УДК 747
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ФОРМ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖИЛЫХ ИНТЕРЬЕРАХ
Плеханова Виктория Александровна, старший преподаватель, кафедра дизайна и технологий, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (г. Владивосток, РФ). E-mail: viktoriya.plehanova@wsu. ru
Проанализированы основные принципы нелинейного формообразования и выявлены особенности использования нелинейных форм в интерьерах различного назначения. Для более полного представления о возможностях такого формообразования преимущественно рассматривались работы выдающихся представителей основных стилей нелинейных форм. Общими чертами нелинейных интерьеров являются: атектоничность и асимметрия, наложение простых геометрических форм, парадоксальные сочетания пространств, искажения, криволинейные и сложноскладчатые поверхности, чередование цветов и фактур. Соотношения линейных и нелинейных форм и предпочтения последних по элементам интерьера в отдельных проектах различаются вне связи со стилевыми решениями. Использование нелинейных элементов в значительной степени определяется их соразмерностью оформляемому пространству, соответственно в общественных и жилых интерьерах оно различается. В первом случае идея нелинейности реализуется прежде всего с помощью конструктивных элементов (стены, перегородки и перекрытия, лестницы и колонны), во втором не меньшую роль играют и элементы наполнения.
В современном российском массовом городском жилье нелинейное формообразование как способ улучшения среды обитания практически отсутствует, что обусловлено социокультурными и экономическими причинами. Только в дизайн-проектах элитного российского жилья в последние десятилетия появились немногочисленные примеры нелинейного формообразования. В связи со сложившимся в стране однообразием прямоугольных массовых жилых построек в этих проектах зачастую нарушается один из основных принципов нелинейного формообразования - соответствие внутреннего пространства архитектурному внешнему виду сооружения. В отличие от примеров работ мастеров мирового уровня нелинейные формы, использованные в российских интерьерах, могут не соответствовать заявленному стилю, что затрудняет стилевую идентификацию интерьера.
В жилых интерьерах нелинейное формообразование чаще основывается на сочетаниях линейных и нелинейных форм. Особенно это характерно для российских жилых объектов, где «чистая» нелинейность практически отсутствует и в основных элементах интерьера, и в его наполнении, в отличие от зарубежных примеров.
Ключевые слова: дизайн, жилье, интерьер, нелинейное формообразование, повседневность, проект, форма.
TO THE QUESTION OF THE USE OF NONLINEAR FORMS IN MODERN RUSSIAN RESIDENTIAL INTERIORS
Plekhanova Viktoriya Aleksandrovna, Sr Instructor, Department of Design and Technology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russian Federation). E-mail: viktoriya.plehanova@ vvsu.ru
The basic principles of nonlinear shaping are analyzed and the features of the use of nonlinear forms in interiors for various purposes are revealed. For a more complete picture of the possibilities of such shaping,
the works of prominent representatives of the main styles of nonlinear shapes were mainly considered. Common features of nonlinear interiors are atectonicity and asymmetry, imposition of simple geometric shapes, paradoxical combinations of spaces, distortions, curved and complex surfaces, and alternation of colors and textures. The ratio of linear and nonlinear forms and preferences of the latter in terms of interior elements in individual projects differs without regard to stylistic decisions. The use of nonlinear elements is largely determined by their proportionality to the space being designed and, accordingly, it differs in public and residential interiors. In the first case, the idea of non-linearity is realized primarily with the help of structural elements (walls, partitions and ceilings, stairs and columns), in the second, filling elements play an equally important role.
In modern mass urban Russian housing, nonlinear shaping as a way to improve the living environment is practically absent, due to sociocultural and economic reasons. Only designed projects of elite Russian housing in recent decades have a few examples of nonlinear shaping. Due to the uniformity of rectangular mass residential buildings in the country, these projects often violate one of the basic principles of nonlinear shaping the correspondence of the internal space to the architectural appearance of the structure. In contrast to the works of world masters, nonlinear forms used in Russian interiors may not correspond to the declared style, which makes it difficult to style the interior.
In residential interiors, nonlinear shaping is often based on combinations of linear and nonlinear shapes. This is especially characteristic of Russian residential facilities, where "pure" non-linearity is practically absent in the basic elements of the interior and in its filling, in contrast to foreign examples.
Keywords: design, dwelling, interior, nonlinear shaping, everyday life, project, form.
DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-60-72
Пространство повседневной культуры и среда обитания - важнейшие факторы жизнедеятельности человека и общества. Следовательно, качество и степень рациональности этой среды, удовлетворенность ею, ее соответствие потребностям, установкам, ценностным ориентирам в значительной мере предопределяют организацию повседневной жизни человека, его деятельность в целом и уровень духовного освоения мира. Ранее автором было показано, что одним из важных направлений преобразования повседневности россиян является экологизация и эстетизация его жилья [17].
Носителем эстетической ценности и выразительности жилых пространств и населяющих их вещей, воплощением содержания пространства повседневности как системы, объединяющей отдельные элементы и части в целое, является форма [12]. Соответствующим современному миропониманию и стремлению человека к преобладанию в среде его обитания более экологичных воздействий является использование нелинейных
форм в жилых интерьерах. Внедрение нелинейной парадигмы в дизайн интерьера связано не только с необходимостью соответствия внутреннего и внешнего облика архитектурных объектов, но и с подсознательным предпочтением человеком тех художественно-выразительных решений, которые отвечают эстетическим требованиям современной культуры повседневности [13; 16; 17; 19; 26; 27].
