Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / система образования / внедрение ИИ в образование / технологии ИИ / образовательные организации / отношение к ИИ / artifi cial intelligence / educational system / introduction of AI in education / AI technologies / education organizations / attitude towards AI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцов Дмитрий Борисович, Воронцова Анна Валерьевна

Статья посвящена вопросам использования технологий ИИ и сервисов на их основе в системе образования. Влияние искусственного интеллекта может оцениваться как негативное, разрушающее систему образования, так и позитивное, изменяю щее ее конфигурацию. Ситуация с внедрением ИИ в образование характеризуется высокой динамичностью и изменчивостью процесса, снижающей объективность представлений об использовании ИИ в образовательных практиках, а также неравномерностью, стихийностью и неуправляемостью этого процесса, обусловленной технологическими компетенциями участников образовательного процесса и доступом к цифровым инструментам ИИ у разных субъектов и организаций. Проблема исследования связана с выявлением актуальной картины использования ИИ в образовательных организациях разного уровня. В статье приведены результаты опроса более 300 обучающихся разных уровней образования, более 60 учителей общеобразовательных школ и преподавателей организаций среднего профессионального и высшего образования. Авторы приходят к следующим заключениям: проявляется тенденция отчуждения от сущности технологии искусственного интеллекта, большинство респондентов под этим названием понимает известные сервисы, включая голосовых помощников и устройства типа умных колонок; практика использования сервисов на основе технологий ИИ для решения рабочих и учебных задач довольно распространена, однако уровень их внедрения в образовательный процесс довольно поверхностный; среди участников образовательного процесса очевидно положительное отношение к технологиям ИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцов Дмитрий Борисович, Воронцова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATIONAL PRACTICES: RESEARCH EXPERIENCE

The article is devoted to the use of AI technologies and services based on them in the education system. The impact of artifi cial intelligence can be assessed as nega tive, disrupting the education system, or positive, transforming its structure. The situation with the implementation of AI in education is characterized by high dynamics and variability of the process, reducing the objectivity of ideas about using AI in educational practice, as well as the irregularity, spon taneity, and uncontrollable nature of this process due to technological competence of participants in educational activities and access to digital tools for AI from different subjects and organizations. The study problem is related to identifying an accurate picture of the use of artifi cial intelligence in educational institutions at various levels. The article presents the results of a survey conducted among more than 300 students from different educational levels, more than 60 secon dary school teachers, and teachers from secon dary vocational and higher education institutions. The authors conclude that there is a trend towards alienation from the essence of AI technology; most respondents are familiar with well-known services under this name, such as voice assistants and smart speakers. The use of AI-based services for solving work and educational tasks is common, but their implementation in the educational process remains superfi cial. There is an evident positive attitude towards AI technologies among those involved in the education process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК /UDC 378.1

DO110.54509/22203036_2024_3_174 EDNPDAJMJ

Воронцов Дмитрий Борисович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома

Воронцова Анна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и акмеологии личности, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома

Vorontsov Dmitry B.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma

Vorontsova Anna V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Head of the Department Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma, State University, Kostroma

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ:

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ON THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATIONAL PRACTICES:

RESEARCH EXPERIENCE

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования технологий ИИ и сервисов на их основе в системе образования. Влияние искусственного интеллекта может оцениваться как негативное, разрушающее систему образования, так и позитивное, изменяющее ее конфигурацию. Ситуация с внедрением ИИ в образование характеризуется высокой динамичностью и изменчивостью процесса, снижающей объективность представлений об использовании ИИ в образовательных практиках, а также неравномерностью, стихийностью и неуправляемостью этого процесса, обусловленной технологическими компетенциями участников образовательного процесса и доступом к цифровым инструментам ИИ у разных субъектов и организаций. Проблема исследования связана с выявлением актуальной картины использования ИИ в образовательных организациях разного уровня. В статье приведены результаты опроса более 300 обучающихся разных уровней образования, более 60 учителей общеобразовательных школ и преподавателей организаций среднего профессионального и высшего образования. Авторы приходят к следующим заключениям: проявляется тенденция отчуждения от сущности технологии искусственного интеллекта, большинство респондентов под этим названием понимает известные сервисы, включая голосовых помощников и устройства типа умных колонок; практика использования сервисов

на основе технологий ИИ для решения рабочих и учебных задач довольно распространена, однако уровень их внедрения в образовательный процесс довольно поверхностный; среди участников образовательного процесса очевидно положительное отношение к технологиям ИИ.

