УДК 34.09
Миронова Екатерина Анатольевна
Соискатель Государственной академи славянской культуры, [email protected], Коломна
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ КУЛЬТУРОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ АНДРЕЯ БЕЛОГО
Mironova Yekaterina Anatolyevna
Competitor the State Academy of Slavic Culture, [email protected], Kolomna
TO THE QUESTION OF EVOLUTION OF ANDREY BELIY’S CULTUROSOPHIC IDEAS
Конец XIX - начало XX вв. ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю мировую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущения приближающейся гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил и новую эпоху - эпоху культурного ренессанса начала века - одну из самых утончённых эпох в истории русской культуры. Как отмечал Н. Бердяев, это была «эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и исканий, интереса к мистике и оккультизму» [б, с. 153].
В эту эпоху у каждого человека крайне обострено чувство собственного «я». Поэтому закономерно выдвижение на первый план такой темы, как «взаимоотношения» личности и мира, их кулыурное наполнение. Подобное «я»-восприятие вызвано атмосферой «хаосогенной» [7, с. 48] эпохи, когда человек в условиях развивающегося капиталистического мира чувствует себя беззащитным перед машиной власти, культивирующей производство и забывающей о духовной составляющей каждой личности.
Главной задачей мыслители рубежа столетий считают именно сохранение человеческого в человеке вопреки механизации жизни. Настоятельная моральная потребность защитить собственные чувства, утвердить человеческие ценности указывает на тесную связь культурного ренессанса начала XX в. с гуманистическими традициями, уходящими своими корнями в глубокую древность человеческой истории.
Наиболее ярким представителем Серебряного века, одним из первых поднявшим темы культурного наполнения человеческого «Я», взаимоотношений личности и мира, стал А. Белый.
Наследие русского символиста до сих пор подвергается пристальному изучению. Если ранее он получил широкую известность как поэт, прозаик, мемуарист, теоретик стиха, то как философ известен мало. Однако истинно
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИЙ КУЛЬТУРОСОФСКИХ взглядов..,
замечание Л. А. Сугай о том, что «художественное творчество А. Белого неотделимо от его философских исканий» [4, с. 6]. Его «трактаты» («Душа самосознающая», «Кризис культуры», «Культура и революция», «Философия культуры» и т. д.), посвящённые решению глобальных философских вопросов относительно личности и ее взаимоотношений с миром на платформе культурологических метаморфоз эпохи, являются сокровищницей идей, глубоко укорененных в прошлом и устремленных в будущее.
В рамках нашей статьи мы попытались выявить основные источники культурософских взглядов А. Белого, а также обрисовать аспекты его понимания личности с учетом факторов культурного развитая эпохи.
Центральное место в творчестве знаменитого философа-символиста занимала антропологическая проблема «личность - мир». Философская трактовка человеческого бытия, которой придерживался А. Белый, уходит своими корнями в мировоззренческие концепции Вл. Соловьева и Ф. Ницше,
Вл. Соловьев указывает путь к богочеловечеству как проявлению в личности всеединого духа, а Ф. Ницше целью исторической эволюции считает проявление всеединой личности - сверхчеловека.
А. Белый соотносит Ф. Ницше с Христом, и хотя они идут разными путями, все же приходят к одной цели — синтезу неба и земли. Вызволив личность из состояния отчуждения, через приобщение ее к ритму жизни, духу музыки, Ф, Ницше, по мнению А. Белого, создал религию личности. Разделяя взгляд Вл. Соловьева на искусство как теургию, А. Белый и самого Ф. Ницше считает теургом. Однако, отталкиваясь от Вл. Соловьева и следуя за Ф. Ницше, А. Белый подходит к решению этой проблемы иначе; чтобы совершить подвиг перерождения мира, человек должен переродиться сам. Для этого ему необходимо приобщиться к духовной культуре, культуре развивающегося «Я», Человек должен преодолеть ограниченность своего существования и стать для себя собственной художественной формой - то есть быть способным к преображению. По словам А. Белого, «культура - это стиль жизни, <...> она определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего «Я»; она - индивидуальна и универсальна одновременно...» [4, с. 308]. Отчасти эта идея дублируется чуть раньше Вл. Соловьевым и окончательно закрепляется в философских воззрениях А. Белого. Так, согласно соловьевскому взгляду, бытие познает самое себя через человека и его культурное наполнение, без него оно неполно и недостаточно. Реализовать преображения собственного «Я» помогают культура и как ее составляющая искусство. Именно благодаря им человек раскрывает собственные чаяния и надежды, тем самым творя и преобразуя жизнь всего человечества.
