Секция
«ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС»
УДК 338
Е. В. Абрамова, К. Э. Власова Научный руководитель - Д. В. Еремеев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Проведена оценка основных источников финансирования предприятий ОПК со стороны государства.
Государственный оборонный заказ - в РФ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг. Государственный оборонный заказ также включает в себя экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами [1].
Гособоронзаказ сократился только в той части, которая касается Минобороны, на 36,5 млрд руб., из которых примерно 11,3 млрд пришлось на долю НИОКР. Общее сокращение гособоронзаказа по всем силовым ведомствам и в целях военно-технического сотрудничества, т. е. производства воору-
жения и военной техники (ВВТ) на экспорт, оценивается примерно в 99 млрд руб.
В федеральном бюджете гособоронзаказ отражается в статьях финансирования национальной обороны (таблица).
Финансирование оборонного комплекса России несравнимо меньше американского, проект российского бюджета 2009 г. предусматривает дополнительное финансирование в размере 10,927 млрд руб.
Ситуация на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса продолжает оставаться достаточно напряженной. Основная проблема -в отсутствии влияния гособоронзаказа на финансовую ситуацию российского ОПК. В большинстве развитых стран ГОЗ является мощнейшим ресурсом промышленной политики. В наших же условиях ГОЗ не только не выступает стимулом, но и в ряде случаев становится финансовой проблемой для предприятий.
Структура гособоронзаказа в рамках федерального бюджета в 2005-2009 гг. (млн руб.), 2005-2008 гг. - фактическая сумма, 2009 г. - планируемая [4]
Наименование показателей Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом «О федеральном бюджете» (млн руб.), годы Процент исполнения
2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009*
Национальная 578, 4 661,1 834 1 049,9 1 215,2 79,5 82,93 70,32 74,25 27,72
оборона
Вооруженные 420, 8 498 604,05 769,07 890,2 83,0 84,42 72,81 78,63 28,29
силы Россий-
ской Федерации
Подготовка и 59,9 59,9 117 339,3 526,6 53,8 113,28 72,02 39,17 17,27
участие в обес-
печении коллек-
тивной безопас-
ности и миро-
творческой дея-
тельности
Прикладные 89,4 87,8 120,5 128,6 162,9 62,9 74,71 64,36 61,47 31,31
научные исследования в облас-
ти национальной
обороны
Другие вопросы обороны 68,7 75,17 109,3 151,88 161,48 80,6 81,31 59,00 58,32 14,39
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Объем ГОЗ, составлявший когда-то 100 % от загрузки, в настоящее время явно недостаточен для поддержания предприятий на плаву. Даже с учетом того обстоятельства, что значительная часть ГОЗ была направлена на финансирование стратегических сил, почти полное отсутствие физических закупок вооружений российской армией свидетельствует о наличии системных сбоев в распределении гособо-ронзаказа.
Общая сумма гособоронзаказа на закупки, разработку и ремонт вооружений составляет в бюджете этого года около 520 млрд руб. На сегодняшний день заключено более 3,5 тыс. контрактов на 300 млрд руб., что составляет 70 % объема гособоронза-каза. Министерство обороны уже перечислило предприятиям 130 млрд руб. в рамках финансирования гособоронзаказа этого года.
После пересмотра бюджета, по словам экспертов, до сих пор неясно, каковы будут конкретные объемы поддержки предприятий. Из-за этого с начала года вообще не финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а те деньги, которые все же получили предприятия, выданы в основном в рамках ранее
заключенных многолетних контрактов. Еще одна причина задержек - реформа заказывающих служб Минобороны и особенности законодательства: от проведения торгов по размещению заказа до заключения контракта проходит не менее двух месяцев, а почти по половине контрактов, которые надо заключить в этом году, даже не проведены торги. Такая ситуация в начале реализации реформы может поставить под угрозу сроки перевооружения, которое жизненно необходимо не только армии - всей экономике страны [3].
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf00F60/ default. asp?n=10.
2. Новое оружие будет! //Красная Звезда. 2008 .
3. Литовкин Д. Станет ли гособоронзаказ-2009 локомотивом выхода из кризиса?/ Известия. 06.05.2009. URL: http://www.izvestia.ru/economic/ article3128165/
4. О федеральном бюджете : федер. закон.
© Абрамова Е. В., Власова К. Э., Еремеев Д. В., 2010
УДК 338.45
И. А. Бабурина, Э. Э. Губайдуллина Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Определяются основные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые отличают их деятельность от деятельности предприятий других сфер производства, раскрывается их сущность.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии. Помимо этого на перспективу до 2015 г. потребности государства в этой области определены Государственной программой вооружения на 20072015 годы. Именно поэтому очень важно четко понимать основные особенности ОПК:
1. Высокая зависимость от госзаказа при существовании реальной перспективы его прекращения. Национальная безопасность - одна из главных потребностей государства и общества, удовлетворение которой обуславливает создание ОПК. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития ОПК. В результате основная цель функционирования ОПК делает его зависимым от наличия государственного заказа, т. е. от обеспечения его работой и необходимым финансированием [3].
2. Специфический характер назначения продукции определяется ее направленностью на обеспече-
ние стратегических интересов страны. Продукция ОПК - это в первую очередь военная техника, созданная для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; главный инструмент осуществления стратегических задач страны; основной показатель мощности и независимости государства, индикатор его статуса на мировой арене [2].
3. Большая часть деятельности представлена в проектной форме. Современная динамика развития требует от предприятий реализации все новых и новых проектов. С этой точки зрения, ОПК характеризуется наличием цели; ограниченностью во времени; уникальностью продукта и условий получения результата; наличием специфической структуры и команды; изменением, согласно которому проект переводит систему из существующего состояния в желаемое [3].
4. Наличие выраженной специализации производства. Специализация ОПК носит военный наукоемкий характер, что проявляется в таких крупных направлениях, как авиакосмическое, ракето-строительное, радиоэлектронное, производство средств связи, боеприпасов и спецтехники, приборостроение.