Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МАЛАЙЗИЮ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МАЛАЙЗИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / МАЛАЙЗИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Календарь Ольга Константиновна

В представленной статье рассматриваются основные направления и тенденции развития трудовой миграции из Индонезии в Малайзию, ее ключевые факторы, социально-экономические и международно-правовые последствия. Отдельное внимание уделяется острому вопросу нелегальной миграции, выступающему источником напряженности не только в индонезийско-малайзийских отношениях, но и в регионе в целом. Предпринята попытка определить возможные пути решения рассматриваемых проблем и расширения двустороннего сотрудничества между соседними странами в миграционной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INDONESIAN LABOUR MIGRATION TO MALAYSIA

The article discusses the main directions and development trends of labour migration from Indonesia to Malaysia, its key factors, socio-economic and international legal consequences. Special attention is paid to the acute issue of illegal migration that is considered to be a source of tension not only in the relations between Indonesia and Malaysia, but also in the region in general. The author attempts to identify the possible ways of solving the problems under consideration and expanding bilateral cooperation on migration between the neighboring countries.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МАЛАЙЗИЮ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 3, № 3 (56). С. 99-112.

Научная статья. Исторические науки

УДК 94:325(594+595)

DOI: 10.31696/2072-8271-2022-3-3-56-099-112

К ВОПРОСУ ОБ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В МАЛАЙЗИЮ

Ольга Константиновна КАЛЕНДАРЬ 1

1 ИСАА МГУ, Москва, Россия, ollynki@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0732-2227

Аннотация: В представленной статье рассматриваются основные направления и тенденции развития трудовой миграции из Индонезии в Малайзию, ее ключевые факторы, социально-экономические и международно-правовые последствия. Отдельное внимание уделяется острому вопросу нелегальной миграции, выступающему источником напряженности не только в индонезийско-малайзийских отношениях, но и в регионе в целом. Предпринята попытка определить возможные пути решения рассматриваемых проблем и расширения двустороннего сотрудничества между соседними странами в миграционной сфере.

Ключевые слова: Индонезия, Малайзия, трудовая миграция, нелегальная миграция, миграционная политика

Для цитирования: Календарь О.К. К вопросу об индонезийской трудовой миграции в Малайзию // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 3, № 3 (56). С. 99-112. DOI: 10.31696/20728271-2022-3-3-56-099-112

Original article. Historical science

ON THE INDONESIAN LABOUR MIGRATION TO MALAYSIA

Olga K. CALENDAR 1

1 IAAS MSU, Moscow, Russia, ollynki@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0732-2227

Abstract: The article discusses the main directions and development trends of labour migration from Indonesia to Malaysia, its key factors, socio-economic and international legal consequences. Special attention is paid to the acute issue of illegal migration that is considered to be a source of tension not only in the relations between Indonesia and Malaysia, but also in the region in general. The author attempts to identify the possible ways of solving the problems under consideration and expanding bilateral cooperation on migration between the neighboring countries.

© Календарь О.К., 2022

Keywords: Indonesia, Malaysia, labour migration, illegal migration, migration policy

For citation: Calendar O.K. On the Indonesian Labour Migration to Malaysia. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 3, № 3 (56). Pp. 99-112. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-3-3-56-099-112

Особую роль в социально-экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии занимает высокая динамика внутрирегиональной трудовой миграции. Основными странами-источниками мигрантов являются Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Камбоджа и Мьянма, в то время как к центрам притяжения трудовых сил относятся Сингапур, Малайзия, Таиланд и Бруней. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества данных процессов, они способствовали возникновению ряда кризисных явлений и в определенной степени осложнили отношения между соседними странами.

На сегодняшний день Индонезия является одним из основных государств-экспортеров рабочей силы в Юго-Восточной Азии. Согласно статистическим данным, около 9 млн индонезийцев1, что эквивалентно 6,2% от общей численности рабочей силы страны, работают за рубежом2.

