УДК 34(470+57)(091):355.2
М. М. Степанов
К вопросу об использовании исторического опыта при создании национальной гвардии в России
В статье рассматриваются вопросы организации и деятельности подразделений по борьбе с бандитизмом и антиправительственными выступлениями в Советской России и в антибольшевистских государственных образованиях в годы Гражданской войны (1918-1920). Предлагается использовать имеющийся опыт при создании национальной гвардии в Российской Федерации.
In the article the questions of organization and operation of units to combat banditry and anti-government demonstrations in Soviet Russia and in state anti-Bolshevik formations in the Civil war (1918-1920). It is proposed to use the existing experience in the creation of the national guard in the Russian Federation.
Ключевые слова: Гражданская война, борьба с бандитизмом и антиправительственными выступлениями, Советская Россия, антибольшевистские государственные образования, национальная гвардия.
Key words: Civil war, combat banditry and anti-government demonstrations, Soviet Russia, state anti-Bolshevik formations, national guard.
В начале апреля 2016 г. был издан Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», в котором говорилось: «В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, постановляю:
1. Образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
2. Преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации...
6. Возложить на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации решение следующих основных задач:
© Степанов М. М., 2016
а) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
б) участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;
в) участие в борьбе с экстремизмом;
г) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
д) охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
е) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации;
ж) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны» [2].
Также президентом РФ в Государственную думу был внесен ряд законопроектов по вопросам организации и правового регулирования деятельности национальной гвардии. Особого внимания заслуживает проект федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в гл. 2 и 3 которого закреплены значительные полномочия войск национальной гвардии, в том числе по применению военнослужащими войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, боевой и специальной техники.
Таким образом, в России была образована новая спецслужба. Существует несколько точек зрения на причины и цели создания национальной гвардии. При этом подавляющее большинство комментариев, данных политиками, представителями спецслужб и иными заинтересованными лицами, носят положительный характер.
Однако для того, чтобы более глубоко рассмотреть вопросы, относящиеся к организации и деятельности национальной гвардии, на наш взгляд, необходимо прибегнуть к уже имеющемуся опыту создания схожих подразделений, в том числе и историческому. В этой связи наибольший интерес представляет изучение деятельности спецподразделений, созданных на территории России в годы Гражданской войны (1918-1920). Обусловлено это тем, что именно в этот период были сформированы прообразы специальных подразделений, существующих в настоящее время, например, внутренних войск, ОМОНа и др. Кроме того, на эти подразделения возлагались задачи, схожие с теми, которые сейчас поставлены перед национальной гвардией.
37
На территории Советской России спецподразделения, выполняющие функции по борьбе с массовыми выступлениями населения, бандитизмом и террористическими организациями (антисоветскими подпольными организациями), стали создаваться с конца 1917 - начала 1918 г.
Первыми из них стали подразделения Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Так, 11 декабря 1917 г. при ВЧК было решено иметь 30 чел. для несения караульной службы. А 26 декабря в распоряжение комиссии прибыл отряд свеаборжского полка [1, с. 5].
14 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров поручил Ф.Э. Дзержинскому организовать отряды «энергичных и идейных» из матросов для борьбы со спекуляцией. К весне 1918 г. ВЧК располагала уже несколькими такими отрядами. Кроме команды свеаборжцев, при ней находились отряды разведчиков, самокатчиков, моряков и боевая команда. В июне 1918 г. отряды ВЧК были объединены в корпус войск ВЧК [1, с. 5]. В его составе формировались батальоны численностью в 750 чел., в которые входили три роты пехоты, пулеметная и конная команды, взвод артиллерии и команда связи [17]. К концу июля 1918 г. создание корпуса войск ВЧК в основном закончилось. К этому времени было сформировано 35 батальонов. А на февраль 1919 г. численность войск ВЧК составила 22 тыс. штыков и сабель [1, с. 58, 83].
В то же время для нужд ВЧК в каждом уезде создавалась боевая рота численностью до 200 чел. [21].
В конце мая 1919 г. постановлением Совета Рабоче-крестьянской обороны войска ВЧК, как и другие вспомогательные войска, находившиеся в подчинении других ведомств (Наркомпрода, Главвода, Главсахара, Главнеф-ти, Центротекстиля и др.), были с 1 июня того же года переданы в ведение НКВД через штаб войск ВЧК, который был переименован в штаб войск внутренней охраны [12, с. 508-510]. Их численность была установлена в 120 тыс. чел. [1, с. 109-110].
