Научная статья на тему 'К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона'

К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батукова Л.Р.

В статье отмечается, что инновационное развитие экономики и техносферы, модернизация социальной, этнокультурной и институциональной систем является важнейшей задачей российского общества. Разработка комплексного, научно обоснованного подхода к управлению данными процессами позволит сбалансированно трансформировать социально-экономическую систему страны, ее регионов, достигнуть с наименьшими рисками поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы региона»

УДк. 330.342.12

к вопросу об инновационной модернизации социально-экономической системы

региона

л. р. батукова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента института бизнес-процессов и экономики E-mail: malilu@yandex. ru Сибирский федеральный университет

В статье отмечается, что инновационное развитие экономики и техносферы, модернизация социальной, этнокультурной и институциональной систем являются важнейшей задачей российского общества. Разработка комплексного, научно обоснованного подхода к управлению данными процессами позволит сбалансированно трансформировать социально-экономическую систему страны, ее регионов, достигнуть с наименьшими рисками поставленных целей.

Ключевые слова: модернизация, инновационное развитие, национальная идея, ценности общества.

о необходимости формирования сбалансированного подхода к развитию страны, ее регионов на основе инновационной модернизации.

Анализ стратегической направленности процессов модернизации и инновационного развития территориальных социально-экономических систем свидетельствует, что они имеют ряд принципиальных различий.

Процесс инновационного развития страны, ее регионов стратегически ориентирован на такое преобразование экономики и технологической среды, которое позволит экономическим субъектам данных систем (предприятиям и организациям):

— включиться в глобальное производство инновационных продуктов и услуг;

— занять свою нишу на международном рынке инновационных товаров;

— максимизировать прибыль от различных видов деятельности за счет инновационных преобразований.

Основные цели управления инновационным развитием страны, ее регионов, в контексте глобального инновационного развития, разворачивающегося в рамках мировой экономики:

— стать привлекательной площадкой для субъектов (отечественных и зарубежных) транснационального инновационного процесса;

— занять одно из лидирующих мест в производстве инновационных товаров на мировом рынке.

Для этого необходимо сформировать наиболее благоприятные условия производства научно-технического знания, являющегося основой инноваций, и инновационных товаров и услуг, привлекательные условия функционирования инвестиционных капиталов в инновационной сфере.

Модернизация социально-экономической системы страны, ее регионов исследователями рассматривается как процесс, направленный на комплексное развитие общества в направлении его «осовременивания», встраивания в контекст общечеловеческого прогресса в социокультурной области. Он предполагает обновление социальной, институциональной и этнокультурной основ общества с учетом необходимости сохранения его целостности и значительной доли национальной идентичности. Усовершенствование технологической среды и эко-

номики в соответствии с требованиями, нормами, техническими условиями, показателями качества, предъявляемыми научно-техническим прогрессом (НТ11), — не как самоцель, а объективная основа, путь к социокультурным трансформациям общества.

Опыт модернизации разных государств показывает, что для конкретной страны, региона не обязательно становиться лидером в области создания инноваций. Важно своевременно и эффективно их использовать в интересах комплексного национального развития. Поэтому основной целью управления модернизацией страны, ее регионов в условиях глобального формирования нового — шестого технологического уклада является комплексное, системное развитие общества, которое позволит ему:

— приспособиться к новым условиям функционирования внутренней и внешней среды;

— противодействовать новым глобальным и локальным рискам;

— обеспечить самосохранение в исторической перспективе.

Таким образом, процессы инновационного развития и модернизации, их стратегические цели совпадают лишь частично. Это обусловлено тем, что субъекты и «центры роста», инициирующие и сопровождающие данные процессы развития, различны.

Субъектами и «центрами роста» процессов глобального инновационного развития является наиболее влиятельный транснациональный бизнес (ТНК, ТНБ), различные его объединения, институты, продвигающие интересы инновационного развития экономики и техносферы на мировом уровне. Субъектами и «центрами роста» процессов модернизации должны выступить наиболее влиятельные институты конкретной страны, региона. Даже в случае «импорта» идей и целенаправленной поддержки модернизации на международном уровне ее реализация должна опираться на энергию и усилия отечественных институтов.

