Научная статья на тему 'К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников'

К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Егорова Светлана Владимировна

В статье рассмотрены различные педагогические технологии в процессе профильного обучения старших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Егорова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников»

РАЗДЕЛ X

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.047

Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изучение проблемы использования новых педагогических технологий показало, что в процессе профильного обучения использование разнообразных педагогических технологий позволяет повышать эффективность профильного обучения и к его завершению подготовить старших школьников к выбору профессии. Для экономического роста Кузбасса как крупнейшего промышленного региона России необходимы инженерные кадры. А для выбора старшими школьниками профессий, связанных с инженерной сферой профессиональной деятельности, необходимы знания в области естественно-научных дисциплин, что делает физико-математический профиль наиболее востребованным в образовательных учреждениях региона.

В профильной школе подготовка старших школьников к выбору профессии осуществлялась в таких образовательных областях, как математика, физика, химия, биология, и была направлена на активизацию у старших школьников познавательных и профессиональных интересов в этих областях.

Для того чтобы старшие школьники смогли выбрать профиль обучения, связанный с инженерной сферой профессиональной деятельности, было необходимо создать условия для приобретения ими фундаментальных знаний, умений и навыков по естественно-научным дисциплинам, а также использовать возможности естественно-научных дисциплин при овладении старшими школьниками знаниями, умениями и навыками в этой области науки.

Математика как фундаментальная дисциплина призвана привить старшим школьникам навыки активного познания, способность творчески анализировать информацию. Обучение математике при профильном обучении ведётся через использование как инвариантной, так и вариативной частей учебного плана с тем, чтобы увеличить число часов, отводимых на изучение определённых тем. Это предполагает введение дополнительных разделов в математике, важных для изучения старшими школьниками знаний, умений и навыков в рамках выбранного профиля и подготовки их к выбору профессий, связанных с инженерной сферой профессиональ-

ной деятельности; увеличение практической и прикладной направленности этих предметов через систему специальных и элективных курсов, лабораторных работ и учебных практик. Углубленное изучение усиливает прикладную направленность курса математики и способствует формированию у старших школьников устойчивого интереса к предмету, обеспечивает подготовку к будущей профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Физика - фундамент всех естественно-научных дисциплин. Именно углубленное изучение физики предполагает развитие устойчивого интереса к предмету с целью дальнейшего практического и теоретического применения знаний физики в жизни. Курс физики, знакомя старших школьников с фундаментальными теориями, в то же время имеет практическую и теоретическую направленность, связывая тем самым общую физику с прикладной физикой, которая способствует приобретению знаний, умений и навыков по выбираемой конкретной инженерной специальности. Особое внимание мы уделяем физическому эксперименту. Осваивая физику в рамках профильной подготовки, старшие школьники овладевают навыками постановки эксперимента (учатся определять цели, разрабатывать методику эксперимента), отрабатывают навыки интерпретации полученных данных, фиксирования результатов эксперимента.

Следует отметить, что старшие школьники испытывают различные труд -ности в усвоении естественно-научных дисциплин из-за усложнения с каждым годом изучаемого программного учебного материала. В итоге у них остаётся обрывочная информация из разных школьных курсов. К тому же эти сведения, не связанные с личностными интересами учащихся, с их дальнейшей практической деятельностью, быстро забываются. Педагоги отмечали, что многие старшие школьники не успевают по естественно-научным дисциплинам не только вследствие небольшого количества часов, отведённых базисным учебным планом на их изучение в 7 - 9-х классах, но и из-за несовершенства учебных программ. Обучая всех школьников по одинаковым учебникам и программам, невозможно удовлетворить их учебно-познавательные интересы. У одних школьников к 9-му классу уже сформированы познавательные интересы, другие же школьники не способны овладеть знаниями по естественно-научным дисциплинам на уровне Государственного образовательного стандарта, так как у них недостаточно сформированы умения использовать знания в новой ситуации, отмечается общеучебные умения анализировать (графики, табличные данные и др.); слабая подготовка по математике (много ошибок и погрешностей в вычислениях), непонимание сути некоторых изучаемых на уроках по естественнонаучным дисциплинам явлений и процессов (слабы ответы на качественные вопросы) и др.

