Научная статья на тему 'К вопросу об информационной компетентности: содержание и структура концепта "информация"'

К вопросу об информационной компетентности: содержание и структура концепта "информация" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONCEPT / CONTENT OF A CONCEPT / INFORMATION / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворожцова Ирина Борисовна, Паранина Екатерина Михайловна

В статье рассматривается проблема трактовки понятия «информация» в связи с возрастающей значимостью у будущих выпускников умения работы с информацией в современном мире. Зашумленность информационной среды вызывает у обучающихся определенные трудности при поиске, отборе, переработке и представлении достоверных данных и сведений, что актуализирует необходимость поиска способов развития информационной компетентности студентов посредством уточнения термина «информация». Представлен концептуальный анализ понятия «информация». Для этого применена методология исследования концептов Ю.С. Степанова. Раскрыты и сформулированы содержание и структура данного концепта, которые легли в основу конкретизации понятия «информация» в юридической сфере, также выявлено содержание понятия «информационная компетентность» студентов-бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция». Обозначены перспективы использования содержательной сущности концепта «информация» как критерия при отборе содержания обучения, что является условием эффективного развития информационной компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE. THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT “INFORMATION”

This article focuses on the problem of the conceptinformation” in accordance with the importance of postgraduates' information skills development in modern world. Diversity of information flows makes it difficult for people to search, select, process and present the data in a proper way. This leads to the necessity of looking for methods of information competence development via defining the term “information”. The gist analysis of the conceptinformation” is given. Y.S. Stepanov's methodology of the concept study is used. The content and the structure of conceptinformation” are presented. The latter allows to clarify the essence of “information” in the field of law and becomes the basis of another conceptinformation competence” of undergraduate law students. Conceptinformation” is supposed to be the criteria for selection of the educational content. It is said to be a necessary condition for students' information competence development.

Текст научной работы на тему «К вопросу об информационной компетентности: содержание и структура концепта "информация"»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_63

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2019. Т. 29, вып. 1

УДК 378.02:001.89:81.37

И.Б. Ворожцова, Е.М. Паранина

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ИНФОРМАЦИЯ»

В статье рассматривается проблема трактовки понятия «информация» в связи с возрастающей значимостью у будущих выпускников умения работы с информацией в современном мире. Зашумленность информационной среды вызывает у обучающихся определенные трудности при поиске, отборе, переработке и представлении достоверных данных и сведений, что актуализирует необходимость поиска способов развития информационной компетентности студентов посредством уточнения термина «информация». Представлен концептуальный анализ понятия «информация». Для этого применена методология исследования концептов Ю.С. Степанова. Раскрыты и сформулированы содержание и структура данного концепта, которые легли в основу конкретизации понятия «информация» в юридической сфере, также выявлено содержание понятия «информационная компетентность» студентов-бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция». Обозначены перспективы использования содержательной сущности концепта «информация» как критерия при отборе содержания обучения, что является условием эффективного развития информационной компетентности обучающихся.

Ключевые слова: концепт, содержание концепта, информация, информационная компетентность.

Вопрос о том, что вкладывается в понимание термина «информация» (а слово явно терминологического свойства) возник в связи с исследованием проблемы развития информационной компетентности, предпринятым одним из авторов. На предварительном этапе были собраны следующие толкования термина «информация» (из энциклопедических и толковых словарей, справочных изданий): сведения, сообщения, данные, содержание данных; процесс, действие, которое даёт знание о каком-либо факте; инструкция; пространство смыслов и др. Ясности не наступило [1. С. 41-60].

Тогда началась наша совместная работа над концептом «информация». Как предмет изучения когнитивной лингвистики концепт понимается как сложная ментальная сущность (lingua mentalis), складывающаяся в результате познавательной деятельности человека. В этом процессе человек как субъект познания, восприятия и речи играет главную роль. Академик Ю.С. Степанов определяет концепт как сгусток культуры, в виде которого она входит в ментальный мир человека [2. С. 43].

Согласно Ю.С. Степанову, концепту присуще слоистое строение:

1) основной, актуальный признак, фиксируемый в значениях слова «информация» в толковых и энциклопедических словарях;

2) дополнительный признак (пассивный), выявленный посредством изучения корпуса текстов;

3) внутренняя форма (данные из этимологических словарей) как первоначальная семантическая мотивировка слова, обладающая значительной смыслообразующей силой во времени [2. С. 46].