Особенности инновационного развития и модернизации определяют появление объективного противоречия, которое состоит в следующем: развиваясь в рамках одной страны (ее регионов), данные процессы конкурируют за ресурсы (в том числе экономические и административные рычаги), политическое и идеологическое влияние.

Попытка автора укрупненно проиллюстрировать достаточно сложную взаимосвязь инновационного развития и модернизации представлена на рис.

1. Данные процессы реализуются в границах частично совпадающих социально-экономических систем.

Инновационное развитие географически реализуется в границах мирового хозяйства. Функционально оно направлено на преобразование экономики и технологической среды в границах мирового хозяйства.

Модернизация географически реализуется в границах локальной социально-экономической системы (страны, региона). Функционально она направлена на комплексное, системное преобразование данной, локальной системы, ее элементов.

Если конкуренция между указанными процессами приводит к доминированию одного из них, это может негативно сказываться на развитии другого. Например, ничем не сдерживаемые процессы инновационного преобразования экономики и технологической системы страны, ее регионов, направленные на максимизацию прибыли и завоевание мировых рынков экономическими субъектами, в конечном итоге могут приводить к негативным последствиям:

— разрушению институциональной основы общества, его социокультурного устройства, экологической среды;

— нарастанию социальных противоречий;

— другим проблемам, которые ведут к дисбалансу социально-экономической системы в целом.

Когда за основу принимается развитие социокультурной составляющей, а инновационное развитие тормозится или сводится до уровня совершенствования отдельных элементов производственных и сервисных систем (пусть даже на основе самых передовых достижений науки и техники), это в долгосрочной перспективе может вызвать снижение статуса науки и научно-технического прогресса. Далее происходит уменьшение конкурентоспособности национальных экономических субъектов и отставание страны, ее регионов в области экономики, техники и технологий.

Поэтому необходимо формирование сбалансированного подхода к развитию страны, ее регионов на основе инновационной модернизации, которая обеспечит эффективный синтез процессов инновационного развития и модернизации, разработку необходимых теоретико-методологических основ управления развитием соответствующих территориальных образований. То, что Россия в настоящее время нуждается в инновационной модернизации, отмечают многие исследователи. Значительный

Процесс инновационной модернизации страны, ее регионов

(сбалансированно сочетает процессы инновационного развития мировой экономики и техносферы с модернизацией социально-экономического, этнокультурного и институционального устройства страны, ее регионов)

Процесс инновационного развития мировой экономики и техносферы в условиях глобализации

Процесс инновационного развития экономики и техносферы конкретной страны, ее регионов в условиях глобализации

Рис. 1. Взаимосвязь понятий «инновационное развитие» (как макропроцесс мировой экономики), «модернизация общественной системы» (как локальный процесс развития страны, ее регионов) и «инновационная модернизация страны, ее регионов» (как процесс включения локального региона в контекст общемирового прогресса)

вклад в развитие данной темы внесли следующие публикации: монография коллектива авторов Института социологии РАН «Инновационная модернизация России» [3], монография коллектива авторов Высшей школы экономики «Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений» [4], сборник статей коллектива авторов Европейского университета в Санкт-Петербурге «Пути модернизации: траектории, развилки и тупики» [7].

Управление инновационной модернизацией социально-экономической системы региона. Управление инновационной модернизацией региона — это составная часть территориального уровня государственного управления и самоуправления социальных и институциональных систем в условиях глобализации и инновационного развития. Рассмотрение инновационной модернизации (ИМ) с позиций управленческого процесса позволяет выделить и охарактеризовать ее основные структурные компоненты (рис. 2) [5, 6].

Среда, в которой развиваются процессы инновационной модернизации региона, является сложной и подвижной. Но особое значение имеет то, что четкой границы между внутренней и внешней средой не существует. Это обусловливает необходимость формирования интегрированной системы поддержки принятия решений по управлению инновационной модернизацией.