Из анализа сочинений старших школьников ясно, что они, выбирая физико - математический профиль, высказывают опасение быть «неуспешными при дальнейшем обучении».

Изучение проблемы показало, что модернизация системы образования требует нового методологического подхода, который поможет реализовать возможности профильного обучения при подготовке старших школьников к выбору будущей профессии.

Использовать возможности профильного обучения позволяет интеграция учебных предметов, главная идея которой заключается в объединении содержания учебного материала, уплотнении его, установлении зависимостей и межпредметных связей. Как известно, межпредметные связи естественно-научных дисциплин представляют собой связи между такими дисциплинами, как физика и математика, физика и химия и др. Именно благодаря привлечению содержания материала других дисциплин возможно более глубокое и прочное усвоение программного материала и формирование общей системы знаний школьников.

Мы полагали, что приобретение старшими школьниками знаний, умений и навыков в рамках выбранного для изучения профиля будет успешным, если мы реализуем поурочный подход к интеграции. Как известно, интегрированные уроки относятся к нетрадиционным формам построения урока и представляют собой синтез знаний по двум и более дисциплинам естественно-научного цикла. Интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, междисциплинарных конференций или пресс-конференций, защиты творческих работ, решения задач с межпредметным содержанием, уроков-исследований, имитационных игр, дискуссий и т. д.

Важную роль в русле рассматриваемой нами проблемы играют используемые технологии обучения - как традиционные, так и блочно-модульные, игровые и др.

Блочно-модульная технология применялась нами для создания у старших школьников целостного представления об изучаемом материале; условий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы; предоставления возможности учебного роста старших школьников; обеспечения развития интереса к естественно-научным дисциплинам и закрепления изученного материала.

Блочно-модульная технология, интегрирующая блок естественно-научных дисциплин, требовала единых подходов к их изучению, согласованности содержания учебных программ (трактовки понятий, последовательности их изучения). Например, в рамках данной технологии из блока «Физика» при изучении основных понятий модуля «Кинематика» (10-й класс) мы опирались на уже усвоенные знания блока «Математика» (модуль «Метод координат»). Это облегчало процесс усвоения, а возникающие трудности не «гасили» у старших школьников интерес к предмету. Кроме того, опыт показал, что использование блочно-модульных технологий позволяет увеличить объём изучаемого материала при снижении учебной нагрузки на старших школьников.

Мы установили, что большое значение имеют межпредметные связи при

отработке и закреплении учебного материала по физике посредством решения задач. Очень часто задачи по физике воспринимаются старшими школьниками как нечто очень непонятное, трудное и ненужное в реальной жизни. И совсем иное дело, когда речь идёт о том, что старшие школьники видят каждый день, с чем встречаются или с чем сталкиваются при изучении других дисциплин. Поэтому в урочной деятельности мы использовали разноуровневый подход при решении практических задач по физике.

Решение задач, содержащих межпредметные связи математики и физики (например, графическое решение задач на движение, решение задач с помощью квадратичной функции и др.); биологии и физики (например, на условия плавания тел, архимедову силу); химии и физики (например, превращение одних химических элементов в другие при радиоактивном излучении) и т. д., помогало развивать интерес старших школьников к естественно-научным дисциплинам, а также формировать у них умение самоанализа, необходимое для подготовки старших школьников к выбору будущей профессии.

Как известно, физическая теория опирается на имеющийся математический аппарат, но последний более бурно развивается по мере его использования в физике. Невозможно добиться глубокого понимания законов физики, если использовать только экспериментальный или аналитический метод. Только интеграция, основанная на изучении одного и того же физического явления с помощью разных способов описания, обеспечивает учащемуся достаточно высокий уровень физического восприятия этого явления.

На уроках физики и математики учащиеся овладевали такими межпредметными умениями, как работа с формулой (распознание вида функции по формуле, вычисление функции по заданному значению аргумента, вычисление по формуле значения аргумента, выражение из формулы одной величину через другую); работа с графиком функции (строить график, по абсциссе находить ординату и наоборот и др.). Ведь в своей практической деятельности мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся, которые хорошо справляются с заданиями на различные функциональные зависимости на уроках математики, испытывают затруднения с выполнением аналогичных заданий по физике.