Это представление положено в основу методологии исследования представления при восприятии и порождении речевой единицы, содержащей слово «информация». В когнитивной лингвистике этот метод известен как концептуальный анализ по Ю.С.Степанову.

Внутренняя форма слова

Слово информация пришло в русский язык в нач. XVIII-го в. из латинского языка ("informatio") со значением «сведения о ком или чем-либо» через польское слово "informacja". Так указывает этимологический словарь русского языка Фасмера [3].

Линия образования слова по нисходящей (от заключительного шага к исходной производящей основе) в латинском языке представляется следующим образом.

Заключительный шаг: informatio, onis f [производящая основа: informo].

Предшествующие шаги:

• глагол in-formo, avi, atum, are от глагола formo, avi, atum, are [forma];

• глагол formo, avi, atum, are от существительного forma.

В обратном порядке рассмотрим семантику указанных выше словообразовательных форм. forma, ae f имеет 9 значений: 1) форма, вид (f. agri; corporis); образ, облик (f. humana); 2) лицо, лик, обличье (f. reliquaque figura); 3) наружность, внешность (virgines forma excellente); 4) красота

(f. muliebris; injiciet manum formae senectus); 5) изображение, рисунок, фигура, образ (formae virorum clarissimorum; formas in arenis describere); б) чертёж (f. geometrica); 7) литера, рисунок буквы (formae litterarum); S) характер, устройство, организация, образ (vitae; pugnae): f. rei publicae образ правления (государственное устройство); 9) набросок, проект (senatus consulti) [4].

Значения 1)-3) и 5)-7) отражают пространственное восприятие объектов внешнего мира: это, прежде всего, границы объектов. Значения 5)-7) - метонимический перенос внешних границ и очертаний на ментальные объекты. Значение «красота» - оценка воспринимаемых объектов внешнего мира.

Глагол formo [производящая основа - forma] имеет 6 значений. Исходное значение связано с действиями преобразования внешнего вида объекта: 1) придавать форму или вид, формировать, образовывать; 5) делать, изготовлять, ваять; строить, создавать. Остальные значения переносят это исходное на ментальные действия или объекты, или переосмысляют действия преобразования вида применительно к социальным объектам; 2) развивать, облагораживать, воспитывать: f. se in mores alicujus -приноравливаться к чьим-л. правам или подражать кому-л.; 3) приучать; настраивать; 4) устраивать, организовывать: formatis omnibus et ad belli et ad pacis usus - устроив всё и для войны, и для мира; б) воображать, представлять (f. aliquid mente).

У производного от него глагола in-formo описываются 4 значения. Первое соотносится с исходным значением глагола formo и получает конкретизацию, благодаря предлогу in-: 1) придавать вид, форму, формировать, создавать, делать; образовывать, лепить; устраивать, организовывать (animus a natura bene informatus). Другие значения, тесно связанные с исходным, относятся к ментальным объектам: 2) обучать, воспитывать (aliquem ad humanitatem); 3) строить, составлять (i. notionem alicujus rei); 4) мыслить, воображать (informare cogitatione - возникать в воображении) [Там же].

Слово informatio имеет два значения: оно обозначает действие по структурированию и формулированию (разъяснение, изложение) представления/ понятия и действие по передаче сведений (осведомление), знаний (просвещение).

Приставка in означает: «в, на, куда-л». Внутренняя форма слова «информация» - «придание внешнего вида», «привнесение формы» о познаваемых предметах окружающего мира, структурирование и формулирование представлений о предметах мира или мысли.

Этимологическая динамика французского слова information:

1274: дознание по факту уголовного действия;

1323: следственные действия с целью судебного разбирательства;

1360: information во множественном числе "сведения, добытые о ком-то";

1495: действие по приданию формы явлению, событию, факту; в то время слово information имело значения «рисунок, эскиз, идея, концепция»;

1500: au plur. «совокупность знаний по данной теме»;

1SS6: «сведение, доводимое до общественности» [5].

INFORMER

1. Придать форму, содержательную структуру.

2. Придать конкретное содержание абстрактной единице.

3. Сообщить что-то кому-то, чтобы он знал.

4. Передать сообщить сведения.

5. Передавать сведения об окружающем мире (органы восприятия).

6. Осуществлять действия по поиску сведений.

7. Задавать вопросы.

S. Проводить расследование по уголовному делу.

FORME

• Совокупность характерных черт, позволяющих распознать конкретную реальность или абстрактную сущность.

• Качество объекта, обусловленное его внутренней организацией, его структурой, конкретностью линий и поверхностей, которые задают его границы, воспринимаемые зрением и тактильными рецепторами, позволяющими отличить его от других объектов, независимо от его природы и цвета.