К основным факторам, влияющим на организацию процесса инновационной модернизации региона, относятся:

— условия осуществления инновационной модернизации (ИМ);

— ценности, нормы и требования, предъявляемые к ИМ;

— принципы ИМ;

— потребности субъектов ИМ;

— наличие предпосылок к инновационной модернизации.

Важнейшим структурным компонентом процесса управления инновационной модернизацией региона является определение его места в системе разделения труда на внутреннем и международном уровнях на период 10—20—30 лет (в отдельных случаях и более), которое задает стратегические перспективы инновационного развития в долгосрочной перспективе. Место в системе разделения труда определяется ролью и значением региона для развития страны и международных экономических систем.

Оно формируется под воздействием объективных и субъективных факторов.

К основополагающим объективным факторам относятся:

— геоэкономическое и геополитическое расположение;

— фактическая ресурсообеспеченность и потенциальная возможность ее расширить;

— человеческий капитал и перспективы его развития;

— вызовы и риски, сопровождающие развитие социально-экономических систем, инновационное развития мировой экономики;

Субъективные факторы включают две группы:

— доминирующую систему ценностей, объединяющую социальную систему в единое целое и оказывающую влияние на развитие процессов и

РЕгионлльнляэкономика: теория и практика

39

Рис. 2. Структурно-логическая схема процесса управления инновационной модернизацией региона:

ИР — инновационное развитие; ИМ — инновационная модернизация; СЭС — социально-экономическая система

— позволяет определить контрольные точки процесса инновационной модернизации.

Основным компонентом системы управления инновационной модернизацией является комплекс взаимодействующих систем:

— экономика;

— социокультурная система;

— институциональная система, участвующая в инновационной модернизации региона;

— система интеллек-

систем региона, под воздействием которых развиваются процессы инновационной модернизации;

— движущие силы инновационной модернизации и механизм их активизации.

Роль и значение региона в системе разделения труда внутри страны и на международном уровне определяет формирование необходимых предпосылок и приоритетных направлений развития инновационной модернизации региона, цели и задачи основных систем и процессов, их организацию, включая формы, методы и средства управления.

Последний компонент (системы и процессы инновационной модернизации) представляет собой систему сбалансированного взаимодействия экономической, социально-культурной, институциональной систем и интеллектуального капитала, а также двух основных процессов инновационной модернизации — планирования и реализации ИМ.

Место в разделении труда внутри страны и на международном уровне определяет приоритетные направления развития ИМ региона, цели и задачи основных систем и процессов ИМ, конфигурацию самих системы и процессы ИМ, а также формы, методы и средства управления ими.

Структурно-логическая схема (см. рис. 2):

— закладывает методологическую основу управления инновационной модернизацией;

— позволяет структуризировать и формализовать процессы управления;

— дает возможность обосновать критерии эффективности;

туального капитала.

Этот комплекс на рис. 2 обозначен как «основные системы и процессы ИМ».

Модель принятия решений в области развития региональных систем при переходе к новому долгосрочному циклу технологического развития в условиях глобализации должна соответствовать новым условиям развития. Поэтому отправной точкой инновационной модернизации региона является определение роли региона внутри страны и на международном уровне, что позволит спроектировать стратегические направления развития данного региона на длительный период (от 10 до 30 лет).

Структура взаимодействия основных и вспомогательных систем и процессов управления инновационной модернизацией региона (рис. 3) отражает характер данного взаимодействия, а также последовательность протекания системообразующих процессов при проведении инновационной модернизации.

К основным системам относятся экономическая и социокультурная.

К вспомогательным — институциональная и система интеллектуального капитала.

Планирование и организация управления инновационной модернизацией являются системообразующими процессами системы управления инновационной модернизацией.

