К вопросу об идейных установках современного русского национализма
Е. В. Клименко
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕЙНЫХ УСТАНОВКАХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО
НАЦИОНАЛИЗМА
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. А. Смирнова
Статья посвящена анализу содержания специфического типа националистического дискурса, который сформировался в современной России. Автор выделяет такие его особенности, как прнморднальное понимание нации, особая миссия России и русских в мировой истории, «богонос-ность» русского народа, антизападннчество и антиамериканизм, антисемитизм, кавказо- и исла-мофобия и некоторые другие.
The article is devoted to the specific form of the nationalist discourse, which has been formed in modern Russia. The author outlines the following peculiarities of it: primordial understanding of the term «nation», Russia's outstanding mission in the world history, anti-Westernism and anti-Americanism, anti-Semitism, Caucaso- and Islamophobia and some others.
Актуальность вопроса о своеобразии идейных установок современного русского национализма основана на необходимости отказа от понимания национализма как некоего единого феномена, «путешествующего» по времени и пространству в практически неизменном виде. Правильнее, на наш взгляд, говорить о формировании в каждый исторический период в каждом регионе своей особой идеологии, определяемой как «национализм», содержание которой является ответом на сложившиеся в этот период и в этом регионе социально-исторические обстоятельства. Предметом данной статьи стал специфический тип националистического дискурса, который сформировался в современной России. Для анализа его содержания автор обратился к программным документам националистических партий и организаций, печатным изданиям, интернет-ресурсам.
В основе своеобразия современного русского национализма лежит примордиаль-ное понимание понятия «нация», в рамках
которого нации считаются продуктами развития этносов, естественными, природными общностями, обладающими четкими границами. Нация понимается как основной фактор исторического развития, а история в целом - как поле действия наций как внутренне непротиворечивых и устойчивых субъектов. По мнению современных русских националистов, нация - это не только историческое и культурное, но и биологическое сообщество, а принадлежность к нему определяется «по принципу крови». Для современных русских националистов национальная принадлежность -качество, имманентное каждому индивиду, не подлежащее изменению и являющееся одной из основных, если не главной, его характеристикой, а национальная идентичность - как единственный способ приобрести чувство собственной полноценности. Предполагается, что национальная идентичность не может быть предметом выбора, она не зависит от среды социализации и инкультурации человека, а национальные различия - неснимаемы, непреодолимы, и
«стать русским также невозможно, как и перестать им быть» .
Для национализма вообще характерно рассмотрение нации как основной ценности, и современный русский национализм здесь не является исключением. Основным его лозунгом является: «Все для Нации,
ничего против Нации, Нация превыше все-
2
го!» Интересы нации безоговорочно превалируют над интересами государства, считается, что его существование может быть оправдано только в качестве формы для существования нации, а главной его функцией должна быть защита ее интересов. Благо нации предпочитается и благу личности. Человек считается носителем ряда обязанностей по отношению к своей нации, его лояльность считается допустимой только
по отношению к собственной нации, а «ин-
3
стинкт сохранения русской нации» должен быть сильнее даже инстинкта самосохранения. Национальные интересы и ценности противопоставляются общечеловеческим, а гуманизм безоговорочно отменяется в угоду первым.
Одним из основных для современного русского национализма является представление о возможности этнической чистоты, «незамутненное™» крови. Следовательно, одной из ключевых обязанностей принадлежащего к нации человека является сохранение этой чистоты, а главным преступлением по отношению к нации - ее «размывание», «смешивание» крови, т. е. вступление в смешанный брак и производство «ублюдков» .
Необходимо отметить глубоко религиозный характер современного русского национализма и, как следствие, его мистицизм и эсхатологизм. Интересно, что две взаимоисключающие религии - язычество и православие - прекрасно уживаются в его идеологии. Более того, принадлежность того или иного автора к одной из религий никак не влияет на характер его рассуждений. Каждый из тезисов современного русского национализма может существовать в рамках каждой из них.
В рассматриваемой системе взглядов национализм предстает как естественная форма жизни нации, как единственная возможность ее сохранения и защиты ее интересов, как способ решить все проблемы: экономические, политические, социальные, культурные. Это положение позволяет, в частности, современным националистическим партиям и организациям не иметь подробных и обоснованных программ ни по экономическому, ни по социальному, ни по другим вопросам. Предполагается, что стоит решить национальную проблему - как все другие проблемы просто отпадут. Национализм также понимается теоретиками современного русского национализма как единственно возможный способ мировоззрения для каждого человека, как некий инстинкт, который «формируется на протяжении многих тысячелетий и содержит в себе не только антропологический образ врага, но и способность отторжения мировоззрения и быта врага»5. Невозможно, с их точки зрения, быть русским и не быть при этом русским националистом. Для этого тезиса возможна и инверсия: если ты не националист - значит, ты не русский. Характерна и бинарная оппозиция национализм - космополитизм, где последний представляется как предательство собственной нации. Считается, что характер национализма индивидуален для каждой нации, и зависит от национального характера в целом. При этом наступательный, по сути, русский национализм представляется как оборонительный, призванный защищать и сохранять нацию в случае опасности ее уничтожения.
