Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ИСТОКАХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ИСТОКАХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПИФАГОРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СЕТИ / ЧИСЛО / ЗНАК / БИНАРНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усманова Лариса Тимофеевна, Сомов Денис Сергеевич, Казаков Михаил Константинович

Цель исследования - раскрыть взаимосвязь и место современных представлений о цифровой реальности в тысячелетней пифагорейской традиции и европейской культуре, основанной на логике и диалектике числа как метафизической сущности; реализуют попытку историко-философского рассмотрения феномена цифровой реальности; подтверждают выводы современных исследователей о ключевом значении этой философской традиции как особой системы мысли, определившей современные мировоззренческие, научные парадигмы и способствовавшей формированию социальной модели постиндустриального общества. Научная новизна заключается в выявлении современного научного понимания числа как способа материализации мира, отражения реальности и возвращения ее человеку через знание, полученное посредством программирования и конструирования цифровой реальности на основе символически-прикладной логики. В результате проведенного анализа философских источников было доказано, что информация в нашем мире может рассматриваться как еще один вид движения материи, а Интернет - это не только "информационная технология", но и "универсальное социальное пространство", появившееся не в одночасье - с изобретением "прорывной" технологии, а результат столетиями приращиваемого научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ORIGINS OF DIGITAL REALITY

The purpose of the study is to reveal the genesis of the concept of digital reality and its connection with the millennial Pyphagorean tradition in European philosophy and culture, based on the logic and dialectic of the number as a metaphysical entity. The article implements an attempt to historically and philosophically consider the phenomenon of digital reality: the conclusions of modern researchers are confirmed about the key importance of this philosophical tradition as a special system of thought, which defined modern ideological and scientific paradigms and contributed to the formation of the social model of post-industrial, information-digital society. Scientific novelty is to reveal a modern scientific understanding of the notion that numbers can materialize the world by reflecting reality and returning it to man through knowledge derived through the programming or construction of digital reality on the basis of symbolic-applied logic. As a result of the analysis of philosophical sources, it has been proved that information in our world can be considered as another kind of movement of matter, and the Internet is not only an "information technology" but a "social form", a "universal social space" that appeared not overnight - with the invention of "breakthrough" technology, but formed by centuries of cultivated scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ИСТОКАХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы основные выводы.

1. К. Шмитт и X. Арендт предлагают две оригинальных концепции политического, которые не вступают в диалог или прямую конфронтацию, но в целом ряде аспектов существенно дополняют и усиливают друг друга.

2. В основу аналитики К. Шмитта положены принцип системности и положение о необходимости различения друга и врага как коллективных субъектов, осуществляющих публичную политическую деятельность.

3. X. Аренд в гораздо меньшей степени, чем К. Шмитт, тяготеет к системному изложению концепции политического. По большому счёту, она и не ставит такой задачи. X. Аренд рассматривает политическое как квинтэссенцию полноценной и деятельной жизни, которая осуществляется свободными гражданами в пространстве античного полиса и в иных форматах организации публичного дискурса в более поздние времена.

4. Согласно К. Шмитту, в эпоху модерна происходят огосударствление и нейтрализация политики, которая приобретает внешний характер и реализуется в пространстве международных отношений. При этом большинство людей перестают быть политически активными гражданами и сосредотачиваются на своих повседневных делах.

5. По мнению X. Арендт, по мере упадка полисной жизни политическое также постепенно покидает публичное пространство. Если в эпоху Средневековья это связано с созерцательной жизнью и фиксацией большинства людей на эсхатологических и сотериологичес-ких проблемах, то в эпоху модерна основная деятельность людей оказывается сосредоточенной в приватной сфере. Вследствие этого участие большинства людей в политике при-

обретает ситуационный, имитационный или прагматический характер.

Литература:

1. Арендт X. О революции / пер. с англ. И. Косич. -М.: Европа, 2011.-456 с.