Abstract. The article is devoted to the use of AI technologies and services based on them in the education system. The impact of artificial intelligence can be assessed as negative, disrupting the education system, or positive, transforming its structure. The situation with the implementation of AI in education is characterized by high dynamics and variability of the process, reducing the objectivity of ideas about using AI in educational practice, as well as the irregularity, spontaneity, and uncontrollable nature of this process due to technological competence of participants in educational activities and access to digital tools for AI from different subjects and organizations. The study problem is related to identifying an accurate picture of the use of artificial intelligence in educational institutions at various levels. The article presents the results of a survey conducted among more than 300 students from different educational levels, more than 60 secondary school teachers, and teachers from secondary vocational and higher education institutions. The authors conclude that there is a trend towards alienation from the essence of AI technology; most respondents are familiar with well-known services under this name,

such as voice assistants and smart speakers. The use of Al-based services for solving work and educational tasks is common, but their implementation in the educational process remains superficial. There is an evident positive attitude towards Al technologies among those involved in the education process.

Ключевые слова: искусственный интеллект, система образования, внедрение ИИ в образование, технологии ИИ, образовательные организации, отношение к ИИ.

Keywords: artificial intelligence, educational system, introduction of Al in education, Al technologies, education organizations, attitude towards Al.

Введение

Актуальность и постановка проблемы. Развитие технологий искусственного интеллекта, широкое и крайне интенсивное внедрение их в бизнес-процессы и практики общественной жизни актуализирует вопросы осмысления использования средств искусственного интеллекта в образовании.

На настоящий момент очевидны два аспекта внедрения искусственного интеллекта в образовательные практики: организованный и педагогически управляемый процесс, когда инструменты ИИ служат педагогическим целям, и стихийный, неуправляемый процесс, когда эти инструменты используются как заместитель индивидуального, авторского труда участников образовательного процесса. В зависимости от фокуса педагога-исследователя или практика потенциалы и влияние искусственного интеллекта могут оцениваться как крайне негативно, т.е. как средства, разрушающие систему образования, так и позитивно как технологии, меняющие ее конфигурацию.

Ситуация с внедрением искусственного интеллекта в образование, на наш взгляд, характеризуется двумя значимыми чертами: с одной стороны, высокой динамичностью процесса и его изменчивостью, что снижает объективность представлений об актуальном состоянии дел с использованием ИИ инструментов в образовательной практике в каждый отдельный период времени, а с другой стороны - с определенной степенью неравномерности, стихийности и неуправляемости этого процесса, обусловленной наличием технологических компетенций и доступа к цифровым инструментам ИИ у отдельных субъектов и организаций.

Поэтому проблемой нашего исследования стал анализ сущностных характеристик актуальной ситуации использования инструментов искусственного интеллекта в наиболее массовых образовательных инсти-

тутах (общеобразовательных школах, организациях среднего профессионального и высшего образования).

В связи с этим мы поставили цель исследования -выявить характеристики актуальной ситуации в области применения средств искусственного интеллекта в практиках общеобразовательной школы.

Научная новизна нашего исследования связана с недостаточным количеством публикаций, акцентирующих внимание на реальной ситуации использования инструментов искусственного интеллекта в повседневных образовательных практиках наиболее типичных образовательных организаций.

Методология

Теоретические основания исследования. На настоящий момент круг исследований, посвященных разным аспектам внедрения искусственного интеллекта в образование, довольно широк.

Среди них отчетливо выделяются следующие аспекты:

- анализ существующих практик использования искусственного интеллекта в образовании. Рассматриваются примеры использования искусственного интеллекта в следующих областях: решение постановки задач: интеллектуальные обучающие системы (ИОС), чат-боты, использование ИИ для обучения и оценки: интеллектуальные обучающие системы (ИОС), иммер-сивные технологии, адаптивные и интеллектуальные сетевые образовательные системы, оркестраторы электронных сетей, чтение и изучение языков с поддержкой искусственного интеллекта, использование роботов, поддержка академической честности; приложения, ориентированные на учителей; модель двойного учителя [1; 2];

- исследования, постулирующие достоинства и недостатки внедрения технологий ИИ. Среди достоинств чаще всего называются гибкость, индивидуализация, адаптивность, а среди недостатков - неравенство доступа к технологиям, цифровое неравенство, зависимость от технологий, снижение творческого потенциала обучающегося, неочевидность психологических последствий длительного взаимодействия обучающегося с ИИ [3-9];

- исследования, в результате которых формулируются нормативно-правовые, организационные, методические, кадровые требования к использованию инструментов искусственного интеллекта в образовании. Например, понимание технологий искусственного интеллекта, учет этических норм, механизмы защиты данных, обучение преподавательского состава, а также ответственность за неправильные решения и защита прав обучающихся [10; 11];

- исследования, ориентированные на выявление технологий и методик использования искусственного интеллекта для решения конкретных педагогических задач. Например, формирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося [12]; выявление наиболее эффективных способов использования технологии ИИ в обучении иностранному языку [13]; использование технологий дополненной реальности в образовательном процессе, а также их способность продвигаться с технологиями искусственного интеллекта [6]; использование чат-ботов на основе ИИ для улучшения преподавания отдельных дисциплин (на примере «Философии») [14]; особенности использования искусственного интеллекта в художественно-графическом образовании [14] в инженерном образовании [15];