Чтобы этого избежать, мы активно использовали на уроках физики графические упражнения. Старшие школьники получают такие индивидуальные задания: начертить график по табличным данным; результаты измерений изобразить графически; проанализировать начерченные графики, отражающие физическую закономерность (например, определить вид механического движения); на основании одного графика построить другой (например, по графику перемещения - график скорости); решить задачу графическим методом. В результате анализа собственной деятельности на уроке учащиеся приходят к выводу: графический способ решения задач порой может быть не только самым простым, но и единственно возможным.

Мы установили, что работа с графиками открывает для учителя физики широкие возможности. Ведь в результате такой работы учитель помогает школьникам понять, что физическая формула и график - это два способа выражения взаимной обусловленности реальных величин; понимание того, что формула и график есть своеобразный язык, при помощи которого выражается количественная сторона изучаемого явления.

При решении специализированных задач по физике и математике часто возникают дискуссии, особенно если в итоге решения получаем результат, противоречащий здравому смыслу. Наиболее часто к этому приводит нарушение границ применимости законов, несоответствие результата теоретического решения и эксперимента, а также недопонимание изучаемых зако -нов (примером решения подобных задач являются задачи на расчёт силы трения; обсуждение полученного результата может зайти в тупик, если не напомнить старшим школьникам о том, что существуют разновидности сил «сухого трения»). В результате у учащихся вырабатывается умение решать сложные инженерные задачи. Тем самым углубляется теоретическая подготовка, помогающая старшим школьникам овладеть более широкими знаниями практического и прикладного характера по естественно-научным дисциплинам, повышается уровень сформированности общепредметных и межпредметных умений и навыков.

Например, в курсе алгебры 11-го класса старшие школьники знакомятся с понятиями «производная» и «интеграл». Интегрированный урок мы проводили в форме семинаров «Производная в физике» и «Применение интеграла в физике».

Ценность данных семинаров заключается в том, что старшие школьники самостоятельно работают с дополнительной литературой и подбирают материал по предложенным вопросам. Для подготовки к подобному уроку старшим школьникам требуется некоторое время, за которое они рассматривают предложенные вопросы, осмысливают их и готовятся изложить на семинаре.

Решая на семинаре конкретные инженерные задачи, учащиеся убеждаются в том, что метод интегрирования приводит к результату там, где элементарные методы не дают ответа, и поэтому необходимость интегрального исчисления на уроках физики и математики очевидна.

Использование игр и коллективно-групповых форм деятельности применяется для активизации учебно-познавательной деятельности старших школьников; развития интереса к изучаемому предмету; формирования навыков самостоятельной несложной работы; развития творческой активности.

Для углубления знаний по естественно-научным дисциплинам мы реализовали межпредметные связи на уроках физики и в процессе проведения имитационных (деловых) игр. Их примером могут служить следующие уроки: пресс-конференция «Живое электричество» (межпредметные связи фи-

зики и биологии), конференция «Молекула глазами физика, химика и биолога» и др. Имитационной моделью игры является сравнение результатов различных научных учреждений. Необходимое в деловой игре альтернативное мнение участников выражается в вопросах представителей прессы. Участники пресс-конференции - сотрудники лаборатории живого электричества. Они выступали перед участниками данной игры с научными сообщениями на темы: «Шкала научных открытий в области электричества», «Электрические явления на молекулярно-клеточном уровне. Электрические органы рыб», «Методы электрических измерений биологических объектов», «Изучение электричества, продуцируемого мозгом животных и человека» и др.

Интересной формой подготовки к выбору будущей профессии является проведение на уроке ролевой игры «Я выбираю профессию». Старшие школьники выбирают задания для сообщений исходя из собственных интересов. Например, «инженеры» (готовят доклад о производстве и применении сверхпрочных и сверхтвёрдых материалов); «строитель и ботаник» (раскрывают проблемы создания строительных сооружений, копирующих архитектурные формы растительного мира) и др. Важной особенностью данной формы подготовки старших школьников к выбору будущей профессии является возможность раскрыть способности, помочь осознать их и сознательно развить, заинтересовать старших школьников, углубить знания об особенностях инженерных профессий.

