УДК 37; 372.881.111.1
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-178-183
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭМОДЗИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ерошин А.П.
Московский государственный областной университет
141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Аннотация. В статье приводится обзор примеров использования эмодзи в процессе обучения английскому языку. На основе анализа различных способов применения эмодзи в данной сфере делается вывод о целесообразности задействования эмодзи на уроках, выделяются преимущества и недостатки работы с ними в преподавательской деятельности, определяются пути решения возможных проблем, с которыми может столкнуться преподаватель при использовании упомянутого графического языка. Отмечается, что данная тема не изучена русскоязычным сообществом.
Ключевые слова: преподавание, иностранные языки, интернет, коммуникация, эмодзи.
TO THE QUESTION OF USING EMOJIS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES
A. Eroshin
Moscow Region State University
24, Vera Voloshina ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article reviews examples of how emoji can be utilized in teaching English. Basing on the analysis of different ways of its use we make a conclusion about advisability of using it in class, define the advantages and disadvantages of these methods in teaching activities, and identify the way of coping with possible problems a teacher can face while using this graphic language. The topic is unexplored by the Russian-speaking community.
Key words: teaching, foreign languages, the Internet, communication, emoji.
Эмодзи (от яп. Ш - 'картинка' и ^^ - 'знак', 'символ'; произношение: [emod^i], ударение на «о») - язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах. Этот графический язык, где вместо слов используются сочетания картинок, появился в Японии и распространился по всему миру [1]. Сегодня эмодзи являются важной частью онлайн-коммуника-ции между людьми по всему миру. Достаточно иметь компьютер, смартфон или планшет с выходом в интернет, чтобы получить доступ к этому способу общения.
Эмодзи набирают всё большую популярность (их используют 92% пользователей Интернета [12]), растёт количество сфер, где можно их встретить. В 2015 г. Оксфордский словарь назвал «словом» года эмодзи под названием «лицо со сле-
© CC BY Ерошин А.П., 2018.
V1ZV
зами радости» ("face with tears of joy") [13]; Билл Най - американский инженер, актёр и телеведущий-популяризатор науки, известный по телешоу "Bill Nye the Science Guy", - рассказывая об эволюции, изменении климата, сновидениях и многих других темах из разных областей науки, иллюстрирует происходящее эмодзи [4]. Летом 2017 г. в прокат вышел фильм "The Emoji Movie", главные герои которого - смайлики эмодзи, живущие в городе Текстополисе [14]. Многие бренды активно используют эмодзи в своих рекламных кампаниях [9]. Поколение Z (люди, родившиеся после 1995 г.) с недавних пор стали называть ещё и поколением эмодзи [15]. Таким образом, можно констатировать безусловное и разностороннее влияние эмодзи на множество областей современной культуры. Поскольку в сегодняшнем мире необходимость изучения иностранных языков очевидна, мы хотели бы оценить возможности применения столь популярного культурного элемента в обучении. Наша статья посвящена рассмотрению и анализу различных способов использования эмодзи преподающими и изучающими иностранный язык.
При поиске в Интернете какой-либо информации, касающейся данной темы, мы не обнаружили ни одного русскоязычного материала; подавляющее большинство статей представляют из себя посты в любительских блогах, отражающие личный опыт использования эмодзи в преподавании. Проанализировав данные ресурсы, мы выделили ряд основных способов применения рассматриваемого графического языка в преподавательской деятельности.
Практически везде на первом месте находятся так называемые истории с ребусами (rebus stories, ещё их называют emoji summaries) [3; 8]. Это опорные тексты для пересказа, в которых некоторые слова или части слов заменены на эмодзи. Используя этот приём, дети могут либо сочинять свои собственные истории, либо пересказывать прочитанное на уроке, либо передавать содержание, к примеру, известных сказок. Подчёркивается, что использование эмодзи в данном случае помогает убрать тот барьер, который возникает из-за боязни ошибочного написания иностранного слова.
