Научная статья на тему 'К вопросу об интерпретации культуры (на примере образа «Вавилонской башни»)'

К вопросу об интерпретации культуры (на примере образа «Вавилонской башни») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / культурный центр / культурный архетип. / culture / cultural center / cultural archetype

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аникеев И.В., Жиляков С. В.

В статье рассматриваются современные подходы кобоснованию понятия культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhis article reviews current approaches to the justification of the concept of culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интерпретации культуры (на примере образа «Вавилонской башни»)»

Территория науки, 2013.№4

Аникеев И.В., Жиляков С. В.

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА «ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ»)

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: культура, культурный центр, культурный

архетип.

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к обоснованию понятия культуры.

Keywords: culture, cultural center, cultural archetype.

Abstract: this article reviews current approaches to the justification of the concept of culture.

Прежде чем говорить о какой либо культуре мы должны задаться вопросом, что представляет собой понятие культура? Что является культурным центром, то есть, каково ядро культуры, через которое можно ее интерпретировать? Целью нашей статьи является сравнительная характеристика и анализ таких далеко отстоящих и в географическом и временном плане культур, как древневавилонская и современная американская. Предметом нашего исследования является образ, связывающий эти разнотипные культуры - Вавилонская башня, презентированная ветхозаветным мифом о ее падении. Впоследствии он трансформируется в современной американской культуре в нью-йоркские башни-близнецы.

Культура (с лат. cultura) - первоначально «возделывание», позднее - воспитание, образование, развитие, почитание. Это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Из этого можно предположить, что у культуры должны быть культурные центры, и они есть.

Культурный центр — широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества — тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. Впервые это понятие вводит историк

177

Территория науки, 2013.№4

религии М. Элиаде [2: 55] под другим наименованием - «центр мира, что, с нашей точки зрения, может рассматриваться как синоним нашего понятия «культурный центр».

С понятием «культурный центр» тесно связано понятие «культурный архетип». Согласно К.Г. Юнгу [3: 67], культурный архетип — это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», их характерными чертами являются устойчивость и неосознанность. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры.

Проще говоря, культурный архетип - это модель понимания, поведения, деятельности, заложенная в знаково-символических формах: языке, жестах, криках, позах, объектах материального мира, имеющих первостепенное значение (например, для отправления ритуала и обряда), идеях и проч. Тогда культурный центр - это материализованное чем-то пространство с помощью знаковосимволической семантики, имеющее глубоко сакральное значение, обладающее ценностными ориентирами, гносеологическими индексами (указателями). По большому счету, культурный центр -есть локализованная разновидность культурного архетипа. С этой точки зрения, его можно считать культурным архетипом центра мира какого-либо социума. К культурным архетипам центра мира у разных народов относятся: башни, жертвенные алтари, пирамиды, обелиски, зиккураты.

Для своего анализа мы обратимся к мифу о Вавилонской башне Древнего Востока, которая по мнению Дж. Фрезера была построена около 2 тысячелетия до н. э.

Вавилонская башня — это сооружение, которому посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. По мнению Фрезера, было два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории» человечества (после потопа) и объясняются враждебным вмешательством бога и как следствие описывают первопричину языковой и территориальной разобщённости людей. «Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим

178

Территория науки, 2013.№4

себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошёл Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Бабель (Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей земле» [1: 44].

Оба сюжета возникли, очевидно, под впечатлением огромного (но недостроенного) кирпичного города и башни, лежащей в руинах. По мнению немецкого учёного Г. Гункеля, на которого ссылается Фрезер [1: 45], «предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идёт о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось. Археологические раскопки подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). Рассказы могли сложиться не у оседлого вавилонянина, а у человека чуждой культуры, для которого кочевье - нормальный (а потому богоугодный) образ жизни. Вавилонский обычай сооружать себе вечные памятники в виде зданий и городов кажется рассказчику высокомерием».

Некоторые исследователи, по мысли Фрезера, предполагают, что первоначально существовали два различных предания о грехопадении: в одном из них фигурировало одно лишь древо познания добра и зла, а в другом - только древо жизни, что библейский автор довольно неуклюже соединил оба предания вместе. Дальнейший библейский сюжет общеизвестен, поэтому нет смысла его пересказывать подробно: Адам с Евой - первые родители человечества ослушались Бога и вкусили плод с древа познания добра и зла, тем самым совершив нарушение табу; кара за такой проступок не замедлила себя ждать - они были изгнаны из рая. Объединяющим моментом этих двух мифов является признание того, что центральное древо и башни как его разновидности - это локализованное табу. Первое - потому что нельзя вкушать даже его плода (употреблять часть), второе - само является табу в качестве недопустимого его строить (иметь).

С изгнанием из рая наступил конец доистории человечества с их бессмертием. С уничтожением Вавилонской башни последовало

179

Территория науки, 2013.№4

уничтожение самой вавилонской культуры как квинтэссенции человеческого греха - гордыни, отныне являющегося в ранжировке грехов смертным. Этот образ настолько укоренился в человеческом сознании, что стал культурным стереотипом, имеющим несколько исторических аналогий. Однако для нас важнейшей является культурный стереотип Вавилонской башни.