Во внеурочной деятельности весьма интересны такие игровые формы работы, как «суд» над каким-либо физическим явлением. Мы проводили подобные «суды» над силой трения, инерцией. За несколько дней до «суда» класс разбивался на две группы - «свидетели защиты» и «свидетели обвинения». Выступление свидетелей происходит от лица представителей различных профессий (например, от лица механика, технолога, строителя и др.). Это помогало учащимся понять, какое значение имеет изучение данного явления для представленных профессий. Например, инженер-строитель, рассматривая процесс построения здания, обязательно учитывает влияние силы трения на его прочность. Инженер-механик изучал влияние силы трения на долговечность служения различных деталей в механизмах, на длину тормозного пути автомобиля при его различных скоростях. Таким образом, проведение подобных игр помогало школьникам изучить представляемую профессию, увидеть себя в роли инженера, биолога, химика, определить свои профессиональные интересы и т. д. Решение, принимаемое «судом», обычно отражало сущность самого явления и его роль в жизни людей.

В процессе проведения нетрадиционных уроков старшие школьники приобретают умения синтезировать и обобщать знания из различных наук о природных явлениях и деятельности человека в природной среде. Например, они уже знают, что в природе физические, химические и биологические явления органически взаимосвязаны. В производственных условиях они сознательно комбинируются в зависимости от заданной тех-

нологии. Поэтому для целостного представления о структурной организации материи, о качественных изменениях при переходе от одного уровня к другому, от физических и химических явлений к биологическим, мы на конкретных примерах показывали старшим школьникам взаимосвязь всех явлений в природе. В итоге интегрированные уроки являются одним из основных элементов овладения старшими школьниками знаниями, умениями и навыками по предметам естественно-научного цикла к выбору инженерных профессий на основе применения современных требований к системе образования.

В настоящее время особое развитие получили разнообразные разделы акустики: архитектурная акустика, музыкальная акустика, электроакустика, учение о спектрах звуков и звуковой локации в природе и технике и др. При изложении вопросов акустики на уроках мы стремились оттенить две взаимосвязанные стороны: воспроизведение звука (физическую) и восприятие звука, органы слуха человека и животных (биологическую). Проведение урока по данной теме особенно целесообразно в форме урока-конференции или «круглого стола». Проведение подобного интегрированного урока помогает показать старшим школьникам достижения их в учёбе либо отметить недочёты в усвоении знаний. Весьма важным в этом случае становится проявление знаний в новой ситуации.

Примером обобщающего урока межпредметного характера в форме семинара является урок на тему «Архитектоника - наука о гармонии красоты и целесообразности».

Архитектоника - это архитектурная бионика. Современный инженер, конструктор, изобретатель, как правило, далёк от биологии - науки о живой природе. Современный биолог также далёк от техники. Раскрыть теснейшие связи техники и биологии, основанной на законах физики, помогает бионика.

На уроке мы приводим интереснейшие сравнения строительного искусства, природы и человека: конструкция Эйфелевой башни повторяет строение большой берцовой кости человека; арматура железобетонных конструкций сходна со скелетом лебедя и т. д. Эти примеры помогли нам раскрыть теснейшую связь важнейших наук о природе - физики и биологии.

На всех этапах подготовки старших школьников к выбору профессии мы также использовали дискуссии, рассматривая их как средство для активизации деятельности старших школьников в процессе усвоения ими знаний о профессиях, профессиональной деятельности и мире труда; как средство обучения совместной деятельности, умению исполнять различные профессиональные роли в процессе принятия коллективного решения; как метод совместного исследования мира, поиска верного выбора будущей профессии.

Дискуссии на уроках позволяют развивать различные качества личности (самостоятельность решений и суждений, коммуникативность и т. д.), а так-

же корректировать профессиональные интересы старших школьников. Использование дискуссий на уроках позволяет старшим школьникам перерабатывать полученную информацию, высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, выбирать и оценивать подходы к решению обсуждаемой проблемы.