1 сентября 1920 г. Совет труда и обороны принял Постановление о создании войск внутренней службы республики [14], в соответствии с которым войска внутренней охраны, караульные части, войска железнодорожной обороны, железнодорожная и водная милиция и другие части, «имеющие назначением охрану, поддержание порядка и обеспечение выполнения распоряжений правительства» в тылу и на фронте, были объединены в войска внутренней службы республики. Они формировались по штатам Красной армии и состояли из дивизий, бригад и полков, за исключением частей, нахо-
дившихся в ведении ВЧК, которые создавались по штатам, утвержденным коллегией ВЧК.
Также в годы Гражданской войны были созданы части особого назначения, которые состояли исключительно из коммунистов, комсомольцев и рабочих активистов, и были предназначены для борьбы с контрреволюцией. В них числилось до 400 тыс. человек [21].
С конца 1918 г. спецподразделения стали создаваться в структуре Народного комиссариата внутренних дел. Так, в соответствии с Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» [30] при уездных управлениях милиции создавались конные резервы. Они были предназначены для подавления массовых беспорядков, борьбы с бандитизмом и выполнения задач по охране общественного порядка.
В антибольшевистских государственных образованиях также создавались специальные подразделения, организация и основные направления деятельности которых во многом совпадали с соответствующими советскими подразделениями. Основной их задачей являлась борьба с партизанско-повстанческим движением и большевистским подпольем.
Так, на юге России на территории Всевеликого войска Донского была создана войсковая стража (милиция на территории Всевеликого войска Донского - М.С.). В соответствии с утвержденным 5 октября 1918 г. Положением [3] на уровне округов и городов создавались резервы войсковой стражи -специальные подразделения, имеющие военную организацию и созданные для борьбы с массовыми беспорядками, бандитизмом и для решения других задач, требующих вмешательства вооруженных сил. Их особенностью являлось наличие большого количества конных милиционеров. В этих подразделениях руководство милиционерами, как пешими, так и конными, осуществляли военные чины, а личный состав был разбит на сотни.
Также на юге России А.И. Деникиным была создана государственная стража (милиция на территории, которую занимали вооруженные силы Юга России - М.С.). Согласно Временному положению [10], утвержденному 25 марта 1919 г., на нее возлагалась, в том числе, обязанность по отражению и пресечению вооруженных выступлений с целью захвата власти или завладения правительственными или общественными установлениями и зданиями.
В каждой губернии создавался резерв государственной стражи. Основной его задачей являлось усиление городской и уездной стражи. Кроме того, он выполнял задачи по борьбе с бандитизмом и подавлению массовых беспо-
рядков. В некоторых случаях резерв принимал участие в ведении боевых действий. Его особенностью было значительное число конных стражников.
Кроме того, осенью 1919 г. были сформированы особые дружины для борьбы с большевизмом. Их численность была установлена по 400 чел. в каждом уезде [23].
На северо-западе России верховным управлением Северной области в конце августа 1918 г. было принято решение о создании особой роты военной милиции [7]. Она находилась в двойном подчинении - управляющего отделом внутренних дел и губернского комиссара. Рота была сформирована для несения внутренней караульной службы в правительственных учреждениях, а также исполнения отдельных распоряжений верховного управления. Кроме того, она принимала участие в ведении боевых действий и являлась резервом «для пополнения милиции в других городах, освобожденных от Советской власти» [9].
В Сибири А.В. Колчаком при центральном аппарате МВД и на местах при управляющих губерниями и областями были созданы отряды особого назначения для ведения вооруженной борьбы с «сознательными и несознательными нарушителями налаживающегося государственного порядка». Их организация и деятельность регулировались Законом «Об учреждении отрядов особого назначения МВД» от 25 февраля 1919 г. и Положением об отрядах особого назначения МВД [4]. Отряды особого назначения в губерниях и областях состояли из пеших и конных частей, пулеметной и нестроевой команды. Их штатная численность была определена в 1200 человек.
Отдельный отряд особого назначения был создан при департаменте милиции и подчинялся непосредственно его директору. Он состоял из четырех пеших и одного конного взвода. В нем числилось 285 человек [28].
