УДК 94(=1.470=512.1) «7»+94(=411.21) «7»
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ БУЛАНА, ПРЕДКА ХАЗАРСКИХ ЦАРЕЙ
© 2009 г. И.Г. Семенов
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, 367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75
The Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Scientific Centre RAS, 367030, Makhachkala, M. Yaragskiy St., 75
Рассматривается проблема идентификации Булана, фигурирующего в письме хазарского царя Иосифа в качестве предка хазарских царей, с такими участниками хазарских кампаний против арабов, как Блучан и Барсбек. По мнению автора, идентифицировать Блучана с Буланом не представляется возможным. Вопрос о возможности отождествления Булана и Барсбека остается пока открытым.
Ключевые слова: Хазарский каганат, Арабский халифат, Грузия, Булан, Барсбек, Блучан.
The article is devoted to the identification of Bulan, who figures in Khazarian king Josef' Letter as ancestor of Khazarian kings, with such participants of Khazarian campaigns against Arabs as Bluchan and Barsbek. By the author's opinion the identification of Bluchan with Bulan isn't possible. And the question of identification Bulan and Barsbek is open.
Keywords: Khazarian qaganate, Arab caliphate, Georgia, Bulan, Barsbek, Bluchan.
В письме хазарского царя Иосифа в качестве предка двенадцати хазарских царей назван Булан [1, с. 9298], причем царский именник начинается с Овадии, обозначенного в письме как «сын сыновей» Булана [1, с. 97], что можно понимать либо как «потомок», либо буквально - «внук». В документе имеются два хронологических ориентира для приблизительной датировки жизни Булана: принятие им иудаизма за 340 лет до составления письма Иосифа [1, с. 93] и последующее нападение на «страну Ар.д.вил» и ее «опустошении» им [1, с. 94].
Учитывая, что письмо было составлено не позднее 961 г., обращение Булана следовало бы отнести приблизительно к 620 г., однако целый ряд обстоятельств, на рассмотрении которых не будем здесь останавливаться, препятствует принятию этой даты [1, с. 93-94, прим. 4]. Поэтому в данном случае следует обратиться к предложенной Ф. Вестбергом конъюнктуре -«240 лет» вместо «340 лет» [2, с. 34], что позволяет отнести принятие Буланом иудаизма приблизительно к 720 г., а набег на «страну Ар.д.вил» - к несколько более позднему времени, так как, по данным письма царя Иосифа, набег имел место вскоре после обращения Булана. Данная гипотеза, поддержанная ведущими хазароведами [3, с. 170; 4, с. 266], дает возможность связать первый из указанных хронологических ориентиров письма царя Иосифа со вторым, так как хорошо известно, что в 730 г. хазары совершили свое самое крупное вторжение в Закавказье, увенчавшееся полным разгромом арабской армии близ г. Ардабиля.
На гипотезу Ф. Вестберга неплохо работает и приводимое Иегудой га-Леви в книге «Кузарим» сообщение о том, что хазарский царь принял иудаизм «около 400 лет назад» [1, с. 132; 5, с. 150]. Поскольку арабский оригинал «Кузарим» был написан в 1140 г., то обращение царя падает на 740 г. Обоснование этой даты проводилось Д.М. Данлопом [3, с. 116, 119, 121, 170], но его аргументы были подвергнуты А.П. Ново-
сельцевым справедливой критике [5, с. 150]. Более обоснованной представляется точка зрения М.И. Артамонова, обращавшего внимание на то, что число «400» является подозрительно круглым и, следовательно, приблизительным, поэтому можно говорить о том, что указание Иегуды га-Леви на время обращения Булана должно относиться примерно к первой половине VIII в. [4, с. 266]. В таком случае вероятность участия Булана в событиях 730 г. представляется очень высокой.
