Научная статья на тему 'К вопросу об истории эволюции женского профессионального образования в России (конец xix - начало ХХ В. )'

К вопросу об истории эволюции женского профессионального образования в России (конец xix - начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косетченкова Е.А.

Исторический опыт показывает, что политика в отношении жизни и образования женщин была подвержена влиянию таких фундаментальных факторов, как экономические интересы различных классов и социальных слоев, тип политического режима. Не в меньшей степени она была обусловлена господствующей системой ценностей и воззрений на место и роль женщины в обществе. В статье рассматриваются исторические и социокультурные предпосылки эволюции и становления женского профессионального образования в России в конце XIX начале ХХ века [Сойников 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории эволюции женского профессионального образования в России (конец xix - начало ХХ В. )»

УДК 94 (47)

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

(конец XIX - начало ХХ в.)

© 2016 Е. А. Косетченкова

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России e-mail: kosetchenko@mail.ru

Курский государственный университет

Исторический опыт показывает, что политика в отношении жизни и образования женщин была подвержена влиянию таких фундаментальных факторов, как экономические интересы различных классов и социальных слоев, тип политического режима. Не в меньшей степени она была обусловлена господствующей системой ценностей и воззрений на место и роль женщины в обществе. В статье рассматриваются исторические и социокультурные предпосылки эволюции и становления женского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века [Сойников 2016].

Ключевые слова: женское профессиональное образование, женское движение, «женский вопрос», исторические предпосылки формирования женской школы.

Идеологическая концепция взаимоотношения женщин и общества являлась интеллектуальным орудием оправдания существующего социального порядка. В этом заключается её прагматическая функция. Ориентируя свою деятельность посредством идеологии, властные структуры обращались к историческим традициям и образу жизни поколений, стремясь опереться на всеобщие нравственные, религиозные и другие причины [Хасбулатова 2003: 991].

Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, её родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое-то подобие души.

Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности её как члена общества, как объекта интимных отношений [Косетченкова 2009: 79].

Глядя на современную женщину, трудно представить себе, что когда-то существовало такое к ней отношение. Для того чтобы завоевать себе сегодняшнее положение, женщинам пришлось пройти трудный и тернистый путь борьбы за свои права.

В конце XIX - начале ХХ в. проблемы раскрепощения женщин, уравнивания их в правах с мужчинами, вовлечения в общественно-политическую жизнь занимали умы все большего числа педагогов, ученых, писателей, государственных деятелей. Все настойчивее звучали мысли о том, что малосоциальная мать может воспитать только раба, что признание за женщинами избирательного права обусловлено интересами

государства, общества и культуры.

Сложившаяся атмосфера свободомыслия, захватившая значительные слои женщин и девушек во второй половине XIX в., оказывала значительное влияние на становление их самосознания.

Во-первых, изменение экономических условий открыло перед женщинами возможность выбора жизненного пути, трудоустройства по новым профессиям. Освобождение крестьян, изменившее коренным образом экономические и социальные отношения России, привело значительную часть населения к необходимости изыскивать себе средства к существованию. На рынке труда появился незнакомый дотоле тип женщины, ищущей, подобно своему собрату мужчине, работы, обеспечивающей ей хлеб насущный. А вместе с ним пришло требование свободы образования [Косетченкова 2011: 227].

Во-вторых, новые социально-экономические условия в значительной степени способствовали формированию и распространению в начале 60-х гг. демократических идей о равноправии полов.