2. АрендтX. Опыты понимания: Становление, изгнание и тоталитаризм / пер. с англ. Е. Бондал, А. Васильевой, С. Григорьева, С. Моисеева. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2018. - 712 с.

3. Арендт X. Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 416 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета. - М. : Наука, 2000. - 495 с.

5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов,- ЕкатеринбурпУ-Фактория, 2008. -672 с.

6. Кант И. Сочинения: в б т. / пер с нем. под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги иТ.И. Ойзермана.- М. : Мысль, 1966.-Т.б.-743 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / пер. с нем. И.И. Прейса и A.A. Уйбо. - 2-е изд. - М. : Госполи-тиздат, 1955. - Т. 3. - XIV, 616 с.

8. Трунов A.A. Конструируя смыслы: Идеология в обществах модерна и постмодерна. - Белгород : Издательство БУКЭП, 2019. - 320 с.

9. Филиппов А.Ф. Ханна Арендт и Карл Шмитт: два понятия политического //Современное значение идей Ханны Арендт: материалы международной конференции/отв. ред. А.Н. Саликов, И.О.Дементьев. - Калининград : Изд-во БФУ им. Канта, 2015. - С. 52-65.

10. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследование относительно категории буржуазного общества / пер. с нем. В.В. Иванова. - М. : Весь Мир, 2016. - 244 с.

11. Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы / пер. с нем. Ю.Ю. Коринца; под ред. Д.В. Кузницына. - СПб. : Наука, 2005. - 326 с.

12. Шмитт К. Понятие политического / пер. с нем. под ред. А.Ф. Филиппова. - СПб. : Наука, 2016. -568 с.

13. Шмитт К. Теория партизана: промежуточное замечание к понятию политического/ пер. с нем. Ю.Ю. Коринца; под ред. Б.М. Скуратова. - М. : Прак-сис, 2007.-301 с.

ON THE HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ORIGINS OF DIGITAL REALITY Us ma nova Larissa Timofeevna, PhD of Pedagogical science, Professor Somov Denis Sergeevich, DSc of Pedagogical science, PhD of Historical science Kazakov Mikhail Konstantinovich, DSc of Technical science Grzel State University, Grzel

The purpose of the study is to reveal the genesis of the concept of digital reality and its connection with the millennial Pyphagorean tradition in European philosophy and culture, based on the logic and dialectic of the number as a metaphysical entity. The article implements an attempt to historically and philosophically consider the phenomenon of digital reality: the conclusions of modern researchers are confirmed about the key importance of this philosophical tradition as a special system of thought, which defined modern ideological and scientific paradigms and contributed to the formation of the social model of post-industrial, information-digital society. Scientific

novelty is to reveal a modern scientific understanding of the notion that numbers can materialize the world by reflecting reality and returning it to man through knowledge derived through the programming or construction of digital reality on the basis of symbolic-applied logic. As a result of the analysis of philosophical sources, it has been proved that information in our world can be considered as another kind of movement of matter, and the Internet is not only an "information technology" but a "social form", a "universal social space" that appeared not overnight - with the invention of "breakthrough" technology, but formed by centuries of cultivated scientific knowledge.

Keywords: philosophy of information; Pythagorean tradition; digital reality; information; post-industrial society-electronic communications; networks; numbers; sign; binary and symbolic logic.