Дискуссии проходили в атмосфере доброжелательности и психологической комфортности, в условиях деления класса на творческие группы. При проведении дискуссий формировались навыки работы в коллективе, терпимого отношения к каждой позиции, к каждой идее, возможность какого-либо давления на личность была недопустима. Дискуссия затрагивала эмоциональную сферу старших школьников, позволяла им обрести уверенность в себе, проявить свои возможности, удовлетворить потребность в успехе, а также переносить знания в другие сферы образовательной практики и жизни.

Одним из интегрированных уроков, имеющих профессиональную направленность, было проведение урока-дискуссии по теме «Производство атомной энергии». Класс делится на две группы: оптимистов (сторонников использования атомной энергии) и пессимистов (опасающихся негативных последствий и требующих осмотрительного отношения к этому вопросу).

Группы оптимистов и пессимистов делились на подгруппы по 4-5 человек, каждая из которых получала своё задание. В группу оптимистов входили: физики, инженеры, энергетики. В группу пессимистов - медики, экологи, эксперты. Дискуссию вела группа «журналистов» (в эту группу входил педагог). Выступление каждой из групп обсуждалось, а задавали вопросы не только «журналисты», но и участники всех групп.

В результате мы выделили ступени формирования навыков дискуссионного общения на уроках:

- I ступень: формирование умения выделять главную мысль в тексте, рассказе;

- II ступень: развитие навыка формулировать и задавать вопросы;

- III ступень: формирование навыков самостоятельного подбора материала и его аргументированного изложения;

- IV ступень: умение логично выстраивать своё доказательство, определять логику или её нарушение.

Для формирования навыков дискуссионного общения мы предложили на каждом из этапов свои формы работы, способствующие формированию отдельных умений (табл. 1).

Например, упражнение «Самое главное» требует от школьников умения выделить основную мысль задания; а упражнение «Кроссворд наоборот» развивает навыки определения понятий по их формулировке. Применение упражнения «Шахматы» развивает навыки формулирования исследуемой проблемы, а «Древо мудрости» помогает школьникам аргументировано доказать свои выводы. Например, задание «Найди ошибку» мы предлагаем в

Таблица 1

Формы работы со старшими школьниками, необходимые для формирования навыков дискуссионного общения

Упражнения На каких ступенях рекомендуется

«Самое главное» I

«Семёрка » I, IV

«Кроссворд наоборот» II

«Шахматы» II, IV

«Древо мудрости» II, Ш

«Шифрограмма» II, Ш, IV

«Сделай уточнение» Ш, IV

«Найди ошибку» Ш, IV

«Цепочка» Ш, IV

«Скелет задачи» Ш, IV

«Составь задачу» II, Ш, IV

разных вариантах: поиск ошибок в специально подготовленном тексте, при решении задач и др.

За счёт использования межпредметных связей на уроках наука в представлении старших школьников приобретает многомерность, помогает избежать узкодисциплинарного видения мира и приобщает их к пониманию естественно-научной картины мира.

Мы полагаем, что в старших классах нестандартные уроки должны быть обязательным элементом учебного процесса. Ведь на данной ступени обучения старшие школьники уже достаточно информированы по основным учебным дисциплинам и имеют сформированные умения и навыки, которые позволяют им принимать активное участие в подобных нетрадиционных уроках. В целом наше исследование показывает, что использование такой формы работы позволяет старшим школьникам достичь высокого уровня усвоения программного материала, что, несомненно, способствует подготовке старших школьников к перерастанию познавательных интересов в профессиональные.

На этапе профильного обучения особо значимым является проведение профессиональных проб. Профессиональные пробы стимулируют формирование адекватной самооценки уровня готовности старших школьников. Профессиональные пробы осуществляются нами в следующих формах: спецпрактикумы в лабораториях Кемеровского государственного университета; серия последовательных имитационных игр; научно-исследовательская работа и др.