В-третьих, во второй половине XIX в. российские женщины имели возможность познакомиться с трудами западноевропейских исследователей о равноправии полов, свободе, гуманизме, новых семейных отношениях. Вместо романов девушки зачитывались работами Д.С. Милля, автобиографией Ж. Санд, произведениями Л.А. Фейербаха, Р. Оуэна, А. Сен-Симона. Так, в кругах просвещенной интеллигенции была популярна книга Джона Стюарта Милля «Подчиненность женщины», который считал принцип подчинения женщины мужчине сильнейшим тормозом социального прогресса и выступал за полное равенство полов [Милль 1869]. Милль счёл необходимым обратиться с письмом к «дамам, организаторшам высшего образования в С.-Петербурге», в котором говорилось: «...я узнал с чувством удовольствия, смешанного и с удивлением и почтением, что в России нашлись просвещенные и мужественные женщины, решившиеся ходатайствовать, для своего пола, об участии его в разнообразных отраслях высшего образования. Это именно то, чего требуют с постоянно возрастающей настойчивостью, но до сих пор всё ещё не достигают все просвещённейшие люди других стран Европы. Благодаря вам, милостивые государыни, Россия может быть скоро опередит их; это доказало бы, что нации сравнительно новейшей цивилизации воспринимают иногда ранее прежних великие идеи усовершенствования».

В-четвертых, росту самосознания женщин способствовала обстановка гласности, сложившаяся во второй половине XIX в. в ходе социальных и экономических реформ.

Подчиненное положение во всех сферах жизни общества, отсутствие условий для самовыражения вызывали неудовлетворенность среди демократически настроенных слоев образованных женщин. В труде, посвященном истории женского движения, его лидер А.Н. Шабанова писала: «Выступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своем бесправии, в пониженной оценке своего труда, выросшая за последние годы, русская женщина не могла не направить своих сил на борьбу с этими условиями и на отстаивание человеческих прав» [Шабанова 1912: 14]. Женское движение в пореформенной России представляло собой совокупность многочисленных, разнообразных по направлениям и формам работы обществ, союзов, клубов, организаций, которые действовали в период 1859-1917 гг., ставили целью повышение статуса женщин в обществе, защиту их прав и интересов.

В сфере образования начиная с 60-х гг. XIX в. женские организации выступали с многообразными инициативами по просвещению масс. Среди популярных форм выделялись бесплатные воскресные, вечерние и другие типы школ для детей и взрослых. Первые бесплатные воскресные женские школы открылись в 1859 г. в Киеве, Петербурге и Перми. В них с энтузиазмом трудились представительницы

демократической интеллигенции, разночинных слоев, исповедовавшие идеологию «новых людей».

В числе самых первых была открыта в Петербурге в марте 1859 г. женская воскресная школа М.С. Шпилевской (впоследствии писательница и видная общественная деятельница) [Бланк 1960: 12]. Затем открылись Таврическая, Василеостровская мужская школа и другие. В Сампсониевской, Введенской и некоторых других школах велась революционная пропаганда. По этой причине в 1862 г. все воскресные школы вскоре были закрыты властями. Ряд преподавателей и учащихся были арестованы и осуждены по «делу воскресников». «Кончились воскресные школы, - писал один из крупнейших деятелей русской демократической культуры В. Стасов, -но не погибла их чудная благотворная деятельность... они сошли со сцены, но уже успев посеять много правды, света, здоровых, могучих и добрых понятий. Чудно было их великое, правдивое стремление. и потому шли к ним люди толпой, с радостью и энтузиазмом» [Стасов 1899: 115].

Работа в воскресных школах возобновилась только в конце 1860-х гг. В этот период в Петербурге насчитывалось уже 14 мужских и 9 женских воскресных школ. В общем числе учащихся всех воскресных школ (многие из которых становились ежедневными бесплатными школами) женщины составляли 25% [Лихачева 1901: 396].

По Положению о народных училищах, принятому в 1864 г., их программа соответствовала программе начальных школ. Начальные народные школы имели своей целью «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [Косетченкова 2011: 235]. Предметами учебного курса были Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение.

В целом воскресные школы дали мощный толчок развитию общественной инициативы в области народного образования. Число начальных народных школ в стране увеличилось более чем вчетверо, количество учащихся в них - в 2,3 раза, учащихся девочек - в 5 раз, то есть 18,1 [Косетченкова 2010: 198].