Процессы ИМ имеют встречный характер. Планирование такой модернизации должно начинаться с формирования целей и планов относительно инновационной модернизации экономики, которые

Цели субъектов ИМ

Цели региональных негосударственных субъектов

Цели отечественных, внешних по отношению к региону негосударственных субъектов Государственные цели регионального уровня Государственные цели федерального уровня Цели международного сообщества

Планирование Цели основных систем ИМ

Цели ИМ экономической системы региона Цели ИМ социокультурной системы региона

Планирование

Реализация

Цели ИМ вспомогательных систем

Цели ИМ институциональной среды и ее

Цели ИМ системы интеллектуального капитала

Планирование

Трансформация РИС, формирование пакета методов и инструментов управления процессами ИМ

т

- Организация управления процессами ИМ

Реализация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Структура взаимодействия основных систем и процессов управления инновационной модернизацией региона:

РИС — региональная инновационная система; ИМ — инновационная модернизация

соотносятся с планами развития социокультурной системы. Далее осуществляется формирование планов развития системы интеллектуального капитала и преобразования основных институтов региона, его институциональной среды. Реализация намеченных планов имеет встречное направление. В соответствии с планами осуществляется развитие институциональной среды и институтов региона, а также запускаются процессы развития системы интеллектуального капитала. Затем производится организация управления инновационной модернизацией экономики, социокультурной системы. В целом процессы ИМ носят возвратно-поступательный характер (постоянно уточняются ее цели, формы и методы).

О проблеме формирования стратегических управленческих решений в области инновационной модернизации региона. Модель принятия решений в области развития региональных систем при переходе к новому долгосрочному технологического циклу должна соответствовать новым условиям, складывающимся благодаря глобализации и инновационному развитию мирового хозяйства. Новые условия развития социально-экономической системы требуют от региональных систем формирования управленческих решений в двух основных направлениях:

1) инновационное развитие экономики на основе передовых технологических достижений и знаний, передовых решений в области инфраструктурного обеспечения микро-, мезо- и макрохозяйс-твенных механизмов;

2) формирование инновационного образа жизни на основе социального, культурного, интеллектуального, инфра-структурно-технологического и хозяйственного обновления жизнедеятельности отдельного человека и функционирования образующих общество институтов в соответствии с передовым технологическим укладом.

Совокупность перечисленных требований к региональным системам и анализ вызовов современности [1, 2] позволяют утверждать, что регион при инновационной модернизации должен рассматриваться как целостная социально-экономическая система, основополагающими компонентами управления которой являются определение и формализация:

— роли региона в разделении труда внутри страны и на международном уровне на стратегическую перспективу в контексте формирующегося технико-экономического уклада и глобализации процессов мировой системы хозяйства;

— вклада региона в становление инновационного образа жизни нового технико-экономического уклада.

В качестве основной идеи обновления образа жизни предлагается взять за основу идею ноосфер-ного развития, реализованную через создание инновационных, дружелюбных сред обитания в локальных территориальных границах (ИНДСО) со сбалансированной, неразрушающей нагрузкой на экосистему и естественные ресурсы и инновационной инфраструктурой. Такие среды должны:

— существенно повышать эффективность поддержки жизнедеятельности и труда субъектов, функционирующих в их рамках;

— снижать ресурсозатратность всех видов деятельности;

— обеспечивать формирование новых стратегических перспектив эволюции образа жизни человека, что повысит его индивидуальную и групповую эффективность.

Идея ноосферного развития вполне приемлема для инновационной модернизации региональных систем, так как обладает рядом положительных характеристик.

1. Реализация такой идеи обеспечит формирование социального запроса на позитивное, созидательное саморазвитие, самореализацию и включение на достойном уровне в социальную иерархию наиболее пассионарной и, как правило, молодой части общества, что послужит защитой от экстремизма. Конкретизация данной идеи задаст четкие ориентиры для индивидуального и коллективного творчества (интеллектуального и духовно-нравственного). Эта идея, реализованная в контексте инновационного развития, создаст комплексный спрос на инновационные решения в области экономики и техносферы.

2. Данная идея обеспечена фактически имеющимся в настоящее время интеллектуальным капиталом человеческого общества в целом, потенциальными возможностями его развития, а также наличием неиспользуемого творческого потенциала российского общества (особенно молодежи), не находящего пока себе достойного применения в сложившейся системе.