Эмодзи могут также помочь и в обучении вокабуляру и орфографии -новые слова, которые детям предстоит выучить, подкрепляются в их сознании символами эмодзи, благодаря чему помимо зрительной памяти за-действуется также и ассоциативная. Возможности применения эмодзи в этой области очень широки: с их помощью можно вводить сложные слова (compound words), обе части которых иллюстрируются эмодзи; их можно использовать в диктантах, т. е. на этапе проверки выученных слов; с помощью одного символа эмодзи можно обучить нескольким словам (разным частям речи, к примеру паре "to watch" («смотреть, наблюдать») и "eyes" («глаза»), или разным, но близким по смыслу словам, как "house" («дом, постройка») и "home" («домашний очаг, уют»)); с помощью эмодзи можно разнообразить головоломки, где среди множества букв нужно найти определённые слова и т. д. От себя добавим, что польза эмодзи состоит ещё и в том, что дети используют их каждый день, переписываясь со своими сверстника-
ми, и таким образом бессознательно повторяют ассоциативные связи, которые были заложены учителем.
Эмодзи могут быть задействованы и в преподавании такого аспекта языка, как грамматика. Здесь они играют роль символов-подсказок (prompts), которые в зависимости от контекста предложения и слов-показателей того или иного грамматического времени помогают учащимся найти правильную грамматическую форму. К примеру, на месте уже написанного инфинитива ученик видит только символ - означаемое, а означающее и его письменную форму ему предстоит вспомнить и грамотно написать в требуемой контекстом ситуации.
Большой потенциал у использования эмодзи имеется также в менее серьёзных сторонах процесса обучения, к примеру в конкурсах и викторинах разной сложности. Это может быть расшифровка названий книг или обратный процесс - «перевод» их названий на язык эмодзи; написание небольшой истории по заданным символам; интерпретация указанных символов (при подборе синонимов происходит проверка уровня знания лексики, в особенности прилагательных) и, наоборот, отгадывание символа по описанию и тому подобные задания. Привнести известную долю веселья в процесс выполнения какого-либо задания может словесная игра с эмодзи: одинаковые или схожие по звучанию слова или части слов могут заменяться на эмодзи, к примеру глагол "be" может быть заменён на символ пчелы ("bee"), отрицательная частица «не» ("do not") может передаваться символом пончика ("donut") и т. д.
Таким же ненавязчивым способом
символы эмодзи могут помочь и на самых ранних этапах изучения языка. К примеру, их можно использовать для запоминания и закрепления названий цвета. В социальном интернет-сервисе Pinterest [11] в свободном доступе существует множество раскрасок, основанных на известных детям символах эмодзи, где нужный цвет того или иного элемента символа подписан на английском языке. Слово-название цвета в данном случае подкрепляется ещё и зрительной памятью, что облегчает процесс запоминания.
Весьма распространены так называемые emoji alphabet sets (набор букв алфавита с эмодзи) [5]. В таком наборе содержится 26 карточек (по количеству букв в английском алфавите), и каждая из них представляет собой тот или иной символ эмодзи с крупной буквой алфавита, написанной вверху карточки. Чуть ниже написано слово, которое начинается с этой буквы. К примеру, предлагается следующий набор: A - anxious, B - blushing, С - cool, В - dollar signs, E - eye roll, F - frown, G - glasses, H - hug, I - ill, J - joking, K - kiss, L - love, M - mad, N - napping, O - open mouth, P - pleased, Q - quiet, R - relieved, S - smile, T - thinking, U -upset, V - very funny, W - wink, X - x-ed out, Y - yucky, Z - zipper.
Наглядность эмодзи позволяет эффективно и разностороннее использовать их в процессе обучения. Исследуя материалы, представленные в Интернете, мы обратили внимание, что в классах или аудиториях, где проходят занятия, на стенах можно заметить доску объявлений ("bulletin board"), где разного рода информация может быть передана в том числе и с помощью эмодзи. К примеру, в млад-
ших классах можно установить доски с тематикой контроля поведения и эмоций [6]: "How are you feeling?", "Don't let your emotions get the best of you!!!". Есть место и игре слов: "Emojin the possibilities", "If you can emojin it, you can achieve it!", "Just emoji'n the great year we'll have" и т. п.