Исследование творчества мастеров дизайна за последние десятилетия показывает, что нелинейные формы становятся преобладающими прежде всего в интерьерах общественных пространств. В жилых интерьерах примеры их использования относительно немногочисленны. Но по результатам авторского социологического исследования (анкетный опрос 546 респондентов в г. Владивостоке) можно утверждать, что даже для среднего российского горожанина, пока не избалованного стилистическими изысками в оформлении своего жилья, характерен повышен-
ный интерес к нелинейному формообразованию. В табл. 1 представлен фрагмент обозначенного исследования. Рассмотрено распределение респондентов по вариантам ответов только на один вопрос: «Какие формы (прямоугольные/скруглён-
Тем не менее реального воплощения таких предпочтений в массовом городском интерьере, по данным автора, не отмечается [18; 20]. Только в некоторых случаях оформления такого жилья используются единичные нелинейные элементы (к примеру, изогнутой формы диваны и кресла, вазы), не поддержанные стилевым решением и не определяющие композицию интерьера. То есть нелинейное формообразование как способ улучшения среды обитания в жилище современного массового российского горожанина практически отсутствует, что обусловлено социокультурными и экономическими причинами. Только в дизайн-проектах элитного российского жилья в последние десятилетия появились немногочисленные примеры нелинейного формообразования. Однако в наиболее известных рейтингах авторов дизайн-проектов жилых пространств соответствующие опыты российских дизайнеров не отмечены [14; 23]. На основании изложенного автору представляется полезным проанализировать примеры и обсудить перспективы использования нелинейных форм в оформлении российского жилья.
ные) вы предпочитаете в интерьере?». Видно, что более половины всех респондентов, и особенно женщин от 31 до 50 лет, в рекреационных жилых пространствах (гостиная, спальня) предпочитают нелинейные формы.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, остановимся на основных принципах нелинейного формообразования и его особенностях в жилых интерьерах. С этой целью рассматривались интерьеры различного назначения, преимущественно работы выдающихся представителей основных стилей нелинейных форм, так как именно в их проектах в наибольшей степени отражаются принципиальные основы нелинейного формообразования. Уникальный мастер нелинейных форм Заха Хадид (1950-2016) создала свой собственный стиль, близкий к деконструкти-визму (см. Приложение, рис. 1а). Общие черты ее интерьеров определяются особой композиционной логикой, построенной на отрицании прямого угла. В каждой композиции архитектор стремится использовать острые, но скругленные углы, не прямые, а изогнутые по дуге стены [6]. Большое внимание З. Хадид уделяет визуальным эффектам, способствующим восприятию даже простых форм как нелинейных. Неповторимые внутренние пространства создает приверженец деконструкти-визма американо-канадский архитектор Френк
Таблица 1
Распределение предпочтений респондентов линейных/нелинейных форм в интерьерах пространств различного назначения (%)
Элемент жилого пространства Вся выборка (546 чел.) Женщины Мужчины
Всего (428 чел.) Младше 30 лет (259 чел.) 31—50 лет (101 чел.) Старше 50 лет (68 чел.) Всего (118 чел.) Младше 30 лет (56 чел.) 31—50 лет (43 чел.) Старше 50 лет (19 чел.)
Прихожая 80/20 79/21 82/18 75/25 78/22 83/17 82/18 84/16 84/16
Гостиная 45/55 43/57 46/54 34/66 46/54 52/48 50/50 58/42 47/53
Кухня-столовая 57/43 56/44 60/40 46/54 57/43 58/42 57/43 58/42 58/42
Кабинет 83/17 83/17 82/18 81/19 87/13 83/17 87/13 79/21 79/21
Спальня 42/58 40/60 42/58 33/67 43/57 48/52 45/55 53/47 47/53
Гери (г. р. 1929). Наиболее яркими образцами его интерьеров являются помещения музея С. Гуггенхайма в Бильбао, которые оснащены композициями из наклоненных металлических пластин, изогнутыми элементами, соединяющими три этажа воедино, множеством искривленных мостиков и извивающихся лестниц (см. Приложение, рис. 1б). Неповторимый почерк Сантьяго Кала-травы (г. р. 1951), работающего в бионическом направлении, проявился в интерьерах: оперного театра в Санта-Крус-де-Тенерифе (см. Приложение, рис. 1в); здания железнодорожного вокзала на ветке, связывающей центр Лиона с аэропортом Сент-Экзюпери; художественного музея Милуоки в штате Висконсин; здания Флоридского политехнического Университета и др.
В качестве примеров жилых интерьеров с использованием нелинейных форм представляют интерес также проекты Карима Рашида, Даниэля Либескинда. Интерьеры К. Рашида с незначительными изгибами ограждающих конструкций насыщены бионическими формами мебели, арт-объектов, декора, осветительных приборов (см. Приложение, рис. 2а), которые в свою очередь усиливают визуальный эффект нелинейности пространства в целом. В работах Д. Ли-бескинда превалирует сочетание ломаных углов, разбитых и собранных заново форм, зигзагообразных линий. Применение им зигзагообразных линий в каждом конкретном случае уникально и соответствует изменениям формы (см. Приложение, рис. 2б). Д. Либескинд виртуозно пользуется ритмом, чередуя визуальную насыщенность и пустоту пространств [6].
