Научная статья на тему 'К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии'

К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2730
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВА / ВИКТИМНАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕНТНАЯ УСТАНОВКА / A VICTIM / THE VICTIM-PERSON / A RENT INSTALLATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна

Отмечена актуальность проблемы жертвы, как одной из дискуссионных и недостаточно изученных проблем современной психологии. Представлен обзор теоретических предпосылок и возможностей исследования проблемы жертвы в ближайшем будущем. Намечены перспективные направления ее дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To researches of a problem of a victim in psychology

Problem of a victim one of disputable and not enough the studied problems of modern psychology. The review of theoretical preliminary conditions and possibility of research of a problem of a victim are made. Prospects of its further studying are planned

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии»

УДК 159.99+343.988 ББК Ю947+Ю959.7.0

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ ЖЕРТВЫ В ПСИХОЛОГИИ

М.А. Одинцова

Отмечена актуальность проблемы жертвы, как одной из дискуссионных и недостаточно изученных проблем современной психологии. Представлен обзор теоретических предпосылок и возможностей исследования проблемы жертвы в ближайшем будущем. Намечены перспективные направления ее дальнейшего изучения.

Ключевые слова: жертва, виктимная личность, рентная установка.

Различные типы трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается современный человек, могут обладать виктимогенным (лат. victim - жертва) воздействием и приводить к психологической виктимизации. Виктимизация, по определению А.В. Мудрика, процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации [22]. «Жертвой» считает себя отдельный человек, социальные классы (в некоторой степени это связано с выделением в науке совершенно нового, специфического класса, который получил название «андеркласс» от англ. under -«под»), слои, этносы, нации, государства. Проблема жертвы становится глобальной со-циально-психологической проблемой современного общества. Не случаен пристальный интерес к ней в различных областях научного знания. В первую очередь, это относится к криминалистике и криминальной виктимоло-гии [13, 30, 36], виктимологии террора [25]. Появились исследования в девиантологии

[15]. Все чаще к проблеме жертвы обращаются в педагогике [22, 32], в медицинской и клинической психологии [12], в социологии

[16], в возрастной и социальной психологии, в практической психологии и консультировании [4, 8, 22], в кризисной психологии и психологии экстремальных ситуаций [23, 26, 28]. В научный обиход вводятся и совершенно новые понятия, такие как «девиантная вик-тимность» [33], «виктимоген», «виктимоген-ный синдром», «виктимодиагностика», «вик-тимопластическое состояние» и др. [32].

Однако, несмотря на очевидную актуальность исследования проблемы жертвы, в современных науках акцент все же смещается в одну сторону изучаемого явлении, жертвы чаще всего рассматриваются как следствие уже случившегося (ситуации, события). В большинстве научных публикаций не раскры-

ваются глубинные психологические процессы, приводящие к проявлению состояния жертвы. Так, для криминалистики, виктимологии, юридической психологии интерес представляют особенности потерпевших в результате преступных действий со стороны; в педагогике в большей степени исследуются внешние причины дезадаптации либо источники формирования дефектов социализации личности, в результате чего она становится жертвой. В клинической (медицинской) психологии, дефектологии изучаются потенциальные жертвы с физиологическими или психопатологическими нарушениями [12, 17, 41]. К сожалению, проведение исследований только в рамках перечисленных наук не способствует раскрытию глубинных психологических механизмов виктимизации личности. Эту задачу не могут решить и отрасли психологии, занимающиеся исключительно жертвами катастроф, чрезвычайных и критических ситуаций. Недостаточным представляется обращение психологической науки к изучению личностных и поведенческих особенностей жертв в ситуациях повседневной жизни. Эти особенности носят латентный характер, но являются деструктивными по своей природе. Кроме этого, в психологии не выработано более или менее определенного мнения относительно диагностического инструментария, позволяющего определить личностные особенности, провоцирующие поведение жертвы, не выделены общие парадигмальные основы, принципы и условия эффективной практической помощи индивидам с поведением жертвы. Зачастую, в отдельных дисциплинах (криминология, педагогика, виктимология, юриспруденция, психология и др.) понятие «жертва» подменяется другими, более благозвучными понятиями: «виктимность», «виктимная личность». Сами научные термины «жертва» и «виктимная личность» не имеют

четкого определения, границы их размыты.