Нападению хазар на владения Арабского халифата предшествовал успешный рейд на территорию Хазарского каганата наместника халифа в Армении и Азербайджане ал-Джарраха ибн 'Абдаллаха ал-Хаками. По данным ат-Табари и Ибн ал-Асира, в 111 г.х. (729-730 гг.) ал-Джаррах направился против хазар «со стороны Тбилиси», т.е. через Дарьяльское ущелье, и достиг хазарского города ал-Байда' - резиденции кагана. Город был захвачен, после чего арабская армия вернулась в Закавказье [6, с. 354; 7, с. 206].
В ответ на это в следующем, 112 г.х. (730-731 гг.) хазары и совершили свое самое масштабное и дерзкое нападение на Закавказье. Очень краткое сообщение об этом сохранилось в летописи Феофана Исповедника: «...Сын хагана, владыки Хазарии, отправился походом на Мидию и Армению. Застав в Армении Гараха (ал-Джаррах. - И.С.), стратига арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском. Разграбив страну армян и мидийцев, он повернул назад, нагнав великий страх на арабов» [8, с. 67, 141, комм. 418].
По сообщению армянского историка Левонда (Г'евонд; VIII в.), хазары во время этого нападения выдвигались в Закавказье через проход Чора (Дербентский проход) во главе с полководцем Т'армач'ем [9, с. 71-72]. По данным же ат-Табари и Ибн ал-Асира, вторжение возглавлял сын кагана, направлявшийся туда через Дарьяльское ущелье [10, с. 1530; 7, с. 207]. Ясность в этот вопрос вносят данные Бал'ами:
вторжение хазар в 730 г. происходило через «несколько кавказских проходов» [11, с. 516], т.е. упомянутый Левондом хазарский полководец Т'армач' прошел в Закавказье через Дербентский проход, а сын кагана - через Дальяльское ущелье, другие же хазарские отряды выдвигались туда через менее удобные горные проходы.
Вступив в Грузию, сын кагана направился к Шак-ки, где находился ал-Джаррах, и тому пришлось отступить через Байлакан и Варсан к городу Ардабилю [10, с. 1530-1531; 12, с. 24; 13, гл. 3:17]. Варсан и еще несколько городов в Азербайджане были осаждены хазарами, а вслед за этим в сражении, состоявшемся 8 декабря 730 г. близ Ардабиля, 25-тысячная арабская армия была полностью перебита. Ал-Джаррах был убит [6, с. 355; 14, с. 40, 50, прим. 2]. Хазары заняли Ардабиль и распространили свои набеги до Диарбе-кира и окрестностей Мосула [6, с. 355-356; 7, с. 208; 10, с. 1530-1531; 11, с. 516; 12, с. 24-25; 15, с. 206;].
Имя сына кагана, возглавлявшего данный рейд, передается в источниках с различными искажениями. По всей видимости, наиболее точная его форма отражена в сочинении ал-Куфи - Нарстик [12, с. 22] (ср.: Мартик у Ибн Хаййата [6, с. 351]), что реконструируется З.М. Буниятовым, А.П. Ковалевским и О.Г. Большаковым как тюркское *Барсбик / *Барсбек [12, с. 79, прим. 26; 16, с. 164, прим. 34; 17, с. 61].
Важное значение для реконструкции событий 730 г. имеет сообщение грузинской хроники «Матиане Карт-лиса» («Летопись Картли») о набеге хазарского полководца Блучана на Грузию [18, с. 249-250; 19, с. 184-185; 20, с. 26-27; 21, с. 27-28; 22, с. 47]: «По преставлении святого мученика Арчила остались у него сыновья Ио-ван и Джуаншер. Отправился Иован в Эгриси (Западная Грузия. - И.С.) и забрал с собой мать и двух сестер. А Джуаншер с двумя (другими) сестрами остался в стране Картлийской и Кахетской. Сестра же младшая его была прекрасна ликом, и слухи о красоте ее дошли до царя Хазарского Хакана; прислал он гонцов, дабы выпросить Шушан себе в жены, взамен обещав пособить в борьбе с сарацинами (т.е. арабами. - И.С.). И когда посол Хакана подступил (к Картли), Джуан-шер поведал обо всем своему брату и матери. Однако они не поддались и ответствовали: "Уж коли станет нам невмоготу, то лучше удалиться в Грецию и обратиться к христианам, нежели позволить язычнику опохабить дитя наше". И Шушан гневно порицала Хазарского царя.