Рассмотренные шедевры современного дизайна вызывают единодушное восхищение современников [1; 4; 9; 21]. Их истоки связывают с модерном, но от работ Антонио Гауди они отличаются применением идей, отражающих организацию, свойства, функции и структуру естественной окружающей среды. В органическом дизайне и биоморфизме особое внимание уделяется исследованию свойств и характеристик, являющихся выражением функции того или иного природного аналога [24]. Эксперименты деконструктивистов с разрушениями, разрывами пластичных, текучих форм, непрерывностью пространств еще более
удаляют современное нелинейное формообразование от его истоков.
Безусловно, каждый из выдающихся мастеров дизайна обладает своим уникальным почерком, но вместе с тем нелинейное формообразование в интерьерах имеет общие черты, характерные практически для каждой из работ данного направления. Это атектоничность и асимметрия, наложение простых геометрических форм и парадоксальные сочетания пространств, искажения, криволинейные и сложноскладчатые поверхности, чередование цветов и фактур [6]. При этом соблюдаются принципы экологической и монументальной целостности - любой из рассмотренных объектов нелинейной архитектуры обязательно вписан в окружающую среду, в каждом сооружении внутреннее пространство определяется его экстерьером или наоборот. Как правило, парадоксальные сочетания форм, пространств, средств создания нелинейных элементов приведены к единству, и завершенные объекты представляют собой цельный образ. Динамичность, преимущественное отсутствие декора, преобладание основных цветов (белого и черного) также можно отнести к общим чертам нелинейного формообразования в интерьерах. Характерным их свойством является и использование в качестве основных материалов бетона, металла, стекла, различных пластиков и композитов.
Жилые интерьеры отличаются от общественных в первую очередь несравнимыми масштабами их пространств и спецификой назначения. Соответственно соотношение линейных и нелинейных форм и предпочтения последних по отдельным элементам в жилых и нежилых интерьерах разные. Нами осуществлена попытка выявления связи этих различий со стилевыми решениями. При этом оценивались: планировочная и объемная организация внутреннего пространства помещения или ряда помещений; пространственная форма и декор ограждающих конструкций (объемно-пластическое или декоративное решение стен, пола, потолка); особенности формы мебели и оборудования; использование предметов декоративно-прикладного характера. Данные приведены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что в заявленных разными авторами стилях нелинейных форм доля нелинейных элементов разная даже в интерьерах одного назначения. Так, у З. Хадид в культурном центре Г. Алиева нелинейность является практически абсолютно превалирующей моделью формообразования, а в бизнес-центре «Dominion Tower» скорее преобладают линейные элементы. Здесь в несущих конструкциях - стенах, колоннах, а также потолке - нелинейность отсутствует. Возможно, это связано с материальными ресурсами и заинтересованностью заказчика. В жилом комплексе «520 West 28th» нелинейный внешний облик в интерьерах поддерживается фрагментарно - колоннами, лестницами и элементами наполнения. Стены, пол, потолок являются линейными (см. Приложение, рис. 3).
В интерьерах Ф. Гери, особенно жилых, чаще всего используется смешанное формообразование. Если в Музее С. Гуггенхайма нелинейность в наибольшей степени проявляется во внешнем облике сооружений и в таких основных элементах интерьера, как потолок, колонны, а линейное формообразование используется только для пола, то в приведенных примерах жилых интерьеров линейными могут быть и пол, и потолок, и лестницы. Нелинейность жилых помещений в проектах К. Рашида связана преимущественно с элементами наполнения. У Д. Либескинда в жилых интерьерах нелинейные элементы могут использоваться даже чаще, чем в интерьерах общественного назначения. В проектах студии «Cadence Architects» бионические формы присутствуют и в основных элементах, и в предметах наполнения (см. Приложение, рис. 4а, 4б). Компания «ARTechnic Architects» в своих работах больше использует сочетания линейных и нелинейных форм (см. Приложение, рис. 4в, 4г). Однако стоит отметить, что у большинства упомянутых выше объектов и общий план, и внутренняя планировка состоят из нелинейных конструкций.
Связи соотношений линейных и нелинейных форм и в жилых, и в общественных интерьерах по обозначенным в табл. 2 стилям не просматриваются. Скорее, они определяются масштабами
пространств и индивидуальным видением конкретного автора.
Достаточно большое количество проектов разного назначения, связанных с нелинейным формообразованием (интернет-ресурсы: Archi. ru, Archdaily, Buro 24/7, Designboom, Houzz, No-varoom и др.) показывают, что в общественных интерьерах идея нелинейности реализуется прежде всего с помощью конструктивных элементов (стены, перегородки и перекрытия, лестницы и колонны), а в жилье не меньшую роль играют и элементы наполнения. В квартирах могут присутствовать и небольшие нелинейные элементы, например, опоясывающие потолок светодиодные ленты, изогнутый футуристический фасад кухонного гарнитура, скругленные столы, стулья и мягкая мебель, каплеобразные зеркала, и различной формы и назначения панели и перегородки, трансформирующие и эстетизирующие пространство. Иллюзия нелинейного пространства в прямоугольных пространствах интерьеров может создаваться визуальными приемами, прямые углы несущих конструкций - маскироваться плавной формой отделочных материалов. В более просторных жилых помещениях нелинейными элементами могут быть также лестницы и их ограждения, различные проемы и потолки. В основных элементах и в предметах наполнения интерьеров преобладающими могут быть как нелинейные формы, так и линейные. В некоторых проектах линейные и нелинейные формы используются в равной степени. В жилых интерьерах именно сочетания линейных и нелинейных форм используются чаще. Но в любом из рассмотренных примеров интерьер всегда представляет собой цельное, композиционно совершенное, гармоничное пространство.