Управляющий Иркутской губернией П.Д. Яковлев так определил задачи создаваемых спецподразделений: «...поддерживать в нужную минуту авторитет и власть правительства, освободить регулярные войска от милицейской в сущности службы, на внутренних фронтах, ликвидировать разбойничьи банды, мешающие деревне спокойно работать» [6].
Кадровый состав всех специальных подразделений, создававшихся на территории России в годы Гражданской войны, комплектовался военнослужащими, призывниками и добровольцами. Основным предъявлявшимся к ним требованием была преданность существующему режиму. Доступ неблагонадежных в политическом отношении лиц к службе в этих подразделениях был запрещен.
Особо жесткие требования предъявлялись к комплектованию войск ВЧК. Так, чтобы исключить проникновение контрреволюционеров на командные должности, ротные и взводные командиры назначались начальником штаба корпуса войск ВЧК по представлению губернских чрезвычайных комиссий, а командиры батальонов утверждались ВЧК.
Также необходимо отметить, что во всех государственных образованиях сотрудники спецподразделений обеспечивались по максимально возможным нормам. Как правило, им устанавливалось довольствие, как для военнослужащих действующей армии. Таким образом, власть делала все возможное для того, чтобы обеспечить лояльность сотрудников этих подразделений.
Основным направлением деятельности всех специальных подразделений в годы Гражданской войны стала борьба с бандитизмом и организованной преступностью, а также контрреволюционным (для советских спецподразделений) или большевистским (для спецподразделений антибольшевистских государственных образований) подпольем.
Отличительной особенностью криминальной обстановки в рассматриваемый период стало тесное сращивание политической и общеуголовной преступности. Общеуголовные преступники достаточно часто использовали политические лозунги и прикрывались борьбой с существующим строем, в то время как организации подпольщиков нередко прибегали к услугам профессиональных преступников, в том числе при осуществлении террористических актов, стараясь создать атмосферу хаоса и паники.
К примерам успешной деятельности советских специальных подразделений по борьбе с бандитизмом можно отнести разоружение анархистов в Москве в апреле 1918 г. Решение об этом было принято 11 апреля 1918 г. на экстренном заседании ВЧК и Московского совета [18]. Днем 12 апреля отряды ВЧК и Московского гарнизона разоружили и арестовали около 600 человек. Из них не более одного процента составляли «идейные анархисты». Остальные являлись обычными уголовниками [20].
Гораздо более радикально с преступностью боролась контрразведка в Белой Сибири. В Омске офицеры контрразведки производили аресты уголовников в оцепленном солдатами районе, а затем выводили их в отдаленные от проживания населения места и уничтожали, а трупы спускали под лед [29].
Еще одним важнейшим направлением деятельности спецподразделений стала борьба с повстанческо-партизанским движением. Проблема охраны существующей власти и ее защиты от антигосударственных выступлений стояла перед всеми государственными образованиями. В Советской России
41
спецподразделения принимали активное участие в борьбе с массовыми выступлениями населения, недовольного политикой советской власти. В первую очередь это касалось крестьянства, которое выступало против насильственного изъятия хлеба. Так, только в течение ноября - декабря 1918 г. войска ВЧК 44 раза отправлялись на подавление восстаний [1, с. 6].
О деятельности отрядов чрезвычайных комиссий можно получить представление из отчета одного из них за несколько дней августа 1918 г.: «В Хотеичи был выслан карательный отряд. С населения ... взыскана контрибуция - 154 тыс. рублей». Четверых человек расстреляли, один убит во время занятия села. «За избиение военного комиссара в Шаловской волости расстреляны три человека; тридцать человек осуждены на один месяц принудительных работ. За угрозы по адресу должностных лиц, за хранение огнестрельного оружия. расстреляны два человека. За антисоветскую агитацию в с. Заречье расстреляны два человека» [15].
