УДК 947(571.1)
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИИ ЯКУТСКОГО ТРУДОВОГО СОЮЗА ФЕДЕРАЛИСТОВ В 1917 г.
© А.В. Сушко
В статье исследуется идеология политической партии якутской интеллигенции - Якутского трудового союза федералистов. Автор приходит к заключению, что в идеологии якутских федералистов гибко сочетались идеи сибирского гражданского национализма (областничества) и этнического якутского национализма с идеями социалистического развития Российской республики.
Ключевые слова: национальный вопрос; национализм; Якутия; якуты; Якутский трудовой союз федералистов; политические партии; революция; сибирское областничество.
Одной из актуальных проблем революции и гражданской войны в России является история политических партий и организаций, возникших в период между февралем и октябрем 1917 г. в районах компактного проживания инородцев бывшей Российской империи. Такой партией был Якутский трудовой союз федералистов.
Существуют расхождения во мнениях об идеологической принадлежности Якутского трудового союза федералистов. Советские историки В. А. Демидов и А.И. Новгородов ошибочно рассматривали якутских интеллигентов как буржуазных националистов, игнорируя их стремление встать выше классовых интересов отдельных групп населения, интегрировав якутов в единую нацию [1, 2]. Якутский историк Е.Е. Алексеев прямо определил якутских интеллигентов как националистов, поставив вопрос о созидательном характере их национализма [3]. Без четкого определения идеологической принадлежности политической организации якутов невозможно охарактеризовать их деятельность. В работе Алексеева дается наиболее верная оценка идеологии якутских федералистов, но в идеологическом отношении недостаточно обращается внимание на их связи с сибирскими областниками.
Цель данной работы - рассмотреть идеологию политической партии якутской интеллигенции - Якутского трудового союза федералистов.
С 26 марта по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутов и русских крестьян Якутской области. Для участия в политической жизни края во время проведения съезда якутской интеллигенцией был создан союз «Свобода». «Не случайно новая организация интеллигенции была названа союзом «Свобода», что
как бы подчеркивало преемственность с освободительными идеями первой национальной организации «Союза якутов», - пишет исследователь истории якутской интеллигенции Н.Н. Дьяконова [4]. Якутский историк Г.Г. Макаров писал, что «члены союза. поставив вопрос о национальном раскрепощении якутского народа на якутском съезде якутов и русских крестьян, добивались сплочения якутского народа. Они считали якутский народ единым, не имевшим, якобы, структуры антагонистических классов, выступали от имени «всего якутского народа» с лозунгами «единства нации», единого «национального фронта», отрицая тем самым классовый характер якутского общества» [5]. Эта справедливая оценка позволяет характеризовать активистов союза «Свобода» как якутских националистов, для которых приоритетными были интересы всей якутской нации.
Трансформация организации якутских националистов союза «Свобода» в политическую партию произошла 25 июня 1917 г. на съезде якутской интеллигенции, где было решено преобразовать якутский союз «Свобода» в политическую партию - Якутский трудовой союз федералистов. Несмотря на содержавшееся в названии организации слово «союз», Якутский трудовой союз федералистов был политической партией. Изменения статуса от общественно-политической организации к политической партии отразилось в принятии устава и программы новой политической партии. Якутские федералисты выбрали ЦК партии и очень быстро стали создавать низовые партийные организации на территории края.
Устав новой политической партии состоял из восьми пунктов. В нем говорилось:
«Верховным органом союза признается съезд, который созывается ежегодно, исполнительными органами - центральный, окружные, улусные, городские, сельские и на-слежные комитеты. ЦК является идейным и практическим руководителем союза на основании директив, выработанных съездом». Первая 1000 экземпляров устава разошлась быстро, поэтому осенью ЦК выпустил устав вторично в 1270 экземплярах [3, с. 61]. Председателем ЦК партии стал А.Д. Широких, секретарем - Р.И. Оросин. Историками не установлен персональный состав ЦК, но якутские исследователи считают, что могли быть избранными кроме Широких и Оросина,
В.В. Никифоров, А.И. Софронов, М.И. Шадрин, К.О. Гаврилов, Г.В. Ксенофонтов и другие лидеры национальной интеллигенции [6].
