Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / COMMERCIAL DESIGNATION / MEANS OF INDIVIDUALIZING / ENTERPRISE / EXCLUSIVE RIGHTS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свищева Екатерина Игоревна

В статье рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы, связанные с использованием коммерческого обозначения для индивидуализации отраслевых предприятий. Автором обозначены основные преимущества и недостатки коммерческого обозначения как средства индивидуализации, предложен алгоритм действий для субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения надлежащей охраны и защиты законных прав, интересов правообладателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGARDING THE QUESTION OF THE USE OF COMMERCIAL DESIGNATIONS FOR THE INDIVIDUALIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article is concerned with the topical theoretical and practical issues related to the use of commercial designations for the individualization of industrial enterprises. The author identifies the main advantages and disadvantages of a commercial designation as a means of individualizing, an algorithm of actions for entrepreneurs is suggested in order to ensure proper safeguard and defense of legal rights, interests of rights holders.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Свищева Екатерина Игоревна

Начальник отдела мониторинга и анализа данных информационных систем в сфере контрактных отношений Управления по контролю в сфере контрактных отношений

Федерального казначейства, соискатель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: svishcheva ekaterina@list.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОГО

ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы, связанные с использованием коммерческого обозначения для индивидуализации отраслевых предприятий. Автором обозначены основные преимущества и недостатки коммерческого обозначения как средства индивидуализации, предложен алгоритм действий для субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения надлежащей охраны и защиты законных прав, интересов правообладателей.

Ключевые слова: коммерческое обозначение, средство индивидуализации, предприятие, исключительные права, интеллектуальная собственность.

Svishcheva Ekaterina I.

Applicant of the Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: svishcheva_ekaterina@list.ru

REGARDING THE QUESTION OF THE USE OF COMMERCIAL DESIGNATIONS FOR THE INDIVIDUALIZATION OF INDUSTRIAL

ENTERPRISES

Annotation: The article is concerned with the topical theoretical and practical issues related to the use of commercial designations for the individualization of industrial enterprises. The author identifies the main advantages and disadvantages of a

commercial designation as a means of individualizing, an algorithm of actions for entrepreneurs is suggested in order to ensure proper safeguard and defense of legal rights, interests of rights holders.

Keywords: commercial designation, means of individualizing, enterprise, exclusive rights, intellectual property

В настоящее время в Российской Федерации намечен курс на интенсивное развитие промышленных предприятий. Актуальность данного вопроса отметил в своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин (20 февраля 2019 г.): «В России сейчас формируется колоссальный гарантированный спрос на промышленную и высокотехнологическую продукцию...Исторические возможности для качественного роста российского бизнеса, для машино - и станкостроения, микроэлектроники, IT - индустрии, для других отраслей. Только в рамках национальных проектов планируются закупки медицинского, строительного оборудования, приборов, средств телекоммуникаций, систем для ЖКХ и транспорта объемом порядка (вдумайтесь) 6 триллионов рублей. И эти ресурсы должны работать здесь в России.»34.

Соответственно в ближайшее время будет осуществляться активное стимулирование и поддержка государством отечественного предпринимательства на базе производственных предприятий по различным отраслям. У бизнес -сообщества и последующих потребителей возрастет интерес не только к производимой продукции, но и к самим предприятиям, их работе, репутации. Предприятия будут заинтересованы в наличии средств, позволяющих отличать их от предприятий конкурентов и поэтому будут активнее использовать для индивидуализации предприятий специальное средство - коммерческое обозначение.

Коммерческое обозначение определено как средство индивидуализации торговых, промышленных и иных предприятий в статье 1538 Гражданского

34 «Послание Президента Федеральному Собранию»/Официальный сайт Президента Российской Федерации URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.

кодекса Российской Федерации35. У данного средства индивидуализации есть свои положительные и отрицательные качества, которые предлагается рассмотреть далее.

