Научная статья на тему 'К вопросу об иммунитете омбудсмена в российском уголовном судопроизводстве'

К вопросу об иммунитете омбудсмена в российском уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / ПРАВОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / OMBUDSMAN / LAW IMMUNITY / CRIMINAL JUSTICE / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукошкина Светлана Валерьевна

В статье автор уделяет особое внимание актуальным проблемам реализации отдельных уголовно-процессуальных норм, касающихся института Уполномоченного по правам человека. Речь идет об исключениях из общей системы конституционных принципов, а именно из принципа равноправия всех граждан перед законом и судом. Раскрываются особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения, порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of immunity of the ombudsman in Russian criminal proceedings

The author pay special attention to the urgent problems of the individual rules of criminal procedure relating to the institution of ombudsman. This is an exception from the general system of constitutional principles, namely the principle of equality of all citizens before the law and the courts. The peculiarities of the use of measures of criminal procedural enforcement, procedures for initiating and handling of criminal cases in respect of certain categories of persons.

Текст научной работы на тему «К вопросу об иммунитете омбудсмена в российском уголовном судопроизводстве»

20. Смолькова И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе / И.В. Смолькова. — М. : Луч, 1999. — 336 с.

21. Смыслов В.И. Свидетель в советском уголовном процессе : учеб. пособие / В.И. Смыслов. — М. : Высш. шк., 1973. — 160 с.

22. СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2027.

23. Устав уголовного судопроизводства от 20 нояб. 1864 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. / отв. ред. Б. В. Ви-ленский. — М. : Юрид. лит., 1991. — Т. 8 : Судебная реформа. — 495 с.

Информация об авторе

Литвинцева Наталья Юрьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, тел. 24-00-14, e-mail: [email protected].

Information about the author

Litvintseva Natalia Yurievna — candidate of law science, associate professor of the chair of criminal procedure and prosecutorial, Baikal State University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].

УДК 343.1(470) ББК 67.410.2(2Рос)

С.В. Лукошкина

К ВОПРОСУ ОБ ИММУНИТЕТЕ ОМБУДСМЕНА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье автор уделяет особое внимание актуальным проблемам реализации отдельных уголовно-процессуальных норм, касающихся института Уполномоченного по правам человека. Речь идет об исключениях из общей системы конституционных принципов, а именно из принципа равноправия всех граждан перед законом и судом. Раскрываются особенности применения мер уголов-

но-процессуального принуждения, порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.

Ключевые слова: омбудсмен, правовая неприкосновенность, уголовное судопроизводство, конституционные принципы.

S.V. Lukoshkina

THE QUESTION OF IMMUNITY OF THE OMBUDSMAN IN RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS

The author pay special attention to the urgent problems of the individual rules of criminal procedure relating to the institution of ombudsman. This is an exception from the general system of constitutional principles, namely the principle of equality of all citizens before the law and the courts. The peculiarities of the use of measures of criminal procedural enforcement, procedures for initiating and handling of criminal cases in respect of certain categories of persons.

Keywords: ombudsman, law immunity, criminal justice, constitutional principles.

Для науки уголовно-процессуального права большое значение имеет изучение правового статуса лиц, обладающих особыми должностными полномочиями и занимающих в государстве и обществе особое положение. Речь идет о Президенте Российской Федерации, экс-Президенте Российской Федерации, парламентариях, судьях, Председателе Счетной палаты Российской Федерации, его заместителе и аудиторах, т. е. об особых категориях субъектов, деятельность которых охраняется специальными нормами уголовно-процессуального законодательства. Особую актуальность исследованию придает то, что некоторые институты возникли сравнительно недавно, в частности Уполномоченный по правам человека («омбудсмен» происходит от слова umbud, что на средневековом шведском языке означает силу или авторитет, ныне омбудсмены существуют более чем в 100 государствах [4, с. 22.]) в Российской Федерации, Председатель Следственного комитета, руководитель следственного органа.

Происходящие метаморфозы с определением этого понятия наглядно показывают, что в разных странах его понимают по-разному. Если институт омбудсмена в Швеции еще в XVI в. за-

крепил свое изначальное название Уполномоченного по справедливости, то в Испании это уже Защитник народа, в Польше — Уполномоченный по гражданским правам, а в России — Уполномоченный по правам человека. Думается, такие акценты в обозначении одного и того же института указывают на специфику его применения на практике в разных странах.

Степень развития современного государства указывает на возросшую экспансию управленческой деятельности во всех областях жизни людей, что делает их почти полностью зависимыми от деятельности и актов органов управления. Вследствие этого возникает необходимость в механизме, каким является омбуд-смен, в обязанности которого входит рассмотрение жалоб граждан, а также защита их основных прав и свобод. Потребность в подобном институте действительно велика, особенно, если иметь в виду то, что процедура обращения к омбудсмену лишена строгих правил и высоких расходов, в отличие от обращения в суд, где процедуры продолжительны, дороги и облечены заранее в жесткие рамки.