А в Белой Сибири с весны 1919 г. отряды особого назначения принимали активное участие в боях против партизан [5]. Управляющий Иркутской губернией Яковлев, докладывая о результатах своей поездки с отрядом особого назначения в Нижнеудинский уезд, сообщал о двадцати пяти расстрелянных [24]. Весной-летом 1919 г. несколько отрядов особого назначения занимались в Томском уезде борьбой с партизанским отрядом Лубкова. Один из таких отрядов возглавлял капитан В.И. Суров. Действия отряда отличались особой жестокостью, личный состав занимался мародерством. По этому поводу редактор Томской газеты «Сибирская жизнь» даже обратился с письмом к председателю правительства П.В. Вологодскому с просьбой принять меры «против бандита Сурова и К*» [16].
Другой задачей специальных подразделений стала охрана государственных учреждений и высокопоставленных должностных лиц. Для ее выполнения выставлялись соответствующие посты и наряды. Так, в Советской России, как уже было указано выше, отряды ВЧК несли караульную службу. А в Северной области эти функции выполняла особая рота военной милиции [10].
Кроме того, специальные подразделения повсеместно принимали участие в боевых действиях. Так, части корпуса войск ВЧК постоянно использовались командованием Красной армии на фронтах Гражданской войны. В утвержденном президиумом ВЧК 12 марта 1919 г. Положении о войсках ВЧК [1, с. 84-85] устанавливалось, что общая численность всех отрядов войск ВЧК и губернских ЧК составляет 30 тыс. бойцов и командиров, из которых 10 тыс. должны были находиться на фронте. А в Постановлении Совета обороны «О войсках вспомогательного назначения» от 28 мая 1919 г. было пря-
42
мо закреплено, что в случаях особой надобности войска внутренней охраны обязаны выполнять боевые задания, отдаваемые начальниками гарнизонов в тыловых частях, а в фронтовой полосе - соответствующих фронтовых органов [12, с. 510]. Также в качестве примера можно привести Постановление Совета обороны от 15 августа 1919 г., которым из войск особого назначения (войска ВЧК, продармии и т. п.) были сформированы семь полков и направлены в районы Курска, Воронежа, Тамбова, Камышина, Тулы и Пензы [13, с. 389]. В антибольшевистских государственных образованиях существовала такая же практика. Например, в октябре 1918 г. в Северной области из состава роты военной милиции было откомандировано 100 чел. для отражения наступления большевиков [8].
Основной проблемой в деятельности всех специальных подразделений в годы Гражданской войны стало их злоупотребление своими широкими полномочиями, что приводило к массовому применению репрессивных мер.
М. Левин по этому поводу указывал: «Террор не был монополией красных. На Западе не так широко известно, что белые армии имели все виды разведывательных и контрразведывательных подразделений, особые отряды по борьбе с диверсиями и карательные отряды. Все они прибегали к индивидуальному и массовому террору против населения, выискивая коммунистов и членов Советов, участвуя в казнях и массовых экзекуциях целых деревень» [22].
Даже сам верховный правитель России А.В. Колчак признавал: «Деятельность начальников уездных милиций, отрядов особого назначения, всякого рода комендантов, начальников отдельных отрядов, представляет собою сплошное преступление» [27].
При этом необходимо отметить, что в Советской России, в отличие от антибольшевистских государственных образований, за деятельностью спецподразделений был установлен соответствующий контроль, если о наличии такового можно говорить, учитывая условия Гражданской войны.
Так, например, в соответствии с Положением о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях от 28 октября 1918 г. вооруженные отряды ВЧК на местах создавались и действовали под контролем местных Советов и их исполкомов [11]. Кроме того, в чрезвычайных комиссиях создавались контрольные коллегии, осуществлявшие контроль за деятельностью отдельных членов и сотрудников ЧК. Первоначально они состояли из одного члена комиссии и двух членов партии [26], а затем из представителя исполкома, представителя местного Комитета РК партии и представителя местной ЧК [19].
О контроле за деятельностью чрезвычайных комиссий и их должностных лиц М.Н. Петров писал: «Важно подчеркнуть, основываясь на архивных
43
материалах, что в рассматриваемый период, не в пример последующим, комитеты РКП(б), Советы, вышестоящие чекистские учреждения могли давать реальный отпор тем, кто грубо нарушал законность, совершал должностные преступления, использовал положение сотрудника органов госбезопасности в корыстных целях. Борьба с лицами, компрометировавшими звание чекиста, началась сразу же с формированием чрезвычайных комиссий» [25].