Географическая и культурно-историческая близость, а также диспропорции в уровне экономического развития между Индонезией и Малайзией делают последнюю наиболее популярным местом назначения для индонезийских трудящихся-мигрантов, именно туда направляются от 42,2%3 до 55%4 индонезийцев, решивших отправиться на поиски работы за границу. Хотя причины и тенденции развития миграционных процессов внутри Нусантары, а именно с территории современной Индонезии на территорию современной Малайзии, претерпели изменения с течением времени, их история восходит еще к колониальной эпохе5.

Впрочем, наиболее активная фаза роста потока трудовой миграции из Индонезии в Малайзию наблюдается с 1960-1970-х гг. по настоящее время. Истоки данной тенденции во многом связаны с длительным экономическим кризисом: в 1950-1960 гг. индонезийская экономика переживала серьезный спад, и к середине 1966 г. среднегодовой уровень инфляции достиг максимума в 1 500%6. Вместе с тем с 1961 по 1971 гг. уровень безработицы в стране вырос с 6,1% до 11%7. В том числе ввиду вышеупомянутых причин, данный период отмечен началом активного государственного регулирования внешней трудо-

вой миграции посредством разработки и постепенного внедрения соответствующего законодательства.

Из-за отсутствия возможностей трудоустройства в сельской местности отток рабочей силы за границу оттуда гораздо выше, чем из городских районов. Более 72% внешних мигрантов из Индонезии являются выходцами из сельских районов. Порядка 86% индонезийских трудящихся родом с острова Ява или островов Нуса-Тенггара, а именно из провинций Западная Ява и Западная Нуса-Тенггара. Почти 35% мигрантов из Индонезии происходят из Западной Нуса-Тенггары, в то время как аналогичный показатель для других регионов Индонезии в среднем составляет менее 6%8.

Сложное социально-экономическое положение подталкивает индонезийское население к поиску работы за границей. Средний уровень бедности в почти две трети индонезийских областей, откуда наблюдаются основные потоки внешней трудовой миграции, выше национального уровня (9,54%9). К примеру, в Западной Нуса-Тенггаре этот показатель достигает 13,68%10.

Необходимо отметить, что имеющиеся в открытом доступе статистические данные несколько варьируются ввиду высокого уровня нелегальной миграции и последствий пандемии коронавирусной инфекции СОУГО-19 для миграционных процессов по всему миру. Несмотря на то, что в 2020-2021 гг. сложившаяся за десятилетия устойчивая тенденция была прервана, наблюдается нарастание темпов движения миграционных потоков, что позволяет надеяться на скорое возвращение к прежним показателям.

В целом можно отметить, что, по имеющимся данным, около 2,7 млн11 из 3,43 млн мигрантов (78,7%), работающих в Малайзии -выходцы из Индонезии, и меньше половины из них - легальные мигранты, то есть мигранты, попавшие в страну законным путем, об их местонахождении известно правительству, а их статус соответствует национальным законам. Однако эксперты отмечают, что реальное число международных мигрантов в Малайзии гораздо выше, и оценивают его в 5,5 млн человек12.

Большинство из индонезийских трудовых мигрантов составляют неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие, преимущественно задействованные в сфере услуг (32%), сельскохозяйственном секторе (19%), строительной отрасли (18%) и обрабатывающей промышленности (8%)13. Примечательно, что около 60% из индонезийских трудящихся мигрантов в Малайзии - женщины, большинство из которых работают в качестве домашнего персонала или

заняты в промышленной отрасли14. Мужчины же в основном задействованы в аграрном секторе, в строительной отрасли и транспортной сфере15. Необходимо подчеркнуть, что большая часть рабочих из Индонезии довольно молоды: 66% из них находятся в возрасте 18 до 34 лет16.

Особенно остро стоит вопрос нелегальной миграции: около 48% индонезийцев покидают родину и устраиваются на работу в стране назначения без прохождения предусмотренных законодательством процедур. Вместе с тем нередко статус мигрантов, прибывших в Малайзию законными путями, в последствии может измениться, например, по истечению срока действия визы. В целом более 55% от общего числа всех индонезийских мигрантов в Малайзии находятся в стране незаконно17. Наряду с этим в прессе регулярно появляются сообщения о задержании индонезийских граждан при попытке пересечения границы с Малайзией18. К сожалению, нередко сообщается и о несчастных случаях, произошедших при подобных обстоятельствах19.