Квадратная, круговая, коническая. Цилиндрическая, четырехугольная, прямоугольная, сферическая форма; вытянутая, округлённая, ячеистая, линейная и т.п. форма; византийская. Готическая, романская, египетская, китайская и т.п.

• (о произведении) структура, план, компоновка;

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

• (лингв.) вид слова или высказывания. Этимологическая динамика французского слова forme

A. 1. 1119 «внешний вид».

2. 1155 «внешний вид, отражающий специфику предмета».

B. Technol. 1. fin xies. «деталь в форме ступни для изготовления обуви».

2. 1200 «скамеечка».

3. 1330 «заячья нора».

4. 1386 мор. «док».

5. 1549 термин в книгопечатании.

6. 1636 форма шляпы (Monet).

C. выражение абстрактных понятий:

1. 1270 термин в философии.

2. 1280 «способ действия».

3. xives. «способ выражения»

4. 1862 «физическое состояние» (говоря о лошади) (Там же).

Можно отметить, что ядром значений данной семьи слов, несомненно, выступает форма как внешний вид познаваемых человеком предметов окружающей действительности, которые, семиотизируясь, облекаются в форму слов и выражений, посредством которых речевой субъект сообщает о них другим людям (рис. 1).

Рис. 1. Внутренняя форма концепта «информация»

Семантический анализ словарных толкований слова «информация»

Толковый словарь русского языка: «1. сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.); 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь» [6].

Толковый словарь иноязычных слов: «1) сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь; 2) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами и являющиеся объектом хранения, переработки и передачи» [7. С. 314].

Словарь вычислительной техники: «содержание, значение данных, которое видят в них люди. Обычно данные состоят из фактов, которые становятся информацией в определённом контексте и понятны людям» [8].

Английский язык

Словарь науки и технологии английского языка: «факты или сведения, неизвестные получателю до ознакомления с ними» [9].

Толковый словарь английского языка: 1) изученные факты или полученное знание; 2) то, что выражено или представлено в определённом явлении или последовательностью вещей» [10].

Словарь английского языка по вычислительной технике: «всё, что способно изменить представление человека о текущем состоянии окружающего нас мира» [11].

Немецкий язык

Словарь этимологии слов немецкого языка: «сообщение, сведения, инструкция» [12].

Словарь значений слов немецкого языка: «(в общем значении) официальное, подробное сообщение о ком-либо или о чём-либо» [13].

Французский язык

Толковый словарь французского языка изд-ва Ашетт: «действие, которое даёт знание о каком-либо факте; сведения, документация о ком-либо/чём-либо; инструкция; часть знания, которое может быть передано и сохранено с помощью какого-либо носителя информации» [14].

Толковый словарь французского языка Робер: «сведения о ком-либо; то, что может быть передано сигналом или совокупностью сигналов; то, что дискретно» [15].

Описание значений французского слова information:

1. формулирование/сообщение сведений о ком-то и о чем-то другому, чтобы он знал, ведал;

2. действие по узнаванию чего-то;

3. совокупность действий по поиску, сбору, обработке/переработке и распространению нового знания среди людей;

4. факты, события, которые по мере их сообщения становятся достоянием общественности;

5. совокупность знаний по определенной теме;

6. Биол. совокупность инструкций, составляющих генетическую программу [5].

Терминологические словари дают такие ключевые дескрипторы: renseignements, connaissances,

indications, données, observations, mesure, précision (сведения); transmission, acquisition, donner, obtenir (действия передать, добыть, дать, приобрести); événements, faits, phénomènes, quelqu'un, quelque chose (события, факты, явления, кто-либо, что-либо); public (другие, общественность) [16].

Синонимы французского слова information образуют три класса в соответствии со значением, общим для них со словом information:

1. Восприятие: Avis, lumière, flash - восприятие света; note, indication - восприятие знака, donnée, renseignement - восприятие запрашиваемого сведения, précision, bulletin - восприятие структурированности сведений.

2. Сообщение о людях, вещах, событиях, явлениях: annonce, nouvelle, déclaration, communiqué, avertissement, message, journal, média, mass-média, scoop, code.

3. Действия: recherche (исследование), instruction (дознание), examen (осмотр), enquête (расследование), tuyau, édification (структурирование), question (допрос), investigation (исследование), interrogation (расспрашивание), étude (изучение) [5].