001 10.24923/2222-243Х.2021 -41.39

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ИСТОКАХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Цель исследования - раскрыть взаимосвязь и место современных представлений о цифровой реальности в тысячелетней пифагорейской традиции и европейской культуре, основанной на логике и диалектике числа как метафизической сущности; реализуют попытку историко-философского рассмотрения феномена цифровой реальности; подтверждают выводы современных исследователей о ключевом значении этой философской традиции как особой системы мысли, определившей современные мировоззренческие, научные парадигмы и способствовавшей формированию социальной модели постиндустриального общества. Научная новизна заключается в выявлении современного научного понимания числа как способа ма териализации мира, отражения реальности и возвращения ее человеку через знание, полученное посредством программирования и конструирования цифровой реальности на основе символически-прикладной логики. В результате проведенного анализа философских источников было доказано, что информация в нашем мире мо-же т рассма трива ться как еще один вид движения ма тер и и, а Интерне т-это не только "информационная технология" но и "универсальное социальное пространство", появившееся не в одночасье - с изобретением "прорывной" технологии, а результат столетиями приращиваемого научного знания. Ключевые слова: философия информации; пифагорейская традиция; цифровая реальность; информация; постиндустриальное общество; электронные коммуникации; сети; число; знак; бинарная и символическая логика.

УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03

©УсмановаЛ. Т., 2021 © Сомов, Д. С., 2021 © Казаков М.К., 2021

OJ

о

CU

м о.

ш

<

ж

3-

у-

S

213

Введение

Компьютеризация, информатизация и цифровизация современного мира стали основой для появления новой системы обобщения, то есть философии информации. В рамках этой части прикладной философии, на основе принципа историзма, предпринимаются попытки изучения феномена и генезиса цифровой реальности, во взаимосвязи с тысячелетней пифагорейской традицией и европейской культурой, в основе содержащей логику и диалектику числа как метафизической сущности.

XX! век ознаменовался наступлением цифровой эпохи. Мы видим новую цифровую экономику, цифровую преступность, цифровую культуру, цифровую гигиену, цифровую смерть и даже цифровое бессмертие. Ученые заговорили о создании мира, который сами люди до конца не понимают. Технологии, по мнению Н.В. Кофыри-на, начали развиваться быстрее, чем человек способен к ним адаптироваться. Жизнь усложняется, время убыстряется, информация переполняет сознание.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в обосновании и подтверждении выводов ученых о том, что цифровизация является закономерным этапом развития общества, а значит, практический опыт развития и использования цифровых технологий и накопленные знания по теории информации и квантовой механике нуждаются в философском осмыслении и обобщении [2,3, 5,6,7,11,12,13,14,16].

УСМАНОВА Лариса Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент

СОМОВ Денис Сергеевич,

доктор педагогических наук, кандидат исторически наук

КАЗАКОВ Михаил Константинович, доктор технических наук, профессор

Гжельский государственный университет, Гжель

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) раскрыть генезис понятия цифровой реальности во взаимосвязи с тысячелетней традицией школы Пифагора в европейской философии и культуре; 2) подтвердить выводы современных исследователей о ключевом значении философской традиции цифровой реальности как особой формы и системы общественного сознания, определившего современные научные парадигмы и способствовавшего формированию особой модели постиндустриального общества; 3) обосновать и увеличить доступность современного научного понимания положения о том, что число может материализовать мир, отражая реальность и возвращая ее человеку через знание,полученное посредством программирования и конструирования цифровой реальности на основе сим-волически-прикладной логики.

В этой связи была проанализирована на-учно-педагогическая литература (Е.В. Афона-син, A.C. Карпенко, М. Кастельс, В.В. Миронов, Р. Нейсбит, A.B. Подопригора, Н.М. Чуринов, Н.В. Шкроб и др.). Для осмысления генезиса цифровой реальности и трудов исследователей проблемы, в статье применяются следующие методы исследования: теоретические обобщения и абстрагирование, анализ и синтез, систематизация и классификация.

Теоретической базой исследования послужили публикации трудов: Аристотеля, Г. Белла, Лейбница, П. Мирандоллы, У. Эко и др., научные исследования - A.B. Подопригора, Н.М. Чуринова, Н.В. Шкроба, предыдущие публикации авторов.

Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит:

- в обсуждении и одобрении результатов исследования на научно-практической конференции в рамках Недели науки в номинации "Цифровизация и информационные системы" Гжельского государственного университета и публикации докладов выступающих;

- в разработке и реализации на занятиях по дисциплинам "Философия", "Философские проблемы науки и техники" методических материалов: курса лекций "Философия информации" и возможности использовать их на лек-ционно-семинарских занятиях со студентами бакалавриата и магистратуры для осмысления проблемы историко-философских истоков цифровой реальности.

