Научная статья на тему 'К вопросу об институциональной структуре гражданского общества в России на современном этапе'

К вопросу об институциональной структуре гражданского общества в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титова Наталья Константиновна

В статье автор рассматривает некоторые особенности институциональной структуры гражданского общества в России на современном этапе. Также автор уделяет внимание альтернативным способам разрешения споров во взаимосвязи с развитием гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA TODAY

The author considers some features of the institutional structure of civil society in Russia at the present stage. The author also pays attention to alternative dispute resolution in connection with the development of civil society.

Текст научной работы на тему «К вопросу об институциональной структуре гражданского общества в России на современном этапе»

УДК 347 Н.К. Титова

Natalia Titova

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Необходимо исходить из того, что его субъекты и структуры неразрывно связаны друг с другом, хотя и обладают определенной автономией. Это означает, что становление субъектов гражданского общества всегда происходит в задаваемых структурами границах, которые, однако, могут меняться в процессе реализации субъектами своих повседневных практик.

В определении структуры гражданского общества современная наука, опираясь на историческую традицию, выделяет следующие три значимые функциональные формы:

1) легальность (гражданское право, гражданское и политическое равенство и права);

2) плюрализм (автономные, самоорганизующиеся добровольные объединения) и публичность (пространство коммуникаций, участия общественности и связи с общественностью);

3) 3. артикуляцию политической воли и социальных норм [1].

Можно отметить наличие двух функций гражданского общества - теоретико-аналитической и нормативной. Очевидно, что система разрешения споров выполняет более всего нормативную функцию, что проявляется в оценке и применении на уровне институтов системы разрешения споров норм права [4], во влиянии на правосознание и правовую культуру граждан, уровень конфликтоген-ности в обществе, обеспечение законности и правопорядка как целей функционирования механизма правового (и даже шире - социального) регулирования [3].

Структуру гражданского общества составляют различные типы субъектности (общности и объединения людей), меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития правовые и политические формы институционализации. Традиционное, современное гражданское общество структурировано в рамках пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. При этом связующим, упорядочивающим фактором развития гражданского общества служит право; логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. Граждан-

© Титова Н.К., 2015

ское общество - открытое социальное образование. Гражданское общество есть сложно структурированная плюралистическая система. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Гражданское общество, таким образом, - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные компоненты (структурные части): 1) гуманитарный (человеческий состав общества - свободные индивиды); 2) социальный (социальное деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества - формы и отношения собственности, производства, обмена, потребления и т.д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия и т.д.); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение и т.д.); 6) территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организационный (разнообразные формы общественных и групповых объединений); 8) правовой (правосознание и правовая культура личности и общества в целом, институты оказания юридической помощи и разрешения споров).

Институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности можно классифицировать на три вида:

A) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи и защиты нарушенных прав:

- адвокатура;

общественные объединения адвокатов;

- нотариат;

- институты разрешения споров (мировые суды, медиаторы, третейские суды и т.п.);

Б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии;

B) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах:

некоммерческие общественные организации; общественные движения;

- общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы;

- средства массовой информации;

- церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения) [2].

Следует выделять экономические, социальные и правовые критерии гражданского общества, в совокупности образующие его основу и базис для функционирования его институтов. К экономическим критериям относятся: экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности. К социальным критериям относятся:

самоуправляемость, самоорганизованность и инициативность членов общества; открытость, что предполагает свободный доступ людей ко всем источникам информации, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободу общения с междуна-

родными и иностранными общественными организациями. К правовым критериям следует относить:

признание и реальную обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность защиты этих прав (в том числе через альтернативные механизмы разрешения споров);

режим законности, верховенство права и закона, эффективность надзора за исполнением

законов;

равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим (этот принцип часто называют главным среди всех перечисленных и, более того, основой гражданского общества);

- правовое государство, основанное на принципе разделения властей;

- политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.

Таким образом, обобщенно, критериями гражданского общества являются. 1. Экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности. 2. Признание и реальная обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность судебной защиты этих прав. 3. Самоуправляемость, самоорганизованность, инициативность его членов. 4. Открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной, коммерческой и семейной тайны, во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов, в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики, в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями. 5. Режим законности, верховенство права и закона, эффективность надзора за исполнением законов. Полагаем, что система разрешения споров вносит огромный вклад в обеспечение законности и правопорядка. 6. Равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим. Этот принцип часто называют главным среди всех перечисленных и, более того, основой гражданского общества [6]. 7. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей. Правовое государство, по нашему мнению, во многом зиждется на уровне развития институтов разрешения споров и соответствующего этому уровню качеству правосознания и правовой культуры граждан. 8. Политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации [7].

Функциями гражданского общества применительно к России являются в частности:

а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности;

б) функция контроля со стороны институтов гражданского общества за государственной властью;

в) участие в осуществлении государственной политической власти;

г) участие в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели);

д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей;

е) оказание материальной помощи государственной политической власти;

ж) воспитательная и образовательная функции;

з) здравоохранения и воспроизводства населения;

и) охрана окружающей природной среды;

к) взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений;

л) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов;

м) формирование заинтересованности государственной политической власти в реализации своего правового статуса.

В контексте нашей темы особое значение имеют функции взаимного сдерживания граждан от правонарушений и правовой активности. Взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений связано с созданием народных дружин и иных добровольных общественных объединений граждан с целью профилактики правонарушений, созданием институтов разрешения споров - третейских судов, медиаторов и т.п. Правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов выражается в создании правозащитных общественных объединений, направлении коллективных и индивидуальных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но также, в свете нашей теме, в потребности отстаивать нарушенные права как через систему государственных судов, так и через альтернативные институты разрешения споров [2].

Исследование истории становления и современное состояние концепции гражданского общества позволяет заключить, что современное понимание структуры гражданского общества необходимо должно включать в себя такой элемент как система разрешения споров, который, безусловно, шире, нежели признававшийся до сих пор элементом гражданского общества государственный суд низшей инстанции. Важность выделения в качестве элемента структуры современного гражданского общества системы разрешения споров обусловлена бурным развитием в последние два десятилетия различных альтернативных способов разрешения споров (АСРС) [5], обусловленных особенностями развития правовой системы общества, формирования правового государства, спецификой развития гражданского общества. Таким образом, можно констатировать, что понимание важности функционирования системы разрешения споров позволяет усовершенствовать и уточнить традиционно понимаемые в науке признаки, критерии, функции гражданского общества, в ином свете рассмотреть его структуру, институты.

Библиографический список

1. Витюк, В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В. В. Витюк - М., 1995.-243 с.

2. Грудцына, JT. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / JT. Ю. Груд-цына - М. : Деловой двор, 2008. - 183 с. - ISBN 978-5-91550-005-0.

3. Илюхина, С. С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО / С. С. Илюхина, Д. Г. Коровяковский // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. - № 4(35). - С. 73-78.

4. Коровяковский, Д. Г. О некоторых альтернативных способах разрешения споров (ADR) государств, входящих в ВТО (на примере США, Австралии, Франции, Германии, Великобритании, Российской Федерации) / Д. Г. Коровяковский // Российский судья. - 2014. - № 11. - С. 16-19.

5. Коровяковский, Д. Г. Процедура медиации в России и в Великобритании: сравнительно-правовая характеристика / Д. Г. Коровяковский // Российский судья. - 2014. - № 12. - С. 23-25.

6. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. - М., 2002. - 288 с. -ISBN 5-94373-051-6.

7. Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы / Н. И. Матузов // Правоведение, 1995. -№3. - С. 83-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.