Иными словами, в настоящее время в науке отсутствует системное представление о понятии «жертва», значение этого понятия характеризуется неопределенностью, недостаточной исследованностью сущностных личностных и поведенческих характеристик, которые проявляются в различных аспектах жизнедеятельности человека. До сих пор не существует обобщенной систематизации подходов к типологии «жертв». Разобраться с глубинной спецификой психологии жертвы, механизмами, способствующими подобному поведению, на основании этого выработать определенные методы работы, призвана, в первую очередь, психологическая наука. Для этого к настоящему времени в психологии сложились благоприятные теоретические предпосылки, анализ которых является основной задачей данной статьи.

1. В психологических исследованиях показано влияние различных ситуаций (от ситуаций повседневности до ситуаций крайней степени сложности) на деструктивное поведение человека [4, 8, 22], свидетельствующее о том, что современный человек не обладает качествами, обеспечивающими его эффективное как для него самого, так и для общества функционирование.

2. В религиозно-философских концепциях зарубежной философии [5, 14, 18, 21, 24] обозначены подходы к проблеме жертвы, в которых последняя чаще всего представляется как личностная деструкция, проявляющаяся в неврозах, внутриличностных конфликтах, обезличивании, «духовной спекуляции», выгоде и т. п.

3. В современной криминалистике и викти-мологии хорошо исследована викгимность как вид девиации, обусловленный совокупностью личностных и поведенческих качеств, взаимодействующих с внешними (социальными) факторами в определенных ситуациях [13, 30]. В социологии показано, что жертва намеренно «конструируется» [16] для создания условий социализации в обществе, для регулирования общественных отношений, для управления социальными конфликтами. В социальной педагогике [22, 32] жертва рассматривается как результат и порождение процесса и условий неблагоприятной социализации.

4. В психоанализе, неофрейдизме, экспериментальной психологии, гештальтпсихоло-гии [1, 6, 7, 17, 29, 37, 38, 40] жертва описана как индивид с комплексами и неврозами, один из которых был назван рентным неврозом

[17], индивид с искусно выстроенной защитной стратегией от «несправедливостей» этого мира, и от самого себя [7, 39], умеющий ис-

кусно манипулировать окружением [6, 29]. В гуманистическом, экзистенциальном направлении зарубежной психологии, позитивной психологии [34, 38, 41, 42] жертвой считается несчастный, гибнущий, искалеченный индивид с комплексом «выученной беспомощности» [31, 34], пассивный, депрессивный, обреченный на постоянные неудачи.

5. В отечественной науке весьма ценными являются концепции, сформулированные в рамках естественнонаучного и экспериментального направлений психологии [11, 27], в которых «жертва» рассматривается как внутреннее унаследованное рабство души («рефлекс рабства» по [27]), как результат неправильного воспитания, приводящий к слабости, болезням, страданиям, которые, оказываются выгодными для индивида [11].

6. Во многих зарубежных философских и психологических исследованиях [1, 5-7, 14, 17,

18, 24, 34, 38, 39, 41] отмечается наличие рационально-утилитарного подхода жертвы к своим несчастиям и страданиям, выражающегося в стремлении искать прямую пользу в них; в психоанализе хорошо исследовано понятие «вторичной выгоды» [37]. Выделяются примеры утилитарно-рационального подхода жертвы к своему положению и в единичных разработках отечественных психологов [9,11,27].