Нелегальная миграция является следствием высокого спроса на неквалифицированную рабочую силу и дорогостоящие, немногочисленные и сложные каналы официальной миграции. Кроме того, процесс обеспечения надлежащего документального оформления представляет собой крайне трудоемкую и время затратную операцию. Требования к документам, предъявляемые для получения официального статуса за рубежом, являются довольно обременительными и препятствуют выбору потенциальными мигрантами законного пути. Согласно распоряжению Службы по защите трудящихся-мигрантов Индонезии (BP2MI, Badan Pelindungan Pekerja Migran Indonesia), соответствующий административный процесс состоит из 22 обязательных шагов и в большинстве случаев занимает до трех месяцев20.

Прежде, чем индонезиец сможет отправиться за границу для трудоустройства, он обязан оформить все необходимые документы для выезда из Индонезии и въезда в иностранное государство, включая заграничный паспорт, трудовой договор, действующую рабочую визу, полис медицинского страхования и электронную карту иностранного работника (E-KTKLN, Elektronik Kartu Tenaga Kerja Luar Negeri). Примечательно, что многие трудовые мигранты не знают о том, какие документы им требуются для работы на территории другой страны, и о важности этих документов для их безопасности. Согласно результатам опросов, только 10% индонезийцев, проживающих в Малайзии, смогли назвать полный перечень документов, необходимых для пересечения границы и устройства на работу за рубежом21. Отсут-

ствие необходимых бумаг и законного статуса значительно усугубляет положение работников-мигрантов и приводит к обострению трудностей, с которыми они сталкиваются.

В то же время легальная, надлежаще оформленная, миграция сопряжена с более высокими расходами. Средняя общая стоимость переезда с прохождением всех соответствующих этапов почти на 52% выше, чем незаконная трудовая деятельность22. Хотя данные затраты могут быть возмещены после нескольких месяцев работы за границей, фактором, оказывающим влияние на принятие окончательного решения, нередко является эффект «неприятие потери», то есть склонность переоценивать потерю, по сравнению с эквивалентным выигрышем. Люди не готовы рисковать, даже если потенциальная, но не гарантированная прибыль больше, чем возможные потери.

К основным причинам, толкающим индонезийское население к поиску работы за пределами родины, как правило, относятся факторы экономического характера. Данный процесс обусловлен отсутствием хороших возможностей трудоустройства и тяжелыми условиями труда внутри страны в сочетании с более высокими потенциальными доходами на зарубежных рынках, в частности, разницей в заработной плате в Индонезии и за границей на аналогичных должностях.

Как было обозначено ранее, уровень бедности в Индонезии довольно высокий и достигает 9,54%. Вместе с тем ввиду относительно высокого уровня безработицы в 5,86%23 для многих индонезийцев переезд является отправной точкой в решении проблемы трудоустройства. Обращает на себя внимание тот факт, что до переезда около 56% мигрантов из Индонезии были преимущественно задействованы в сфере домашнего труда или выполняли неоплачиваемую работу. Соответственно, лишь 44% имели опыт оплачиваемой работы, и для многих индонезийцев миграция - возможность пополнить ряды рабочей силы и выйти на рынок труда.

Немаловажно, что после переезда размер оклада внешних мигрантов повышается в среднем в четыре - шесть раз. Как показали результаты опросов, для 50% индонезийцев ожидание более высокого заработка стал основной причиной для поиска работы за границей24. Следует отметить, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Индонезии варьируется в зависимости от рассматриваемых провинций и районов. В провинции Западная Ява (одном из основных источнике внешних индонезийских мигрантов) он составляет 1,841 млн индонезийских рупий (около 119 долл. США), а в провинции Западная НусаТенггара - 2,207 млн индонезийских рупий (около 142,62 долл.

США)25. В то же время национальный уровень МРОТ в Малайзии значительно выше: 1 мая 2022 г. он был увеличен до 1,5 тыс. малайзийских ринггитов (около 319 долл. США)26.

В долгосрочной перспективе трудовой опыт, накопленный в период эмиграции, оказывается ценным преимуществом. Мигранты приобретают новые навыки и знания и, как следствие, часто находят лучшую работу по возвращении домой: это подтверждают 77% опрошенных бывших трудящихся-мигрантов.

