К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Маснева Ирина Ефимовна
старший преподаватель Воронежской государственной медицинской академии
им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: irinmsn@yandex. ru Скокова Нина Николаевна старший преподаватель Воронежской государственной медицинской академии
им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: NNS280@mail. ru Зубенко Ирина Владимировна старший преподаватель Воронежской государственной медицинской академии
им Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: ira.zubenko@mail. ru
TOWARDS SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS
Irina Masneva
senior teacher of N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy, Russia Voronezh
Nina Skokova
senior teacher of N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy, Russia Voronezh
Irina Zubenko
senior teacher of N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy, Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследовательской деятельности студентов. Авторы анализируют формы и методы исследовательской работы как основу формирования исследовательского опыта и ключевых образовательных компетенций.
ABSTRACT
The article is devoted to the scientific activity of students. The authors analyze forms and methods of research activity as a basis for the formation of research experience and key educational competences.
Ключевые слова: студенты, исследовательская деятельность; ключевые образовательные компетенции.
Keywords: students, research activity; key educational competences.
Модернизация высшего образования в настоящее время направлена на увеличение активных методов обучения и вовлечение студентов в научно-исследовательскую, творческую деятельность. Цель учебного процесса, отмечает И.Е. Плотникова, заключается не только в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, но и во всемерном развитии у студентов способности к постоянному непрерывному самообразованию, стремлению к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности [1, с. 222—223]. Переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу - явная тенденция современности.
Исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы: 1. обучение студентов основам исследовательского труда; 2. выполнение научных исследований под руководством преподавателей.
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на: 1. учебно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и проводимую в учебное время в соответствии с рабочими программами и учебными планами (различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов); 2. научно-исследовательскую работу, предусматривающую целостную систему поиска, исследования и анализа определенной информации, обработки результатов и подготовки выводов.
Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов. Следовательно, это неотъемлемая часть обучения. Исследовательские умения заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
При обучении, в частности, латинскому языку на первом курсе медицинского вуза общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы: написание рефератов; подготовка докладов; участие в заседаниях СНО, научно-практических конференциях с последующей публикацией исследуемого материала; участие в предметных олимпиадах.
Написание рефератов и подготовка докладов — типичные и традиционные формы исследовательской деятельности студентов. Они способствуют расширению кругозора, повышению уровня знаний и эрудиции, активному включению в процесс самосовершенствования и самопознания, формированию навыков публичного выступления перед аудиторией. Таким образом, данная исследовательская деятельность развивает творческий потенциал личности. Преподаватель при этом выполняет роль организатора и консультанта исследовательской познавательной деятельности студента, он готов к обсуждению любых вопросов, связанных с соответствующей тематикой, что требует от него большой подготовительной работы. Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, по мнению Н.Л. Кочкиной, определяет положение студента в образовательном процессе как активного субъекта деятельности, что позволяет ему более свободно высказывать и отстаивать свою точку зрения, приводить собственные аргументы и доводы, вступать в дискуссии. Все это способствует более успешному формированию его речевой культуры [3, с. 16].
Начиная с 2008 года студенты ВГМА принимают активное и успешное участие в Международной интернет-олимпиаде по латинскому языку, проводимой на базе Ульяновского государственного университета. Организатор этой олимпиады Л.М. Тихонова отмечает, что олимпиада для студента — источник совершенствования профессионального языка и культурного кругозора, возможности для творческого формирования умения работать и творить самостоятельно, это единство обучения и творчества, показатель успехов студентов и их компетентности, положительные эмоции. Олимпиада для преподавателя — это демонстрация его компетентности и
педагогического мастерства, обмен опытом работы. Успех в олимпиаде является серьезным подтверждением способностей, открытием имен многих талантливых студентов. Интернет-олимпиада снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации и определяет новый, открытый тип образования. Она играет важную роль в становлении личности, повышает ее интеллектуальный, творческий потенциал, развивает аналитическое мышление, самостоятельность в приобретении знаний и принятии решений [4, с. 250].
В процессе исследовательской деятельности студентов формируются ключевые образовательные компетенции. По мнению Д.А. Иванова, ключевые компетенции — это «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [2, с. 8].
Элементарными ключевыми компетенциями являются:
• информационная (получение информации из словарей, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов и т. д.);
• коммуникативная (отбор и использование выразительных средств языка, графического набора презентации, включающего видео- и аудиоряд);
• кооперативная (сотрудничество в процессе группового исследования и общения);
• проблемная (решение проблем, возникающих в процессе общения, выработка единого мнения и выводов).
В заключении отметим, исследовательская работа студентов является базой для выявления, отбора и самоутверждения в научно-профессиональном становлении студентов. Это значительно повышает рейтинг студенческой науки в вузе. Современная социально-экономическая реальность требует все более тесного слияния науки и образования, что повышает требования к умениям специалиста оперативно и самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности теоретические и практические проблемы и
приводит к необходимости представления учебного процесса в вузе как синтеза
обучения, воспитания и научно-исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе / И.Е. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова. Воронеж: Издательство ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2011. — 384 с.
2. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
3. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.Л. Кочкина ; Воронежский госуниверситет. Воронеж, 2008. — 24 с.
4. Тихонова Л.М. Интернет-олимпиада — инновационная образовательная технология / Л.М. Тихонова. // Лпа1;ош1сиш ЬаИшсишдие 2011: сб. науч. тр. препод. и студ. мед. и фармвузов России, Белоруссии и Украины. Ульяновск: УлГУ, 2011. — 340 с.