7. В современной отечественной психологии проводятся исследования, характеризующие те или иные стороны личности с признаками поведения жертвы. Изучается выученная беспомощность как относительно устойчивое психологическое образование, проявляющееся в поведении индивида как неспособность к активным действиям в трудных жизненных ситуациях [31]. Проводятся исследования инфантилизма как комплекса характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии прогрессивной мотивации, слабой потребности в достижениях, несамостоятельности решений, зависимости от других, иждивенчестве и т.п. [35]. Разрабатывается проблема отчуждения как целостного устойчивого состояния разрушения смысловых связей в структуре жизненного мира человека [19]. Широко исследуются особенности психологических защит и копинг-поведения личности при преодолении трудных ситуаций [26, 28], где поведение жертвы рассматривается как один из типов психологической защиты. Имеются единичные примеры нездоровой дефензивности [10], включающей психологическую защиту с одновременной демонстрацией своих мучений и страданий. Делается попытка определения ведущего типа

Общая психология, психология личности, история психологии

потенциальной виктимной активности, в результате чего повышается вероятность превращения индивида в жертву [3].

8. В психологических науках при анализе поведения жертвы, основанного на рентных установках, можно выделить высказанные исследователями идеи, свидетельствующие о необходимости смещения акцента с медицинской (клинической) точки зрения на воспитательную [1, 11, 29, 41], через интеграцию существенных направлений медицины, философии, педагогики и психологии.

9. В отечественной психологии накоплен богатый опыт в исследовании различных проявлений личностной и социальной активности человека [2, 4, 15]; получили более четкое обозначение идеи жизнестойкости [4, 8, 20]; жизнеспособности [2] жизнетворчества [19]; обозначены психолого-педагогические условия развития способностей к преодолению трудных жизненных ситуаций как личностной и поведенческой характеристики[4].

Таким образом, теоретические предпосылки исследования проблемы жертвы в психологии позволяют наметить некоторые перспективные направления ее дальнейшего изучения, среди которых можно выделить следующее.

Во-первых, необходимо обобщить теоретические концепции, операционализирующие понятие «жертва», уточнить само понятие. Раскрыть механизмы поведения жертвы как динамического явления, включающего рентные установки, характеризующиеся рационально-утилитарным подходом к своим несчастьям. Отметим, что поведение жертвы по своей природе неоднородное, многомерное явление, организованное многоуровневыми связями, поэтому обобщение, систематизация теорий и концепций, изучающих подобное поведение должно являться приоритетным для эффективного анализа накопленных данных по изучаемой проблеме.

Во-вторых, необходимо выделить основания классификации жертв и разработать типологию, что является достаточно сложной методологической задачей в силу многообразия человеческих проявлений. Однако без классификации, упорядочивания и систематизации фактов, явлений и т.п. научное знание является не полным, поэтому разработка типологии жертв является одной из приоритетных задач психологии.

В-третьих, необходимо обратиться к разработке надежного и валидного диагностического инструментария для определения специфики проявления виктимности в поведении индивида. Наряду с этим, выработать четкие парадигмальные основы, обозначить методо-

логические уровни, определить принципы, условия и направленность психологической помощи при работе с индивидом-жертвой.

Литература

1. Адлер, А. Понять природу человека /

А. Адлер. - СПб.: Академический проект, 1997. -256 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000. - 351 с.

3. Андроникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению / О.О. Андроникова//Материалы IIIМежрегион. науч.-практ. конф. 17-18 декабря 2003 г. -М., 2003. -http://spsi.narod.ru/5.htm.

4. Анциферова, Л.И Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. —1994. - Т. 15. —№ 1. - С. 3-17.

5. Батай, Ж. Проклятая часть: сакральная социология / Ж. Батай. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

6. Берн, Э. Три аспекта личности /

Э. Берн // Теории личности в западноевропейской и американской психологии: хрестоматия. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1996.-С. 295-324.

7. Беттельхейм, Б. Просвещенное сердце. Исследование психологических последствий существования в экстремальных условиях страха и террора / Б. Беттельхейм. -http://lib. ololo.cc/a/l 215.

8. Бодалев, А.А. О человеке в экстремальной ситуации (эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения) /А.А. Бодалев //Мир психологии. - 2002. -Ия 2. - С. 127-134.

9. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / В.М. Бехтерев. - М.,

1994. - 400 с.

10. Бурно, М.Е. Сила слабых /М.Е. Бурно.

- М.: ПРИОР, 1999. - 368 с.

11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. -654 с.

