Научная статья на тему 'К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов'

К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVE LEARNING / INNOVATION ACTIVITY / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна

В статье рассматривается значимость инновационной активности в развитии познавательной активности студентов. В связи с этим изучаются сущность инновационной активности, ее компоненты и этапы ее развития. Автор выделяет методы развития инновационной познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of innovation activity in the development of students’ cognitive activity. In this regard, we study the nature of innovative activity, its components and the stages of its development. The author highlights the development of innovative methods of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№4 (16). Декабрь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 378 ББК 74.48

С.Н. Казначеева

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается значимость инновационной активности в развитии познавательной активности студентов. В связи с этим изучаются сущность инновационной активности, ее компоненты и этапы ее развития. Автор выделяет методы развития инновационной познавательной активности.

Ключевые слова и фразы: познавательная активность, развитие познавательной активности, активное обучение; инновационная активность; активные методы обучения

S, Kaznacheeva

ON THE INNOVATIVE ACTIVITY AS A TOOL OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS9 COGNITIVE ACTIVITY

The article discusses the importance of innovation activity in the development of students’ cognitive activity. In this regard, we study the nature of innovative activity, its components and the stages of its development. The author highlights the development of innovative methods of cognitive activity.

Key words: cognitive activity; the development of cognitive activity; active learning; innovation activity; active learning methods

Основным приоритетом высшего профессионального образования становится подготовка компетентного, мобильного специалиста, способного адаптироваться к быстро меняющейся среде и творчески подходить к реализации различных инновационных проектов. Поэтому в настоящее время недостаточно владеть готовыми знаниями, необходимо мыслить креативно в условиях растущей конкуренции среди специалистов разного уровня и квалификации. В связи с этим требуется поиск новых подходов к организации образовательного про-

© Казначеева С.Н.,2014

цесса, которые направлены на реализацию принципа активности студентов в обучении, создание условий для успешного развития инновационно-активной, познавательной личности будущего специалиста.

Российские учреждения образования и, в частности, вузы в целом пока не стали для обучающихся «школой инноваций». Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, мотиваций к инновациям в вузах начата только в последние годы. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска,-пока не являются характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны.

В образовательном процессе познавательная активность обучающихся играет ведущую роль, так как посредством нее осуществляется усвоение содержания обучения.

Преподавание учебных дисциплин опирается на ряд подходов: системный, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный и др. Так, опираясь на деятельностный подход, не преподаватель учит, а сам студент учится в процессе собственной деятельности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения.

Существует ряд отличительных особенностей активного обучения:

-активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

-самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности студентов;

-постоянное взаимодействие студентов и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Под активными методами обучения мы понимаем способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения мате-

риалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Таким образом, активные методы обучения - это обучение через деятельность.

Познавательная активность оказывает влияние на становление личности обучаемого, на его отношение к самому себе, к другим людям, к производству. В то же время познавательная активность является основой для формирования у студентов готовности к личному самоопределению в последующей профессиональной деятельности. Сформированная познавательная активность является важнейшим условием успешности обучения студентов, характеризующим отношение к содержанию и процессу учения, стремление к эффективному овладению знаниями, умениями, навыками, мобилизацию нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижений [Горшкова, 2005, с. 39].

Инновационность как мощный потенциал развития как личности педагога, так и личности студента в структуре их профессионализма предстает в виде открытости новому опыту, готовности к творческим, авторским подходам к решению педагогических задач, способности осваивать, обобщать, обогащать и распространять передовой педагогический опыт. Инновационный потенциал личности студента в научно-образовательной среде имеет специфическую характеристику. Специфичность состоит в том, что в процессе инновационной образовательной деятельности происходит развитие продуктивных новообразований в личности всех участников образовательного процесса [Шмелева, 2013, с.5].

Инновационную активность можно определить как качественную характеристику личности студента, свидетельствующую об ориентации последнего на творчество, инновации, производство нового знания (продукта, услуги и т.п.) и внедрения его в жизнь.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. выделяет следующие ключевые инновационные компетенции: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности;

стремление к новому; способность к критическому мышлению; креативность и предприимчивость; умение работать самостоятельно и в команде; готовность работать в конкурентной среде [URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/].

Выделяются следующие этапы процесса развития инновационной активности студентов [URL: http://www.sworld.com.ua/konfer28/404.pdf]:

1. Этап целеполагания и планирования - происходит прогнозирование и систематический анализ тенденций развития инновационной активности студентов в учебной и внеучебной деятельности, определение путей конструктивного решения поставленных задач, первичное формулирование целевой установки, выбор средств и способов ее достижения.

2. Содержательно-деятельностный этап - осуществляется формирование единых установок, педагогических позиций в организуемом процессе.

3. Аналитический этап - фиксируются изменения, произошедшие у студентов, осуществляется оценка результативности реализуемого направления деятельности.

Студенты - это именно та аудитория, которая наиболее восприимчива к инновациям в силу специфики своего возраста.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона, в основном, предопределена наследственно-

стью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Студент уже перешел этап взросления и может позволить себе быть самим собой. При условии грамотного стимулирования познавательной активности, предоставления им свободной зоны для творчества, а часто - зоны неопределенности и проявления собственной активности преподавателя в использовании инновационных методов можем получить уникальные варианты проявления инновационной активности обучающихся. При этом инновация должна быть показана на практике, прожита, проиграна, т.е. человек должен участвовать в ее реализации непосредственно. Интенсивность инновационных идей студентов напрямую зависит от инновационной активности преподавателя. При этом необходимо расширять «поле неопределенности» деятельности, как можно меньше ограничивая практические задания условиями и требованиями.

Многие вузы ведут активную деятельность по внедрению инновационных технологий в образовательную деятельность: создаются отделы, используются инновационные методы в образовательном процессе, разрабатываются муль-мимедийные и электронные учебные курсы и электронные учебники.

Для развития инновационной познавательной активности применяются следующие методы:

1. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение. Преподаватель не дает готовые знания, а побуждает студентов к самостоятельному поиску.

2. Кейс-методы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из

них.

3. Игровая деятельность. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

4. Метод мозгового штурма. Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, пусть даже фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

5. Тренинги. Это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что они обеспечивают активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Таким образом, инновационная активность невозможна без развития познавательной активности студентов. Эффективным средством проявления познавательной активности студентов выступают активные методы обучения, позволяющие реализовывать запланированную инновационную активность, создавая творческую обстановку для студента. При обучении студентов необходимо помнить о том, что именно они будущее страны. Инновационная активность студента позволяет сформировать такие качества специалиста, как открытость, самостоятельность, умение ориентироваться в конкретной ситуации.

Библиографический список

1. Горшкова, О.О. Формирование познавательной активности студентов технических вузов как средство подготовки к инновационной деятельности [Текст] / О.О. Горшкова // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 6. - С. 38-41.

2. Гусева, Т.А. Развитие инновационной активности студентов [Электронный ресурс] // Современные направления теоретических и прикладных исследований: международная на-

учно-практическая интернет-конференция (19-30 марта 2013 г.). - Режим доступа:

http://www.sworld.com.ua/konfer30/704.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

3. Прияткина, Н.Ю. Этапы развития инновационной активности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012: международная научно-практическая интернет-конференция. (02-12 октября 2012 г.). - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer28/404.pdf (дата обращения: 31.10.2014).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 31.10.2014).

5. Шмелева, Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научнообразовательной среде педагогического вуза [Текст]: автореф. дис…д-ра псих. наук: 19.00.07 / Е.А. Шмелева. - Н.Новгород, 2013. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.