которого не превышала стоимость содержащегося в монете металла и расходы на чеканку. Биллонная монета выступала лишь как средство обращения и средство платежа [6, C. 37].
Чеканка биллоназаконодательноограничиваласьЗ рублями на душу населения (по Монетному уставу 1899 г.), однако его реальное количество было гораздо ниже допускаемой нормы [7, С. 128].
Фальшивомонетчики, обладавшие определенными техническими навыками, отливали поддельные биллоны из сплавов меди и сурьмы, используя в качестве модели подлинные монеты.
В 1910 году в Рязанской губернии допрошенные приставом Скопинского уезда Смирновым, родственники крестьянина Ивана Осина, изложили примененный им способ изготовления фальшивых монет. С их слов для чеканки необходимы «две дощечки с углублениями, в которых помещается размоченный мел и сглаживается стеклом, дощечки складываются вместе с настоящей монетой внутри, затем мел застывает, монета удаляется и образовавшаяся формочка заливается расплавленным белым металлом» [8, С. 5].
Серебряный рубль, имевший хождение с 1704 года, в 1840 году в результате денежной реформы Е.Ф. Канкрина был принят как основная денежная единица России вплоть до преобразований министра финансов С.Ю. Витте в 1897 году. Политика серебряного монометаллизма была эффективной до лета 1893 года, когда стоимость серебра упала ниже его номинальной цены и серебряная монета перестала отличаться от разменной [9, С. 194-195].
Весьма любопытным фактом является распространение в конце XIX - начале XX вв. такого вида преступной деятельности как преднамеренная порча серебряных монет, когда мошенники выбивали из них серебро и оставляли отверстие. Закон в России тогда разрешал использование серебряных монет с небольшими повреждениями. В результате, повальное распространение испорченных денежных знаков заставило правительство исключить такие экземпляры из оборота. После принятых государством мер, фальшивомонетчики освоили новую технологию: заполнение пустоты в монетах оловом или свинцом. При этом, как правило, без тщательного осмотра такие подделки отличить от оригинала было крайне затруднительно.
С введением в конце XIX века золотого монометаллизма, серебряные и медные монеты стали вспомогательным платежным средством. Таким утверждением новой редакции монетного устава 7 июня 1899 г., стала новая государственная денежная единица - рубль стал содержать 17,424 доли чистого золота [10, C. 665-671]. Обмен денег на золото был прекращён с началом Великой (Первой мировой) войны в 1914 году.
Одним из распространенных методов фальшивомонетчиков в этот период было обрезывание — «искусственное злонамеренное уменьшение веса монет различными механическими способами. Чаще всего это было срезание края монеты ножницами, но могло применяться также опиливание и сверление с последующим заполнением образовавшегося отверстия недрагоценным металлом» [11].
В целях предотвращения опиливания или обрезывания монет из драгоценных металлов, а также для затруднения литья новых фальшивок подвергались гурчению — получению специального оформления боковой поверхности (гурта).
Помимо способа, предполагающего литье в формы, изготовленные с помощью действительных монет, фальшивомонетчики могли чеканить фальшивки поддельными или настоящими штемпелями.
Золотые монеты, изготовленные этим методом, могли полностью соответствовать аналогичным подлинникам, а смысл их изготовления заключался в менее рискованном сбыте нелегального золота, переплавленного в денежные знаки.
Бумажные деньги стали предметом подделки практически с момента их появления в 1769 году. Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ) с 1819 года являлась государственным учреждением, отвечающим за
выпуск банкнот, а также контроль и систематизацию различных видов подделок. Подробно остановимся на технологии изготовления фальшивых кредитных билетов, применяемой мошенниками во второй половине XIX - XX вв. Исходя из особенностей производства поддельных бумажных билетов, выделим основные способы.
Рисование являлось наиболее простым способом с точки зрения его технологичности, но могло быть использовано только лицами, имеющими определенные художественные навыки. В 1907 году к приставу Спасского уезда Рязанской губернии обратился псаломщик местной церкви Семен Голубев, заявив, что его малолетний сын Иван изготовляет путем рисования государственные билеты и в подтверждение предоставил образцы пяти, десяти и двадцати пяти - рублевого достоинства. В ходе следствия Иван объяснил, что «рисовал билеты, открыто и не из корыстных целей, а из любопытства, упражнялся в рисовании и в обращение не пускал» [12, С. 19]. Однако вскоре обнаружилось, что Иван пытался сбыть нарисованные билеты среди односельчан, но большинство из них замечало обман и возвращало поддельные денежные знаки [Там же, С. 20].