Преобразование союза «Свобода» в политическую партию повысило статус организации якутских националистов в собственных глазах. 2 августа 1917 г. ЦК партии якутских федералистов уведомило руководство ЯКОБ (Якутского комитета общественной безопасности) о том, что на съезде членов партии в состав ЯКОБ выдвинуто 10 делегатов и 5 кандидатов. ЦК подчеркнуло, что «десять делегатов союзом избраны потому, что он признает себя такой же равноправной политической организацией, каковые местные организации партии с-р. и с-д. Всего членов в союзе четыреста с лишним» [7].
Осенью у партии якутских федералистов появится официальный печатный орган -газета «Якутский голос». Правда, издатели не могли похвастаться частотой появления свежих номеров газеты, но важно, что партийный орган периодической печати существовал. Первый номер газеты вышел 7(20) ноября 1917 г. Редактор - А.Д. Широких; с
1918 г. - М.И. Шадрин: 1917 г. - № 1 (7 ноября); 1918 г. - № 1-4 (3 ноября-22 декабря);
1919 г. - № 1 (26 января) [8].
Для определения идеологической направленности партии важнейшим документом является партийная программа. В основу программы якутских федералистов был заложен демократический принцип народовластия - «российская земля должна управляться самим народом совокупно со всеми племенами и языками ее населяющими, через своих депутатов, избираемых всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием без
различия пола и веры» [7, д. 115, л. 2]. На основании этого Россия трансформировалась в парламентскую республику. В программе содержалось положение, отдававшее полноту верховной власти представительному органу: «Избранные народом депутаты образуют всероссийскую Законодательную палату, которой принадлежит вся полнота верховной власти. Нет и не должно быть в государстве другой равной или высшей власти, чем власть Законодательной палаты [7, д. 115, л. 2]. Глава исполнительной власти, президент, и министры должны были быть «политически ответственны перед Законодательной палатой» [7, д. 115, л. 2].
Программа Якутского трудового союза федералистов содержала в себе значительную областническую составляющую. «Наименование партии имело сходство с названиями таких политических организаций, возникших в Сибири после Февральской революции, как Сибирский союз независимых союзов - федералистов в Новониколаевске, Союз республиканцев-федералистов в Иркутске, Амурский союз республиканцев-федералистов в Благовещенске», - отмечает исследователь Н.Н. Дьяконова [4, с. 150]. Партия высказалась за федеративное государственное устройство России, полагая, что «Российская республика должна быть федеративной, т. е. отдельным областям, обособленным территориально по культурно-историческим, национальным и экономическим условиям, представляется право самостоятельного устройства и управления во внутренних делах через свои местные законодательные палаты. В частности, Сибирь, в политическом отношении, должна быть организована на началах полной автономии во главе с Сибирской Областной Думой (СОД) с законодательными правами» [7, д. 115, л. 2]. СОД должен был подлежать широкий круг вопросов, относимых в тот период к ее ведению. По своим воззрениям якутские федералисты были близки к наиболее радикально настроенным новониколаевским областни-кам-федералистам.
Обратим внимание, что некоторые из программных требований якутян в области государственного устройства относятся скорее к конфедеративным или даже суверенным государствам, например, «выбор исполнительной власти, ответственной перед Си-
бирской думой; право самостоятельного распоряжения всеми землями области, с лесами, водами и недрами их; определение размера и способа колонизации (переселения) и устройства переселенцев; право участия в установлении тарифов железнодорожных и таможенных; национальный вопрос» [7, д. 115, л. 2].