Основная часть

По мнению A.B. Подопригора, для всей истории европейской мысли характерна попытка выявить глубокую связь замысла Господа по

творению мира с настойчивой попыткой человечества формализовать его пути языком математических алгоритмов. Так, с одной стороны, средневекового философа Т. Байеса интересовали вопросы доказательств бытия Бога, а сдругой - его теорема, выдвинутая в середине XVIII в., используется сегодня всеми гигантами IT-индустрии (ее называют "теоремой Пифагора для теории вероятности" (Г. Джеффрис) [11,13].

Специфика современной европейской культуры заключается в выявлении логики и реализации технологии "формулы творения" мира. Это связано с поиском универсального символического языка познания истины как "пути силлогизма" (Р. Нейсбит), посредством синтеза формальной логики, эмпирического знания, теологии и метафизики [10]. Готфрида Лейбница (1646-1716) считают "первым программистом", открывшим в XVII в. двоичное исчисление. Именно он увидел в бинарной логике "прекраснейшее изображение непрерывного творения вещей из ничего и зависимости его от Бога" [8. с. 219]), что стало два с половиной столетия позже, базой цифровых технологий. В 1666 году Г. Лейбниц написал произведение под названием "О комбинаторном искусстве". В нем он утверждал, что любая информация является совокупностью цифр, слов, звуков и цветов, что фактически выступает предтечей современного программирования. Реальным воплощением идеи программирования стала счетная машина Лейбница. Её работа была обусловлена реализацией идеи двоичной системы счисления. Работа с описанием этой машины была закончена ученым-философом в 1679 г., а опубликована только в 1701 г.

Велико влияние Лейбница на развитие логики и математики. Перспектива развития логики Аристотеля представлялась ученому "в полном переходе к идеальной (совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка, аналогичному языку алгебры" [5, с. 169]. Это и есть то, что в XX веке назовут математической или символической логикой. Она является одним из разделов формальной логики. В нем основополагающие выводы исследуются путем логических исчислений на основе строгого символического языка. A.C. Карпенко в своей статье "Логика символическая" пишет, что "уже в Древней Греции Аристотель широко применял буквенные обозначения для переменных. Идея же построения универсального языка, охватывающего всю

математику, была выдвинута в XVII веке Г. В. Лейбницем" [5]. Много позже основоположник кибернетики Норберт Винер на роль святого - покровителя кибернетики как науки предложит кандидатуру именно Г. Лейбница.

Еще ранее первую наглядную схему дихотомической структуры категорий ученые нашли в выражающем принципе бинарности "древе Порфирия" (римский неоплатоник III в.). Сам Порфирий, в свою очередь, излагает ее, комментируя "Категории" Аристотеля, которые были написаны гораздо раньше. Основателю логики удалось создать свою систему в соответствии с изученной им пифагорейской конструкцией десяти парных начал, с опорой на первое разделение "предел - беспредельное" - основой числовой природы бытия [1]. Философскую основу бинарной логики и сегодняшнего цифрового мира, несомненно, составляет пифагорейская дихотомия, впервые письменно зафиксированная в трактате последователя Пифагора Филолая "О космосе" (V в. до н.э.). Однако рождение этой мысли произошло значительно раньше.

История доказывает, что пары творящих богов были известны в Египте за две тысячи лет до рождения греческой философии, а Лейбницем были найдены истоки двоичного исчисления в китайской "И цзин". И все же, следует признать, что только европейские ученые смогли трансцендентные истины и бинарную логику трансформировать в электромеханику и технологию связи, а следствием поиска "универсального языка исчислений"у Лейбница и анализ первых "вычислительных машин" Ч. Беббиджа (XVIII в.) и А. Тьюринга, который применил эти знания для расшифровки кода "Эниг-мы" в ходе Второй мировой войны, стало их преобразование в теорию связи К. Шеннона, позволившую трансформировать аналоговые сигналы в цифровые. В тридцатые годы XX века бинарный код уже включает и выключает электрические реле, а булеву алгебру в середине XIX в. кладут в основу компьютерной индустрии [13,14].