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) специальные подразделения, схожие по выполняемым функциям с национальной гвардией, повсеместно создавались на территории России в годы Гражданской войны;
2) основными причинами их создания стали особые условия Гражданской войны, разгул преступности в стране, сращивание общеуголовной и политической преступности, резкий рост бандитизма, террористических актов и антиправительственных выступлений;
3) специальные подразделения пользовались особой поддержкой государства и имели высокий статус;
4) спецподразделения, созданные в рассматриваемый период, показали свою жизнеспособность и эффективность;
5) наличие широких полномочий, в том числе и карательных у специальных подразделений, привело к тому, что в тех государственных образованиях, где отсутствовал действенный контроль за их деятельностью со стороны государства и общества, эти подразделения широко применяли репрессивные меры к населению, нарушали законность, совершали преступления.
Не вызывает сомнения, что создаваемая сейчас в России национальная гвардия, объединившая ряд специальных подразделений и наделенная широкими полномочиями, сможет эффективно выполнять функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с терроризмом. Однако при этом, на наш взгляд, требуются особые гарантии законности в ее деятельности, иначе бесконтрольное применение ею своих полномочий может привести к массовому нарушению прав граждан, а также негативно повлиять на их отношение к существующей власти.
Список литературы
1. Внутренние войска Советской республики. 1917-1922 гг.: док. и материалы. - М., 1972.
2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 157 // Рос. газета. - 2016. - № 73.
3. ГАРФ. Ф. 1258. Оп. 1. Д. 20. Л. 40-43.
44
4. ГАРФ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 148. Л. 3-4.
5. ГАРФ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 6. Л. 6, 17-19.
6. ГАРФ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 8. Л. 13.
7. ГАРФ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1. Л. 61.
8. ГАРФ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
9. ГАРФ. Ф. 3695. Оп. 1. Д. 75. Л. 3.
10. ГАРФ. Ф. 439. Оп. 1. Д. 94. Л. 65-76.
11. Декреты Советской власти. - М., 1964. - Т. 3. - С. 458-459.
12. Декреты Советской власти. - М., 1971. - Т. 5.
13. Декреты Советской власти. - М., 1973. - Т. 6. - С. 389.
14. Декреты Советской власти. - М., 1979. - Т. 10. - С. 107-109.
15. Еженедельник чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. - 1918. - № 4. - С. 30-31.
16. Звягин С.П. Кузбасс в годы гражданской войны: моногр. - Омск, 2007. -С. 52-53.
17. Из истории войск ВЧК и пограничной охраны: док. и материалы. 19171921. - М., 1958. - С. 29-32.
18. Известия ВЦИК. 1918. - 13 апр.
19. Инструкция чрезвычайным комиссиям на местах от 1 декабря 1918 г. // ВЧК - ГПУ: док. и материалы. - М., 1995. - С. 80-88.
20. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. - М., 1990. - С. 141, 359, 360.
21. Кривенко М.В. Массовый террор в России и на Юге государства в 19181920 гг.: истоки, механизмы, последствия: дис.....канд. ист. наук. - Пятигорск, 2007.
- С. 113.
22. Левин М. Социальные аспекты гражданской войны в России // Сов. о-во: возникновение, развитие, исторический финал. - М., 1997. - Т. 1. - С. 38.
23. Малыгин А.Я., Степанов М.М. Правоохранительные органы белых правительств. - М., 1999. - С. 50-51.
24. Никитин А.Н. Органы государственной власти «белой» России: борьба с должностными преступлениями. - М., 1997. - С. 29-30.
25. Петров М.Н. Формирование и деятельность органов ВЧК - ОГПУ. 1917 -середина 1920-х гг. (на материалах Северо-Запада России): дис. ... д-ра ист. наук. -Новгород, 1995. - С. 71.
26. Положение о чрезвычайных комиссиях на местах от 11 июня 1918 г. // ВЧК
- ГПУ: док. и материалы. - С. 26-30.
27. Последние дни колчаковщины. - М., 1925. - С. 132.
28. Правительственный вестник. - 1919. - 14 марта.
29. Рец А.А. Формирование и функционирование органов контрразведки, военного контроля, МВД антибольшевистских правительств Сибири (1918-1920 гг.): дис. канд. ист. наук. - М., 2006. - С. 161.
30. СУ РСФСР. - 1918. - № 75. - Ст. 813.