Другим способом, не требовавшим наличия типографского оборудования, являлся анастатический, представлявший собой двукратное копирование, предполагавшее размягчение краски действительной бумажной купюры и получение с нее оттиска на бумаге.
Особенно отметим типографический способ, получивший распространение в 90-х годах XIX века. В отличие от рисования и двукратного копирования, этот способ выделялся своей трудоемкостью и высокой технологичностью. Фальшивомонетчики применяли цветные копировальные машины с двухсторонней печатью, что гарантировало хорошее качество и возможность неограниченного производства билетов. Такой вид подделки мог выявить только специалист. Именно с этого момента в стране началось массовое изготовление копий денежных купюр. По статистике 90% обнаруженных и изъятых фальшивых купюр были изготовлены данным способом [13, С.412].
С 60-х гг. XIX века царское правительство принимало активные меры по защите денежных знаков, дизайн купюр менялся почти каждые 10 лет. Помимо этого, применялась дорогостоящая металлографская печать. Однако, несмотря на нововведения, вскоре в обращении появлялись фальшивки такого высокого качества изготовления, что, к примеру, привело к прекращению тиражирования билетов достоинством в 50 руб. образца 1866 г.
Среди крупного объема подделок достоинством в 25 руб. и 50 руб., поступавших в финансовые каналы, не всегда билеты имели высокое качество и могли содержать ошибки. Так, на некоторых экземплярах было напечатано «государственная» вместо «государственная» или «холячей» вместо «ходячей» [14, С. 153]. Такого рода опечатки могли быть результатом малограмотности или невнимательности изготовителей. Характерно также, что после изъятия правительством из обращения всех 25 - и 50 - рублевых билетов, выяснилось, что в финансовых каналах циркулировало приблизительно 70 млн руб. фальшивых банкнот.
С появлением «орловской печати»российские кредитные билеты стали считаться высоконадежными и защищенными от попыток их копирования кустарными способами, особенно купюры в 50, 100 и 500 руб. В связи с этим, фальшивомонетчики сконцентрировались на изготовлении билетов меньшего номинала. Однако из-за невозможности сымитировать новую печать, подделки достаточно быстро обнаруживались и изымались из обращения [2, С. 26-31].
Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные способы подделки бумажных билетов в той же степени могли быть применимы и к имевшим хождение с 1831 года Государственным казначейским билетам. В 1860 году начался выпуск билетов с напечатанными вокруг купонами, которые при уплате процентов отрезались казначеями. С 1863 года выплаты процентов стали производить по предъявлению купонов от билетов. С этого периода начинается распространение фальшивых купонов от билетов Государственного казначейства, в частности, номиналом 1,5 рубля. В большинстве случаев сбываемые подделки быстро выявлялись, поскольку производись на бумаге плохого качества, и отпечатывались штампом с одним и тем же серийным номером. Так 10 ноября 1907 года в уездном городе Михайлове Рязанской губернии по горячим следам был задержан мещанин Нижнего Новгорода Ф.Н. Александров за сбыт трех фальшивых купонов за номером CDXIII № 139284, которыми он расплатился в торговой лавке, аптеке и булочной [15].
Аналогичный случай произошел и в Егорьевском уезде, где крестьянка М.П. Баранова и мещанин А.З. Житинский оплатили товары крестьянина Н.В. Гусарова купонами в 1,5 рубля, но он их вернул, так как купоны значились за одним серийным номером CDXIII № 435021. В ходе последовавших следственных мероприятий, экспертиза установила, что «означенные купоны фальшивы, подделаны на простой бумаге механическими средствами. Подделка этого рода считается весьма грубой и легко распознаваемой не только лицами хорошо осведомленными, но и всеми, кому приходится иметь дело с купонами от билетов государственного казначейства» [16].