Профессиональные пробы выполнялись как в составе групп, так и индивидуально во внеурочной деятельности. Проведение профессиональных проб в лабораториях университета проводилось под руководством преподавателей вуза. Так, при изучении спецкурса «Изучение механических и электромагнитных колебаний с помощью осциллографа» старшие школьники работали в учебной и научной лабораториях кафедры физики университета,

где на практике рядом с сотрудниками вуза знакомились с такими методами исследования, как наблюдение, моделирование, эксперимент, предсказание, описание и др.

Старшие школьники не только овладевали необходимыми знаниями, но и готовили оборудование, проводили расчёты т. д. Важное место в проведении профессиональных проб отводилось анализу, как коллективному, так и индивидуальному, приобретаемого старшими школьниками опыта, выявлению причин успехов и неудач. Это стимулировало осознание собственного «Я», осмысление своей деятельности.

Органично в учебный процесс нами включалась научно-исследовательская деятельность старших школьников. Работа научно-исследовательского кружка проводилась под руководством преподавателей вуза и была направлена на углубление физических знаний прикладного характера в технике, помогала старшим школьникам в формировании их самосознания, в приобретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой деятельности. Так, например, с учащимися физико-математического профиля было проведено экспериментальное исследование «Проверка законов внешнего фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике». Работа была представлена Антоном И., Димой Т., Костей М. на городской научно-практической конференции «Интеллектуал», проводимой ежегодно в апреле месяце Кемеровским государственным университетом. Работа научно-исследовательского кружка имеет большое практическое значение для школьников, наглядно показывает им, в каких отраслях промышленности применимы знания по физике, математике, химии, биологии и т. д.

Проведение профессиональных проб старшими школьниками осуществлялось также и в игровой форме. В процессе игры учащийся получал опыт той работы, которую он намерен выбрать. Профессиональные пробы выполнялись индивидуально или в составе группы во внеурочное время и помогали старшим школьникам соотнести свои способности, возможности, индивидуальный стиль деятельности с конкретной профессиональной деятельностью. Для осуществления ситуационно-ролевой игры старшими школьниками под руководством педагогов проигрывались достаточно большие по содержанию ситуации.

Учащиеся под руководством педагогов анализировали результаты своей деятельности и осуществляли самооценку уровня своей подготовки к выбору профессии.

Результаты ответов старших школьников на вопрос «Что вам дало прохождение профессиональных проб?» представлены в табл. 2.

Старшие школьники в процессе выполнения профессиональных проб отмечали, что у них изменилось отношение к будущей профессии, к себе, повысилась самооценка.

Исследование на этом этапе не завершается. Важно выяснить, а как ме-

Таблица 2

Результаты прохождения профессиональных проб по оценкам учащихся

Варианты ответов Ответ, % от числа респондентов

Расширил знания о профессии 100,0

Познакомился со спецификой профессиональной деятельности 95,3

Проверил свои способности к данному виду деятельности 93,2

Расширил свои умения 87,0

Изменилось отношение к выбранной профессиям 79,6

Поверил в собственные силы 62,4

няется отношение школьников к выбранной профессии уже в процессе прохождения производственной практики и т. д.

УДК 37.0+ 373.3/.5

О. И. Сенина

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Провозгласив главной целью гуманитарного образования становление и развитие личностных качеств ребенка и вычленив главную задачу - создание условий для раскрытия внутреннего творческого потенциала ученика, мы встали перед необходимостью выбора формы организации учебного пространства.

Значение творческой свободы для человека, творчества как атрибутивного качества личности показано в работах философов Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Э. В. Ильенкова, М. Мамардашвили, С. Л. Франка, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Идеи культурно-исторической психологии об обретении человеком опыта творческой самореализации, обусловленной социокультурными факторами, раскрыты в работах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

Наработанный в педагогике опыт включения творческих работ в арсенал педагогических и дидактических средств раскрыл положительные его результаты, которые проявляются в развитии интереса к познанию, способствуют формированию «Я-концепции», творческому выражению личности. Разработанные проекты и концепции по развитию творческого потенциала личности чаще предлагаются в сфере одного учебного предмета или специально созданного курса (например, на основе ТРИЗ-педагогики, эв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.