Научная статья на тему 'К вопросу об этнической толерантности'

К вопросу об этнической толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1353
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этнической толерантности»

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

А.А. Толстикова

В настоящее время проблема межэтнической толерантности стала одной из приоритетных в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом является Декларация принципов терпимости (ЮНЕСКО, 1995 г.) [3], в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (ст. 1.1.). Правительством России в 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)».

Одной из черт современного нам общества является так называемый «этнический парадокс». Он обозначает явление, когда параллельно с развитием процессов глобализации все больше фиксируется всплеск этнического самосознания. Общество находится в ситуации сильных противоречий. Во-первых, это противоречие между глобальным характером современной цивилизации и этнокультурным миром, а во-вторых, противоречие между тенденцией к универсализации способа жизнедеятельности в мировом масштабе и сохранением этнической идентичности. В связи с этим проблема этнической толерантности представляется особо актуальной.

Толерантность - это не то же, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает, прежде всего, чувство или действие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия. «Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это - личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [1, 313].

Этническая толерантность как вид социальной толерантности понимается в общественных науках как уважительное отношение и признание права на существование этнического Другого. Она представляет собой способ мирного взаимодействия между представителями разных этнических групп.

С точки зрения социальной психологии, этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, точнее, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [2]. С философской точки зрения, толерантность определяется как нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной дистанции, религиозной конфессии, как равно достойной личности.

Толерантность как научная категория имеет много значений. Этот термин был позаимствован из западных социальных наук. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в переводе Декларации принципов терпимости (подписана государствами-членами ЮНЕСКО в ноябре 1995 года в Париже) на русский язык используется слово «терпимость». Однако толерантность не сводится к простой терпимости, а подчеркивает право личности на сохранение автономии. В Декларации «толерантность» толкуется как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Обратная сторона толерантности - нетерпимость - «заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает принци-

пы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека» [1, 312].

В трактовке понятия «толерантность» многие авторы выделяют две традиции: западноевропейскую и российскую [4-6]. Впервые понятие толерантности появляется в латинском языке, в котором имеется два слова с подобным значением: «райепйа» и «1о1егап1;1а». Первое обозначало смирение и терпение. Второе трактовалось не просто как смиренное терпение, а как устойчивая активная позиция человека, добровольное перенесение страданий и зла. В период Средневековья термин «1о1егап1;1а» получает специальное социальное значение: допущение существования Другого как в религиозном, так и в культурном смыслах. Идея толерантности возникает как идея религиозной терпимости в рамках философии либерализма. Как философская категория толерантность формулируется в связи с проблемой религиозной нетерпимости и первоначально воспринимается как осмысление итогов Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.). Считается, что основы теории толерантности были заложены Дж. Локком в работе «Послание о веротерпимости». В философии он первым признал право на инаковость за другим человеком.

В русской традиции термин «толерантность» стал употребляться сравнительно недавно. В истории русской философии среди работ таких авторов, как Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, можно обнаружить религиозно-философский и светский подходы. Особое внимание к проблеме терпимости проявил В.С. Соловьев. В своем труде «Оправдание добра» он разграничил понятия «терпимость» и «терпеливость». Под последним он понимал страдательную сторону такого душевного качества, как «великодушие». Понятие «терпимость» определялось близко к понятию «невозмутимость». Использовать дословный перевод термина «толерантность» в русском языке не стоит. В противном случае толерантность придется понимать как пассивное принятие окружающей действительности. Она предлагает переводить толерантность в виде целого словосочетания: «уважение-понимание-принятие», т. е. в терминах официального определения в Декларации принципов терпимости.

Исследователи Научного межрегионального института общественных наук Уральского университета М.Б. Хомяков и А.В. Перцев определяют толерантность как «способ утверждения какой-либо ценности - свободы, равенства, справедливости» [5, 50]. Важно то, что они говорят о невозможности существования единой универсальной теории толерантности. Новая теория толерантности «должна основываться на плю-ральности парадигм ее обоснования» [5, 50]. Перцев [7] использует понятие «ментальная толерантность» для утверждения того, что толерантность в различных культурах понимается по-разному. Терпимость как практика осуществляется, по его мнению, в зависимости от культурного контекста.

Этническая толерантность - это вид отношения между субъектом и объектом толерантности по признаку этничности. Поэтому изучение должно быть сфокусировано не на самой толерантности, а на акторах этого взаимодействия, на том, как они будут вести себя, что делать. О толерантности можно судить по практикам, по выстраиваемым сетям взаимодействия, установлениям контактов. О толерантности, в конце концов, можно судить по результату взаимодействия (например, по лингвистическим взаимозависимостям, по установлению родственных и дружественных связей).

Социальными и социально-психологическими условиями формирования всех видов толерантности (экономической, межэтнической, религиозной, межличностной, политической), по мнению исследователя, выступают следующие:

• высокий уровень благосостояния общества: только самодостаточный (в том числе экономически независимый) человек с нормальным позитивным проявлением идентичности способен к толерантному отношению к другим;

• возможность сохранения этнической культуры субъекта толерантности, что позволяет ему с уважением относиться к чужой культуре;

• нормальная социальная и этническая идентичность, колторые способствуют повышению уровня толерантности всех видов;

• открытость общества, возможность межкультурного контакта, приобретение опыта общения с представителями других культур;

• возможность регуляции межкультурного взаимодействия на правовой основе, т.е. необходимость построения правового государства;

• создание общества социального доверия.