Нечто похожее происходит и в социальной жизни. Научные изыскания и открытия встречали зависть людей и политические преследования со стороны власть имущих. Примером этого были и трагическая судьба Пифагора и его первых последователей, драмы и страдания Бруно, Флоренского, Эйнштейна, Сахарова и других. По мнению Кастельса, рождение Интернета обусловлено представляющимся "невероятным пересечения интересов боль-

шой науки, военных исследований и либертарианской культуры" [7] ,

Современные исследователи считают, что "путь от пифагорейской истины - "все есть число" до мема "отца" квантовой механики Д. Уиле-ра - "бытие из бита", от открытия Пифагором числовой природы музыки до квантовой теории струн гораздо короче, чем кажется. Современные исследователи видят в этом мировоззренческую парадигму. Именно она уже на протяжении нескольких тысяч лет настойчиво требовала практической реализации" [11]. Пико делла Мирандола в XV в. обосновал эту концепцию, утвердив необходимость для человека как образа и подобия Божьего свободно творить то бытие, которого еще нет, творить из ничего [9, с.710].

Об этом же писал выдающийся русский философ H.A. Бердяев, рассматривая в своей пер-соналистической философии главенствующую роль личности, обладающую божественными атрибутами творца [12]. В своем труде "О назначении человека" H.A. Бердяев пишет: "Тайна творчества и есть тайна свободы" [14, с.314]. О творческом прорыве из небытия в бытие, из свободы в реальный мир есть сведения в биб-лейско-христианском учении о сотворении мира. Мир был сотворен Богом из ничего, т.е. из иррациональной, добытийственной свободы, а затем Господь передает свою творческую силу в руки сотворенного же им человека. Присутствие в мире самого творчества объясняется H.A. Бердяевым тем, что, есть верховный творец и есть человек, призванный самим Господом к творчеству. Благодаря духовности человек может не подчиняться природе и быть автономным, независимым от нее [12]. Инструментом, который укрепляет эту независимость, является современная цифровая техника. Компьютеры созданы нами и по нашему образу и подобию.

В результате, "мы осуществляем переход от человека, подчиненного законам космоса, к человеку, конструирующему эти законы, не опасаясь головокружений и сознательно соглашаясь на сопутствующий этому риск", - замечает У. Эко [16, с.394].

Закономерным в этом смысле является появление цифровой реальности или компьютерной модели реальности, именно в постиндустриальном информационном обществе, построенном на иных основаниях, нежели предыдущие общественно-экономические формации. При попытках его научного описания акцент неизменно делается на исключительной роли интерактивной социальной коммуника-

ции, которая опосредуется цифровыми сетями. По мнению Д. Белла, в постиндустриальном обществе [3, с. 630,663] главным ресурсом является информация и способы работы с ней.

Особенностью же такого общества является то, что в его формировании и развитии первичным выступает не развитие производительных сил и технологий (это скорее следствие), а первичным и направляющим началом признается доминирование культурной парадигмы, типов коммуникаций, в которых главенствующее значение приобретает многообразие и эффективность форм информационного обмена. В информационно-цифровом обществе как открытой системе обмен с окружающей средой осуществляется не только веществом, энергией, но и в первую очередь информацией. Точнее сказать - с явным преобладанием в обмене информационной составляющей в отличие от аграрного общества, в котором приоритет за веществом и от индустриального общества, где доминирует обмен энергией.