Спустя три года после этого снарядил Хакан спаса-лара своего Блучана; прошел он дорогу Лекетскую и вступил в Кахети; осадил крепость, в которой пребывал Джуаншер и сестра его Шушан и дней через малость овладел (крепостью) и увел их в плен; сокрушил город Тбилиси, полонил Картли и всю эту страну.
И когда они ступали по дороге Дариалана, Шушан молвила брату своему: "Лучше мне помереть, дабы господь сопричастил меня святой матери, нежели быть посрамленной язычником". И тут же выщербила из перстня своего драгоценный камень, высосала скрытое под ним смертное зелье и тотчас пала мертвой.
Затем прибыл Блучан к Хакану и представил ему
Джуаншера; поведал также о кончине сестры его Шушан. И разгневался (Хакан) за то, что не принесли тела усопшей, узреть которое он желал. Схватили Блучана, накинули ему на шею аркан, отдали двум всадникам на растерзание и оторвали ему голову немилосердно. По истечении семи лет Хакан отправил Джуаншера в собственную страну, одарив его обильно» [22, с. 47].
И.А. Джавахишвили, а вслед за ним и А.П. Новосельцев полагали, что речь здесь идет о событиях 764765 гг., когда хазары во главе с Растарханом совершили нападение на Закавказье [5, с. 190; 23, с. 80], а М.И. Артамонов связывал нападение Блучана на Грузию с хазарским вторжением в Закавказье 799 г. [4, с. 251]. Однако для столь поздней датировки этого рейда нет никаких оснований, так как известно, что отец Джуаншера, эрисмтавар Арчил, был казнен в 718 г. [18, с. 245; 20, с. 26; 21, с. 63, прим. 4; 24, с. 125; ], правление же его сыновей - Иоване (на западе Грузии) и Джуаншера (на востоке Грузии) - приходится непосредственно на последующий период, т.е. указанное вторжение Блучана должно было происходить в 20-х или 30-х гг. VIII в. Поэтому следует признать вполне логичной точку зрения Вахушти Багратиони, относившего данный набег к 731 г. [24, с. 127], правда, эту датировку следует несколько уточнить. Поскольку в 731 г. хазары не совершали нападений на закавказские страны, то надо полагать, что указанный рейд Блучана на Грузию происходил годом раньше - в конце 730 г.
Эта точка зрения подтверждается данными ал-Балазури и Бал'ами, которые объясняли успешные действия хазар в 730 г. тем, что они получали сведения о дислокации арабских войск от некоего грузинского князя [11, с. 516; 15, с. 206]. Этим князем мог быть только Джуаншер [25, с. 149-156].
Нельзя не обратить внимание и на указание «Матиане Картлиса» на то, что в первый раз каган сватался к грузинской княжне за три года до набега Блучана, что хронологически соответствует хазарскому рейду 108 г.х. (726-727 гг.), который возглавлялся тем же Бар-сбеком [6, с. 351; 7, с. 199], а Джуаншер пробыл в плену у кагана семь лет, т.е. до 737 г. В некоторых списках этого источника сказано о том, что каган отпустил Джу-аншера в Грузию на «седьмом году» пребывания последнего в плену [18, с. 250; 19, с. 258; 21, с. 63, прим. 8], т.е. через неполные семь лет, что хронологически полностью соответствует дате разгрома хазар арабским военачальником Марваном ибн Мухаммадом [3, с. 8284; 4, с. 218-224; 5, с. 182-186]. Таким образом, не остается сомнений в том, что набег Блучана на Грузию имел место в 730 г.