Денежные переводы от индонезийцев, проживающих за рубежом, вносят немаловажный вклад в облегчение финансовой нагрузки на домохозяйства, способствуют повышению уровня и качества жизни и сокращению масштабов нищеты в целом. Исследования показывают, что денежные поступления из-за границы на 28% снижают шансы семьи оказаться за чертой бедности. Благодаря этой финансовой поддержке оставшаяся дома часть семьи дома получает дополнительные денежные средства. Согласно результатам опросов, для более 80% семей внешних мигрантов данная поддержка позволяет удовлетворить повседневные потребности, что способствует значительному облегчению финансового бремени, лежащего на малообеспеченных семьях. Примечательно, что около 40% домохозяйств направляют по крайней мере часть полученных средств на оплату расходов, связанных с получением образования, 15% - инвестируют в развитие предпринимательской деятельности, а более 20% - помещают деньги на сберега-

27

тельные счета .

Несмотря на очевидные преимущества работы за границей, зачастую индонезийцы сталкиваются с рядом проблем, которые в целом можно разделить на две основные категории: проблемы регулирования трудовых отношений (к примеру, полная или частичная невыплата заработной платы, изъятие личных документов работодателем, чрезмерная продолжительность рабочего дня, неудовлетворительные условия труда и пр.) и проблемы, связанные с насилием (в том числе принудительный труд, жестокое обращение и насильственная смерть). Эти две категории проблем тесно взаимосвязаны: проблемы, связанные с трудовыми правами, часто служат фоном для проблем, связанных с насилием.

В целом за несколько лет, предшествующих пандемии, частота происшествий несколько снизилась, однако риск неприятных, а порой и несчастных случаев остается чрезвычайно высок.

Многие индонезийские мигранты не покидают места работы из-за недостаточной осведомленности не только о своих правах и воз-

можностях, но и том, где они могут получить помощь. Например, еще в 2004 г. правительство Малайзии предоставило трудовым мигрантам право дважды менять работодателей в течение срока действия контракта. Ранее это было запрещено и вынуждало многих индонезийцев оставаться в течение длительного времени в неблагоприятных условиях, чтобы иметь возможность погасить долги, возникшие ввиду необходимости выплаты комиссии агентству по подбору персонала. К сожалению, информация об упомянутой поправке в закон не была распространена должным образом, многие работники не знали об этом праве в течение многих лет, и, следовательно, считали, что им грозит уголовное наказание и депортация, если они уйдут от жестокого рабо-тодателя28. Хотя трудовой договор должен служить в качестве правовой основы, определяющей права и обязанности работника и его нанимателя, только около трети индонезийских мигрантов подписывают его до отъезда. Более того, 56% индонезийцев узнают размер своей заработной платы лишь после прибытия в страну назначения29.

Нельзя не отметить, что одним из факторов, серьезно осложняющих процесс увольнения, служит распространенная проблема конфискации паспортов и других личных документов нанимателями, что приводит к серьезному ограничению свободы передвижения индонезийских граждан в Малайзии, поскольку иностранные работники обязаны постоянно иметь при себе оригинал паспорта и разрешение на работу. Многие домашние работники ссылаются на отсутствие доступа к своему паспорту, однако риск тюремного заключения и последующая депортация страшит их больше, чем жестокое обращение, и является основной причиной, по которой они остаются у недобросовестного работодателя.

Заслуживает внимания, что, согласно недавнему исследованию Международной организации труда, 48% индонезийских помощников по хозяйству, проживающих в Малайзии, отметили, что их паспорта были изъяты, 16% опрошенных столкнулись с проблемой задержки выплаты заработной платы, а 15% было запрещено общаться с людьми за пределами работы30.

Впрочем, как было отмечено выше, наблюдается положительная, обнадеживающая тенденция. Например, показатель жестокого обращения (физического или психологического) снизился с 8% среди бывших индонезийских трудящихся-мигрантов до 4% среди нынешних. Аналогичное явление наблюдается и в отношении проблем, непосредственно связанных с рабочим процессом. В настоящее время 46% индонезийцев получают выплаты за сверхурочную работу (по

сравнению с 30% среди бывших мигрантов), 80% из них также позволить себе взять выходной (в отличие от 66%, соответственно). К сожалению, не было замечено особых улучшений, например, в вопросах, напрямую связанных с заработной платой, а именно несвоевременной оплатой труда, удержанием или выплатой более низкой суммы, чем было согласовано предварительно31.