Представляется, что одним из самых сильных аргументов в пользу параллельного функционирования института омбудсме-нов и других «классических» средств контроля над работой органов управления служит тот факт, что только омбудсмен контролирует деятельность, над которой никакой другой орган в государстве не может осуществлять контроль. В этой связи можно сказать, что институт уполномоченного является своего рода системой сдержек и противовесов между государственными органами и гражданским обществом [3, с. 106.].

Правовые нормы, сосредоточенные в гл. 52 УПК РФ, обладают принципиальной новизной, поскольку впервые закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве и включают в себя особый порядок возбуждения уголовных дел, а также особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении вышеназванных субъектов.

Общеизвестно, что должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 г. [1]. Пункт «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Феде-

ральным конституционным законом от 4 марта 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [5] (далее сокращенно — ФКЗ от 4 марта 1997 г.).

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации наделен достаточно широким кругом иммунитетов и привилегий, имеющих уголовно-процессуальное значение, которые характеризуются следующим образом (ФКЗ; УПК РФ) [2]:

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (ст. 2 ФКЗ).

2. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции (ст. 4 ФКЗ).

3. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ч. 1 ст. 12 ФКЗ).

4. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, незамедли-

тельно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дельнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден (ч. 2 ст. 12 ФКЗ).

5. Возбуждение уголовного дела, применение мер пресечения и производство отдельных следственных действий в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ осуществляется в соответствии с требованиями гл. 52 УПК РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Уполномоченного принимается Председателем Следственного комитета РФ (ст. 448 УПК РФ).

6. Наличие свидетельского иммунитета. Согласно ч. 2 ст. 24 ФКЗ от 4 марта 1997 г., если Уполномоченного привлекают для дачи свидетельских показаний по уголовному или гражданскому делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан, он вправе отказаться от дачи этих показаний. Анализ ст. 24 ФКЗ от 4 марта 1997 г. позволяет предложить введение абсолютного запрета на допрос омбудсмена в качестве свидетеля в уголовно-процессуальное законодательство, дополнив ч. 3 ст. 56 УПК РФ пунктом 6 следующего содержания: не подлежат допросу в качестве свидетелей «...Уполномоченный по правам человека — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий».

Что касается Уголовно-процессуального кодекса РФ, не вполне понятна позиция законодателя по поводу исключения п. 7 из ч. 1 ст. 27 УПК РФ (Основания прекращения уголовного преследования), поскольку ст. 447 УПК РФ уже наделила Уполномоченного по правам человека соответствующими процессуальными гарантиями. В первой редакции УПК РФ данная норма имела место, и, думается, будет целесообразным ввести ее вновь в действующее уголовно-процессуальное законодательство, изложив п. 7 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в следующей редакции: «отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации».

В заключение надлежит отметить, что становление института Уполномоченного по правам человека в России происходит в

сложных условиях, однако, учитывая цели и задачи, характер деятельности Уполномоченного, можно с уверенность сказать, что он будет способствовать становлению демократического правового государства в России. Вместе с тем особенности деятельности Уполномоченного по правам человека должны подкрепляться четкой системой правовых иммунитетов и привилегий, способствующих эффективной работе российского защитника прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации : принята всенарод. голосованием 21 дек. 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 22 нояб. 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.

3. Павловска-Данева А. Омбудсмен как особый вид контроля над органами управления / А. Павловска-Данева // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. — 2001. — № 3.

4. Рудинский Ф. Служба подлинного гуманизма (о проблемах деятельности российского омбудсмена) / Ф. Рудинский // Конституционное и муниципальное право. — 1999. — № 2.

5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.

Информация об авторе

Лукошкина Светлана Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Information about the author

Lukoshkina Svetlana Valeryevna — candidate of law science, associate professor of the chair of criminal procedure and prosecutori-

al, Baikal State University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].

УДК 343.13(075.8) ББК 67.99(2)8я7

Р.В. Мазюк

О ВЛИЯНИИ ФРАНЦУЗСКОГО КОДЕКСА УГОЛОВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 1808 ГОДА НА РОССИЙСКИЙ УСТАВ

УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА (К 150-ЛЕТИЮ УСТАВА)

При проведении судебной реформы 1864 г. в основу проекта Устава уголовного судопроизводства был положен французский Кодекс предварительного расследования 1808 г. Одним из проявлений влияния французского кодекса стало использование отечественным законодателем терминов «l' action publique» и «poursuite», которые в нормах российского устава были переведены как «уголовное преследование», «судебное преследование», «преследование». Автором проведен сравнительно-правовой анализ указанных французских и российских терминов и сделан вывод об их уникальном значении в системе российского состязательного типа уголовного судопроизводства того периода.

Ключевые слова: Устав уголовного судопроизводства 1864 г., Кодекс уголовного расследования 1808 г., судебная реформа, Taction publique, poursuite, уголовное преследование, судебное преследование.

R.V. Maziuk

ABOUT THE INFLUENCE OF THE FRENCH CODE OF CRIMINAL INVESTIGATION 1808 ON THE RUSSIAN STATUTE OF CRIMINAL PROCEEDINGS 1864 (TO THE 150 ANNIVERSARY OF THE STATUTE)

In the course of judicial reform of 1864 the project of Statute of criminal proceedings was based on the french Code of criminal inves-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.