Программа якутских федералистов оговаривала право народностей, проживавших в России, на «полное культурное самоопределение, употребление родного языка в общественной жизни в публично правовых учреждениях, открытие национальных школ, учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы, культуры и самобытности каждой народности» [7, д. 115, л. 2].
Якутские федералисты были сторонниками федеративного переустройства российского государства по смешанному принципу, допуская существование субъектов федерации как по территориально-региональному, так и по этническому признаку, а также существование одних внутри других. Осознавая особые интересы сибирского населения и поддерживая областную автономию Сибири в составе федеративной России, якутские федералисты, в свою очередь, планировали построить Сибирь на федеративных основаниях и получить в ее составе автономию по национальному (этническому) признаку для якутов. Такая модель государственного устройства Российской республики неумолимо вела бы в долгосрочной перспективе к постепенному перераспределению властных полномочий от центра к субъектам федерации.
Знакомство с основными положениями партийной программы позволяет характеризовать партию как областническую. В основе программы Якутского трудового союза федералистов лежал сибирский гражданский национализм (областничество), несмотря на то, что якутская интеллигенция, в большинстве своем, организовывалась в эту партию по этническому принципу и создавшие ее представители якутской интеллигенции осуществляли свою деятельность в интересах всего якутского народа.
Областнические положения, содержавшиеся в программе якутского союза федералистов показывают нам, как на практике идеи сибирского национализма (областничества) органично сочетались с идеями якутского национализма. Якутские федералисты,
отдавая в своей деятельности приоритет защите национальных интересов якутской нации, связывали ее будущее с Сибирью и интересами всего сибирского населения в целом. О них можно было сказать, выражаясь в понятиях того времени, «инородец-областник».
В идеологическом отношении взгляды якутских федералистов на государственное устройства и форму правления в России через «идею народовластия», а также их программное положение по земельному вопросу в котором говорилось, что «земля не может быть предметом капиталистической эксплуатации, ею должны пользоваться на уравнительных началах только те, кто ведет на ней свое трудовое хозяйство», позволяют характеризовать якутских федералистов и как партию социалистическую [7, д. 115, л. 2].
Мощным стимулом к развитию областнических идей в Сибири стала областная конференция, проходившая в августе 1917 г. в Томске. На заседании, состоявшемся 13 августа 1917 г., обсуждая решение конференции о необходимости автономии Сибири, ЯКОБ рассмотрел вопрос о федерации и автономии. Особенно активно на заседании выступали якутские федералисты, подчеркивавшие необходимость федеративного переустройства России и Сибири. А.Д. Широких: «Для Сибири необходима не автономия, а федерация» [7, д. 1, л. 101]. Говоря о необходимости федеративного устройства, Сабунаев пояснил свою точку зрения: «Нужно пользоваться моментом и создавать те формы жизни и правления, которые разовьют самобытность и лучшие условия жизни единиц, входящих в одно государственное целое. По географическому положению, по составу своего населения Сибирь совершенно отдельная страна, которую Россия совсем не знает» [7, д. 1, л. 102-103]. Г.В. Ксенофонтов, акцентируя внимание присутствующих на том, что федеративное государственное устройство совсем не противоречит единству страны, заявил: «Сибиряки настаивают, чтобы Российское государство было едино. Федерация есть развитие самоуправления, которое в первую очередь желает провести в жизнь Временное правительство, и возражение против нее -это возражение против заветов великой обновленной России» [7, д. 1, л. 102].
Для всего периода революции и гражданской войны характерно отсутствие един-
ства в понимании того, что федерация -форма государственного устройства, одна из форм территориального распределения власти, не противоречащая государственному единству. Депутат Олейников, например, считал, что «отделение от России во время ужасной войны - это стремление разрушить могущество России и речь об этом можно поднимать только через несколько десятков лет. Он сам сибиряк и допускает только мысль об автономии Сибири» [7, д. 1, л. 102]. В неясном понимании того, что есть федерация, в условиях революционного творчества был и положительный момент. По ходу революции и гражданской войны федерация творилась не по готовым лекалам, а исходя из складывавшихся условий в наиболее целесообразных формах. На заседании идею федерации поддержали социалисты-революционеры и против нее высказались социал-демократы. В результате обсуждения одобрили федерацию 29 депутатов, 1 - высказался против, 2 - воздержались.