Некоторые преподаватели предлагают использовать эмодзи в начале урока в качестве так называемого "lesson starters" [2]. Новая тема урока зашифрована символами, и ученикам предлагается отгадать её. Использовать эмодзи можно и при подведении итогов урока как визуальное напоминание о пройденном материале.
Можно заметить, что вышеизложенные идеи содержат только позитивные стороны введения эмодзи в процесс обучения, однако у исследуемых нами методов есть и некоторые слабые стороны. Часть просмотренных нами блогов предоставляла возможность оставлять комментарии. Анализ этих комментариев позволил выявить следующее. Большинство откликов положительные: люди воодушевлены попробовать что-то новое в своей преподавательской деятельности, кто уже попробовал - делится своими успехами. Некоторые сталкиваются с чисто техническими трудностями: при печати символы эмодзи не отображаются на бумаге, вместо них получаются лишь белые квадраты (данная проблема легко решается
печатью скриншота, т. е. картинки, а не самого документа). Сравнительно незначительное количество людей выказывают сомнения относительно однозначной интерпретации символов эмодзи, что якобы может вызвать определённые сложности при работе в классе (такие ресурсы, как Emojipedia [7], помогают разобраться при возникшем недопонимании); другие говорят о несерьёзности «смайликов» и ненужности их в образовательном процессе.
Эмодзи выполняют функцию компенсации эмоций, которые возможны лишь при контактном общении. Аналогичное воздействие они оказывают и на процесс обучения - дети любят их, благодаря им сам познавательный процесс становится более интересным и ярким, а овладение трудными аспектами ("which they dread" - «которых они боятся», как было сказано в одном из блогов) проходит более гладко. Опрос 25 тыс. человек, проведённый компанией GE в Твиттере, показал, что более половины из них считают, что эмодзи имеют большой потенциал использования в качестве "academic tool" («инструмента, средства образования») [10]. Думается, что наша статья будет полезна как преподающим, так и изучающим английский и другие иностранные языки, а также подтолкнёт к поиску новых способов применить этот удивительный графический язык в сфере образования.
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Эмодзи [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC %D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B8 (дата обращения: 11.03.2018).
2. 10 amazing ways to use emojis in the classroom [Электронный ресурс]. URL: https://www. bookwidgets.com/blog/2017/06/10-amazing-ways-to-use-emojis-in-the-classroom (дата обращения: 11.03.2018).
3. 15 Ways to Emoji-fy Your Teaching [Электронный ресурс]. URL: http://www.helpteaching. com/blog/15-ways-to-emoji-fy-your-teaching.html (дата обращения: 11.03.2018).
4. Bill Nye emoji science [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessinsider.com/bill-nye-emoji-science-2015-9 (дата обращения: 12.03.2018).
5. Emoji Alphabet Cards with Printed Letters [Электронный ресурс]. URL: https://www. teacherspayteachers.com/Product/Emoji-Alphabet-Cards-with-Printed-Letters-2626514 (дата обращения: 12.04.2018).
6. Emoji bulletin board [Электронный ресурс]. URL: https://www.pinterest.co.uk/ pin/201817627030860214 (дата обращения: 14.04.2018).
7. Emojipedia - Home of Emoji Meanings [Электронный ресурс]. URL: https://emojipedia. org (дата обращения: 12.04.2018).
8. Emojis in the classroom [Электронный ресурс]. URL: http://www.erintegration. com/2016/03/13/emojis-in-the-classroom (дата обращения: 15.03.2018).
9. Five examples of brands using emojis in marketing campaigns [Электронный ресурс]. URL: https://econsultancy.com/blog/68745-five-examples-of-brands-using-emojis-in-marketing-campaigns (дата обращения: 14.03.2018).