Основным объектом внимания современного русского националиста является, конечно, русская нация или чаще «русский народ». Наиболее распространено понимание русского народа как этнических русских, но встречается и представление о русском народе как о триединстве русских, украинцев и белорусов. В то же время категорически отрицается возможность суще-
К вопросу об идейных установках современного русского национализма
ствования такого национального сообщества, как «россияне», попытки формирования которого и даже использование самого термина встречаются крайне отрицательно, как попытки денационализации. Русский народ понимается как государствооб-разующий, как «становой хребет» Российского государства. Отношения русского и других народов России рассматриваются в лучшем случае как отношения старшего и младшего братьев, права других народов России - как вторичные по отношению к правам русского народа. Нередко встречается и откровенно враждебное, даже агрессивное отношение к «нерусским» народам России, которые рассматриваются как угроза целостности государства, безопасности русского народа, «как источник постоянной государственной нестабильности» . Считается, что интересы русского народа нуждаются в защите, и «только прямой акцент на первичности русских интересов» может «уравнять» русских «с другими народами», следовательно, политика в отношении «нерусских» народов «никогда не
7
должна грешить псевдогуманизмом» .
Существенным элементом современного русского национализма является представление об особой миссии русского народа, о его «богоносности», убежденность в существовании которых базируется на том, что именно русским народом, «как никаким другим народом, сделано много
3
добра для всего человечества» . Жертвы и страдания русского народа выступают как еще одно основание для утверждения особенности русского пути, а избранность России доказывается «всеми несчастьями, страданиями ее народа, призванного вынести бремя испытаний золотом и растлением материального наслаждения»9. Интересно, что тезис о «богоносности» русского народа существует как в рамках православия, так и в рамках язычества. Для православного националиста русский народ - это последний оплот истинной веры на Земле, он имманентно «благочестив» и «предан
„ „ 10
древней непорочной Вере» , а его миссия заключается в сохранении этой веры и ее распространении. Для националиста-язычника русский народ - создатель и хранитель древнейшей культуры и религии, способный противостоять «иудеохристианству» и восстановить в правах единственную истинную, природную религию. Особая роль русского народа видится также и в создании «справедливого порядка» во всем мире, построении «Русской цивилизации, основанной на традиционных национальных и духовных ценностях в гармонии с Природой и Разумом», в которой он должен стать «гарантом справедливости»". Способов создания такого государства видится два: объединение как можно больших территорий, создание Евразийской цивилизации, «Вселенной народов», или «Сверхгосударства - Святой Руси», с одной стороны, или изоляционизм, отделение всех «нерусских» территорий и народов и создание республики Святая Русь - с другой. Это священное русское государство, эта цивилизация справедливости, всегда выступает как антитеза сатанинской цивилизации несправедливости, т. е. Западу. В этом противостоянии Россия ассоциируется с силами света и добра, а Запад предстает как «глобальная невольничья цивилизация, основой, стержнем которой является система ростов-
12 Т7
щичества» . Его природа связывается с иррациональной, почти мистической ненавистью порочного Запада к святой России. Основным источником и проводником западных либеральных ценностей, а значит, и главным соперником и врагом России и субъектом мирового заговора против нее считается США. В целом антиамериканизм является одним из центральных тезисов современного русского национализма.