- исследования этических аспектов использования искусственного интеллекта, в контексте которых выдвигаются требования равного доступа к технологии для всех студентов, независимо от их социального или экономического статуса; организация мониторинга использования технологий в образовании для выявления случаев дискриминации по критерию доступа к технологиям; развитие программ поддержки, направленные на повышение осведомленности о проблемах дискриминации в системе образования [16]. Среди основных этических проблем исследователи называют: отсутствие объективности алгоритмов машинного обучения; наличие сложностей при сохранении приватности персональных данных (ПД); изменение роли педагога в учебном процессе; ошибки и предвзятость машинных алгоритмов; потенциальное негативное воздействие цифровых технологий на эмоциональное и психологическое состояние учащихся. Для решения предложен комплексный подход, включающий в себя разработку современных стандартов безопасности внедрения инструментов ИИ и повышение осведомленности и грамотности педагогов и учеников в данной области [17];

- описание опыта подготовки педагогов к работе с инструментами искусственного интеллекта, формирования осознанного и технологичного подхода к применению средств ИИ [20].

Однако, на наш взгляд, на настоящий момент ощущается дефицит исследований, которые акцентировали бы внимание на реальной ситуации использования инструментов искусственного интеллекта в повседневных образовательных практиках наиболее типичных образовательных организаций, а также на отношении, готовности и возможностях практикующих педагогов внедрять средства ИИ в учебный процесс.

Исследовательская гипотеза заключалась в следующем:

- несмотря на стремительное развитие технологий ИИ в течение последних двух лет (в первую очередь технологий генерации визуального и текстового контента на основе нейросетей), в образовательном процессе они не нашли системного применения;

- отдельные участники образовательного процесса применяют появившиеся в свободном (условно свободном) доступе инструменты и сервисы на основе нейросетей для решения отдельных профессиональных и учебных задач в качестве заместителя ранее существующих инструментов;

- средства ИИ не используются для решения значимых методических задач и не способствуют на данном этапе развитию эффективности образовательного процесса. Учителя испытывают затруднения при осуществлении связи между профессиональной задачей и возможностями ИИ. В следствие чего эти возможности остаются на данный момент недостаточно актуализированными в образовательной практике.

Нами были применены следующие методы исследования. Обзор и анализ актуальных публикаций (не позднее 2020 г.) с акцентом на статьи 2022-2024 гг. по теме использования технологий ИИ в образовании, а также опрос различных субъектов образовательного процесса, включая учащихся и педагогов школ, учреждений среднего профессионального образования и высшего образования.

Опрос проводился посредством электронного опроса, в рамках которого предусматривались различные анкеты для учителей и преподавателей, а также для обучающихся и студентов. Опрос содержал три части: паспортная, блок вопросов, позволяющий охарактеризовать знание технологий искусственного интеллекта и блок вопросов, связанных с опытом внедрения и отношением к этим технологиям. В опросе приняли участие 65 учителей общеобразовательных школ и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и 349 обучающихся (школьники и студенты).

Анкетная часть не содержала вопросов, связанных с персональными данными, с целью сохранения анонимности респондентов и снижения доли социально одобряемых и неоткровенных ответов.

Результаты, полученные посредством опроса, анализировались с использованием сравнительного метода, контент-анализа ответов на открытые вопросы.

Результаты

Принявшие участие в нашем опросе обучающиеся характеризуются следующим образом: среди группы обучающихся (первая группа) опрошено 186 школьников, 138 студентов учреждений среднего профессионального образования и 25 студентов организаций высшего образования. По гендерному составу респонденты из числа учащихся разделились почти поровну: юношей - 176 чел., девушек - 173 чел. 67 учащихся из населенных пунктов с населением менее 10 тыс.чел.

Группа педагогов (вторая группа) включала в свой состав 2 воспитателей дошкольных образовательных учреждений, 35 учителей школ, 12 педагогов организаций среднего профессионального образования и 16 пре -подавателей вуза.

Содержательная часть опросника начинается с двух дополняющих друг друга вопросов. Открытый вопрос «Какие технологии ИИ или инструменты, ресурсы, использующие ИИ, ты знаешь?» и вопрос с несколькими вариантами ответов «Какие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) ты использовал/используешь?». Первый из этих вопросов направлен был на выявление понимания того, какие технологии можно отнести к сфере ИИ, а второй - на выявление опыта использования этих технологий. На первый вопрос положительно ответили 249 учащихся (71 % респондентов), при этом большинство из них называли не столько технологии, сколько уже разрекламированные инструменты (Алиса, Маруся, ChatGPT, YandexGPT и прочее), в ряде

случаев включая в этот перечень чат-боты, которые могут быть основаны на конструкторах с предопределенными, запланированными ответами. Такие базовые технологии, как нейросети, компьютерное зрение, распознавание естественной речи и прочее назвал 41 учащийся (около 12%).

