27. Подробными познаниями о русской истории драматург обязан, скорее всего, знакомству с «Историей России в годы правления Петра I» Вольтера. В этом, одном из первых, европейских произведений, повествующих о русском государстве Петровской эпохи, собрана обширная информация о ключевых событиях тех лет. В частности, о контактах с Европой, о предпринятых реформах, о представителях правящего кабинета (Меньши-
ков, Лефорт), о стрельцах и их достойном представителе Михаиле Салтыкове. Поскольку к той же книге обращался и Буйльи, в его пьесе «Pierre le Grand» встречаем тех же персонажей (Меньшиков, Лефорт) и те же детали действия (строительство русской флотилии).
28. Voltaire. Histoire de l'empire de Russie sous Pierre Le Grand. T. 1. Amsterdam. 1780. P. XLVLL-XLVIII.
o. k. budyka zhitkova. the «Russian theme» at spanish theatre of the xviii century
The interest in Russian history takes an important place at Spanish theatre of the XVIII century. Studying the reasons for this tendency, the author of the article comments the cultural context of this period and analyses the most important works about Russian theme.
Key words: Spanish theatre, Russian theme, Russian-Spanish contacts.
А. И. РАХАЕВ, Г. А. ГРИНЧЕНКО
К ВОПРОСУ ОБ ИНТОНАЦИОННОМ ЕДИНСТВЕ ЦИКЛА «ШЕСТЬ СОНАТ ДЛЯ ЧЕМБАЛО И СКРИПКИ» И.-С. БАХА
Авторы рассматривают «Шесть сонат для чембало и скрипки» И.-С. Баха с точки зрения интонационного единства как определяющего фактора цикличности. Ключевые слова: И.-С. Бах, соната, цикл, протестантский хорал.
Среди огромного числа произведений И.-С. Баха есть шесть английских, шесть французских сюит, шесть сонат и партит для скрипки соло, шесть сонат для виолончели соло, шесть сонат для чембало и скрипки и др. Можно ли считать перечисленные сочинения циклами? Произвольно ли композитор группировал подобные произведения или преднамеренно?
Например, тональности английских сюит -A-dur, a-moll, g-moll, F-dur, e-moll, d-moll. Если буквенные названия тональностей оформить как мелодическую линию, то мы получим тему протестантского хорала «Jesu, mein Freude». Хорал написан в той же тональности, только в сопрановом ключе (пример 1).
Пример 1
Следует ли из этого, что Бах сознательно объединяет английские сюиты в цикл из шести, связывает их образным содержанием и посвящает Иисусу Христу? В работе М. Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» упоминается о Джоне Уилкинсе, ставшем впоследствии епископом Честерским, который выпустил анонимный очерк «Меркурий, или Секретный и Быстрый Посланник». Холл говорит о методе, при помощи которого музыканты «могут обмениваться друг с другом сообщениями, подставляя вместо букв музыкальные ноты <...> Заметки на нотах могут скрывать
шифр или же действительные звуки нот, могут быть заменены на слоги похожих звуков» [1]. Такие криптограммы могли быть настолько сложными, что их расшифровка представляла собой огромную трудность. Вероятно, Бах безупречно владел мастерством их составления, изобретая каждый раз что-либо новое и совершенное. Поэтому разгадка тайны поможет глубже проникнуть в замысел композитора и наполнить образным содержанием его высокие творения.
Шесть сонат для чембало и скрипки написаны Бахом в Кетенский период (1717-1723). Позже композитор неоднократно возвращался к их переработке. Как предполагает А. Швейцер, в 1725-1729 годы и в 1740-х годах «наиболее существенным переработкам подверглась Соната G-dur BWV 1019: в первой версии было шесть частей <...> окончательный вариант Сонаты - в пяти частях» [2]. Детальный анализ музыкального текста позволяет сделать вывод, что, как и английские сюиты, сонаты также представляют собой цикл, основой которого является интонационное единство.
Из общего количества частей (25) можно наметить несколько групп, объединенных по тематическому принципу.
К одной из них следует отнести вторые части трех минорных сонат (№ 1 ^тоП, №2 4 с-то11, №2 5 ^тоП) и Третьей сонаты Е^иг, а так же 3-ю часть в е-то11 Шестой сонаты G-dur.
Так, тема 2-й части Первой сонаты очень легко просматривается во 2-й части Пятой и написана практически теми же звуками, но в другой тональности (пример 2).
