Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЛИРИКЕ ЕТИМА ЭМИНА'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЛИРИКЕ ЕТИМА ЭМИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕТИМ ЭМИН / ЛЕЗГИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ТРОП / СРАВНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казимагомедова Фаина Исламовна, Бабаев Владимир Абдурахманович

Целью данной статьи является выявление и изучение особенностей употребления Етимом Эмином сравнения, как тропа художественной речи. Методы. Аналитический, культурно-исторический, типологический и сравнительно-исторический. Результаты. Проведенное исследование позволяет выявить специфичность использования сравнения классиком дагестанской поэзии как одного из специфичных сторон поэтического его языка. Выводы. Етим Эмин вводит в поэтический обиход большое количество лексических средств родного лезгинского языка, которыми до него пренебрегали. Мастерски используя известные в поэзии стилистические установки и правила, поэт часто выходит за рамки этих правил, прибегает к целому ряду новых приемов и методов построения стиха. При создании своих произведений Етим Эмин использовал сравнения и в целях образно-композиционного построения стихотворения, и для создания зрительных образов, которые выступают инструментом словесной живописи. Также поэт использовал антонимичное сравнение, что в художественном тексте способствовало пересмотру привычных представлений и понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE ARTISTIC AND EXPRESSIVE MEANS IN ETIM EMIN’S LYRICS

The aim of the article is to identify and study the features of Etim Emin's use of comparison as a trope of artistic speech. Methods. Analytical, cultural-historical, typological, and comparative-historical. Results. The research allows the authors to identify the specificity of using the simile by the classic of Dagestan poetry as one of the specific aspects of his poetic language. Conclusions. Etim Emin introduces into poetic use a large number of lexical means of the native Lezgin language, which were neglected before him. Masterfully using the stylistic attitudes and rules known in poetry, the poet often goes beyond these rules, resorting to a number of new techniques and methods of constructing verse. When creating his works, Etim Emin used comparisons both for the purposes of figurative and compositional construction of the poem, and for creating visual images that act as a tool for verbal painting. The poet also used an antonymic simile, which in the literary text contributed to the revision of the usual ideas and concepts.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЛИРИКЕ ЕТИМА ЭМИНА»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

Литературоведение / Literature Studies Оригинальная статья / Original Article УДК 894.612.4/9-32

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-45-47

К вопросу об использовании художественно-выразительных средств

в лирике Етима Эмина

© 2019 Казимагомедова Ф. И., Бабаев В. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: fainamaka@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является выявление и изучение особенностей употребления Етимом Эмином сравнения, как тропа художественной речи. Методы. Аналитический, культурно-исторический, типологический и сравнительно-исторический. Результаты. Проведенное исследование позволяет выявить специфичность использования сравнения классиком дагестанской поэзии как одного из специфичных сторон поэтического его языка. Выводы. Етим Эмин вводит в поэтический обиход большое количество лексических средств родного лезгинского языка, которыми до него пренебрегали. Мастерски используя известные в поэзии стилистические установки и правила, поэт часто выходит за рамки этих правил, прибегает к целому ряду новых приемов и методов построения стиха. При создании своих произведений Етим Эмин использовал сравнения и в целях образно-композиционного построения стихотворения, и для создания зрительных образов, которые выступают инструментом словесной живописи. Также поэт использовал антонимичное сравнение, что в художественном тексте способствовало пересмотру привычных представлений и понятий.

Ключевые слова: Етим Эмин, лезгинская поэзия, поэтика, художественно-выразительные средства, троп, сравнение.

Формат цитирования: Казимагомедова Ф. И., Бабаев В. А. К вопросу об использовании художественно-выразительных средств в лирике Етима Эмина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 45-47 DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-45-47_

Using the Artistic and Expressive Means

in Etim Emin's Lyrics

© 2019 Faina I. Kazimagomedova, Vladimir A. Babaev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: fainamaka@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to identify and study the features of Etim Emin's use of comparison as a trope of artistic speech. Methods. Analytical, cultural-historical, typological, and comparative-historical. Results. The research allows the authors to identify the specificity of using the simile by the classic of Dagestan poetry as one of the specific aspects of his poetic language. Conclusions. Etim Emin introduces into poetic use a large number of lexical means of the native Lezgin language, which were neglected before him. Masterfully using the stylistic attitudes and rules known in poetry, the poet often goes beyond these rules, resorting to a number of new techniques and methods of constructing verse. When creating his works, Etim Emin used comparisons both for the purposes of figurative and compositional construction of the poem, and for creating visual images that act as a tool for verbal painting. The poet also used an antonymic simile, which in the literary text contributed to the revision of the usual ideas and concepts.

Keywords: Etim Emin, Lezgin poetry, poetics, artistic and expressive means, trope, simile.

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

For citation: Kazimagomedova F. I., Babaev V. A. Using the Artistic and Expressive Means in Etim Emin's Lyrics. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 45-47 DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-45-47 (In Russian)

Введение

Етим Эмин - один из немногих поэтов, чье творчество способствовало не только обогащению, но и прогрессу в лезгинской литературе. Темы, идеи, образы, привнесенные Етимом Эмином в лезгинскую поэзию еще в XIX веке, актуальны и по сей день.

Етим Эмин обновил традиции ашугской поэзии, проложив им путь в большую литературу [2, с. 40]. Он выступил новатором поэтики, создал литературный язык.

Поэтический язык, как известно, является показателем, визитной карточкой, знаком качества поэта.

Материалы и методы исследования

Анализировать, рассматривать поэтический язык Етима Эмина, то есть его специфическую сторону, следует с позиций взаимосвязи его творчества с развитием языковой культуры своего народа, а также необходимо обратить внимание на то, как он использует представленные в его родном языке выразительные возможности и что характеризует язык художника.