Сущность и признаки коммерческого обозначения

В гражданском законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствует понятие коммерческого обозначения. Данное упущение порождает множество практических проблем при реализации права на указанное средство индивидуализации субъектами предпринимательской деятельности: использование обозначения, не соответствующего требованиям, предъявляемым к коммерческому обозначению, нарушение конкуренции при смешении средств индивидуализации различных предпринимателей и т.д.

Учеными неоднократно предпринимались попытки отражения единого понятия, например, У.А. Воронина в своем диссертационном исследовании предлагает следующее понятие: «Коммерческое обозначение представляет собой внешнее проявление бизнеса в глазах потребителя, позволяя ему отличить одно предприятие от другого и выбрать тот товар, работу или услугу, которое данное индивидуализируемое коммерческое обозначение предприятие

индивидуализирует производит, выполняет или оказывает» [2: с. 121].

На наш взгляд «Коммерческое обозначение - это законодательно обусловленное обозначение конкретного хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя) для индивидуализации его бизнеса, в том числе предприятия как имущественного комплекса, обладающее известностью в определенной сфере деятельности по продвижению товаров, выполнению работ, оказанию услуг на определенной территории, благодаря своим различительным признакам (которые исключают введение в заблуждение потребителей и конкурентов) в любой разрешенной форме: словесной, изобразительной, звуковой, комбинированной» [5: с.44].

Таким образом, коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятий в различных отраслях. Для того, чтобы

35 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-Ф3/ «Парламентская газета», № 214-215. - 21.12.2006.

предпринимателям полноценно использовать в гражданском обороте коммерческое обозначение, оно должно отвечать обязательным признакам, закрепленным в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Основными признаками охраноспособности коммерческих обозначений являются:

1. Различительная способность (уникальность и отличие от существующих и известных на момент создания коммерческого обозначения средств индивидуализации).

Главной задачей предпринимателя при создании собственного коммерческого обозначения является предотвращение сходства до степени смешения или тождества данного средства с чужими товарными знаками, фирменными наименованиями, знаками обслуживания, коллективными знаками, общеизвестными товарными знаками.

В качестве одной из мер для возникновения уникального объекта интеллектуальной собственности и минимизации копирования существующих средств индивидуализации товаров, работ, услуг, юридических лиц и предприятий выделим создание обозначения по договору заказа или договору об оказании услуг. При использовании подобной конструкции сначала объект возникает в качестве произведения и может охраняться с помощью авторского права, затем посредством его отчуждения (в том числе по дополнительному договору) переводится в категорию средства индивидуализации - коммерческого обозначения. Данная точка зрения была представлена нами неоднократно [4: с.46; 6: с.18-19; 8: с.84-85].

Важной особенностью выступает однородность сферы деятельности конкурентов, производимой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ. Приведем пример. Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что коммерческое обозначение «Адам и Ева» не обладает различительной способностью, вследствие чего не может выполнять функцию индивидуализации предприятия. Кроме того, истец использовал обозначение для индивидуализации магазина - салона свадебной и вечерней моды, ответчик использовал схожее

обозначение для индивидуализации парикмахерской, что не позволяет говорить об однородности деятельности предпринимателей. Соответственно исключается введение в заблуждение потребителей36.

Таким образом, если обозначение используется предприятиями в различных отраслях, даже при наличии сходства или тождества будут оцениваться обстоятельства касающиеся возможности или факта введения в заблуждение потребителей или контрагентов. Суды не исключают вероятность использования одинаковых коммерческих обозначений на различных территориях и в различных отраслях предпринимательской деятельности.

2. Известность коммерческого обозначения среди потребителей и контрагентов на определенной территории.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует принципиальное ограничение в отношении территориальности действия исключительного права на коммерческое обозначение.

М.Е.Бобров отмечает, что действие исключительного права на коммерческое обозначение должно ограничиваться территорией его известности, в частности населенным пунктом [1: с. 151]. На наш взгляд не следует ограничиваться только населенным пунктом, известность может быть приобретена в пределах различных зон действия предприятия: микрорайон, район, округ и город или иной населенный пункт в целом [6: с.17]. Если обозначение приобрело известность в рамках одной из зон, то это не означает автоматическое приобретение известности в другом городе, регионе или даже в пределах целой страны. Данная позиция подтверждается судебной практикой37.