Попутно отметим, что помимо единичных случаев сбыта поддельных купонов известны случаи и массового производства подделок в 1,5 рубля организованными преступными группами на территории нескольких соседних губерний [17].
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что помимо государственных кредитных билетов и купонов от казначейских билетов, среди бумажных денежных знаков подделке в годы Первой мировой войны подверглись денежные марки, выпускавшиеся в 1915-1917 гг. в качестве разменного денежного средства в связи с острым дефицитом материалов для чеканки монеты [18].
Согласно данным, полученным в результате исследования источников фондов Рязанского окружного суда (Ф. 640) и Прокурора Рязанского окружного суда (Ф. 641) Государственного архива Рязанской области, посвященных подделке денежных знаков и финансовых инструментов, из выборки, включающей 50 дел, было выявлено следующее соотношение. За период с 1866 по 1917 гг. в Рязанской губернии 62% уголовных дел было возбуждено по факту подделки или сбыта монет, 30% - кредитных билетов, 6% и 2% купонов от казначейских билетов и денежных марок, соответственно (рис. 1).
Рис. 1 - Соотношение уголовных дел по различным типам поддельных денежных знаков в Рязанской губернии
с 1866 по 1917 гг.
Среди различных типов металлических монет, имевших хождение в указанный период, подделке чаще всего подвергались серебряные и медные, фальшивые золотые рубли встречались лишь в 10% дел, посвященным выделке и сбыту монет (рис. 2).
Рис. 2 - Соотношение уголовных дел по поддельным монетам в Рязанской губернии с 1866 по 1917 гг.
Показательным моментом также является и то, что самый популярный среди фальшивомонетчиков номиналом бумажных кредитных билетов в Рязанской губернии являлся образец в 25 руб., за ним следовала банкнота в 10р. (рис. 3).
Рис. 3 - Соотношение уголовных дел по кредитным билетам различной номинальной стоимости в Рязанской
губернии с 1866 по 1917 гг.
Исходя из вышеизложенного материала, выделим основные моменты, связанные с особенностями подделки денежных знаков и финансовых инструментов в Российской империи второй половины XIX - начале XX вв. Следует признать тот факт, что практически все без исключения виды денежных средств и ценных бумаг становились предметом фальсифицирования, включая металлические монеты, бумажные кредитные билеты, купоны от билетов Государственного казначейства и деньги - марки.
Медные, серебряные и золотые монеты подвергались копированию путем литья или чеканки, также порче путем обрезывания, спиливания и высверливания с последующей заменой удаленных частиц драгоценных металлов (золота или серебра) недрагоценными.
Бумажные деньги (кредитные билеты, купоны билетов казначейства и марки - деньги) подвергались подделке путем рисования или создания оттиска с оригинала, однако самым качественным и распространенным являлся типографический способ. В зависимости от технологии и методов производства встречались фальшивки различного качества, от содержащих ошибки и неточности в изображении и надписях и до высокотехнологичных, распознаваемых исключительно специалистами. Широкий интерес исследователей к истории фальшивомонетчества, в свою очередь, свидетельствует о высокой степени актуальности изучения вопросов, связанных с методами и технологиями изготовления фальшивок.
Список литературы / References
1. Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс], 2005. - URL: http://enc-dic.com/ecolaw/Falshivomonetnichestvo-7313.
2. Алямкин А.В., Баранов А.Г. Фальшивомонетничество «а ля рюс»._Кто и как подделывал бумажные денежные знаки в Российской Империи // Банкноты стран мира. - 2006. - № 1. - С. 26-31.
3.Адрианов Я.В. "Фальшивые монеты трех последних столетий в жизни и нумизматике. Российская империя, РСФСР, СССР, РФ" 2016, С.177.
4.Страхов В.В., Толмачев Ю.О. Фальшивомонетчество // Рязанская банковская энциклопедия к 150-летию Банка России. Рязань, 2010. С. 254-255.
5. УздениковВ.В. "Монеты России XVIII - начала XX века. Очерки по нумизматике", 2004, С. 160.
6. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. - Ухта: УГТУ,2002. С. 37.