Етим Эмину в истории развития лезгинского языка, да и поэтического слога, принадлежит особое место. Етим Эмин вводит в поэтический обиход большое количество лексических средств родного лезгинского языка, которыми до него пренебрегали. Мастерски используя известные в поэзии стилистические установки и правила, поэт часто выходит за рамки этих правил, прибегает к целому ряду новых приемов и методов построения стиха.

Результаты и их обсуждение

Поэтика Етима Эмина, несомненно тонка и богата. Из всего многообразия художественно-выразительных средств поэтики, в данной статье мы рассмотрим сравнения в творчестве поэта.

Сравнение представляет собой троп художественной речи, который с целью пояснения одного предмета при помощи другого сопоставляет два или более предметов. Аналогичным приемом неоднократно пользуется и Етим Эмин. Например: 1) - Эй фелек сагьиби агьсан, Эй аллама игьсан...

- «Эй, благодетель даров небесных:,

Эй, приносящий жертвы...» [1, с. 177] (здесь и далее подстрочный перевод Кази-магомедовой Ф. И.).

2) Ширин вирт я, хуш нямет я, Туькезбан, -«Сладкий мед, Тукезбан» [1, с. 18]. В данных строках сравнение осуществлено при помощи существительного в именительном падеже с последующими сочетаниями в первой строке и при помощи прилагательного в сравнительной степени.

В сравнениях у Етима Эмина содержатся два элемента. Это то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Здесь наиб Гасан сравнивается с благодетелем даров, с приносящим дары. А в последней строфе этого же стихотворения поэт сравнивает самого себя с несчастным Мажнумом:

1) Хана, Межнун хьиз, фугьара, Амукьна бейниван, наиб. -«Как Мажнум стал несчастным, Остался безропотным, наиб» [1, с. 179].

2) Ви ширин мез шад билбил хьизрахада. -«Твой сладкий язык, словно счастливый соловей, говорит (поет)» [1, с. 177].

В отличие от первого образца в этих строках сравнение осуществлено при помощи союзов «как», «словно».

При создании своих произведений Етим Эмин использовал сравнения и в целях образно-композиционного построения стихотворения. Так, например, в стихотворении «Наибу Гасану» при помощи этого тропа Етим Эмин сопоставляет два мира, два состояния людей: изгнанных, униженных, оказавших в тюрьмах, разграбленных и обездоленных после подавления восстания 1877 года и тех, кто пользовался плодами победы над восставшими.

Сравнение часто употребляется Етимом Эмином и для создания зрительных образов, которые выступают инструментом словесной живописи.

Так в строке «Лишь бешеные попутчиками стали» люди, идущие с поэтом, сравниваются с бешеными.

Здесь, по нашему мнению, стоит пояснить. В лезгинском языке понятие слова «бешеный» закреплено и употребляемо в основном по отношению к животному, в большей степени с собакой или хищным зверем. У поэта воры и подлецы соотносятся с представителями мира хищников. В результате использования слова «бешеные» в стихотворении по отношению к людям создаются ассоциативные зрительные образы: глаза, полные злобы, оскален-

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

ные в злой усмешке зубы, напряженные черты лица, да и форма внешности и поведения зверя, готового вот-вот наброситься на слабого.

Это не просто наблюдение поэта, мастерски переданное одной фразой, и дело не только в зрительном сходстве указанных черт, а в эмоциональном настрое, создаваемом сравнением.

Весьма интересным представляется сравнение, в котором в двух строках, объединенных одним содержанием и смыслом, имеется антонимичное сравнение: Низамдивди халифаяр Хьана агъур-залан, наиб. -«Примерные (дисциплинированные, законопослушные) халифы стали

Тяжким бременем, наиб» [1, с 178]. В контексте анализируемого стихотворения, да и в лезгинском языке в целом по-

1. Етим Эмин. Вил ат1удач дуьньядихъай (Не нагляжусь на мир). Текст.: на лезг. яз. / сост.

1. Etim Emin. I will not see enough of the world. Text: in the Lezgin lang. Comp. by Sadyki G. Makhachkala, 1995.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Казимагомедова Фаина Исламовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: fainamaka@mail.ru

Бабаев Владимир Абдурахманович, кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанских языков, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: fainamaka@mail.ru

нятие «Низам халиф», исходя из значения слов «низам» (порядок, дисциплина, терпение) и «халиф» (правитель), означает и свидетельствует о наличии высоких нравственных идеалов и терпения у правителя, верующих. На таких общество и люди возлагают самые добрые надежды, но поэт неожиданно сравнивает их - халифов терпеливых (покорных закону) - с бременем, и не просто бременем, а «бременем тяжким».

Заключение

Таким образом, рассмотренные нами лишь в нескольких стихотворениях сравнения, позволяют сделать вывод об оригинальном и мастерском использовании этого тропа Етимом Эмином: с его помощью поэт сумел пересмотреть привычные представления, понятия.

2. Кадымов А. З. Личность и творчество Етима Эмина // Университетские чтения-2009: ма-

2. Kadymov A. Z. Personality and creativity of Etim Emin. University readings-2009: materials of scientific and methodological readings of PSLU. Pyatigorsk, PSLU publ., 2009. Pp. 140-143. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Faina K. Kazimagomedova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: fainamaka@mail.ru

Vladimir A. Babaev, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Dagestan Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: fainamaka@mail.ru

Литература

Садыки Г. Махачкала, 1995.

териалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 140-143.

References

Принята в печать 25.02.2019 г.

Received 25.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.