Торговля людьми является одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются иностранные рабочие за рубежом, и фактором, обуславливающим рост масштабов нелегальной миграции по всему миру. Под торговлей людьми обычно понимается процесс, в результате которого отдельные лица попадают в эксплуатацию или удерживаются в этом состоянии с целью получения экономической выгоды. Данное понятие включает в себя действия по поиску и привлечению потенциальных жертв, вербовка, похищение, контрактное рабство и мошенничество. Наряду с развитием информационно-коммуникационных технологий и ускорением научно-технического прогресса число жертв продолжает расти, а методы, используемые преступниками, становятся все более сложными и разнообразными. Торговлю людьми можно считать элементом нелегальной миграции и крайней формой проявления эксплуатации мигрантов.

Индонезийским правительством регулярно предпринимаются шаги по предупреждению торговли людьми, укреплению и защите прав своих граждан, а также по преследованию и наказанию правонарушителей, но используемые стратегии нельзя назвать крайне результативными. Согласно статистическим данным, 90% жертв из Индонезии составляют женщины и девочки, 24% всех жертв - дети. Большая часть из них нанималась через нелегальные рекрутинговые агентства (66,88%), иногда через членов семьи, друзей или соседей. Наряду с этим 55,75% жертв привлекаются к работе в домашнем хозяйстве, 15,99% - к проституции32. Абсолютное большинство жертв подвергаются физическому и психологическому насилию, ограничено их свободное передвижение, изымаются документы, у них нет доступа к медицинским услугам.

Нельзя не упомянуть и про отношение самих граждан Малайзии к процессу активной трудовой миграции из Индонезии. Общественное мнение в стране по этому поводу довольно неоднозначно и может меняться под влиянием ряда социальных, экономических и других факторов. Зачастую малайзийцы воспринимают индонезийских мигрантов как отнимающих ценные рабочие места, что особенно важно в нынешних экономических условиях, когда многие малайзийцы верну-

лись домой после потери работы за границей. Несмотря на то, что правительством предпринимались попытки предоставить приоритет гражданам Малайзии на рынке труда, они редко завершались успехом, поскольку имеющиеся вакантные места малопривлекательны для местных жителей, да и предлагаемая заработная плата недостаточно высока.

На пути к обеспечению безопасной и легальной миграции правительства Индонезии и Малайзии предпринимают усилия как на законодательном уровне, так и в практической плоскости. Реализуются разноплановые государственные и частные образовательные программы, функционируют службы, оказывающие помощь иностранным мигрантам и многое другое. Вместе с тем в Индонезии широкое развитие получила институциональная сеть агентств и сервисов по трудоустройству за границей. Поскольку число индонезийских мигрантов за рубежом в последнее время растет, правительство Индонезии старается уделять повышенное внимание процессу трудовой миграции, в том числе судьбе мигрантов по прибытию в страну назначения.

До 2017 г. основным индонезийским законодательным актом, регулирующим вопросы миграции и обеспечивающим защиту рабочих, был Закон № 39/2004 о размещении и защите индонезийских трудящихся за границей (Undang-undang No. 39 Tahun 2004. Penempatan dan Perlindungan Tenaga Kerja Indonesia di Luar Negeri). Однако в первую очередь он был сосредоточен на вопросах относительно процесса найма и мало касался защиты прав трудящихся. Ввиду ратификации Индонезией в 2012 г. Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 1990 г. (International Convention on the Protection of the Rights of All Migrant Workers and Members of Their Families, 1990) потребовался пересмотр национальной законодательной базы для приведения ее в соответствие с положениями Конвенции. В 2017 г. индонезийским правительством был принят Закон № 18/2017 о защите рабочих-мигрантов (Undang-undang No. 18 Tahun 2017. Pelindungan Pekerja Migran Indonesia), возложивший на государство б0льшие обязанности по контролю за трудоустройством индонезийских граждан и обеспечением их профессиональной подготовки перед отъездом за рубеж. Хотя впоследствии нормативно-правовая база была несколько расширена, к сожалению, на практике действующие документы не подтвердили свою эффективность.