10. GE puts emojis to use in the classroom [Электронный ресурс]. URL: https://digiday.com/ marketing/ge-brings-emojis-internet-science-class (дата обращения: 14.03.2018).
11. Image result for emoji bulletin board [Электронный ресурс]. URL: https://ru.pinterest. com/pin/539657967831300545 (дата обращения: 14.03.2018).
12. Infographic: 92% Of World's Online Population Use Emojis [Электронный ресурс]. URL: http://www.cmo.com/features/articles/2016/11/21/report-emoji-used-by-92-of-worlds-online-population.html#gs.6N7275g (дата обращения: 11.03.2018).
13. Oxford Dictionaries Word of the Year 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://blog.oxford-dictionaries.com/2015/11/word-of-the-year-2015-emoji (дата обращения: 11.03.2018).
14. Teaching the Emoji Generation: 12+ Activities & Resources [Электронный ресурс]. URL: http://teacherrebootcamp.com/2015/08/03/emoji (дата обращения: 11.03.2018).
15. The Emoji Movie [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Emoji_ Movie (дата обращения: 14.03.2018).
REFERENCES
1. Emodzi [Emoji]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE %D0%B4%D0%B7%D0%B8 (accessed: 11.03.2018).
2. 10 amazing ways to use emojis in the classroom. Available at: https://www.bookwidgets.com/ blog/2017/06/10-amazing-ways-to-use-emojis-in-the-classroom (accessed: 11.03.2018).
3. Ways to Emoji-fy Your Teaching. Available at: http://www.helpteaching.com/blog/15-ways-to-emoji-fy-your-teaching.html (accessed: 11.03.2018).
4. Bill Nye emoji science. Available at: http://www.businessinsider.com/bill-nye-emoji-sci-ence-2015-9 (accessed: 12.03.2018).
5. Emoji Alphabet Cards with Printed Letters. Available at: https://www.teacherspayteachers. com/Product/Emoji-Alphabet-Cards-with-Printed-Letters-2626514 (accessed: 12.04.2018).
6. Emoji bulletin board [Electronic source]. Available at: https://www.pinterest.co.uk/ pin/201817627030860214 (accessed: 14.04.2018).
7. Emojipedia - Emoji Meanings of Home. Available at: https://emojipedia.org (accessed: 12.04.2018).
8. Emojis in the classroom. Available at: http://www.erintegration.com/2016/03/13/emojis-in-the-classroom (accessed: 15.03.2018).
9. Five examples of brands using emojis in marketing campaigns [Electronic source]. Available
Visy
at: https://econsultancy.com/blog/68745-five-examples-of-brands-using-emojis-in-market-ing-campaigns (accessed: 14.03.2018).
10. GE puts emojis to use in the classroom. Available at: https://digiday.com/marketing/ge-brings-emojis-internet-science-class (accessed: 14.03.2018).
11. Image result for emoji bulletin board. Available at: https://ru.pinterest.com/pin/ 539657967831300545/ (accessed: 14.03.2018).
12. Infographic: 92% Of World's Online Population Use Emojis. Available at: http://www.cmo. com/features/articles/2016/11/21/report-emoji-used-by-92-of-worlds-online-population. html#gs.6N7275g (accessed: 11.03.2018).
13. Oxford Dictionaries Word of the Year 2015. Available at: http://blog.oxforddictionaries. com/2015/11/word-of-the-year-2015-emoji (accessed: 11.03.2018).
14. Teaching the Emoji Generation: 12+ Activities & Sources. Available at: http://teacherreboot-camp.com/2015/08/03/emoji (accessed: 11.03.2018).
15. The Emoji Movie. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Emoji_Movie (accessed: 14.03.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ерошин Антон Павлович - кандидат филологических наук, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Anton P. Eroshin - PhD in Phylological sciences, associate Professor of the Department of Indo-European and Oriental Languages, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Ерошин А.П. К вопросу об использовании эмодзи в преподавательской деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 178-183. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-178-183
FOR CITATION
Eroshin A. On the question of using emoji in educational activities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 3, рр. 178-183. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-178-183
Visb;