УДК 347 Н.К. Титова
Natalia Titova
Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Необходимо исходить из того, что его субъекты и структуры неразрывно связаны друг с другом, хотя и обладают определенной автономией. Это означает, что становление субъектов гражданского общества всегда происходит в задаваемых структурами границах, которые, однако, могут меняться в процессе реализации субъектами своих повседневных практик.
В определении структуры гражданского общества современная наука, опираясь на историческую традицию, выделяет следующие три значимые функциональные формы:
1) легальность (гражданское право, гражданское и политическое равенство и права);
2) плюрализм (автономные, самоорганизующиеся добровольные объединения) и публичность (пространство коммуникаций, участия общественности и связи с общественностью);
3) 3. артикуляцию политической воли и социальных норм [1].
Можно отметить наличие двух функций гражданского общества - теоретико-аналитической и нормативной. Очевидно, что система разрешения споров выполняет более всего нормативную функцию, что проявляется в оценке и применении на уровне институтов системы разрешения споров норм права [4], во влиянии на правосознание и правовую культуру граждан, уровень конфликтоген-ности в обществе, обеспечение законности и правопорядка как целей функционирования механизма правового (и даже шире - социального) регулирования [3].
Структуру гражданского общества составляют различные типы субъектности (общности и объединения людей), меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития правовые и политические формы институционализации. Традиционное, современное гражданское общество структурировано в рамках пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. При этом связующим, упорядочивающим фактором развития гражданского общества служит право; логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. Граждан-
© Титова Н.К., 2015
ское общество - открытое социальное образование. Гражданское общество есть сложно структурированная плюралистическая система. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.
Гражданское общество, таким образом, - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные компоненты (структурные части): 1) гуманитарный (человеческий состав общества - свободные индивиды); 2) социальный (социальное деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества - формы и отношения собственности, производства, обмена, потребления и т.д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия и т.д.); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение и т.д.); 6) территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организационный (разнообразные формы общественных и групповых объединений); 8) правовой (правосознание и правовая культура личности и общества в целом, институты оказания юридической помощи и разрешения споров).
Институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности можно классифицировать на три вида:
A) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи и защиты нарушенных прав:
- адвокатура;
общественные объединения адвокатов;
- нотариат;
- институты разрешения споров (мировые суды, медиаторы, третейские суды и т.п.);
Б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии;
B) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах:
некоммерческие общественные организации; общественные движения;
- общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы;
- средства массовой информации;
- церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения) [2].
Следует выделять экономические, социальные и правовые критерии гражданского общества, в совокупности образующие его основу и базис для функционирования его институтов. К экономическим критериям относятся: экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности. К социальным критериям относятся:
самоуправляемость, самоорганизованность и инициативность членов общества; открытость, что предполагает свободный доступ людей ко всем источникам информации, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободу общения с междуна-
родными и иностранными общественными организациями. К правовым критериям следует относить:
признание и реальную обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность защиты этих прав (в том числе через альтернативные механизмы разрешения споров);
режим законности, верховенство права и закона, эффективность надзора за исполнением
законов;
равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим (этот принцип часто называют главным среди всех перечисленных и, более того, основой гражданского общества);
- правовое государство, основанное на принципе разделения властей;
- политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.
Таким образом, обобщенно, критериями гражданского общества являются. 1. Экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности. 2. Признание и реальная обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность судебной защиты этих прав. 3. Самоуправляемость, самоорганизованность, инициативность его членов. 4. Открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной, коммерческой и семейной тайны, во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов, в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики, в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями. 5. Режим законности, верховенство права и закона, эффективность надзора за исполнением законов. Полагаем, что система разрешения споров вносит огромный вклад в обеспечение законности и правопорядка. 6. Равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим. Этот принцип часто называют главным среди всех перечисленных и, более того, основой гражданского общества [6]. 7. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей. Правовое государство, по нашему мнению, во многом зиждется на уровне развития институтов разрешения споров и соответствующего этому уровню качеству правосознания и правовой культуры граждан. 8. Политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации [7].
Функциями гражданского общества применительно к России являются в частности:
а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности;
б) функция контроля со стороны институтов гражданского общества за государственной властью;
в) участие в осуществлении государственной политической власти;
г) участие в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели);
д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей;
е) оказание материальной помощи государственной политической власти;
ж) воспитательная и образовательная функции;
з) здравоохранения и воспроизводства населения;
и) охрана окружающей природной среды;
к) взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений;
л) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов;
м) формирование заинтересованности государственной политической власти в реализации своего правового статуса.
В контексте нашей темы особое значение имеют функции взаимного сдерживания граждан от правонарушений и правовой активности. Взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений связано с созданием народных дружин и иных добровольных общественных объединений граждан с целью профилактики правонарушений, созданием институтов разрешения споров - третейских судов, медиаторов и т.п. Правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов выражается в создании правозащитных общественных объединений, направлении коллективных и индивидуальных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но также, в свете нашей теме, в потребности отстаивать нарушенные права как через систему государственных судов, так и через альтернативные институты разрешения споров [2].
Исследование истории становления и современное состояние концепции гражданского общества позволяет заключить, что современное понимание структуры гражданского общества необходимо должно включать в себя такой элемент как система разрешения споров, который, безусловно, шире, нежели признававшийся до сих пор элементом гражданского общества государственный суд низшей инстанции. Важность выделения в качестве элемента структуры современного гражданского общества системы разрешения споров обусловлена бурным развитием в последние два десятилетия различных альтернативных способов разрешения споров (АСРС) [5], обусловленных особенностями развития правовой системы общества, формирования правового государства, спецификой развития гражданского общества. Таким образом, можно констатировать, что понимание важности функционирования системы разрешения споров позволяет усовершенствовать и уточнить традиционно понимаемые в науке признаки, критерии, функции гражданского общества, в ином свете рассмотреть его структуру, институты.
Библиографический список
1. Витюк, В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В. В. Витюк - М., 1995.-243 с.
2. Грудцына, JT. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / JT. Ю. Груд-цына - М. : Деловой двор, 2008. - 183 с. - ISBN 978-5-91550-005-0.
3. Илюхина, С. С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО / С. С. Илюхина, Д. Г. Коровяковский // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. - № 4(35). - С. 73-78.
4. Коровяковский, Д. Г. О некоторых альтернативных способах разрешения споров (ADR) государств, входящих в ВТО (на примере США, Австралии, Франции, Германии, Великобритании, Российской Федерации) / Д. Г. Коровяковский // Российский судья. - 2014. - № 11. - С. 16-19.
5. Коровяковский, Д. Г. Процедура медиации в России и в Великобритании: сравнительно-правовая характеристика / Д. Г. Коровяковский // Российский судья. - 2014. - № 12. - С. 23-25.
6. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. - М., 2002. - 288 с. -ISBN 5-94373-051-6.
7. Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы / Н. И. Матузов // Правоведение, 1995. -№3. - С. 83-93.