На уровень этнической толерантности влияет ряд социально-демографических характеристик. К этим факторам относятся: пол и возраст. В отдельную группу можно выделить факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации: семья является значимым фактором в формировании этнической толерантности подростков (высокий положительный уровень толерантности показывают только школьники из полных семей); школьное и вузовское воспитание; тип учебного заведения [4]. К социально-политическим факторам [8], влияющим на степень толерантного восприятия Другого, относят политическую волю и особые интересы центральной и региональной элит; степень правовой и политической культуры граждан; наличие соответствующего законодательства и эффективного его соблюдения; эффективность деятельности правоохранительной системы; исторические традиции; ментальность разных слоев народа; позиция представителей интеллигенции. Международные социально-политические события (в особенности, террористические акты) [4] приводят к снижению толерантного отношения к обеим сторонам конфликта. Как показало исследование, после террористического акта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке информанты (студенты гуманитарных вузов) изменили свою положительную толерантность к американцам и арабам на инто-лерантность. Это объясняется работой механизма психологической защиты этнокультурной общности.

По мнению Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, на проявление этнической толерантности в сфере межгруппового взаимодействия влияют следующие универсальные социально-психологические факторы [4]: позитивность/негативность этнической идентичности; четкость/неопределенность этнической идентичности; величина культурной дистанции с этноконтактными группами; длительность совместного проживания; степень этнокультурной компетентности; значимость этнической идентичности для субъекта толерантности; субъективный статус этнической группы субъекта и объекта толерантности; величина социальной дистанции с этноконтактными группами; психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу; опыт и навыки межкультурного взаимодействия. К этому необходимо добавить наличие в прошлом опыта этнической дискриминации, уровень воспринимаемой дискриминации, выраженность установок на агрессию, степень сходства культурных ценностей, установки на внутриэтническую консолидацию.

Немаловажную роль играют также оциально-экономические факторы: социально-экономическая ситуация в стране проживания субъекта толерантности; место проживания субъекта (крупный город/провинция); социальный статус субъекта (положение мигранта/туземца; род профессиональной деятельности); уровень дохода.

В социально-политическом аспекте толерантность выступает необходимым условием демократического развития общества. Основными признаками такого общества являются [9]: равноправие - равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их принадлежности к какой-либо группе (в том числе, к этнической); взаимоуважение членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков этнических меньшинств; возможность следовать своим традициям и свобода вероисповеда-

ния, если это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество и солидарность при решении общественных проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнического взаимодействия.

Подводя итог, перечислим функции, которые выполняет этническая толерантность.

• Мирообеспечивающая функция: обеспечение мирного сосуществования людей.

• Регулирующая функция:

конструктивное регулирование конфликтов; регулирование взаимодействий людей; средство обеспечения прав человека; сдерживание неприязни (в том числе. этнической).

• Функция поддержания системы:

поддержание самоорганизации общества; поддержание социального воспроизводства.

• Культуросохраняющая функция:

поддержание культурного многообразия общества; развитие культур за счет взаимозаимствований.

• Интегрирующая функция: объединение членов общества для достижения цели.

• Психологическая функция:

нормализация психологической атмосферы в обществе (создание условий для общества доверия, уважения, понимания);

формирование позитивной индивидуальной идентичности (в том числе этнической);

снижение уровня чувствительности к ситуациям неопределенности фрустрации.

• Воспитательная функция: успешная передача культурного и социального опыта в процессе социализации и инкультурации.

• Коммуникативная функция: готовность к общению; конструктивное взаимодействие.

• Креативная функция: создание и обеспечение условий для творческой активности.

• Фелицитологическая функция: обеспечение счастья от общения с Другими и получения признания группой и миром в целом.

Социальная роль этнической толерантности в поддержании мирного сосуществования людей очевидна. Этническая толерантность как один из видов социальной толерантности определяет многомерность культурной среды; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по этническим признакам. Она служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и обеспечивает их положение с помощью закона.

Литература

1. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003

2. Лебедева Н.М. Социальная психология этнической миграции. М., 1993

3. Декларация принципов терпимости. Париж, 1995

4. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005

5. Хомяков М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность / Пределы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Пределы толерантности в современном обществе - 2003» / Под ред. И. Л. Первовой, В.В. Козловского. Изд-во СПбГУ, 2003

6. Forrat N. Toleration: Western and Eastern Variants of Consideration .NY, 2001

7. Перцев А.В. Ментальная толерантность // Толерантность: исследования, переводы, информация о книгах. Вестник Уральского межрегионального института общественных наук. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. №1. С.50-70.

8. Толерантность. / Под ред. Мчедлова, М.: «Республика», 2004.

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг: учимся толерантности. / На пути к толерантному сознанию. Отв. ред. А.Г. Асмолов. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.