3. Проблема привлечения частных инвестиций, которые (наравне с государственными) в значительных объемах должны быть направлены на реализацию проектов ноосферного развития, может быть решена. ИНДСО выступят товаром на глобальном рынке инновационных товаров и услуг, создавая таким образом коммерческую заинтересованность у частных инвесторов.

4. Развитие на основе данной идеи позволит осуществлять сбалансированную трансформацию экономики, техносферы, социального и этнокультурного устройства, институциональной среды общества, что позволит снизить риск социальной напряженности, который сопровождает любые изменения.

Для эффективного использования в ходе инновационной модернизации идея ноосферного развития должна быть принята институтом государства, ведущими специалистами, интеллектуальной и предпринимательской элитой общества на уровне основополагающих ценностей и принципов уп-

равления. Тогда она сможет транслироваться на уровень региональных властей как обязательный элемент системы управления инновационной модернизацией.

На основе заданных данной идеей ориентиров формируются стратегические направления развития инновационной модернизации, соответствующие цели и задачи. Взаимная заинтересованность в развитии экономической и социальной систем формирует движущие силы инновационной модернизации, которые закладывают основы взаимного спроса на развитие: социокультурная система общества предъявляет спрос на инновационное развитие экономки, а инновационная экономическая система — на социокультурное развитие общества.

В основе формирования такой взаимной заинтересованности находится комплекс ценностей инновационной модернизации, появившийся на базе объективных потребностей социокультурной и экономической систем. В общем виде система ценностей инновационной модернизации в таком случае обязана включать:

— пакет ценностей инновационного развития экономики;

— пакет ценностей социокультурного развития общества.

Структура системы ценностей инновационной модернизации, ориентированной на ноосферное развитие, приведена на рис. 4.

Базовые ценности, которые сформировались в обществе, аккумулируются его основными институтами. После этого они могут быть предъявлены как общественные потребности в ценностях развития соответствующих общественных групп. Институты в ходе функционирования объединяются в альянсы, стремясь усилить свои позиции и обеспечить выполнение своих потребностей. Борьба за ограниченные ресурсы приводит к формированию двух групп ценностей двух противостоящих систем — инновационно развивающейся экономики и социокультурной системы.

Ценности инновационно развивающейся экономики ориентированы на достижение экономической эффективности.

Ценности социокультурной системы — на достижение социальной справедливости и всеобщего развития.

При формировании стратегических управленческих решений в области инновационной модернизации региона данная проблема должна найти

свое разрешение. Примерный пакет ценностей развития социокультурной системы необходимо составлять с учетом истории, традиций, ожиданий, а также стратегических устремлений значительной части современного российского общества. Данный пакет следует рассматривать как основу для проектирования стратегических направлений развития инновационной модернизации (см. таблицу).

Примерный пакет ценностей развития инновационной экономики с учетом

Примерный пакет ценностей развития социокультурной системы российского общества [6]

Ценности Форма проявления

Исторически сложившиеся традиционные ценности, формирующие социально-нравственную основу российского общества

Доброта Терпимость друг к другу; умение стойко переносить трудности, не скатываясь к агрессии

Гуманное мировоззрение Стремление создавать счастье, но не за счет отъема счастья у другого, а за счет созидательного труда и доступных ресурсов; принцип «не обидь» природу, слабого, малого, старого, соседа, малую и большую Родину. Понимание того, что в коллективе нужно делиться. Понимание включенности своей судьбы в судьбу человечества, своего народа, своей семьи и стремление совмещать свои интересы с интересами семьи, своего народа, человечества. Понимание ценности каждого человека

Подвижничество Сочувствие великим проектам, которые несут пользу всем, а не кому-то конкретно: «поднять неподъемное или вытерпеть нестерпимое». Умение «растворить» свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь

Социальная ответственность Индивидуализм, понимаемый как противоположность иждивенчеству или как самодостаточность (не быть обузой окружающим). Коллективизм, понимаемый как ответственность всех за каждого и каждого за всех. Стремление к лидерству во имя реализации творческих идей, общественно значимых целей

