Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ / BUDGET LEGAL RELATIONS / SOURCES OF BUDGET LAW / BUDGET LEGISLATION / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERA-TION / BASIC LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куропко И.А.

В статье проводится анализ правового регулирования бюджетных отношений в современной России, рассматриваются различные подходы ученых в области финансового права к классификации источников бюджетного права, предлагается авторская позиция. Аргументируется значение Конституции Российской Федерации как основного источника регулирования бюджетных правоотношений, анализируются положения конституций в разные периоды существования России в XX в. в части регламентации бюджетной сферы, устанавливающие фундаментальные принципы и иные значимые положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOURCES OF LEGAL REGULATION OF BUDGETARY RELATIONS ON THE EXAMPLE OF THE BASIC LAW

The article analyzes the legal regulation of budgetary relations in modern Russia, examines the approaches of scholars in the field of financial law to the classification of sources of budget law, and proposes the author’s position. The importance of the Constitution of the Russian Federation as the main source of regulation of budgetary legal relations is argued, the provisions of constitutions in different periods of Russia's existence in the 20th century are analyzed in terms of regulation of the budget sphere, establishing fundamental principles and other significant provisions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

И.А. Куропко, I.A. Kuropko,

аспирант кафедры финансового, Post-graduate student банковского и таможенного права of the Department of financial, Саратовской государственной banking and customs law

юридической академии of Saratov State Law Academy inga_ kuropko @mail. ru

К вопросу об источниках

правового регулирования бюджетных отношений на примере Основного Закона

Аннотация: в статье проводится анализ правового регулирования бюджетных отношений в современной России, рассматриваются различные подходы ученых в

Со области финансового права к классификации источников бюджетного права, пред-

« лагается авторская позиция. Аргументируется значение Конституции Российской * Федерации как основного источника регулирования бюджетных правоотношений, ^ анализируются положения конституций в разные периоды существования России щ в XX в. в части регламентации бюджетной сферы, устанавливающие фундамен-О тальные принципы и иные значимые положения.

Ключевые слова: бюджетные правоотношения, источники бюджетного права, бюджетное законодательство, Конституция РФ, основные законы.

On the issue of sources of legal regulation of

3 budgetary relations on the example of the Basic Law

£

S Abstract: the article analyzes the legal regulation of budgetary relations in modern § Russia, examines the approaches of scholars in the field of financial law to the classiC fication of sources of budget law, and proposes the author's position. The importance of 0; the Constitution of the Russian Federation as the main source of regulation of budgetary 2 legal relations is argued, the provisions of constitutions in different periods of Russia's q existence in the 20th century are analyzed in terms of regulation of the budget sphere, EQ establishing fundamental principles and other significant provisions. 5 Keywords: budget legal relations, sources of budget law, budget legislation, the С Constitution of the Russian Federation, basic laws.

58 Правовое регулирование бюджетных отношений на со-

временном этапе, безусловно, имеет ряд особенностей, связанных с 2 федеративным устройством Российского государства. В частности, О речь идет о действии нормативно-правовых актов в пространстве. ¡^ Можно выделить три уровня актов, регулирующих бюджетные от-^ ношения: федеральный, региональный и местный [1, с. 16; 2, с. 64].

Следует заметить, что источники бюджетного права различаются между собой не только содержанием, но и формой, что зависит от статуса и уровня принявшего их органа.

Например, источники бюджетного права непосредственно зависят от субъектного состава участников бюджетного процесса. Источниками правового регулирования бюджетного процесса являются правовые акты, издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей собственной бюджетной компетенции. Причем правовое регулирование состоит в принятии не только законов на федеральном уровне, но и подзаконных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ), имеющих важное практико-ориентированное значение. ^

Вопрос классификации источников бюджетного права является а дискуссионным. В частности, Д.Л. Комягин выделяет следующие источники, расположив их по юридической силе: Конституция РФ; ,о международные акты нормативного характера; бюджетное законода- о тельство (Бюджетный кодекс РФ, ежегодные законы о бюджетах), иные а законы и подзаконные акты. Особое внимание данный автор придает д практике Конституционного Суда РФ, акцентируя внимание на том, | что высшая судебная инстанция, изменяя или отменяя какую-либо ¡5 норму, создает предпосылки дальнейшей нормотворческой деятель- ^ ности уполномоченных органов [3, с. 82—83]. §

Ю.А. Крохина рассматривает систему названных источников § несколько иначе: Конституция РФ; международные декларации и а договоры; решения Конституционного Суда РФ; федеральные конституционные и федеральные законы; указы и распоряжения Президента ^ РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель- § ной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного само- * § управления [4, с. 9]. | | Обращаясь к выводам Н.И. Химичевой, можно назвать следующие Ц °

источники: Конституция РФ; Бюджетный кодекс РФ; федеральные §

о Щ

а 3

5 *

законы, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные

правовые акты органов местного самоуправления; подзаконные акты § |

(указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые ^ о акты Минфина России). Данный ученый уделяет важное значение

бюджетному законодательству, дефиниция которого закреплена в * 3

ст. 2 Бюджетного кодекса РФ [5]. При этом нельзя не согласиться с 5|

и 5г

159

мнением Н.И. Химичевой относительно условности в наименовании актов представительных органов муниципальной власти законодательными, т. к. законы страны принимаются только на уровне Российской Федерации и ее субъектов [6, с. 201—204]. ^

Думается, целесообразно выделить в числе источников бюджетного ^ права: Конституцию РФ, международные конвенции, декларации и а договоры, акты Конституционного Суда РФ, федеральные законы, | законы субъектов РФ, правовые акты представительных органов местного самоуправления, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти всех территориальных уровней.