При ответе на закрытый вопрос, предполагающий один или несколько вариантов ответов «Какие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) ты использовал/используешь?», наиболее часто встречаются самые «раскрученные» на момент опроса сервисы: Алиса, СЬ^РТ, М1^оигпеу, Шедеврум, 01даСЬ^ (рис. 1). Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от активности создателей инструмента на рынке на конкретный момент. Количество добавленных ответов в варианте ответа «Другое» незначительно: названо всего два сервиса на основе нейросетей по одному разу, не перечисленных в вариантах ответов (ВМоуепОРТ и РДИ-Б).

Кроме того, опрос содержал закрытый вопрос с одним или несколькими вариантами ответов, связанный с решаемыми задачами. Ответы респондентов распределились следующим образом:

- выполнение домашнего задания - 184 упоминания (более 50 % респондентов);

- создание контента для соцсетей и мессендже-ров - 151 упоминание;

- обучение - 160 упоминаний;

- другое, так или иначе связанное с работой или учебой («генерирую код для разработки игры, сайта и т.д.»,

Используемые сервисы на основе ИИ

BithovenGPT DALL-E Bard Кандинский Bing GigaChat Шедеврум Midjourney ChatGPT Алиса

71

198

276

0 50 100 150 200 250 300

Рис. 1. Какие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) ты использовал/используешь?

Задачи, решаемые при помощи ИИ

Другое (связанное с работой или учебой) I 5

Изучаю/закрепляю новый учебный материал

Создаю контент (картинки, видео, музыку) для размещения в социальных сетях, мессенджерах

Делаю домашнее задание

^160 151

184

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 Рис. 2. Какие задачи ты решаешь при помощи технологий ИИ (сервисов на основе ИИ)?

«списываю тесты, контрольные, пишу курсовые», «получаю обобщенную информацию по введенному запросу», «создаю посты в ТГ-канал», «работа фотографом, написание текстов в работе с детьми на занятиях по компьютерной грамотности») - 5 упоминаний (рис. 2).

Очевидно, что всем образовательным организациям необходимо пересматривать свое отношение к заданиям, требующим создания, по крайней мере, не очень специализированных текстов (рефераты, курсовые работы и проекты, выпускные квалификационные работы). Вероятнее всего, общение должно сдвигаться в сторону живого взаимодействия (человек - человек) с учащимися в рамках семинаров, зачетов и экзаменов в формате прямой коммуникации и достаточно индивидуализированной беседы, особенно если целью обучения и последующей проверки учебных достижений является умение студента самостоятельно продуцировать и формулировать идеи, давать качественную оценку текстовой/речевой информации.

Нас также интересовало, из каких источников учащиеся чаще берут информацию о технологиях ИИ и сервисах на их основе. В связи с этим в опросник был включен соответствующий вопрос. Наиболее часто встречается ответ «рассказали друзья/одноклассники».

Второе место по числу выбранных занимает ответ «увидел рекламу» (119 чел.). Довольно низкий процент приходится на ответ «рассказали и показали, как пользоваться, в образовательной организации (школа, СПО или вуз)» - так ответили 43 чел. (12,3% респондентов). При этом регулярно интересуются темой ИИ 110 чел. (31,5% респондентов). Из этого видно, что образовательные организации не выполняют (или выполняют на недостаточном уровне) запрос учащихся в этой области (рис. 3).

Для определения отношения обучающихся к технологиям ИИ и сервисам на их основе были заданы следующие вопросы с одним или несколькими вариантами ответов, а также открытые, предполагающие свободный ответ:

1. Хотел(а) бы ты научиться использовать нейро-сети и другие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ)?

2. Как ты думаешь, технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) помогают людям?

3. Если в предыдущем вопросе ответ «однозначно да», то как помогают технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) людям?

4. Как ты думаешь, технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) несут опасность людям?

Источники информации об инструментах ИИ

Случайно нашел

Рассказали и показали как пользоваться родители Рассказали и показали как пользоваться в ОО Регулярно интересуюсь новостями на эту тему Увидел рекламу Рассказали друзья/одноклассники

43

110 ■ 119

179

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 Рис. 3. Откуда ты узнал(а) или берешь информацию о технологиях ИИ (сервисах на основе ИИ)?

5. Если в предыдущем вопросе ответ «однозначно да», то какую опасность несут технологии ИИ (сервисы на основе ИИ)?

На первый из них 75% ответили утвердительно. Остальные ответы распределились следующим образом: «нет» - 6 %, «не думаю, что может пригодиться» -5%, «было бы интересно, но неуверен, что это пригодится» - 14%.

На вопрос, помогают ли технологии ИИ людям, можно было не только выбрать ответ из предложенных («да» или «нет»), но и написать свой вариант. Однозначно положительно ответили 91,5 % респондентов, «точно нет» - 2,3 %. Остальные респонденты сформулировали свой ответ, постаравшись уйти от категоричности полного согласия или полного отрицания.