Потребность в исторической сопричастности, традиционности Стремление формировать нормы и правила современной жизни с опорой на народную культуру, традиции, язык, народную педагогику, обряды, ремесла, промыслы и т. д. в противоположность прецедентному подходу, принятому в англосаксонской системе права

Открытость Любознательность, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство

Патриотизм Любовь к России как Отечеству, сопровождающееся чувством долга. Любовь к малой родине, к своему дому. Готовность служить делу процветания Отечества, малой родины, семьи. Готовность защищать Отечество, малую родину, семью

Сильная державная власть Признание необходимости сильной государственной власти, наделенной доверием народа и способной призвать и повести за собой народ для реализации общественно важных проектов

Комплекс ценностей инновационной модернизации региона

Базовые ценности Ценности личности

Ценности общества

Ценности государства

Ценности развития, предъявляемые со стороны основных институтов общества

Ценности развития основных систем общества: экономической и социокультурной

Ценности социального, культурного, Ценности инновационного

интеллектуального, инфраструктурно- развития экономики

технологического, хозяйственного обновления образа жизни человека

Рис. 4. Структура системы ценностей инновационной модернизации

Окончание таблицы

Ценности Форма проявления

Ценности развития, которые определяют стратегическое направление модернизации в условиях глобализации и инновационного развития

Активное личное и коллективное творчество (интеллектуальное и духовно-нравственное) Самореализация в стремлении каждого стать «творцом» новой, лучшей, более современной, дружелюбной среды обитания для себя и других, а не только ее потребителем (для себя). Стремление создать новую реальность, расширяющую познавательные возможности человека. Стремление участвовать в коллективном формировании «видения» новой модели жизнеустройства, выработке новых стратегий и моделей существования человеческого общества. Стремление через творчество преодолевать жесткую ресурсную зависимость человеческой жизни, строить новые среды обитания и жизнедеятельности

Стремление к ин-новационности как способу решения проблем, ответу на современные глобальные вызовы развития Стремление разрешать наиболее сложные, глобальные проблемы на основе инновационных подходов. К таким проблемам относятся: — сокращение запасов дешевых ресурсов и энергии; — неэффективность традиционной инфраструктуры; — загрязнение среды обитания; — снижение духовно-нравственного и интеллектуального уровня общества

Стремление к новому, современному образу жизни, образу мысли Стремление к созданию более «дружелюбной, современной среды обитания», что проявляется в больших возможностях для творческой самореализации в работе и жизни индивидов и групп, формировании «цивилизованных стандартов потребления» при одновременном сокращении нагрузки на экосистемы

Потребность в «честном» и законном государстве Стремление к созданию государства, отстаивающего стратегические интересы нации, признающего необходимость формирования инновационной модели общественного устройства и поддерживающего процесс ее формирования в приоритетном порядке на правовом и государственном уровнях, действующего на основе закона

Потребность в «нравственном праве» Стремление к созданию законодательства, в основе которого лежат стратегические ценности нации и ее приоритеты

Эффективный механизм институционального развития и саморегулирования Создание методов и форм эволюционного самосовершенствования институциональной среды: модернизация имеющихся институтов, поддержка в появлении новых, недостающих

глобализации включает следующие основные типы потребностей:

— потребности в инновационной, улучшенной продукции и услугах;

— потребности в технологическом развитии, нацеленном на создание и применение новых технологий, технологических пакетов в области производства и производственной инфраструктуры;

— потребности в производственном развитии, направленном на совершенствование организации производства его структуры, расширение, диверсификацию;

— потребности в социальном развитии, связанном с улучшением условий труда, изменением его характера;

— потребности в управленческом развитии, нацеленном на изменение организационных структур, стиля управления, методов принятия решений, мотивации, обработки информации.