Важнейший и одновременно наиболее теоретически разработанный, компонент современного русского национализма -антисемитизм. Основное его содержание восходит еще к идеологии русского черносотенства, а в качестве источника по-пре-
жнему используются «Протоколы сионских мудрецов», несмотря на то что еще в начале XX в. было доказано, что они сфабрикованы. Еще одним популярным источником является появившийся в открытом доступе во времена перестройки «Катехизис советского еврея». На основании двух этих документов развивается тезис о масонском (или «жидомасонском») заговоре, направленном преимущественно против России. Именно существованием «жидо-масонско-го» заговора принято объяснять все провалы и поражения России, историческая судьба которой представляется как арена борьбы объединенных сил мирового зла против «богоносной» «Святой Руси». Каждая неудача или трагедия российской истории в этой интерпретации становится результатом действий сил, враждебных России и русскому народу. Каждый успех - результат героических усилий народа, ставший возможным вопреки проискам врагов. В том шквале обвинений, которые сыплются на евреев, можно выделить три смысловые группы: обвинения религиозные, исторические, экономические. Безусловно, важнейшее из них направлено против иудаизма, как против религии безнравственной и преступной, отвечающей еврейскому психологическому складу. Масонский заговор против России в этом случае трактуется как заговор против последнего оплота истинной веры -православия, а желание врагов покорить
или уничтожить Россию «носит духовно-
13 V
мистический характер» . У националистов-язычников есть свой вариант религиозного обвинения в адрес евреев, который заключается в заговоре против истинной религии России - язычества. Православие в этом случае предстает как элемент этого заговора, как «иудеохристианство», изобретенное специально для покорения славян. Одно из центральных обвинений против евреев - это, конечно, обвинение в инициировании революции в России, а также абсолютно во всех проблемах советского периода. Главным их преступлением считают-
ся репрессии 1920-х- 1930-х гг., рассматриваемые «не как следствие внутриполитической, а как явление национально-расовой борьбы». Сам факт присутствия евреев среди партийного и государственного руководства в годы репрессий рассматривается как неопровержимое доказательство еврейского геноцида русского народа. В целом советский период истории России характеризуется с помощью терминов «оккупация», или «геноцид», во время которого
русский народ «на своей земле оказался в
14
положении изгоя, людей второго сорта» . К формам геноцида причисляется физическое уничтожение (расстрелы, концлагеря, искусственно организованный голод), культурная и экономическая дискриминация. Появляется также термин экологический геноцид, к которому относят попытки изменить течения рек, эксплуатацию природных ресурсов, экологические и техногенные катастрофы. Отсюда логически вытекает идея, общая абсолютно для всех националистов, о необходимости изгнания евреев с руководящих постов, запрещения им работать в сферах средств массовой информа-
15
ции, культуры, науки и искусства .
Новейшим тезисом современного русского национализма можно считать кав-казо- и исламофобию. В силу недавнего своего появления этот элемент националистических представлений менее всего «теоретизирован» и более всего эмоционален. Появление его очевидно связано с войнами в Чечне, растущей террористической угрозой, а также с увеличением в России числа мигрантов с Северного Кавказа. В соответствии с факторами, влияющими на распространение кавказо- и ис-ламофобии, формируется и их содержание. Так, основные претензии националистов к «лицам кавказской национальности» можно разделить на две категории: криминальная опасность, якобы исходящая от «кавказцев», и занятие ими «жизненного пространства», по праву принадлежа-16
щего русским .
Безусловным преувеличением было бы говорить о широком распространении идеологии агрессивного национализма в российском обществе. В то же время нельзя и преуменьшать опасность его распространения, выражающуюся прежде всего в диффузии некоторых из описанных выше тезисов, в постепенном их проникновении в общественное сознание. Таким образом, основ-
ным направлением как социальной, так и педагогической работы по борьбе с агрессивным национализмом должна стать его профилактика, заключающаяся в блокировании возможностей для проникновения элементов националистического дискурса в общественный и политический дискурс, в защите бытового сознания от негативного влияния агрессивного национализма.
ПРИМЕЧАНИЯ
Севастьянов А. Азбучные истины национализма // Русская правда. 2001. № 17А. С. 217. Баркашов А. П. Азбука националиста. М., 1994. С. 72.
Миронов Б. Кому в России мешают русские. [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: http:// libe 4 ya. ru/b iblus/mironov.htm
5Безверхий В. Н. Антропология // Волхв. 1992. № 3. С. 36.
6 Перин Р. Л. Психология национализма. СПб., 1999. С. 30.
7 Заявление НРПР. Цит. по: Дейч М. Коричневые. М., 2003. С. 12. Там же.
8
Перин Р. Л. Указ. соч. С. 134.
0Иванов-Сухаревский А. Моя вера - русизм // Эра России. 1997. № 1 (24). Дугин А. Евразийский путь как национальная идея. М., 2002. С. 22-23.
12
Беляев Ю. Заявление//Вече. 1997. № 1.
Заявление Народного движения «К Богодержавию» // Национал-патриотические организации. Краткие справки. Документы и тексты / Под ред. А. Верховского, В. М. Прибыловского. 1997. С. 26.
14
15
Резолюция НПФ «Память» // Там же. С. 47. Милосердое В. Заявление Русской партии // Русская газета. 1996. № 6 (20).
Демоническое. История уголовно-политического террора в биографиях / Под. ред. О. Гусева, Р. Перина, А. Факеева. СПб., 2003; Емельянов В. Н. Десионизация. М., 2005; Он же. Еврейский наци16зм и азиатский способ производства. М., 2004.
Кавказскую мафию - на Кавказ! Обращение Общественного русского правительства России к депутатам Государственной Думы и Совета Федерации // Русские ведомости. 1996. № 24.