Были выделены следующие ключевые дескрипторы в толкованиях слова «информация»: сведения, данные, окружающий мир (люди, вещи, явления, процессы), факты, сообщение о ком-либо/чем-либо, о положении дел, о состоянии чего-нибудь, о протекающих в окружающем мире процессах, о каком-либо факте, о ком-нибудь и т. п. (рис. 2).

Рис. 2. Основной признак концепта «информация»

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Итак, информация - это явления, предметы, процессы, события окружающего мира, представленные в виде сведений, сообщений, фактов, данных в той или иной форме (устная, письменная, графическая и т. п.) [1].

Речеупотребление слова «информация»

Материал исследования - примеры употребления слова «информация», собранные в электронном онлайн корпусе русских текстов «Национального корпус русского языка» (http://ruscorpora.ru/). Данный ресурс содержит 9 208 документов, где употребляется слово «информация» [17]. Анализ случайной выборки [1]. показал, что это слово употребляется в значении «сведения», «данные», «известия». В большинстве примеров указан такой важный аспект, как «о чём» эти сведения (Пр.: о расследовании фактов, о работе комиссии, о мироздании, об исследовании и др.).

Однако в приведённых определениях нет чёткого указания на форму сведений. При этом адресату, как правило, ясно, в какой форме представлены «данные» по контексту (Пр. «информация была размещена на веб-странице» - электронная информация; «в этой книге есть много полезной информации» - письменная информация).

Сделанные выводы не противоречат выявленным на предыдущих этапах исследования содержанию и структуре концепта «информация» (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, концептуальный анализ содержания понятия «информация» позволяет сделать вывод о том, что основной признак данного концепта - это представленные в какой-либо форме (речевая, символы) сведения, данные, сообщения, факты об окружающей действительности (её предметах, явлениях, событиях, процессах).

Внутренняя форма слова «информация» определяет такую характеристику этого понятия , как способность прояснить неизвестное тому, кто получает «информацию», так как этимологическое значение слова «информация» - «привнесение формы», т. е. преодоление отсутствия знания о чём-либо/ком-либо .

У человека, получающего сведения, сообщения такие данные складывается в представление об изучаемом объекте окружающей действительности. То есть работа с «информацией» - это и процесс, и результат поиска сведений, в результате которого складываются знания о предметах, явлениях, событиях, действиях и процессах окружающей действительности, а также сообщение об этом.

И тогда можно дать конкретное описание такому диффузному термину как «информационная компетентность». В работе [1] это было проделано для сферы юриспруденции.

Под «информацией» юристы понимают «любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (текстовая, графическая, комбинированная, электронная) о:

• предметах, относящихся к их профессиональной деятельности;

• явлениях, имеющих отношение к их профессиональной деятельности;

• событиях, имеющих отношение к их профессиональной деятельности;

• процессах, имеющих отношение к их профессиональной деятельности.

Необходимо выявить сущность предметов, явлений, событий, процессов юридической деятельности. Для этого анализу подверглось описание результатов освоения дисциплин профессионального цикла. С этой целью были изучены разделы IV «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» и VI «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Компетентностно-ориентированного плана по направлению подготовки «Юриспруденция».

Были вычленены конкретные предметы, явления, события и процессы юридической деятельности (см. табл.).

Юрист в ходе информационной деятельности имеет дело с информацией, то есть со сведениями (сообщениями, данными) независимо от формы их представления о:

• предметах (юридические термины, нормативные правовые акты, юридические документы, вещественные доказательства; обстоятельство (факт) преступления, юридические факты)

• явлениях социальной среды, правовых явлениях, правовых проблемах;

• событиях (преступления, правонарушения, коррупционное поведение);

• процессах (о профессиональной деятельности юриста: правоприменительная и правоохранительная практики; юридические консультации).

Выделение содержания концепта «информация» для профессиональной деятельности юриста

Результаты освоения дисциплин профессионального цикла согласно разделу VI «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Компетентностно-ориентированного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» Содержание концепта «информация»

Знать:

природу и сущность государства и права; Предмет: юридические термины, понятия. Явления социальной среды, правовые явления;

основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; Предмет: юридические термины, понятия. Явления социальной среды, правовые явления;

механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; Предмет: юридические термины, понятия; нормативные правовые акты. Правовые явления.

особенности государственного и правового развития России; Предмет: юридические понятия; юридические документы. Правовые явления.

роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; Предмет: юридические понятия; юридические документы. Явления социальной среды, правовые явления;

основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; Предмет: юридические понятия; юридические документы. Явления социальной среды, правовые явления.

Особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; Предмет: юридические понятия; юридические документы; юридические термины;

основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса, трудового права, уголовного права, уголовного процесса, экологического права, земельного права, финансового права, налогового права, предпринимательского права, права социального обеспечения, международного права, международного частного права; Предмет: юридические понятия; юридические документы; юридические термины; Явления: правовые явления.

технико-криминалистические средства и методы, тактику производства следственных действий; Предмет: технико-криминалистические средства и методы следственных действий.

формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений; Событие: преступление (раскрытие преступления). Предмет: формы и методы раскрытия преступления.

методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп. Событие: преступление (раскрытие преступления). Предмет: формы и методы раскрытия преступления.

Уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями; Предметы: юридические понятия (термины)

анализировать факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; Предметы: факты Явления: социальной среды, правовые явления

_К вопросу об информационной компетентности._69

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2019. Т. 29, вып. 1

Окончание табл.

анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; Предметы: нормативные правовые нормы. Процессы: правоприменительная деятельность.

принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; Предмет: закон (письменный) Процессы: правоохранительная деятельность.

осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; Предмет: нормативные правовые акты. Процессы: правоохранительная деятельность.

давать квалифицированные юридические заключения и консультации; Предметы: заключения эксперта. Процессы: экспертно-консультационная деятельность (юридические консультации)

правильно составлять и оформлять юридические документы; Предмет: юридические документы. Процессы: правоприменительная деятельность.

применять технико-криминалистические средства и методы; Предметы: технико-криминалистические средства; вещественные доказательства. Процессы: правоприменительная деятельность.

правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; События: предварительные исследования. Процесс: экспертно-консультационная деятельность (судебная экспертиза)

анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); Предмет: заключение эксперта. Процессы: экспертно-консультационная деятельность (следственные действия).

использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций; События: следственные действия, операции. Процессы: правоохранительная деятельность.

выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; Предмет: обстоятельство (факты) преступления Событие: преступления, правонарушения Явление: социальной среды, правовые явления Процессы: правоохранительная деятельность.

планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; Явление: правонарушения Событие: правонарушение. Процессы: правоохранительная деятельность.

выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; События: факты, коррупционное поведение. Явления: социальной среды, правовые явления.

Владеть:

1)юридической терминологией; Предметы: юридические термины.

2)навыками работы с правовыми актами; Предмет: нормативные правовые акты. Процесс: работа с правовыми актами.

3)навыками:

анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; Явления: правовые явления. Предметы: юридические факты; правовые нормы Процессы: правоприменительная деятельность.

анализа правоприменительной и правоохранительной практики; Предметы: юридические термины; нормативные правовые акты. Процессы: правоприменительная и правоохранительная практики.

разрешения правовых проблем и коллизий; Явления: правовые проблемы и коллизии

реализации норм материального и процессуального права; Предметы: нормы материального права; нормы процессуального права. Процессы: правоприменительная и правоохранительная практики.

принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; Процессы: защита прав человека и гражданина; Процессы: правоприменительная практика.

навыками применения технико-криминалистических средств и обнаружения, фиксации изъятия следов вещественных доказательств; Предметы: технико-криминалистические средства; вещественные доказательства. Процессы: правоохранительная практика.

методикой квалификации разграничения различных видов правонарушений. Явление: правонарушения. Процессы: правоприменительная практика.

Представим в виде рисунка структуру концепта «информация» на примере юридической сферы (рис. 3).

Ян. к-к им

-социальной среды; 11 :v j4>j; i. \ ян ichiux; правовые проблемах к кондициях.

Процессы

-норыотворчесхал деятельность: -правоприменительная к нравоохран итйньнвя нраЕписн; -"л&нсргно-киису.тыашюннан дсятсльиисгь: -судебная икснсртнзэ -cj кмятвенные действия -1ЮДГОТОВ1Я юридических аокуиснпв f^aóoia о правовыми ипаик, правовыми нормами

Предметы

-юридические термины; -нормj i инные нраюые акты; -Юридические документы; -технико-крнмингынсткчесхне L-p -вещественные докатзтелкст на; -заключение эксперт i; -обсто чтеи ьство (факт) преступления; -юридические фат ti: -методы следственных действий; -формы и мепмм раскрыта преступления

События:

-преступления, -правонарушения; -коррупционное поведение.