Ценности, опирающиеся на объективные потребности действующих субъектов, функционируя в области хозяйства, инициируют формирование:

— стратегических направлений развития каждой из систем (социокультурной и инновационной экономической), в результате которых формируются соответствующие стратегические ресурсы. Стратегические ресурсы — это ресурсы, критически необходимые для инновационного развития общества в условиях глобализации и перехода к новому технологическому укладу. Они накапливаются внутри каждой из перечисленных систем и предназначены для обмена на стратегические ресурсы другой системы;

— взаимного спроса на стратегические ресурсы, формируемые внутри каждой из систем.

— взаимного предложения стратегических ресурсов, которое может предоставить каждая из систем.

Рис. 5. Взаимодействие спроса и предложения на стратегические ресурсы, предъявляемых со стороны инновационной

экономики и социокультурной системы общества:

ИЭ — инновационная экономика; СКС — социокультурная система

Механизм взаимодействия спроса и предложения на стратегические ресурсы должен быть использован в качестве движущей силы инновационной модернизации. Эффективное взаимодействие социокультурной и инновационной экономических систем на уровне взаимного удовлетворения ценностей через предоставление стратегических ресурсов противоположной системе закладывают основу инновационной модернизации социально-экономической системы в целом.

Взаимодействие спроса и предложения может порождать ускорение либо замедление инновационной модернизации, в зависимости от эффективности процесса (рис. 5).

К стратегическим направлениям развития социокультурной системы России и ее регионов (в соответствии с примерным пакетом ценностей социокультурного развития) следует отнести следующие.

1. Личностное нравственно-этическое развитие или «интеллектуальная духовность»: развитие доброты, гуманного мировоззрения, подвижничества, что обеспечивает необходимую психологическую, этнокультурную и этическую основу высокоорганизованного общества.

2. Развитие общественных и групповых отношений в направлении повышения социальной ответственности, открытости, уважения к истории, полезным традициям, что обеспечивает устойчивое поступательное развитие социально-экономической системы.

3. Развитие на уровне отношений государства и общества, государства и личности патриотизма, уважения к государственной власти, что формиру-

ет необходимые защитные барьеры от различных угроз, консолидирует общество для решения тактических и стратегических задач.

4. Активизация личного и коллективного творчества (интеллектуального и духовно-нравственного) как необходимого ресурса инновационной модернизации.

5. Развитие инновационных подходов, форм и методов при принятии решений в отношении общественных проблем и глобальных вызовов современности.

6. Устойчивое стремление новых поколений людей к инновационному образу жизни, мысли, деятельности, формату существования как способу «встроить» себя в социальную систему, найти в ней достойное место, реализовать свой личностный, творческий потенциал. Данное стремление инициирует создание новых цивилизационных принципов, ценностей, онтологем, эпистем, социальных практик и формирует спрос на инновационные преобразования.

7. Развитие государства и власти в направлении формирования культурно-правового государства, которое предоставляет необходимые услуги обществу с учетом уровня его социального и культурного развития, соответствующих рисков и угроз.

8. Формирование «нравственного права», призванного обеспечить правовые основы развития общества, а также высокие нравственные и этические стандарты общественных отношений.

9. Формирование эффективного механизма институционального развития и саморегулирования, обеспечивающего своевременное совершенствование институциональной среды.

Перечисленные стратегические направления развития социокультурной системы диктуют спрос на стратегические ресурсы, формируемые в рамках инновационной экономической системы. Наиболее устойчивый и широкий спрос на развитие инновационной экономики предъявляется со стороны ряда стратегических направлений развития социокультурной системы:

1) развитие инновационных подходов, форм и методов при принятии решений в отношении общественных проблем и глобальных вызовов современности;

2) устойчивое стремление новых поколений людей к инновационному образу жизни как способу «встроить» себя в социальную систему, найти в ней достойное место, реализовать свой творческий потенциал;

3) формирование эффективного механизма институционального развития и саморегулирования.