На вопрос о том, как помогают технологии ИИ людям, также можно было выбрать предложенные варианты и написать свой. Ответы распределились следующим образом:

- создадут новые рабочие места - 159 выборов;

- возьмут часть функций разных сотрудников на себя, что позволит сделать 4-дневную рабочую неделю - 207 выборов;

- повысят уровень производства и жизни -197 выборов.

Остальные самостоятельно сформулированные ответы отмечают пользу в текущем моменте, связанную с возможностями нейросетей генерировать визуальную информацию, тексты, содержательно отвечать на вопросы.

Чуть более 50 % учащихся однозначно ответили, что технологии ИИ не несут опасности, 28,7 % ответили «да». Остальные сформулированные респондентами самостоятельно ответы на вопрос об опасности технологий ИИ даны для смягчения категоричности ответов «да» и «нет». Смысл ответов: технологии ИИ - это средство, которое можно использовать как для позитивных изменений, так и с угрозой людям.

Вопрос о причинах опасности предполагал выбор одного или нескольких ответов и вариант «другое», где респондент мог написать свой вариант ответа. Из предусмотренных ответов вариант «люди разучатся думать и придумывать новое» выбрали 54 % учащихся, «отберут рабочие места, возникнет экономический кризис» - 45 %, ответы «захватят власть над Интернетом для начала, потом - восстание машин» и «возникнет нехватка физических ресурсов Интернета, что приведет к глобальным сбоям и экономическим кризисам» набрали 26% и 23% соответственно. Ответы в варианте «другое» отражают в большинстве случаев те же смыслы, что и предложенные формулировки. 2 чел.

отметили вероятный риск создания фейковых новостей и компрометирующих материалов, что несет вполне реальные угрозы как личного, так и социального характера.

Опрос учителей показал, что не знают технологий ИИ и сервисов на их основе и, соответственно, ими не пользуются около 14% респондентов, при этом на открытый вопрос «Какие технологии ИИ или инструменты, ресурсы, использующие ИИ, Вы знаете?» отрицательно или некорректно (например, «компьютер» или «Интернет») ответили около 30% учителей и преподавателей. Однако в следующем вопросе «Какие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) Вы использовали/ используете?» ответ можно было выбрать из предложенных вариантов, и полностью отрицательно «никогда ими не пользовался» ответили только 9 человек, остальные назвали сервисы, которыми пользуются («Алиса» и «Шедеврум»), что показывает недостаточную осведомленность о базовых направлениях развития технологий искусственного интеллекта, на которых основаны современные голосовые помощники и инструменты генерации и обработки текста, звукового и визуального контента, но ориентацию в наиболее известных (распространенных)сервисах.

Те из преподавателей, кто пользуется сервисами на основе ИИ, на вопрос о частоте использования ответили «часто» и «очень часто» 35% от всех участников опроса (23 чел.). Сервисы/устройства, которыми они пользуются: все назвали голосового помощника Алису (или одноименную колонку), 2 чел. назвали 01даСНа^ 5 чел. - СЬ^РТ, 2 чел. - Шедеврум, 1 чел. - Кандинский и МНфигпеу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос о целях использования (задачах, которые решаются при помощи сервисов ИИ) респонденты второй группы ответили, что используют в прагматичных целях («готовлю документы», «готовлюсь к занятиям», «текст для научных работ» и пр.), 38 чел., что составляет 58,5 % респондентов, что больше, чем среди учащихся, которые выполняют домашнее задание при помощи ИИ (52,7%). В развлекательных целях, не связанных с утилитарными задачами, инструменты ИИ используют 18,5%.

На вопрос о желании научиться и использовать технологии/сервисы ИИ однозначно положительно ответили 72 % педагогов (47 чел.), а также условно положительный ответ («было бы интересно, но не уверен, что это пригодится») выбрали 12 чел. (18,5%), что в сумме дает более 90 % положительных ответов. На наш взгляд, очевидно, что отношение к новым технологиям, набирающим популярность во всем мире, у педагогов и учителей достаточно позитивное.

Ответ на вопрос о пользе «Как Вы думаете, технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) помогают людям?» «однозначно да» или «скорее да» выбрал 51 педагог (78,5 %) - это менее оптимистично, чем у учащихся, среди которых однозначно положительно ответили 91,5% респондентов.

На вопрос «Хотел(а) бы ты научиться использовать нейросети и другие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ)?» 72% респондентов ответили «да», еще положительно нейтрально «было бы интересно, но не уверен, что это пригодится» ответили 12 чел., т. е. 19% респондентов (рис. 4). Эти результаты соотносимы с результатами учащихся, среди которых указанные выше ответы выбрали 75% и 14% респондентов соответственно.

Мнение о вероятной опасности технологий ИИ для человека высказали 26 преподавателей (41,3%), 18 чел. (28,6 %) отрицательно ответили на вопрос «Как ты думаешь, технологии ИИ (сервисы на основе ИИ) несут опасность людям?». Остальные ответы направлены на выбор «золотой середины» между категоричными ответами. Основной смысл этих ответов сводится к идее возможности использования технологий людьми как во благо, так и во вред другим людям.