"Культурная жизнь Юга России "
№ 5 (43), 2011
Пример 2
Следующая группа тесно соединена с предыдущей. Центральным элементом является тема 2-й части Четвертой сонаты, имеющая связь с 4-й частью этого же сочинения и 4-й частью Второй сонаты A-dur (пример 6).
Щ Пример 6
В свою очередь, мотивное зерно из Пятой сонаты находит свое отражение в Четвертой (пример 3).
Пример 3
Далее в Шестой сонате мы видим ту же интонацию, что и в предыдущем примере, но только в тональности е-то11 (пример 4).
Пример 4
Интонацию последнего мотива встречаем в хоральных прелюдиях композитора «Aus tiefer Noth schrei' ich zu dir», «Christ ist erstanden».
Еще одним объединяющим звеном представляется мелодия 3-й части Второй сонаты A-dur, которая мигрирует в 1-ю часть Пятой сонаты f-moll и 1-ю часть Четвертой c-moll (пример 7).
Пример 7
Во второй части Третьей сонаты трансформация последнего мотива приобретает иное интонационное звучание (пример 5).
Пример 5
Несмотря на то, что во всех приведенных примерах находим общее мелодическое ядро, сам тематический материал имеет разную хоральную основу и встречается в пассионах, кантатах, мессах и ораториях композитора. Подробно говорить об этом в рамках статьи очень сложно, поэтому ограничимся лишь названиями протестантских хоралов. Так, тема Первой сонаты связана с интонациями хорала «Da Jesus an dem Kreuze stund» из «Органной книжечки», Четвертой и Пятой -протестантского хорала «Von Gott will ich nicht lassen», Шестой - хорала «Es ist gewisslich an der Zeit» и хоральной прелюдии «Heut' triumphiret Gottes Sohn» из «Органной книжечки», Второй сонаты - хорала «Jesu, nun sei gepreiset».
Надо сказать, что сицилиана (1-я часть Четвертой сонаты) имеет много аналогий с различными произведениями самого композитора и в цикле звучит в начале 1-й части Пятой сонаты с несколько измененным ритмическим рисунком (пример 8).
Пример 8
Общей основой для всех трех тем можно считать хорал «Jesu, meine Freude», а для Четвертой сонаты еще и «Wer nur den lieben Gott lässt walten».
В основе следующей группы лежит восходящий квартсекстаккорд с проходящим звуком (фа -си - до - ре), который, исходя из системы Б. Л. Яворского, является символом жертвенности. В 4-й части Первой сонаты h-moll он выделяется сквозь опорные точки мелодической линии на протяжении первых четырех тактов. В 4-й части (h-moll) Шестой сонаты G-dur - выстроен более компактно с опеванием первой и третьей ступеней, а в 1-й части Третьей сонаты квартсек-стаккорд используется Бахом в тональности E-dur в широком расположении (пример 9).
Пример 9
По-видимому, мелодическую основу этих тем Бах позаимствовал из хорала «Der Lobgesang der Maria» (Das Magnificat) - «Величит душа моя Господа».
Кроме приведенных выше примеров, в цикле можно найти много взаимопроникающих интонаций как внутри каждой из сонат, так и внутри самого цикла в целом. В связи с этим напрашивается вывод, что Бах не мог случайно соединять произведения одного жанра, не придавая им циклической завершенности. Согласно версии М. Друскина, он группировал инструментальные циклы по шесть не потому, что в этом есть некий «потайной сакральный смысл, якобы символ бо-
жественного триединства» [3], а для удобства исполнения на концертной эстраде, объединяя их по две или по три.
Однако из сказанного выше напрашивается иной вывод: соединяя сонаты, он ставил перед собой задачу создания произведений, цементирующей основой которых является их образное содержание. Результаты исследования «Шести сонат для чембало и скрипки» предоставляют музыканту, соприкоснувшемуся с творчеством И.-С. Баха (непосредственно со всем циклом, или с любой из сонат), возможность посредством изучения музыкального языка композитора направить исполнителя к более глубокому творческому взаимодействию с авторским текстом.
Литература
1. Холл М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и ро-зенкрейцеровской символической философии. М., 2005. С. 403.
2. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002. С.702.
3. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982. С. 317-318.
^ I. RAKHAEV, G. A. GRINcHENKO. TO THE QuEsTION OF INTONATION uNITY
OF J. s. bach's cycle «six sonatas for cembalo and violin»
The authors analyze J. S. Bach's «Six Sonatas for cembalo and violin» in the aspect of intonation unity as a determining factor of cyclicity.
Key words: J. S. Bach, sonata, cycle, protestant choral.