Научная статья на тему 'К вопросу об идейных установках современного русского национализма'

К вопросу об идейных установках современного русского национализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
852
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нация / национализм / русский национализм / русский народ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клименко Е. В.

Статья посвящена анализу содержания специфического типа националистического дискурса, который сформировался в современной России. Автор выделяет такие его особенности, как примордиальное понимание нации, особая миссия России и русских в мировой истории, «богоносность» русского народа, антизападничество и антиамериканизм, антисемитизм, кавказои исламофобия и некоторые другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the specific form of the nationalist discourse, which has been formed in modern Russia. The author outlines the following peculiarities of it: primordial understanding of the term «nation», Russia"s outstanding mission in the world history, anti-Westernism and anti-Americanism, anti-Semitism, Caucasoand Islamophobia and some others.

Текст научной работы на тему «К вопросу об идейных установках современного русского национализма»

К вопросу об идейных установках современного русского национализма

Е. В. Клименко

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕЙНЫХ УСТАНОВКАХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

НАЦИОНАЛИЗМА

Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. А. Смирнова

Статья посвящена анализу содержания специфического типа националистического дискурса, который сформировался в современной России. Автор выделяет такие его особенности, как прнморднальное понимание нации, особая миссия России и русских в мировой истории, «богонос-ность» русского народа, антизападннчество и антиамериканизм, антисемитизм, кавказо- и исла-мофобия и некоторые другие.

The article is devoted to the specific form of the nationalist discourse, which has been formed in modern Russia. The author outlines the following peculiarities of it: primordial understanding of the term «nation», Russia's outstanding mission in the world history, anti-Westernism and anti-Americanism, anti-Semitism, Caucaso- and Islamophobia and some others.

Актуальность вопроса о своеобразии идейных установок современного русского национализма основана на необходимости отказа от понимания национализма как некоего единого феномена, «путешествующего» по времени и пространству в практически неизменном виде. Правильнее, на наш взгляд, говорить о формировании в каждый исторический период в каждом регионе своей особой идеологии, определяемой как «национализм», содержание которой является ответом на сложившиеся в этот период и в этом регионе социально-исторические обстоятельства. Предметом данной статьи стал специфический тип националистического дискурса, который сформировался в современной России. Для анализа его содержания автор обратился к программным документам националистических партий и организаций, печатным изданиям, интернет-ресурсам.

В основе своеобразия современного русского национализма лежит примордиаль-ное понимание понятия «нация», в рамках

которого нации считаются продуктами развития этносов, естественными, природными общностями, обладающими четкими границами. Нация понимается как основной фактор исторического развития, а история в целом - как поле действия наций как внутренне непротиворечивых и устойчивых субъектов. По мнению современных русских националистов, нация - это не только историческое и культурное, но и биологическое сообщество, а принадлежность к нему определяется «по принципу крови». Для современных русских националистов национальная принадлежность -качество, имманентное каждому индивиду, не подлежащее изменению и являющееся одной из основных, если не главной, его характеристикой, а национальная идентичность - как единственный способ приобрести чувство собственной полноценности. Предполагается, что национальная идентичность не может быть предметом выбора, она не зависит от среды социализации и инкультурации человека, а национальные различия - неснимаемы, непреодолимы, и

«стать русским также невозможно, как и перестать им быть» .

Для национализма вообще характерно рассмотрение нации как основной ценности, и современный русский национализм здесь не является исключением. Основным его лозунгом является: «Все для Нации,

ничего против Нации, Нация превыше все-

2

го!» Интересы нации безоговорочно превалируют над интересами государства, считается, что его существование может быть оправдано только в качестве формы для существования нации, а главной его функцией должна быть защита ее интересов. Благо нации предпочитается и благу личности. Человек считается носителем ряда обязанностей по отношению к своей нации, его лояльность считается допустимой только

по отношению к собственной нации, а «ин-

3

стинкт сохранения русской нации» должен быть сильнее даже инстинкта самосохранения. Национальные интересы и ценности противопоставляются общечеловеческим, а гуманизм безоговорочно отменяется в угоду первым.

Одним из основных для современного русского национализма является представление о возможности этнической чистоты, «незамутненное™» крови. Следовательно, одной из ключевых обязанностей принадлежащего к нации человека является сохранение этой чистоты, а главным преступлением по отношению к нации - ее «размывание», «смешивание» крови, т. е. вступление в смешанный брак и производство «ублюдков» .

Необходимо отметить глубоко религиозный характер современного русского национализма и, как следствие, его мистицизм и эсхатологизм. Интересно, что две взаимоисключающие религии - язычество и православие - прекрасно уживаются в его идеологии. Более того, принадлежность того или иного автора к одной из религий никак не влияет на характер его рассуждений. Каждый из тезисов современного русского национализма может существовать в рамках каждой из них.