В качестве примеров нелинейного формообразования в элитном сегменте российских жилых интерьеров были рассмотрены дизайн-проекты фирм С. Орехова, «TOTEMENT/PAPER», «Атриум», «LVA-Interior» и др. По соотношению линейных и нелинейных форм эти помещения (табл. 3) несколько отличаются от представленных ранее (см. табл. 2).
Таблица 2
Соотношение линейных и нелинейных форм в проектах виднейших мастеров архитектуры и дизайна
Автор Наименование объекта, местоположение, год создания Стиль Несущие конструкции Фасад План здания Внутренняя планировка Интерьер
Основные элементы Предметы наполнения
Стены Пол Потолок Колонны Лестницы Освещение Мебель Декор Арт-объекты
Заха Хадид Жилой комплекс «520 West 28th», США, Нью-Йорк, 2016 Бионика, футуризм
Культурный центр Г. Алиева, Азербайджан, Баку, 2012 Бионика, футуризм
Бизнес-центр «Dominion Tower», Россия, Москва, 2015 Футуризм, деконст- руктивизм
Френк Гери Музей С. Гуггенхайма, Испания, Бильбао, 1997 Деконст-руктивизм - - -
Квартира в жилом комплексе «Opus», Китай, Гонконг, 2012 Деконст-руктивизм
Гостиница «Маркес де Рискаль», Испания, Элсьего, 2006 Деконст-руктивизм
Карим Рашид Интерьер гостиницы «Nhow», Германия, Берлин, 2010 Футуризм
Интерьеры в жилом комплексе «Kado Kerim», Латвия, Юрмала, 2016 Футуризм, бионика
Даниэль Либес- кинд Музей искусств в Денвере, США, штат Колорадо, Денвер, 2006 Деконст-руктивизм
Жилой дом «18.36.54», США, штат Коннектикут, 2010 Деконст-руктивизм
Студия «Cadence Architects» Частная резиденция «Elastica», Индия, Бангалор, 2015 Футуризм, бионика
Частная резиденция «B One», Индия, Бангалор, 2015 Футуризм, бионика
Компания «ARTech-nic Architects» Загородный дом «Shell», Япония, Ногано, 2008 Бионика, экостиль - - -
Дом «SRK», Япония, Мегуро, 2014 Деконст-руктивизм - -
Примечание.
- линейная модель формообразования,
- нелинейная модель формообразования,
- сочетание линейных и нелинейных элементов.
Таблица 3
Соотношение линейных и нелинейных форм в интерьерах российских компаний
Автор Наименование объекта, местоположение, год создания Стиль Несущие конструкции Фасад План здания Внутренняя планировка Интерьер
Основные элементы Предметы наполнения
Стены Пол Потолок Колонны Лестницы Освещение Мебель Декор Арт-объекты
Студия Станислава Орехова Квартира в жилом комплексе «Алые паруса», Россия, Москва, 2017 Футуризм, бионика
Квартира в жилом комплексе «Барин Хауз», Россия, Москва, 2016 Футуризм
Архитектурная компания «TOTEMENT/ PAPER» Квартира на ул. Коштоянца, Россия, Москва, 2004 Деконст- руктивизм, футуризм - - - - -
Квартира на ул. Астра-дамская, Россия, Москва, 2006 Деконст-руктивизм - - -
Квартира на ул. Маршала Жукова, Россия, Москва, 2015 Деконст-руктивизм - - - - -
Архитектурное бюро «Атриум» Квартира в 1-м Обыденском переулке, Россия, Москва, 2006 Современный - - -
Пентхаус в ЖК «Алые паруса», Россия, Москва, 2003 Футуризм, бионика - - - - -
Квартира на ул. Академика Антохина, Россия, Москва, 2009 Футуризм, бионика - - - - -
Квартира в дер. Жу-ковка, Россия, Московская область, 2013 Деконст-руктивизм
Архитектурное бюро «LVA-Interior» Квартира в Дмитровском переулке, Россия, Москва, 2012 Футуризм - - -
Загородный дом в Подмосковье, Россия, 2008 Современный -
Квартира для двоих человек, Россия, Москва, 2014 Футуризм - - -
Главное, на наш взгляд, их отличие заключаются в следующем. В работах мастеров мирового уровня несущие конструкции, фасад, конфигурация плана здания и внутренняя планировка, как правило, являются нелинейными. Эффект нелинейности может создаваться не только конструктивно, но и за счет дополнительных средств оформления, что визуально создает цельную нелинейную форму. В представленных российских проектах несущие конструкции и план здания практически всегда линейны. Даже внутренняя планировка может быть линейной. То есть один из основных принципов нелинейного формообразования - соответствие внутреннего пространства архитектурному внешнему виду сооружения - нарушается. Полагаем, что это связано со сложившимся однообразием прямоугольных массовых жилых построек. Пример загородного дома в Подмосковье (табл. 3) свидетельствует о том, что даже в индивидуальном строительстве нелинейные архитектурные формы в нашей стране пока непопулярны. Конечно, в самое последнее время появляются жилые дома с нелинейными элементами внешнего оформления, однако такие проекты пока единичны.