Среди рисков, которые называют респонденты второй группы, отвечая на вопрос «Если в предыдущем вопросе ответ «однозначно да», то какую опасность несут технологии ИИ (сервисы на основе ИИ)?», наиболее часто встречается ответ «люди разучатся думать и придумывать новое» (25 выборов, 67,6%). Другие ответы встречаются реже:

- «отберут рабочие места, возникнет экономический кризис» - 13 выборов (35,1 %);

- «захватят власть над Интернетом для начала, потом - восстание машин» - 6 выборов (16,2%);

- «возникнет нехватка физических ресурсов Интернета, что приведет к глобальным сбоям и экономическим кризисам» 5 выборов (13,5 %).

3 ответа, сформулированные самостоятельно, встречаются по 1 разу. Наиболее реалистичные из них два: «могут быть использованы в военных целях», «возникают продвинутые дипфейки голоса и изображения, которые могут использовать мошенники; также люди, совершившие преступления на камеру, могут оправдываться, что это дипфейк».

Заключение

В результате обработки полученных нами данных можно сделать ряд выводов.

У респондентов обеих групп выявляется тенденция отчуждения от сущности технологии искусствен-

6%

□ Да

□ Было бы интересно, но не уверен,

что это пригодится

Е2 Не думаю,

что может пригодиться

■ Нет

Рис. 4. Хотел(а) бы ты научиться использовать нейросети и другие технологии ИИ (сервисы на основе ИИ)?»

ного интеллекта. Как учащиеся, так и преподаватели в своем большинстве не знают самой технологии ИИ даже на уровне наименования, фиксации сущности (обработка и генерация естественного языка, компьютерное зрение, машинное обучение, робототехника, автономные автомобили и прочее). Под технологией искусственного интеллекта понимаются известные сервисы, включая голосовых помощников и устройства типа умных колонок, которые основаны на названных выше технологиях. При этом большинство респондентов применяют известные и доступные сервисы на постоянной основе (например Алиса, в том числе Уа^ехОРТ, ^ОРТ, Шедеврум, О1да^ и др.).

Практика использования сервисов на основе технологий ИИ для решения рабочих и учебных задач довольно распространена, однако уровень их внедрения в образовательный процесс довольно поверхностный. Использование новых технологий повышает скорость и простоту решения повседневных задач (например подбор изображения), однако не меняет конфигурацию образовательного процесса, формируя новые возможности для педагога и обучающегося. При этом школьники и студенты используют их для выполнения домашней работы, что должно привести образовательные организации к пересмотру ряда практик, связанных с написанием учащимися сочинений, эссе, изложений в целях проверки и закрепления материала.

Среди участников образовательного процесса очевидно положительное отношение к технологиям ИИ, что выражается в желании большинства как учащихся, так и педагогов научиться их использовать для решения своих повседневных задач. Кроме того, большинство респондентов не выражает опасений, связанных с какими-либо глобальными рисками, вызванными взрывным ростом количества сервисов на основе

нейросетей (критичное изменение рынка труда, обрушение экономики и прочее). При этом есть те, кто оценивает риски с осторожностью: возможности подделки голоса и создания дипфейков - вполне реальные угрозы личной финансовой безопасности. При этом наблюдается очевидный дефицит методических компетенций, позволяющих найти продуктивные ниши в педагогической деятельности для использования средств ИИ, а также для разработки специализированных инструментов ИИ под решение педагогических задач, к которым относится, например, цифровой тьютор для выполнения домашней работы школьниками. Без восполнения таких компетенций обучения педагогов использование ИИ останется довольно поверхностным и замещающим.

На основе наших данных можно зафиксировать, что использование как технологий ИИ, так и сервисов на их основе не находит достаточного места в отечественной системе образования. Несмотря на то, что большинство преподавателей и учащихся знает об их существовании и использует на постоянной основе, внедрение их в образовательный процесс как одного из средств образования сталкивается с продуктовыми и компе-тентностными барьерами.

Литература

1. Богданова Д. А. Горизонты использования искусственного интеллекта в образовании // Педагогика информатики. 2023. № 12. С. 15-32. ЕРЫ 1_РРЕОК.

2. Бадалходжаев Т. И. Методы использования искусственного интеллекта в образовании // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2024. № 2 (89). С. 8-10. ЕРЫ МШиМ1.

3. Акинина О. В., Гополова В. В., Хаустова С. А., Рома-ненко Д. С. Искусственный интеллект в образовании: перспективы и примеры использования // Современные тенденции развития науки и производства : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово : ООО «Западно-Сибирский научный центр», 2023. С. 41-44. ЕРЫ ^ШиД.

4. Харабаджах М. Н. Преимущества и риски использования искусственного интеллекта в высшем образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 295-298. ЕРЫ ЕРРВ1_Р.

5. Шубина Ю. М. Направления использования технологий искусственного интеллекта в образовании // Молодежь и образование XXI века : материалы XVIII региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 2020. С. 52-56. ЕРЫ МЕОиВЫ.