В рассматриваемой системе взглядов национализм предстает как естественная форма жизни нации, как единственная возможность ее сохранения и защиты ее интересов, как способ решить все проблемы: экономические, политические, социальные, культурные. Это положение позволяет, в частности, современным националистическим партиям и организациям не иметь подробных и обоснованных программ ни по экономическому, ни по социальному, ни по другим вопросам. Предполагается, что стоит решить национальную проблему - как все другие проблемы просто отпадут. Национализм также понимается теоретиками современного русского национализма как единственно возможный способ мировоззрения для каждого человека, как некий инстинкт, который «формируется на протяжении многих тысячелетий и содержит в себе не только антропологический образ врага, но и способность отторжения мировоззрения и быта врага»5. Невозможно, с их точки зрения, быть русским и не быть при этом русским националистом. Для этого тезиса возможна и инверсия: если ты не националист - значит, ты не русский. Характерна и бинарная оппозиция национализм - космополитизм, где последний представляется как предательство собственной нации. Считается, что характер национализма индивидуален для каждой нации, и зависит от национального характера в целом. При этом наступательный, по сути, русский национализм представляется как оборонительный, призванный защищать и сохранять нацию в случае опасности ее уничтожения.

Основным объектом внимания современного русского националиста является, конечно, русская нация или чаще «русский народ». Наиболее распространено понимание русского народа как этнических русских, но встречается и представление о русском народе как о триединстве русских, украинцев и белорусов. В то же время категорически отрицается возможность суще-

К вопросу об идейных установках современного русского национализма

ствования такого национального сообщества, как «россияне», попытки формирования которого и даже использование самого термина встречаются крайне отрицательно, как попытки денационализации. Русский народ понимается как государствооб-разующий, как «становой хребет» Российского государства. Отношения русского и других народов России рассматриваются в лучшем случае как отношения старшего и младшего братьев, права других народов России - как вторичные по отношению к правам русского народа. Нередко встречается и откровенно враждебное, даже агрессивное отношение к «нерусским» народам России, которые рассматриваются как угроза целостности государства, безопасности русского народа, «как источник постоянной государственной нестабильности» . Считается, что интересы русского народа нуждаются в защите, и «только прямой акцент на первичности русских интересов» может «уравнять» русских «с другими народами», следовательно, политика в отношении «нерусских» народов «никогда не

7

должна грешить псевдогуманизмом» .

Существенным элементом современного русского национализма является представление об особой миссии русского народа, о его «богоносности», убежденность в существовании которых базируется на том, что именно русским народом, «как никаким другим народом, сделано много

3

добра для всего человечества» . Жертвы и страдания русского народа выступают как еще одно основание для утверждения особенности русского пути, а избранность России доказывается «всеми несчастьями, страданиями ее народа, призванного вынести бремя испытаний золотом и растлением материального наслаждения»9. Интересно, что тезис о «богоносности» русского народа существует как в рамках православия, так и в рамках язычества. Для православного националиста русский народ - это последний оплот истинной веры на Земле, он имманентно «благочестив» и «предан

„ „ 10

древней непорочной Вере» , а его миссия заключается в сохранении этой веры и ее распространении. Для националиста-язычника русский народ - создатель и хранитель древнейшей культуры и религии, способный противостоять «иудеохристианству» и восстановить в правах единственную истинную, природную религию. Особая роль русского народа видится также и в создании «справедливого порядка» во всем мире, построении «Русской цивилизации, основанной на традиционных национальных и духовных ценностях в гармонии с Природой и Разумом», в которой он должен стать «гарантом справедливости»". Способов создания такого государства видится два: объединение как можно больших территорий, создание Евразийской цивилизации, «Вселенной народов», или «Сверхгосударства - Святой Руси», с одной стороны, или изоляционизм, отделение всех «нерусских» территорий и народов и создание республики Святая Русь - с другой. Это священное русское государство, эта цивилизация справедливости, всегда выступает как антитеза сатанинской цивилизации несправедливости, т. е. Западу. В этом противостоянии Россия ассоциируется с силами света и добра, а Запад предстает как «глобальная невольничья цивилизация, основой, стержнем которой является система ростов-

12 Т7

щичества» . Его природа связывается с иррациональной, почти мистической ненавистью порочного Запада к святой России. Основным источником и проводником западных либеральных ценностей, а значит, и главным соперником и врагом России и субъектом мирового заговора против нее считается США. В целом антиамериканизм является одним из центральных тезисов современного русского национализма.

Важнейший и одновременно наиболее теоретически разработанный, компонент современного русского национализма -антисемитизм. Основное его содержание восходит еще к идеологии русского черносотенства, а в качестве источника по-пре-

жнему используются «Протоколы сионских мудрецов», несмотря на то что еще в начале XX в. было доказано, что они сфабрикованы. Еще одним популярным источником является появившийся в открытом доступе во времена перестройки «Катехизис советского еврея». На основании двух этих документов развивается тезис о масонском (или «жидомасонском») заговоре, направленном преимущественно против России. Именно существованием «жидо-масонско-го» заговора принято объяснять все провалы и поражения России, историческая судьба которой представляется как арена борьбы объединенных сил мирового зла против «богоносной» «Святой Руси». Каждая неудача или трагедия российской истории в этой интерпретации становится результатом действий сил, враждебных России и русскому народу. Каждый успех - результат героических усилий народа, ставший возможным вопреки проискам врагов. В том шквале обвинений, которые сыплются на евреев, можно выделить три смысловые группы: обвинения религиозные, исторические, экономические. Безусловно, важнейшее из них направлено против иудаизма, как против религии безнравственной и преступной, отвечающей еврейскому психологическому складу. Масонский заговор против России в этом случае трактуется как заговор против последнего оплота истинной веры -православия, а желание врагов покорить