Коренным образом изменились движущие силы развития общества. Аграрно-традицион-ное общество активно осваивает природные ресурсы посредством физического труда, индустриальное - осваивает энергию природы в машинном, механизированном труде, а постиндустриальное, информационно-цифро-вое общество превращает образование, умственный капитал в стратегический ресурс, информацию и интеллектуальный труд - в движущую силу общества в целом. Ценность человеческого и искусственного интеллекта увеличивается по мере того, как растет его роль в процессе роста приспособления природы к своим потребностям.

Созданная человеком ноосфера - разумная оболочка земли - это наглядный показатель того, как человек использует природу для удовлетворения своих познавательных, коммуникативных и иных потребностей. Информация начинает выступать еще одним видом движения материи. Поэтому М. Кастельс называет Интернет не только "информационной технологией", но "социальной формой", "универсальным социальным пространством" [7]. Всем только казалось, что "Всемирная паутина" появилась в одночасье - с изобретением "прорывной" технологии, а на самом деле, она формировалась столетиями. Все более утверждается мнение, что компьютер - это устройство, осуществляющее технологически эффек-тивное соединение воедино результатов применения знаний, умений огромного количества людей.

Как результат многовекового приращения научного знания в XXI в., цифра стала "иконкой" метафизического числа, прокси-сервером семантического пространства и, как следствие, создала новую информационно-цифровую реальность - от "исчисленного" бытия к оцифрованному миру. Способом существования этой реальности является движение и распространение информации, материальным носителем выступает электрон. Идея, сделавшая это возможным, родилась в Древней Греции, более чем двумя тысячелетиями ранее в учении Пифагора и его последователей. Общеизвестны слова Пифагора, что "всё можно выразить числом". Эту идею он привёз из Карнакского храма в Египте, тем самым приобщившись к тайному знанию, к сакральному, метафизическому смыслу цифры как некой условности.

Достоянием каждой культуры являются священные цифры:

- у христиан это 3 (нерасторжимое единство трех ликов троицы);

- у буддистов 4 (благородные истины Будды);

-у кого-то 7 (в исламе,христианстве и иудаизме признается семиэтапный акт создания Вселенной);

- у кого-то 9 (для буддистов высшая духовная сила);

- 10 (число космоса, включающее в свой состав все числа, все вещи и возможности).

С тройкой греки связывали трёхмерность пространства, трёхфазность вещества, триединство времени, троичность человека (его тело, душу и сам дух), триединство Мира, связанные с рождением, жизнью и смертью. У пифагорейцев 4ассоциируется с совершенством, гармоничной пропорцией, справедливостью. Это и число клятвы пифагорейцев. В исламе число "7" связано с семью небесами, а попавшие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Девятка означает всемогущество, представляя собой Тройную Триаду (три умноженное на три). У пифагорейцев девять считалось числом небесным и ангельским, рай на земле. Десять виделось как нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть. Для пифагорейцев десятка, как начало ряда была совершенством. У китайцев нечетные числа обозначают - "ян", что связано с небом, непреложностью и благоприятностью, а четные числа - "инь", что ассоциируется с землей, изменчивостью и неблагоприятностью. Славяне поклонялись Чис-лобогу перед началом важного дела и просили помощи в успешном его завершении, потому что он олицетворял порядок и гармо-

нию. Цифра в древности - это фетишь. Не только материальное достойно восхищения, но и понятие, категория - творение человеческого разума может превратиться в то, что достойно поклонения.

Пифагор считал, что числа имеют как количественные, так и качественные черты. Этому же философу приписывают утверждение, что каждые 10 тысяч лет всё повторяется "нумери-чески" (т.е. буквально). Сторонники локально-цивилизационной модели развития истории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) создали свои теории, учитывая эту гипотезу Пифагора и допуская, что наша цивилизация повторяет путь когда-то существовавшей прежней цивилизации.