£

Сравнивая правовое регулирование бюджетной сферы в других странах, можно сделать вывод, что в России есть источники, имеющие разные классификации и различные уровни регламентации. Например, в Канаде источниками бюджетного права являются Закон о финансовом администрировании (1985 г.), Конституционный акт, Закон о Генеральном аудиторе (1977 г.) и Закон о федеративном бюджетном устройстве (1985 г.), регламенты и традиции [4, с. 9].

Общеизвестно, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории России, является Основным Законом в регулировании бюджетных отношений, однако в ней закреплены нормы общего характера, включая нормы-принципы. В первую очередь важно выделить конституционный принцип федерализма, выступающий фундаментальным началом построения бюджетной системы.

Основной Закон провозглашает принцип гласности, который нашел свое отражение в Бюджетном кодексе РФ (ст. 36 БК РФ). Конституция РФ установила и базовые категории в рамках бюджетного регулирования. Так, в главах 3 и 8 говорится о бюджетном устройстве, ^ предметах ведения (исключительные предметы ведения РФ, субъек-

0- тов РФ, их совместная компетенция, компетенция органов местного ¡^ самоуправления (ст. 71—73, 132).

О Предполагается, что соответствие бюджетного законодательства ® Конституции РФ должно строиться не только по формальному при-^ знаку на предмет отсутствия противоречий, но и по сущностному ^ признаку [7, с. 16]. Конституция РФ как особый юридический акт _ несет определенную программно-целевую политическую нагрузку, тем * самым регулируя общественные отношения, дает им стимул развития.

1- Это такой правовой источник, который определяет базовые положения рЕ любого законодательства, в том числе бюджетного.

^ Если обратиться к ранее действовавшим конституциям, то Конституция РСФСР 1918 г. содержала раздел пятый «Бюджетное право», в котором были закреплены основные направления фи-§ нансовой политики государства; определен порядок составления Щ общегосударственного бюджета Всероссийским съездом Советов ¡Х (Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов); установлен порядок составления годовых и полугодовых смет доходов и расходов на местные нужды местными советами; утвержден порядок 160 действия на случай недостаточности сметных расходов или расходов, не закрепленных в сметах [8]. ^ Конституция СССР 1924 г. четко регламентировала предмет веде© ния верховных органов власти Союза Советских Социалистических ¡^ Республик. Например, к полномочиям СССР относилось: утверждение ^ единого Государственного бюджета СССР (совокупность бюджетов союзных республик); установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик [9].

Таким образом, можно соотнести Конституцию СССР 1924 г. с ныне действующей Конституцией РФ по вопросу разграничения полномочий.

Анализируя Конституцию РСФСР 1925 г., отметим ряд особенностей: бюджет РСФСР являлся составной частью единого государственного бюджета СССР; распределение доходов и расходов осуществлялось в соответствии с общесоюзным законодательством; устанавливались порядок и особенности произведения расходов. Следовательно, Конституция РСФСР закрепляла отдельные аспекты,

связанные с образованием Союза ССР и вхождением в него РСФСР. *

Конституция СССР 1936 г. содержала названные положения а

Конституции СССР 1924 г. в полном объеме. Конституция СССР g

1977 г. включала те же позиции с четким распределением предметов ,8

ведения по вопросам финансовой политики. о

Подводя итог, резюмируем, что конституции в разные периоды s

XX в. в части регламентации бюджетной сферы устанавливали фун- §

даментальные положения, на основании которых принимались и |

принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты. g

х

Список литературы: g

1. Савостьянова, С.А. Правовое регулирование бюджетного процесса в му- а ниципальных образованиях // Финансовое право. — 2012. — № 10. — С. 14—18. §

2. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, 3 О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. — М.: Проспект, 2018.

3. Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д.Л. Комягин. ^

— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. g

4. Крохина, Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах з g «большой семерки» и России // Финансовое право. — 2013. — № 1. — С. 6—11. g |

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ | 3 (в ред. от 15 апреля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. ■§ ^

— № 31, ст. 3823; — 2019. — № 16, ст. 1825.

6. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е.В. Покачалова. g g

— 6 е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА М, 2017. g g

7. Горбунова, О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие ^ о / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. — М., 2002. ° §

8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической о?| Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом g | Советов в заседании от 10 июля 1918 г.). URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ и 3 cnst1918.htm (дата обращения: 15.03.2019). -jg^

9. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических _

Республик (принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г. s

и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.). URL: j»

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm (дата обращения: 15.03.2019). *

а а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.