ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
И.А. Куропко, I.A. Kuropko,
аспирант кафедры финансового, Post-graduate student банковского и таможенного права of the Department of financial, Саратовской государственной banking and customs law
юридической академии of Saratov State Law Academy inga_ kuropko @mail. ru
К вопросу об источниках
правового регулирования бюджетных отношений на примере Основного Закона
Аннотация: в статье проводится анализ правового регулирования бюджетных отношений в современной России, рассматриваются различные подходы ученых в
Со области финансового права к классификации источников бюджетного права, пред-
« лагается авторская позиция. Аргументируется значение Конституции Российской * Федерации как основного источника регулирования бюджетных правоотношений, ^ анализируются положения конституций в разные периоды существования России щ в XX в. в части регламентации бюджетной сферы, устанавливающие фундамен-О тальные принципы и иные значимые положения.
Ключевые слова: бюджетные правоотношения, источники бюджетного права, бюджетное законодательство, Конституция РФ, основные законы.
On the issue of sources of legal regulation of
3 budgetary relations on the example of the Basic Law
£
S Abstract: the article analyzes the legal regulation of budgetary relations in modern § Russia, examines the approaches of scholars in the field of financial law to the classiC fication of sources of budget law, and proposes the author's position. The importance of 0; the Constitution of the Russian Federation as the main source of regulation of budgetary 2 legal relations is argued, the provisions of constitutions in different periods of Russia's q existence in the 20th century are analyzed in terms of regulation of the budget sphere, EQ establishing fundamental principles and other significant provisions. 5 Keywords: budget legal relations, sources of budget law, budget legislation, the С Constitution of the Russian Federation, basic laws.
58 Правовое регулирование бюджетных отношений на со-
временном этапе, безусловно, имеет ряд особенностей, связанных с 2 федеративным устройством Российского государства. В частности, О речь идет о действии нормативно-правовых актов в пространстве. ¡^ Можно выделить три уровня актов, регулирующих бюджетные от-^ ношения: федеральный, региональный и местный [1, с. 16; 2, с. 64].
Следует заметить, что источники бюджетного права различаются между собой не только содержанием, но и формой, что зависит от статуса и уровня принявшего их органа.
Например, источники бюджетного права непосредственно зависят от субъектного состава участников бюджетного процесса. Источниками правового регулирования бюджетного процесса являются правовые акты, издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей собственной бюджетной компетенции. Причем правовое регулирование состоит в принятии не только законов на федеральном уровне, но и подзаконных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ), имеющих важное практико-ориентированное значение. ^
Вопрос классификации источников бюджетного права является а дискуссионным. В частности, Д.Л. Комягин выделяет следующие источники, расположив их по юридической силе: Конституция РФ; ,о международные акты нормативного характера; бюджетное законода- о тельство (Бюджетный кодекс РФ, ежегодные законы о бюджетах), иные а законы и подзаконные акты. Особое внимание данный автор придает д практике Конституционного Суда РФ, акцентируя внимание на том, | что высшая судебная инстанция, изменяя или отменяя какую-либо ¡5 норму, создает предпосылки дальнейшей нормотворческой деятель- ^ ности уполномоченных органов [3, с. 82—83]. §
Ю.А. Крохина рассматривает систему названных источников § несколько иначе: Конституция РФ; международные декларации и а договоры; решения Конституционного Суда РФ; федеральные конституционные и федеральные законы; указы и распоряжения Президента ^ РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель- § ной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного само- * § управления [4, с. 9]. | | Обращаясь к выводам Н.И. Химичевой, можно назвать следующие Ц °
источники: Конституция РФ; Бюджетный кодекс РФ; федеральные §
о Щ
а 3
5 *
законы, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные
правовые акты органов местного самоуправления; подзаконные акты § |
(указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые ^ о акты Минфина России). Данный ученый уделяет важное значение
бюджетному законодательству, дефиниция которого закреплена в * 3
ст. 2 Бюджетного кодекса РФ [5]. При этом нельзя не согласиться с 5|
и 5г
159
мнением Н.И. Химичевой относительно условности в наименовании актов представительных органов муниципальной власти законодательными, т. к. законы страны принимаются только на уровне Российской Федерации и ее субъектов [6, с. 201—204]. ^
Думается, целесообразно выделить в числе источников бюджетного ^ права: Конституцию РФ, международные конвенции, декларации и а договоры, акты Конституционного Суда РФ, федеральные законы, | законы субъектов РФ, правовые акты представительных органов местного самоуправления, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти всех территориальных уровней.