Казалось бы, данный вывод должен привести к заключению об идентичности друг другу Булана, Барсбека и Блучана, имена которых еще и в определенной степени созвучны, однако отождествлению этих полководцев препятствует ряд фактов. Прежде всего надо обратить внимание, что в цитировавшемся тексте грузинской хроники говорится о том, что Блучан выдвигался в Грузию по Лекетской дороге. Среди исследователей нет единого мнения относительно ее идентификации. Так, если Н.А. Бердзенишвили и М.Д. Лордкипанидзе пола-
гали, что она соответствует пути через Дарьяльское ущелье [21, с. 63, прим. 6; 26, с. 65], то М. Джанашвили этимологизировал название «Лекетская дорога» как «Лезгинская дорога» [20, с. 27]. Последняя точка зрения была принята Г.В. Цулая и А.П. Новосельцевым, по мнению которых Лекетская дорога - это путь, соединявший Кахети с Дагестаном [5, с. 237, прим. 271; 22, с. 79-80, прим. 3]. Данное мнение представляется наиболее вероятным, но независимо от этого Лекетская дорога не может соответствовать Дарьяльскому пути, так как в том же грузинском источнике упоминается «дорога Дариалана». Кроме того, следует принять во внимание, что, согласно источнику, Блучан, продвигаясь по Лекетской дороге, вышел в Кахети и осадил там крепость, в которой находились Джуаншер и Шушан, и только потом, через несколько дней, захватив крепость, направился к Тбилиси, сокрушил его и далее «полонил Картли», т.е. рейд Блучана по территории Грузии был направлен с востока на запад. В таком случае Лекетская дорога действительно должна соответствовать пути из Кахети в Дагестан. Отсюда следует, что Блучан со своим войском прошел в Закавказье либо через Дербент (вместе с Т'армач'ем?), либо через Нагорный Дагестан, а поскольку, как говорилось выше, «сын кагана» Барсбек выдвигался против ал-Джарраха через Дарьяль-ское ущелье, то Блучан не может быть тождествен Барсбеку.
Следует принять во внимание, что, по данным того же источника, захваченные в плен Джуаншер и Шушан были уведены Блучаном в Хазарию через Дарь-яльское ущелье, а средневековые арабо-персидские источники свидетельствуют о том, что Барсбек отступал из Закавказья через Дербентский проход [10, с. 1530-1531; 12, с. 28-29, 33, 35-38; 15, с. 206; 27, с. 395], что также не позволяет идентифицировать Блучана с Барсбеком.
Согласно данным письма царя Иосифа, Булан направлялся в «страну Ар.д.вил», тождественность которой Ардабилю сомнений не вызывает [ср.: 1, с. 77, прим. 3], по дороге Д.ралан [1, с. 94], что, несомненно, отражает персидскую форму Dar-i Alan [ср.: 1, с. 77, прим. 2] «Врата алан» или «Аланский проход» (т.е. Дарьяль-ский). А поскольку Блучан выдвигался в Грузию с востока, то идентифицировать его с Буланом не представляется возможным.
Поскольку и Булан, и Барсбек прошли в Закавказье через Дарьяльское ущелье, этот факт можно было бы рассматривать как аргумент в пользу идентичности их друг другу, однако Барсбек принадлежал к роду хазарских каганов, а вопрос о принадлежности к этому роду Булана остается пока открытым. Напомним, что Д.М. Данлоп идентифицировал двенадцать хазарских царей, имена которых приводятся в письме хазарского царя Иосифа, а также и Булана, являвшегося их предком, с каганами [3, с. 74-78]. Позднее же М.И. Артамоновым была приведена достаточно надежная аргументация в пользу их идентификации с хазарскими беками. Но поскольку обоснование М.И. Артамонова принято не всеми исследователями (так, например, П.Б. Голден придерживается в данном
вопросе точки зрения ДМ. Данлопа [28, с. 101-102]), то данную дискуссию нельзя считать завершенной, и соответственно вопрос о возможности отождествления Булана и Барсбека остается открытым.