В начале ХХ в. в числе первоочередных задач демократического преобразования политической системы выдвигался вопрос о всеобщем начальном образовании. Данные переписи населения, проведенной 28 января 1897 г. (по старому стилю), позволили изучить ситуацию с народным образованием. Перепись населения как процесс - это прямой массовый статистический учет населения, проводимый с целью определения его численности, состава и размещения на определенный момент. Кроме важной информации о демографических и социальных процессах в масштабе всей страны переписи несут и ценную информацию о каждом человеке - её участнике, его семье и родственных связях и в этом плане являются бесценным источником для генеалогического исследования. По переписи населения 1897 г., образование выше начального имели 535 211 женщин, или 0,85% женского населения страны [Там же: 201].

Для большинства женского населения России, работниц и крестьянок, доступ к полноценному образованию был закрыт, во-первых, потому, что экономическая элита была заинтересована в дешевой неграмотной женской рабочей силе, а во-вторых, потому, что государственная политика в сфере образования женских масс, придерживаясь принципа сохранения духовных установок феодально-крепостнического общества, была направлена на сдерживание всеми возможными средствами распространения идей об освобождении женщин. На II съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию (1894-95 гг.) отмечалось, что «современная постановка начального образования в России далеко не отвечает самым минимальным требованиям. Есть местности, где одна школа приходится на 20 тыс. жителей и число учащихся равно только 0,26% всего населения. средним числом даже в земских

губерниях одна школа приходится на 3 тыс. жителей, а число учащихся составляет только 2,6% населения; в северо-западном крае одна школа приходится на 5 тыс. жителей, а процентное соотношение учащихся к населению выражается цифрой 1,22%... а по всей России одна начальная школа приходится на 3 497 жителей, в школах же обучается только 2,11% всего населения» [Константинов 1953: 2010].

Таким образом, начальная народная школа являлась настоящим «фундаментом», без которого невозможно никакое профессиональное образование ни для мужчин, ни для женщин.

Однако и в организации среднего женского образования властные структуры также отличались непоследовательностью и консерватизмом. Тем не менее если до 60-х гг. XIX в. образование, в немногих закрытых средних женских учебных заведениях, могли получить лишь девушки дворянского происхождения, то в пореформенный период ограниченное число средних учебных заведений было открыто для девиц всех сословий [Женские училища. 1865: 135]. С 1870 г. средние учебные заведения были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Были также открыты гимназии и в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Начали принимать учениц и женские епархиальные училища.

Средние женские учебные заведения - область образования, также практически заново созданная в 60-90-х гг. XIX в., - являлись ключевым звеном системы женского образования в пореформенной России. Именно они создали необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений. Они же являлись важнейшим фактором развития начальной народной школы, подготовив для этой школы значительную часть учительских кадров. Широкое общественное участие в деле женского образования обеспечило успешное становление и развитие новых типов женских учебных заведений и быстрый рост их числа. К 1 января 1865 г. в ведении Министерства народного просвещения состояло уже 120 женских училищ, где училось 9 129 человек. В 29 училищах 1 разряда обучалось 3 440 человек, в 75 училищах II разряда - 4 326, в 16 женских училищах прочих типов - 1 363 человек [Косетченкова 2010: 202].

Развитию высшего женского образования в России способствовали прежде всего инициативы либерального течения женского движения. Объединенными усилиями группы деятельниц женского движения и профессуры в начале 70-х гг. на общественных началах были учреждены Высшие женские курсы в Москве (1869-1872 гг.), Казани (1876 г.), Киеве (1878 г.). Наиболее значительным событием в истории высшего женского образования стала организация в 1878 г. в Петербурге Высших женских Бестужевских курсов, которые в течение 12 лет содержались на средства Русского женского взаимоблаготворительного общества. Как отмечала организатор этой работы А.П. Философова, начав с капитала 222 руб. 25 коп., Высшие женские курсы стали располагать имуществом на сумму 1 005 100 руб.1

