Научная статья на тему 'К вопросу об идентификации останков «Рейны Рехенте»'

К вопросу об идентификации останков «Рейны Рехенте» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ВОЕННО-МОРСКАЯ ИСТОРИЯ / ЗАТОНУВШИЙ ОБЪЕКТ / ИСПАНИЯ / UNDERWATER ARCHEOLOGY / NAVAL HISTORY / WRECK / SPAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митюков Николай Витальевич

Дается анализ имеющихся данных, связанных с идентификацией найденного в 2002 г. в районе мыса Трафальгар затопленного корпуса, предположительно принадлежащего крейсеру «Рейна Рехенте». Излагается история скандала в министерстве обороны Испании летом 2009 г., история обнаружения корпуса, составленная на основании опубликованных данных и опроса участников, а также описание видеосъемки погружения. Описаны основные сложности при планировании новой экспедиции к обнаруженному корпусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About identification of "Reina Regente's" wreck

The paper gives the analysis of the available data related to the identity found in the vicinity of cape Trafalgar the submerged wreck, supposedly owned by cruiser «Reina Regente». Describes briefly the history of sandalwood in the Ministry of defence of Spain summer of 2009, associated with the cruiser. It is recognized that the photo of sinking cruiser, published in the monograph (Mitiuckov N.W. Protected cruisers «Reina Regente» class. M., 2006), taken from the magazine «Podvodny Klub» in fact do not belong to the «Reina Regente». Presents a history of the expedition the summer of 2002? held with the participation of «Russian underwater society» (RUS), drawn up on the basis of published data and survey participants. There is a description of a single videocertificate film, the Spanish divers during the second dive on the object. Published the most interesting shots of the film. As the depth of the object's location was significantly higher than established norms PADI 40 m, and special deep-water equipment for the expedition was not, had to limit myself to two short-term recognizing diving, and to behave at a depth of very carefully. During the first dive movie not a success, but during the second divers stayed at the bottom of about 15 minutes. During this time, they inspected not more than 20 m housing in length. As the wreck is destroyed, say for certain that he belongs to the «Reina Regente» it is impossible. Not recorded on the tape and find that you can definitely associate with the cruiser. If to assume, that divers were on the cruiser, the more likely they produced it in the stern platform, where there were 240-mm guns, but there are no traces of any of the guns, nor any of their supports. Thus, there is a needing into re-expedition to the object. The water temperature in the area of not more than 17 °C, visibility of 10 to 15 m, and given the strong underwater currents, it is possible to assert, that the preparation to dive requires lengthy preparation. Housing is available for the dive just read the some days in the year. In addition, the cruiser is considered the Spanish side as the military burial, which also imposes difficulties of a legislative nature. In order to prevent the looting of «black archeologists», its coordinates are kept in secret. Conclusions. 1. To the present time we cannot say with 100%-probability, nor deny, that was found at the cape Trafalgar wreck belongs to the «Reina Regente». 2. The thesis that «the russians found Spanish cruiser» should be reviewed, because of the eight divers, who visited on a submerged object only three of them the citizens of Russia, is another matter that the first message on the finding of the published Russian magazine «Podvodny Klub».

Текст научной работы на тему «К вопросу об идентификации останков «Рейны Рехенте»»

2011 История №4(16)

УДК 902.4.034: 355.49

Н.В. Митюков

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСТАНКОВ «РЕЙНЫ РЕХЕНТЕ»

Дается анализ имеющихся данных, связанных с идентификацией найденного в 2002 г. в районе мыса Трафальгар затопленного корпуса, предположительно принадлежащего крейсеру «Рейна Рехенте». Излагается история скандала в министерстве обороны Испании летом 2009 г., история обнаружения корпуса, составленная на основании опубликованных данных и опроса участников, а также описание видеосъемки погружения. Описаны основные сложности при планировании новой экспедиции к обнаруженному корпусу.

Ключевые слова: подводная археология, военно-морская история, затонувший объект, Испания.

Министерство обороны Испании во главе с К. Чакон, похоже, преследует чреда громких газетных дел. Так, еще летом 2009 г. она обнародовала договор с министерством культуры, по которому до конца лета планировалось найти останки крейсера «Рейна Рехенте», без вести пропавшего со всем экипажем весной 1895 г. И поскольку о полученных результатах не сообщалось, испанская «он-лайновая» газета ЕСБ выступила с критикой министерства, дескать, зачем ее надо было искать, если, по данным Митюкова, русские водолазы нашли крейсер еще семь лет назад [1]. Ссылка на монографию, вышедшую в 2006 г. [2], в которой оказались неверно переведенные или истолкованные сведения, заставляет более подробно рассмотреть все аргументы за и против того, что обнаруженный в 2002 г. «Российским подводным обществом» корпус затопленного корабля у мыса Трафальгар действительно принадлежит «Рейне Рехенте». Ранее автор уже поднимал вопрос об идентификации останков на конференции [3], а также в несколько беллетризированной форме в книге [4].