Во внутреннем оформлении российских жилых пространств можно увидеть большое количество изогнутых, скругленных и наклонных плоскостей, наличие текучих форм, волно- и зигзагообразные перегородки, разные уровни потолка и пола, скругленные формы мебели, перетекающие конструкции потолочного освещения, светлую цветовую палитру с контрастными акцентами или сочетания противоположных цветов (см. Приложение, рис. 5).
Также как и в первой группе рассматриваемых интерьеров (табл. 2), эффект нелинейности здесь (табл. 3) чаще достигается за счет нелинейных форм стен, потолка, элементов освещения, мебели. Но если в первой группе интерьеров наполнение обязательно нелинейное, то в российском жилье при нелинейных основных элементах возможна прямоугольная мебель и линейные элементы освещения. В качестве формообразующих стилей чаще всего заявлены футуризм и деконструктивизм (табл. 3), но «чисто» нелинейное формообразование зачастую отсутствует. В отличие от работ мастеров мирового уровня нелинейные формы, использованные в российских интерьерах, могут не соответствовать заявленному стилю (см. Приложение, рис. 5), что
затрудняет стилевую идентификацию интерьера. В основном нелинейность представлена фрагментарно в предметном наполнении. Очевидно, что такое «осторожное» продвижение нелинейного формообразования даже в элитный российский жилой интерьер связано с эстетическими предпочтениями заказчиков этого уровня, что исключено в зарубежной практике дизайна. Это вновь подтверждает необходимость более активной просветительской работы по вопросам улучшения среды обитания, роли экологичного и комфортного жилья в оптимизации повседневной жизни человека, способов улучшения экологической и эстетической составляющей внутреннего пространства повседневности.
Выводы:
1. Нелинейное формообразование как способ создания комфортной и экологичной жилой среды в российском массовом интерьере практически отсутствует. Неактивно оно развивается и в дизайне элитных жилых пространств.
2. Нелинейное формообразование в общественных и жилых интерьерах неодинаково. В первом случае идея нелинейности реализуется прежде всего с помощью конструктивных элементов (стены, перегородки и перекрытия, лестницы и колонны), во втором - не меньшую роль играют и элементы наполнения.
3. Соотношение линейных и нелинейных форм и предпочтения последних по отдельным элементам интерьера в разных проектах существенно различаются вне связи со стилевыми решениями.
4. Из-за сложившегося однообразия прямоугольных массовых жилых построек в российских интерьерных дизайн-проектах зачастую нарушается один из основных принципов нелинейного формообразования - соответствие внутреннего пространства архитектурному внешнему виду сооружения.
5. В отличие от работ мастеров мирового уровня нелинейные формы, использованные в российских интерьерах, могут не соответствовать заявленному стилю, что затрудняет стилевую идентификацию интерьера.
6. Необходимость улучшения повседневной культуры жизнедеятельности россиян актуализирует важность повышения знаний о роли стилевых решений в создании эстетики жилого пространства и использования нелинейного формообразования в российских жилых интерьерах.
Литература
1. Анциперова М., Миронов Ф., Шевченко А. Ей удалось сказать все: архитекторы о смерти Захи Хадид [Электронный ресурс] // Афиша Daily. - URL: https://daily.afisha.ru/cities/1065-ej-udalos-skazat-vse-arhitektory-o-smerti-zahi-hadid/ (дата обращения: 10.05.2019).
2. Астрадамская [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paperteam.ru/?pap&xml/03_02_08.xml&1 (дата обращения: 10.05.2019).
3. Аудиторио-де-Тенерифе [Электронный ресурс]. - URL: https://tonkosti.ru/Аудиторио-де-Тенерифе (дата обращения: 16.05.2019).
4. Быстрова Т. Разрыв связей. Архитектура как событие и процесс. Фрэнк Оуэн Гери [Электронный ресурс]. -URL: http://taby27.ru/tvorcheskie_raboty/pro-arxitektorov-dizajnerov-xudozhnikov/gehry.html (дата обращения: 10.05.2019).
5. Варламов И. Самое красивое здание Азербайджана [Электронный ресурс] // Varlamov.ru. - URL: https:// varlamov.ru/1930568.html (дата обращения: 12.05.2019).
6. Волынсков В. Э. Особенности формообразования в работах современных мастеров [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. - 2009. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formoobrazovaniya-v-rabotah-sovremennyh-masterov (дата обращения: 10.11.2018).
7. Интерьер квартиры на улице Академика Антохина [Электронный ресурс]. - URL: https://www.houzz.ru/ projects/1117888/ (дата обращения: 7.05.2019).
8. Квартира в Жуковке [Электронный ресурс]. - URL: http://atrium.ru/project/zhukovka (дата обращения: 10.05.2019).
9. Кипина Ж. Фрэнк Гери - экспрессивный гений деконструктивизма [Электронный ресурс]. - URL: https:// losko.ru/frank-gehry/ (дата обращения: 10.05.2019).
10. Короткова О. Гимн дизайну [Электронный ресурс] // Salon Interior. - URL: https://salon.ru/article/gimn-dizajnu-32451 (дата обращения: 10.05.2019).