£
Сравнивая правовое регулирование бюджетной сферы в других странах, можно сделать вывод, что в России есть источники, имеющие разные классификации и различные уровни регламентации. Например, в Канаде источниками бюджетного права являются Закон о финансовом администрировании (1985 г.), Конституционный акт, Закон о Генеральном аудиторе (1977 г.) и Закон о федеративном бюджетном устройстве (1985 г.), регламенты и традиции [4, с. 9].
Общеизвестно, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории России, является Основным Законом в регулировании бюджетных отношений, однако в ней закреплены нормы общего характера, включая нормы-принципы. В первую очередь важно выделить конституционный принцип федерализма, выступающий фундаментальным началом построения бюджетной системы.
Основной Закон провозглашает принцип гласности, который нашел свое отражение в Бюджетном кодексе РФ (ст. 36 БК РФ). Конституция РФ установила и базовые категории в рамках бюджетного регулирования. Так, в главах 3 и 8 говорится о бюджетном устройстве, ^ предметах ведения (исключительные предметы ведения РФ, субъек-
0- тов РФ, их совместная компетенция, компетенция органов местного ¡^ самоуправления (ст. 71—73, 132).
О Предполагается, что соответствие бюджетного законодательства ® Конституции РФ должно строиться не только по формальному при-^ знаку на предмет отсутствия противоречий, но и по сущностному ^ признаку [7, с. 16]. Конституция РФ как особый юридический акт _ несет определенную программно-целевую политическую нагрузку, тем * самым регулируя общественные отношения, дает им стимул развития.
1- Это такой правовой источник, который определяет базовые положения рЕ любого законодательства, в том числе бюджетного.
^ Если обратиться к ранее действовавшим конституциям, то Конституция РСФСР 1918 г. содержала раздел пятый «Бюджетное право», в котором были закреплены основные направления фи-§ нансовой политики государства; определен порядок составления Щ общегосударственного бюджета Всероссийским съездом Советов ¡Х (Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов); установлен порядок составления годовых и полугодовых смет доходов и расходов на местные нужды местными советами; утвержден порядок 160 действия на случай недостаточности сметных расходов или расходов, не закрепленных в сметах [8]. ^ Конституция СССР 1924 г. четко регламентировала предмет веде© ния верховных органов власти Союза Советских Социалистических ¡^ Республик. Например, к полномочиям СССР относилось: утверждение ^ единого Государственного бюджета СССР (совокупность бюджетов союзных республик); установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик [9].
Таким образом, можно соотнести Конституцию СССР 1924 г. с ныне действующей Конституцией РФ по вопросу разграничения полномочий.
Анализируя Конституцию РСФСР 1925 г., отметим ряд особенностей: бюджет РСФСР являлся составной частью единого государственного бюджета СССР; распределение доходов и расходов осуществлялось в соответствии с общесоюзным законодательством; устанавливались порядок и особенности произведения расходов. Следовательно, Конституция РСФСР закрепляла отдельные аспекты,
связанные с образованием Союза ССР и вхождением в него РСФСР. *
Конституция СССР 1936 г. содержала названные положения а
Конституции СССР 1924 г. в полном объеме. Конституция СССР g
1977 г. включала те же позиции с четким распределением предметов ,8
ведения по вопросам финансовой политики. о
Подводя итог, резюмируем, что конституции в разные периоды s
XX в. в части регламентации бюджетной сферы устанавливали фун- §
даментальные положения, на основании которых принимались и |
принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты. g
х
Список литературы: g
1. Савостьянова, С.А. Правовое регулирование бюджетного процесса в му- а ниципальных образованиях // Финансовое право. — 2012. — № 10. — С. 14—18. §
2. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, 3 О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. — М.: Проспект, 2018.
3. Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д.Л. Комягин. ^
— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. g
4. Крохина, Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах з g «большой семерки» и России // Финансовое право. — 2013. — № 1. — С. 6—11. g |
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ | 3 (в ред. от 15 апреля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. ■§ ^
— № 31, ст. 3823; — 2019. — № 16, ст. 1825.
6. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е.В. Покачалова. g g
— 6 е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА М, 2017. g g
7. Горбунова, О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие ^ о / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. — М., 2002. ° §
8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической о?| Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом g | Советов в заседании от 10 июля 1918 г.). URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ и 3 cnst1918.htm (дата обращения: 15.03.2019). -jg^
9. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических _
Республик (принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г. s
и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.). URL: j»
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm (дата обращения: 15.03.2019). *
а а