или уничтожить Россию «носит духовно-

13 V

мистический характер» . У националистов-язычников есть свой вариант религиозного обвинения в адрес евреев, который заключается в заговоре против истинной религии России - язычества. Православие в этом случае предстает как элемент этого заговора, как «иудеохристианство», изобретенное специально для покорения славян. Одно из центральных обвинений против евреев - это, конечно, обвинение в инициировании революции в России, а также абсолютно во всех проблемах советского периода. Главным их преступлением считают-

ся репрессии 1920-х- 1930-х гг., рассматриваемые «не как следствие внутриполитической, а как явление национально-расовой борьбы». Сам факт присутствия евреев среди партийного и государственного руководства в годы репрессий рассматривается как неопровержимое доказательство еврейского геноцида русского народа. В целом советский период истории России характеризуется с помощью терминов «оккупация», или «геноцид», во время которого

русский народ «на своей земле оказался в

14

положении изгоя, людей второго сорта» . К формам геноцида причисляется физическое уничтожение (расстрелы, концлагеря, искусственно организованный голод), культурная и экономическая дискриминация. Появляется также термин экологический геноцид, к которому относят попытки изменить течения рек, эксплуатацию природных ресурсов, экологические и техногенные катастрофы. Отсюда логически вытекает идея, общая абсолютно для всех националистов, о необходимости изгнания евреев с руководящих постов, запрещения им работать в сферах средств массовой информа-

15

ции, культуры, науки и искусства .

Новейшим тезисом современного русского национализма можно считать кав-казо- и исламофобию. В силу недавнего своего появления этот элемент националистических представлений менее всего «теоретизирован» и более всего эмоционален. Появление его очевидно связано с войнами в Чечне, растущей террористической угрозой, а также с увеличением в России числа мигрантов с Северного Кавказа. В соответствии с факторами, влияющими на распространение кавказо- и ис-ламофобии, формируется и их содержание. Так, основные претензии националистов к «лицам кавказской национальности» можно разделить на две категории: криминальная опасность, якобы исходящая от «кавказцев», и занятие ими «жизненного пространства», по праву принадлежа-16

щего русским .

Безусловным преувеличением было бы говорить о широком распространении идеологии агрессивного национализма в российском обществе. В то же время нельзя и преуменьшать опасность его распространения, выражающуюся прежде всего в диффузии некоторых из описанных выше тезисов, в постепенном их проникновении в общественное сознание. Таким образом, основ-

ным направлением как социальной, так и педагогической работы по борьбе с агрессивным национализмом должна стать его профилактика, заключающаяся в блокировании возможностей для проникновения элементов националистического дискурса в общественный и политический дискурс, в защите бытового сознания от негативного влияния агрессивного национализма.

ПРИМЕЧАНИЯ

Севастьянов А. Азбучные истины национализма // Русская правда. 2001. № 17А. С. 217. Баркашов А. П. Азбука националиста. М., 1994. С. 72.

Миронов Б. Кому в России мешают русские. [Электоронный ресурс]. - Режим доступа: http:// libe 4 ya. ru/b iblus/mironov.htm

5Безверхий В. Н. Антропология // Волхв. 1992. № 3. С. 36.

6 Перин Р. Л. Психология национализма. СПб., 1999. С. 30.

7 Заявление НРПР. Цит. по: Дейч М. Коричневые. М., 2003. С. 12. Там же.

8

Перин Р. Л. Указ. соч. С. 134.

0Иванов-Сухаревский А. Моя вера - русизм // Эра России. 1997. № 1 (24). Дугин А. Евразийский путь как национальная идея. М., 2002. С. 22-23.

12

Беляев Ю. Заявление//Вече. 1997. № 1.

Заявление Народного движения «К Богодержавию» // Национал-патриотические организации. Краткие справки. Документы и тексты / Под ред. А. Верховского, В. М. Прибыловского. 1997. С. 26.

14

15

Резолюция НПФ «Память» // Там же. С. 47. Милосердое В. Заявление Русской партии // Русская газета. 1996. № 6 (20).

Демоническое. История уголовно-политического террора в биографиях / Под. ред. О. Гусева, Р. Перина, А. Факеева. СПб., 2003; Емельянов В. Н. Десионизация. М., 2005; Он же. Еврейский наци16зм и азиатский способ производства. М., 2004.

Кавказскую мафию - на Кавказ! Обращение Общественного русского правительства России к депутатам Государственной Думы и Совета Федерации // Русские ведомости. 1996. № 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.