11. Интерьеры Коштоянца [Электронный ресурс] // PAPER. - URL: http://www.paperteam.ru/?pap&xml/03_03_08. xml&1 (дата обращения: 10.05.2019).
12. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. - 320 с.
13. Лидвелл У, Холден К., Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.: ил.
14. Марченко Н. 10 самых известных дизайнеров мира [Электронный ресурс] // 1tmn.ru - URL: http://1tmn.ru/ ratings/world-ratings/10-samykh-izvestnykh-dizajjnerov-mira-4146235.html (дата обращения: 10.05.2019).
15. Музей Гуггенхайма [Электронный ресурс] // Historie - достопримечательности мира. - URL: http://www. historie.ru/dostoprimechatelnosti-mira/ispaniya/razvlecheniya-ispanii/muzei-ispanii/2124-muzey-guggenhayma-foto-opisanie-museo-guggenheim-bilbao.html (дата обращения: 10.05.2019).
16. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2008. - 416 с.
17. Плеханова В. А. 3D-технологии и их применение в дизайне // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. - 2015. - № 2 (29). - С. 144-153.
18. Плеханова В. А., Коноплева Н. А. Исследование гендерных и возрастных различий культуры повседневности жилища россиян (на примере г. Владивостока) // Гуманитарный вектор. - Чита, 2018. - Т. 13, № 3. -С. 176-186.
19. Плеханова В. А. Об актуальности нелинейного формообразования в современном отечественном дизайне // Современные наукоемкие технологии. - Саратов, 2016. - № 12-3. - С. 531-536.
20. Плеханова В. А., Громак И. И., Рыжова Е. В., Шемилина Д. И. Оценка возможностей самодеятельного дизайна российского горожанина (на примере г. Владивостока) // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Владивосток, 18-20 апреля 2018 г.): в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. д-ра экон. наук Т. В. Терентьевой. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. - С. 462-466.
21. Пока бесплатно [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - URL: https://lenta.ru/articles/2018/09/08/philipvogt/ (дата обращения: 10.05.2019).
22. Проект недели: «Дом-раковина», Нагано, Япония [Электронный ресурс] // WorldBuild365. - URL: https:// russian.worldbuild365.com/news/8ok54u6b5/stroitelstvo-i-arkhitektura/proekt-nedeli-dom-rakovina-nagano-yaponiya (дата обращения: 10.05.2019).
23. Ромашкевич А. Итоги 2018: лучшие архитекторы и дизайнеры России [Электронный ресурс] // AD Russia. -URL: https://www.admagazine.ru/the-results-of-the-year/itogi-goda-2018-luchshie-arhitektory-i-dizajnery-rossii (дата обращения: 12.05.2019).
24. Стессель С. А. Предпосылки развития идей нелинейности в современной архитектуре [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ Серия: Строительство и архитектура. - 2016. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/predposylki-razvitiya-idey-nelineynosti-v-sovremennoy-arhitekture (дата обращения: 10.10.2018).
25. Футуристическая квартира в ЖК Алые паруса - Москва [Электронный ресурс] // Студия Станислава Орехова. - URL: https://d-e-s-i-g-n.ru/portfolio/futuristicheskaya-kvartira-v-zhk-alye-parusa-moskva/ (дата обращения: 10.05.2019).
26. Чепурова О. Б. Теоретические проблемы формирования художественного образа в дизайне [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ 6' 2005. - URL: http://vestnik.osu.ru/2005_9_1/16.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
27. Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 288 с
28. 18.36.54 [Электронный ресурс] // Studio Libeskind. - URL: https://libeskind.com/work/18-36-54/ (дата обращения: 17.05.2019).
29. B-One [Электронный ресурс] // Archidust - platform for architecture and design industry. - URL: http://www. archidust.com/Home/project_details/B-One-887 (дата обращения: 8.05.2019).
30. Elastica [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cadencearchitects.com/projects/detail/17 (дата обращения: 08.05.2019).
31. Kado Karim: жилой комплекс в Латвии по проекту Андиса Силиса и Карима Рашида [Электронный ресурс] // NOVAROOM. - URL: http://novaroom.ru/news/kado_karim_residential_complex_in_latvia_according_to_the_ project_of_andis_silis_and_karim_rashid (дата обращения: 17.05.2019).
32. Schulz D. First look inside the amenity spaces at Zaha Hadid's 520 West 28th Street [Электронный ресурс] // 6sqft - NYC real estate and architecture news. - URL: https://www.6sqft.com/zaha-hadids-520-west-28th-street-re-veals-full-suite-of-amenity-renderings/ (дата обращения: 08.05.2019).
33. SRK / ARTechnic architects [Электронный ресурс] // Archidaily.com. - URL: https://www.archdaily.com/773642/ srk-artechnic-architects (дата обращения: 08.05.2019).
34. Stevens P. Explore Zaha Hadid's 520 west 28th residences in New York [Электронный ресурс] // Designboom magazine. - URL: https://www.designboom.com/architecture/zaha-hadid-520-west-28th-interiors-chelsea-condos-new-york-high-line-12-19-2015 (дата обращения: 08.05.2019).
References
1. Antsiperova M., Mironov M., Shevchenko A. Ey udalos' skazat' vse: arkhitektory o smerti Zakhi Khadid [She managed to say everything: architects about the death of Zahi Hadid]. Afisha Daily [Poster Daily]. (In Russ.). Available at: https://daily.afiskha.ru/tsitiyes/1065-ey-udalos-skazat-vse-arkhitektory-o-smerti-zakhi-khadid/ (accessed 10.05.2019).