Принято отмечать, что возникновение исключительного права на коммерческое обозначение не происходит ранее его фактического использования. Соответственно исключительное право не может быть приобретено ранее получения известности обозначения на определенной территории.

доступа:

Как правило, при возникновении споров между субъектами предпринимательской деятельности известность коммерческого обозначения подтверждается правообладателем посредством материального воплощения средства: вывеска с обозначением на фасаде предприятия, бланки, счета, договоры, рекламная продукция, информация, размещенная в сети «Интернет» с его указанием. Считаем, что с учетом сложившейся судебной практики указанных доказательств недостаточно38. Даже при размещении коммерческого обозначения в сети «Интернет», где с ним имеет возможность ознакомиться неограниченное количество лиц, данный факт не свидетельствует о получении обозначением необходимой известности.

Поэтому в целях подтверждения известности обозначения среди потребителей и контрагентов потребуется проведение очных опросов, интернет-анкетирования или получения автоматизированных статистических данных о посещении клиентами интернет-сайта отраслевого предприятия.

Преимущества и недостатки использования коммерческого обозначения для индивидуализации предприятий

Преимущества Недостатки

1. Отсутствует обязательная государственная регистрация

2. Отсутствует ограничение по территории использования обозначения

3. Гибкость и универсальность использования 3. Отсутствует общий критерий известности обозначения

4. Исключительное право на обозначение является оборотоспособным 4. Отсутствуют границы возникновения и прекращения права (не определен момент)

5. Право на коммерческое обозначение как актив предприятия может быть коммерциализировано 5. Различительная способность на законодательном уровне не определена и соответственно на практике носит субъективно-оценочный характер

6. Дополнительное средство подстраховки для других средств индивидуализации в период регистрации, например, товарного знака 6. Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, вместе с тем ст.132 Гражданского кодекса РФ не соответствует современным реалиям ведения предпринимательской деятельности

7. Отсутствует ограничение по сроку действия исключительного права

38 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.11.2019 № С01-778/2019 по делу № А33-2388/2018 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/d1e7b6f9-ed3e-4e29-b516-bb5574faf948.

1. Отсутствие обязательной государственной регистрации исключительных прав на коммерческое обозначение является одновременно и положительным, и отрицательным моментом, в зависимости от конкретной ситуации.

Преимущество коммерческого обозначения по сравнению с иными средствами индивидуализации это простота и быстрота его введения в гражданский оборот, отсутствие необходимости взаимодействия с государственными органами и ожидания дополнительного подтверждения права. Вместе с тем, ввиду неразрешенности вопроса о понятиях известности и различительной способности коммерческого обозначения - указанные признаки охраноспособности объекта носят субъективно-оценочный характер на практике. Что в свою очередь порождает дополнительные судебные споры между субъектами предпринимательской деятельности. Аналогичного мнения придерживается Е.А.Кондратьева [3: с.60].

По нашему мнению, целесообразно введение добровольной регистрации прав на коммерческое обозначение [7: с.18-20] на базе региональных Торгово-промышленных палат в следующих целях:

- информирования бизнес-сообщества о правообладателе обозначения;

- в качестве дополнительного средства доказывания при осуществлении судебной защиты;

- повышения уровня соответствия обозначений законодательным требованиям;

- обеспечения возможности проведения массовых просветительских мероприятий среди предпринимателей для минимизации недобросовестной конкуренции, введения в заблуждение клиентов и конкурентов отраслевых предприятий.