Писатель достаточно ясно сознает иллюзорность своих мечтаний об идеальном человеке. Однако у него до конца дней сохранится главное - собственно творческое и жизненное кредо — символизм вскрыл смысл человеческой истории и культуры как телеологического стремления к воплощению божественного символа в реальной жизни.
В 1900 году А. Белый увлекается антропософией Р. Штейнера, главная идея которой -преображение мира начинается с преображения личности. В Штейнере А. Белый увидел того «родного мудреца» [1, с. 11], который укажет ему дорогу к совершенству, к Христу. Занятия антропософией заставляют писателя-символиста постоянно размышлять над проблемой внутреннего самопознания, поощряют углубленное внимание к автобиографической теме. Так появляются воскрешающие младенческие и юношеские переживания автора романы «Котик Летаев» (1917) и «Крещенный китаец» (1921). Однако в своей внутренней жизни поэт и философ А. Белый оставался одиноким, без поддержки профессора. Наступил момент, когда произошёл срыв, переоценка учения Р. Штейнера. И уже в 1922 г. А. Белый окрестил немецкого антропософа Дьяволом (об этом свидетельствует М, Цветаева в произведении «Пленный дух»),
А. Белый не станет и ницшеанцем, для него учение Ф. Ницше - лишь этап к истинному христианству как религии самосознающего «я», понятому в духе Вл. Соловьева. Через все творчество писателя проходит идея о мессианском предназначении русской культуры, которая одна только и способна осуществить грядущий религиозный синтез «небаи земли». Эта идея свойственна философии Вл. Соловьева. Ее заимствовал и А. Белый. Но воплотить этот идеал лично писателю-символисту не удалось: он остановился на полпути между «артистической метафизикой» Ф. Ницше и религиозной философией всеединства Вл. Соловьева. Но все же именно соловьевское учение о теургической задаче искусства определило основное направление развития мысли великого русского поэта и теоретика символизма, именно ему обязан А. Белый созданием своей теории жизненного творчества.
В свою очередь, писатель-символист, оригинально преломив сквозь призму русского символизма идеи Ф. Ницше и Р. Штейнера, выдвинул апологию «верующего разума», единственно способного прозреть «абсолютную реальность» бытия. По мысли А. Белого, личность человека, двуприрод-ность его существа - главный субъект и объект как собственно художественного творчества, так и культурософского мышления.
Отчасти на подобную точку зрения повлияла и так называемая философия откровения Ф. Шеллинга. Скорее всего, безошибочным будет признать тот факт, что именно в этом направлении как одном из первых звучит мысль
о том, что Бог - это основа творческой личности. То есть уже изначально человеческая природа божественна. Но эту святость невозможно сохранить на протяжении всей жизни. Утрачивая ее, человек со временем должен стремиться вновь обрести свою божественную «половину» посредством освоения культуры. Цель будущего искусства, творчества жизни - привить личности желание обрести свою неприкосновенную святость, преобразить себя и мир.
Таким образом, философское мировоззрение А. Белого не принимает посылки ни объективного идеализма с его давлеющим над индивидом абсолютом, ни материализма с его господством объекта над субъектом, пред-
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ КУЛЬТУРОСОФСКИХ взглядов,..
мета над самостью. Его онтология творчества опирается на субъективно идеалистический дискурс, согласно которому надо начинать с самого очевидного, с факта нашего сознания, творческой способности сознания или просто творчества. Он стремится познать тайну человека с точки зрения самоценности человеческого бытия, его рациональных оснований. Образ человека в трудах А. Белого - это поиск возможностей рационального мира. На этом пути, опираясь на опыт предшествующих философов и теоретиков, он исследует гносеологический механизм постижения человеческой природы, не переходя ту тонкую грань, которая отделяет оформленный метафизи-чески-систематизированный образ человека от анализа живой, конкретной личности во всём богатстве ее смысложизненных переживаний. Отсюда -невозможность отнесения антропологии А. Белого к какому-либо конкретному философскому течению.
Библиографический список
1. Белый, А. Воспоминания о Штейнере [Текст] / А. Белый — Париж, 1982.
2. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма [Текст] / А. Белый — В 3 тт. Т. 2.-М., 1994.
3. Белый, А. На рубеже двух столетий [Текст] / А. Белый — М., 1989.
4. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый — М., 1994.
5. Белый, А. Символизм. Книга статей [Текст] / А. Белый ■ М., 1910.
6. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев — М., 1990.
7. Кнрбаба, Ю. В. Генезис синергетической парадигмы: культурологические аспекты [Текст] / Ю. В. Кирбаба — АКД. — Саратов, 2004.
8. Чистякова, Э. И. Жизнь по законам Вечности [Текст] / Э. И. Чистякова // А. Белый — Душа самосознающая. М., 1999.