2. Astradamskaya [Astradamskaya]. (In Russ.). Available at: http://www.paperteam.ru/?pap&xml/03_02_08.xml&1 (accessed 10.05.2019).
3. Auditorio-de-Tenerife [Auditorio de Tenerife]. (In Russ.). Available at: https://tonkosti.ru/Аудиторио-де-Тенерифе (accessed 16.05.2019).
4. Bystrova T. Razryv svyazey. Arkhitektura kak sobytie i protsess. Frenk Ouen Geri [Disconnection. Architecture as an event and process. Frank Owen Gehry]. (In Russ.). Available at: http://taby27.ru/tvorcheskie_raboty/pro-arxitekto-rov-dizajnerov-xudozhnikov/gehry.html (accessed 10.05.2019).
5. Varlamov I. Samoe krasivoe zdanie Azerbaydzhana [The most beautiful building in Azerbaijan]. Varlamov.ru. (In Russ.). Available at: https://varlamov.ru/1930568.html (accessed 12.05.2019).
6. Volynskov V.E. Osobennosti formoobrazovaniya v rabotakh sovremennykh masterov [Features of shaping in the works of modern masters]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academy. Architecture and construction], 2009, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formoobrazovaniya-v-rabotah-sovremennyh-masterov (accessed 10.11.2018).
7. Inter'er kvartiry na ulitse Akademika Antokhina [The interior of the apartment on the street Academic Antokhin]. (In Russ.). Available at: https://www.houzz.ru/projects/1117888/ (accessed 07.05.2019).
8. Kvartira v Zhuhovke [Apartment in Zhukovka]. (In Russ.). Available at: http://atrium.ru/project/zhukovka (accessed 10.05.2019).
9. Kipina Zh. Frenk Geri - ekspressivnyy geniy dekonstruktivizma [Frank Gehry - the expressive genius of deconstruc-tion]. (In Russ.). Available at: https://losko.ru/frank-gehry/ (accessed 10.05.2019).
10. Korotkova O. Gimn dizaynu [Anthem to design]. Salon Interior. (In Russ.). Available at: https://salon.ru/article/ gimn-dizajnu-32451 (accessed 10.05.2019).
11. Inter'ery Koshtoyantsa [Koshtoyantsa]. PAPER. (In Russ.). Available at: http://www.paperteam.ru/?pap&xml/03_03_ 08.xml&1 (accessed 10.05.2019).
12. Leleko V.D. Prostranstvo povsednevnosti v evropeyskoy kul'ture [The space of everyday life in European culture]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Culture and Arts Publ., 2002. 320 p. (In Russ.).
13. Lidvell U., Kholden K., Batler. Dzh. Universal'nye printsipy dizayna [Universal design principles]. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 272 p. (In Russ.).
14. Marchenko N. 10 samykh izvestnykh dizaynerov mira [The 10 most famous designers in the world]. 1tmn.ru. (In Russ.). Available at: http://1tmn.ru/ratings/world-ratings/10-samykh-izvestnykh-dizajjnerov-mira-4146235.html (accessed 10.05.2019).
15. Muzey Guggenkhayma [Guggenheim Museum]. Historie - dostoprimechatel'nosti mira [Historie - sights of the world]. (In Russ.). Available at: http://www.historie.ru/dostoprimechatelnosti-mira/ispaniya/razvlecheniya-ispanii/ muzei-ispanii/2124-muzey-guggenhayma-foto-opisanie-museo-guggenheim-bilbao.html (accessed 10.05.2019).
16. Papanek V. Dizayn dlya real'nogo mira [Design for the real world]. Moscow, Izdatel' Dmitriy Aronov Publ., 2008. 416 p. (In Russ.).
17. Plekhanova V.A. 3D-tekhnologii i ikh primenenie v dizayne [3D technologies and their application in design]. Ter-ritoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service], 2015, no. 2 (29), pp. 144-153. (in Russ.).
18. Plekhanova V.A., Konopleva N.A. Issledovanie gendernykh i vozrastnykh razlichiy kul'tury povsednevnosti zhilish-cha rossiyan (na primere g. Vladivostoka) [The study of gender and age differences in the culture of everyday life of Russians (based on the example of Vladivostok)]. Gumanitarnyy vektor [Humanitarian vector]. Chita, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 176-186. (In Russ.).
19. Plekhanova V.A. Ob aktual'nosti nelineynogo formoobrazovaniya v sovremennom otechestvennom dizayne [About the relevance of nonlinear shaping in modern domestic design]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies]. Saratov, 2016, no. 12-3, pp. 531-536. (In Russ.).
20. Plekhanova V.A., Gromak I.I., Ryzhova E.V., Shemilina D.I. Otsenka vozmozhnostey samodeyatel'nogo diza-yna rossiyskogo gorozhanina (na primere g. Vladivostoka) [Assessment of the possibilities of amateur design of a Russian citizen (on the example of the city of Vladivostok)]. Intellektual'nyy potentsial vuzov - na razvitie Dal'nevostochnogo regiona Rossii i stran ATR: materialy XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (g. Vladivostok, 18-20 aprelya 2018 goda): v 4 t. [Intellectual potential of universities - on the development of the Far Eastern region of Russia and the Asia-Pacific countries: materials of the XX International scientific-practical conf. students, graduate students and young scientists (Vladivostok, April 18-20, 2018). In 4 vol.]. Ed. Dr. Econ. Sciences T.V. Terentyeva. Vladivostok, Vladivostok State University of Economics and Service Publ., 2018, vol. 2, pp. 462-466. (In Russ.).