Заключение

Таким образом, последовательное исследование идей о

- попытках философов выявить глубокую связь замысла Господа по творению мира с настойчивыми попытками формализовать его пути языком математических алгоритмов;

- стремлении выявить логически и затем реализовать технологически "формулу творения";

- пифагорейской традиции, считать число первоосновой мира;

- двоичном исчислении Г. Лейбница, которого считают "первым программистом";

- персоналистической философии H.A. Бердяева, с главенствующей ролью личности, обладающей божественными атрибутами творца современного цифрового общества, где техника все больше покоряется и подчиняется доброй воле человека;

- цифровизации как уподоблении реальности (В.В. Миронов), когда Интернет превратился в некий "тоннель реальности" или узкий спектр явлений и мнений, которые мы видим, находясь внутри сформированной алгоритмами реальности,

позволяют прийти к следующим выводам.

1. Особой системой мысли, определяющей современные мировоззренческие и научные парадигмы, является философская традиция цифровой реальности.

2. Информация в нашем мире может рассматриваться как еще один вид движения материи, а Интернет является "универсальным социальным пространством", появившимся не в одночасье - с изобретением "прорывной" технологии, а формировавшимся столетиями приращиваемого научного знания.

3. Число может материализовать мир, отражая реальность и возвращая ее человеку

через знание, полученное посредством программирования и конструирования цифровой реальности на основе символически-приклад-ной логики.

4. Информационно-цифровое общество превращает образование, умственный капитал в стратегический ресурс, а информацию и интеллектуальный труд в движущую силу развития общества в целом.

Человекуудалось выявить в числе бинарный "код творения" и моделировать на его базе глобальный программный продукт. Стало понятно, что число способно формировать цифровой мир виртуальной реальности из огромного множества разнонаправленных информацион-но-логических потоков, т.е. число может материализовать мир, отражая реальность и возвращая ее человеку через знание, полученное посредством программирования или конструирования цифровой реальности на основе символической, прикладной логики.

Совсем недавно священник предупреждал верующих о том, что Бог видит и слышит всё, а теперь каждому известно, что видит и слышит всё система распознавания Интернета. Отсюда следует, что самой острой проблемой и одновременно самой большой опасностью современности является то, что "цифровизация может стать условием очень мощного развития тоталитаризма" (В.В. Миронов). Велика вероятность, что люди вскоре начнут отказываться от критериев человечности, принимая решения на основе перебора предложенных вариантов. Человека будет убеждать искусственный интеллект, превращая в раба алгоритмов. Одновременно, следует иметь в виду, что рационализация, интеллектуализация и техно-логизация "числа" в значительной степени способствует формированию совершенной модели постиндустриального общества, генерируя новый тип реальности в формате цифровых технологий, институтов и платформ электронных коммуникаций [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пифагор был бы очень рад, что человеком создан Цифровой мир, о котором он мечтал и который он боготворил. Математика была для пифагорейцев одной из составных частей их религии. "Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным".

Задача нашего поколения заключается в том, чтобы воплотить эту гармонию в нашу современную реальность и сплотить всех людей в гармоничный союз истины, добра и красоты.

Литература:

1. Аристотель. 1976. Сочинения: в 4 т. - Т. 1. Метафизика. - М.: Мысль. 550 с.

2. Афонасин Е.В., Афонасина A.C., Щетников А.И. Пифагорейская традиция: [пер. и материалы]. -СПб.: Рус. Христ. гуманит. акад.: Пальмира, 2017. -749 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное обще ство. Образец социального прогнозирования. -М.: Academia,- 1999. - 640 с.

4. Бердяев H.A. Смысл творчества. - Харьков : Фолио, М.: ACT, 2002. - 688 с.

5. История мировой философии: учебное пособие / А.И. Алешин, К.Б. Бандуровский, В.Д. Губин и др. - - М.: АКТ: Астрель: Хранитель, 2008. - 494 с.

6. Карпенко A.C. Логика символическая [Электронный ресурс] / А. С. Карпенко. - 2021 - Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/6896

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура. - М.: Гос. ун-т Высш. шк. Экономики, 2000. - 608 с.