Одна из современных аналогий в американской истории -всемирный торговый центр (ВТЦ), а трагическое событие его падения является аналогией библейского падения Вавилонской башни.

Итак, ВТЦ - комплекс из семи зданий, спроектированный Минору Ямасаки и официально открытый 4 апреля 1973 года в Нью-Йорке (США). Архитектурной доминантой комплекса были две башни, каждая по 110 этажей — Северная (высотой 417 м, а с учетом, установленной на крыше антенны — 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). 11 сентября 2001 года комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористической атаки. Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание Эмпайр-стейт-билдинг, которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка). Многие считали ВТЦ всемирным центром торгового промысла, вокруг которого вращается экономическая политика США, и в связи с этим падение этих небоскребов могло бы принести конец экономическому господству США.

Попытки уничтожения башен были не однократны.

13 февраля 1975 г. раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной Башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами. Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием. Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент во Всемирном Торговом Центре не было системы для тушения пожара.

26 февраля 1993 г. в 12:17 дня на территорию Всемирного Торгового Центра заехал грузовик с 680 кг взрывчатки, за рулем

180

Территория науки, 2013.№4

которого был Рамзи Юзеф. Он взорвался в подземном гараже Северной башни. В результате взрывной волной через 5 подземных этажей была проделана дыра диаметром 30 м, причинив максимальный ущерб уровням В1 и В2 за всю их историю и существенный ущерб уровню В3. Шесть человек было убито (в том числе во время давки при выходе) и ещё 50 000 рабочих и посетителей испытывали проблемы с дыханием из-за нехватки кислорода на 110 этажах башен. Многим людям, находившимся внутри Северной башни, пришлось спускаться вниз по тёмным лестницам, причём у некоторых на это ушло более двух часов.

11 сентября 2001 г. террористы захватили рейс 11 авиакомпании American Airlines и устроили преднамеренное столкновение его с Северной башней в 08:46 (со стороны северного фасада, между 93 и 99 этажами). Спустя семнадцать минут вторая группа террористов врезалась на таком же похищенном самолёте рейса авиакомпании United Airlines в Южную башню (этажи 77-85). Вследствие разрушений, причинённых Северной башне корпусом самолёта, были полностью перекрыты все выходы из здания выше места столкновения, в результате чего в ловушке оказались 1 344 человека. Удар второго самолёта, в отличие от первого, пришёлся ближе к углу небоскрёба, и один лестничный колодец остался неповреждённым. Однако немногим людям удалось беспрепятственно спуститься по нему до момента обрушения строения. Но всё же, несмотря на то, что удар самолёта по Южной башне пришёлся ниже, здесь оказались заблокированными между этажами или погибли сразу менее 700 человек — гораздо меньше, чем в Северной. В 9:59 Южная башня рухнула из-за пожара, повредившего стальные элементы конструкции, уже и без того ослабленные столкновением с самолётом. Северная башня обрушилась в 10:28 утра, после пожара, длившегося 102 минуты.

Теории заговора относительно событий 11 сентября 2001 года — это теории, которые расходятся с широко признанной версией событий, согласно которой, нападения 11 сентября были совершены террористической организацией Аль-Каида. Сторонники этих теорий утверждают, что в официальных заключениях присутствуют несогласованности, а также то, что были пропущены некоторые доказательства.

Самая распространённая теория заговора утверждает, что обрушение Всемирного торгового центра и Всемирного торгового центра 7 было результатом контролируемого разрушения, а не пожара. Другая версия утверждает, что Пентагон и Всемирный Торговый

181

Территория науки, 2013.№4

Центр был разрушен крылатой ракетой, управляемой людьми, связанными с американским правительством. Сторонники теорий заговоров считают, что мотивом для этих действий были оправдание вторжений в Ирак и Афганистан, а также стратегические интересы на Ближнем Востоке, такие, как планы по строительству нефтепровода, разрабатывающиеся с начала 1990-х годов компанией «Unocal» и другими нефтяными компаниями.

Сравнивая, миф о падении Вавилонской башни и башен-близнецов в Нью-Йорке, можно сделать вывод о том, что уничтожение Вавилонской башни - это попытка уничтожения могущества культуры сфокусированной в человеческой гордыни, а уничтожение башен-близнецов, символов финансового благополучия и могущества - это демонстрация зыбкости американского мирового господства, которое, как и все в мире, превращается в скором времени в иллюзию. Символические совпадения в истории падения башен - близнецов отнюдь не случайны (число 11, обозначающее пару вертикальных башен сродни двум ветхозаветным древам, огонь с помощью которого они уничтожены - распространенное средство Божьей кары и т.д.). Эти моменты наталкивают на мысль, что культура живет стереотипами, которые надежно закреплены в ее памяти.

Список литературы

1. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1985. - 542с.

2. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1996. - 244 с.

3. Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991. - 150 с.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.