В качестве бесспорного довода, говорящего о том, что найденные останки принадлежат «Рейне Рехенте», авторы публикации в ЕСБ привели фотографию, опубликованную в монографии [2]. Но дело в том, что эта фотография была заимствована из ранее вышедшей статьи М. Тихонычева [5], ссылка на которую была дана в списке литературы. Как оказалось, редакторы «Подводного клуба» самовольно, без уведомления автора решили иллюстрировать статью фотографией, на которой изображен совершенно другой корабль. Разумеется, незнание этих подробностей и привело к повторной публикации ложных сведений.

22 июня 2002 г. 10 членов «Российского подводного общества» вылетели в Испанию, где к ним присоединилось несколько испанцев. Общество не ставило перед собой глобальных планов, предстояло лишь исследовать останки затонувших

кораблей, погибших в Трафальгарском сражении. Однако получилось не совсем так, как задумали. Температура воды достигала 14-17 °С, а видимость доходила лишь до 10-15 м. Все это усугублялось сильными течениями и сложным подводным рельефом. Словом, время и место были выбраны далеко не самые удачные. Показателен факт, что местные рыбаки в этом районе даже сети боялись ставить. Так что от первоначальных планов пришлось отказаться и перебазироваться в соседний район, и именно здесь 24 июня 2002 г. дайверам улыбнулась удача: металлодетектор показал крупный подводный объект.

Поскольку глубоководного оборудования «Российское подводное общество» с собой не имело, а нормативы РАБІ позволяют нырять на глубины до 40 м, дайверы шли на явный риск и нарушение инструкций (глубина объекта была свыше 50 м). В связи с этим было выполнено всего два рекогносцировочных погружения, а под водой водолазы вели себя крайне осторожно. Первой шла русская группа с испанским гидом, оператор которой из-за сильного течения не смог использовать свою камеру. Второе погружение совершала испанская группа, которая произвела съемку. Вот вкратце вся история нашумевшей подводной экспедиции. К сожалению, не желая себе неприятностей в свете упомянутого газетного скандала, водолазы не хотели бы называть свои имена. А поскольку на упомянутой пленке видны лица дайве-ров, они также не хотели бы ее обнародования. Тем не менее автору этих строк было разрешено опубликовать часть наиболее интересных кадров.

Судя по съемке, в погружении приняли участие четыре человека, пробыв на палубе подводного объекта около 15 минут. За это время они обследовали не более 20 м корпуса в длину. Останки находятся в крайне разрушенном состоянии, поэтому говорить со стопроцентной уверенностью, что они принадлежат «Рейне Рехенте», невозможно. Но если это она, то водолазы попали в

Дайвер пытается очистить от ракушек хорошо сохранившийся кнехт

Фрагмент вспомогательной паровой машины

Вскрытый участок палубы с хорошо видным силовым набором корпуса

Палубная лебедка, придавленная рухнувшей мачтой

Палуба, заваленная обломками мачт и ростров

К вопросу об идентификации останков «Рейны Рехенте»

Вероятно, крыло мостика с неясно виднеющимся скорострельным орудием

район кормовой площадки, где размещались 240-мм орудия. К сожалению, самих орудий не видно - палуба в этом месте с левого борта провалилась, а с правого буквально завалена элементами конструкций (мачтами, рострами, листами обшивки). К сожалению, не видны ни фундаменты от орудий, ни круглая направляющая рельса, характерная станкам Вавассера. Но несколько раз в объектив попадает объект, похожий на горловину подачных труб.

В первых кадрах съемок видна конструкция, очень напоминающая рухнувшую мачту с боевым марсом. Однако она находится вдалеке от оператора, так что судить об этом с полной уверенностью невозможно.

Далее оператор делает несколько кругов над упомянутой орудийной платформой. Два раза в объектив попадает паровая лебедка, с помощью которой приводились в движение кран-балки грот-мачты. Она также наполовину завалена рухнувшими элементами конструкций. Наконец, на пленке хорошо виден ют. Как и у «Рейны Рехенте», он практически пустой: ни вооружения, ни каких-либо палубных конструкций здесь не располагалось. У левого борта на протяжении примерно десятка метров палуба вскрыта, так что видны силовые элементы корпуса. Поскольку некоторые листы лежат неподалеку, эти разрушения корабль получил, уже находясь на дне. Наконец, уже при всплытии в объектив попало крыло мостика, на котором виден неясный силуэт скорострельного орудия. Вот краткое описание снятого фильма.