6. Паскова А. А. Возможности использования технологий искусственного интеллекта в образовании // Актуальные вопросы науки и образования : материалы II международной научно-практической конференции. Майкоп, 2020. С. 107-109. ЕРЫ УШЕ1.

7. Гончарова М. И. Использование искусственного интеллекта в высшем образовании: вызовы и перспективы (на примере СЬ^СРТ) // Коммуникации в условиях цифровых изме-

нений : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. С. 59-61. EDN LXVTKY.

8. Рогачев А. Ф., Мелихова Е. В., Золотых Н. В. Использование искусственного интеллекта в высшем образовании // Инновационные технологии в агропромышленном комплексе в современных экономических условиях : материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет,

2021. Том V. С. 68-73. EDN CUXPKI.

9. Брызгалина Е. В. Философский анализ ограничений использования систем искусственного интеллекта в образовании // Интеллектуальные системы. Теория и приложения.

2022. Т. 26. № 1. С. 367-370. EDN KEJFMM.

10. Abdalimova D. O. Mainstreaming oflegal issues ofthe use ofarti-ficial intelligence in the education system of Uzbekistan // Education. Quality Assurance. 2023. No. 3 (32). P. 25-32. EDN NFITFC.

11. Жегалов С. А., Кузнецова Д. В., Литовченко М. Д. Использование искусственного интеллекта в образовании // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 6. С. 19-23. EDN VHAEAE.

12. Елтунова, И. Б. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 150-154. EDN RAGUEJ.

13. Mussabayeva G. M., Niyazbekova A. A., Tussupbekova N. S., Duishonalieva B. T. Using artificial intelligence technology in higher education system // Pedagogical Science. 2023. No. 56 (123-124). P. 2529. EDN BWNVHG.

14. Коробанов А. В., Монахова Л. Д., Киселева Е. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в художественно-графическом образовании // Искусство и дизайн в контексте развития современного гуманитарного образования : сборник научных статей факультета ИЗО и НР. Москва : ООО «Эдитус», 2024. С. 122-127. EDN RKLXOQ.

15. Судоргин О. А., Макаренко Е. И., Карелина Е. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в инженерном образовании // Управление устойчивым развитием. 2022. № 4 (41). С. 107-112. EDN OKXOCE.

16. Duschenko S. S. Ethical aspects of using information technologies and artificial intelligence in education // 16th annual International Conference of Education, Research and Innovation. 2023. P. 130-133. EDN BTHRGA.

17. Щербанич Ф. Е., Ромашкова О. Н. Этика использования искусственного интеллекта в образовании // Наука, инновации и технологии: от идей к внедрению : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2023. С. 626-628. EDN AJLEII.

18. Кутрунов А. А. Опыт использования искусственного интеллекта в образовательном процессе среднего профессионального образования (на примере дисциплины «Основы философии») // Всероссийский педагогический форум - 2023 : сборник статей III Всероссийской методико-практической конференции. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2023. С. 153-157. EDN AQPVJC.

19. Кургузов А. В., Латушкина В. А. Совместное использование дополненной реальности и искусственного интеллекта в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 155-158. EDN RVGIJN

20. Бочкарев П. В. Опыт реализации программы повышения квалификации по использованию искусственного интеллекта в образовании в исследовательском университете // Интеллектуальные технологии в науке и образовании : материалы Международной научно-практической конференции. Новочеркасск : ООО «Лик», 2023. С. 87-92. EDN QDWFKI.

References

1. Bogdanova D. A. Gorizonty ispol'zovanija iskusstvennogo intelle-kta v obrazovanii [Horizons for the use of artificial intelligence in education]. Pedagogika informatiki, 2023, no. 12, pp. 15-32. EDN LRDEOK. (In Russian)

2. Badalhodzhaev T. I. Metody ispol'zovanija iskusstvennogo intel lekta v obrazovanii [Methods of using artificial intelligence in education]. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii, 2024, no. 2 (89), pp. 8-10. EDN NRWUMZ. (In Russian)

3. Akinina O. V., Gopolova V. V., Haustova S. A., Romanenko D. S. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii: perspek-tivy i primery ispol'zovanija [Artificial intelligence in education: prospects and examples of use]. Sovremennye tendencii raz-vitija nauki i proizvodstva. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kemerovo, 2023, pp. 41-44. EDN JSHJUA. (In Russian).

4. Harabadzhah M. N. Preimushhestva i riski ispol'zovanija iskusst-vennogo intellekta v vysshem obrazovanii [Advantages and risks of using artificial intelligence in higher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2022, no. 77-1, pp. 295-298. EDN ERPBLD. (In Russian)

5. Shubina Ju. M. Napravlenija ispol'zovanija tehnologij iskusst-vennogo intellekta v obrazovanii [Directions for using artificial intelligence technologies in education]. Molodezh' i obrazovanie XXI veka. Materialy XVIII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. Stavropol, 2020, pp. 52-56. EDN MZQUBN. (In Russian).