Для удобства обозначим данные стратегические направления как системные мотиваторы развития инновационной экономики. Прочие направления развития социокультурной системы также вносят свой вклад в стимулирование развития инновационной экономики, но их влияние скорее дополняет, усиливает воздействие системных мотиваторов. К стратегическим направлениям развития инновационной экономики России, ее регионов (в соответствии с примерным пакетом ценностей инновационного развития) следует отнести:

— развитие системы интеллектуального капитала (образование, наука, исследования);

— производство в регионе инновационных объектов потребления (товары, услуги);

— создание доступа к произведенным в мире объектам инновационного потребления (товарам, услугам);

— создание инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.);

— создание инновационных средств производства, структуры производительных сил;

— создание инновационных сред обитания для эффективной поддержки трудовой деятельности и жизнеобеспечения;

— создание инновационных инфраструктур.

Наиболее устойчивый и широкий спрос на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитие социокультурной системы предъявляется со стороны следующих направлений инновационно развивающейся экономики:

1) создание инновационных инфраструктур, способных обеспечить значительное снижение затрат производительных сил;

2) создание инновационных сред обитания для более эффективной поддержки жизнеобеспечения и трудовой деятельности индивидов и их групп;

3) развитие системы интеллектуального капитала, закладывающее основу развития всех процессов и систем инновационной модернизации.

Каждое из трех перечисленных направлений выступает системным мотиватором развития социокультурной системы.

Проектирование стратегических направлений инновационной модернизации должно обеспечивать сбалансированное развитие инновационной экономики и социокультурной системы. Поэтому следует предусмотреть включение необходимого набора системных мотиваторов для обеих систем. Увеличение доли таких мотиваторов в портфеле стратегий инновационной модернизации может способствовать формированию более устойчивых механизмов инновационной модернизации региона.

Проблемой эффективной стратегии на основе системных мотиваторов является то, что эти мотиваторы далеко не всегда могут быть реализованы в рамках принятого регионального деления (на края, области, республики). Поэтому объектом инновационной модернизации должны выступать такие территориальные социально-экономические системы, которые позволяют осуществить взаимоподде-рживающее развитие инновационной экономики и социокультурной системы. Когда масштаб региона (муниципального образования, края, области, республики, а в ряде случаев — страны) недостаточен, то должна быть осуществлена кооперация с другими региональными системами.

Предлагаемый подход к управлению развитием региональных социально-экономических систем имеет следующие преимущества:

1) на этапе выявления и анализа ценностей может быть организовано широкое обсуждение, что позволит максимально полно учесть требования общественных институтов. Сформированная таким образом идея развития и соответствующая система ценностей автоматически легитимизируется. Если она будет еще и закреплена законодательно — это создаст новую логику принятия решений в отношении крупных национальных проектов;

2) разработанный на основе принятой системы ценностей портфель стратегических направлений

развития обеспечит преемственность курса в условиях выборности власти, позволит обществу более эффективно осуществлять контроль за добросовестностью действий властей, а также послужит защитой государству от экстремистских реакций на законные действия в области управления развитием;

3) вовлечение граждан в формирование системы ценностей мобилизует общественную энергию на реализацию соответствующих идей, позволит разъяснить обществу необходимость многих непопулярных мер.

Предлагаемый подход является гибким и в достаточной мере технологичным, так как позволяет сформировать механизмы мониторинга изменения состояния общества и своевременно корректировать портфель стратегических направлений развития, проектов и программ в соответствии с изменениями системы ценностей.

Список литературы

1. Батукова Л. Р. Концептуальные подходы к формированию системы управления модернизацией: взаимообусловленность экономического и институционального аспектов, основы управ-

ления проведением модернизационных реформ. Материалы международной научно-практической конференции «Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)»: Саратов: Наука. 2011.

2. Белякова Г. Я., Батукова Л. Р. Модерниза-ционные реформы: вопросы целеполагания и основные аспекты системы управления // Проблемы современной экономики. 2011. № 4.

3. Инновационная модернизация России. Политологические очерки. М.: Институт социологии РАН. 2011.

4. Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений / под ред. С. В. Кортунова. М.: Высшая школа экономики. 2011.

5. Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология. URL:http://www. methodolog. ru/method. htm.

6. Новикова А. М. России необходима национальная идея // Специалист. 2008. № 11.

7. Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: сборник статей / под ред. В. Гельмана и О. Маргания. СПб.: Изд. Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.