8. Лейбниц Г.В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления. - М.: И-н философии РАН, 2005. - 404 с.

9. Мирандолла П. Речь о достоинстве человека // Хрестоматия по западной философии. Антич-

ность. Средние века. Возрождение / Л.И. Яковлева, Л.Е. Яковлева, Д.Н. Радул, М.М. Ковальзон. - М.: Астрель, 2003. - С. 709-724.

10. Нейсбит Р. География мысли. - М. : Астрель, 2011.-285 с.

11. Подопригора A.B. Число и цифра: пифагорейская традиция и метафизика цифровой реальности // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. Отделения. - Рос. акад. наук, 2018. - Т. 18. -Вып. 3. - С. 7-26.

12.Усманова Л.Т. Философское учение H.A. Бердяева о свободе и божественной природе творчества // KANT. - 2019. - №4(33). - С. 188 -194.

13. Чуринов Н.М. Информационная реальность: основания и принципы построения теории [Электронный ресурс]:автореф.дис.... д-ра филос. наук. М. - 1991. - 32 с. - Режим доступа: URL: http:// www.dsli b.net/filosofia-texniki/informacion najareal nost-osnova nijai-prin cipy-postroenija-teorü. html

14. Шкроб H.B. Философские основания понятия "информационная реальность" [Электронный ресурс]: автореф. ... дис. канд. филос. наук. Красноярск. - 1999. - 20 с. - Режим доступа: URL: http:/ /www.dissercat.com/content/filosofskie-osnovaniya -ponyatiyainformatsionnaya realnost#ixzz30rje00jd

15. Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. -576 с.

16.Эко У. От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации. - М. : Акад. проект, 2016.-559 с.

ON THE QUESTION OF THE ONTOLOGICAL AND EPISTEMOL OGICA L STATUS OF EMERGENT PHENOMENA Chukin Sergey Georgievitch, DSc of Philosophical sciences, Head of the Department of Philosophical and Socio-Economic Disciplines, St. Petersburg military Institute of National Guard troops Russian Federation, St. Petersburg

A significant increase in scientific discoveries, made possible, among other things, thanks to the computing power provided by modern information technologies, occurs against the background of the lack of theoretical and methodological resources necessary for their scientific conceptualization. The situation is similar to the one that took place at the turn of the !9th and 20th centuries and became the object of reflection on the part of philosophers called emergentists. This explains the revival in our time of interest in some of their ideas, including the idea of ontological novelty, which emergent phenomena possess. Modern emergentism is positioned as a realistic teaching that aims to find access to reality in itself, before any knowledge about it, which implies overcoming the correlationism that has dominated philosophy since the time of Kant. One of the representatives of modern emergentism, Manuel DeLanda, tries to combine the position on the ontological novelty of emergent objects with the concept of individuation by Georges Kangilem, which reveals the mechanism of their occurrence and concretization in the form of individual singularities. This requires abandoning the ontology inherited from the ancient Greeks, based on the dialectic of the general and the singular, in favor of an ontology based on individual and universal singularities. The article analyzes the arguments of the supporters of the "new ontology" and concludes that, as in the case of classical emergence, modern discussions are caused by a crisis in physics, which is faced with the fact that the facts recorded during the study of the microcosm are inexplicable from the point of view of the existing theory, and therefore are really ontologically new. But it is possible that with the creation of the" new physics" these facts will cease to be emergent and will pass into the category of "others".

Keywords: ontological turn in philosophy; new; emergents; correlationism; individuation; assemblage; population thinking; M. Delanda; G. Canguilhem; G. Simondon; descending causality.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.40

К ВОПРОСУ ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОМ СТА ТУСЕ ЭМЕРДЖЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ

© ЧукинС.Г., 2021 Значительный рост научных открытий, ставший возможным в том числе бла-

годаря вычислительным мощностям, предоставленным современными инфор-

УДК111.1 ВАК РФ 09.00.03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.