Несмотря на то, что Малайзия, как и другие основные государства-реципиенты мигрантов, пока не ратифицировала Конвенцию 1990 г., вскоре после обретения независимости были приняты ряд соответствующих законодательных актов, так или иначе затрагивающих положение иностранных рабочих, в том числе, Закон о трудоустройстве от 1955 г. (The Employment Act 1955), Закон об иммиграции от 1959-1963 гг. (The Immigration Act 1959/63), Закон о частных агентствах по трудоустройству от 1981 г., дополненный в 2017 г. (The Private Employment Agencies Act 1981). Впрочем, проблема недостаточного регулирования миграционной и трудовой сфер не обошла стороной и Малайзию.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть заметное повышение уровня индонезийско-малайзийского сотрудничества в сфере административно-правового регулирования международной миграции. Спустя пять лет переговоров 1 апреля 2022 г. между странами был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении найма и защиты индонезийских домашних работников (Memorandum of Understanding on the Placement and Protection of Indonesian Domestic Workers), наиболее уязвимой категории внешних мигрантов. Между Индонезией и Малайзией была достигнута договоренность, что все механизмы найма и защиты индонезийских домашних работников в Малайзии должны быть внедрены обеими сторонами в рамках национального законодательства. Важней составляющей является применение так называемой Одноканальной системы (One Channel System) при оформлении трудящихся из Индонезии33. Данный механизм позволяет индонезийскому правительству более эффективно проводить мониторинг хода осуществления необходимых процедур и, в частности, проверку потенциальных работодателей. Такой интегрированный подход должен способствовать улучшению условий труда и отчасти даже решению проблемы нарушения прав мигрантов.

Примечательно, что уже в июле 2022 г. Индонезия временно приостановила выдачу разрешений на работу в Малайзии из-за активного использования в соседней стране ряда других онлайн-систем найма помощников по хозяйству, в том числе из самой Индонезии, что противоречит положениям заключенного ранее Меморандума. Тем не менее нарастающий конфликт был довольно скоро урегулирован: сторонами были согласованы общие шаги, необходимые для обеспечения реализации утвержденной программы, и подписано Совместное заявление по итогам переговоров. В связи с разрешением

противоречий с 1 августа 2022 г. Индонезия восстановила процесс направления мигрантов в Малайзию34.

Упомянутые события и активное двустороннее взаимодействие между государствами представляют собой чрезвычайно важный шаг на пути возобновления межгосударственного диалога и позволяют надеяться на развитие справедливой и эффективной политики в области защиты прав трудовых мигрантов и решение давних структурных проблем.

Несмотря на значительные подвижки, представляется очевидным, что предпринятых мер недостаточно, и для преодаления существующих сложностей необходимо внедрение системного и комплексного подхода, затрагивающего процесс трудовой миграции на всех возможных уровнях и этапах, а также пересмотр существующих институциональных механизмов.

Учитывая недостатки правовой стороны рассматриваемого вопроса и особенности реализации действующего законодательства, кажется целесообразной разработка рабочих программ и иных двусторонних соглашений, предусматривающих обязательства как Индонезии, так и Малайзии по осуществлению конкретных предложений и усилению контроля в миграционной сфере. Столь же важное значение имеют облегчение доступа иностранных трудящихся к средствам правовой защиты и выработка рабочего механизма, гарантирующего предоставление компенсаций жертвам за причиненный ущерб. Возможно, усиление контроля за соблюдением требований законодательства с обеих сторон не только способствует в некоторой степени восстановлению справедливости, но и поможет предотвратить случаи злоупотребления полномочиями со стороны работодателя.

