Научная статья на тему 'К вопросу об исполнении решений Конституционного суда РФ по вопросам федерализма'

К вопросу об исполнении решений Конституционного суда РФ по вопросам федерализма Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
88
23
Поделиться
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ / ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ефремова Елена Сергеевна

Своевременное исполнение решений Конституционного суда РФ служит сохранению целостности и единства федеративного государства.

ON THE IMPLEMENTATION OF DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FEDERALISM

Timely execution of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation serves preservation of integrity and unity of a federative state.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исполнении решений Конституционного суда РФ по вопросам федерализма»

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

УДК 342.24+342.56

Е. С. Ефремова

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ПО ВОПРОСАМ ФЕДЕРАЛИЗМА

Своевременное исполнение решений Конституционного суда РФ служит сохранению целостности и единства федеративного государства.

Ключевые слова: федерализм, федеративное государство, Конституция РФ, решения Конституционного суда РФ, исполнение решений Конституционного суда РФ.

Своевременное и в полном объеме исполнение решений Конституционного суда РФ служит обеспечению единого конституционно-правового поля в условиях федеративного государства. Этим определяется верховенство и прямое действие Конституции РФ, незыблемость государственного суверенитета как важнейшей составляющей основ конституционного строя Российской

Федерации. Особенную значимость имеет исполнение решений Конституционного суда РФ по вопросам федерализма. Еще свежи в памяти времена, когда наша страна столкнулась с острой проблемой преодоления процесса суверенизации регионов и восстановления суверенитета России в том виде, в каком он закреплен Конституцией Российской Федерации. Большая роль в решении данной проблемы принадлежит Конституционному суду РФ. Именно он в 2000-2001 годах принял ряд решений, в которых закреплена неделимость суверенитета России и конституционная (а не договорная) форма федерации.

Большинство решений Конституционного суда РФ реализуется надлежащим образом, однако некоторые из них, вопреки требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», длительное время остаются неисполненными.

Выявленный начиная с 2000 года массив противоречащих Конституции Российской Федерации и решениям Конституционного суда нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, прежде всего их конституций (уставов), в основном был приведен в надлежащий вид. Вместе с тем, приходится признавать, что и по настоящий день в ряде субъектов Российской Федерации из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации. До сих пор конституции некоторых республик терминологически стараются воспроизвести некие элементы, касающиеся суверенной природы власти в этих республиках. Это констатировал Конституционный суд РФ в своем решении от 21 апреля 2009 г. «Об информации об исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации»1.

1 Решение Конституционного суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. «Об информации об исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации» -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.12.2012).

150

2013

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

О явном суверенитете республик в составе РФ упоминается в Конституциях Республики Саха (Якутия) и Республики Татарстан. В статье 1 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года закреплено, что суверенитет Республики выражается в обладании всей полнотой власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Республики. Цитирование в данном случае положений статьи 73 Конституции Российской Федерации с добавлением того, что эти пределы власти подразумевают суверенитет субъекта Федерации, идет напрямую вразрез с федеральной конституционной концепцией о государственной целостности и неделимости государственного суверенитета Российской Федерации (ст. ст. 4, 5 Конституции РФ)1.

Положения о многонациональном народе субъекта Российской Федерации как источнике власти до сих пор сохраняются в текстах конституций республик (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Республика Бурятия).

Особо противоречивым является положение о гражданстве республик.

Статья 21 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации»1 2.

В Конституции Республики Саха (Якутия) закреплено, что земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия)3.

Все эти положения явно противоречат Конституции РФ и требуют приведения текстов конституций субъектов РФ в соответствие с текстом Конституции РФ. Их соответствие федеральной Конституции, исполнение решений Конституционного суда РФ помогает конституционно разграничивать предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами, позволяет эффективно цементировать, предохранять от разрушения единое правовое пространство Российской Федерации. Вместе с тем, следует отметить, что законодательные органы ряда субъектов с 2009 года обеспечили соответствие Конституции РФ текстов своих основных законов. Это касается Карачаево-Черкесской Республики, Республики Тыва, Республики Башкортостан, Краснодарского края, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

1 Умнова И. А. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2011. - № 4. - С. 24.

2 Конституция Республики Татарстан от 6 нояб. 1992 г. (ред. от 22 июня 2012 г.) // Республика Татарстан. - 2002. - № 87-88.

3 Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апр. 1992 г. (ред. от 17 июня 2009 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://iltumen.ru/node/l 1.

151

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

E. S. Efremova

ON THE IMPLEMENTATION OF DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

ON FEDERALISM

Timely execution of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation serves preservation of integrity and unity of a federative state.

Keywords: federalism, a federative state, the Constitution of the Russian Federation, the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation, execution of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Ефремова Елена Сергеевна - учитель обществознания школы № 5, магистрант юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

EFREMOVA Elena Sergeevna - the Teacher of Social Sciences of school № 5, the student of Magistracy of the Law Faculty of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: law@marsu.ru

152