21. Poka besplatno [While free]. Lenta.ru [Tape.ru]. (In Russ.). Available at: https://lenta.ru/articles/2018/09/08/ philipvogt/ (accessed 10.05.2019).
22. Proekt nedeli: "Dom-rakovina", Nagano, Yaponiya [Project of the week: "House-sink", Nagano, Japan]. World-Build365. (In Russ.). Available at: https://russian.worldbuild365.com/news/8ok54u6b5/stroitelstvo-i-arkhitektura/ proekt-nedeli-dom-rakovina-nagano-yaponiya (accessed 10.05.2019).
23. Romashkevich A. Itogi 2018: luchshie arkhitektory i dizaynery Rossii [Results of 2018: the best architects and designers of Russia]. AD Russia. (In Russ.). Available at: https://www.admagazine.ru/the-results-of-the-year/itogi-goda-2018-luchshie-arhitektory-i-dizajnery-rossii (accessed 12.05.2019).
24. Stessel S.A. Predposylki razvitiya idey nelineynosti v sovremennoy arkhitekture [Prerequisites for the development of ideas of nonlinearity in modern architecture]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Stroitel'stvo i arkhitektura [Bulletin of SUSU. Series: Construction and Architecture], 2016, no 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ predposylki-razvitiya-idey-nelineynosti-v-sovremennoy-arhitekture (accessed 10.10.2018).
25. Futuristicheskaya kvartira v ZhK Alye parusa - Moskva [Futuristic apartment in the Housing Complex Scarlet Sails - Moscow]. Studiya Stanislava Orekhova [Stanislav Orekhov Studio]. (In Russ.). Available at: https:// d-e-s-i-g-n.ru/portfolio/futuristicheskaya-kvartira-v-zhk-alye-parusa-moskva/ (accessed 10.05.2019).
26. Chepurova O.B. Teoreticheskie problemy formirovaniya khudozhestvennogo obraza v dizayne [Theoretical problems of the formation of an artistic image in design]. Vestnik OGU [Bulletin of OSU], 6' 2005. (In Russ.). Available at: http://vestnik.osu.ru/2005_9_1/16.pdf (accessed 20.10.2017).
27. Ellard K. Sreda obitaniya. Kak arkhitektura vliyaet na nashe povedenie i samochuvstvie [How architecture affects our behavior and well-being]. Moscow, Alpina Publ., 2018. 288 p. (In Russ.).
28. 18.36.54. Studio Libeskind. (In Engl.). Available at: https://libeskind.com/work/18-36-54/ (accessed 17.05.2019).
29. B-One. Archidust - platform for architecture and design industry. (In Engl.). Available at: http://www.archidust.com/ Home/project_details/B-One-887 (accessed 8.05.2019).
30. Elastica. (In Engl.). Available at: http://www.cadencearchitects.com/projects/detail/17 (accessed 8.05.2019).
31. Kado Karim: zhiloy kompleks v Latvii po proektu Andisa Silisa i Karima Rashida [Kado Karim: residential complex in Latvia by the project of Andis Silis and Karim Rashid]. NOVAROOM. (In Russ.). Available at: http://novaroom. ru/news/kado_karim_residential_complex_in_latvia_according_to_the_project_of_andis_silis_and_karim_rashid (accessed 17.05.2019).
32. Schulz D. First look inside the amenity spaces at Zaha Hadid's 520 West 28th Street. 6sqft - NYC real estate and architecture news. (In Engl.). Available at: https://www.6sqft.com/zaha-hadids-520-west-28th-street-reveals-full-suite-of-amenity-renderings/ (accessed 8.05.2019).
33. SRK. ARTechnic architects. Archidaily.com. (In Engl.). Available at: https://www.archdaily.com/773642/srk-artechnic-architects (accessed 08.05.2019).
34. Stevens P. Explore Zaha Hadid's 520 west 28th residences in New York. Designboom magazine. (In Engl.). Available at: https://www.designboom.com/architecture/zaha-hadid-520-west-28th-interiors-chelsea-condos-new-york-high-line-12-19-2015 (accessed 08.05.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ
а) б) в)
Рисунок 1. а) Интерьеры центра Г. Алиева [5]; б) Музей С. Гуггенхайма в Бильбао [15]; в) Интерьер оперного театра в Санта-Крус-де-Тенерифе [3]
Рисунок 3. Жилой комплекс «520 West 28А» [32; 34]
а) б) в) г)
Рисунок 4. а) интерьер частной резиденции «Elastica» [30];
б) интерьер частной резиденции «В One» [29]; в) интерьер дома «Shell» [22]; г) интерьер дома «SRK» [33]
А) е)
Рисунок 5. а) квартира в жилом комплексе «Алые паруса» [25]; б) квартира на ул. Коштоянца [11]; в) квартира на ул. Астрадамская [2]; г) квартира на ул. Академика Антохина [7]; д) квартира в дер. Жуковка [8]; е) квартира в Дмитровском переулке [10]