2. Исключительное право на коммерческое обозначение может передаваться посредством гражданско-правовых договоров как в составе комплекса прав, например, по договору коммерческой концессии, так и как самостоятельный предмет договора. Права на коммерческое обозначение могут быть переданы по следующим договорам: договор авторского заказа, договор возмездного оказания

услуг по созданию коммерческого обозначения, трудовой договор, договор отчуждения исключительного права на коммерческое обозначение, договор продажи предприятия, договор простого товарищества, договор инвестиционного товарищества, договор доверительного управления имуществом, договор аренды предприятия, договор залога предприятия, лицензионный договор, договор коммерческой концессии [4: с.41-47].

Так, между индивидуальными предпринимателями А.К. Шунковым и В.П. Алтабаевым был заключен договор простого товарищества, где вкладом истца стали в том числе наименования «GREENHOUSE, GREENHOUSE COFFEE, #ghcoffee» в качестве коммерческого обозначения39.

Возможность передачи прав на коммерческое обозначение по указанным гражданско-правовым договорам свидетельствует об оборотоспособности прав и их коммерциализации. Для осуществления подобной возможности владельцам отраслевых предприятий необходимо позаботиться не только о должном закреплении права, но и о его оценке, учете на балансе предприятия. В противном случае, передача прав на коммерческое обозначение по ряду договоров будет невозможна.

3. В доктрине неоднократно упоминалось о том, что понятие предприятия, закрепленного в статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации отстает от современных реалий ведения предпринимательской деятельности и является недостаточным. В настоящее время предприятия представляют собой не только имущественные комплексы, зачастую деятельность аналогичная деятельности предприятий осуществляется предпринимателями по договорам о совместной деятельности, или имущественный комплекс отсутствует физически [5: с.42].

На данную проблему обращал внимание в своем исследовании В. Старженецкий: «Современные формы ведения бизнеса зачастую не предполагают организацию предприятия в классическом виде. Индивидуальный предприниматель, например, оказывающий консультационные услуги может даже

39 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.11.2019 № С01-778/2019 по делу № А33-2388/2018 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/d1e7b6f9-ed3e-4e29-b516-bb5574faf948.

не иметь отдельного офиса. Перечень используемых им в бизнесе имущества вполне может ограничиваться ноутбуком и мобильным телефоном. В отсутствии в собственности отдельного помещения и тем более предприятия такому предпринимателю просто негде разместить свою вывеску.» [9: с.46-50].

Соответственно предпринимателям при использовании коммерческого обозначения для индивидуализации отраслевых предприятий следует учитывать данную проблему. Суды однозначно применяют установленные Гражданским кодексом Российской Федерации нормы и отмечают, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации и исключительное право на него возникает только при наличии ряда законодательно закрепленных условий, в то время как интернет-сайт и доменное имя не являются средствами индивидуализации, исключительное право на само по себе доменное имя или сайт, как на коммерческое обозначение возникнуть не может.

Для того, чтобы обозначение, входящее в состав доменного имени приобрело статус коммерческого обозначения, оно должно отвечать требованиям действующего законодательства в отношении данного средства индивидуализации40.

4. Ведущим преимуществом коммерческого обозначения перед другими средствами индивидуализации в Российской Федерации в соответствии со статьей 1540 Гражданского кодекса Российской Федерации: исключительное право на коммерческое обозначение действует практически бессрочно и прекращается только, если правообладатель не использует его непрерывно в течение одного года.

Так как рассматриваемое средство индивидуализации не подлежит обязательной государственной регистрации данное условие видится как наиболее справедливое. Вместе с тем, законом не определены границы возникновения и прекращения права на коммерческое обозначение, поэтому предпринимателям

40 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.04.2019 № С01-1274/2018 по делу № А60-57142/2017 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/e068f00e-3b59-4912-a010-c578bde3aabe.

для охраны и защиты средства индивидуализации подобного вида потребуется обеспечить максимальную доказательственную базу.

Основной принцип: обеспечение беспрерывного использования. Для подтверждения можно использовать различные договоры, акты приемки - сдачи, материалы выставок и конференций, рекламные материалы и т.п.