Следует отдельно подчеркнуть, что правительство Индонезии могло бы рассмотреть возможность введения более строгой процедуры отбора и направления на подходящие рабочие места, подбирать сотрудников с нужными навыками для конкретного работодателя. В случае с Индонезией не совсем ясно, насколько успешен данный процесс: почти 20% индонезийцев, заключивших трудовые контракты на родине, расторгают их вскоре после прибытия в Малайзию. Однако не менее важно, что оптимизация процесса документального обеспечения и подготовки к отъезду потенциальных мигрантов помогла бы снизить затраты на переезд и, следовательно, сократить число нарушений миграционного законодательства.

Особое внимание необходимо уделить повышению уровня знаний индонезийцев о безопасном трудоустройстве за рубежом, правах

человека и трудовых правах, обеспечивая при этом защиту всех трудовых мигрантов со стороны правительства, а не коммерческих агентств по найму и подбору кадров, учитывая невозможность их полного контроля и регулирования деятельности. Хотя органами государственной власти и частными некоммерческими организациями регулярно предпринимаются меры по распространению достоверных сведений о процессе международной трудовой миграции среди населения (организуются семинары35, составляются методические посо-

С. 36 37 38ч

бия , выпускаются тематические видео и комиксы ), как показывает практика, к сожалению, данных усилий оказывается недостаточно, и большая часть целевой аудитории остается не осведомлена не только о своих правах и обязанностях, но и о негативных аспектах и рисках работы за границей.

В то же время нельзя не отметить, что потоки трудящихся-мигрантов, не имеющих необходимых документов, довольно трудно контролировать, учитывая легкость передвижения между двумя соседними странами. Как было отмечено, индонезийские рабочие мигрируют в основном для получения более высокого дохода и повышения своего уровня жизни. Это означает, что обе стороны - индонезийские мигранты и малайзийские работодатели - одинаково заинтересованы в том, чтобы избежать бюрократических проволочек и лишних затрат. Соответственно, при решении вопроса нелегальной миграции необходимо учитывать интересы обеих сторон. Возможно, наиболее эффективным способом может быть снижение различных барьеров и упрощения процедуры оформления документов, а не введение новых штрафов и санкций.

В целом расширение миграционного взаимодействия между Индонезией и Малайзией может положительно повлиять на дальнейшее укрепление двусторонних связей. Решение вопроса нелегальной миграции и защита прав трудящихся были объявлены одним из приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества. Хотя, несмотря на общие цели, странам пока не удалось достичь полного согласия по ряду вопросов, наблюдается определенное продвижение в сторону урегулирования столь сложной и масштабной проблемы и дальнейшего развития добрососедских отношений.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

КАЛЕНДАРЬ Ольга Константиновна, аспирант, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga K. CALENDAR, postgraduate student, Moscow State University M.V. Lo-monosov, Institute of Asian and African countries, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 10.11.2022; одобрена после рецензирования 17.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

The article was submitted 10.11.2022;

approved 17.11.2022;

accepted to publication 30.11.2022.

1 Indonesia's Global Workers: Juggling Opportunities and Risks. Washington, DC: the World Bank, 2017. P. 11.

2 Необходимо отметить, что официальные статистические показатели значительно ниже ввиду высокого уровня нелегальной миграции. По данным отчета Службы по защите трудящихся-мигрантов Индонезии (BP2MI, Badan Perlindungan Pekerja Migran Indonesia), за 2019 г. только 276,5 тыс. индонезийцев уехали работать за границу.

3 Data Pekerja Migran Indonesia. Periode Tahun 2021. Pusat Data dan Informasi (BP2MI): Jakarta, 2022. P. 35.

4 Indonesia's Global Workers ... P. 14.

5 Hernandez-Coss R., Brown G., Buchori C. The Malaysia-Indonesia Remittance Corridor: Making Formal Transfers the Best Option for Women and Undocumented Migrants. Washington, DC: the World Bank, 2008. P. 18.

6 Chowdhury A., Siregar H. Indonesia's Monetary Policy Dilemma: Constraints of Inflation Targeting // The Journal of Developing Areas. 2004. Vol. 37, No. 2. P. 140.

7 Hidayat. Dimensi dan Sifat Masalah Pengangguran di Indonesia // Economics and Finance in Indonesia. 1976. Vol. 24. P. 241.