«Российское подводное общество» с 2002 г. искало пути для проведения повторной экспедиции. Но здесь друг на друга наложились два условия, не позволившие ей реализоваться. Дело в том, что аренда глубоководного оборудования далеко не дешева, поэтому голый энтузиазм, как это было в 2002 г., здесь просто неуместен. Но попытки взять гранты под будущие исследования не увенчались успехом. Получался замкнутый круг. Потенциальные спонсоры, зная сложности испанского законодательства при обследовании объектов, которые можно идентифицировать как воинские захоронения, требовали сначала получение разрешения. А испанские структуры, как правило, требовали гарантии, что это именно «Рейна Рехенте», а без повторного осмотра это сделать было невозможно. Наконец, замученные хождением по инстанциям дайверы уже были готовы передать все материалы в Мадридский университет культуры с условием привлечь их к будущей экспедиции, но там от такой сделки отказались. Вообще, создалось ощущение, что до лета 2009 г. «Рейна Рехен-те» Испании была не нужна.

Традиционная российская практика научила дайверов не афишировать координаты находки, пока они не произведут полный объем исследований. В качестве примера можно привести собственный горький опыт. В 1985 г. в районе мыса Фиолент на Черном море был обнаружен затопленный в войну советский тральщик. Но когда в 2005 г. автор этих строк попытался погрузиться на него, его ждало полное разочарования: всего за 20 лет тральщик полностью растащили на сувениры, цветной металл и т.п. А события с судном «Одиссей» 2009 г., когда буквально под носом испанских властей зарубежные водолазы смогли похитить ценный груз с одного из кораблей, находившегося в испанских территориальных водах, показали что и Испания не защищена от подобных проблем. Речь идет о нашумевшем погружении черных археологов на фрегат «Мерседес», входивший в эскадру Бустаманте и потопленный англичанами 5 октября 1804 г. с грузом серебра.

Кстати, испанские журналисты недоумевают, зачем делать тайну из братской могилы 412 человек. Но это лишь на первый взгляд захоронение, а на самом деле, на крейсере можно собрать большой «урожай» сувениров. Учитывая печальную известность и «неуловимость» крейсера, а также то, что они пролежали на дне более ста лет, цена, например, обычной тарелки или простой матросской вещи может получиться немаленькая, а, кроме того, на корабле до сих пор находится корабельная касса. Правда, все эти ценности имеют

более культурную ценность, поскольку вряд ли они способны окупить затраты на экспедицию.

Хотя, кроме официальных обращений, попытка организовать будущую экспедицию дайверы никаких не делали, слухи о том, что русские в 2002 г. нашли крейсер, распространились в Испании. По крайней мере, на меня не раз выходили испанские коллеги с просьбой рассказать подробности. Выводы таковы: к настоящему времени нельзя ни утверждать со стопроцентной вероятно -стью, ни опровергнуть, что найденный у мыса Трафальгар корпус принадлежит «Рейне Рехенте»; тезис о том, что «русские нашли испанский крейсер», следует пересмотреть, поскольку из восьми водолазов, побывавших на затопленном объекте, лишь трое - граждане России, иное дело, что первым сообщение о находке опубликовал российский журнал «Подводный клуб».

ЛИТЕРАТУРА

1. Un academico ruso, experto en historia naval, deja en evidencia a Defensa: una expedition localizo hace siete anos al ‘Reina Regente’ en Cadiz (y Espana lo sabe) // ECDpolitica URL: http://www.elconfidencialdigital.com/Articulo.aspx?IdObjeto=219 08.

2. Митюков Н.В. Броненосные крейсера типа «Рейна Рехенте». М.: Морская коллекция, 2006. 32 с.

3. Митюков Н.В. К вопросу о гибели «Рейны Рехенте» // Тез. докл. I Междунар. конф. «Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения в XXI веке» (Вел. Новгород, 4-6 декабря 2007 г.). Вел. Новгород: Печатный двор Великий Новгород, 2007. С. 23.

4. Митюков Н.В., Коробейников А.В. Из опыта ижевских дайверов: подводная археология, экология, мониторинг водоемов. Ижевск: Изд-во КИГИТ, 2009. 136 с.

5. Тихонычев М. Крейсер, который исчез // Подводный клуб. 2002. № 6. C. 78-80. URL: http://www.diving-club.ru/ is-sue/issue.php? id=5640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.