Признав данную форму образования женщин «полезным делом», правительство никоим образом не намерено было выпускать этот вопрос из-под своего влияния. Как отмечал министр народного просвещения Д.А. Толстой, «женщина, приготовляющаяся стать матерью семейства и воспитывать будущих граждан государства, только тогда может в действительности исполнять эти обязанности, если воспитание ее будет направлено сообразно с видами и желаниями благомыслящего правительства, которое для достижения этой цели должно иметь и возможность, и право следить за женскими учебными заведениями.» [Кузьменко 1914: 11]. Но на практике оно ограничивалось лишь тем, что следило за деятельностью учебных заведений. Финансирование же было полностью переложено на плечи общества. К 1910 г. Высшие женские курсы на

1 См.: Женский вестник. 1907. № 5. С. 23.

собственные средства действовали во всех университетских городах. Число желающих учиться было так велико, что прием осуществлялся на основе конкурса аттестатов и сдачи экзаменов. К 1913 г. на 19 высших курсах училось около 25 тыс. женщин [Косетченкова 2010: 204].

Высшие женские курсы, созданные в России, для многих зарубежных стран стали образцом. Не случайно французская писательница, участница Парижской коммуны А. Лео писала организаторам этих курсов: «Вы задумали превосходнейшее на свете дело. За вами останется та слава, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечтаем» [Там же: 42].

В целом реформирование женской сферы образования осуществлялось крайне медленными темпами, с преобладанием методов административного воздействия, отличалось консервативностью и противоречивостью. Многие острейшие проблемы женского образования так и не были решены. Требуя формального равенства женщин с мужчинами, либеральная буржуазия не ставила вопрос о равноправии женщин-работниц, терпимо относилась к дискриминационным мерам самодержавия по сохранению феодальной закрепощенности женщин.

Таким образом, решение женского вопроса в сфере женского профессионального образования стало заметным явлением в общественной жизни России, накопило значительный опыт работы по снижению уровня дискриминации женщин, повышению их социального статуса.

В ходе полувекового развития женского движения в его недрах сформировались устойчивые типы поведения, системы жизненных ценностей и ориентиров, которые передавались из поколения в поколение и служили средством самосохранения и устойчивости данного социального явления.

Таким образом, на основе анализа теоретических и социокультурных предпосылок эволюции женского профессионального образования можно сделать следующий вывод. Бурный рост экономической и общественно-политической жизни в стране, ориентировавший женщин на профессиональный труд как самостоятельную ценность; экономическая независимость, опора на собственные силы, самозащита и самопомощь; малочисленность или фактическое отсутствие женских профессиональных учебных заведений; просветительство, приобщение женщин к занятиям - эти факторы содействовали демократическому преобразованию общества, формированию нового типа российских женщин как суверенных гражданок своего Отечества.

Библиографический список

Бланк А. Вечерне-воскресные школы в Петербурге // Народное образование. 1960.

№ 8.

Женские училища ведомства МНП в губерниях С.-Петербургского учебного округа / сост. П.Максимович. СПб., 1865.

Косетченкова Е.А. Исторические предпосылки женского профессионального образования // Вестник Поморского университета. Архангельск, 2009. № 8.

Косетченкова Е.А. «Женский вопрос» как ключевой аспект развития женского профессионального образования // Social science (общественные науки). М., 2011, МИИ Наука. № 3.

Косетченкова Е.А. Государственная политика в области женского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.

Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.

Кузьменко Д.П. Народное образование в России в царствование Дома Романовых /Россия в её прошлом и настоящем. М., 1914.

Лихачева Е.И. Материалы для истории женского образования в России. 18561880. СПб., 1901.

Милль Дж.С. Подчиненность женщины: соч. / перевод с анг. с предисл. Н. Михайловского. СПБ.: Изд. книгопродавца С.В. Звонарева, 1869.

Стасов В. Надежда Васильевна Стасова: воспоминания и очерки. СПб., 1899.

Хасбулатова О.А. Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта дореволюционного периода // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: ИСП1 -Алтея, 2003.

Шабанова А.Н. Очерки женского движения в России. СПб., 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.