12. Ениколопов, С.Н Теории сексуального насилия / С.Н. Ениколопов, О.А. Кравцова //Прикладная психология. -1999. -№4-С. 45-53.

13. Итиаков, С. М. Зарубежная криминология / С.М.Иншаков. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 383 с.

14. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 3 т. / Э. Кассирер. - М.; СПб., 2002. -Т. 2.-С. 230-242.

15. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Клейберг. - М. : Сфера, 2004. -192 с.

16. Козырев, Г. И. «Жертва» в структуре социально-политического конфликта: монография /Г.И. Козырев. - М.: Изд-во «Экслиб-рис-Пресс», 2008. -167 с.

17. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин. - 2-е изд., испр. -М.: БИНОМ, 2007. - 493 с.

18. Кьеркегор, С. Страх и трепет/С. Кьеркегор. -М.: Республика, 1993. -109 с.

19. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

20. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл. - 63 с.

21. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель. - Новочеркасск: Сагуна, 1994. -160 с.

22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2000. —200 с.

23. Мухина, B.C. Возможность возникновения комплекса «жертвы» у пострадавших от аварии на ЧАЭС /B.C. Мухина // Чернобыльская катастрофа: диагностика и ме-дико-психологическая реабилитация пострадавших: сб. материалов науч. -практ. конф. -Минск, 1993. - С. 34-38.

24. Ницше, Ф. Антихрист. Проклятие христианству/Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990.

25. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002.-288 с.

26. Осухова, Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи / Н.Г. Осухова // Развитие личности. - 2006. -№ 3. - С. 152-166.

27. Павлов, ИИ Рефлекс свободы / ИИ. Павлов. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

28. Пергаменщик, Л.А. Изучение психологических механизмов адаптации детей к новым условиям жизни и деятельности / Л.А. Пергаменщик // Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших: сб. материалов науч.-практ. конф., Минск, 21-22 мая 1992 г. - Минск, 1992. - С. 7-10.

29. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного

ведра / Ф. Перлз. - СПб.: Петербург-XXl век,

1995. - 448 с.

30. Ривман, В. Криминальная виктимоло-гия /В. Ривман - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.

31. Ротенберг, B.C. Образ я и поведение /

B.C. Ротенберг. - Иерусалим: Маханаим, 2000. - http://rjews.net/v_rotenberg/book.htm

32. Руденский, Е.В. Деформация Я-кон-цепции как предмет социально-педаго-гической виктимологии (опыт экспериментального исследования) / Е.В. Руденский -Новосибирск: Сиб.ПСИ, 2000. - 59 с.

33. Савельев, А.В. Девиантная виктим-ность как фактор деструктивной социализации личности делинквентного подростка / А.В. Савельев // Материалы IV Междунар. науч. конф. молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке». - Ставрополь: Сев-Кав ВТУ, 2010. - Т. 2. - 405 с.

34. Селигман, М. Новая позитивная психология. Новый взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - ООО Изд-во «София». - 368 с.

35. Серегина, А.А. Проблема социально-

психологической незрелости молодежи // Ученые записки РГСУ / А.А. Серегина // Психология социальности. - 2006. - № 2. -

C. 96-99.

36. Туляков, В. Виктимностъ и ее выражение / В. Туляков // Юридична oceima i пра-вова держава: зб. наук, праць. - Одеса, 1997.

- С. 224-232.

37. Фрейд, 3. Моисей и монотеизм /

3. Фрейд. - http://liblOO.com/book/ moses_and_ monotheism.

38. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994. -447 с.

39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/К. Хорни. — М.: Айрис-Пресс, 2004. -464 с.

40. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия. - Самара: Изд. дом «Бахрах». - С. 325 - 374.

41. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997.-1053 с.

42. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К Ясперс. - М: Политиздат, 1991. - 527 с.

Поступила в редакцию 11 января 2011 г.

Одинцова Мария Антоновна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Университет Российской академии образования, г. Москва; e-mail: Mari505@mail.ru

Maria A. Odintsova. The candidate of psychological sciences, docent, University of the Russian Academy of Education, Russia, Moscow; e-mail: Mari505@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.