Рис. 3. Структура концепта «информация» применительно к юридической деятельности

Выявленное содержательное наполнение концепта «информация», экстраполированное на юридическую сферу; представления о понятии «компетентность» и «информационная компетентность специалиста» в отечественных и зарубежных исследованиях, а также изучение трудностей адаптации молодого поколения к реалиям информационного общества (включая проблему зашумлённости информационной среды) легли в основу определения содержания понятия «информационная компетентность» будущего юриста и определения его структуры. Итак, под информационной компетентностью будущего юриста понимается профессионально значимая интегративная характеристика юриста, позволяющая ему ориентироваться в информационном пространстве, эффективно выполнять действия в области поиска, оценки, использования и хранения полученной информации (рис.3) с помощью информационно-коммуникационных технологий в юридической практике.

Мы полагаем, что представленные в данной работе содержание и структура концепта «информация» в юридической сфере могут быть использованы как критерий для отбора содержания учебных дисциплин и образовательной деятельности студентов - будущих юристов - с целью эффективного развития их информационных знаний и навыков. В таком ключе мы видим один из путей анализа образовательных возможностей гуманитарных дисциплин в развитии информационной компетентности студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паранина Е.М. Технология развития информационной компетентности студентов-бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» (на материале обучения английскому языку): дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2014. С. 40-60.

2. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд 2-е, испр. и доп. М., 2001. 990 с.

3. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2: Е-Муж: более 4500 слов / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. 4-е изд., стер. М.: Астраль: АСТ, 2009. 671 с.

4. URL: http://linguaeterna.com/vocabula/alph.php (дата обращения 06.06.2014).

5. URL: http://www.lexilogos.com/francais_langue_dictionnaires (дата обращения 06.06.2014).

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1998. 994 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

8. Толковый словарь по вычислительной технике: более 50 000 терминов / пер. с англ. М.: Русская редакция, 1995. 478 с.

9. Dictionary of science and technology / M.B. Peter Walker, Larousse, 1995. 1088 p.

10. Oxford Dictionary and Thesaurus / Ed. by Maurice Waite, Oxford University Press. 2-nd edition, 2007. 1204 p.

11. Oxford dictionary of Computing. Paperback reference / Ed. by John Daintith, Edmund Wright. Oxford university press. 6-th edition, 2008. 592 p.

12. Der Duden. Bedeutungswörterbuch / hrsg. u. bearb. von W.Müller.-2.voellig Neubearbeitete und erweiterte Auflage: Bibliografisches Institut, Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverl., 1985. 797 S.

13. Der Grosse Duden: Etymologie: Herkunftswörterbuch der Deutschen Sprache. Manheim: Bibliografisches Institut AG, 1963. 816 S.

14. Dictionnaire HACHETTE/ Jean-Pierre Mevel.: HACHETTE LIVRE, 2007. 1858 p.

15. Le nouveau petit Robert: dictionnaire alphabétique et analogique de la langue française / Ed. by Paul Robert, 2008. 2834 p.

16. URL: http://gdt.oqlf.gouv.qc.ca/resultat.aspx?terme=information (дата обращения 06.06.2014 г.)

17. Национальный корпус русского языка [Эл. ресурс]: информационно-справочная система. М., [2003-2014]. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения 10.10.2013).

Поступила в редакцию 15.01.2019

Ворожцова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, практической и прикладной лингвистики E-mail: i_vorojtsova@inbox.ru

Паранина Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессионального иностранного языка для специальностей ИПСУБ E-mail: paranina_em@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

I.B. Vorozhtsova, E.M.Paranina

INFORMATION COMPETENCE. THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT "INFORMATION"

This article focuses on the problem of the concept "information" in accordance with the importance of postgraduates' information skills development in modern world. Diversity of information flows makes it difficult for people to search, select, process and present the data in a proper way. This leads to the necessity of looking for methods of information competence development via defining the term "information". The gist analysis of the concept "information" is given. Y.S. Stepanov's methodology of the concept study is used. The content and the structure of concept "information" are presented. The latter allows to clarify the essence of "information" in the field of law and becomes the basis of another concept - "information competence" of undergraduate law students. Concept "information" is supposed to be the criteria for selection of the educational content. It is said to be a necessary condition for students' information competence development.

Keywords: concept, content of a concept, information, information competence.

Received 15.01.2019

Vorozhtsova I.B., Doctor of Pedagogy, professor at Department of Russian language, theoretical and applied linguistics E-mail: i_vorojtsova@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Paranina E.M., Candidate of Pedagogy, senior lecturer at Department of foreign languages for law students E-mail: paranina_em@mail.ru Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.