8 Indonesia's Global Workers ... P. 21.

9 Badan Kebijakan Fiskal, Kementerian Keuangan Republik Indonesia. URL: https://fiskal.kemenkeu.go.id/publikasi/siaran-pers-detil/408#:~:text=Hal%20ini%20tercermin %20dari%20tingkat,2021%3A%2010%2C14%25

10 Detik Bali, 17.07.2022. URL: https://www.detik.com/bali/berita/d-6182739/ntb-dan-ntt-masuk-daftar-10-provinsi-termiskin-di-indonesia

11 Al Jazeera, 28.12.2021. URL: https://www.aljazeera.com/economy/2021/12/28/indonesian-migrants-brave-treacherous-seas-for- malaysian-d ream

12 Who is Keeping Score? Estimating the Number of Foreign Workers in Malaysia. Washington, DC: the World Bank, 2020. P. 18.

13 Indonesia's Global Workers ... P. 11.

14 Anaf A., Ibnu F., Romdiati H., Noveria M. Indonesian Migrant Workers: The Migration Process and Vulnerability to COVID-19. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9217585

15 Labour Migration from Indonesia: An Overview of Indonesian Migration to Selected Destinations in Asia and the Middle East. Jakarta: IOM, 2010. P. 43.

16 International Migration and Migrant Workers' Remittances in Indonesia. Makati City: IOM, 2010. P. 32.

17 The France 24 Observers, 14.01.2022. URL: https://observers.france24.com/en/tv-shows/the-observers/20220114-indonesian-migrant-workers-face-dangers-along-sea-routes-to-malaysia

18 Tempo, 14.02.2022. URL: https://en.tempo.co/read/1560684/22-indonesians-detained-for-entering-malaysia-illegally

19 The Jakarta Post, 21.03.2022. URL: https://www.thejakartapost.com/paper/2022/03/20/more-undocumented-indonesian-workers-killed-trying-to-reach-malaysia.html

20 Indonesia's Global Workers ... P. 82.

21 Jarvis F., Halim D., Perova E. Why do Indonesian Men and Women Choose Undocumented Migration? Exploring Gender Differences in Labo Migration Patterns // East Asia and Pacific Gender Policy Brief. 2019. No. 7. P. 2.

22 Indonesia's Global Workers ... P. 40.

23 Berita Resmi Statistik, 07.11.2022. URL: https://www.bps.go.id/website/materi_ind/ materiBrsInd-20221107124520.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Indonesia's Global Workers ... Pp. 3, 23.

25 Kompas, 23.10.2022. URL: https://www.kompas.com/tren/read/2022/05/18/190000365/daftar-lengkap-ump-34-provinsi-di-indonesia-tahun-2022

26ASEAN Briefing, 06.06.2022. URL: https://www.aseanbriefing.com/news/malaysia-increases-minimum -wage-from-may-1-2022

27 Indonesia's Global Workers ... P. 3.

28 Labour Migration from Indonesia ... Pp. 46-47.

29 Indonesia's Global Workers ... P. 25.

30 Migration Cost Survey among Indonesian and Filipina Domestic Workers in Malaysia. Bangkok: IOM, 2020. P. 7.

31 Indonesia's Global Workers ... P. 25.

32 Labour Migration from Indonesia ... P. 19.

33 Reuters, 01.04.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/indonesia-malaysia-sign-agreement-protection-migra nt-workers-2022-04-01

34 Antara News Jawa Timur, 28.07.2022. URL:

https://jatim.anta ranews.com/berita/623429/indonesia-buka-kembali-pengiriman-pekerja-migran-ke-malaysia-mulai-1-agustus

35 Dinperinaker Kota Pekalongan, 18.03.2021. URL:

https://dinperinaker.pekalongankota.go.id/berita/pelaksanaan--kegiatan-sosialisasi-pekerja-migran-indonesia-tahun-2021-.html

36 Panduan Pekerja Migran Indonesia: Buku Saku. Jakarta: IOM, 2016.

37 Ternyata ini Cara Bekerja ke Luar Negeri. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=gCvy4cM18C0 pelaksanaan--kegiatan-sosialisasi-pekerja-migran-indonesia-tahun-2021-.html

38 Buku Panduan Bekerja ke Luar Negeri Secara Resmi dan Aman. Jakarta: IOM, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.