7. Финансовая энциклопедия, второе издание, под общей редакцией Г.Я. Сокольникова, Д.П. Боголепова, А.И. Буковецкого и др. - М.: 1927. С. 128.
8. ГАРО. Ф.640.0п.54. Д. 83. С. 5.
9. Дмитриев-Мамонов В.А., Евлзин З. Деньги. Пг.: 1915. С. 194-195.
10. Устав Монетный (Закон 17120) // Полное собрание законов Российской империи, третье собрание (1881-1913), т. XIX (1899), ч. 1, С. 665-671.
11. Словарь нумизмата: Пер. с нем. / Х. Фенглер, Г. Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] - М.: Радио и связь, 1993. - URL: http:// www.numizm.ru/html/o/obrez3vanie.
12. ГАРО Ф.641. Оп.1. Д. 3042. С. 19-20.
13. Углева Е.Ю. Способы подделки и защиты бумажных денежных знаков: история и современность // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, №1 (14), С.412.
14. Шаповалов В.А. исторические аспекты фальшивомонетчества в России // социально-экономические явления и процессы, №1,2010, С. 153.
15. ГАРО. Ф. 641. Оп. 1. Д. 3040.
16. ГАРО. Ф. 641. Оп. 1. Д. 3039.
17. ГАРО. Ф. 641. Оп. 1. Д. 1845.
18. ГАРО. Ф. 641. Оп. 1. Д. 6979.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Jenciklopedicheskij slovar' ekonomiki i prava [Encyclopedic dictionary of economy and law] [Electronic resource], 2005. - URL: http://enc-dic.com/ecolaw/Falshivomonetnichestvo-7313. [in Russian]
2. Aljamkin A.V., Baranov A.G. Fal'shivomonetnichestvo «a lja rjus». Kto i kak poddelyval bumazhnye denezhnye znaki v Rossijskoj Imperii [Counterfeiting "A la rus". Who and how did counterfeit money in Russian Empire] // Banknoty stran mira [Banknotes of world countries.]. - 2006. - № 1. - P. 26-31. [in Russian]
3.Adrianov Y.V. "Fal'shivye monety treh poslednih stoletij v zhizni i numizmatike. Rossijskaja imperija, RSFSR, SSSR, RF" [Counterfeited coins of the last three centuries in life and numismatics. Russian Empire, RSFSR, USSR, RF]. 2016, P.177. [in Russian]
4.Strahov V.V., Tolmachev Ju.O. Fal'shivomonetchestvo [Counterfeiting] // Rjazanskaja bankovskaja jenciklopedija k 150-letiju Banka Rossii [Ryazan bank encyclopedia for 150 anniversary of Russian bank]. Rjazan', 2010. P. 254-255. [in Russian]
5. UzdenikovV.V. "Monety Rossii XVIII - nachala XX veka. Ocherki po numizmatike" [Coins of Russia in XVIII - the beginning of XX centuries. Numismatic studies], 2004, P. 160. [in Russian]
6. Gacalov M.M. Sovremennyj jekonomicheskij slovar'-spravochnik. [Modern economic dictionary - handbook] - Uhta: UGTU,2002. P. 37. [in Russian]
7. Finansovaja jenciklopedija [Financial encyclopedia] 2nd edition, edited by G.Ja. Sokol'nikova, D.P. Bogolepova, A.I. Bukoveckogo and others - M.: 1927. P. 128. [in Russian]
8. GARO. F.640.Op. 54. D. 83. P. 5. [in Russian]
9. Dmitriev-Mamonov V.A., Evlzin Z. Den'gi. [Money] Pg.: 1915. P. 194-195. [in Russian]
10. Ustav Monetnyj (Zakon 17120) [Monetary regulations (Act 17120)]: official text // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, tret'e sobranie [Complete Collection of Laws of the Russian Empire] (1881-1913), v. XIX (1899), ch. 1, P. 665-671. [in Russian]
11. Slovar' numizmata: Per. s nem. / H.Fengler, G.Girou, V.Unger / 2-e izd., pererab. i dop. [Numismatic references: translated from German, 2nd edition] [Electronic resource] - M.: Radio i svjaz', 1993. - URL: http:// www.numizm.ru/html/o/obrez3vanie. [in Russian]
12. GARO F.641. Op.1. D. 3042. P. 19-20. [in Russian]
13. Ugleva E.J. Sposoby poddelki i zashhity bumazhnyh denezhnyh znakov: istorija i sovremennost' [Ways of counterfeit and protection of banknotes: the history and the present period] // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii [Legal science and practice: the bulletin of Russian MVD Nizhny Novgorod Academy], 2011, №1 (14), P.412. [in Russian]
14. Shapovalov V.A. istoricheskie aspekty fal'shivomonetchestva v Rossii [Historic aspects of coinage offence in Russia] // social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socio-economic events and processes], №1, 2010, P. 153. [in Russian]
15. GARO. F. 641. Op. 1. D. 3040. [in Russian]
16. GARO. F. 641. Op. 1. D. 3039. [in Russian]
17. GARO. F. 641. Op. 1. D. 1845. [in Russian]
18. GARO. F. 641. Op. 1. D. 6979. [in Russian]
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.012 Коваль С.В.