К осени 1917 г. Якутский трудовой союз федералистов стал ведущей политической партией в Якутии. К этому времени представители партии входили в состав ЯКОБа и в городскую думу, где пост председателя занимал Г.В. Ксенофонтов. С июля по ноябрь 1917 г. количество членов партии и ее местных отделов быстро росло. К началу ноября 1917 г. союз федералистов уже имел 1198 членов, организовавшихся в 20 местных комитетах [9].
По поводу политической атмосферы в Якутске осенью 1917 г. социал-демократ М. Аммосов в письме к К. Потапову отмечал: «Политическая жизнь в Якутске умирает, постепенно переходя в смрадную атмосферу обывательщины, брани, площадной ругани, клеветничества, сплетничества. Несчастные с.-р. окончательно развелись в обывательщине и идут в ее хвосте. Настает, видимо, постепенно царство федералистов, казаков и т. п. сволочи. Все эти организации издают газету объединенной демократии - «Якутское обозрение». Цель каковой состоит в окончательном забрасывании с.-д. грязью» [10]. Показателем возросшего влияния федералистов на городское население, весной 1917 г. ориентировавшиеся на социал-демократов, стало смещение осенью 1917 г. Аммосова с поста председателя «Союза чер-
норабочих якутов» и замена его на известного федералиста К. О. Гаврилова [11].
Основными политическими событиями осени 1917 г. в Якутии стали выборы депутатов в Учредительное собрание (УС) и в местные земские органы власти. ЦК Якутского трудового союза федералистов, придавая исключительно важное значение грядущим выборам, обратилось к населению со специальным воззванием. В нем подчеркивалось: «Интересы нации требуют, чтобы мы послали в Учредительное Собрание людей, которые твердо бы стояли за народ, за его кровные нужды». При этом ЦК партии подчеркивал, что «обращаясь с призывом - объединяться со своими собственными по крови, якутский союз не ставит своей целью узконациональное обособление, напротив, в культурном воссоединении с великим братским русским народом, в усвоении провозглашенных им принципов демократизма, равенства, свободы и братства - видит единственный путь к возрождению своей нации» [7, д. 115, л. 1]. Абсолютное большинство населения края составляли якуты, поэтому обращение интеллигенции к народу с призывами делать выбор, руководствуясь интересами нации, неизбежно должно было найти отклик в сердцах избирателей якутов, в массе своей не разбиравшихся в тонкостях большой политики и готовых отдать голоса по призыву своей интеллигенции.
В работах современных якутских историков сделан достаточно подробный анализ хода и результатов выборов в УС. На территории края в выборах приняли участие четыре политических партии: либералы - партия Народной Свободы, социалисты - социал-демократы (меньшевики) и социалисты-революционеры, национал-социалисты - Якутский трудовой союз федералистов. Биографии кандидатов в депутаты УС от Якутии и группировка политических сил края в связи с выборами подробно рассматриваются в работе Е.Е. Алексеева [3, с. 66-68.]. В коллективной монографии якутских историков приведена таблица о результатах выборов в Учредительное собрание в Якутии, составленная по данным газет «Народная свобода» и «Якутское обозрение». Социал-демократ М.Т. Попов набрал 3 852 голоса, или 7,2 %. Кадет Д.А. Кочнев набрал 8 603 голоса, или 17,9 %. Эсер В.С. Панкратов 36 455 голосов,
или 32,2 %. И набравший наибольшее число голосов избирателей кандидат от Союза федералистов националист Г.В. Ксенофонтов -43 425 голоса, или 42,7%. Анализируя результаты выборов в Учредительное собрание, якутские историки пришли к выводу об отсутствии всяких предпосылок для победы советской власти в Якутии в канун и после октябрьского переворота [6, с. 122.].