6. Paskova A. A. Vozmozhnosti ispol'zovanija tehnologij iskusst-vennogo intellekta v obrazovanii [Possibilities of using artificial intelligence technologies in education]. Aktual'nye voprosy nauki i obrazovanija. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Maykop, 2020, pp. 107-109. EDN YIJJEZ. (In Russian).

7. Goncharova M. I. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii: vyzovy i perspektivy (na primere ChatGPT) [The use of artificial intelligence in higher education: challenges and prospects (on the example of ChatGPT)]. Kommunikacii v uslovijah cifrovyh izmenenij. Sbornik materialov VII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saint Petersburg, 2023, pp. 59-61. EDN LXVTKY. (In Russian).

8. Rogachev A. F., Melihova E. V., Zolotyh N. V. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii [The use of artificial intelligence in higher education]. Innovacionnye tehnologii v agropromy-shlennom komplekse v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Volgograd, 2021, vol. V, pp. 68-73. EDN CUXPKI. (In Russian).

9. Bryzgalina E. V. Filosofskij analiz ogranichenij ispol'zovanija sis-tem iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Philosophical analysis of the limitations of using artificial intelligence systems in education]. Intellektual'nye sistemy. Teorija i prilozhenija, 2022, vol. 26, no. 1, pp. 367-370. EDN KEJFMM. (In Russian).

10. Abdalimova D. O. Mainstreaming of legal issues of the use of artificial intelligence in the education system of Uzbekistan. Education. Quality Assurance, 2023, no. 3 (32), pp. 25-32. EDN NFITFC. (In English).

11. Zhegalov S. A., Kuznecova D. V., Litovchenko M. D. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [The use of artificial intelligence in education]. Pedagogicheskoe obrazovanie, 2023, vol. 4, no. 6, pp. 19-23. EDN VHAEAE. (In Russian).

12. Eltunova, I. B. Ispol'zovanie algoritmov iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [The use of artificial intelligence algorithms in education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2021, no. 11, pp. 150-154. EDN RAGUEJ. (In Russian).

13. Mussabayeva G. M., Niyazbekova A. A., Tussupbekova N. S., Duis-honalieva B. T. Using artificial intelligence technology in higher education system. Pedagogical Science, 2023, no. 56 (123-124), pp. 25-29. EDN BWNVHG. (In English).

14. Korobanov A. V., Monahova L. D., Kiseleva E. V. Perspektivy ispol'zovanija iskusstvennogo intellekta v hudozhestvenno-graficheskom obrazovanii [Prospects for the use of artificial intelligence in art and graphic education]. Iskusstvo i dizajn v kontek-ste razvitija sovremennogo gumanitarnogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh statej fakul'teta IZO i NR, Moscow, 2024, pp. 122-127. EDN RKLXOQ. (In Russian).

15. Sudorgin O. A., Makarenko E. I., Karelina E. A. Perspektivy ispol'zovanija iskusstvennogo intellekta v inzhenernom obrazo-vanii [Prospects for the use of artificial intelligence in engineering education]. Upravlenie ustojchivym razvitiem, 2022, no. 4 (41), pp. 107-112. EDN OKXOCE. (In Russian).

16. Duschenko S. S. Ethical aspects of using information technologies and artificial intelligence in education. 16th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 2023, pp. 130-133. EDN BTHRGA. (In English).

17. Shherbanich F. E., Romashkova O. N. Jetika ispol'zovanija iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Ethics of using artificial intelligence in education]. Nauka, innovacii i tehnologii: ot idej k vnedreniju. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, Komsomolsk-on-Amur, 2023, pp. 626-628. EDN AJLEII. (In Russian).

18. Kutrunov A. A. Opyt ispol'zovanija iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nom processe srednego professional'nogo obra-zovanija (na primere discipliny "Osnovy filosofii") [Experience of using artificial intelligence in the educational process of secondary vocational education (using the example of the discipline "Fundamentals of Philosophy")]. Vserossijskij pedagog-icheskij forum - 2023. Sbornik statej III Vserossijskoj metodiko-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, 2023, pp. 153-157. EDN AQPVJC. (In Russian).

19. Kurguzov A. V., Latushkina V. A. Sovmestnoe ispol'zovanie dopolnennoj real'nosti i iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Combined use of augmented reality and artificial intelligence in education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazo-vanija, 2020, no. 69-4, pp. 155-158. EDN RVGIJN. (In Russian).

20. Bochkarev P. V. Opyt realizacii programmy povyshenija kvalifi-kacii po ispol'zovaniju iskusstvennogo intellekta v obrazovanii v issledovatel'skom universitete [Experience in implementing a professional development program on the use of artificial intelligence in education at a research university]. Intellektual'nye tehnologii v nauke i obrazovanii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novocherkassk, 2023, pp. 87-92. EDN QDWFKI. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.