В заключение можно отметить, что Булан вероятнее всего жил в первой половине VIII в., а царь Овадия, правление которого обычно относят к концу VIII - началу IX в. [4, с. 278-280, 324 сл.], вполне мог приходиться ему внуком. Mожно также достаточно уверенно говорить о том, что Булан являлся участником хазарского нападения на Закавказье в 730 г., причем он выдвигался туда через Дарьяльское ущелье. Идентифицировать же Булана с кем-либо из персон, известных в связи с событиями 730 г. из армянских, грузинских и арабо-пер-сидских источников, пока не представляется возможным.
Литература
1. Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932.
2. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журн. Mинистерства народного просвещения. 1908. Ч. 13, 14.
3. Dunlop D.M. The History of the Jewish Khazars. N.Y., 1954. Vol. 16.
4. АртамоновМ.И. История хазар. Л., 1962.
5. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. M., 1990.
6. Халифа ибн Хаййат. Та'рих Акрам Дийа' ал-'Умари. Ан-Наджаф, 1386 (1967) (на араб. яз.).
7. Ибн ал-Асир. Ал-камиль фи-т-тарих. Каир, 1934. Т. 4 (на араб. яз.).
8. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана»: «Бревиарий» Ни-кифора / Тексты, переводы, коммент. M., 1980.
9. Гевонд. История халифов / пер. К. Патканьяна. СПб., 1862.
10. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Dja-rir at-Tabari cum aliis ed. M.J. de Goeje. Lugduni Ba-tavorum, 1879-1890. Ser. II.
11. Dorn B. Beiträge zur Geschichte der kaukasischen Länder und Völker, aus morgenländischen Quellen. IV. Tabary's Nachrichten über die Chazaren. SPb., 1844.
12. Абу Мухаммад Ахмад ибн А 'сам ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана VII-IX вв.) / пер. с араб. ЗЖ. Буниятова. Баку, 1981.
13. МовсэсКаланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984.
14. Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-'Усфури об арабо-хазарских войнах в VII - первой половине VIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. M., 2000.
15. Liber expugnationis regionum, auctore... al-Beladsori / Ed. M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866.
16. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах: статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.
17. Большаков О.Г. Уточнения к переводу «Записки»
Ибн Фадлана // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. : Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева / отв. ред. Т.М. Калинина. М., 2000.
18. Картлис цховреба. I. Тбилиси, 1955. С. 249-250 (на груз. яз.).
19. BrossetM. Histoire de la Géorgie. SPb., 1849.
20. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 22. Тифлис, 1897.
21. Матиане Картлиса / пер., введен. и прим. М.Д. Лорд-кипанидзе. Тбилиси, 1976.
22. Летопись Картли / пер., введен. и прим. Г.В. Цу-лая. Тбилиси, 1982.
23. Джавахишвили И.А. История грузинского народа.
Т. 2. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.).
24. Вахушти. История Грузии / Изд-е Д.З. Бакрадзе. Тбилиси, 1885 (на груз. яз.).
25. Семенов И. О набеге хазарского полководца Блучана на Грузию в VIII веке // The Questions of the History and Theory of Culture. XX. Tbilisi, 2004.
26. Бердзенишвили Н.А. Дороги Грузии в эпоху Руставели. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.).
27. Ibn Wadhih qui dicitur al Ja'qubl. Historiae / Ed. M.Th. Houtsma. Lugduni Batavorum, 1883. Т. II.
28. Golden P.B. Khazar Studies: An Historico-philolo-gical Inquiry into the Origins of the Khazars. Budapest, 1980. Vol. I.
Поступила в редакцию 12 марта 2008 г.