Таким образом, Якутский трудовой союз федералистов в идеологическом отношении был своеобразной национал-социалистической партией, поскольку его члены были представителями якутской интеллигенции, ставившие своей целью защиту интересов своего народа. В партийной программе содержался симбиоз областнических и социалистических положений. «Достаточно влиятельной силой среди якутского, а также средних слоев русского населения, башкиро-татарской общины была партия «Якутский трудовой союз федералистов» (якутские федералисты)», - пишет якутский историк Е.Е. Алексеев [3, с. 50]. Думается, это стало возможным благодаря тому, что лидеры партии сознательно не стали замыкаться в узко-этническом якутском национализме. В воззвании ЦК партии подчеркивалось: «Якутский трудовой союз федералистов, организовавшийся для защиты интересов трудового народа, зовет в свои ряды всех принимающих его программу и сочувствующих делу культурного возрождения якутской нации» [7, д. 115, л. 1]. Культурному росту якутов в то время сочувствовало подавляющее большинство представителей российской интеллигенции без различия их этнического происхождения. В партийной программе органично сочетались националистические - сибирские и якутские, а также социалистические идеи, отражавшие интересы представителей разных народов и социальных групп.
Осенью 1917 г. Якутский трудовой союз федералистов - партия национал-социалистов, состоявшая из представителей якутской интеллигенции, стала наиболее влиятельной политической партией в Якутии. Закономерно, что октябрьские события в Петрограде вызвали их резко негативную реакцию. Федералисты демократическим путем оказались
у власти, были удовлетворены результатами выборов в УС и процессом складывания сибирской автономии. Октябрь нес угрозу их планам. Поэтому они активно поддержали идею государственного отмежевания Сибири от Советской России и стали активно бороться с большевиками в ходе развернувшейся гражданской войны.
1. Новгородов А.И. Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война в Якутии. Новосибирск, 1969.
2. Демидов В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1922 гг. Новосибирск, 1983.
3. Алексеев Е.Е. Национальный вопрос в Якутии (1917-1972 гг.). Якутск, 2007. С. 50.
4. Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время (конец XIX в. - 1917 г.). Новосибирск, 2002. С. 148-149.
5. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Якутск,
1979. Ч. 1. С. 248.
6. Россия и Якутия: сквозь призму истории / Акад. наук РС(Я). Ин-т. гуманит. исслед.; отв. ред. В.Н. Иванов. Якутск, 2007. С. 120.
7. НАРС(Я) (Нац. арх. Республики Саха (Якутия)). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 72. Л. 1.
8. Якутия. Хроника, факты, события: 1917-1953 г. / сост. А. А. Калашников. Якутск, 2004. Ч. 2. С. 8.
9. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Якутск,
1980. Ч. 2. С. 80.
10. Борьба за установление и упрочнение Советской власти в Якутии: сб. документов и материалов. Якутск, 1957. Ч. 1. Кн. 1. С. 65.
11. Гоголев А. И. История Якутии. Якутск, 2006.
С. 171.
Поступила в редакцию 25.05.2009 г.
Sushko A.V. Concerning the issue of ideology of “Yakut labor union of federalists” in 1917. The article examines the ideology of Yakut intelligentsia’s political party “Yakut Labor Union of Federalists”. The author comes to the conclusion that the ideology of Yakut federalists flexibly combined the ideas of Siberian civil nationalism (ob-lastnichestvo) and ethnic Yakut nationalism with ideas of socialistic development of Russian republic.
Key words: ethnic question; nationalism; Yakutia; Yakuts; the Yakut labor union of federalists; political parties; revolution; Siberian regionality (oblastnichestvo).