Следует ответственно относится к содержанию договоров, например, в одном из споров о действии прав на коммерческое обозначение истцом доказывалось неиспользование данного средства индивидуализации интернет-провайдером (ответчиком), так как им не были представлены договоры в период с 2009-2010 и 2011-2012 годы. Ответчику удалось доказать свое право на спорное коммерческое обозначение: абонентские договоры об оказании услуг были пролонгированными на каждый последующий год, извещение сторон о своем желании расторгнуть указанные договоры отсутствовало41.

По итогам рассмотрения основных проблемных вопросов при использовании коммерческого обозначения для индивидуализации отраслевых предприятий нами получены следующие выводы:

1. Для индивидуализации отраслевых предприятий следует выбирать обозначения, обладающие различительной способностью: исключение тождества и смешения с иными средствами индивидуализации.

Необходимо провести мониторинг имеются ли на определенной территории (в зависимости от отрасли/сферы деятельности) однородные по деятельности предприятия, юридические лица или продукция схожие с желаемым к использованию предпринимателем коммерческим обозначением.

2. Для подтверждения получения известности используемым коммерческим обозначением не достаточно приведения доказательств наличия вывески, бланков, договоров, счетов, рекламной продукции, информации в сети «Интернет» и пр. Само по себе материальное выражение объекта не доказывает его известность. Предпринимателю может потребоваться проведение очных опросов

41 Решение Суда по интеллектуальным правам от 17.10.2017 по делу № СИП-247/2017 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/cca3c225-c3a1-458b-8d2f-3816c0e65c3e.

потребителей, клиентов, контрагентов, интернет-анкетирования (с соответствующим документальным закреплением), получении данных интернет-сайтов (где размещена информации об обозначении) о посещаемости пользователями.

3. Автором предлагается введение добровольной регистрации коммерческих обозначений на базе региональных торгово-промышленных палат в целях повышения охраноспособности данного средства индивидуализации и уменьшении его уязвимости при реализации соответствующих прав.

4. Отсутствие у субъекта предпринимательской деятельности предприятия в качестве имущественного комплекса на праве собственности или на ином законном праве, и использование обозначения для индивидуализации предпринимательской деятельности, в доменном имени и иных наименованиях не признается судами коммерческими обозначениями. Главное требование: соответствие обозначения всем законодательным условиям для признания его коммерческим.

Библиографический список.

1. Бобров, М.Е. Средства индивидуализации товаров, работ и услуг как объекты интеллектуальных прав: дис. ... кандид. юрид. наук: 12.00.03/Бобров Максим Евгеньевич. - М., 2013. - 206 с.

2. Воронина, У.А. Гражданско-правовое регулирование рекламы как средства индивидуализации: дис. ... кандид. юрид. наук: 12.00.03/Воронина Ульяна Адисеевна. - М., 2012. - С.121.

3. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: Особенности правовой охраны. - М.: Статут, 2014. - С.60.

4. Свищева, Е.И. Особенности распоряжения правом на коммерческое обозначение по гражданско-правовым договорам/Е.И.Свищева // Право и экономика. - 2014. - № 7. - С.41-47.

5. Свищева, Е.И. Понятие коммерческого обозначения как охраняемого объекта интеллектуальных прав/Е.И.Свищева // Право и экономика. - 2014. - № 6. - № 42-46.

6.Свищева, Е.И. Признаки охраноспособности коммерческих обозначений/Е.И.Свищева // Вестник арбитражной практики. - 2014. - № 3. -С.16-21.

7. Свищева, Е.И. Проблемы использования коммерческих обозначений для индивидуализации предприятий: на примере Франции и России/ Материалы III Международного научного конгресса «Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности» (24-25 июня 2015 года)/Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Экономика организации». - М.: Издательство «Научный консультант», 2015. - С.18-20.

8.Свищева, Е.И. Условия возникновения прав на коммерческое обозначение/ Е.И.Свищева//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2016. - № 4. - С.83-91.

9. Старженецкий, В. Защита коммерческих обозначений в Арбитражных судах Российской Федерации/ В. Старженецкий // Труды по интеллектуальной собственности. - 2003. - № 1. - С.46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.