ORCID: 0000-0002-2313-4613, Соискатель учёной степени кандидата культурологии, Специалист культурно-просветительского отдела Музея истории города Хабаровска ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ Г. ХАБАРОВСКА)
Аннотация
В статье ставится задача выявление эффективной формы трансляции культурного опыта для музея истории города, находящегося в системе региональной культуры Дальнего Востока России. Аналитическое рассмотрение и поиск оптимальной музейной формы, передающей духовные и материальные ценности - является поводом нашего исследования. Сегодня продукт музея становится экономическим предложением на рынке культурно-образовательных услуг, подвергая переосмыслению традиционные «три кита» музея (теория документирования, теория тезаврирования, теория коммуникации) переориентированные на запросы современного общества.
Ключевые слова: форма трансляции в музее, музеи истории города, художественно-краеведческая музейная экскурсия-услуга.
Koval S.V.
ORCID: 0000-0002-2313-4613, Applicant for a Degree of PhD in Culture Studies, Specialist of Cultural and Educational Department Of the Museum of Khabarovsk History MUSEUM CULTURAL EXPERIENCE TRANSMISSION IN THE SYSTEM OF CULTURE (EXEMPLIFIED
BY THE MUSEUM OF KHABAROVSK HISTORY)
Abstract
The aim of the article is to identify an effective form of cultural experience transmission for a museum of the city history in the regional culture system of the Russian Far East. Analytical study and search for the most effective form of transmitting spiritual and material values is the main reason for our research. Today, the museum becomes an economic offer on the market of cultural and educational services, which leads to the rethinking of traditional "three whales" the museum stands on (document theory, theory of thesaurus, theory of communication) in modern society.
Keywords: form of transmission in the museum, museums of city history, artistic and local history excursion in a museum as a service.
Задачей данной статьи является выявление эффективной формы трансляции культурного опыта для музея истории города, находящегося в системе региональной культуры Дальнего Востока России. Аналитическое рассмотрение и поиск оптимальной музейной формы транслирующей культурное наследие как материальное, так и нематериальное - является поводом нашего исследования. Трансляцию или передачу информации от музея обществу рассматривает теория музейной коммуникации, просветительская деятельность которой, прежде всего, связана с созданием научной экспозиции. Очевидно, что музейные артефакты, документирующие историю определённого места, не могут сами себя транслировать и передаваться в поколениях. Этим занимаются специалисты, которые непосредственно работают с посетителями, создавая музейный продукт-услугу для населения и приезжающих туристов.
В современном мире происходит трансформация общественных взглядов на музей и культурное наследие. Рыночная экономика и новые современные виртуальные технологии существенно повлияли на просветительскую, культурно-образовательную, педагогическую деятельности музея, что стало задавать отечественным музеям новую логику существования и развития не только в социокультурном, но и в экономическом пространстве. Сегодня продукт музея становится экономическим предложением на рынке культурно-образовательных услуг, подвергая переосмыслению традиционные «три кита» музея (теория документирования, теория тезаврирования, теория коммуникации) переориентированные на запросы современного общества.
В статье «Бренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея» предлагается современная эффективная технология бренда для музейной сферы «продвижения» культурных услуг, в которой: «перенос